Арабы в начале средневековья народ первобытный или цивилизованный. Средневековая культура арабов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Всемирная история. Арабы в начале средневековья народ первобытный или цивилизованный


Trojden | Свет ислама: Данилов Д. Д.

Глава 3

Если хочешь, выбери проект или предложи свой:

Исследование. История мусульман, крестоносцев и монголов VII—XIII веков в современном кино: примеры научной правды и вымысла. Изделие. Фигурки воинов: крестоносца, сарацина, монгола. Действо. Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» на тему «Загадки истории мусульман, крестоносцев и монголов VII—XIII веков».

Выделенные факты и понятия необходимо запомнить и уметь использовать

ок. 610 - Мухаммед начинает проповедь ислама.

622 - переселение Мухаммеда из Мекки в Медину - создание общины мусульман, начало мусульманской эры.

630 - мусульмане занимают Мекку и очищают Каабу от языческих идолов - объединение арабских племён.

632 - смерть Мухаммеда - создание Арабского халифата.

637 - арабы завоёвывают столицу Ирана Ктесифон.

640—642 — арабы завоёвывают Сирию и Палестину, Египет.

ок. сер. VII в. - записи проповедей Мухаммеда - Коран.

691 - В Иерусалиме возведена мечеть «Купол скалы».

756 - Испания отделяется от халифата.

762 — основание Багдада — новой столицы халифата.

786 - начало правления халифа Гарун аль-Рашида, ставшего героем сказок «Тысяча и одна ночь».

790 — в Багдаде начинается изготовление бумаги.

825 - «Дом мудрости» в Багдаде: труды по всем областям науки.

ок. 830 - аль-Хорезми: алгебра, алгоритмы решения уравнений.

1020 - «Канон врачебной науки» Ибн Сины (Авиценны).

1055 - турки-сельджуки завоёвывают Багдад.

1048-1131 - в Самарканде - поэт и учёный Омар Хайям.

1095 - призыв Папы Урбана II к крестовому походу в Палестину.

1096—1099 - 1-й крестовый поход - взятие Иерусалима.

1119 - в Иерусалиме духовно-рыцарский орден тамплиеров.

1147-1149 - 2-й крестовый поход.

1180 - Тэмуджин начинает объединение монгольских племён.

1187 - Салах-ад-Дин отбивает у крестоносцев Иерусалим.

1189-1192 - 3-й крестовый поход - гибель Ф. Барбароссы.

1190 - основание Тевтонского духовно-рыцарского ордена.

1202-1204 - 4-й крестовый поход - захват Константинополя.

1206 - на курултае Тэмуджин провозглашён Чингисханом.

1211 - Чингисхан начинает завоевание Китая.

1219-1221 - захват Чингисханом Средней Азии.

1227 - смерть Чингисхана и разделение его империи на улусы.

1236-1242 - поход Батыя в Европу.

1258 - захват монголами Багдада.

1279 - завершение завоевания монголами Китая.

1271-1291 - путешествие венецианца Марко Поло в Китай.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

Из Корана и священных преданий мусульман

Первого человека - Адама - единый Бог (Аллах) создал «из звучащей глины» и вдохнул в него душу.

В конце света сатана (шайтан) пришлёт на землю своего демона (джинна), который будет выдавать себя за посланника Бога - Иисуса (Ису). Однако когда с небес спустится истинный Иисус, он победит лжепосланника и начнёт Страшный суд - грешники будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники воскреснут для вечной жизни.

Из Библии и священных преданий христиан

Господь Бог взял пыль земную и создал Адама. Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.

В конце истории - на землю явится Антихрист, который будет выдавать себя за посланника Бога — Христа. Когда же сам Христос второй раз придёт на землю, он победит Антихриста. Все люди воскреснут и предстанут перед Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки, а спасённые поселятся в Небесном граде, где «не будет более смерти».

• Сравни представления двух разных религий — ислама и христианства - о прошлом и будущем человечества. • Что удивляет? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским вопросом (с. 273).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Назови главные отличия первобытного общества от ступени цивилизации.

Объясни значение слов: религия, церковь, государство, иудаизм, христианство. (Словарь)

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Народ пустынь и городов.

• Арабы в начале Средневековья — народ первобытный или цивилизованный? (Свой ответ подтверди фактами.) • Сделай вывод по проблеме урока.

В начале Средневековья между христианской Византией и Ираном (Персией) располагалась страна арабов - полуостров Аравия. Уже более тысячи лет здесь можно было наблюдать одну и ту же картину. Раскалённый солнцем воздух дрожит над песчаными барханами или каменистой почвой, сквозь которую пробиваются редкие колючие кусты. На холм, поднимая тучу песка, взбирается вереница верблюдов и погоняющих их людей, закутанных по самые глаза в белые одежды. Это родовая община арабов-бедуинов (кочевников) движется к новому оазису. Найти воду помогает чутьё верблюдов, которые способны долго везти на себе грузы и обходиться без воды. От верблюдов арабы-бедуины получают мясо и молоко, шерсть для одежды и шкуры для шатров, топливо в виде высохшего навоза. На верблюдах, так же как на лошадях, арабские племена во главе с вождями-шейхами воюют друг с другом за пастбища и оазисы, сводят счёты кровной мести, похищают друг у друга девушек, о красоте которых сочиняют песни-стихи.

