Первобытное общество и цивилизация. Тема 5. Эпоха классобразования. Первобытные общества и цивилизация.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разница между древними цивилизациями и первобытным обществом. Первобытное общество и цивилизация


Тема 5. Эпоха классобразования. Первобытные общества и цивилизация.

Классогенез:

  • Ранние формы эксплуатации: внутриобщинная (кабальничество, зачатки феодализма), межобщинная (военный грабёж, контрибуции и данничество), рабовладение.

  • Политогенез. Потестарные и политические организации. Власть и лидерство. Формирование права. Признаки государства.

  1. Переворот в положении рабов. Брак и семья эпохи классообразования:

  • Патриархат.

  • Превращение семьи в прочные, устойчивые экономические социальные институты.

  • Свадебная обрядность. Брачный выкуп.

  • Формы брака.

  • Патриархальные порядки в семье. Мораль.

  1. Духовная культура.

  • Искусство. Элитное и простонародное искусство. Изобразительное творчество (скульптура, барельеф, орнамент, живопись). Музыка. Хореография. Поэтическое творчество искусство. Прикладное. Театр.

  • Религиозные представления. Развитие культов героев, животных, небесных сил и т.п. Мифы. Героический эпос. Духи. Боги. Начало сложения единобожия.

Литература:

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 2001. – 315 с.

Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М., 1978.

Бобринский А.А. Происхождение гончарства // Украiнське гончарство. Кн.1. Киiв-Опiшне, 1993.

Васильева И.Н. О происхождении гончарства // Современные проблемы археологии России. Том 1. Материалы Всероссийского археологического съезда (23-28 октября 2006.г. Новосибирск). Новосибирск, 2006

Васильева И.Н., Салугина Н.П. Не боги горшки обжигают. Самара, 1997.

Даниленко В.Н. Космогония первобытных обществ. М.: Раритет, 1999.

История Древнего мира. Т.1. Ранняя Древность: в 3-ех т., Издание третье / Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: Наука, 1989.

История первобытного общества. Археология. Этнология. Словарь терминов. Томск, 2005.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

Кацнельсон С. Д. Язык поэзии и первобытно-образная речь // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. VI. Вып. 4. - М., 1947. - С. 301-316.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе. 2010.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

Первобытное общество. Учебное пособие. / Г. Е. Марков. – М.: Издательство Исторического факультета Московского университета. 2009. 210 с.

Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1998. 192 с.

Семёнов Ю.И. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть I // http://scepsis.ru/library/id_571.html

Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография. 1979. № 3.

Токарев С.А. Проблема общественного сознания первобытной эпохи // Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972. 

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. – 622 с.

Уолш Р. Дух шаманизма. М.: Изд-во ТПИ, 1996. - 278 с.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М.: Политиздат, 1980. – 831 с.

Черноусов П.И., Мапельман В.М., Голубев О.В. Металлургия железа в истории цивилизации. М.: Учёба (МИСиС), 2005 – 423 с.

Шнирельман В.А. Война и мир в традиционных обществах (по материалам западных исследователей). М.: ИНИОН, 1992. - 64 с.

Шнирельман В.А. Древние культуры и цивилизации / Коренное население Северной Америки в современном мире. М., Наука, 1990. с. 28-44.

Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л., 1936. 

Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000. – 480 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с. 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какой из металлов первым начал использоваться в производственной деятельности?

  2. Какой металл пришёл в производстве на смену меди?

  3. Из чего состоит бронза?

  4. Когда и где человек начал изготавливать кричное железо?

  5. Когда и где была освоена бронза?

  6. Какие ремёсла были освоены людьми эпохи классобразования?

  7. Какие формы межобщинной и внутриобщинной эксплуатации вам известны? К какому виду эксплуатации относится рабство?

  8. Что понимают под термином «классы»?

  9. Как называется форма организации власти эпохи классообразования?

  10. Какие признаки характеризуют политическую организацию?

  11. Какие характерные черты присущи первобытной соседской общине?

  1. Мерила стоимости, средства обмена, деньги: история возникновения.

  2. Торговля: история возникновения, древние формы, значение.

  3. Семья и брак эпохи классообразования.

  4. Искусство периода распада первобытного общества.

  5. Формы религиозных представлений эпохи классообразования.

  6. Истоки письменности.

Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений:

  1. Какие производственные предпосылки привели к распаду первобытного общества?

  2. Что называют Вторым крупным общественным разделением труда?

  3. Что называют Третьим крупным общественным разделением труда?

  4. Почему частная собственность возникает только на этапе распада первобытного общества?

5. Какие формы организации общества были созданы человечеством?

studfiles.net

1.1 Первобытное общество и античные цивилизации. История развития экологии

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации

1. Путь цивилизации

Современное состояние проблем - всего лишь следствие процессов, начало которых лежит в прошлом. Пытаться бороться с последствиями, игнорируя первопричины - дело напрасное...

Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации

4. Взаимоотношения цивилизации и природы

Вся история человеческого общества - это история его борьбы за выживание, история взаимодействия с окружающей средой...

Влияние натрия и его соединений на здоровье человека

10. Модель устойчивого развития системы «природа-общество»

Основными положениями концепции устойчивого развития являются: * постулат о том, что развитие экономики может и должно быть таким...

Воздействие газовой промышленности на окружающую среду

1. Газ в истории и развитии цивилизации.

К началу третьего тысячелетия природный газ остается «кровью» мировой экономики и основой энергетики подавляющего большинства стран мира. Основными направлениями технологического прогресса в сфере ТЭК являются: · технологии...

Государство, право, экология

Человек, общество, природа.

В самых общих чертах эти положения можно свести к следующим: 1. Невозможность человеческого бытия без обеспечения оптимальных природных условий . Человек живёт природой, природа есть его тело...

Масштабы воздействия человека на биосферу на локальном и глобальном уровнях и экологический кризис

Глава 4. Перспективы взаимоотношений человеческой цивилизации и биосферы

Биосфера испытывает все формы влияния человека и изменяется под влиянием развития цивилизации. Выдающийся отечественный естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский считал...

Основные аспекты экологического кризиса

Глава 3. Пути развития цивилизации

Между человеком и окружающей его средой устанавливаются различные связи и отношения, которые дают возможность жить человеку как природному и общественному существу. Однако в этих связях и отношениях могут происходить изменения...

Растительный мир как часть биосферы

4.4 Человеческое общество

Растительный мир издавна использовался человеком как источник продуктов питания, корм для животных, сырье для строительства и переработки. С развитием человеческого общества потребности в растительном сырье возрастали...

Роль СМИ в экологическом информировании населения

Глава 1: СМИ. Природа. Общество

...

Роль СМИ в экологическом информировании населения

ЭКОЛОГИЯ, ОБЩЕСТВО, СМИ

...

Человек и мир дикой природы: грани взаимодействия

1.1 Человеческое общество и природа

«Кончилось детство человечества, когда мать-природа ходила и убирала за нами. Наступил период зрелости. Теперь надо убирать самим, а вернее научиться жить так, чтобы не сорить...

Экологическая ситуация в Тобольске и Тобольском районе

2. Общество «Экология Тобольска»

Тобольское экологическое общество было основано в 1989 году. Оно имеет устав и относительно постоянный состав активистов, перспективные планы работы. Члены экологического общества периодически выступают с лекциями в учебных заведениях г...

Экологические проблемы современности

Глава 1. Проблема взаимоотношений человека, природы и цивилизации

Проблема взаимоотношений в системе «Человек- Природа- Цивилизация» относится к числу вечных философских проблем. Не углубляясь слишком далеко в историю ее становления и развития, заметим однако...

Экологический императив в аспекте экологического развития

3. Экологический императив в системе Человек - Природа - Общество

Вопрос о сущности Человека имеет такую же древнюю историю, как и вопрос о сущности бытия. Но специфика изучения Человека, его сущности, смысла и назначения...

Экология и охрана объектов окружающей среды

Современное общество, экологический кризис и химическое образование

Всеобщая химизация народного хозяйства, в необходимости которой еще недавно никто не сомневался, встретила в последние годы активное сопротивление значительной части населения. В целом ряде центров, где сконцентрирована химическая...

eco.bobrodobro.ru

Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества

Первые цивилизации появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Сразу стоит оговориться: термин «цивилизация» многозначен, и здесь он применяется в значении «древнее государство», хотя многие историки используют его и для обозначения культур, не достигших стадии государства. Итак, чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и как они образовались? Начнем с самого начала.

Трансформация первобытного общества

Согласно классификации американского социолога и историка Льюиса Моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:

  • дикость;
  • варварство;
  • цивилизация.

Дикость характеризуется присваивающей экономикой (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. С наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая экономика (земледелие, скотоводство, ремесла). И, наконец, цивилизация. Главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. Нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.

Отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. Хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». Позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. Так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. И, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.

к содержанию ↑

Сравнение

Цивилизация отличается от предыдущих этапов еще и бурным развитием гуманитарной сферы. Человечество, сумев накормить и обезопасить себя, принимается самовыражаться через искусство. Конечно, начало этому процессу положено еще в дикости, а во время варварства возникают порой сложные художественные произведения эпического характера – сказания о богах и героях. Однако подлинный расцвет искусство получает именно на стадии цивилизации.

Если для создания былин или саг нужен талант и больше ничего, то, например, для строительства шедевров архитектуры или сложных технических сооружений – еще и точный инженерный расчет, и согласованные действия большого количества людей. А добиться этого возможно только при наличии государства. Именно оно способно и обеспечить подготовку инженеров (а это дело очень не простое и не быстрое), и собрать достаточное количество квалифицированных (да и неквалифицированных тоже) рабочих, и поставить надсмотрщиков, чтобы никто из них не сбежал домой. А ведь бегали, и еще как, даже восстания поднимали: 1600 лет до нашей эры в Египте строители пирамид взбунтовались из-за того, что им не выдали чеснок, который, как считалось, восстанавливает силы. Понятно, что это только повод, главной причиной стали плохие условия труда. Однако не будь государства, подавившего восстание, пирамида так и осталась бы недостроенной.

к содержанию ↑

Таблица

В чем разница между древними цивилизациями и первобытным обществом, наглядно показано в приведенной ниже таблице.

Первобытное обществоДревние цивилизации
Право (юриспруденция)Обычное право, базирующееся на традициях, привычкахПисаное право, зафиксированное в исторических документах (Салическая правда, Русская Правда, Законы XII таблиц и так далее)
Социальная организацияРодовая община, на последнем этапе – соседская община; социальное равенствоГосударство; появляется социальная дифференциация, возникает рабство
ИскусствоРазвитие получает в основном устное народное творчество, которое часто не записывается (так как письменность еще не создана), а передается из поколения в поколение; изобразительное искусство и малая пластика находятся в зачаточном состоянии; монументальная скульптура и сложные архитектурные формы отсутствуютБурно развиваются все виды искусства
НаукаПервичные научные знания (движение небесных тел, начало счета, медицины и так далее)Развиваются все виды науки

thedifference.ru

Первобытное общество предыстория цивилизаций

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО –  ПРЕДЫСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ПЛАН 1. Периодизация и особенности развития первобытных людей. 2. Социальные отношения. 3. Эволюция хозяйственной деятельности. 4. Возникновение мышления, речи и знаний. 5. Духовные аспекты первобытного общества. 6. Литература. 1. Периодизация и особенности развития первобытных людей. Человек и общество прошли длительный путь развития, по последним данным составляющий около 3 млн. лет. Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют 3 эпохи: 1)                палеолит (древнекаменный век) 2)                мезолит (среднекаменный век) 3)                неолит (новокаменный век). Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится на ряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3 – 1,5 млн. лет назад), ашель (1,5 млн. - 100 тыс. лет назад), мустье, или средний палеолит (100 – 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.) Мезолит длился от 10 до 8-7 тыс. лет до н.э., неолит от 8-7 тыс. лет до 5-4 тыс. лет до н.э., энеолит – 4–3 тыс. до н.э. В олдувайском периоде сосуществовали парантропы (зинджантропы), австралопитеки (презинджантропы), которых полеоантропологи не относят к прямым предкам человека, и гомо габилис (homo habilis) – человек умелый, большинством ученых признанный таковым. Около 1,8 млн. лет назад появляется гомо эректус (homo erectus) – человек прямоходящий, просуществовавший почти 1,5 млн. лет. Его называют также архантропом и древнейшим гоминидом (древнейшем человеком). К архантропам относятся питекантропы и синантропы. В позднем ашеле появляются и продолжают развиваться палеоантропы, или древние гоминиды (древнейшие люди), к которым относятся неандертальцы, гейдельбергский человек и другие виды. Человек современного облика и интеллекта, homo sapiens (человек разумный) завершает антропогенез в  позднем палеолите, 40 тыс. лет назад. В истории первобытного общества в последнее время выделяют 3 эпохи: 1. эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогенеза; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье и связана с архантропами и палеоантропами; 2. эпоха первобытной родовой общины, начинается в верхнем палеолите и заканчивается к  эпохе раннего металла; 3. эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины. В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество. Праобщина состояла из одной или нескольких гаремных семей. Потестарные функции в таком сообществе могли нести наиболее сильные в интеллектуальном смысле индивидуумы. Смерть, естественная или трагическая, такого вожака могла приводить к распаду или вливанию его в некое другое объединение. В условиях установления производственных и половых табу необходимо было регулировать и хозяйственные отношения, и половые, и передвижение праобщин. Немалую роль в этом играли выдвигавшиеся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации. При малейшей ошибке его мог сменить другой. В эпоху первобытной родовой общины появились группы родственных семей. Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала главарей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Главарем могли признавать самого старшего из трудоспособных, либо самого мудрого, могли и выбирать. Выборы главаря базировались на опыте, интеллектуальном превосходстве, умении убеждать. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись. Ослушавшиеся подвергались осуждению со стороны всех членов коллектива. В конце этой эпохи племя, появившееся почти одновременно с родом, приобретает четкую структуру, племенной совет, вождя. Сам род сегментируется, усложняется организация общества. Эти процессы приводят и к иерархизации коллективной власти.    В эпоху первобытной соседской (протокрестьянской) общины началось классообразование. В этот период общая собственность рода и общины вытесняется собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение уступает место трудовому, общинно-родовые связи заменяются общинно-соседскими, появляются начальные формы эксплуатации, избыточный продукт превращается в прибавочный, зарождается частная собственность и, наконец, появляются общественные классы и государственность. 2. Социальные отношения. Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали и правовые, и моральные, и этикетные, еще не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мононормы. Они появляются в виде пищевых и сексуальных запретов, в первобытном человеческом стаде, т.е. раннем ашеле. Для мононорматики характерен коллективизм в содержании и сфере приложения. Все предписания и запреты адресовались не к отдельным лицам, а к социальным группам: возрастным классам, мужчинам и женщинам, соплеменникам и чужеплеменникам. При этом критерием моральности поведения являлись отношения родства, а формой регулирования этих отношений – обычай. Этнографические данные свидетельствуют о том, что вся мифология содержит такое обоснование обычаев, регламентирующих человеческие взаимоотношения. Обычаи, законы, обряды установлены предками или героями, позже другими богами, поэтому священны, а за нарушение их должна последовать кара от этих духов, богов. Другой формой осознания норм было традиционное, выраженное в формулах: “так все делают; так принято”, или “так никто не делает; так не принято”. Обе формы осознания морали чаще всего действовали вместе: обычаи выполняли и потому, что так все делают, и потому, что их установили духи или боги. Трансляция норм поведения в полном объеме проводилась старшими членами общин при посвящениях – инициациях, где юношам и девушкам сообщают священные предания и верования рода, племени, внушают повиновение обычаям и моральным предписаниям, особенно в области половой жизни и в отношении к старейшим. Неофитам объясняли, что в случае нарушения этих норм они будут наказаны божествами, духами, установившими эти правила. Совершенные преступления рассматривались и разбирались коллективом. Совместно определялась мера вины – и в зависимости от значимости нарушений нормы, и с помощью магических испытаний (огнем, водой и т.