Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития.
Палеолит(древний каменный век).– от 1,2 млн. до 700 тыс. лет назад.
Мезолит(средний каменный век) – с XX по IX – VIII тыс. до н.э.
Неолит( новый каменный век) - VII – IV тыс. до н.э.
Энеолит (меднокаменный век) – IV – III тыс. до н.э.
Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками» , что в переводе означает «южная обезьяна».
Рассмотрите древнейшие орудия труда. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда.
СОБИРАТЕЛЬСТВО – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством.
Подумайте, пользуются ли собирательством современные люди. Приведите примеры.
Человека умелого постепенно сменил человек прямоходящий. Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад.
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Энеолит
Освоение металлов.
Появилось земледелие и скотоводство.
Ремесло
Обмен: натуральный и позже денежный.
Присваивающее хозяйство
Занятия
Производящее хозяйство
Собирательство, охота
Домашние животные
не было
Окультуренные растения
не было
Характер орудий труда
каменные, деревянные
Виды транспорта
не было
Социальная организация
человеческое стадо
ЧЕЛОВЕК СОВРЕМЕННОГО ВИДА
Кроманьонцы также относятся к виду «человек разумный», но в отличие от неандертальцев считаются прямыми предками современного человека. Их останки впервые были обнаружены в пещере Кро-Маньон во Франции.
Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги . Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом . Растирая зерна на плоских камнях ( зернотерках ), получали муку.
▲ Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени
▲ Древний серп
Зернотерка ►
Переход человечества от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство) означал утверждение нового типа отношений человека и природы.
Какие перемены в жизни людей произошли с возникновение земледелия и скотоводства?
Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития.
Палеолит(древний каменный век).– от 1,2 млн. до 700 тыс. лет назад.
Мезолит(средний каменный век) – с XX по IX – VIII тыс. до н.э.
Неолит( новый каменный век) - VII – IV тыс. до н.э.
Энеолит (меднокаменный век) – IV – III тыс. до н.э.
Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками» , что в переводе означает «южная обезьяна».
Рассмотрите древнейшие орудия труда. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда.
СОБИРАТЕЛЬСТВО – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством.
Подумайте, пользуются ли собирательством современные люди. Приведите примеры.
Человека умелого постепенно сменил человек прямоходящий. Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад.
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Энеолит
Освоение металлов.
Появилось земледелие и скотоводство.
Ремесло
Обмен: натуральный и позже денежный.
Присваивающее хозяйство
Занятия
Производящее хозяйство
Собирательство, охота
Домашние животные
не было
Окультуренные растения
не было
Характер орудий труда
каменные, деревянные
Виды транспорта
не было
Социальная организация
человеческое стадо
ЧЕЛОВЕК СОВРЕМЕННОГО ВИДА
Кроманьонцы также относятся к виду «человек разумный», но в отличие от неандертальцев считаются прямыми предками современного человека. Их останки впервые были обнаружены в пещере Кро-Маньон во Франции.
Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги . Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом . Растирая зерна на плоских камнях ( зернотерках ), получали муку.
▲ Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени
▲ Древний серп
Зернотерка ►
Переход человечества от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство) означал утверждение нового типа отношений человека и природы.
Какие перемены в жизни людей произошли с возникновение земледелия и скотоводства?
Просмотр содержимого документа
«Эпоха Первобытности, 10 класс, урок истории»
Тема: Эпоха первобытности
Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.
Используя текст учебника стр. 14, выделите различия каждого из периодов.
Теории происхождения человека:
Эволюционная теория (научная). Человек произошел от высших приматов – человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Теории происхождения человека:
Теория творения, или креационистская (религиозная). Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Данная теория возникла на заре человеческой истории, у древних народов.
Теории происхождения человека:
Теория внешнего вмешательства (паранаучная). Появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций.
Периодизация первобытности
Познакомьтесь с дополнительным материалом.
Допишите хронологические границы периодов.
Почему существуют разные точки зрения на происхождение человека?
Какие науки изучают происхождение человека?
Где, по мнению ученых, находится прародина человека?
Справедливо ли высказывание Ф.Энгельса: «труд сделал из обезьяны человека»?
Какие факты используют современные ученые для обоснования вывода о том, что человечество является биологически единым видом?
Древнейшие формы социальной и духовной жизни
Древнейшие формы социальной и духовной жизни
Неолитическая революция
Центры зарождения и пути распространения сельского хозяйства: Плодородный полумесяц (9 тыс. лет до н. э.), долины рек Янцзы и Хуанхэ (7 тыс. лет до н. э.), высокогорья Новой Гвинеи (7-4 тыс. лет до н. э.), Центральная Мексика (3-2 тыс. лет до н. э.), северо-запад Южной Америки (3-2 тыс. лет до н. э.), Африка южнее Сахары (3-2 тыс. лет до н. э.), долина Миссисипи (2-1 тыс. лет до н. э.)
