Первобытные земледельцы и скотоводы конспект урока 5 класс. Конспект урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока Возникновение земледелия и скотоводства. Первобытные земледельцы и скотоводы конспект урока 5 класс


Конспект урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

Технологическая карта учителя

 Тема:  «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

Тип урока - комбинированный

Формы работы учащихся: парная, групповая

ЦОР – презентация, распечатанные тексты

Применение педагогических технологий – проблемное обучение

Формы и виды контроля –взаимоконтроль

Метапредметные цели-результаты занятия:

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- совместно с учителем ставить перед собой цель обучения на уроке;

- удерживать учебную задачу;

- самостоятельно контролировать свое время;

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-осуществлять познавательную рефлексию.

.Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- осуществлять взаимный контроль;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- владеть устной речью;

Учащийся получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные УУД

Учащийся научится:

-анализировать исторические источники,

-устанавливать причинно – следственные связи,

 -делать выводы

         Этапы урока

1.Мотивационное начало занятия

Действия учителя

Приветствует учеников. Сообщает, что сегодня им предстоит забыть о роли ученика, все станут учеными.

Вопросы учителя

 1.Перечислите методы, которыми пользуются ученые – историки, решая загадки прошлого.     

2.    Ученые отличаются от обычных людей знанием специальных исторических терминов. А какими терминами владеете вы?

3.Настоящий историк не мыслит своей работы без карты – именно она помогает понять, где происходили те или иные события. Учитель просит показать на карте, где находилась предполагаемая прародина древних людей; территории, на которые расселился древний человек к концу ледникового периода. (Европа и Азия, Австралия, Америка)

4. Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота? Как назывался такой вид хозяйства?

Действия учеников

Отражают эмоционально в диалоге желание участвовать в игровом поле

1.Называют методы  работы ученого-историка

(исследование, выдвижение гипотезы, анализ, сравнение)

2.Перечисляют термины, с которыми уже знакомы.

3.Один ученик у доски, а остальные в атласах показывают требуемые территории.

2.Совместное целеполагание,  определение темы и планирование деятельности. 

Действия учителя

   Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, на которой мы – историки -  можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени, на 10 т. лет назад  в Западную Азию.

    Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Совместно с учениками формулирует цель и тему урока.

Действия учеников

1.Составляют программу спасения племени (планируют)

  • Научить людей разводить скот.
  • Научить людей заниматься земледелием.
  • Объяснить людям, что такое ремесло.

2.Формулируют цель урока:

определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

3.Формулируют тему урока

«Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

3.Изучение нового материала

Действия учителя

Учитель выдает пакеты с рабочим материалом  (приложение 1,2,3)

Ставит учебную задачу.

Действия учеников

Ученики разбиваются на 6 групп и

получают пакет с рабочим материалом и планом.

Ученики работают по ранее намеченной программе спасения.

1-2 группа учит людей разводить скот.

3-4 группа учит людей заниматься земледелием

5-6 группа объясняет людям, что такое ремесло

4.Представление работ.

Действия учителя.

Корректирует выводы учащихся.

Действия учеников.

Выступление групп

5.Закрепление

Действия учителя

Ставит учебную задачу. Ребята, человек освоил земледелие и скотоводство и его жизнь изменилась коренным образом. Что изменилось?  Представьте последствия появления земледелия и скотоводства в форме схемы.

Действия учеников

Составляют схему в парах. Проверяют по образцу (слайд презентации).Корректируют.

6.Подведение итогов

Действия учителя

1.Целью нашего занятия определить от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

 2.Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

3.Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?

Действия учеников

Отвечают, рассуждают. Делаютвывод, что благополучие человека зависит от труда.

7.Контроль знаний

Действия учителя

Ставит учебную задачу. Выдает тесты (прил.4) По выполнению теста учитель дает образец для проверки.

Действия учеников

Решают тесты. Взаимопроверка в парах.

 8.Рефлексия

Действия учителя

Ставит учебную задачу. Организует познавательную рефлексию. Сегодня вы побывали в роли ученых – историков, рашающих сложные задачи прошлого. Запишите итог своей работы на листочках (отметить галочкой)

Учитель раздает листочки с текстом:

«В роли ученого на уроке мне было:

Ничего не понятно:

Трудно (в чем трудность)

Интересно (что именно)

Действия учеников

Осуществляют познавательную рефлексию.