п.) – назначалось наказание, осуществление которого производилось заинтересованной стороной, либо назначенными лицами, либо ближайшими родственниками виновного или пострадавшего. Санкции были разнообразны – смерть,физическое наказание, увещевание и т.д. Мера их зависела от тяжести преступления. Основу социальных отношений составляло родство, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределенности отцовства родство должно  было осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. по материнской, женской линии. Существовал также обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри родовой группы и предписание этого общения за ее пределами. Выделялись половозрастные группы, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением и т.д. Чаще всего эти группы формализованы, и переход из одной возрастной группы в другую сопровождался испытаниями и торжественными тайными обрядами – инициациями. Суть инициаций состояла в приобщении подростков к хозяйственной, общественной, идеологической, брачной жизни полноправных членов общины. Мальчиков испытывали голодом, нанесением ран, прижиганием огнем и т.д., учили владеть оружием, воспитывали храбрость, выносливость, дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени. Женские инициации были проще и заключались в обучении песням и мифам, рассказах о брачной жизни. Отношения между полами в родовой организации регулировались браком. Одновременно с браком возник институт семьи, регулирующий как отношения между супругами, так и между родителями и детьми. Брак регулировал отношения между взаимобрачными группами и между фактическими супругами, поэтому его можно назвать парно-групповым. Общность интересов семьи заключалась в социализации детей. Правда, они, как только подрастали, воспитывались не только родителями, но всей близкой родней. Развитие трудового распределения, при котором отец мог материально заботиться о своих детях, укрепляло парную семью. В ней появляется общее имущество. Отцы стараются передать свое имущество своим детям. Но на наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи. И муж, и жена по-прежнему не порывали хозяйственных связей с родней. При относительной дисэкономичности и дислокальности брака важнейшими социально-экономическими ячейками были община и род, которые на ранних этапах родового строя, по всей видимости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей. Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те в свою очередь – на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате искусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в племена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, свое отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением “братских” родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях – в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально – потестарными функциями. 3. Эволюция хозяйственной деятельности. Основу хозяйства составляли с древнейших времен собирательство, охота и рыболовство. С изменением климата вследствие потепления и таяния ледников (10-12 тыс. лет назад), т.е. с наступлением новой геологической эпохи – голоцена – меняется флора и фауна. Вымирают крупные “холодолюбивые” животные – мамонт, шерстистый носорог. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охотой с засадами и скрадыванием, была приручена собака. Шире стало практиковаться рыболовство с помощью крюков, сетей, вершей, запруд. Простое присваивающее хозяйство низших охотников, собирателей и рыбаков позволяло получать лишь жизнеобеспечивающий и только как исключение избыточный продукт. Поэтому для праобщины и раннепервобытной общины были необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее распределение. В коллективной собственности находились, очевидно, прежде всего промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства, сырьем для производства орудий, утвари и т.д., как это отмечено у австралийцев. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные же орудия труда, - топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным или равнообеспечивающим. На стадии первобытной родовой общины, в неолите, происходит переход к производительному хозяйству, развивается скотоводство и земледелие. Этот переход Г.Чайлд назвал неолитической революцией. При раннем производящем и высокоспециализированном присваивающем хозяйстве по-прежнему необходима была тесная кооперация трудовых умений, а значит и сохранение коллективной собственности и уравнительного распределения. Коллективной, преимущественно родовой, была собственность на возделываемую землю, пастбища, охотничьи, рыболовные и собирательские угодья. Внутри рода обрабатываемая земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и в пользование отдельным членам коллектива. Скот, орудия, утварь и т.