ГлавнаяПервобытноеИсточниками сведений о первобытном врачевании являются
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе. Источниками сведений о первобытном врачевании являются
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества
Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
^
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
общие черты развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, и культового
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей
создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания в шумере
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору
2 основных направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) . Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы
представления о причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову
www.userdocs.ru
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечестваИзучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
4. врачевание в период становления первобытного общества; эмпирическая основа, коллективный характер, лечебные средства, гигиенические навыки
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
общие черты развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, и культового
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей
создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания в шумере
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору
2 основных направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) . Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы
представления о причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову
prosdo.ru
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники
информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные
научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных
археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники,
палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными
источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки
первобытных построек, святилища, погребения и останки человека,
предметы первобытной культуры.
Палеопатология
изучает патологические изменения останков первобытного человека,
точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного
человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты,
которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до
этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники
информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого
века»
До
возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась
около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что
первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже
как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались
весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне
верил в существование «золотого, века» на заре
человечества
Изучение
останков первобытного человека показало, что его кости несут на
себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и
тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли,
туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и
др.)
два подхода в
определении критериев человека: антропологический,
философский
В установлении границы между
животным миром и человеком существуют два подхода:
антропологический и философский.
В основе антропологического
подхода лежит биологическое своеобразие человека, его
морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это
отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или
бипедией;
2) свободной кистью с
противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым
операциям;
3) относительно
крупным высокоразвитым мозгом.
В основе
философского подхода к определению критериев человека и его
выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его
орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные
отношения.
4. врачевание в
период становления первобытного общества; эмпирическая основа,
коллективный характер, лечебные средства, гигиенические
навыки
Следовательно, тысячелетний
эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей
позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений,
минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими
недугами.
Древнейшие люди уже проявляли
коллективную заботу о больных сородичах
Начатки
гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали
формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных
-жилищ и применения огня
становление
культовой практики и ранние виды религиозных верований в период
рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм,
магия
Тотемизм —вера
человека в существование тесной родственной связи между' его родом
и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или
эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим
братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера
в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта
вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в
души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в
способность человека сверхъестественным образом воздействовать на
других людей, предметы, события или явления природы. Среди
многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия —
врачевание ран и недугов, основанное на культовой
практике.
врачевание в
период разложения первобытного общества
Разложение
первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н.
э.
В области
врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные
навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств,
изготовлялись инструменты для врачевания из
металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым
общинникам во время участившихся войн.
ритуальное
обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым
данным, и кесарево сечение.
общие черты
развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности
и создание первых текстов медицинского содержания
формирование
двух направлений врачевания: эмпирического
врачевания, и культового
развитие представлений о
происхождении болезней
подготовка
врачевателей
создание
древнейших санитарно-технических сооружений; развитие
гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие
классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания
в шумере
В Шумере
издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на
коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не
простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного
рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до
н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а
вырастало из практического опыта и повседневной деятельности
человека
врачеватели
Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде
всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян,
плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение
леканору
2 основных
направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н.
э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления
врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались
врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду).
Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu —
заклинающий) . Врачевание асу было направлено на
облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком
местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные
травы
представления о
причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу
чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами.
Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными
силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и
без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или
«удара» в голову
Карта сайта
xreff.ru
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечестваИзучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
4. врачевание в период становления первобытного общества; эмпирическая основа, коллективный характер, лечебные средства, гигиенические навыки
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
общие черты развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, и культового
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей
создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания в шумере
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору
2 основных направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) . Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы
представления о причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову
www.prosdo.ru
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества
Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
^
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
общие черты развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, и культового
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей
создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания в шумере
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору
2 основных направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) . Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы
представления о причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову
userdocs.ru
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества
Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
^
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
общие черты развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, и культового
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей
создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания в шумере
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору
2 основных направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) . Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы
представления о причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову