Урок первобытный человек изучение нового материала. Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему: "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разработка занятия "Происхождение культуры. Первобытный человек". Урок первобытный человек изучение нового материала


Разработка занятия "Происхождение культуры. Первобытный человек".

4.

Методические указания к блоку «Культура Древнего мира» образовательной программы «Школа юного культуролога»

Занятия 7-8

Происхождение культуры. Первобытный человек.

(2 часа)

План

  1. Актуализация внимания. Повторение пройденного материала.

  2. Новый материал. Мультипликационный фильм «Древний человек» из серии «Всемирная история»1.

  3. Закрепление нового материала

  4. Подведение итогов

  5. Творческая часть

Ход занятия

  1. Актуализация внимания. Повторение пройденного материала

На предыдущих занятиях мы много узнали о самых разных людях – деятелях искусства, полководцах, учёных, путешественниках, которые сыграли важную роль в развитии истории человечества. Мы также узнали о мифах, в которых осмысливалась тема зарождения жизни на земле и которые послужили основой для развития культуры человечества. Мы увидели, каким себе представляли происхождение мира – зарю человеческой цивилизации – наши древние предки. Мифы о сотворении мира и всемирном потопе стали темой многих произведений искусства – живописи, литературы, фольклора и т.д.

Сегодня мы узнаем, каким видят происхождение человека современные учёные, каким представляют особенности его существования и то, как появилась первые признаки культуры.

2. Мультипликационный фильм «Древний человек»2

  1. Закрепление нового материала.

*Где в древности жили люди?

Древние люди сначала жили в пещерах, а затем строили первые дома из глины, соломы, камня

*Кто был главным врагом древнего человека?

Самый главный враг древнего человека – животные.

*Что носили первобытные люди?

Первобытные люди носили одежду из шкур убитых животных.

*Чем питались первобытные люди?

Добыли первый огонь. Ловили рыбу, охотились на бизонов, оленей, слонов. Собирали ягоды, грибы, ящериц, муравьёв, питались падалью.

*Что было первым материалом для изготовлений орудий труда?

Камень служил основным и первым материалом для изготовления орудий труда (ножей, топоров, наконечников стрел из кремня, игл для сшивания шкур – обсидиана – камня из вулканической лавы, жерновов). Камень обрабатывали другим камнем. Позже их стали изготавливать из железа (плавить из железной руды). Так получилась медь и бронза.

*В чём готовили еду? Какую роль играла глина?

Важные функции выполняла керамика (с греческого ceramos – глина, обожжённая в печи): предметы быта – посуда для приготовления и хранения пищи, глиняные формы для выплавки металла. Появились первые печи, глиной обмазывались жилища для прочности и тепла.

*Как появились первые произведения искусства?

Расписывали пещеры, вырезали фигурки из бивней животных, создавали при помощи жильных нитей и игл из обсидиана первые украшения

*Какими были самые первые люди?

Чарльз Дарвин3 был одним из первых, кто создал теорию происхождения людей. Он считал, что человек произошёл от обезьяны. Учёные обнаружили разные виды предков человека. 1. Питекантроп – человек-обезьяна. 2. Неандерталец найден в Германии (Неандерталь). 3. Кроманьонец – человек эпохи позднего палеолита – во Франции (Кроманьон). Последние два могли жить одновременно.

* Какими были первые средства передвижения?

Упряжки из прирученных собак, брёвна для перевоза каменных блоков.

* Где можно в современном мире встретить людей, чей образ жизни можно назвать первобытным?

В Африке, в Австралии до сих пор живут племена, чей образ жизни во многом совпадает с первобытным обществом.

  1. Подведение итогов (делаем записи в «энциклопедию»)

Древние люди жили в пещерах, строили первые дома из глины, соломы, камня. Самый главный враг древнего человека – животные.

Первобытные люди расписывали пещеры, вырезали фигурки из бивней животных, создавали первые украшения из обсидиана, костей.

Камень служил основным и первым материалом для изготовления орудий труда. Важные функции выполняла керамика (с греческого ceramos – глина, обожжённая в печи): посуда для приготовления и хранения пищи, глиняные формы для выплавки металла.

Предки человека: питекантроп, неандерталец, кроманьонец.

  1. Творческая часть.