п. были личной собственностью и могли отчуждаться. Уравнительное распределение постепенно заменялось трудовым распределением, при котором человек, получивший хороший урожай, приплод скота, добычу, мог оставить его себе или делиться им с теми, с кем хотел. Эта передача продукта давала престиж как человеку, который это делал, так и социальному организму, членом которого он являлся. Развивается дарообмен между коллективами. Система дарообмена была в сущности системой престижной экономики. Дар должен был быть возмещен эквивалентным отдаром. Престижный дарообмен принимал церемониальную форму. Дарение производилось во время торжеств, на которые одна община приглашала членов других. Таковы пиры “мертвых” у эскимосов Аляски, свиные праздники у папуасов маринд-аним, потлачи индийцев Северо-Западного побережья Северной Америки. Дарение вело к своеобразному накоплению имущества, которым человек мог располагать вне контроля общины. В этом проявилось разрушение эгалитарности: выделились важные (бигмены) и ординарные люди, а затем появились и бедняки. Потлачи, пиры, церемониальный обмен и другие проявления престижной экономики были мощным стимулом производства. Стали появляться обменные эквиваленты: редкие раковины, украшения, камень, птичьи перья. Орудия первых людей - homo habilis, живших в период Олдувая, изготовлялись из различных вулканических лавовых пород: базальтов, андезитов, сланца, кварца и др. Наиболее известны чопперы и чоппинги - орудия из галек, один край которых оббит несколькими ударами с одной стороны (чоппер) или с двух (чоппинг). Для бытовых нужд использовались и отщепы, и дисковидные, и сфероидные куски пород, которыми скоблили, растирали, раскалывали и разрезали. Технические достижения homo erectus, жившего в период  Ашеля, выражены в бифасиальной индустрии, распространенной в Африке, Европе, Юго-Восточной Азии, на Кавказе. Бифасы - двусторонне обработанные орудия треугольной, миндалевидной и дисковидной форм. Тогда же использовались и орудия меньших размеров: грубые остроконечники, скребла, острие.  Эпоха Мустье – время формирования различных технологий. Появляются скребки, резцы, проколки, сверла, ножи разнообразных форм – с выемками, зубчатые, двусторонне обработанные и слегка подправленные мелкими сколами. Все чаще для оформления лезвий и тыльных частей орудий применяется ретушь – вторичная обработка, заключающаяся в выравнивании или зазубривании, заострении или затуплениии края заготовки мелкими снятиями. В Мустье использовалась контрударная ретушь. Появляются и орудия, обработанные отжимной ретушью, которая производилась давлением костяного или рогового отжимника. Неандертальцы изобретают и составные орудия – копья, дротики, наконечники которых были каменными, а древки деревянными, ножи с каменной основой и деревянной рукояткою. Технические новшества Homo Sapiens превосходят предшествующие периоды. Резко расширяется ассортимент орудий труда, разнообразных и очень специализированных. Различается 92 типа орудий: скребков, резцов, острий, проколок, проверток, скобелей, ножей, наконечников, копий и дротиков. Для увеличения убойной силы метательного оружия используются копьеметалки. Появляются составные орудия, основа которых изготовлена из кости или дерева, а лезвием служили мелкие пластины, вставляемые в пазы – прорези основы. Широко используется кость и рог для изготовления орудий труда. Из них делают костяные наконечники, гарпуны, массивные ударные орудия типа кайл, иглы с ушком, проколки, шилья, копья из бивней мамонтов. Следующим этапом развития технологии была эпоха мезолита. Деревообрабатывающие орудия, особенно широко распространенные в лесных районах, не только оббиваются, но и зашлифовываются на рабочей части. Они разнообразны и узкофункциональны – топоры, долота, тесла. Для получения мелких орудий применяется техника отжима с  небольших нуклеусов. Этот способ расщепления позволил получить массу мелких, очень тонких, правильно ограненных пластинок шириной от 0,4 до 1,0 см, из которых с помощью ретуши изготовляли ножи, резцы, проколки, скребки, провертки, сверла, вкладыши для ножей, кинжалов, наконечников копий, дротиков для гарпунов. Ярким маркером мезолитической эпохи является лук. Стрелы были составные, с каменными наконечниками, деревянные, костяные. Из кости изготовляли и гарпуны, остроги, рыболовные крючки, ножи, шилья, иглы, муфты. Из рыболовных снастей кроме упомянутых крючков и гарпунов уже использовали сети с каменными грузилами. В период позднеродовой общины, археологически соответствующей неолиту, техника обработки камня и кости достигает совершенства. Господствуют, вкладышевые орудия особенно в земледельческих районах, где они широко представлены серпами и жатвенными ножами, основы которых изготовлены из кости или дерева. Зародившаяся в мезолите техника шлифования достигает расцвета в неолите. Топоры, тесла, долота, стамески, ножи делают из диорита, нефрита, туфопорфирита, сланцев. В неолите развиваются подземные выработки каменного сырья. Были освоены все основные приемы горного дела – шахты, подбои, штреки, крепежные столбы, вентиляционные окна. Кремень добывали роговыми мотыгами, кайлами, кирками. Горные выработки и высокий уровень обработки камня подготовили в VI-Vтыс. до н.