Периодизация первобытной истории моргана. Вопрос 4 Общая или историческая периодизация первобытной эпохи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1 Вопрос. Периодизация истории первобытного общества. Периодизация первобытной истории моргана


1 Вопрос. Периодизация истории первобытного общества.

1

  1. Древний каменный век (Палеолит)

- Ранний палеолит

- Средний палеолит

- Поздний палеолит

  1. Средний каменный век (Мезолит)

  2. Новый каменный век (Неолит)

  3. Медный век (Энеолит)

  4. Бронзовый век

  5. Железный век

Археологическая периодизация:

  1. Техника первичного расщепления камня

  2. Вторичная его обработка

Теория Моргана:

Основываясь на признаке развития производительных сил и соотнеся их с определенными формами развития собственности, рода и семьи, разделил первобытную историю на:

  1. Дикости (низшая, средняя и высшая ступень). Появление членораздельной речи

  2. Варварство (низшая, средняя и высшая ступень). Появление гончарства.

  3. Цивилизация. Изобретение алфавитного письма.

Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего хозяйства, а эпоху варварства—как время производящего хозяйства.

2 Вопрос. Источники по истории первобытности.

Есть археологические (вещественные предметы) источники и этнографические (изучение изолированно живущих народов, оставшихся в своем развитии, изучение крестьянства – кладовой истории народа). Есть также:

  1. Лингвистические

  2. Этология (наблюдение за поведением животных)

  3. Антропология (изучающая человека, его физические свойства, его строение)

  4. Этнография (наука о народах)

  5. Мифология

  6. Генетика

  7. Ядерная физика, физика магнетизма, химия (для установления датировок).

3 Вопрос. Историография первобытной истории. Л. Морган и ф. Энгельс как историки первобытности.

Как таковой не существует, потому что возникнув – сразу же развалилась. И теперь мы в основном занимаемся работами предшественников.

Заслуги Моргана:

  1. Открыл род

  2. Сформулировал термин родства

  3. Групповой брак.

  4. Первобытный коммунизм (еда и эскимосы)

Заслуги Энгельса:

  1. Дал два понятия государства

  2. Хотя в названиях работ присутствует «частная собственность», о самой частной собственности ничего не написал.

  3. Исследовал ирокезский род, точнее, позаимствовал его у Моргана.

  4. Дал определение труда

4 Вопрос. Предки человека. Движущие силы антропогенеза.

Предки человека. Ступени эволюции.

  1. Появившиеся 67 млн. лет назад в поясе экваториальных тропических лесов (в верхнем ярусе, не на земле) насекомоядные. Это маленькие зверьки, похожие на белку, имели цепкие конечности, развитый вестибулярный аппарат, предназначенный для жизни в трехмерном пространстве, объемное зрение, были всеядны (долгопяты, тупайя, галаго)

  2. Лемуры (до сих пор живут на Мадагаскаре)

  3. Обезьяны типа потто

  4. 40 млн. лет назад – низшие обезьяны.

  5. 20 млн. лет назад – дриопитеки.

  6. 15-8 млн. лет назад – рамапитеки. Впервые найдены на Сиваликских

холмах в долине Инда. Привлекли внимание зубами, схожими с человеческими.

Движущиеся силы антропогенеза.

  1. Геологические процессы (процессы, происходящие с землей). Из-за наступления нового ледникового периода и увеличения шапок льдов на полюсах все пояса начинают сдвигаться к экватору и происходит уменьшение площади пояса экваториальных лесов – родины человекообразных обезьян. Леса уже не могут прокормить всех обезьян и некоторые из них начинают выходить в саванны).

  2. Мутации. Генетические изменения закрепляли полезные приобретенные качества, такие как прямая походка или небоязнь огня. Эти изменения и помогли выжить в саваннах.

  3. Труд.

Труд- это первое и основное условие всей человеческой жизни, причем в таком степени, что мы в известном смысле должны сказать, что труд создал человека.