Создайте свою иллюстрацию в альбоме к истории о первобытной жизни людей

1 Древний человек // Реж. Саакянц Р. Обучающие мультфильмы для детей. Серия «Всемирная история». – [Интернет-ресурс: http://coolmult.ru/news/2011-05-01-398]. — Россия: Берг Саунд, 2006.2 Мультфильмы серии «Всемирная история» длятся 40 минут, поэтому в целях сохранения рабочего времени на усмотрение преподавателя можно ставить отрывки.3 Вписать в словарь

infourok.ru

Разработка урока по познанию мира "Жизнь первобытный людей"

hello_html_m3ee89929.gifhello_html_m3ee89929.gifhello_html_m3ee89929.gifДата 4.09.2014

Урок познание мира

Тема урока : Жизнь первобытных людей.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: стандартный

ТДЦ

Образовательная: познакомить с ребят с жизнью первобытных людей.

Воспитательная: умение готовить краткий доклад по теме и выступать перед классом.

Развивающая: бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: картинки с изображение древних людей, учебник, тетрадь, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ПГК

Индивидуально-коррекционная работа

1

2

3

4

5

6

1 Орг. Момент

2.Актуализация знаний

3.Сообщение новой темы

4. Работа по теме

4. Закрепление

5. Итог урока

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Пусть предок жизнью жилполузвериной,Но мы его наследьем дорожим.Он не умел горшка слепить из глины,Боялся духов, выдуманных им. (В.Берестов)

Проверка домашнего задания

Открытый тест:

1 вариант: Первая жизнь на Земле.

2 вариант: Как формировалась поверхность Земли?

3 вариант: Как изменялся внешний облик человека?

-Сегодня на уроке, мы с вами, продолжим знакомство с древним миром и познакомимся с жизнью первобытных людей.

Наука говорит, что самые первые люди, следы которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад.

По остаткам их скелетов удалось установить, как они выглядели.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю.

Вместе с костями древнейших людей археологи находят камни, от одного края которых отколоты мелкие кусочки. Пытаясь сделать камень острым, древний человек ударял по нему другим булыжником. Изготовленным таким немудреным способом орудием можно было вырубить палку, разрезать шкуру животного, расколоть его кости.

Лоб у древних был низкий и покатый. Мозг древнего человека был большего объема и совершеннее обезьяньего, но все равно был гораздо хуже развит, чем мозг современного человека. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, которыми выражал гнев и страх, с помощью которых звал на помощь и предупреждал соседа об опасности.

У человека не было таких могучих лап, таких крепких когтей и зубов, как у большинства современных ему хищников. Однако камень был крепче зубов и когтей, а удар тяжелой дубины - сильнее удара медвежьей лапы, но, конечно же, от гибели после встреч со свирепыми древними животными это спасало не всегда. Вот почему больше половины людей того времени не доживали и до 20 лет. Те, кто избежал когтей хищников, погибали от болезней и голода.

Физминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три»

На «четыре» и на «пять»

Дружно будем мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Работа в группах. Самостоятельное изучение в группах нового материала. Затем короткий пересказ.

1 группа Древние орудия.

Как говорят ученые, доисторические люди, которые жили около 300 000 лет назад, были пещерными жителями. Их главным занятием была охота. Каждый сам изготавливал для себя инструменты и орудия. Каменным молотком он разбивал булыжники, чтобы они становились подходящего размера для охоты. В результате был изобретен молоток, один конец которого был слегка заострен. Он использовался для копания, скобления, обтесывания или отсечения.

Другой широко используемый тогда инструмент - ручной топор. Он был на тяжелой рукоятке и заточен с обеих сторон. Он использовался для разных целей, например для выкапывания кореньев, раскалывания орехов или забивания животных и снятия с них шкур.

Неандертальцы, жившие 150 000-30 000 лет назад, также были пещерными жителями. В дополнение к ручному топору неандерталец имел заостренные орудия. Они были искусно сделаны из кремня и имели острые концы. Некоторые из них были в форме трехгранника. Некоторые остроконечные орудия имели один конец загнутый, как крючок. Во время следующего периода. Верхнего палеолита (50 000-10 000 лет назад) появились орудия с лезвиями. Это были длинные острые орудия, изготовленные из особого вида кремня. Они положили начало скребкам, сверлам и так далее. Один из видов этих орудий получил широкое применение: иглы с ушком из кости использовались для сшивания шкур животных.

