Первобытные земледельцы и скотоводы 5 класс конспект урока. Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме:"Возникновение скотоводства и земледелия".
ГлавнаяПервобытноеПервобытные земледельцы и скотоводы 5 класс конспект урока
Проект урока в контексте ФГОС по теме "Возникновение земледелия и скотоводства" (5 класс). Первобытные земледельцы и скотоводы 5 класс конспект урока
Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме:"Возникновение скотоводства и земледелия".
Тема: « Возникновение земледелия и скотоводства».
Цели: подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).
Формируемые УУД.
Предметные УУД:
1)Научатся: определять понятия – земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги.
2)Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
1)Овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества.
2)Привлекают информацию, полученную ранее для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
1)Планируют цели и способы взаимодействия.
2)Обмениваются мнениями.
Регулятивные:
1)Учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные УУД:
1)Сравнивают разные точки зрения.
2)Оценивают собственную учебную деятельность.
3)Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?» Для этого вспомни:
Как была найдена впервые пещерная живопись?
Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
Что обозначает понятие «искусство»?
Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?
Почему в могилы люди клали различные предметы? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Археолог Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира в Испании. Маленькая дочь заметила на потолке изображение быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилась живопись и искусство. Они иногда изображали быков, пораженных копьями. Почему же эти рисунки помещены глубоко в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек дотрагивался до изображения животного своим оружием. Так появилась сверхъестественная связь между людьми и их рисунками. Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, то есть вера в сверхъестественные существа.
Работа с классом. Решение логических задач.
Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие - высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением.
Какой способ добывания огня более древний? (Так как вторая группа племен добывала огонь во время праздников трением, то, следовательно, этот способ был им известен. А так как они этот способ применяли по праздникам, то можно сделать вывод, что он был более древним. Ведь если бы он был более совершенным, чем высекание, то его применяли бы все время, й не только в праздники. Поскольку это не так, то значит, он был менее совершенным, а в праздники о нем только вспоминали.)
infourok.ru
Конспект урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства".
План-конспект урока по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
1. ФИО учителя: Токарева Ирина Викторовна
2. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Орлов-Гай Ершовского района Саратовской области»
3. Должность: учитель истории и обществознания
4. Предмет: история
5. Класс: 5 класс
6. Тема и номер урока в теме: Возникновение земледелия и скотоводства, урок 1
7. Базовый учебник: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Г.М. Бонгард - Левина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая тетрадь: Жукова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово-учебник»,2014. –(Инновационная школа).
8. Цель: создание условий для:
-решения проблемного вопроса урока (как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства) на основе работы с учебником;
- формирования способностей учащихся к определению своей позиции к различным событиям с точки зрения нравственных ценностей;
- совершенствования умений обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную из различных источников, применять знания для решения различных задач.
9. Задачи:
- научить давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобытных людей, произошедшим в результате перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству;
- развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, работать с различными источниками информации;
- научить учащихся выделять причины и последствия перехода первобытных людей к земледелию и скотоводству; объяснять понятия: племя, вождь, совет старейшин, народное собрание.
10. Тип урока: урок «открытия» нового знания
11. Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах
12. Структура и ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
1.Организа ционный
Приветствие,
Проверка готовности учащихся к уроку
Настраиваются на работу
2.Объявление темы
-Рассмотрите рисунки на с. 13 и 28 учебника и сравните деятельность, изображенных на них людей
-Какие новые виды деятельности появились у людей?
- Как мы можем сформулировать тему нашего урока?
-Записывает тему урока на доске.
Работают по рисункам, отвечают на вопросы.
-На первом рисунке люди собирают плоды с деревьев, ищут коренья. На втором убирают урожай. Вдали пасутся животные.
- Земледелие и скотоводство
-Возникновение земледелия и скотоводства; новые виды деятельности людей.
-Записывают тему урока в тетради.
