Управление в первобытном обществе. § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Управление в первобытном обществе


Власть и управление в первобытном обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.              Власть и управление в первобытном обществе

     Антропологические работы последних лет показали, что возникновение  человекоподобных  существ «Homo habilis»  произошло  4,5 млн. лет назад. И только  40 тыс. лет назад в результате эволюции человекоподобных приматов  появляется «Homo sapiens» – «человек разумный». Длительное время   первобытные люди занимались охотой, сбором плодов и корней растений, то есть  присвоением готовых продуктов.  Постепенно произошел переход от присваивающей  формы хозяйствования  к производящей, когда в основе  жизнедеятельности лежит  производство. Возникли новые виды деятельности и производства: выращивание растительной пищи, приручение диких животных (животноводство). Социальная организация   такого рода людей  характеризовалась как родовая община. Родовая община (род) –  это группа людей,  объединенных кровным или предполагаемым  родством, совместным трудом и уравнительным распределением результатов этого труда.  Членов рода было столько, сколько необходимо для получения  продукта для скудного существования,  столько, сколько мог бы прокормить этот продукт. Лишних, не работающих  субъектов (кроме малолетних   и стариков)   в составе рода не было. Единство  рода  заключалось в том , что  внутри  него не было деления на какие-либо социальные институты. Не было в роду и семьи в современном понятии  этого слова. На ранних стадиях существования человечества  семья была  полигамна, то есть существовал  групповой брак. Родословная велась по материнской линии, ибо достоверный отец не был известен. То есть  материнский род был не территориальной, а кровно-родственной организацией. Данный период в развитии человечества получил название «матриархат».    Поскольку   производительность  труда из-за примитивности  орудий  труда была крайне низка, в основе распределения было положено равенство. Распределялось (потреблялось), по сути, все, что производилось. В этих условиях не было экономического неравенства, частной собственности, эксплуатации. Соответственно, не было и социального неравенства.    В силу этого  управление общиной  было делом всех ее членов,   властвующие и подвластные  здесь совпадали. То есть власть носила общественный характер, при котором все взрослое население, выполняло властные функции. В этих условиях    важные проблемы жизни рода   обсуждались на общем собрании. Здесь решались вопросы войны и мира, перемещения в другую местность, рассматривались  споры между членами рода, наказывались виновные в нарушении порядка. Специальных органов принуждения, специального аппарата управления общиной не было.     Для   оперативного  решения вопросов производственного характера избирался  вождь (старейшина) рода. Однако старейшина   не обладал какими-то особыми привилегиями и полномочиями. Он наряду со всеми  членами рода  работал, получал свою долю  продукта, участвовал в военных действиях и общих собраниях. Это был наиболее уважаемый член рода, наиболее опытный рыбак, охотник. В силу этих качеств он и  пользовался  авторитетом  среди сородичей. Следовательно, его власть  держалась на  авторитете  и  уважении других членов рода.    Как  всякий социальный институт род  требовал социального регулирования.  Основным регулятором общественных отношений  были социальные нормы - обычаи. Это   нормы, которые в силу многократного и эффективного  повторения  (на охоте, в быту,  иных отношениях между людьми)    входили в привычку. Обычаи закрепляли  выработанные  веками  наиболее рациональные, полезные для общества  варианты поведения людей  в определенных ситуациях. Они передавались из поколения в поколение и выражали  коллективный  интерес всех членов рода. Индивидуальный (а значит,  отдельный для каждого члена рода) интерес в этих нормах отсутствовал, ибо отдельный человек  вне  общины просто не мог существовать и не отделял себя  от рода и племени. Интерес  рода был и интересом личности.       В современной науке  эти  правила  характеризуются как «мононормы»   ( от греч. monos –  один, единый). Их монизм, единство заключалось в том, что  эти нормы не делились по характеру велений (право, обязанность, запрет). «Для индейца, -  писал Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности   и государства»,- не существует  вопроса,  является ли  участие в общественных делах  или кровная месть  его правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, является ли правом или обязанностью  сон, еда или охота». Одновременно единство  древних обычаев заключалось в том, что они  не различались и по  характеру  нормирования. В  составе этих норм не выделялись нормы морали, религиозные, корпоративные и т.д. Все нормы – единые нормы первобытного общества. Реализация  мононорм  контролировалось самими членами рода. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что  первобытное общество не знало ни  государства, ни права. Однако  на известном этапе развития  в силу новых экономических и социальных условий они появилось. Как же происходил процесс образования государства? Каковы причины  его  возникновения?       Разумеется, в условиях  родового строя,  родовых  отношений   необходимости в  государстве не было. Старейшина рода, родовое собрание  успешно решали все вопросы. Следовательно,  произошло разложение рода, появились новые социальные и экономические  условия.      Весьма подробно  процесс разложения рода и образование новых отношений весьма подробно  описаны Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