2 группа Как человек научился добывать огонь

Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.Но, как люди научились разводить костры Мы можем об этом только догадываться. Первобытный человек, возможно, сначала научился использовать огонь, а уже затем узнал, как его добывать... Догадываться, как пещерный человек научился разводить огонь. Блуждая среди камней в темноте и натыкаясь на них, первобытный человек, должно быть, заметил искры, которые появлялись при ударе одного камня о другой. Но, должно быть, сменилось несколько поколений первобытных людей, пока у одного из них не возникла идея ударить камнем по камню для того, чтобы получить огонь! Есть еще один способ, чтобы узнать, как первобытный человек научился добывать огонь. Мы можем понаблюдать, как это делают примитивные люди сейчас.

3 группа Какие древние люди жили в пещерах

Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.

Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели очень грубые черты лица с тяжелыми бровями, нависшими над глазами. Рост неандертальцев не превышал 160 см.Находясь внутри своих обиталищ, пещерные люди испытывали страх перед огромными размерами пещер и царившей в них непроглядной темнотой. Поэтому они старались держаться у входа в пещеры, чьи своды защищали их от ветра, дождя и снега, и не рисковали забираться внутрь.В конце ледникового периода кроманьонцы -древние люди, внешность которых уже была гораздо больше похожей на внешность современных людей - стали перебираться в Европу. Однако они, как и неандертальцы, продолжали жить в пещерах.

Постепенно их число увеличивалось, и места в пещерах стало не хватать для всех. Тогда некоторые из них начали строить хижины из ветвей или выкапывать жилище в земле.Именно кроманьонцы были авторами знаменитых наскальных рисунков в пещерах в южной Франции и северо-западной Испании. Эти рисунки - первые произведения искусства, созданные людьми. Они очень выразительны и свидетельствуют о богатом воображении и одаренности своих творцов, изображавших, главным образом, животных, на которых охотились кроманьонцы: бизонов, медведей, диких вепрей, мамонтов и носорогов.

4 группа Как возникли города

Мы считаем города частью нашей цивилизации. Когда множество самых разных людей научились работать и жить вместе, тогда и возникли большие города. Основное различие между городом, поселком и деревней - в размерах. В большинстве случаев город - это самый крупный населенный пункт. Почти все города выросли из деревень. Никто не знает, когда и где появился первый город. Основать его могло какое-нибудь кочевое племя охотников. Охотники нашли место, которое им понравилось настолько, что им захотелось на нем остаться. Это произошло примерно за 6000 лет до нашей эры, а то и раньше. Около 3000 лет до н.э. люди уже строили большие города и жили в них. В доисторические времена человек обнаружил, что если приручать пойманных животных, то становится гораздо легче обеспечивать себя пищей. Людям не хотелось охотиться на животных по лесам каждый раз, когда они проголодаются. Люди также усвоили, что можно иметь гораздо больше плодов и злаков, если выращивать растения самим. Но невозможно было одновременно кочевать все время и заниматься возделыванием земли. Приходилось оставаться на одном месте, чтобы собрать урожай. Нелегко было бы и гнать за собой скот. Когда племена стали оставаться на месте, возникли деревни и поселки. От первых деревень не осталось ничего, поскольку они состояли из строений, сооруженных из шкур, дерева или глины. Со временем человек научился изготовлять долговечные материалы, и деревушки стали разрастаться и превращаться в города.

Физминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летим, мы летим.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Работа по учебнику

Беседа-диалог (работа по иллюстрациям учебника, по страницам энциклопедии):

  1. Как появился первый человек?

  2. Какие факторы повлияли на изменение образа человека?

  3. Приспособление людей в ходе борьбы за существование.

  4. Как современники узнают о жизни наших предков?

  5. Быт и условия труда, приручение первобытными людьми диких животных.

.

  1. Напишите минисочинение «Назад в прошлое».

  2. 2 ученика готовят доклад «Жизнь человека в каменном веке» и «Жизнь человека в бронзовом веке».

  1. Какие дикие животные, по вашему мнению, были приручены человеком на территории Казахстана?

  2. Вспомните легенды, в которых говорится о животных, как верных помощниках и друзьях джигитов

* Разгадайте кроссворд

Кроссворд «Жизнь первобытных людей»

«Жизнь первобытных людей»: По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Рефлексия

Учитель: - Сегодня на уроке мы много говорили о жизни первобытных людей. Что же нового вы для себя узнали?

(Устные ответы детей.)

«Оценка урока»

Каждый ученик прикрепляет на дерево кружочек, соответствующую оценке его работы на уроке.

У каждого ребёнка на столе картинки:

Зелёный – я узнал много нового.

Жёлтый – урок прошёл неплохо.

Красный – не совсем удовлетворён уроком.

Чёрный – мне было не интересно.

Итог урока: Всем спасибо за работу!

Домашняя работа:

1 уровень- читать пересказывать

2 уровень: нарисовать наскальную живопись древних людей + пересказ

3 уровень: доклад «Труд сделал человека человеком»

Р

П

Р

Р

Пр

Р

Р

Пр

Р

Р

Фр

Инд

Фр

Фр

Гр

Инд

Фр

Инд

Фр

Инд

Тест №2 Жизнь первобытных людей

Карточка «Закончи предложение»

Индивидуальная карточка

Обратить особое внимание на ребят

________________

________________

________________

1 группа Древние орудия.

Как говорят ученые, доисторические люди, которые жили около 300 000 лет назад, были пещерными жителями. Их главным занятием была охота. Каждый сам изготавливал для себя инструменты и орудия. Каменным молотком он разбивал булыжники, чтобы они становились подходящего размера для охоты. В результате был изобретен молоток, один конец которого был слегка заострен. Он использовался для копания, скобления, обтесывания или отсечения.

Другой широко используемый тогда инструмент - ручной топор. Он был на тяжелой рукоятке и заточен с обеих сторон. Он использовался для разных целей, например для выкапывания кореньев, раскалывания орехов или забивания животных и снятия с них шкур.

Неандертальцы, жившие 150 000-30 000 лет назад, также были пещерными жителями. В дополнение к ручному топору неандерталец имел заостренные орудия. Они были искусно сделаны из кремня и имели острые концы. Некоторые из них были в форме трехгранника. Некоторые остроконечные орудия имели один конец загнутый, как крючок. Во время следующего периода. Верхнего палеолита (50 000-10 000 лет назад) появились орудия с лезвиями. Это были длинные острые орудия, изготовленные из особого вида кремня. Они положили начало скребкам, сверлам и так далее. Один из видов этих орудий получил широкое применение: иглы с ушком из кости использовались для сшивания шкур животных.

2 группа Как человек научился добывать огонь

Огонь был известен человеку с древнейших времен. В некоторых пещерах в Европе, где древние люди жили сотни тысяч лет назад, среди камней были найдены угольки и обожженные кости, что указывает на то, что в этих местах разводили огонь.Но, как люди научились разводить костры Мы можем об этом только догадываться. Первобытный человек, возможно, сначала научился использовать огонь, а уже затем узнал, как его добывать... Догадываться, как пещерный человек научился разводить огонь. Блуждая среди камней в темноте и натыкаясь на них, первобытный человек, должно быть, заметил искры, которые появлялись при ударе одного камня о другой. Но, должно быть, сменилось несколько поколений первобытных людей, пока у одного из них не возникла идея ударить камнем по камню для того, чтобы получить огонь! Есть еще один способ, чтобы узнать, как первобытный человек научился добывать огонь. Мы можем понаблюдать, как это делают примитивные люди сейчас.

3 группа Какие древние люди жили в пещерах

Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.

Этих людей современные ученые называют неандертальцами. Они имели очень грубые черты лица с тяжелыми бровями, нависшими над глазами. Рост неандертальцев не превышал 160 см.Находясь внутри своих обиталищ, пещерные люди испытывали страх перед огромными размерами пещер и царившей в них непроглядной темнотой. Поэтому они старались держаться у входа в пещеры, чьи своды защищали их от ветра, дождя и снега, и не рисковали забираться внутрь.В конце ледникового периода кроманьонцы -древние люди, внешность которых уже была гораздо больше похожей на внешность современных людей - стали перебираться в Европу. Однако они, как и неандертальцы, продолжали жить в пещерах.