 

Приложение1.Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Учебник стр.21-22

Приложение 2.Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте  мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Учебник стр.22

Приложение 3.Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Люди научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, они поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Так появилось  ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ они научились скручивать ______________. Так  изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ они изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так они изобрели ___________________.

 

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Учебник. Стр.22-23

Приложение 4. Тест.  Возникновение земледелия и скотоводства

1.Несколько родовых общин, живших в одной местности:

  1. человеческое стадо
  2. племя
  3. соседская община

2.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?        

1.      охота

2.      скотоводство

3.      собирательство

3.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе? 

1.      цари

2.      жрецы

3.      старейшины

4.Первое домашнее животное, прирученное человеком           :

  1. корова
  2. лошадь
  3. собака

5.Когда человек начал заниматься земледелием?

1.      10 тысяч лет назад

2.      3 тысяч лет назад

3.      200 тысяч лет назад

6.Первое орудие труда первобытного человека:

1.      мотыга

2.      заостренный камень

3.      плуг

7.Из чего первобытные люди делали первую одежду? 

1.      из шелка

2.      из шкур диких животных

3.      из хлопка

8.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:   

1.      гарпун

2.      лук

3.      рубило

9.Племя-это…

  1. человеческое стадо
  2. союз общин
  3. соседская община

10. Производящее хозяйство – это …

  1. простейшая форма ведения хозяйственной деятельности, включающая в себя собирательство и охоту.
  2. хозяйство, основанное на производстве продукта самими людьми
  3. хозяйство, где продукты производятся на продажу

 

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства» »

Технологическая карта учителя

Тема: «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

Тип урока - комбинированный

Формы работы учащихся: парная, групповая

ЦОР – презентация, распечатанные тексты

Применение педагогических технологий – проблемное обучение

Формы и виды контроля –взаимоконтроль

Метапредметные цели-результаты занятия:

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- совместно с учителем ставить перед собой цель обучения на уроке;

- удерживать учебную задачу;

- самостоятельно контролировать свое время;

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-осуществлять познавательную рефлексию.

.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- аргументировать свою точку зрения;

- осуществлять взаимный контроль;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- владеть устной речью;

Учащийся получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные УУД

Учащийся научится:

-анализировать исторические источники,

-устанавливать причинно – следственные связи,

-делать выводы

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Мотивационное начало занятия

Приветствует учеников. Сообщает, что сегодня им предстоит забыть о роли ученика, все станут учеными.

Вопросы учителя

1.Перечислите методы, которыми пользуются ученые – историки, решая загадки прошлого.

2. Ученые отличаются от обычных людей знанием специальных исторических терминов. А какими терминами владеете вы?

3.Настоящий историк не мыслит своей работы без карты – именно она помогает понять, где происходили те или иные события. Учитель просит показать на карте, где находилась предполагаемая прародина древних людей; территории, на которые расселился древний человек к концу ледникового периода. (Европа и Азия, Австралия, Америка)

4. Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота? Как назывался такой вид хозяйства?

Отражают эмоционально в диалоге желание участвовать в игровом поле

1.Называют методы работы ученого-историка

(исследование, выдвижение гипотезы, анализ, сравнение)

2.Перечисляют термины, с которыми уже знакомы.

3.Один ученик у доски, а остальные в атласах показывают требуемые территории.

Совместное целеполагание, определение темы и планирование деятельности.

Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет, на которой мы – историки - можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени, на 10 т. лет назад в Западную Азию.

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Совместно с учениками формулирует цель и тему урока.

1.Составляют программу спасения племени (планируют)

  • Научить людей разводить скот.

  • Научить людей заниматься земледелием.

  • Объяснить людям, что такое ремесло.

2.Формулируют цель урока:

определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

3.Формулируют тему урока

«Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства»

Изучение нового материала

Учитель выдает пакеты с рабочим материалом (приложение 1,2,3)

Ставит учебную задачу.

Ученики разбиваются на 6 групп и

получают

пакет с рабочим материалом и планом.

Ученики работают по ранее намеченной программе спасения.

1-2 группа учит людей разводить скот.