Но на юге Аравийского полуострова стекающие с невысоких гор реки, прежде чем уйти в песок и камни пустыни, успевают оросить долины. Здесь растут цветы, травы и деревья, дающие душистые вещества: ладан (которым ещё в древних храмах отбивали запах крови жертвенных животных), мирру (которой лечили больных и бальзамировали мёртвых), а также бальзам, алоэ, корицу, шафран. Из этой «страны благовоний» уже сотни лет расходятся в разные стороны караваны — вереницы верблюдов, везущих мешки с товарами, купцов и их охранников. Жившие здесь арабы рыли оросительные каналы и возделывали поля, строили торгово-ремесленные города, создавали маленькие государства и ещё с эпохи Древнего мира использовали собственную письменность. Её «летящими» буквами арабы-горожане записывали песни своих родичей бедуинов, ведущих «более правильную» - кочевую жизнь. Именно здесь, где ветры пустыни поднимали вихри песка, а над бронзовыми лампами курился дым благовоний, рождались сказки о грозных джиннах — волшебниках из огня и дыма.

Араб на верблюде. Худ. В.В. Верещагин

Спешимся здесь,

постоим над золою

в печали.

В этих просторах

недавно ещё кочевали.

Имру-Уль-Кайс. VI век

Большинство караванов с благовониями двигалось вдоль западного побережья Аравии. Здесь, в оазисах, выросло несколько крупных торговых городов, где путники отдыхали, запасались водой. В центре самого крупного города - Мекки — стояло квадратное здание из серого камня высотой 9 метров. Это Кааба (куб) — святилище всех арабских племён. В его восточную стену вделан священный чёрный камень: по арабскому преданию - дар богов, а по одному из современных предположений - метеорит, упавший на Землю из космоса. Изнутри стены Каабы были покрыты изображениями разных арабских богов, а во дворе стояли их каменные изваяния. Прикасаясь к ним рукой и принося им жертвы, арабы получали «божественную силу». Помимо язычников в Мекке и других арабских городах жили евреи-иудеи и христиане. Из их священной книги - Библии - арабы узнали о едином Боге (по-арабски — Аллах) и о его пророках - людях, через которых Бог обращается к народам. Теперь и арабы рассказывали друг другу о завете пророка Авраама (Ибрахима), о заповедях Моисея (Мусы), о божественном посланнике Иисусе Христе (Исе).

В начале Средневековья в Аравии жили рядом язычники, христиане и иудеи, кочевники и горожане-торговцы.

2. «Последний пророк Аллаха».

• Какие, на твой взгляд, причины привели к возникновению мусульманской общины? • Сделай вывод об отличиях ислама.

Арабская легенда гласит, что в 570 году все идолы мекканской Каабы разом упали на землю. Это произошло в тот миг, когда в семье небогатого караванного торговца родился мальчик Мухаммед. Ещё в детстве он остался сиротой — его отец и мать умерли. Не успев выучиться читать и писать, Мухаммед вынужден был начать работать - он пас овец и коз, потом служил охранником в караванах богатых родственников. В дорогах, у ночных костров, он много слушал рассказы о едином Боге (Аллахе), ангелах и пророках, много размышлял, вглядываясь в звёздное небо. В 25 лет Мухаммед женился на богатой вдове купца и стал хозяином большого дома с рабами и верблюдами. В 610 году в священный лунный месяц рамадан Мухаммед по обыкновению поднялся на гору рядом с Меккой для уединённых размышлений. И тут он увидел сияющее существо со свитком в руках.

- Читай! - сказало существо, развернув свиток.

- Я не умею читать! — признался Мухаммед.

- Читай! — повторило существо. — Читай! Во имя Господа твоего, который научил человека тому, чего он не знал.

Мухаммед начал повторять слова. Через некоторое время его собеседник оказался на небе, касаясь ногами линии земного горизонта, и произнёс: «О, Мухаммед! Ты пророк Аллаха, а я архангел Джабраил (Гавриил)!» С тех пор, по словам самого Мухаммеда, во сне и наяву он стал слышать слова Бога-Аллаха. Иногда это сопровождалось «звоном в ушах», иногда «сиянием утренней зари», иногда «багровением лица», иногда обливанием потом, но всякий раз в памяти и в сердце Мухаммеда запечатлевались слова Аллаха, обращённые к людям. Наконец архангел Джабраил явился вновь, когда Мухаммед спал рядом с Каабой. Он усадил пророка на белую лошадь-молнию с лицом человека и лучистыми крыльями. Они понеслись по воздуху в Иерусалим и опустились на Храмовой горе, где некогда стоял древнееврейский Храм единого Бога, где проповедовал Иса (Иисус Христос).

Мухаммед (справа), ведомый Джабраилом, возносится на небо. Средневековая миниатюра

Мусульманская проповедь. Средневековая миниатюра

Помолившись, Мухаммед увидел опустившуюся с небес световую лестницу. По ней он поднялся до седьмого неба, где предстал перед троном Аллаха, получил наставления от него, увидел красоты рая и ужасы ада.