Постепенно их число увеличивалось, и места в пещерах стало не хватать для всех. Тогда некоторые из них начали строить хижины из ветвей или выкапывать жилище в земле.Именно кроманьонцы были авторами знаменитых наскальных рисунков в пещерах в южной Франции и северо-западной Испании. Эти рисунки - первые произведения искусства, созданные людьми. Они очень выразительны и свидетельствуют о богатом воображении и одаренности своих творцов, изображавших, главным образом, животных, на которых охотились кроманьонцы: бизонов, медведей, диких вепрей, мамонтов и носорогов.

4 группа Как возникли города

Мы считаем города частью нашей цивилизации. Когда множество самых разных людей научились работать и жить вместе, тогда и возникли большие города. Основное различие между городом, поселком и деревней - в размерах. В большинстве случаев город - это самый крупный населенный пункт. Почти все города выросли из деревень. Никто не знает, когда и где появился первый город. Основать его могло какое-нибудь кочевое племя охотников. Охотники нашли место, которое им понравилось настолько, что им захотелось на нем остаться. Это произошло примерно за 6000 лет до нашей эры, а то и раньше. Около 3000 лет до н.э. люди уже строили большие города и жили в них. В доисторические времена человек обнаружил, что если приручать пойманных животных, то становится гораздо легче обеспечивать себя пищей. Людям не хотелось охотиться на животных по лесам каждый раз, когда они проголодаются. Люди также усвоили, что можно иметь гораздо больше плодов и злаков, если выращивать растения самим. Но невозможно было одновременно кочевать все время и заниматься возделыванием земли. Приходилось оставаться на одном месте, чтобы собрать урожай. Нелегко было бы и гнать за собой скот. Когда племена стали оставаться на месте, возникли деревни и поселки. От первых деревень не осталось ничего, поскольку они состояли из строений, сооруженных из шкур, дерева или глины. Со временем человек научился изготовлять долговечные материалы, и деревушки стали разрастаться и превращаться в города.

Разгадайте кроссворд

Кроссворд «Жизнь первобытных людей»

«Жизнь первобытных людей»: По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Разгадайте кроссворд

Кроссворд «Жизнь первобытных людей»

«Жизнь первобытных людей»: По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

infourok.ru

Конспект урока "Происхождение и развитие человека"

Конспект урока обществознания в 6 классе.

Тема урока: Происхождение и развитие человека.

Цель урока: рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы;

Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения

Ход урока.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществознание – новый учебный предмет. Человек – часть природы и общества».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согласен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

Вопросы для закрепления. (слайд 8)

Учитель выставляет и комментирует оценки учащихся за работу на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сопровождение

Тема сегодняшнего урока «Происхождение и развитие человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Слайд 1

На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы, познакомиться с различными теориями происхождения человека.

Внимательно слушают.

На доске представлен план работы на уроке где отражены основные вопросы изучения новой темы.

План изучения нового материала

Смотрят на доску и знакомятся с планом.

План изучения нового материала. (на доске)

  1. Игровая сценка «Первобытный человек»

  2. Первые люди на Земле.

  3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

  4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. С целью мотивации учащихся проводится игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1–й ученик: - Первобытный человек на свете жил. Человек тот очень-очень грустным был.

2-й ученик: - Ну а вы бы разве грустными не ходили, если б тоже первобытным очень были?

1–й ученик: - Отчего же ты горюешь и грустишь? Может, всё же грусть свою нам объяснишь?

2-й ученик:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я её не нахожу!

И еду мне в магазине не купить-

На охоте должен я еду добыть!

А оружие моё – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1–й ученик: - Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придёт.

2-й ученик:

-Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперёд,

«Хомосапиенсам» чтоб пришёл черёд.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Из –за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчён первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока – Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

Ответы: первобытный человек был расстроен тем, что у него не было удобной одежды, еду он добывает с угрозой жизни, у него нет оружия, он хочет жить как мы сейчас, но путь его к этому долгий.

Записывают вопрос в тетрадь.

Что помогло развитию Человека, человеческого общества? (на доске)

2. Первые люди на Земле.

Предлагаю вашему вниманию три версии происхождения человека.

Физкультминутка.(2мин.)

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.Руки нагнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Трое учащихся рассказывают о происхождении человека.