3-4 группа учит людей заниматься земледелием

5-6 группа объясняет людям, что такое ремесло

Представление работ.

Корректирует выводы учащихся.

Выступление групп

Закрепление

Ставит учебную задачу. Ребята, человек освоил земледелие и скотоводство и его жизнь изменилась коренным образом. Что изменилось? Представьте последствия появления земледелия и скотоводства в форме схемы.

Составляют схему в парах. Проверяют по образцу (слайд презентации).Корректируют.

Подведение итогов

1.Целью нашего занятия определить от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

 2.Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

3.Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?

Отвечают, рассуждают. Делают

вывод, что благополучие человека зависит от труда.

2.Учение (ответы)

3.Ответы

Контроль знаний

Ставит учебную задачу. Выдает тесты(прил.4) По выполнению теста учитель дает образец для проверки.

Решают тесты. Взаимопроверка в парах.

Рефлексия

Ставит учебную задачу. Организует познавательную рефлексию. Сегодня вы побывали в роли ученых – историков, рашающих сложные задачи прошлого. Запишите итог своей работы на листочках (отметить галочкой)

Учитель раздает листочки с текстом:

«В роли ученого на уроке мне было:

Ничего не понятно:

Трудно (в чем трудность)

Интересно (что именно)

Осуществляют познавательную рефлексию.

Приложение1.Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Учебник стр.21-22

Приложение 2.Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Учебник стр.22

Приложение 3.Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Люди научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, они поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Так появилось ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ они научились скручивать ______________. Так изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ они изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так они изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Учебник. Стр.22-23

Приложение 4. ТестВозникновение земледелия и скотоводства

1.Несколько родовых общин, живших в одной местности:

  1. человеческое стадо

  2. племя

  3. соседская община

2.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

  1. охота

  2. скотоводство

  3. собирательство

3.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

  1. цари

  2. жрецы

  3. старейшины

4.Первое домашнее животное, прирученное человеком :

  1. корова

  2. лошадь

  3. собака

5.Когда человек начал заниматься земледелием?

  1. 10 тысяч лет назад

  2. 3 тысяч лет назад

  3. 200 тысяч лет назад

6.Первое орудие труда первобытного человека:

  1. мотыга

  2. заостренный камень

  3. плуг

7.Из чего первобытные люди делали первую одежду?

  1. из шелка

  2. из шкур диких животных

  3. из хлопка

8.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:

  1. гарпун

  2. лук

  3. рубило

9.Племя-это…

  1. человеческое стадо

  2. союз общин

  3. соседская община

10. Производящее хозяйство – это …

  1. простейшая форма ведения хозяйственной деятельности, включающая в себя собирательство и охоту.

  2. хозяйство, основанное на производстве продукта самими людьми

  3. хозяйство, где продукты производятся на продажу

kopilkaurokov.ru

Конспект урока Возникновение земледелия и скотоводства.

Урок 5

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

2. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).

3 Формировать умение работать с тестами, с учебником.

Учебное

оборудование: карта мира, ИКТ, слайды

План урока:

1- Организационный момент.

2- Проверка домашнего задания.

3 -Вводная беседа.

4- Изучение нового материала.

5- Закрепление изученного материала.

6- Домашнее задание

7- Итог урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Опрос д/з

1. Подготовка устного ответа по карточке № 4,№5.

КАРТОЧКА №4

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось искусство?». Для этого вспомни:

  • Как была найдена впервые пещерная живопись?

  • Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

  • Что обозначает понятие «искусство»?

КАРТОчКА №5 (письмено)

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия ?». Для этого вспомни:

* Почему в могилы люди клали различные предметы?

2. Работа с классом Тесты (учимся отвечать и записывать)

1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад

б) около 10 млн. лет назад

в) около 100 тыс. млн. лет назад

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а)гарпун

б) лук в)рубило

3. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше-ния?

а) в человеческом стаде

б) в родовой общине

в) в государстве

4. Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота

б)земледелие

в)ремесло

5. Кто управлял родовой общиной?

а) цари

б) жрецы

в) старейшины

6. Что называется религией?

а) вера человека в сверхъестественные существа

б) наука о сотворении мира

в) наука о появлении человека

7. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все заодного»?