 

zinref.ru

Власть и управление в первобытном обществе. — КиберПедия

Общество – это совокупность людей, которые исторически поколениями проживают на определенной территории, связанные определенной общностью, экономической, политической, духовной жизни, государственно-правовое пространство.

Власть – это одна из форм управления соц процессами, при которой согласованная совместная деят-ть людей подчиняется определенному руководящему началу, путем определения доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.

Власть возникает при социализации человека, начинает формироваться на уровне формирования человеческого стада, когда появляется потребность в управлении соц процессами.

1. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

2. Социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.

3. Совпадение субъекта и объекта (объект воздействия) власти - источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Власть была по своей природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

4. повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Старейшины и другие «должностные лица» рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.

5. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

6. отношения регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Особое место занимало табу (запрет). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей, сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест).

7. В догосударственном обществе, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

8. Власть носила личностный характер, т.е. распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

 

 

4. Причины и процесс образования государства как организации власти.

Значительное время в своей истории люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало, чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода — мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшину рода и в необходимых случаях военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в любое время.

Власть покоилась на традициях. Подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воинскую доблесть. Власть опиралась на силу авторитета его носителя, а не на авторитет силы. Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

В качестве норм, регулирующих отношения людей, их повседневное поведение, выступали обычаи, как правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Обычаи поддерживались авторитетом старших. С помощью обычаев регулировались производство и обмен, брачные и семейные отношения, решения общественных проблем, отношения с другими родами и племенами, закреплялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали порядок распределения общего продукта.

Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты — племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство.

Существует несколько объективных предпосылок образования государства:

1)Влияние природных явлений (космических, сейсмических, географических, климатических) на формирование государства и права можно считать первоначальным объективным факто­ром, не зависящим от человека и даже непредсказуемым по тем временам. Такое влияние могло выражаться

а) через природ­ные катаклизмы (например, экологическая катастрофа, вызванная предположи­тельно космическими и тектоническими изменениями и по­влекшая за собой движение ледников, наводнения и проч.) Для того чтобы выжить как вид, человече­ство вынуждено было изменить свое бытие: от охоты, собирательства плодов, рыболовства перейти к изго­товлению необходимых изделий, орудий труда, производству продуктов питания.

б) влияние на становле­ние и особенности государств Ближнего Востока, Африки, Америки, оказали географические и климатические условия, предопределившие возможность развития земледелия, необходимость сооружения и эксплуатации мощных ирригаци­онных и культовых сооружений, создание измерительных «ин­струментов» (лунных и солнечных календарей).

в) природные явления косвенно влияли на форми­рование государственно-правовых институтов через мифы, ри­туалы, сознание людей и стереотипы их поведения. Для того чтобы выжить, люди вынуждены были объединяться перед сти­хийными силами природы.

2)Среди экономических факторов, влияющих на возникно­вение государства и права, главным является развитие произ­водства, переход от присваивающей к производящей экономи­ке (особенно в европейских странах). Переход к производящей экономике послужил толчком к 3-м крупным разделениям общественного труда:

а) отделению скотоводства от земледелия,

б) отделению ремесла

в) обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли (купцов).

i) В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

ii) Разделение труда привело к повышению его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

3)Человеческий (антропологический) фактор. Наряду с изменениями структуры внутри рода происходят изменения и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест, что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное – функции управления прибавочным продуктом. В духовно-психологическом плане у человека уже есть некие варианты выбора и поведения. С точки зрения интеллектуального развития он дошел до понимания необходимости уступки части своей ин­дивидуальной свободы в пользу политической консолидации. Экономическое развитие выводит человека на новый уровень объединения, теперь уже не для выживания, а для того, чтобы увеличить свои экономические возможности через государство и право в составе господствующего слоя, класса.