Познавательные УУД
Находить в учебнике и др. источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Сравнивать объекты по заданным критериям
3. Сообщение цели урока
-Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве?
- А чтобы вы хотели узнать?
-Какую цель урока мы поставим?
-Отвечают на вопросы.
-Это отрасли хозяйства
- Как возникло земледелие и скотоводство; что это дало людям.
-Цель: выяснить, как возникло земледелие и скотоводство и что это дало людям.
Регулятивные УУД.
Определять цель в деятельности: учебной и жизненно-практической
-Давайте, еще раз сравним рисунки и ответим на вопрос:
- А что еще нового появилось у людей?
-А это повлияло на жизнь людей?
Отвечают на вопросы.
-Дома, посуда.
Да. Повлияло. Жизнь людей улучшилась.
Регулятивные УУД.
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
-Фиксирует проблемный вопрос на доске.
- Какие у вас есть версии решения проблемы?
Проблемный вопрос:
Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?
- Стало больше еды, приходилось больше работать.
Регулятивные УУД.
Выдвигать версии
5. Актуализация знаний. Планирование деятельности
-Давайте вспомним, что мы знаем по этой проблеме?
-А что мы можем узнать о занятиях древних людей, посмотрев на рисунок?
- Хватит ли этих знаний, чтобы ответить на наш вопрос?
- О чем мы должны узнать?
Отвечают на вопросы.
-Древнейшие люди жили небольшими группами. Занимались собирательством и охотой. У них были орудия труда из камня. Они использовали огонь.
-Приручили собаку, убирают урожай, пасут скот.
- Нет
-Определяют, каких знаний не хватает. Составляют план работы.
1.Причины и последствия возникновения земледелия и скотоводства.
2. Какие еще виды занятий появились у людей.
3. В какие группы объединялись люди.
Регулятивные УУД.
Планировать деятельность в учебной ситуации
6.Поиск решения проблемы
1.-Давайте узнаем, как возникло земледелие и скотоводство?
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
(открытие нового знания)
Для этого обратимся к учебнику и разделимся на две группы.
1 группа читает пункт «Приручение животных и скотоводство» и в тексте выделяет слова, которые могут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.
А 2 группа в это время читает пункт «Возникновение земледелия» и в тексте выделяет слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.
-Давайте проверим, что у нас получилось.
Слушаем 1 группу.
-Фиксирует на доске:
От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.
-Теперь послушаем 2 группу.
-Фиксирует на доске:
От собирательства к земледелию. Переход к оседлому образу жизни.
Читают текст, выполняют работу в группах.
- Причины.
Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детенышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.
Последствия.
Так зародилось скотоводство.
Причины.
-Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.
Последствия.
-Научились обрабатывать землю.
Познавательные УУД.
Владеть смысловым чтением. Самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию.
Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД.
Организовывать работу в группах
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
Динамическая минутка
-На какой пункт нашего плана мы с вами ответили?
2.–Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 31-32 и ответьте на вопрос: - Каким необходимым трудом занимались древние люди?
-Подтвердите свои ответы строчками из учебника (с.31-32)
-На какой пункт нашего плана мы с вами ответили?
3.–Скажите, как назывался коллектив родственников, в который объединялись древние люди?
-Какие новые объединения людей появляются? Давайте откроем с. 27-29 учебника и найдем в нем ответ и запишем его в тетрадь.
-Что такое племя?
-Так зародилось земледелие. Люди перешли к оседлому образу жизни.
-Причины и последствия возникновения земледелия и скотоводства.
Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Регулятивные УУД.
Работать по плану, сверяясь с целью.
Познавательные УУД.
Определять понятия
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
-Кто стоял во главе племени?
-Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?
-Сравните свои записи с ответом соседа по парте.
-На какой пункт нашего плана мы с вами ответили?
-Во главе племени стоял вождь.
- Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин. Избирали его на общем собрании
Взаимопроверка.
Работа в паре
В какие группы объединялись люди.
Познавательные УУД.
Находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные УУД.
Организовывать работу в паре
Регулятивные УУД.
Работать по плану, сверяясь с целью.
7.Выражение решения проблемы.
-Какой вывод по проблеме мы можем сделать?
Примерный вывод: Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни. Они начали селиться возле рек. У них появились различные ремесла: ткачество, прядение и др. Родовые общины древних людей начали объединяться в племена, которые управлялись вождями.
Познавательные УУД.
Делать выводы
8.Применение новых знаний.
Выполните задание 3,4 с. 13 в рабочей тетради
-Сравните свой ответ с ответом соседа по парте.
-Выполняют задание письменно.
Взаимопроверка в парах
Коммуникативные УУД.
Организовывать работу в паре
Динамическая минутка
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных и метапредметных результатов
9.Самооценка учащихся
Ребята, а теперь оцените свою деятельность на уроке.
-Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно (5)
-Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)
-Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?
Учащиеся соотносят цель и результат своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
Регулятивные УУД.
Оценивать степень и способы достижения цели
10. Итог урока (рефлексия)
Давайте подведем итог.
-Как вы думаете, что хорошего и что плохого принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?
Кратко напишите положительные и отрицательные моменты.
Выставление отметок учителем
Записывают свое мнение с точки зрения нравственных ценностей.
+ появилось больше еды, не надо было постоянно перемещаться.
- истощение почв, жестокое обращение с животными.
Личностные УУД.
Аргументировано оценивать нравственные ценности.
11.Домашнее задание.
1. Выпишите в тетрадь определения понятий: вождь, совет старейшин.
2. Ответьте на вопрос: Чем отличается мотыжное земледелие от плужного.
3. Написать синквейн по теме урока.
Записывают домашнее задание.
infourok.ru
Конспект урока по истории на тему "Возникновение земледелия и скотоводства" (5 класс)
5 класс история 6 ур
Возникновение земледелия и скотоводства.
Игенчелек һәм терлекчелек барлыкка килү.
Цель.
подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;
продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты.
Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, презентация «Возникновение земледелия и скотоводства», компьютер, видеопроектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусство и религиозных верований».
Как была найдена впервые пещерная живопись?
Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
Что обозначает понятие «искусство»?
Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?
Почему в могилы люди клали различные предметы?
Изучение новой темы.
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.
Задание на урок. Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?
Заполните таблицу и сделайте вывод:
Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства ?
Что предшествовало ?
Земледелие
Скотоводство
1.Появление мотыжного земледелия.
Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы.
Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.
При помощи топора вырубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия.
Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на углях.
Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.
Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.
2.Приручение животных. Самостоятельно прочитать пункт 2 и ответить на вопрос.
Появление земледелия и скотоводства стало возможным, потому что у людей появились излишки продуктов. Почему?
Хозяйство постепенно стало превращаться из присваивающего в производящее.
Теперь благосостояние людей зависело только от их труда.
infourok.ru
План конспект по истории 5 класс Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства
Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства
Цели: подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).
Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 4.
КАРТОЧКА № 4
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?» Для этого вспомни:
- Как была найдена впервые пещерная живопись?
- Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
- Что обозначает понятие «искусство»?
- Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?
- Почему в могилы люди клали различные предметы? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Археолог Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира в Испании. Маленькая дочь заметила на потолке изображение быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилась живопись и искусство. Они иногда изображали быков, пораженных копьями. Почему же эти рисунки помещены глубоко в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек дотрагивался до изображения животного своим оружием. Так появилась сверхъестественная связь между людьми и их рисунками. Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, то есть вера в сверхъестественные существа.
2. Работа с классом. Решение логических задач.
Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие - высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением.
- Какой способ добывания огня более древний? (Так как вторая группа племен добывала огонь во время праздников трением, то, следовательно, этот способ был им известен. А так как они этот способ применяли по праздникам, то можно сделать вывод, что он был более древним. Ведь если бы он был более совершенным, чем высекание, то его применяли бы все время, й не только в праздники. Поскольку это не так, то значит, он был менее совершенным, а в праздники о нем только вспоминали.)