э. появление металлургии. В энеолите появляется несколько центров медной металлообработки: ближневосточный, Балканский, Африканский, Кавказский, Алтайский, Уральский. Добыча медной руды производилась с помощью огня. Первоначально изделия из меди изготавливались путем ковки. Это были мелкие вещи – шилья, иглы, браслеты, монисто, подвески. К концу энеолита начинают производить массивные медные изделия, сначала методом ковки, позднее литьем. При литье на изделие затрачивается меньшее количество металла, формы орудий становятся изящнее. Отливаются топоры, молоты, тесла, иглы, шилья, долота, пробойники, украшениея. Долгий, почти двухмиллионнолетний, путь развития прошло домостроительство. Самым древним жилищем можно считать сооружение на стоянке в Олдувайском ущелье. В ашельскую эпоху homo erectus продвинулся в Европу, на Кавказ, в Крым, Среднюю Азию, Южную Сибирь, Юго-Восточную Азию. Поселения имеют характер охотничьих лагерей, более или менее постоянных. Остатки кострищ свидетельствуют о знакомстве с огнем, возможно, что уже были изобретены способы искусственного добывания огня. Жилищами служили пещерные навесы и гроты и хижины под открытым небом. Мезолитические жилища представляли собой округлые или квадратные постройки с полом из кусков березовой и сосновой коры, стены которых состояли из воткнутых в грунт тонких жердей, связанных вместе (Маглемозе). В неолите в домостроительстве прослеживаются 2 линии: в лесной зоне строятся деревянные дома, наземные и углубленные в землю; в земледельческой зоне появляется глинобитная архитектура. Появляются свайные постройки, сооруженные на заболоченных прибрежных лугах. В свайных постройках обнаружена и мебель: скамьи, столы, сундуки. Дома анатолийского поселения Чатал Гуюк, исследованного Дж. Меллартом, построены целиком из формованного кирпича-сырца, на кирпичных основаниях. Сообщение между домами осуществлялось по крыше, находившейся на разной высоте, т.к. дома террасами поднимались по склону холма. Европейские земледельцы оставили уникальные сооружения из камня - мегалиты - культовые сооружения, выполненные из одного или многих блоков дикого или груббитого камня. К мегалитам Западной Европы принадлежат менгиры  – большие продолговатые камни высотой 4-5 и более метров, поставленные вертикально. Знамениты аллеи менгиров у Карнака в Бретони, где насчитывается около 3 тыс. камней. Другим видом мегалитов являются кромлехи – группы менгиров, образующие один или несколько концентрических кругов. Наиболее известны из них Стонхендж и Эвбюри в Англии. К мегалитам относятся дольмены – коллективные,  реже индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных плит и глыб, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Вход в дольмен закрывался округлой плитой. Транспорт предцивилизационного периода представлен лыжами, санями, лодками, появившимися в мезолите. Лыжи и полозья саней были широкими и короткими. Лодки изготавливали путем выдалбливания сердцевины дерева и обжигания. Лодки снабжались веслами. В энеолите появляется колесный транспорт – тележки, повозки, впряженные в быков. На протяжении сотен тысячелетий люди пользовались посудой из коры, дерева, камня, раковин, корзинами из прутьев, кожаными мешками. В неолите появляется глиняная посуда. Земледельцы лепили посуду разнообразных форм – горшки, кувшины, кубки, блюда, ритуальные антропоморфные и зооморфные сосуды, миниатюрные чашечки и огромные, высотой до 1 м и более, сосуды для хранения зерна с крышками. В IV тыс. до н.э. был изобретен гончарный круг, позволивший изготовлять посуду с тонкими стенками, более однообразную, в больших количествах. Уже в VI тыс. до н.э. существовал ткацкий станок, части которого найдены при раскопках свайных построек в приальпийской зоне. Там же обнаружены были и изделия из льна, шерсти, нитки, шнурки, веревка, тесьма, сети, ткани, вязанные вещи, орудия текстильного производства – льночесалки, деревянные веретена, вязальные крючки, ткацкие челноки. 4. Возникновение мышления, речи и знаний. В области первобытной культуры мощным стимулом стало возникновение мышления  и речи. Речь возникает как ответ на необходимость передачи информации от одного члена коллектива к другому: при обучении в овладении новыми техническими навыками, взаимодействии на охоте и при длительных передвижениях, при выборе маршрутов и мест охоты, совместной обороне. Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации и способствовало ее аккумуляции и передаче. Накапливался опыт, сопоставлялись причины и следствия явлений, обобщались и систематизировались наблюдения. В первую очередь это были знания об окружающей природе. Эмпирически накапливались зачатки физических знаний. С палеолита осваивается и минералогия. Уже неандерталец знал множество пород камня, а к энеолиту человек овладел способами обработки почти всех известных сегодня минералов, в том числе и медных руд и метеоритного железа. С мустьерской эпохи осваиваются краски – охра, двуокись марганца, вводятся способы их разведения и нанесения на различные материалы. Развитие получили такие отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Мезолитические медики производили трепанацию черепа и ампутацию конечностей, в неолите использовали и психотерапию, и фитотерапию. Биологические знания проявились на самых ранних этапах истории человечества. С мезолита эти знания привели к доместикации животных, селекции - искусственного отбора наиболее полезных пород домашних животных. Знание свойств разных растений – съедобных, несъедобных, способных к культивации и не способных приводит мезо- неолитическое население к земледельческой культуре. Математика начинается также в палеолите. Свидетельствами счетных операций в палеолите стали находки мелкой пластики и украшений со знаками и росписи в пещерах. В эпоху палеолита уходят и истоки астрономических знаний. Исследования мелкой пластики, орнамента, живописных изображений в пещерах продемонстрировали знакомство палеолитических людей со звездным небом, с закономерностями движения Луны, Солнца, Юпитера. На основе этих знаний создавались календари. Развитие астрономических знаний в последующие эпохи привело к появлению более сложных календарей, отмечающих фазы обращения светил Луны и Солнца. “Обсерваториями” являются хенджи Британии и ронделы Центральной Европы. Наиболее известным считается Стонхендж. Меты - камни и ямы хенджа служили для определения лунных и солнечных восходов, для измерения сезонов, полугодий, года, для вычисления солнечных затмений. В эпоху первобытной родовой общины появились зачатки “предписьменности” – пиктография, или рисуночное. 