Вернувшись на коне-молнии в Мекку, Мухаммед созвал горожан и объявил, что принёс им слова Бога-Аллаха, всемилостивого и милосердного. На городских площадях зазвучали стихи-пророчества Мухаммеда о том, что «жизнь моя и смерть моя — у Аллаха, Владыки миров», о том, что «все преданные Аллаху — братья друг другу и должны заботиться о взаимном благе», о том, что «не уверует никто из нас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

Первой Мухаммеду поверила его жена, потом - родственники, рабы, другие люди. Так за несколько лет в Мекке сложилась община мусульман (от арабского слова «муслим» - отдавший себя Аллаху). Однако большинство горожан отказывались верить Мухаммеду: жрецов возмущали его слова о том, что их боги — просто идолы, купцов — пророчества о том, что тот, кто не даёт милостыню, обвешивает, выбивает долги, будет гореть в аду. Гордые кочевники смеялись над обычаем мусульман падать на колени и простираться на земле, произнося: «Хвала Аллаху! Аллах велик!» Всякий раз, когда мусульмане собирались для молитвы, их избивали, прогоняли от Каабы, угрожали Мухаммеду смертью. Наконец, в 622 году 52-летний пророк решил переселиться в соседний город Ясриб, где у его проповедей появились почитатели. Жители Ясриба, устав от междоусобных войн, провозгласили пророка своим правителем. Они перестали делиться на роды и племена и стали одной общиной мусульман, принявших новую веру - ислам (от арабского слова «покорность»). Город Ясриб был переименован в Медину (город пророка), а 622 год стал новой точкой отсчёта времени - началом мусульманской эры.

Мухаммед (в пещере с закрытым лицом) во время переселения 622 г. Средневековая миниатюра

Бежав из Мекки, Мухаммед и его друг Абу Бекр скрылись от погони в пещере. По легенде, паук быстро заткал паутиной вход и гнавшиеся за Мухаммедом не вошли в неё, посчитав, что здесь никого нет.

Проповеди Мухаммеда - пророка Аллаха - привели к созданию новой религии — ислама.

3. Религия чистоты.

• На твой взгляд - человека XXI века, какие основы ислама наиболее важны и ценны для современного человечества? • Сделай вывод об отличиях ислама.

В Медине Мухаммед повелел записывать свои пророчества. Впоследствии эти записи составили священную книгу ислама - Коран (от арабского слова «чтение»). Для всех членов мусульманской общины Мухаммед установил единые обязанности. Первая — свою приверженность исламу свидетельствовать сло

trojden.com

Арабо-мусульманская цивилизация в Средние века

Арабские племена. Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упав­ший с неба. Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в (Медину. Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которо­му мекканиы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские пле­мена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульман- 1ство. а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку. Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие му­сульмане почитают также Сунну — сборник изречений пророка и рассказов о его жизни. Арабские завоевания.  После смерти пророка (632 г.) арабы вышли правителей из числа его сподвижников и родственников. )ни получали титул халифов — заместителей или посланников плаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда до­бычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско). Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. 13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторг­лись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

 

Арабский халифат.  После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции. Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории. Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов — суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некото­рых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены. В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы. Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень раз­ные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры посте­пенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия. С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана. В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан. Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­ренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки. При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие. При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек. Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки», который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему. С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь». Практикум «Арабо–мусульманская цивилизация в Средние века» Задание№1. Расставьте в последовательности отрывки, повествующие о жизни пророка, в этом вам поможет карта: 1.     Вскоре после вступления в Мекку и уничтожения идолов в Каабе Мухаммед получил новое откровение. Аллах требовал начать джихад – священную войну против не мусульман, неверных. Цель войны – обращение неверных в истинную веру. 2.     Когда Мухаммед был ребенком, гласит одна известная легенда, он играл вместе со своим молочным братом. Внезапно к мальчикам подошли двое незнакомых мужчин в белых одеяниях. Они положили Мухаммеда на спину, вынули его сердце, извлекли из сердца каплю черного цвета и отбросив ее прочь, вычистили сердце снегом. Затем они вложили сердце на место и удалились. Считается, что это ангелы очистили сердце Мухаммеда от скверны. 3.     Мухаммед умирал, будучи главой нового государства.  Вся Аравия была в его власти! Он не назвал преемника, но оставил тысячи ревностных последователей, которые продолжали его дело. 4.     Однажды в горной пещере около Мекки, где Мухаммед предавался благочестивым размышлениям, к нему явился некто могучий, страшный, произнёс несколько фраз и заставил Мухаммеда повторить их. Это, считают мусульмане, был архангел Джебраил (Гавриил). ПО повелению Бога он призвал Мухаммеда нести людям свет. Сначала Мухаммед рассказал об этом случае только своей жене Хадидже. 5.     Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери на окраине Мекки. Его отец принадлежал к могущественному роду. Он умер через два месяца после рождения сына, оставив ему в наследство 5 верблюдов, несколько овец и рабыню из Африки. 6.     Ясриб после Хиджры получил наименование «Город Пророка» (по-арабски Медина). Здесь Мухаммед нашел много новых сторонников. Отказ от поклонения племенным идолам означал прекращение кровопролитных межплеменных войн – ведь единоверцы не могут убивать друг друга. Мухаммед учил, что все верующие равны перед неизмеримо великим Аллахом и должны быть покорны ему и его пророку (само слово ислам означает покорность). Он возвел первую мечеть (мусульманский храм), определил порядок богослужения и развернул борьбу против мекканцев. 7.     После нового откровения последовали и другие. Бог требовал от Мухаммеда начать проповедь единобожия среди мекканцев. Сначала пророк доверился только самым близким людям, а потом выступил перед горожанами. Мекканцы сочли его отступником, покусившимся на веру предков. 8.     Борьба с мекканцами длилась много лет. Наконец, войска пророк вступили в Мекку. Мухаммед приказал очистить Каабу от ненавистных идолов: каменных идолов разбивали на мельчайшие кусочки, деревянных сжигали. Только черный камень оставил Мухаммед, объявив его священным даром Аллаха Адаму. 9.     Жизнь пророка и его последователей (мусульман) в Мекке становилась все тяжелее. Умерла Хадиджа. Враги замыслили даже  убить Мухаммеда. Наконец, пророк принял решение переселиться в город Ясриб, к северу от Мекки. Это было событие, именуемое Хиджрой (переселением). От года Хиджры (622г.) ведется мусульманское летоисчисление. 10. В юности Мухаммед долго бедствовал. Но в 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже и стал вести её торговые дела. Хадиджа была немного старше Мухаммеда, но стала его близким другом и единомышленником. Термины:               Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом. Мусульмане – последователи религии, проповедуемая Мухаммедом. Арабы – это народы, издревле жившие в Аравии и на Ближнем Востоке Коран – священная книга мусульман Мировая религия – религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов Шииты – общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама, признающих право только потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления ислама.