4)Общественный (социальный) фактор – зарождение государства нача­лось с дробления родовой общины на патриархальные семьи - их интересы уже не совпадали с интере­сами общины. С развитием трудовых и производственных от­ношений, с появлением прибавочного продукта, частной соб­ственности постепенно начинается расслоение общества на со­циально обособленные слои, группы, сословия, касты, классы. Возникает раннеклассовое государство.

Исторические пути возникновения государства

Европейский путь – главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. У греков государство возникло в силу исключительно внутренних причин и процессов развития общества (развитие производства, появления частной собственности, классов, разрыва родовых связей и т. п.). В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Восточный путь возникно­вения государств, которые появились сначала на Древнем Востоке, затем в Африке, Америке. На восточный путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

cyberpedia.su

§ 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

Рассмотрев основные теории происхождения государства и права, мы видим, что в большинстве своем они исходят из того, что государство и право появляются только на определенной ступени исторического развития общества. В истории человечества существовало общество, которое не знало ни государства, ни права. По данным современной науки, человеческое общество возникло примерно 40 тыс. лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысячелетиях до н. э.

Догосударственное общество принято называть первобытным, а существовавший в нем строй - первобытно-общинным. Оно заняло в истории человечества значительный отрезок времени - более тридцати тысячелетий. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения. Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат. Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Патриархат - отцовский род, родство в котором велось по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытно-общинного строя и возникновения государства. Предлагаются варианты периодизации первобытного общества, в которых выделяются три периода - ранний, средний и поздний, из которых ранний - это период становления первобытно-общинного строя, средний - период зрелости, а поздний - период распада первобытного общества. В других вариантах выделяются периоды присваивающей и производящей экономики, причем с последним связывается процесс разложения первобытно-общинного строя и возникновения государства.

Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это объединение людей, связанных между собой родственными узами.

Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединения родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

В первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытно-общинного строя либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, были однотипными, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

Власть и управление в период зрелого первобытного общества. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это публичная (общественная) власть. С публичной властью тесно связано управление, которое является способом осуществления власти, претворения ее в жизнь.

Публичной власти первобытного общества присущи следующие черты: она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, что имеется в любом государстве, у этой власти не существовало. Публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно и имело место, исходило от всего общества - рода, племени и т.д., и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п. здесь тоже не было.

Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя, которые избирались из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Его власть держалась исключительно на авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя, жрецов, шаманов, колдунов и т.п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей).

Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Здесь встречаются и народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные представители. Специального аппарата управления или принуждения здесь еще не существовало. Это начинает появляться лишь с разложением первобытно-общинного строя.

Таким образом, власть в этом обществе строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления и принуждения, который имеется в любом государстве, здесь не существовало. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом.

studfiles.net

Зарождение управления в первобытном обществе

 

Развитие общества как системы определяется, в том числе, стремлением к упорядочиванию. Упорядочивание осуществляется через управление. Общественные отношения первобытного общества включали в себя и управленческие отношения: люди накапливали опыт оптимизации взаимоотношений друг с другом в малых социальных общностях, таких как семья, род, племя.

Даже в самом примитивном первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего необходимо было установить систему правил, разделение труда.

Первоначально в условиях дефицита материальных благ все члены общины были равны в потреблении с учетом пола и возраста. По мере накопления излишнего продукта возникала дифференциация людей по обеспеченности и происходило имущественное расслоение.

В первобытном обществе имела место естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи и т.п. К ним прислушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. Постепенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее членов, то есть существовала первобытная демократия. Но особым отношением пользовались зрелые, умудренные опытом люди – старшее поколение общины. Для оперативного управления избирался старейшина как наиболее уважаемый член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опытный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старейшины не давала никаких привилегий.

Существовали также социальные нормы, правила поведения в общине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределения, недопустимость брачных отношений внутри семьи и т.п.

Схема управления в первобытной общине допускала некоторую вариативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей-лидеров.

С развитием общества люди постепенно осознавали важность хорошего управления, причем уже тогда происходила специализация управления: в частности, могли быть лидеры в области охоты, рыболовства, сбора плодов, скотоводства.

Жизнь в общине требовала объединения трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного продукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, то есть наметился путь к имущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных (наиболее умелых, опытных) общинников приводило к тому, что они начинали играть более заметную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства.

Вместе с тем имущественное расслоение приводило к противоречиям и конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепления организационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе обладает следующими чертами:

· Осуществляется либо самим обществом, либо выборными лицами, не получающими в связи с этим обстоятельством никаких привилегий

· Отсутствие аппарата управления

· Опора на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т.п.)

Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осуществлялось по полу и возрасту, то есть было физиологическим.

Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось становлением государственных образований, что приводило к существенным изменениям в управленческой практике.

 



infopedia.su

Власть и управление в первобытном обществе

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшедствовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т.к. не была связана с государством.

Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.

В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем:

- они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

- они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

- в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

 

studopedya.ru

Власть и управление в первобытном обществе

Политика Власть и управление в первобытном обществе

просмотров - 238

Антропологические работы последних лет показали, что возникновение человекоподобных существ «Homo habilis» произошло 4,5 млн. лет назад. И только 40 тыс. лет назад в результате эволюции человекоподобных приматов появляется «Homo sapiens» – «человек разумный». Длительное время первобытные люди занимались охотой, сбором плодов и корней растений, то есть присвоением готовых продуктов.

Постепенно произошел переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей, когда в основе жизнедеятельности лежит производство. Возникли новые виды деятельности и производства: выращивание растительной пищи, приручение диких животных (животноводство).

Социальная организация такого рода людей характеризовалась как родовая община. Родовая община (род) - ϶ᴛᴏ группа людей, объединœенных кровным или предполагаемым родством, совместным трудом и уравнительным распределœением результатов этого труда. Членов рода было столько, сколько крайне важно для получения продукта для скудного существования, столько, сколько мог бы прокормить данный продукт. Лишних, не работающих субъектов (кроме малолетних и стариков) в составе рода не было.

Единство рода заключалось в том , что внутри него не было делœения на какие-либо социальные институты. Не было в роду и семьи в современном понятии этого слова. На ранних стадиях существования человечества семья была полигамна, то есть существовал групповой брак. Родословная велась по материнской линии, ибо достоверный отец не был известен. То есть материнский род был не территориальной, а кровно-родственной организацией. Данный период в развитии человечества получил название «матриархат».

Поскольку производительность труда из-за примитивности орудий труда была крайне низка, в основе распределœения было положено равенство. Распределялось (потреблялось), по сути, всœе, что производилось. В этих условиях не было экономического неравенства, частной собственности, эксплуатации. Соответственно, не было и социального неравенства.

В силу этого управление общиной было делом всœех ее членов, властвующие и подвластные здесь совпадали. То есть власть носила общественный характер, при котором всœе взрослое населœение, выполняло властные функции. В этих условиях важные проблемы жизни рода обсуждались на общем собрании. Здесь решались вопросы войны и мира, перемещения в другую местность, рассматривались споры между членами рода, наказывались виновные в нарушении порядка. Специальных органов принуждения, специального аппарата управления общиной не было.

Для оперативного решения вопросов производственного характера избирался вождь (старейшина) рода. При этом старейшина не обладал какими-то особыми привилегиями и полномочиями. Он наряду со всœеми членами рода работал, получал свою долю продукта͵ участвовал в военных действиях и общих собраниях. Это был наиболее уважаемый член рода, наиболее опытный рыбак, охотник. В силу этих качеств он и пользовался авторитетом среди сородичей. Следовательно, его власть держалась на авторитете и уважении других членов рода.

Как всякий социальный институт род требовал социального регулирования. Основным регулятором общественных отношений были социальные нормы - обычаи. Это нормы, которые в силу многократного и эффективного повторения (на охоте, в быту, иных отношениях между людьми) входили в привычку. Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения людей в определœенных ситуациях. Οʜᴎ передавались из поколения в поколение и выражали коллективный интерес всœех членов рода. Индивидуальный (а значит, отдельный для каждого члена рода) интерес в этих нормах отсутствовал, ибо отдельный человек вне общины просто не мог существовать и не отделял себя от рода и племени. Интерес рода был и интересом личности.

В современной науке эти правила характеризуются как «мононормы» ( от греч. monos – один, единый). Их монизм, единство заключалось в том, что эти нормы не делились по характеру велœений (право, обязанность, запрет). «Для индейца, - писал Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,- не существует вопроса, является ли участие в общественных делах или кровная месть его правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелœепым, как и вопрос, является ли правом или обязанностью сон, еда или охота». Одновременно единство древних обычаев заключалось в том, что они не различались и по характеру нормирования. В составе этих норм не выделялись нормы морали, религиозные, корпоративные и т.д. Все нормы – единые нормы первобытного общества. Реализация мононорм контролировалось самими членами рода.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что первобытное общество не знало ни государства, ни права. При этом на известном этапе развития в силу новых экономических и социальных условий они появилось.