3. Тест* (на усмотрение учителя, как один из вариантов работы с классом).
4. Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.
- Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?
IV. Изучение новой темы
План
1) Мотыжное земледелие.
2) Скотоводство.
3) Обработка глины и ткачество.
4) Племя.
На доске: тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.
1. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 на с. 18 Вигасина или п. 4 на с. 29 Михайловского.
2. Беседа по прочитанному:
- Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад.)- Как появилось земледелие? (Женщины заметили, что семена дикорастущих культур, jwae на землю, на следующий год дают там всходы.)
- Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (Деревянной мотыгой - палкой с сучком).
- Чем убирали урожай? (Серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем.)
- На чем растирали зерна? (На зернотерках.)
- Чем очищали участок для посева? (Каменным топором.)
- Какое значение имело земледелие для людей? (Земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)
3. Работа с картой.
- По легенде карты (с. 7 Вигасина) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия. (Зеленым.)
- Как называется этот район? (Западная Азия.)
- Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия.
6. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 12.
7. Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме «Как возникло скотоводство».
8. Рассказ учителя.
Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин. (Учитель рисует схему на доске.)
Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.
- Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия? Объясните связь между трудовой деятельностью первобытных людей, их открытиями и полезными наблюдениями над природой. (Первобытные люди научились добывать огонь, изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 4 Вигасина; составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?»; уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание №13.
Дополнительный материал
О древнейшем способе изготовления глиняных сосудов можно судить по этнографическим наблюдениям Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь и быт папуасов Гвинеи. Он писал: «Орудия, употребляемые для выделки горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляют сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются. Правильная форма горшку придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т. п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.
Все горшки приблизительно одной формы, хотя разной величины. Украшений на них мало: иногда ряд точек вокруг горла и род звезды, иногда те же украшения выдавлены ногтем».
Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 15-16.
xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai
Конспект урока "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс
Дата: ______
Тема: §4. Возникновение земледелия и скотоводства.
Цель.
подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;
продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты.
Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, презентация «Возникновение земледелия и скотоводства», компьютер, видеопроектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусство и религиозных верований».
Как была найдена впервые пещерная живопись?
Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
Что обозначает понятие «искусство»?
Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?
Почему в могилы люди клали различные предметы?
Изучение новой темы.
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.
Задание на урок. Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?
Заполните таблицу и сделайте вывод:
Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства ?
Отрасль хозяйства
Что предшествовало ?
Земледелие
Скотоводство
1.Появление мотыжного земледелия.
Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы.
Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.
При помощи топора вырубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия.
Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на углях.
Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.
Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.
2.Приручение животных. Самостоятельно прочитать пункт 2 и ответить на вопрос.
Появление земледелия и скотоводства стало возможным, потому что у людей появились излишки продуктов. Почему?
Хозяйство постепенно стало превращаться из присваивающего в производящее.
Теперь благосостояние людей зависело только от их труда.
3.Появление ремесла.
Скотоводы начали разводить коз и овец, которые одновременно давали мясо, шерсть, молоко. Возникали и ремесла.
С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимание изготовлению орудий труда и домашней утвари.
Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода.
Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой.
В это же время появилось ткачество. Был изобретен простейший ткацкий станок.
Нити делали изо льна, или пряли из шерсти животных.
У людей появилась льняная и шерстяная одежда, и они стали более защищенными перед непогодой.
Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии.
На слайде изображен первобытный сверлильный станок.
При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.
4.Род и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.
Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.
Совет старейшин
Племя
Род
Род
Род
5.Мировоззрение.
Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.
Самые могущественные духи назывались богами.
Если все вокруг живое, то со всем можно договориться – нужно только обратить к богам просьбу – молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.
Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов к идолам приносили жертвы
Обобщение.