 Задание № 2: внимательно прочитайте текст «Мухаммед и история арабов», выделите три исторические закономерности

В предложенных схемах над стрелками указана причина, которая привела к изменениям. Дополните схемы, указав в прямоугольниках исходный компонент, а  в прямоугольниках справа – результат «Мухаммед и история арабов». В древности на протяжении торгового пути в Аравии было несколько городов. Со временем они стали не только торговыми, но и культурными центрами своего времени, в которых уживались и сосуществовали множество религий. Особенное значение получила Мекка. Для большего привлечения торговцев в Мекке были поставлены идолы различных племен. Кроме христианства на торговом пути местами было известно и иудейство. Однажды появился человек по имени Мухаммед, который основал новую религию, которая получила название мусульманство. Однако арабы продолжали жить множеством племен. Пророк Мухаммед обращал в свою религию племя за племенем. Наконец он сумел объединить всех арабов. Мухаммед даже воевал против Византийской империи на севере Аравийского полуострова, на Сирийской границе, но не успел здесь достичь больших результатов, так как в 632 году скончался. Единая вера, которую он основал, не смогла остаться в неизменном виде. После смерти Мухаммеда началась борьба за власть между его потомками и представителями светской власти. Те,  кто считали, что править должны только потомки Мухаммеда, стали называться шиитами. Их противников стали называть Суннитами. Шииты признают как священную книгу только Коран, а сунниты – Коран и Сунну. Сунна – это сборник толкований Мухаммедом непонятных мест в Коране. Это деление существует и до сих пор.      Задание № 3: Столпы ислама. Прочитайте  текст. На схеме найдите символы данных ниже понятий и подпишите их.  Понятия: Джихад, Исповедание веры, Коран, Милостыня, Мулла, Намаз, Пост, Хадж, Халиф, Умма  Текст : После себя Мухаммед оставил учение, изложенное в Коране (хотя Коран написан намного позднее). Коран  - «Слово Бога», священная книга мусульман. Кроме того, у многих мусульман большим авторитетом пользуется «предания о словах и действиях пророка («Сунна»)». Согласно Корану, у верующего мусульманина 5 главных обязанностей, «пять столпов веры». Первый – исповедание веры, признание Аллаха единственным всемогущим Богом: не родил и не был рожден. Он  - единственный, Благостный, Милосердный, Властелин, Всемогущий, Любящий, Благородный, Недоступный, Мудрый, Мстительный, Вождь, Творец, Друг, Вездесущий, Скрытный, Видимый, Первый, Последний, Вечный… Мусульманин должен также верить в пророков, из которых Мухаммед наиглавнейший, Посланник Аллаха. Мусульмане признают так же и других пророков – Моисея (Муссу), Иисуса (Ису) и прочих, но ставят их несравненно ниже Мухаммеда. Исповедание включает веру в ангелов, демонов, Сатану (Шайтана), Страшный суд, рай, ад, бессмертие души. Вторая обязанность мусульманина – ежедневная пятиразовая молитва (намаз). Третий столп ислама связан со священным месяцем рамадан, когда верующий с восхода  и до заката солнца должен соблюдать пост. Четвертый столп – милостыня. Богатый платит, чтобы помочь беднякам. Наконец, каждый мусульманин, если ему позволяют средства, обязан совершить паломничество (хадж) в Мекку и исполнить там священные обряды. Кроме этих «пяти столпов», мусульманин обязан следовать ещё множеству правил и предписаний. Так, долг мусульманина – жениться. Коран разрешает мужчине брать до 4-х жен – при условии, что он сможет их содержать. Развод допускается только по требованию мужа. Коран требует отсекать кисти рук вору, запрещает есть свинину, пить вино, изображать человека… Священная обязанность мусульманина -воевать с неверными – джихад, газават. Пятница  - день отдыха, как у христиан воскресенье. Мухаммед провозгласил равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. На деле в общине мусульман (умме) такого равенства никогда не было. Долгое время сохранялось даже рабство, хотя ислам это не одобрял. Мусульманский священнослужитель (мулла)  руководит богослужением и пользуется большим авторитетом. Но он – не посредственник между Аллахом и человеком, который сам отвечает перед Всевышним за свои поступки. Бытовая этика ислама Истолкование и разъяснение Сунны …Он запретил рискованную продажу, продажу того, чего у тебя нет; выставлений двух условий на продаже. Он запретил… мужчине рассказывать о секрете брата, быть расточительным, скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей. Он запретил потакать жене своей, желающей ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в страстях,… потакать ей в непослушании родителям мужа, в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он запретил причинять женщине вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними. Он запретил обижать соседа, злословить, клеветать; ругать рабов, бить их. Он велел кормить их тем, что ест их хозяин, и одевать в то, что носит сам, не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если бы они совершали 70 проступков за день. …Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом. Задание № 4:  прочитайте отрывок из разъяснения Сунны и заполните таблицу «Бытовая этика ислама»
Отношение мусульманина
к  личности человека
к вышестоящему лицу
Задание № 5:  продолжите фразу: 1. Арабский халифат как государство было основано____________________________________ 2. Наиболее существенный вклад арабы внесли в такие области культуры, как_____________ 3. Арабский халифат опережал уровень культуры многие европейские страны, т.к.____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6:  выпишите из текста лекции арабские завоевания и главные достижения арабов.

