На стенах пещеры первобытный. На стенах пещеры первобытный художник нарисовал сцены охоты…
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тайна Каповой пещеры А. Рюмин. На стенах пещеры первобытный


На стенах пещеры первобытный художник нарисовал сцены охоты…

На стенах пещеры первобытный художник нарисовал сцены охоты, изобразив 43 фигурки животныхи людей. Фигурок людей было на 17 больше, чем фигурокживотных. Сколько фигурок животных изобразил художник в сценах охоты?

43-17=26 (ф) — если бы их было поровну 26:2=13 (ф) — животных Ответ 13 фигурок животных

пользователи выбрали этот ответ лучшим

комментировать

в избранное ссылка отблагодарить

Знаете другой ответ?

Другие вопросы по математике

Пожалуйста помомогите! Числа 0,0082,0,037,0,0044,0,08,0,0091 расставте в порядке возрастания! ПОЖАЛУЙСТА, УМОЛЯЮ!

ПОПУЛЯРНОЕ

tmeuphoria, 10 октября 2015

Пожалуйста помомогите! Числа 0,0082,0,037,0,0044,0,08,0,0091 расставте в порядке возрастания! ПОЖАЛУЙСТА, УМОЛЯЮ!

tutreshu.ru

Пещеры Альтамиры. Cuevas de Altamira.

Пещеры Альтамиры, расположенные рядом с городком Сантильяна дель Мар являются одной из главных туристических достопримечательностей Кантабрии и Испании. В 1985 году ЮНЕСКО объявило их Объектом всемирного наследия. На сегодняшний день именно в пещерах Альтамиры обнаружены древнейшие росписи первобытного человека времен палеолита. Урановые исследования подтвердили их возраст 16 500 лет.  И примечательно то, что в пещерах Альтамиры обнаружены не единичные рисунки, их количество здесь исчисляется сотнями. На стенах и потолках пещер Альтамиры практически нет мест, свободных от росписей первобытного человека.

Король Испании Хуан Карлос со своей супругой Софией в музеи пещеры Альтамиры

Сегодня трудно представить, что человек, живший в условиях борьбы за выживание с природой и окружающим миром, занимавшийся только охотой и собирательством, не знавший еще земледелия и использовавший в качестве орудий труда грубо обработанные изделия из камня и дерева, мог создать столь реалистичные изображения животных. И это не просто какие то статичные изображения, на наскальных рисунках пещеры Альтамиры отображены различные ситуации из жизни животных.

Это и бег стада оленей, и сцены, когда пораженный во время охоты дикий бизон заваливается на бок. Поражает, с какой точностью первобытный человек, не зная основ и техник рисунка, с реалистичной точностью мог изобразить все изгибы тела животного, страх перед смертью в глазах. При этом соблюдая все пропорции тела животного, намеренно увеличивал размер глаз, таким образом стараясь передать ощущение потухающей жизни. Также поражает объемность изображений. Древние художники умело использовали рельеф стен и потолков пещеры, чтобы придать объемность своим изображениям.

Сейчас трудно понять, что побуждало первобытного человека в глубине темных пещер при свете головешек наносить десятки рисунков на стены. Ясно, что при недостаточно развитом мышлении, когда в сознании первобытного человека не было разделения на реальность, религию, искусство, науку, а существовал единый мир для восприятия, он вряд ли думал об эстетическом эффекте своих произведений. Вероятнее всего эти рисунки служили для каких либо ритуальных нужд первобытного человека.

История открытия пещер Альтамиры.

История открытия и исследования пещер Альтамиры не менее интересна, чем и сам факт существования древнейшего искусства первобытной эпохи.

Впервые пещеру в местечке, издревле носившем название Альтамира, в 1868 году обнаружил местный охотник по имени Модесто Кубильяс, пытаясь освободить свою собаку, которая застряла в расщелинах скал, преследуя свою добычу.  В то время новость об открытии новой пещеры не имела ни малейшего интереса для местной общественности, поскольку это регион интенсивного процесса карстообразования и испещрен тысячами пещер различного масштаба.

Но на счастье современной науки в тех окрестностях жил молодой исследователь, палеонтолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Он и его восьмилетняя дочь Мария и стали первооткрывателями, а в дальнейшем и исследователями, первобытного искусства пещер Альтамиры.

Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария.

Впервые Марселино Саутуола осмотрел пещеру в 1876 году. Вход в пещеру находился на склоне холма и в результате камнепада был завален каменными глыбами более 13 000 лет назад, что и позволило пещере законсервироваться и дойти до нас в своем первоначальном виде.