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему
Экономическая сфера:
Многофункциональные орудия из камня; переход к производящему хозяйству; выделение ремесла; освоение плуга и сохи; строительства; индивидуальное хозяйство; зачатки частной собственности
Политическая сфера:
Превращение управления в особую сферу труда; появление зачатков администрации, власти, вождя; расширение военных столкновений между племенами
Духовная сфера:
Усложнение и дифференциация религиозных верований; возникновение племенных богов; формирование политеизма
Социальная сфера:
Создание постоянных поселений, деревень, городищ; переход к соседской общине; расслоение внутри общины; формирование племен
Признаки неолитической революции
Задание : определите социальные последствия неолитической революции. Запишите ответ в виде схемы.
Задание: из курса обществознания вспомните, что такое революция, и объясните, почему процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему получил название «неолитическая революция».
Домашнее задание: глава 1. все вопросы и задания.
multiurok.ru
Первобытное общество. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение нового материала.
Комментарии преподавателя
Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.
Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.
Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?
Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.
Таким образом, причинами появления людей стали:
1. изменение климата, вызванное ледниковым периодом;
2. вытеснение лесов степью;
3. сокращение растений, входивших в рацион питания.
Причины появления людей
Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.
Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.
Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?
Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.
Таким образом, причинами появления людей стали:
1. изменение климата, вызванное ледниковым периодом;
2. вытеснение лесов степью;
3. сокращение растений, входивших в рацион питания.
Около 11,5 – 9 миллионов лет назад на территории Африки появились самые древние предки людей – дриопитеки («древесные обезьяны»). Группы этих обезьян основную жизнь проводили на деревьях, питаясь мягкими плодами. Дриопитеков отличали: невысокий рост (около 60 см), длинные руки, с помощью которых они лазили по деревьям.
Более 5 миллионов лет назад, когда леса стали уступать место степям, потомкам «древесных обезьян» пришлось приспосабливаться к окружающей среде. Это привело к появлению вида австралопитеки («южные обезьяны»).
Австралопитеки впервые были обнаружены в Юго-Западной Африке, на территории современного государства ЮАР в 1924 году. Их отличал узкий и высокий череп, что явно отличало этих древнейших людей от их предков – обезьян. По мнению ученых, австралопитеки уже перешли к поеданию животной пищи, что подтверждается, во-первых, строением зубов, похожих на зубы современного человека, а, во-вторых, найденными рядом с останками «южных обезьян» костей животных. Но самым главным отличием австралопитеков от обезьян является их способность к прямохождению.
Следующим этапом развития людей стал человек умелый (homo habilis), появившийся на Земле около 2 миллионов лет назад. Рост этих существ составляет 120-140 см. Поскольку окончательно исчезает необходимость регулярно лазить по деревьям, то руки сокращаются в длине. У homo habilis наблюдаются зачатки интеллекта. Теперь, перед тем как отправится на охоту, люди проводили предварительную подготовку – изготавливали соответствующие орудия труда.
Они придавали камням, костям и дереву необходимую форму, позволяющую резать, скрести и копать. Со временем, умение изготавливать орудия труда, позволило людям стать высшими хищниками. Первыми орудиями можно считать острые палки и осколки костей. Рядом с останками человека умелого ученые находят камни, обколотые таким образом, чтобы можно было затачивать палки или резать мясо.
Около 1,5 миллионов лет назад в результате активного расселения появился новый вид людей – человек прямоходящий (homo erectus), которого так же называют «древнейшим человеком».
Отличительными особенностями древнейших людей являются:
1. толстые кости черепа;
2. сильно развитый надглазный валик;
3. покатый лоб;
4. массивная нижняя челюсть;
5. крупные верхние резцы
6. средний рост (150-180 см),
7. прямая походка.
Древнейшие люди научились строить жилища. Для обогрева жилищ, приготовления пищи, а так же охоты на диких животных использовался огонь, который люди научились добывать самостоятельно, используя высекание при помощи двух камней, ударявшихся один о другой для получения искр, а так же способ «высверливания», когда деревянная палочка с закругленным концом вставляется в углубление и путем быстрого вращения рук
www.kursoteka.ru
Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»
Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»
Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.
Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.
Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или
миф о «золотом веке».
Знакомство с деятельностью групп:
Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»
Археологи – работают с документами об археологических раскопках.
Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.
Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.
Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.
Постановка исследовательской задачи:
На основании материала урока:
а) развеять миф о «первобытном равенстве»
б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:
этапы
событие
неравенство
понятие
Работа по группам:
а) Палеолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
б) Мезолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
в) Неолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
г) Энеолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):
Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?
Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?
Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».
Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?
Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?
Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:
- возникновение имущественного неравенства внутри рода,
- изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.
- переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,
-формирование государства,
- войны между общинами, племенами,
- совершенствование орудий труда,
- обретение веры в сверхъестественное,
- выделение семьи из рода,
- рост населения Земли,
- оформление представлений о добре и зле.
а) в первобытном обществе существовало полное равенство;
б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;
в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)
г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?
Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».
8. Домашнее задание:
6.Работа с учебником и таблицей:
этапы
событие
неравенство
понятие
Палеолит
(1млн.-30-20т.л. до н.э.)
Увеличился объем человеческого мозга
звук сигнала
умение пользоваться огнем
утвердился кроманьонец
гендерное
«Палеолит» - древний каменный
Мезолит
(XX – VIII т.л. до н.э.)
развитие речи
наскальная живопись
религия
статуэтки
украшение
социальное
«Мезолит» - средний каменный
Неолит
(IX-VIII по Vт.л. до н.э.)
переход к производя
щему типу
хозяйства
разделение труда
натуральный обмен
образование семьи
имущественное
«Неолит» –
новый каменный
Энеолит
(IV- III т.л. до н. э)
начало освоения металла
появление первых государств
политическое
«Энеолит» – медный каменный
doc4web.ru
Первобытная эпоха — 10 класс.
I вариант.
Задание 1.
Задание 2.
Прочитайте отрывок из книги русского этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая «На берегу Маклая» и ответьте на вопросы:«Я осматривал содержимое одной из сумок носимых мужчинами на перевязи через левое плечо и болтающихся у них под мышкой. Я нашёл в ней много интересного. Кроме двух больших донганов (ножей), тут были кости, отточенные на одном конце, служащие как рычаг или нож; в небольшом бамбуковом футляре нашлись четыре заострённые кости, очевидно, инструменты, способные заменить ланцет, иглу или шило, затем «ярур», раковину имеющую зубчатый нижний край и служащую у туземцев для выскребывания кокосов. Был также удлинённый кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменяющий ложкуБыл принесён кусок старого бамбука, каменным топором обрублены оба конца и затем расколоты на тонкие длинные пластинки, которые, будучи согреты на угольях, получили такую твёрдость, что ими было можно резать не только мягкое таро и ямс (растение наподобие картофеля), но также мясо и даже волосыВидел сегодня в Бонгу самый большой каменный топор, какой только мне случилось встретить; шириной он был около 12 см и замечательно отшлифован».
Вопросы:1. О каких орудиях труда идёт речь в этих отрывках?2. Из какого материала сделаны эти орудия?3. Как и для чего их использовали?4. Для какого периода каменного века характерны эти орудия?
Задание 3.
Впишите вместо пропусков:Стадиальные теории изучают __________________________________________________________. Теории локальных цивилизаций изучают ________________________________________________.
II вариант.
Задание 1.
Задание 2.
Прочитайте отрывок из книги русского этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая «На берегу Маклая» и ответьте на вопросы:«Несколько перекрещивающихся дорожек разделяли большое огороженное пространство на участки, на которых возвышались очень аккуратно расположенные, довольно высокие полукруглые клумбы. Они имели около 75 см в диаметре В каждой клумбе были посажены различные растения, как то: сладкий картофель, сахарный тростник, табак и много другой зелени, мне неизвестнойКлумбы состоят из тщательно измельчённой земли. Всё это достигается, как я увидел, весьма просто, но с большим трудом, с помощью самых примитивных орудий: простого заострённого кола, более 2 м длины и узкой лопаты в 1 м длины. Вот в чём заключается процесс обработки. Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе разом втыкают свои колья по возможности глубже в землю, потом тоже разом поднимают продолговатую глыбу земли, затем идут далее и выворачивают целые ряды таких глыб. Несколько человек также при помощи кольев разливают эти глыбы на более мелкие; за ними следуют женщины, вооружённые узкими лопатами, разбивают большие комья земли, делают клумбы и даже растирают землю руками».
Вопросы:
1. О каком заня
profhelp.net
Презентация для 10 класса "Человеческое сообщество первобытной эпохи"
Скачать документ
Человеческое сообщество первобытной эпохи
22.09.16
Вопросы
Эпоха первобытности.
Основные этапы развития человека.
Палеолит.
Мезолит.
Неолит.
22.09.16
1. Эпоха первобытности.
Хронологические рамки
– 2,5 млн – IV – III тыс. лет до н. э.
Особенности:
— Данные антропологии, ар-хеологии, этнографии,
Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др.)
Использование антропо-логической и археологи-ческой периодизации.
Прародина человечества
22.09.16
Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития.
Самым древним орудиям труда насчитывается 2,5 – 3 млн. лет
В то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума
5
22.09.16
5
22.09.16
Этапы становления человека:
Палеолит (древний каменный век).– от 1,2 млн. до 700 тыс. лет назад.