tptthistori.blogspot.com

Средневековая культура арабов

Арабами была создана великая мировая держава, превосходившая своими размерами даже античную Римскую империю. Арабам не удалось, однако, поддержать единство своего халифата, и он мало-помалу распался на отдельные части.

У арабов происходило с большим блеском чисто культурное развитие, но и оно было недолговечно. В общем арабы сыграли только роль культурных посредников, оказавших влияние на западноевропейские народы при посредстве своих испанских и сицилийских единоверцев. Не забудем, что арабам мы обязаны нашими теперешними цифрами (индийского, впрочем, происхождения), алгеброй, многими знаниями и открытиями в областях естествознания и медицины, наконец, тем возбуждающим значением, какое имела их философия для средневековой схоластики на Западе, в которой таились зародыши всего дальнейшего отвлеченного мышления в Европе. Эпоха арабского владычества в Азии и Африке была кратковременной, и место их с XI в. заняли турки, которые принесли с собою во всемирную историю лишь одно варварство /Ахадов, 1988, с. 54/.

Таким образом, Азия с Африкой в мусульманском периоде в конечном подсчете результатов не прогрессировала, а регрессировала, и этою стороною своей истории Азия повлияла и на восточную половину истории – на Балканский полуостров, который только в XIX в. стал возрождаться к культурной жизни, на Венгрию, которая в XVI и XVII вв. тоже находилась под турецким господством, наконец, на Русь, точно так же долгое время бывшую под игом мусульманского народа, но уже не турок, а монголов.

Указание на монгольское иго приводит нас еще к одному важному перевороту в Азии, имевшему всемирно-историческое значение и, в частности, оказавшему громадное влияние на весь мусульманский мир. В XIII в. в Азии появился новый народ завоевателей, именно монголы, которые на несколько десятилетий объединили в одну большую деспотию чисто восточного характера громадную территорию, охватывавшую южную часть Сибири, Китай, Тибет, Среднюю Азию, Иран и большую часть Передней Азии, а в Европе почти всю восточную половину теперешней России. Это объединение в политическом отношении было очень непрочным, – менее даже прочным, чем арабское, – но важно было то, что большая часть монгольских завоевателей приняла магометанство: это, конечно, сильно содействовало его распространению в Азии. (Еще раз отметим, что ислам проник вообще и в Индию, и в Китай, стоявшие и в средние века как бы особняком и «в стороне от большой дороги всемирной истории»).

В широком смысле слова родина Мухаммеда – огромный Аравийский полуостров, по территории равный четверти Европы. Арабы называли его Островом арабов, так как вокруг него всюду плещется вода – Красное море, Индийский океан, Персидский залив, Мертвое море, реки Евфрат и Иордан.