Во время своего первого осмотра пещеры Саутуола заметил на стенах лишь некоторые черные знаки, которым он не придал особого значения. Лишь спустя 3 года, уже имея большой опыт полевых исследований, он вернулся к пещерам Альтамиры, для их более детального исследования. Но опять же не обнаружил ничего особо значимого для его исследований. Но его дочь Мария оказалась более любопытной и прыткой и быстро пробралась с фонариком в глубину пещеры, благо её рост позволял ей это сделать беспрепятственно. И там в свете своего фонаря на потолочных сводах она обнаружила десятки изображений животных в разнообразных позах и прокричала свою знаменитую фразу: «Папа, смотри, волы!»

Начало одного из величайших открытий в истории человечества было обнадеживающим. Об увиденном Саутуола сообщил ученной общественности. Но дальнейший его путь в исследованиях оказался не из легких. Ученый мир не принимал его открытие и неоднократно обвинял в шарлатанстве.

Не будем вдаваться во все подробности его перипетий. Отметим лишь, что в 1880 году пещеры Альтамиры посетил Король Испании Альфонсо XII со своей супругой и оставил там с помощью свечной копоти свою роспись, тем самым признав значимость открытия этих пещер для истории и науки Испании.

На сегодняшний день достоверность подлинности наскальных рисунков доказана множеством радиологических исследований и по праву считается неотьемлемой частью культурного достояния всего человечества.

kantabria.ru

Тайна Каповой пещеры А. Рюмин

 (Тайна Каповой пещеры)

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

А. Рюмин

В январе 1959 г. на реке Белой удалось обнару­жить следы пребывания первобытного челове­ка: сильно стертые камни, похожие на орудия человека, кости зверей, возможно являющиеся остатками его пищи, и богато представленную реалистическую пещерную живопись.

На заре цивилизации в древнем Египте и в Индии (от 2 до 3 тысяч лет назад) человек создал прекрасные рисунки зверей — на стенах дворцов и скульптуры — в поселени­ях и дворцах. В новокаменном веке (от 5 до 7 тысяч лет назад) и, возможно, отчасти в мезолите (от 7 до 14 тысяч лет назад) он оставил нам в Испании>в Сахаре, в Средней Азии, на Днестре, на Алтае, в восточной Сибири и Беломорско-Онежских землях сти­лизованные и реже реалистические наскальные изображения зве­рей. В это время реалистическая пещерная живопись уже была заброшена. Пещерные рисунки новокаменного века и эпохи бронзы (3-е тысячелетие до нашей эры) стилизованы и походят скорее на знаки, которыми люди изображали схемы охоты и рыб­ной ловли.

Реалистическую пещерную живопись и пещерную скульптуру создал человек древнекаменного века (в период от 14 до 40 или даже 100—150 тысяч лет назад). Рисунки изображают действи­тельно живших зверей, с которыми человек сталкивался. Изобра­жения и скульптура были нужны для тренировки воинов в метко­сти удара и знании уязвимых мест зверей. Они также служили для воспитания силы духа первобытного охотника, дерзавшего с простым копьем врываться в стадо разъяренных зубров, вступать в смертельную схватку с медведем и львом. Древние изображения животных позволяют узнать природу и климат этих эпох, посколь­ку известно, в каких природных условиях жили эти звери кроме того, рисунки       сами являются показателем уровня культуры чело­века и высоты его мышления.

До сих пор рисунки людей древнекаменного века были из­вестны только из пещер Западной Франции и Восточной Испа­нии, Северной Африки и Палестины. Сохранились они плохо многие из них до сих пор вызывают споры среди ученых Сейчас во многих пещерах рисунки восстановлены и реконструированы в красках, а сами пещеры превращены в музеи как великое насле­дие культуры человечества. Ученые написали сотни научных работ об этих рисунках, изданы фотоальбомы. Музеи пещеры по­сещаются школьниками и студентами, любителями и специалистами.

Географическая ограниченность находок рисунков древнего человека только Западной Европой невольно способствовала раз­витию неправильных представлений о возникновении очага куль­туры человечества в холодном климате и о носителях культу­ры — западноевропейских расах человека.

В пещерах Франции и Испании живопись и скульптура уже существовали в эпоху начала ориньяка -первого этапа развития культуры человека современного типа в Западной Европе По радиокарбоновым определениям стоянки из эпохи ориньяка од­ни имели возраст 27 тысяч лет, другие были древнее —34 тысяч лет более древний возраст по радиоактивному изотопу углерода оп­ределить нельзя. По геологическим данным, начало ориньяка в западной Европе относится ,к началу второго Вюрмского оледе­нения (около 40-60 тысяч лет назад). Во всяком случае он начался не позднее ледникого интерстадия вюрм (около 60-90 тысяч лет назад). На русской равнине начало ориньяка некоторые геологи помечают временем максимального оледенения равнины в днепровское время. Это отодвигает воз­раст ориньяка до 150-220 тысяч лет до нашей эры. Другие гео­логи считают, что ориньяк в Западной Европе и на Русской рав­нине проходил в одно время и начинался с вюрма.