а) в человеческом стаде

б) в родовой общине

в) в государстве

Ключ к mecmy: 1 — а; 2 — а; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а; 7 — б.

4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.№5

III. Актуализация опорных знаний учащихся по теме Возникновение искусства и религиозных верований».

IV. Изучение новой темы.

План

1) Мотыжное земледелие.

2)Скотоводство.

  1. Обработка глины и ткачество.

  2. Племя.

На доске записаны тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.

Итак, мы знаем, что миллионы лег люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.

Присваивающее Производящее (Схема на доске и в тетрадь)

Примеры ? Примеры ?

Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать ст 27-28 учебника

infourok.ru

Урок истории в 5 классе

- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: земледелие, скотоводство, оседлость, ткачество, племя, совет старейшин, народное собрание.

— воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»(частично использована prezent_istvseob_5kl_ur6), рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

1

Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

Рассматривают слайд №1

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

3

2

Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 2

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли другие?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

2

3

Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?

Слайд № 3

Выдвигают версии:

- Легко – они быстро всему учились

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда

Рассматривают картины, называют, что в них общее – родовая община

и чем различаются: используют лук, стрелы, приручили собаку

3

4

Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбора способа и средств их реализации.

Создание плана проекта:

1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Фиксирует на доске:

От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.

- Облегчился процесс добывания пищи.

- Использовать орудия труда.

3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально,самостоятельно.

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.

10

– Теперь послушаем девочек.

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.

Причина.

– Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.

5

Этап реализации построенного проекта

Микроцель: построение учащимися нового способа действийи формирование умений его применять при решении задачи,вызвавшей затруднение

– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайды № 4-10

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

10

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.

Фиксирует на доске:

Родовые общины племя

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайды № 11 -13

– Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени?

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.

3

7

Этап самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений поэталону; создание ситуации успеха

– По карте на стр 7 определите, где зародилось земледелие.

Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13

Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации

4

8

Этап включения в систему знанийи повторения

Микроцель: включение нового способа действий всистему знаний, при этом — повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Слайды № 14-15

Применяем новые знания:

- Сравните управление в родовой общине и племени.

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.

3

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своейучебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.

- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН Учащимся раздаются карточки- памятки

Слайды № 16 — 19

- подведем итоги:

Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)

Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)

Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

— запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.

© , 2018

sundekor.ru

План-конспект урока «Первые земледельцы и скотоводы»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Первые земледельцы и скотоводы»

1. ФИО: Вартанова Светлана Александровна
2. Место работы: МОУ «СОШ с.Сокур»
3. Должность: учитель
4. Предмет: история
5. Класс: 5
6. Тема и номер урока в теме:

Тема 2 «Первобытные земледельцы и скотоводы», урок 1.

7. Базовый учебник: «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая- 15-еиздание- М.: Просвещение, 2008
^

- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: земледелие, скотоводство, оседлость, ткачество, племя, совет старейшин, народное собрание.

- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

^ урок открытия новых знаний

11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы» (частично использована prezent_istvseob_5kl_ur6), рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы

^

№ п/п Этап урока Деятельность учителя ^ Время

в мин

1 2 3 4 5
1 Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

^

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

3
2 Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 2

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли другие?

^

А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

2
3 Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?

Слайд № 3

Выдвигают версии:

- Легко – они быстро всему учились

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда

^ – родовая община

и чем различаются: используют лук, стрелы, приручили собаку

3
4 Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации Создание плана проекта:

1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

^

– Теперь послушаем девочек.

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию

- Облегчился процесс добывания пищи.

- Использовать орудия труда.

^

выполняют задание индивидуально,самостоятельно.

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство

Причина.

– Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие

10
5 . Этап реализации построенного проекта

Микроцель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение

– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайды № 4-10

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.

^

Родовые общины племя

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

10
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия

Слайды № 11 -13

– Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени?

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.

3
7 Этап самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха

– По карте на стр 7 определите, где зародилось земледелие.

Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13

Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации 4
8 Этап включения в систему знанийи повторения

Микроцель: включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Слайды № 14-15

Применяем новые знания:

- Сравните управление в родовой общине и племени.

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

^

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.