Выберите правильный ответ
Несколько родовых общин, живших в одной местности
человеческое стадо
племя
соседская община
Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
охота
скотоводство
собирательство
Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе
цари
жрецы
старейшины
Первое домашнее животное, прирученное человеком
корова
лошадь
собака
Когда человек начал заниматься земледелием
10 тысяч лет назад
3 тысяч лет назад
200 тысяч лет назад
Первое орудие труда первобытного человека
мотыга
заостренный камень
плуг
Из чего первобытные люди делали первую одежду
из шелка
из шкур диких животных
из хлопка
Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу
гарпун
лук
рубило
Домашнее задание.
прочитать §4. Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?», уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».
Литература.
О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории древнего мира, М.Ю. Брандт. Тесты по истории древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Энциклопедия. Всемирная история.
globuss24.ru
Проект урока в контексте ФГОС по теме "Возникновение земледелия и скотоводства" (5 класс)
Проект урока в контексте ФГОС.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.
Формулирование цели
Создать условия для совершенствования навыков проектирования заданий для решения учебных задач, работы со схемами.
Сформировать представление о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Формулирование задачи
Овладевать знаниями о возникновении земледелия и скотоводства с помощью ключевых понятий урока.
Дать возможность проявить чувства коллективизма, сплоченности через совместную деятельность в группе.
Совершенствовать навыки анализа и синтеза, навык работы с исторической картой.
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.
Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
Знакомство с производящим хозяйством.
Анализ условий, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства.
Знание исторических понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
Владение навыками проектирования заданий для решения учебных задач, работы со схемами.
Умение использовать интернет - ресурсы для поиска информации по данной теме.
Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
Осознание особой роли совместной деятельности в группе.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения и добывания новых знаний из разных источников.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении;
овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в схемы или таблицы).
Регулятивные результаты
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:
эффективно сотрудничать в группе, аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Предметные результаты
Формирование представления о производящем хозяйстве.
Знание значения и места исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УДД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать).
Организует работу мини-групп (парами).
Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.
По названию параграфа дети должны предположить, о каких видах деятельности первобытных людей будет идти речь. Учащиеся заполняют кластер и определяют место понятий «охота» и «собирательство» в кластере:
Присваивающее
Охота Собирательство
Познавательные. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
Регулятивные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемной задачи, которую надо решить.
Обсуждение в классе предложенных вопросов. Как?
Почему?
Что изменилось?
Познавательные. Анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного.
Личностные. Умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.
3. Выявление места и причины.
Учитель спрашивает: - На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?
Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.
Познавательные. Анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы.
Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного.
Личностные. Самоопределение себя как представителя человечества как вида.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Организует презентацию подготовленных группами заданий. Предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.
Задания для мини-групп (пары): 1.Работа с картой – изучить карту, придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами, придумать значки и прикрепить к карте. 2.Найти в учебнике, дополнительной литературе, ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев. Выделить понятия для «Словаря в картинках». Составить кластер – «Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями». 3.Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие», которая бы объяснила зависимость нужд человека и приручения животных. Определит понятия для «Словаря в картинках». Составить схему соответствия и объяснить взаимосвязи.
Мини-группы проектируют и представляют свой материал. *Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему?
*Какие территории были пригодны для разведения скота и почему?
Земледелие
Обработка Ячмень земли Пшеница Мотыга Серп Оседлость Зернотёрка Жилище
Шерсть Корова Мясо Овца Молоко Коза Кожа Собака
Находят в источнике информацию о возникновении ремесел. Определяют понятия для «Словаря в картинках». Составляют текст, в который надо вставить слова-понятия. (Текст с пропусками из 5 предложений.) Предлагают классу вставить слова в текст (ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти).
Познавательные. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; показывать на карте места развития земледелия; рассказывать о причинах развития земледелия и скотоводства; свободная ориентация и восприятие текстов изобразительного материала; построение логической цепи рассуждений; извлечение необходимой информации из видеоматериала; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста.