В ориньяке применялась силуэтная живопись. Изображались только силуэты зверей (в том числе и красочные). В это же вре­мя появились первые скульптурные изображения, а позднее и рисунки в анфас. В последний период — мадлен* — пещерная живопись и скульптура достигли расцвета. По радиокарбоновым измерениям эпоха мадлен была от 20 до 14 и даже 11 тысяч лет назад.

Южный Урал никогда не покрывался сплошным ледником, и здесь не было такого холодного климата, как в приледниковых зонах Западной Европы. Ледник находился от Южного Урала далеко на северо-западе, и горные хребты защищали эти земли от холодных северо-западных ветров. Поэтому теплый климат доледниковой эпохи задержался на Южном Урале, несомненно, гораздо дольше, чем в Европе. И животный мир того времени сохранился на Урале дольше и только в более поздние времена ушел к югу, к Африке и Индии. Это позволяло надеяться найти в пещерах Южного Урала следы первобытных людей и их культу­ры. Прежде всего поиски должны были сосредоточиться на ос­мотре пещер.

 С нетерпением двигаемся мы на лыжах в морозный январский день 1959 г. к самой крупной пещере Южного Урала — Каповой Наша цель —поиски следов первобытного человека. Пещера из­вестна уже около двухсот лет, часто посещалась туристами и эк­спедициями, описана в научных работах, но никаких следов пре­бывания в ней первобытного человека обнаружено не было.

Первое что поражает нас,—это громадные размеры входа. Гигантская арка-грот высотой около 40 м и такой же ширины поднимается в скалах узкого ущелья. Отвесные 100—150-метро­вые скалы нависают над ними. Под аркой сверкает озерцо голу­бого цвета а над сугробом белого снега зияет дыра черного тон­неля уходящего в недра горы. Вода в озерце имеет температуру 5 градусов тепла (такая же температура оказалась и летом), ту же температуру имеют озеро и ручей в глубине пещеры.

Большой тоннель ведет в гроты-залы, высота которых, подоб­но высоте потолка больших церквей, достигает 30 м. Диаметр не­которых гротов равняется 30—40 м. Тоннели расположены в два яруса Нижний — протяженностью 328 м. Верхний—протя­женностью 439 м — заканчивается озером. Температура воздуха в пещере зимой и летом равна 7—10 градусам тепла. Пещера сы­рая Капельки воздуха всюду стекают со стен. Ряд залов и стен сухие Второй этаж тоннелей суше, чем первый. В первом этаже много известковых подтеков и сталактитов. В одном из гротов ви­сит громадный сталактит, весом почти в тонну, и посетитель, стоя под ним, невольно ощущает над собой его тяжесть. Под сталак­титом вырос большой сталагмит.

Пещера промыта в известняках руслом речки Шульгановки, исчезающей за несколько километров до пещеры и вытекающей из под скалы выходного грота. Горы, в которых образовалась пещера, сложены известняками. Время ее образования исчисляется не менее чем сотнями тысяч, а вероятнее и миллионами лет.

 

Ходы пещеры идут через высокие колодцы с вертикальными стенами высотой по 20-30 метров, по наклонной плоскости, горизонтально, расширяются до больших залов и сужаются до ходов, в которые можно протиснуться только ползком.

Из следов зверей мы нашли следы медведей, рыси. Слышали сопение и крик зверя,  стук упавшего щебня, обнаружили два вида летучих мышей которые тут зимовали, а из насекомых — следы на песке личинок двукрылых на глубине до 220 м и ряд случайных видов.

Но есть ли-следы человека?

Когда мы увидели вход в пещеру, нам показалось что-то знакомое в общей картине. Слева лежит куча камней похожая на  каменную мастерскую первобытного человека. Орудия – главный признак пребывания человека. Многочасовой поиск камней — орудий в куче увенчивается успехом. Найдено пять образцов, похожих на шило и скребок. Но холодный душ рассеивает на­дежды. Камни — из известняка, а человек делал орудия из крем­ня. С досады чуть не выкинули эта безделушки. Вдруг в голову приходит мысль: кремня нет поблизости, возить кремень неотку­да; почему бы первобытному человеку не делать орудия из креп­кого известняка? Бережно завернув чуть не выброшенные ка­мешки, кидаемся в темное подземелье.