5. Духовные аспекты первобытного общества. Духовное развитие первобытных людей ярче всего выражено в искусстве. Произведения искусства малых форм исполнялись с помощью резца, скребка. Гравюра и барельеф на стенах пещер производились грубыми резцами. Для нанесения росписи на стены пещер применялись краски естественного происхождения. Чаще всего использовалась железистая охра, которую прокаливали на огне, затем растирали. Черная краска добывалась из двуокиси магнезии. Связующим материалом, скорее всего, был жир животных. Краска наносилась пальцем или, палочкой, возможно кистью, которой мог служить пучок шерсти. Использовались иногда естественные рельефы в пещерах, когда выступы и впадины на стенах пещер путем небольшой подправки превращались в фигуры животных или людей. Основную массу сюжетов составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: лошади, бизоны, мамонты, козлы, благородные олени, лани, реже хищники – лев, медведь, волк, рысь. Среди антропомофных изображений преобладают женские. Ярчайшими образцами живописи палеолита являются росписи в пещерах Ляско, Альтамира, (Испания) Ля Мадлен, Комбарель,(Франция) Каповой (Россия) и многих других. На стенах пещер разворачиваются композиции, для которых свойственен уже динамизм, полихромность в изображении животных. Еще раньше зародилась скульптура, появились "Палеолитические Венеры", символизировавшие силы плодородия. Земледельческое население оставило богатейшую каменную и глиняную скульптуру и росписи стен домов и святилищ. Изобразительное творчество развивалось одновременно с танцем и музыкой. Многочисленные флейты - костяные трубки с отверстиями – обнаружены на палеолитических стоянках. По-видимому, были всевозможные дудки, гуделки, свистки, трубы, щипковые инструменты, прототипом которых была, вероятно, тетива лука. Музыка, танец, изобразительное творчество служили основой для театрализованных представлений, постановки мифа. В палеолите уже зарождается мифологическая картина мира – целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях. В неолите структура мира проявляется в образе мирового дерева. Это и действительно изображение дерева или столба, и условная вертикальная композиция, разделенная на 3 части. Появляются мифы, объясняющие смену дня и ночи (лошадь и бык), жизнь и смерть (созданы сложные погребальные ритуалы). Развиваются мифы о сотворении мира: из яйца (Финляндия, Скандинавия, Карелия), из земли, добытой уткой (Урал, Сибирь). Мифология вплетена в мировозрение людей, бывшее религиозным. Религиозные представления появляются, по археологическим данным, по крайней мере в мустьерскую эпоху. Об этом говорят неандертальские погребения и так называемые “медвежьи пещеры”. Общность же членов коллектива была осознана в форме тотемизма – веры в глубокое тождество всех членов того или иного первобытного коллектива (чаще всего рода) с особями одного определенного вида животных, позже растений. В палеолите появляется и магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы, а также и сами эти действия. Плитки, гальки с насечками, орнаментом, охрой подтверждают, что магия была древнейшей формой религии. Начал складываться культ природы, олицетворяющийся в образах духов животного и родственного мира, земных и небесных сил. На почве возрастных инициаций складываются раннеплеменные культы с главным объектом этого культа – образом духа – покровителя инициаций, в дальнейшем – племенного бога. С развитием земледелия усложняется промысловый культ, появляются особые Бог неба и божества стихий, формируется культ умирающего и воскресшего бога плодородия. Прежняя мать – прародительница становится Великой Богиней. Характерной чертой различных воззрений раннеземледельческой эпохи был антропоморфный облик духов и божеств. Усложняется культовая практика. У развитых охотников и рыболовов возникают огромные святилища у наскальных изображений. На равнинах сооружаются святилища, подобные британским хенджам, аллеям менгиров, ронделам в Центральной Европе. У земледельцев выделяются храмы типа Чатал-Гуюка, Песседжик-Депе, святилище с бычьими рогами в Тель-Асваде, храмы Эриду и Тепе-Гавра убейдского периода. В них совершались обряды, хоронились священные изображения, маски, иногда в них хоронили людей с высоким статусом. Появление таких святилищ является свидетельством зарождения касты жрецов. Архитектура, живопись, скульптура, аккумулируя достижения прошедших времен и обеспечивая новые потребности общества создали условия для будущего расцвета искусства. Человечество подошло к цивилизации.

Литеарура. 1.                Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М.: Мысль, 1988. 2.                Емельянов Ю. Рождение и гибель цивилизаций. М.: Вече. 1999. 3.                Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону: Феникс,1998. 4.                Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.,1974. 5.                Тойнби Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1996.

ua.coolreferat.com


Смотрите также