3
9 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН Учащимся раздаются карточки- памятки

Слайды № 16 - 19

- подведем итоги:

  • Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)
  • Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)
  • Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?
- запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.
- выполняют задания в тетради

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

7

vbibl.ru

НАЧАЛО СКОТОВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ - ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ - ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИСТОРИИ - История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки

 

ТЕМА II. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

 

Учащиеся завершают знакомство с каменным веком и получают представление о начале века металлов. Рассматриваемый период - в археологии его делят на две эпохи: мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век) - длился от конца ледникового времени до начала обработки металлов, т. е. примерно от 13 тыс. лет назад до 6 тыс. лет назад.

В изучаемый период возникают скотоводство и земледелие, происходит грандиозный скачок от присвоения готовых продуктов к производящему хозяйству. Значение этого первого крупного экономического переворота в истории человечества настолько велико, что в науке за ним утвердилось название «неолитическая революция» (Приведенные термины «неолитическая революция», «неолит» и «мезолит» даны только для сведения учителя; на уроках они не употребляются). Человек научился выращивать полезные растения и животных, он сознательно и бессознательно стал менять природу растений и животных, создавая новые виды злаков и овощей, выводя новые породы скота. В тот же период люди создают новые, несвойственные природе материалы - керамику и ткани.

При изучении темы формируется представление о том, как и почему происходит распад родовых общий и возникает неравенство.

 

УРОК 1. НАЧАЛО СКОТОВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

 

Скотоводство и земледелие характеризуются как величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания. Однако долгое время новые занятия были подсобными, основными оставались охота и рыболовство (отсюда сохранившаяся угроза голода).

Содержание урока настолько велико, что учитель вправе отказаться от проверки домашнего задания.

 

План изучения:

1. Расселение людей к концу ледникового времени,

2, Изобретение плота и лодки, лука и стрел.

3. Зарождение производящего хозяйства,

4, Особенности мотыжного земледелия,

5, Возникновение ремесел.

6. Организация власти в родовой общине и в племени.

 

1. Учитель сообщает о том, что 13 тыс. лет назад на Земле наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север. Пользуясь самодельной картой (см. пособие, рис. 1), учитель рассказывает, что к концу ледникового времени была заселена Северная Европа и Америка (По последним данным, Новый Свет был открыт «колумбом каменного века» 30-40 тыс. лет назад (см.: Ларичева И. П. Палеоиндейские культуры Северной Америки. Новосибирск, 1976, с. 202)).

Берингов пролив тогда не был покрыт водой и представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку. Люди заселили еще один материк - Австралию. Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу.

Учитель подчеркивает, что Земля, освобождаясь ото льда, покрывалась глубокими озерами и полноводными реками. Продвигаясь по мере таяния ледника на север, люди стали нуждаться в средствах передвижения по воде.

2. Древнейшим средством передвижения по воде был плот. Пользуясь каменным топором (он был изобретен примерно в это время), люди срубали несколько длинных жердей, связывали их вместе и спускали на воду. Поверхность плота устилалась связками травы и тростника. Плот не тонет, на нем можно преодолеть большие расстояния. «Подумайте, - предлагает учитель, - чем неудобен плот как средство передвижения по воде. В каких условиях мог быть использован плот ив каких нет?»

Выслушав догадки учащихся, учитель объясняет, что на плоту передвигались либо в неглубоких водоемах, где отталкивались шестами ото дна, либо при движении по течению, скорость которого обычно невелика.

Древнейшие лодки изготовлялись из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. Тонкая кора надевалась на каркас из деревянных палочек, все отверстия тщательно заделывались. Корьевая лодка была легким судном, она быстро двигалась в любом направлении с помощью весел. Подумайте, каким недостатком обладала лодка из коры. (Корьевая лодка недолговечна; прочнее лодка, выдолбленная из целого бревна.) Лодка-долбленка также была изобретена первобытными людьми. Ее делали, например, из дуба, древесина которого обладает твердостью, не пропускает воду и мало поддается гниению. Долбленка не имела скамеек, в ней можно было сидеть на дне или стоять (О развитии водного транспорта см.: Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке, с. 261 и след).

Задание: Опишите древнейшие средства передвижения по воде. В чем достоинства и недостатки каждого?