Сырость заставляет ежиться от холода, хотя термометр и по­казывает потепление. Входим в зону темноты. Здесь человек ел и должен был бросать кости. Несколько часов — и на льду устро­ен склад собранных нами костей древних зверей, которых,-воз­можно, убил и съел первобытный охотник. На многих костях от древности возникли каменные сталактитообразные наплывы, од­на расщеплена вдоль. Так делал первобытный человек, вытаски­вая из нее мозг.

Чем дальше углубляемся в пещеру, тем гуще тьма. А вдруг попадется третье доказательство пребывания первобытного че­ловека — скульптура и рисунки? Торопливо продвигаемся мимо леса ледяных столбов-сосулек. Включаем заранее припасенную автофару с аккумуляторами, освещаем стены. Но все напрасно. Никаких признаков рисунков нет.

Много часов мы лазаем по пещере, устали, замерзли. Энтузи­азм начинает падать. Чувство голода и усталости подавляет ин­терес и желание продолжать поиски. Четырнадцать часов в по­исках рисунков — и напрасно. Но надо еще раз проверить, нет ли рисунков на гладких каменных щитах стен пещеры. Кажется, не­чего ждать от поиска. Только пустое упрямство терзает участни­ков ,и держит их в глубине пещеры.

Но вдруг на гладком щите видим изображение головы лиси­цы, сделанное рукой человека. Убираем свет, снова освещаем. Но лисица исчезла. Неужели почудилось? Возбужденно ищем всю­ду и обнаруживаем новое великолепное произведение человека каменного века — голову волка, а чуть левее и ниже — голову медведя.

 

Звери изображены в профиль красной краской первобытных людей — охрой. Сходство их с настоящими зверями исключительное. Размер рисунка головы волка чуть меньше есте­ственной величины, а голова медведя—в полтора-два раза боль­ше. Но есть отличие от современного бурого медведя- лоб круче- уши больше, позднее в палеонтологическом музее в Москве я убедился, что у пещерного медведя, живущего в те времена в пещерах Урала, лоб действительно был круче, чем у современного бурого медведя.

  При дальнейшем изучении пещеры перед нами предстает це­лая галерея ископаемых зверей, изображенных рукой художника древнего каменного века. Вот гигантская хищная кошка открыла пасть. Глаза сверкают, и большой клык, как сабля, готов вонзиться в тело жертвы. Что это? Тигр, лев, леопард? Нет! Больше похоже на саблезубого тигра.

 

Но ведь он вымер миллион лет на­зад! Уже сейчас много разных мнений, саблезубый ли тигр изоб­ражен на рисунке. Более точные данные позволят дать абсолют­ные доказательства принадлежности нарисованного зверя к тому или иному ископаемому животному. Тут еще над многим придет­ся поработать.

Вот львица. А вот зубр нагнул голову и ринулся на врага. Невольно хочется посторониться, чтобы разъяренный бык пром­чался мимо. В профиль выбита голова хищника с саблевидным громадным зубом. Неужели опять саблезубый тигр? Дальше — две пантеры в анфас. Тур в ракурс. Другие звери. Многое еще неясно и не разгадано. Ряд рисунков, например львов, не вы­ шел на фотопленке. То, что не получается на фотопленке, счи­таем недействительным. Тогда все начинается снова: поиск, син­тез пятен и штрихов в рисунок, представление об изображении, предварительное определение, что за зверь перед нами, поиски точ­ки лучшего видения и лучшего освещения, фотографирование, работа с фотоснимком, после­дующие сравнения и проверка.

Чем дальше смотрим пещеру, тем больше видим рисунков. День за днем число их растет. Обнаружены красочные изобра­жения благородного или гигантского оленя, диких степных лоша­дей (два рисунка), примитивный рисунок лошади, еще одного медведя и других зверей. Размер рисунков до 2 м. Найдена и подставка из кучи камней, сложенная первобытным человеком для рисования на стене.

 

Можно предположительно определить возраст рисунков. За­падноевропейскую хронологию эпох древнекаменного века на Южный Урал переносить нельзя. Возможно, хронология этих эпох на Южном Урале уходит гораздо дальше в глубь времен, чем на западе. Таков может быть и возраст самых древних ри­сунков. Менее древние рисунки следует отнести к разному про­межуточному времени эпох ориньяк, солютре и мадлен.

Кроме рисунков в самой пещере, вблизи нее на берегу реки Бе­лой имеются гигантские изваяния львицы, бизона, головы львов. Их размеры таковы, что их можно сравнить с египетскими сфин­ксами. Но пока воздержимся от обсуждений их происхождения.

www.exje.ru


Смотрите также