С северо-запада на юго-восток вдоль Красного моря на полторы тысячи километров тянутся горы Хиджаза, от которых к северу и востоку отходят невысокие хребты. К морю эти горы круто обрываются. Узкую низменную прибрежную полосу, знойную и безводную, называют Тихамой. К долине Евфрата и Персидскому заливу горы Хиджаза спускаются полого – это огромное плоскогорье Неджд, здесь раскинулись каменистые степи и полупустыни с редкими оазисами. Дальше к северу и востоку лежат пустыни – Сирийская, которая простирается от берегов Евфрата, Нефуд и Дахна. Красные пески этих пустынь лишь в зимние месяцы, в период дождей, покрываются растительностью; летом они выгорают, и люди покидают их.

На юге Аравийского полуострова, вдоль побережья Индийского океана, влаги выпадает побольше. Здесь районы древней земледельческой цивилизации – Йемен, Хадрамаут, Оман.

Самые древние обитатели Аравийского полуострова были земледельцами, кочевого скотоводства, по-видимому, не знали и поэтому населяли только южные районы Аравии и оазисы центральной части полуострова.

В степях, полупустынях и пустынях люди стали жить постоянно только после того, как появилось кочевое скотоводство. Какие народы его «изобрели»? Когда и где это произошло? На все эти вопросы ответить невозможно. Ясно лишь, что оно возникло много позже земледелия. Оно требовало не столько физического напряжения, сколько высокого искусства, и было гораздо плодотворнее (производительнее) земледелия. Это давало силу кочевникам, на протяжении истории они часто покоряли земледельческие народы.

Прасемитические племена, от которых ведут свое происхождение арабы (это наименование можно перевести приблизительно как «бродяга» или «кочевник»), пришли на Аравийский полуостров, по-видимому, уже как кочевники. Они двигались вместе со стадами овец и коз, способных большую часть своей потребности в воде удовлетворять за счет свежего корма; с ними были верблюды, которые не только сами могут длительное время обходиться без воды, но и дают молоко – оно заменяет кочевникам воду в тех местах, где нет ни источников пресной воды, ни колодцев. «Не будь у них верблюдов, – замечает французский арабист Анри Ламменс, – половина кочевников погибла бы от жажды».

Вторгшиеся кочевники не только заняли девственные просторы степей и пустынь, но в конце концов покорили древние земледельческие племена и смешались с ними.

Остров арабов во все времена лежал в центре цивилизованного мира. Древний Египет и Вавилон, страна Хеттов и Палестина, эллинские государства и Персидская держава – все это было рядом, во всех этих странах арабы бывали – и как купцы с товарами, и как воины-наемники или союзники враждующих государств. Вторгались они в соседние страны и с целью грабежа. И в Аравию вторгались иноземные армии, подчиняли своему влиянию окраинные районы, но в центре полуострова удержаться не могли. Юг Аравии, Йемен и Хадрамаут, в первых веках нашей эры попадал в зависимость то от Эфиопии, союзницы Византии, то от Персии.

На севере Византия и Персия вели между собой непрекращающиеся войны, в которые вовлекали и арабов. Для Византии и Персии нужен был мир с соседними арабскими племенами, а не уничтожение их: уничтожить их или изгнать значило открыть свои границы для набегов племен Центральной Аравии, которые легко могли бы уходить с награбленной добычей в недоступные степи и пустыни (Арабская средневековая культура и литература. М., 1978, стр. 125).

Племена Центральной Аравии сохраняли полную независимость от кого бы то ни было. Они кочевали со стадами одногорбых верблюдов, овец и коз по степям и пустыням; в оазисах выращивали финиковую пальму, сеяли ячмень и пшеницу.

Аравийский полуостров во все времена пересекали важные торговые пути – через Южную и Западную Аравию шла торговля Дальнего Востока и Средиземноморья, – особенно оживлявшиеся, когда войны прерывали сухопутный Великий шелковый путь. Водный путь по Красному морю использовался мало, и Западная Аравия являлась узлом сухопутных дорог между Индией, Ираном, Эфиопией, Сирией и Палестиной. Караваны перевозили благовония и ткани из Южной Аравии; золотой песок, слоновую кость и рабов из Африки; оружие, зерно и растительные масла из Сирии; шелк из Китая; жемчуг с побережья Персидского залива. Вдоль караванных дорог возникли поселения со складами товаров, которые нужно было охранять, и постоялыми дворами, здесь же велась местная торговля и селились ремесленники. Кочевники снабжали караваны верблюдами и проводниками, вооруженной охраной. Они взимали с них налоги за проход по своей территории. Продавали торговцам шерсть, кожи и скот. Переселялись в города и поселки, становились торговцами. Поэтому кочевые племена в той или иной степени были заинтересованы, чтобы торговля шла бесперебойно и желательно по их территории.

Обычаи арабов средневековья

У кочевников веками и тысячелетиями сохранялся почти без изменений племенной строй. Племена делились на семьи и группы семей – кланы (роды). Глава самого многочисленного и могущественного клана являлся обычно и главой племени – шейхом. Власть шейха основывалась на его авторитете, а все сколько-нибудь существенные вопросы решал он совместно со старейшинами племени. Шейх ведал сношениями с другими племенами и предводительствовал на войне, за что получал четвертую часть добычи. Он принимал гостей – законы гостеприимства были священны. Арабы, как и все другие кочевые народы, славились своим гостеприимством. На гостя не распространялся закон кровной мести, смертельный враг, успевший прикоснуться к шатру, мог чувствовать себя в полной безопасности – он гость. Для него резали последнего барана и последнего верблюда – величайший позор плохо принять гостя! Гость – свидетельство известности и мудрости хозяина; гость – это источник вестей, осведомленность о том, что делается в мире, знания, нужные для мудрых и дальновидных решений. Человек, который много знает, – уважаемый в племени человек, к мнению его стоит прислушаться. Умный человек обратит полученные сведения на пользу племени, да и себя не забудет. В общем, для кочевника был смысл соблюдать священный долг гостеприимства.