Мезолит (средний каменный век) – с XX по IX – VIII тыс. до н.э.
Неолит (новый каменный век) — VII – IV тыс. до н.э.
Энеолит (меднокаменный век) – IV – III тыс. до н.э.
Самые первые каменные орудия находят в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Именно в этих районах жили «австралопитеки» , что в переводе означает «южная обезьяна».
Рассмотрите древнейшие орудия труда. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда.
СОБИРАТЕЛЬСТВО – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством.
Подумайте, пользуются ли собирательством современные люди. Приведите примеры.
Человека умелого постепенно сменил человек прямоходящий. Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад.
Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повы- шение роли рыболовства.
Уменьшение численности общин.
Главный герой искусства – человек (сражения коллек-тивная охота).
Охота.
Доисторический рисунок
22.09.16
Мезолит
В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек .
Людям было необходимо постоянное расширение территории охотничьих угодий.
Зарождается и получает свое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ находят статуэтки, бусы и др. украшения
22.09.16
Мезолит
Возникает вера в приметы, фетишизм.
Особое значение люди придают ритуалам.
Постепенно наряду с вождями в жизни первобытных племен начал играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны)
22.09.16
НЕОЛИТ
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему.
ЭНЕОЛИТ
Освоение металлов.
Появилось земледелие и скотоводство.
Ремесло
Обмен: натуральный и позже денежный.
Человек и природа: первый конфликт
X тысячелетие до н.э. – наступление неолита (новокаменного века)
Человек утвердился на всех континентах
Уменьшение численности поголовья многих видов животных
25 тысяч лет назад – проникновение человека на Американский континент.
20 тысяч лет назад – в Австралию.
Обострение межплеменной борьбы за охотничьи территории, сокращение численности людей из-за голода и болезней
Человек и природа: первый конфликт
Пути преодоления
Установление системы запретов – табу , ограничивающих охоту и потребление пищи
Переход к новым типам хозяйства – неолитическая революция
прорыв на качественно новый уровень развития
«замирание» племен в развитии
Неолитическая революция
Переход от присваивающего хозяйства к производящему
присвоение
производство
земледелие
скотоводство
ремесло
собирательство
охота
рыболовство
Обратить внимание
Переход к производящему хозяйству произошел там, где для этого имелись благоприятные природные и климатические условия.
Например, первые земледельческие культуры возникли в районах с мягким климатом и плодородными почвами (в долинах крупных рек) – рассмотреть карту !
Первые земледельческие культуры ( VII-IV тыс. до н.э.) — Междуречье, Египет, долина р. Инд, Средняя Азия, Китай, Мексика, Перу.
У племен экваториальной Африки, экваториальной зоны Южной Америки, аборигенов Австралии, о-ов Тихого океана тип хозяйства с эпохи мезолита практически не изменился.
24
Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги . Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом . Растирая зерна на плоских камнях ( зернотерках ), получали муку.
▲ Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени
▲ Древний серп
Зернотерка ►
Переход человечества от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство) означал утверждение нового типа отношений человека и природы.
Какие перемены в жизни людей произошли с возникновение земледелия и скотоводства?
земледелие отделилось от скотоводства; самостоятельное значение стало приобретать ремесло
Переход к производящему хозяйству способствовал повышению производительности труда, появлению прибавочного продукта (излишка). На этой основе углублялось общественное разделение труда : земледелие отделилось от скотоводства, самостоятельное значение приобретало ремесло.
Данные процессы вели к возникновению обмена . На первых порах обмен носил натуральный характер. Расширение обмена потребовало введения денег .
Предметы, которые выполняли функции денег:
меха и шкуры (у славян, скандинавов, североамериканских индейцев)
скот (арабские, отчасти славянские племена)
раковины (племена Тихого океана)
слоновая кость (Центральная Африка)
соль (Китай, Абиссиния).
Таким образом происходило усложнение общественных отношений.
Возникновение обмена
27
Достижения неолитического человека
Развитие ткачества
Изготовление глиняной посуды
Создание лодок
Создание первых колесных повозок
Использование тягловых животных
Сооружение мегалитов
Мегалиты
От матриархата к патриархату
Патриархат
Матриархат
– общество, в котором мужчины играют главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.
– форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам.
Патриархат — общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Это явление также известно под именем андрархии или андрократии .
Патриархат характеризуется, в частности, такими признаками как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многоженство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Патриархат характерен практически для всех традиционных обществ. ( из Википедии )
Богиня-мать на троне. 6000 г. до н.э.
29
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ И ПЛЕМЯ
СТАРЕЙШИНЫ
Самые опытные и мудрые представители общины (как правило, старики).
выбирают
РОДОВАЯ
ОБЩИНА
Все сородичи, происходившие от одного общего предка.