Учащийся 1. Первая версия – библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Учащийся 2. Вначале было только холодное море и небеса, и молчание. Тогда Созидательница и Творец решили создать мир. Сначала сотворили Землю, затем из вод появились горы. Потом создали животных. Из земли и глины создали человека. Но он не был крепким, тогда создали человека из дерева, но они не имели души и разума. Затем Великая Мать и Великий Отец решили создать человека из кукурузы. Это было удачное творение. Первых людей было четверо.

Учащийся 3. 10-12 млн.лет назад была засуха и обезьяны жили близко к воде. Они добывали пищу в воде. Вскоре эти обезьяны потеряли часть волосяного покрова, некоторые из них вернулись к сухопутному образу жизни. Другие остались в море и превратились в дельфинов.

Слайд 2.

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

Учитель делит класс на группы по 4 человека и задаёт вопросы:

А) Чем первобытный человек отличается от современного?

Б) Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске, уточняя сказанное: «Правильно ли я поняла, что…?», «Вы имеете в виду…?», «Скажите, чем отличается ваше мнение от того, что было высказано ранее?».

Предлагает посмотреть учащимся на доску и попробовать сделать вывод:

- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

-Чем первобытный человек отличается от животных?

Учитель предлагает назвать учащимся, что общего и различного между человеком и животным.

Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей «Человек и животное: общее и различное».

Задаёт вопрос учащимся: Что обозначает выражение «Коллективный труд создал человека»?

Учащиеся смотрят на слайд с вопросами и изображение людей и отвечают на вопросы.

(Варианты ответов: современный человек произошёл от обезьяны, ходит прямо, говорит, живёт в домах, ест приготовленную пищу, одевается, работает, думает, что-то создаёт своими руками; первобытный человек, покрыт шерстью, не умеет читать и писать, пользуется примитивными орудиями труда и т.д.)

Учащиеся привлекаются к уточнению формулировок.

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учениками в тетрадь.

-Первобытный человек внешне был похож на животное.

-Человек отличается от животных умением изготовлять орудия труда, накапливать и передавать опыт.

Учащиеся называют некоторые различия и общие черты человека и животного.

Учащиеся знакомятся с таблицей на слайде и замечают, что они не назвали.

Ответы учащихся: без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.

Слайд 3.

Слайд 4.

  1. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе. Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

По мере ответов учащихся учитель выводит схему на слайде по которой дети будут работать.

Учитель проводит беседу после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идёт об этих исторических периодах?

- Какие ещё орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд: например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

-Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

Учитель даёт определение технического прогресса.

Технический прогресс – это совершенствование орудий труда и техники.

Учитель задаёт вопрос учащимся: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества, его культуры, экономики, государства?

Учитель выводит на слайде понятие социальный прогресс.

Социальный прогресс – это развитие самого общества, его культуры, экономики, государства, сферы труда и быта.

Учащиеся работают в группах.

Перерисовывают схему в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

(Главный признак – применяемые орудия труда)

(палка-копалка, дубина и т.д.)

Записывают логические ряды в тетрадь

(примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллективы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мастерства требовалось от человека.)

Записывают определение технического прогресса в тетрадь.

По аналогии с техническим прогрессом, учащиеся предполагают, что называется общественным прогрессом.

Записывают определение социального прогресса в тетрадь.

Слайд 5.

Слайд 6.

Учитель возвращает учащихся к главному вопросу урока, просит прочитать его ещё раз, обсудить в группах и сделать вывод.

Вывод урока: развитие человека и человеческого общества происходило благодаря техническому и социальному прогрессу.

Учащиеся, работая в группах, формулируют вывод урока, который записывается в тетрадь.

multiurok.ru

Конспект урока "Древнейшие люди"

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Итак, мы выяснили с вами, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

Как же выглядели и жили древнейшие люди?

1. Наши далекие предки

Рассказ учителя

До сих пор нет единого мнения о том, как появился человек. Религия и наука дают разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.

Наука придерживается другой точки зрения. Многие ученые считают, что человек произошел от обезьяноподобных существ, которые постепенно изменялись. Менялся их облик, развивался мозг. Существа эти становились умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.

Итак, первобытными называют людей, которые жили до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Лишь приблизительно ученые устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

Посмотрите на рисунки на стр. 8 вашего учебника.