Труд- это прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. Процесс, в котором человек своей деятельность опосредствует, контролирует и регулирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он противостоит как сила природы. Чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в действие принадлежащие его телу естественные силы – руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этой силы на вещество природы, он не только изменяет ее, но и в то же время изменяет свою собственную природу.

  1. Естественный отбор.

studfiles.net

1 Вопрос. Периодизация истории первобытного общества.

1

  1. Древний каменный век (Палеолит)

- Ранний палеолит

- Средний палеолит

- Поздний палеолит

  1. Средний каменный век (Мезолит)

  2. Новый каменный век (Неолит)

  3. Медный век (Энеолит)

  4. Бронзовый век

  5. Железный век

Археологическая периодизация:

  1. Техника первичного расщепления камня

  2. Вторичная его обработка

Теория Моргана:

Основываясь на признаке развития производительных сил и соотнеся их с определенными формами развития собственности, рода и семьи, разделил первобытную историю на:

  1. Дикости (низшая, средняя и высшая ступень). Появление членораздельной речи

  2. Варварство (низшая, средняя и высшая ступень). Появление гончарства.

  3. Цивилизация. Изобретение алфавитного письма.

Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего хозяйства, а эпоху варварства—как время производящего хозяйства.

2 Вопрос. Источники по истории первобытности.

Есть археологические (вещественные предметы) источники и этнографические (изучение изолированно живущих народов, оставшихся в своем развитии, изучение крестьянства – кладовой истории народа). Есть также:

  1. Лингвистические

  2. Этология (наблюдение за поведением животных)

  3. Антропология (изучающая человека, его физические свойства, его строение)

  4. Этнография (наука о народах)

  5. Мифология

  6. Генетика

  7. Ядерная физика, физика магнетизма, химия (для установления датировок).

3 Вопрос. Историография первобытной истории. Л. Морган и ф. Энгельс как историки первобытности.

Как таковой не существует, потому что возникнув – сразу же развалилась. И теперь мы в основном занимаемся работами предшественников.

Заслуги Моргана:

  1. Открыл род

  2. Сформулировал термин родства

  3. Групповой брак.

  4. Первобытный коммунизм (еда и эскимосы)

Заслуги Энгельса:

  1. Дал два понятия государства

  2. Хотя в названиях работ присутствует «частная собственность», о самой частной собственности ничего не написал.

  3. Исследовал ирокезский род, точнее, позаимствовал его у Моргана.

  4. Дал определение труда

4 Вопрос. Предки человека. Движущие силы антропогенеза.

Предки человека. Ступени эволюции.

  1. Появившиеся 67 млн. лет назад в поясе экваториальных тропических лесов (в верхнем ярусе, не на земле) насекомоядные. Это маленькие зверьки, похожие на белку, имели цепкие конечности, развитый вестибулярный аппарат, предназначенный для жизни в трехмерном пространстве, объемное зрение, были всеядны (долгопяты, тупайя, галаго)

  2. Лемуры (до сих пор живут на Мадагаскаре)

  3. Обезьяны типа потто

  4. 40 млн. лет назад – низшие обезьяны.

  5. 20 млн. лет назад – дриопитеки.

  6. 15-8 млн. лет назад – рамапитеки. Впервые найдены на Сиваликских

холмах в долине Инда. Привлекли внимание зубами, схожими с человеческими.

Движущиеся силы антропогенеза.

  1. Геологические процессы (процессы, происходящие с землей). Из-за наступления нового ледникового периода и увеличения шапок льдов на полюсах все пояса начинают сдвигаться к экватору и происходит уменьшение площади пояса экваториальных лесов – родины человекообразных обезьян. Леса уже не могут прокормить всех обезьян и некоторые из них начинают выходить в саванны).

  2. Мутации. Генетические изменения закрепляли полезные приобретенные качества, такие как прямая походка или небоязнь огня. Эти изменения и помогли выжить в саваннах.

  3. Труд.

Труд- это первое и основное условие всей человеческой жизни, причем в таком степени, что мы в известном смысле должны сказать, что труд создал человека.