Коммуникативные. Умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Регулятивные. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Личностные. Жизненное самоопределение; формирование представлений о ценности труда; формирование представлений о ценностях коллективизма.
5. Первичное закрепление
Предлагает заполнить схему управления племенем.
Дает задание всему классу: Определить, к каким последствиям привело возникновение земледелия (поставить + и -).
В источнике находят понятия, которые характеризуют управление людьми и вставляют их в схему, объяснив взаимосвязи.
Задание классу: Определить, как называется хозяйство, к которому относится земледелие и охота. Учащиеся определяют место новых занятий в кластере. Отвечают на вопрос: чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?
Пользуясь разными источниками, отвечают: 1.Начало кочевого образа жизни. 2.Переход к оседлому образу жизни. 3.Занятия собирательством. 4.Выращивание злаковых растений. 5.Переход к производящему хозяйству. 6.Накопление запасов жизни. 7.Изменение образа жизни людей. 8.Сохранение прежнего образа жизни.
Познавательные. Моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в графическую модель; умение структурировать знания.
Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Личностные. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.
Тестирование: 1.Земледелие возникло из:
2. Найдите лишнее:
В земледельческих работах применяли:
3. Земледелие возникло:
А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке
Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке
В) около 10 т.л.н. в Западной Азии
Г) около 7 т.л.н. в Двуречье
4. Скотоводство возникло из:
5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
А) тигр
Б) лошадь
В) корова
Г) собака
6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:
Собирательство и земледелие, охота и скотоводство
А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой
Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством
В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство
7.Что такое ремесло?
А) обработка земли
Б) разведение скота
В) изготовление изделий
Г) продажа товаров
8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
9.Гончарство – это:
А) изготовление нитей
Б) изготовление глиняной посуды
В) изготовление ткани
В) строительство жилищ.
Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах.
Познавательные. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные. Коррекция: внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
7. Рефлексия.
Организует осмысление и корректирует приобретенные знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. Комментирует домашнее задание.
Познавательная рефлексия: V – знакомая информация; + новая информация; --Я думал (думала) иначе; ? меня это заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Психологическая рефлексия: Выбери смайлик.
Д.з.: обязательное: проект «Словарь в картинках». Читать параграф 4.
Творческое задание по выбору: нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу» или «Первобытный обряд захоронения», либо, используя ключевые понятия, составь рассказ на эти темы.
Познавательные. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные. Умение слушать.
Регулятивные. Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные. Формирование навыков самооценки.
infourok.ru
Конспект урока истории "Первобытные земледельцы и скотоводы"
Урок 4. Древние земледельцы и скотоводы (§ 6).
План:
1. Возникновение земледелия.
2. Одомашнивание животных и скотоводство.
3. Неолитическая революция.
4. Посуда из глины.
Изучение 1 -го вопроса учитель начнет с организации работы с картой.
Демонстрируется ЦОР «Области раннего земледелия и одомашнивания животных».
Вопросы:
1. Какие условия были необходимы для возникновения земледелия?
2. Найдите на карте районы, в которых археологами были найдены древнейшие поселения земледельцев.
3. Вспомните и назовите занятия людей эпохи палеолита. Из каких занятий впоследствии сложились земледелие? Скотоводство?
1. Рассмотрите иллюстрацию. Какие предметы на ней изображены? Каково их назначение?
2. Прочитайте п. 4 § 6 и расскажите, как был устроен гончарный круг?
Задание 2. Вы - археологи. Производя раскопки древних поселений, Вы обратили внимание на то, что остатки тканей и металлические изделия редко удается найти, в то время как осколки глиняной посуды встречаются очень часто. Как Вы можете это объяснить?
Задание 3. Обобщите полученные на уроке знания. Из просмотренных на уроке ЦОРов выберите те, которые свидетельствуют о неолитической революции. С помощью ЦОРов дайте определение этого понятия