Ученые обнаружили в Африке останки человека, жившего 2 миллиона лет назад. По этим останкам удалось установить, как выглядел этот древнейший из людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был меньше, чем у современного человека. Разговаривать он не умел и лишь издавал отрывистые звуки.

2. Орудия труда

Рассказ учителя.

Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия делали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камень о камень, и в руках у древнего человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заостренным концом. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

Орудие труда – это то, чем человек работает.

Посмотрите на стр. 9,10, где находятся иллюстрации древних орудий труда.

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки, топоры, копья и пр.

3. Охота и собирательство.

Рассказ учителя

В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, поэтому жили в теплых краях. Спали на земле, от дождя укрывались под деревьями или в пещерах.

Жили первобытные люди большими группами. Такие группы напоминали стада животных. Такие группы историки называют человеческими стадами.

Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы, съедобные коренья растений. Такое занятие называется собирательством.

Занимались также охотой. Охотились чаще всего на старых, ослабленных или молодых животных.

4. Овладение огнем.

Рассказ учителя

В древности люди испытывали страх перед огнем, однако со временем они научились им пользоваться. Это имело большое значение в жизни человека. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее. Огонь служил и для обогрева, а также отгонял хищников.

Люди получали огонь во время лесных пожаров. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Постепенно люди сами научились добывать огонь, высекая искры ударом камня о камень.

multiurok.ru

Конспект урока "Происхождение и развитие человека"

Конспект урока обществознания в 6 классе.

Тема урока: Происхождение и развитие человека.

Цель урока: рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы;

Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения

Ход урока.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществознание – новый учебный предмет. Человек – часть природы и общества».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согласен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

Вопросы для закрепления. (слайд 8)

Учитель выставляет и комментирует оценки учащихся за работу на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сопровождение

Тема сегодняшнего урока «Происхождение и развитие человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Слайд 1

На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть процесс происхождения человека и его движущие силы, познакомиться с различными теориями происхождения человека.

Внимательно слушают.

На доске представлен план работы на уроке где отражены основные вопросы изучения новой темы.

План изучения нового материала

Смотрят на доску и знакомятся с планом.

План изучения нового материала. (на доске)

  1. Игровая сценка «Первобытный человек»

  2. Первые люди на Земле.

  3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

  4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. С целью мотивации учащихся проводится игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1–й ученик: - Первобытный человек на свете жил. Человек тот очень-очень грустным был.

2-й ученик: - Ну а вы бы разве грустными не ходили, если б тоже первобытным очень были?

1–й ученик: - Отчего же ты горюешь и грустишь? Может, всё же грусть свою нам объяснишь?

2-й ученик:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я её не нахожу!

И еду мне в магазине не купить-

На охоте должен я еду добыть!

А оружие моё – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1–й ученик: - Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придёт.

2-й ученик:

-Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперёд,

«Хомосапиенсам» чтоб пришёл черёд.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Из –за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчён первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока – Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

Ответы: первобытный человек был расстроен тем, что у него не было удобной одежды, еду он добывает с угрозой жизни, у него нет оружия, он хочет жить как мы сейчас, но путь его к этому долгий.

Записывают вопрос в тетрадь.

Что помогло развитию Человека, человеческого общества? (на доске)

2. Первые люди на Земле.

Предлагаю вашему вниманию три версии происхождения человека.

Физкультминутка.(2мин.)

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.Руки нагнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Трое учащихся рассказывают о происхождении человека.

Учащийся 1. Первая версия – библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Учащийся 2. Вначале было только холодное море и небеса, и молчание. Тогда Созидательница и Творец решили создать мир. Сначала сотворили Землю, затем из вод появились горы. Потом создали животных. Из земли и глины создали человека. Но он не был крепким, тогда создали человека из дерева, но они не имели души и разума. Затем Великая Мать и Великий Отец решили создать человека из кукурузы. Это было удачное творение. Первых людей было четверо.

Учащийся 3. 10-12 млн.лет назад была засуха и обезьяны жили близко к воде. Они добывали пищу в воде. Вскоре эти обезьяны потеряли часть волосяного покрова, некоторые из них вернулись к сухопутному образу жизни. Другие остались в море и превратились в дельфинов.

Слайд 2.