Родовая организация

Другой священный долг племени – долг кровной мести. Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь – если не соблюдается этот закон, ни один человек не может себя чувствовать в безопасности даже у себя дома. Поэтому и при нападениях на чужие караваны, и при грабеже скота старались по возможности крови не проливать. Ловко, быстро и бескровно совершить разбойный налет – вот это настоящее молодечество и удаль, достойная восхищения!

В племени каждый мужчина – воин. Только силой оружия племя удерживало за собой пастбища и колодцы, оберегало стада, женщин и детей. Конечно, заключали и договоры о вечном мире и дружбе – и исполняли их, пока сохранялось примерное равенство сил. Объединялись в союзы; нередко пытались упрочить союз родственными связями. Ослабевшие племена сливались друг с другом, входили в состав более сильных племен – название их часто навсегда исчезало из памяти людей.

Происходило и дробление – усилившиеся кланы или группы родственных кланов обособлялись в самостоятельное племя, нередко получая при этом название по своему общему предку, к имени которого прибавляли слово «бану» – сыны. Бану-Асад – сыны Асада – конечно, это племя включало не только прямых потомков реального или легендарного Асада, но и всех, кто был принят в состав племени, присоединился к нему.

Полноправный член племени был полностью свободен в том смысле, что никто, даже шейх или глава его собственного клана, не мог ему ничего приказать. Он никому не платил налогов, и даже сама мысль об этом должна была казаться ему странной и оскорбительной – налоги платят побежденные, как выкуп за свою жизнь и плату за свою трусость, а он свободен и готов защищать свою свободу с оружием в руках, кстати это оружие он всегда носил при себе; и все обязаны знать, что он никому не уступает в храбрости и не побоится сразиться с любым прославленным богатырем. Он был волен молиться любым богам и идти любым путем; даже во время войны он мог оставаться дома – не было ни полиции, ни армии, которые могли бы принудить его силой отправиться на войну или делать какую-нибудь работу. Короче говоря, его личная свобода не была ограничена ничем… кроме полной зависимости от своего племени. Если племя изгоняло его, он сразу же лишался вообще всех прав – становился хали, человеком вне закона. Закон был племенной, никаких общечеловеческих законов не было и быть не могло, так как не было той силы, которая стояла бы над всеми людьми и могла бы по своему произволу лишать человека жизни или брать его под защиту. Хали можно было обобрать, искалечить, продать в рабство, убить – все, что угодно. Он был ничей – всякий, кто «нашел» его или «подобрал», становился его владельцем /Васильев, 1998. Т. 1., с. 205/.

Так, в условиях полной свободы и столь же полной зависимости от племени или от клана протекала жизнь араба-кочевника, его бытие, то самое бытие, которое определяет сознание.

Согласно этому кодексу, идеальный араб должен быть благородным, бесстрашным в бою с врагами, непреклонным в выполнении долга кровной мести, верным слову, гостеприимным, щедрым, великодушным, почтительным к старшим; он должен невозмутимо переносить удары судьбы; не заискивать перед сильными и защищать слабых; заботиться о своей чести и чести своего племени; ради чести своего племени он должен быть готов на любой подвиг, на любое самопожертвование. К этим идеалам должен был стремиться араб, если хотел завоевать уважение своих соплеменников, они же внушались и детям. Пожалуй, если поставить вместо слова «племя» слово «родина», то все перечисленные добродетели и сейчас не потеряли своей ценности /Еремеев, 1990, с. 92/.

Араб был связан узами близкого или отдаленного родства практически со всеми членами своего племени, и степень родства представляла для него большой интерес. Близкие родственники – потенциальные союзники; на близких родственников в первую очередь падала обязанность кровной мести; степень родства определяла наследование имущества. Но наследовали не только имущество – по представлениям арабов, наследовали и благородство, и позор; считалось, что происхождение от благородного человека обеспечивает большие возможности для формирования благородного характера, чем происхождение от человека бесчестного и низкого. Поэтому арабы относились к своей родословной с той же серьезностью, что и к родословной своих верблюдов; нередко они точно помнили имена шести – восьми поколений своих реальных предков.

У всех кочевых народов женщина не считается равноценной мужчине. Ее роль в хозяйственной жизни кочевников очень невелика – домашнее хозяйство утомительно, но несложно; скотоводство – мужская обязанность почти исключительно; домашних ремесел, требующих женского труда, практически нет. Наконец, ее военная ценность равна нулю. Как мать и воспитательница детей, она полезна племени, однако степень этой несомненной полезности зависит от многих привходящих обстоятельств. Когда кочевое племя десятилетиями и веками занимает одну и ту же территорию, численность племени не может расти без ущерба для его благополучия. Чтобы расширить площадь своих пастбищ, племени нужны прежде всего мужчины-воины, а не женщины. Будут воины, будет и земля и богатство; будет богатство – будут и женщины для увеличения численности племени; свои и чужие, купленные или захваченные у врагов – в конце концов, это не столь уж существенно.