Как же происходил процесс образования государства? Каковы причины его возникновения?

Разумеется, в условиях родового строя, родовых отношений крайне важности в государстве не было. Старейшина рода, родовое собрание успешно решали всœе вопросы. Следовательно, произошло разложение рода, появились новые социальные и экономические условия.

Весьма подробно процесс разложения рода и образование новых отношений весьма подробно описаны Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Читайте также

  • - Власть и управление в первобытном обществе

    Антропологические работы последних лет показали, что возникновение человекоподобных существ «Homo habilis» произошло 4,5 млн. лет назад. И только 40 тыс. лет назад в результате эволюции человекоподобных приматов появляется «Homo sapiens» – «человек разумный». Длительное время... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Власть и управление в первобытном обществе — Теория государства и права

    Главная социальная характеристика первобытного сообщества - родоплеменная (клановая) организация. Связи между людьми здесь строятся не по территории проживания, а по родству. Род (клан) - это устойчивое сообщество людей, связанных кровным родством (родственники и свойственники), общей собственностью, единой культурой (традиции, язык, образ жизни) и совместной хозяйственной деятельностью.

    Родовой строй характеризуется социально-классовым единством, то есть отсутствием классового неравенства по имущественному или социальному признаку. Экономические условия для существования рабства еще не сформировались. Как правило, предполагается и освящается один животный предок рода - тотем. В условиях родового строя торжествует коллективизм. Первобытный человек имел так называемое диффузное, групповое сознание. Первобытный охотник не мыслил свое существование вне коллектива, его индивидуальность всецело подавлялась коллективными интересами.

    Власть и управление - универсальные социальные категории, присущие любому человеческому сообществу. В условиях первобытно-общинного строя они носят характер общественного самоуправления. Власть здесь имеет своим источником общую волю всего сообщества, непосредственно формирующего органы самоуправления.

    Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Высший орган управления - общее собрание, право голоса на котором имели все взрослые члены рода, включая женщин. Разумеется, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода. Вес сказанного определяли профессиональные достижения, жизненный опыт, старшинство, храбрость, физическая сила, авторитет выступавшего. Принятые на собрании решения носили общеобязательный характер. При этом общие собрания созывались редко, как правило, для решения наиболее важных или чрезвычайных проблем. В обычной, повседневной жизни люди и сами прекрасно понимали, что им следует делать.

    Для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких предводителей - старейшин. Термин «старейшина» означает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина - первый среди равных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, не имея каких-либо льгот, преимуществ, привилегий. Его властные функции не замыкались на управлении, старейшина наряду с другими членами рода участвовал в материальном производстве. На случай военных действий род назначал военачальник. Постепенно выделялись жрецы (шаманы), выполнявшие ритуальные функции.

    Нужно отметить выборный, временный и сменяемый характер власти. Для первобытного общества характерно добровольное подчинение старейшинам, власть которых опиралась на авторитет, уважение, признание соплеменников. Старейшиной человека делают, прежде всего, выдающиеся организационно-волевые качества. Первобытный охотник должен осознавать, что именно старейшина способен наиболее эффективно организовать жизнедеятельность рода. Первоначально власть старейшины не передавалась по наследству. Если появлялся более сильный, опытный и мудрый член рода, происходила замена старейшины. Отсутствие каких-либо привилегий - предпосылка того, что конфликтов при смене власти не происходит.

    Старейшины родов, военачальники, жрецы формируют совет племени. Совет собирался открыто, на нем вправе были присутствовать и другие члены племени. На совете рассматривались вопросы, общие для всех родов племени.

    Специальный аппарат управления и принуждения в первобытном обществе отсутствует. Здесь еще нет специализации, все занимаются всем: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Отсутствовала возможность освободить кого-либо от участия в материальном производстве. Поэтому чиновники как специалисты, занимающиеся исключительно управленческой деятельностью, еще не появились.

    В первобытном обществе отсутствуют признаки государства:

    1) племена не привязаны к определенной территории, родовая связь между людьми преобладает над территориальной;

    2) переход из племени в племя осуществляется свободно, не сформировано гражданское население;

    3) власть носит общественный характер, базируется на авторитете, нет специального аппарата принуждения и управления.

    ifreestore.net


    Смотрите также