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

Учитель делит класс на группы по 4 человека и задаёт вопросы:

А) Чем первобытный человек отличается от современного?

Б) Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске, уточняя сказанное: «Правильно ли я поняла, что…?», «Вы имеете в виду…?», «Скажите, чем отличается ваше мнение от того, что было высказано ранее?».

Предлагает посмотреть учащимся на доску и попробовать сделать вывод:

- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

-Чем первобытный человек отличается от животных?

Учитель предлагает назвать учащимся, что общего и различного между человеком и животным.

Предлагает учащимся ознакомиться с таблицей «Человек и животное: общее и различное».

Задаёт вопрос учащимся: Что обозначает выражение «Коллективный труд создал человека»?

Учащиеся смотрят на слайд с вопросами и изображение людей и отвечают на вопросы.

(Варианты ответов: современный человек произошёл от обезьяны, ходит прямо, говорит, живёт в домах, ест приготовленную пищу, одевается, работает, думает, что-то создаёт своими руками; первобытный человек, покрыт шерстью, не умеет читать и писать, пользуется примитивными орудиями труда и т.д.)

Учащиеся привлекаются к уточнению формулировок.

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учениками в тетрадь.

-Первобытный человек внешне был похож на животное.

-Человек отличается от животных умением изготовлять орудия труда, накапливать и передавать опыт.

Учащиеся называют некоторые различия и общие черты человека и животного.

Учащиеся знакомятся с таблицей на слайде и замечают, что они не назвали.

Ответы учащихся: без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.

Слайд 3.

Слайд 4.

  1. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе. Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

По мере ответов учащихся учитель выводит схему на слайде по которой дети будут работать.

Учитель проводит беседу после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идёт об этих исторических периодах?

- Какие ещё орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд: например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

-Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

Учитель даёт определение технического прогресса.

Технический прогресс – это совершенствование орудий труда и техники.

Учитель задаёт вопрос учащимся: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества, его культуры, экономики, государства?

Учитель выводит на слайде понятие социальный прогресс.

Социальный прогресс – это развитие самого общества, его культуры, экономики, государства, сферы труда и быта.

Учащиеся работают в группах.

Перерисовывают схему в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

(Главный признак – применяемые орудия труда)

(палка-копалка, дубина и т.д.)

Записывают логические ряды в тетрадь

(примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллективы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мастерства требовалось от человека.)

Записывают определение технического прогресса в тетрадь.

По аналогии с техническим прогрессом, учащиеся предполагают, что называется общественным прогрессом.

Записывают определение социального прогресса в тетрадь.

Слайд 5.

Слайд 6.

Учитель возвращает учащихся к главному вопросу урока, просит прочитать его ещё раз, обсудить в группах и сделать вывод.

Вывод урока: развитие человека и человеческого общества происходило благодаря техническому и социальному прогрессу.

Учащиеся, работая в группах, формулируют вывод урока, который записывается в тетрадь.

multiurok.ru

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему: "Древнейшие люди"

Урок № 2. Тема: «Древнейшие люди»

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение и помогла выжить

Тип урока: комбинированный урок (проверка изученного материала, изучение нового материала, комментированное чтение

Оборудование: учебник Вигасина А.А., презентация

I. Организационный момент

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно ис­пользовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восста­навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1 (слайд 3)

III. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

IV. Изучение новой темы (5 слайд)

План:

1. Облик далеких предков.

2. Первое орудие труда.

3. Охота и овладение огнем.

1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. (слайд 6) Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы­мерших обезьян, кости которых находят в земле).

2. Работа по карте (с. 9 ). (слайд 7)

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо­восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Авст­ралии.)

  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

3. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 10-11 ) и опишите облик древнейших людей. (слайд 8)

4. Беседа по вопросам. (слайд 13)

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древ­нейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)

  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением из­готовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)- дети записывают в тетрадь (слайд 14)

  • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, от­тачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

5. Работа с текстом учебника (с. 12). Основным занятием древнейших людей была охота.

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди. (сл.19)

6. Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. (сл 20)

7. Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

V. Закрепление изученного материала

Впишите недостающие слова.

  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться). .

  • Древнейшими орудиями труда были... (камень, палка- копалка).

  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 1; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

multiurok.ru


Смотрите также