По всем этим причинам ценность женщины, с точки зрения племени, была невелика, и женщина находилась в подчиненном положении. До замужества ее судьбой распоряжался отец; после замужества – муж; если муж умирал – она переходила к его ближайшим наследникам. Муж имел право развестись с неугодной ему женой – без всякого повода с ее стороны; при этом нередко и приданое, полученное за женой, оставалось его собственностью. Он мог иметь неограниченное число жен и неограниченное число наложниц. Рождение дочерей считалось немилостью судьбы. В некоторых племенах новорожденных девочек иногда убивали – закапывали живыми в землю. Этот жестокий обычай поддерживался не столько религиозными представлениями кочевников, сколько нищетой и часто повторяющимся голодом. Но такая картина положения женщины в доисламской Аравии, пожалуй, чересчур мрачна. В любом обществе закон не определяет полностью взаимоотношения реальных людей, тем более семейные отношения.

Неограниченное многоженство допускалось, но большинство кочевников имело одну жену – не по соображениям высокого порядка, а из-за бедности. Впрочем, этих соображений «высокого порядка» просто не существовало – многоженство было естественным проявлением если не богатства, то, во всяком случае, прочного достатка, и в глазах кочевников участь жен в полигамной семье была завидной – ведь им и их детям меньше, чем другим, угрожала голодная смерть. Следует помнить, что даже представление об индивидуальной любви в современном ее понимании, как любви в значительной степени, если не преимущественно, духовной, практически отсутствовало – и не только у арабских племен.

Юридически бесправное положение женщины в семье мужа в реальной жизни чаще всего не было столь уж бесправным – ведь благополучие ее не было безразличным для ее родственников – мужчин, и это так или иначе приходилось учитывать. И наверное, стоило трижды подумать, прежде чем удалить жену, не совершившую серьезного проступка, а тем более удалить, удержав ее приданое, и тем самым не только порвать дружеские отношения, установленные с ее родом посредством брака, но и возбудить к себе неприязненное отношение, а то и вражду. Положение женщины и в семье, и в племени резко улучшалось после рождения сыновей, будущих работников и воинов, – уже с самой колыбели они защищали интересы матери /Фон Грюнебаум, 1981, с. 71/.

Наконец, у многих арабских племен сохранились и некоторые остатки матриархата – родство по женской линии считалось более существенным при наследовании имущества, чем родство по мужской линии, женщина нередко обладала таким же правом развода, как и мужчина, который при заключении брака поселялся в ее доме. Овдовев, женщина не становилась собственностью родственников покойного мужа – она наследовала часть его имущества и могла вернуться к своим родичам. Следует добавить, что женщины у арабов-бедуинов не закрывали лица и не вели жизнь затворниц – этого от них не требовали ни религия, ни обычай. В большинстве племен обычай строго требовал от женщины целомудрия в добрачный период и верности мужу после брака – большая свобода, носящая характер пережитков полиандрии (многомужества), была уже редким исключением.

Применение рабского труда не играло в хозяйстве кочевников важной роли. Рабы, и купленные и захваченные на войне, использовались преимущественно в домашнем хозяйстве; дети рабыни считались законными и свободными, наследовали часть имущества своего отца и становились полноправными членами племени. Сыном араба-кочевника и чернокожей рабыни из Эфиопии был знаменитый арабский поэт Антара, прославившийся не только поэтическим талантом, но и своей богатырской силой и неустрашимостью, своего рода арабский Илья Муромец, герой бесчисленных приключенческих романов арабского средневековья.

Язычество.

При племенной жизни главное «божество» – само племя; поэтому боги и религиозные представления занимали сравнительно небольшое место в жизни кочевников. Арабы считали, что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории, во всяком случае их могущество в пределах своих владений проявлялось с наибольшей полнотой. Поэтому, в частности, каждое племя предпочитало иметь дело со своими собственными богами, за что и получало их покровительство. Кроме того, наличие собственных богов укрепляло единство племени и усиливало племенной патриотизм.

Арабы торговали и воевали с окружавшими их народами и хорошо знали религии этих народов – и иудаизм, и христианство, и зороастризм. Представители всех этих вероисповеданий жили в оазисах и городах, религиозной нетерпимости не существовало, никаких препятствий миссионерская деятельность не встречала. И однако, эти хорошо разработанные религиозные системы не оказали практически никакого влияния на верования кочевых племен – очевидно, племенной строй был несовместим с ними. Лишь в тех случаях, когда строй частично или полностью разрушался и появлялось неравенство и государственная власть, наблюдалось успешное распространение этих религий среди арабов.

Таким образом, средневековая культура арабов за века и тысячелетия выработала нравственный кодекс, в основе которого были личная свобода и племенной гуманизм.



biofile.ru


Смотрите также