Об изобретении охотничьего лука целесообразно рассказать, используя самодельные аппликации (см. пособие, рис.3): 1) дикий бык; 2) охотнику копьем; 3) дикий козел; 4) охотник с луком; 5) птица.

 

Рис. 3. Изобретение лука и стрел. Меловой рисунок и аппликации

Рис. 3. Изобретение лука и стрел. Меловой рисунок и аппликации

 

«Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием,- говорит учитель, (Он рисует мелом условный пейзаж и прикрепляет аппликации 1 и 2.) - Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. (Учитель прикрепляет аппликацию 3.) Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?» Получив ответ, учитель продолжает: «Необходимо было создать оружие, которым можно поразить животное на расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой; они использовали это свойство. Так было сделано величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. (Учитель прикрепляет аппликацию 4.) Меткий охотник издалека, на расстоянии сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц (5)».

Задание: Повторите, какие преимущества дают лук и стрелы на охоте сравнительно с копьем и дубиной. На каких животных стала возможной охота после изобретения лука и стрел? Учащиеся усвоили ту мысль, что лук и стрелы - оружие дальнего боя. Дополняя, учитель может сказать, что скорость полета стрелы превосходит скорость полета копья в три раза (а чем выше скорость, тем больше внезапность удара), к тому же лук - первое оружие человека, обладающее прицельным качеством.

3. Рассказ о возникновении скотоводства и земледелия выигрывает, если сопровождать его работой с самодельными аппликациями (см. пособие, рис. 4): 1) собака; 2) охотники с луками и копьями; 3) кабан; 4) поросята; 5) козленок; 6) женщина-жница; 7) женщина, работающая на зернотерке; 8) женщина, работающая мотыгой.

 

Рис. 4. Возникновение земледелия и скотоводства. Меловой рисунок и аппликации

Рис. 4. Возникновение земледелия и скотоводства. Меловой рисунок и аппликации

 

«Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране примерно 8-9 тыс. лет назад, - говорит учитель, рисуя хижины и обозначая границы поселка. - Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов и свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку (1), копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте, мясо ее употребляли в пищу.

Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка (2) брали с собой собак (1), Те находили, например, логово дикой свиньи (3). Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок (4). Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому породят не резали, а держали за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами (5). Молодняк подрастал, увеличивался в весе. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз, овец, коров. Так возникло скотоводство.

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Для срезания колосьев дикого ячменя и пшеницы они пользовались ножами, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог (6). Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали зерна на зернотерках, состоявших из двух плоских камней (7). На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие» (Для подобной реконструкции использованы черты жизни натуфийских племен, живших в Иордании и Палестине, - одном из древнейших районов земледелия. (См.: Возникновение и развитие земледелия. Отв. ред. В. Блаватский и А. Никитин. М., 1967, с. 10-15.) ).

Если учитель не сумеет подготовить аппликации, учащиеся рассмотрят рисунки на стр. 22 и 24 учебника.

Обратив внимание на карту (см. пособие, рис. 1), учитель говорит, что археологи открыли поселения древнейших земледельцев в областях, расположенных к югу от Каспийского и Черного морей, а также в некоторых других южных странах. Здесь было много солнечных дней в году, плодородные почвы.

Вопросы: 1. От какого более древнего занятия людей и как произошло скотоводство? Какие животные были приручены первыми? (В уроке не упоминается, что древнейшим домашним животным наряду с собакой (приручена около 10 тыс. лет назад) является кошка (приручена около 9 тыс. лет назад) (см. пособие, с. 178) ) 2. От какого более древнего занятия и как произошло земледелие?

Задание: Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством.

Учитель обучает пятиклассников приему сравнения. «Для выполнения задания, - говорит он,- необходимо сравнить земледелие и скотоводство с более древними занятиями людей: собирательством и охотой. Что означает сравнить между co6oli два предмета?» Выслушав ответы, учитель объясняет: «Сравнить - это значит найти сходство и различие. В чем сходство между собирательством и земледелием?» Учащиеся не всегда справляются с заданием, и тогда учитель подсказывает линию сравнения: «С какой целью люди занимались собирательством и с какой земледелием?» В ходе беседы выясняется, что с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу. «В чем различие между собирательством и земледелием? - продолжает учитель и вновь называет линию сравнения. - Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения». Получив ответы, учитель предлагает учащимся уже самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод. «Сотни тысяч лет,- отмечает учитель, - люди, подобно зверям, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога, Жизнь людей улучшилась - население земного шара резко возросло».