Труд- это прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. Процесс, в котором человек своей деятельность опосредствует, контролирует и регулирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он противостоит как сила природы. Чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в действие принадлежащие его телу естественные силы – руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этой силы на вещество природы, он не только изменяет ее, но и в то же время изменяет свою собственную природу.

  1. Естественный отбор.

studfiles.net

Вопрос 4 Общая или историческая периодизация первобытной эпохи

ТОП 10:

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить общей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнологическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнологом Л.Г. Морганом. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил («производства средств к жизни»), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, выс­шая — с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней — освоением земледелия и скотоводства, к высшей — внедрением же­леза. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была заимствована Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства — как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального, соответст­вующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода «человеческого стада». Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было намечено им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой исторической периодизации первобытной истории.В связи с этим была предпринята попытке проследить развитие форм первобытной собственности, что привели к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

Дальнейшее изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной общины. В раннепервобытной общине, ведшей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное распределение и общая собственность; каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производств. В позднепервобытной общине, перешедшей к производящему высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получавшей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общине, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую первобытной общине форму как праобщину сменившую эту общину форму как первобытную соседскую общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало действенность приняв критерия общей периодизации первобытной истории и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины.Этот типологический ряд — праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная, первобытная соседская (протокрестьянская) общины — и соответствует основным этапам первобытной истории.

Общая периодизация первобытной истории разрабатывалась и разрабатывается также многими западными исследователями. Наиболее распространено различение эгалитарных и стратифицированных, или иерархических, обществ. Эгалитарные общества соответствуют обществам эпохи первобытной общины, стратифицированные — обществам эпохи классообразования.

Вопрос 5 Источники по ИПО.

Источники истории первобытного общества разнообразны. Все, что может свидетельствовать о прошлом человечества, все, что создал человек, все, на что он воздействовал, и все, что воздействовало и влияло на человеческую деятельность, — таков круг источников для исторической науки. Первобытная история является «бесписьменным периодом»; важнейшие письменные источники играют для первобытной истории, за исключением ее последнего периода, несравнимо меньшую роль, чем другие виды источников.

Данные археологии

Большое значение имеют вещественные источники, сохранившиеся с древних времен, или, как их иначе называют, археологические памятники. Вещественные источники, орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуда — это остатки материальной культуры создавшего ее общества. Вещи — ценнейший исторический источник, так как все они являются продуктами своей эпохи, свойственны данной эпохе и отражают условия жизни того времени, когда они были произведены. Из всех вещей для изучения прошлого наибольшее значение имеют орудия труда. «Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд».

Археологическими источниками являются не только вещи, но и остатки поселений и жилищ, погребений, мастерские, горные выработки и святилища, пещеры, древние системы орошения, каналы, плотины, дороги. Изучение эволюции жилища или поселения позволяет судить в какой-то мере об эволюции семьи и общественной жизни — коллективные жилища сменяются обособленными семейными жилищами, неукрепленные поселения укрепленными. Большей частью археологические памятники обнаруживаются и изучаются в процессе раскопок. К концу XIX в. в археологической науке сложилось понятие об археологической культуре, имеющее очень большое значение для изучения первобытной истории. Археологической культурой называют общность археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной ограниченной территории. Чаще всего археологическая культура отражает обособленное существование древних племен и народностей. Представление об археологической культуре и изучение ее возникновения позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.

Данные этнографии

Однако археологические источники в целом ряде случаев остались бы немыми и не могли бы дать ответа на многие вопросы если бы историк первобытного общества не прибегал к сравнительному методу и не использовал бы для реконструкции прошлого наблюдения над жизнью племен и народностей, сохранивших в той или иной степени черты первобытнообщинного строя. Одна из отраслей исторической науки — этнография, изучающая особенности культуры и быта народов земного шара, занимается исследованием этих племен и народностей, а также тех первобытных пережитков, которые сохранились в быту более развитых народов. Благодаря этнографическим источникам, удалось получить более полное представление о различных ступенях общественного развития в прошлом. Племена и народности, сохранившие в той или иной степени черты первобытнообщинного строя, и поныне живут или недавно еще жили в разных местах земного шара. Они находятся на разных ступенях и представляют различные этапы развития. Некоторые из них еще почти не знают металлов и живут в каменном веке, другие подверглись сильному влиянию классовых обществ, но все же сохранили элементы древнего уклада жизни. Можно утверждать что основные черты хозяйства, общественного строя, материальной и духовной культуры, сравнительно недавно наблюдавшиеся у отсталых племен, в далеком прошлом были свойственны всему человечеству. Для реконструкции этого отдаленного прошлого, как уже сказано, имеет большое значение изучение пережитков, т. е. следов и остатков прошлого, сохранившихся в позднейших обществах. Такие пережитки наблюдаются особенно ярко в обрядах (свадебных, праздничных, похоронных), иногда они сохраняются в одежде, украшениях, в устройстве жилища и т. п. Первобытные культы и другие проявления первобытной жизни отразились в фольклоре — сказках, песнях, былинах, загадках, заговорах и т. д.

Данные лингвистики

Важным источником представлений о прошлом народа могут служить лингвистические данные. Все современные языки складывались по мере развития общества и сохранили в себе следы нередко очень далекого прошлого. Например, слово «стрелять» происходит от слова «стрела», т. е. восходит еще к той эпохе, когда стреляли из лука стрелами. По мере общественного развития менялось значение, смысл слов. Во многих индоевропейских языках, в том числе и в русском, слово «скот» употреблялось в значении «имущество», «казна», «деньги», потому что в древности скот действительно заменял деньги и служил средством обмена. Древняя организация семьи отразилась, например, в том, что в древнеиндийском языке слово «племянник» означает также и «соперник». Изучение современных языков ведет к установлению фактов исторических связей между народами, так как языковые семьи — это группы языков, а следовательно, как правило, и народов, связанных общностью происхождения. Среди других лингвистических данных большое значение имеют данные топонимики, т. е. совокупности географических названий (населенных пунктов, рек, озер, гор и т. д.) на какой-либо территории. Очень устойчивые, живучие топонимические наименования позволяют судить о древ­нем племенном составе населения, о характере местности или растительности в далеком прошлом, о первоначальных занятиях населения и т. д.



infopedia.su

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ (СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ)

Периодизация первобытной истории имеет свою собственную историю, без изучения которой нельзя понять современное состояние проблемы. Это относится как к специальным периодизациям - археологической, антропологической, источниковедческой, так и в основном к общеисторическому, или общему, членению первобытного исторического процесса. В марксистской науке периодизация первобытной истории всегда рассматривалась как одна из ключевых проблем теоретического осмысления древнейшего прошлого человечества. Именно поэтому Ф. Энгельс в свое время так высоко оценил общую периодизацию американского ученого Л. Г. Моргана, который первый попытался внести сюда определенную систему1 . Как известно, Морган, воспользовавшись установившимся еще в XVIII в. выделением в развитии человечества ступеней дикости, варварства и цивилизации, вычленил в первобытной истории эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них на три ступени, характеризуемые определенными чертами хозяйства и материальной культуры. По Моргану, эпоха дикости и низшая ступень варварства - время собирательско-охотничье- рыболовческого хозяйства, средняя и высшая ступени варварства - земледельческо-скотоводческого хозяйства. Почти все критерии отдельных ступеней дикарской и варварской эпох взяты им из области развития производительных сил: это (начиная со средней ступени дикости) - применение огня, изобретение лука и стрел, введение гончарства, одомашнивание растений и животных, освоение металлургии железа2 . Энгельс воспроизвел периодизацию Моргана в "Происхождении семьи, частной собственности и государства", но в то же время отметил, что она останется в силе лишь до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести коррективы3 . Он сам прямо или косвенно положил начало уточнению и пересмотру этой периодизации. Он счел необходимым обобщить ее, четче определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства как эпоху производящего хозяйства4 . Он подчеркнул также качественное своеобразие ... Читать далее

biblioteka.by


Смотрите также