4. Раскрывая трудности мотыжного земледелия, учитель предлагает рассмотреть рис. 1-3 (стр. 22). Он отмечает, что в те времена готовых полей почти не было. Поэтому мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Перед посевом нужно было разрыхлить землю. Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие - мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной - из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины. (Если ведется работа с классной доской, учитель стирает изображение деревьев и прикрепляет аппл. 8.)

В заключение указывается, что в хозяйстве первобытных людей земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями, по-прежнему главными способами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство.

5. Учитель объясняет термин ремесло (учебник, стр. 22) и рассказывает об изобретении глиняной .посуды, прядения и ткачества. Работая с аппликациями, он прикрепляет в ходе изложения к доске фиг. 9 «женщина-гончар» и фиг. 10 «ткачиха» (эти аппликации можно взять из печатного пособия Ф. П. Коровкина или сделать от руки).

При отсутствии аппликаций учитель предлагает рассмотреть рис. 3-4 (стр. 23).

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева или плели из прутьев. Эти плетенки обмазывали сырой глиной. В них можно было носить воду. Такая плетенка могла случайно попасть в огонь. Деревянные части ее сгорали, а глина становилась твердой как камень. Обожженная глина была новым, не встречающимся в природе материалом, созданным людьми.

Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались, так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.

Очень давно люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев ивы и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец или волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей. Вначале ткачеством занимались вручную, потом был изобретен ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, кое-как сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей (См.: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М., 1966, с. 103, 109-110).

6. С появлением новых занятий хозяйство рода усложнилось, родовое имущество увеличилось. Руководить родовой общиной, ее хозяйством было непросто. Самый опытный и умный член рода становился старейшиной. Лучше всех разбирался он в том, какие растения пригодны в пищу, лучше всех умел выследить зверя. Старейшина знал, где и когда ловить рыбу, какой участок выбрать под посев. Он работал вместе со всеми и лучше всех, не терялся в самых трудных положениях и каждому мог дать полезный совет.

Эти мысли частично конкретизируются с помощью словесной зарисовки.

Приходят к родовому старейшине перед охотой юноши и говорят:

- Скажи нам, куда лучше отправиться охотиться на Кабана: в ближайший лес или в дальний, за рекой?

- За свою жизнь,- отвечает старейшина, - я много раз ходил на кабана. Лучше идите в дальний лес: там вас ждет удача.

Ребята десяти-двенадцати лет с волнением рассказывают старейшине:

- Выехали мы в лодке на самую середину озера. Ударили гарпуном крупную рыбу. Вода окрасилась кровью и забурлила, едва лодка не перевернулась! Как только гарпун удержали в руках! И вдруг... сорвалась рыба. Отчего это, старейшина?

- Покажите мне ваш гарпун... Ну, конечно, гарпун старый, зубцы затупились, а рыба вам попалась сильная. Возьмите другой гарпун и снова отправляйтесь на озеро.

Учитель может рассказать и о том, как к старейшине пришли дети, только что вернувшиеся в поселок с корзиной грибов. Старейшина объясняет, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Подошедший к беседующим мужчина спрашивает, как ему вылечить побыстрее раненую руку, и старейшина называет целебную траву, которую надо прикладывать к руке.

Старейшина руководил всей жизнью рода, разрешал споры между родичами и был старшим над всеми. Велико было уважение к старейшине, все подчинялись ему беспрекословно.

Раскрывая понятие племя, учитель сообщает о функциях совета старейшин; подчеркивается, что все мужчины племени были вооружены. Под руководством выборного племенного вождя они охраняли принадлежавшие племени леса, пастбища и поля, а также совершали набеги на соседей с целью захвата добычи. (При недостатке времени материал задается на дом без объяснения.)

Домашнее задание: § 4. Задание 2 к § 4. (Представьте себе, что вы пробыли в родовой общине несколько месяцев и видели, как выращивают зерно. Опишите все работы первобытных земледельцев, включите в свой рассказ названия орудий.

www.compendium.su


Смотрите также