Медицина в первобытных общинах возникновение врачевания народной медицины. ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Медицина в первобытных общинах возникновение врачевания народной медицины


4.5. Возникновение зачатков народной медицины

История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.

Первоначально знахари не были связаны с религиозным культом. Позднее при разложении родового строя появились первобытные служители культа – жрецы, и произошло слияние знахаря и жреца. У восточных славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Но были люди, выполняющие роль жрецов. По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди, чародейники. Народ их называл ведунами (от слова»ведать»), знахарями (от слова «знать»), колдунами.

4.6. Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе.

Зачатки гигиенических навыков в первобытном обществе появились вместе с появлением человека, человек занимался чисткой пещер, и опираясь на эмпирический опыт, осознал, что раны нужно промывать, чтобы они быстрее заживали, за детьми, больными и престарелыми нужен уход. С самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

Таким образом, медицина возникла с появлением человека. А в период разложения первобытно-общинного строя с развитием демонологических представлений о болезни, медицинская деятельность вошла в сферу деятельности появившихся представителей религиозных культов, жрецов, слилась с культовыми религиозными установлениями. Тесная связь медицины с религиозными представлениями и обрядами, так называемая жреческая, храмовая медицина была характерна для большей части последующего периода рабовладения.

5. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

studfiles.net

ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания

Количество просмотров публикации ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания - 76

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. В случае если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: ʼʼМедицинская деятельность – ровесница первого человекаʼʼ.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название ʼʼбронзовый векʼʼ), а после появление желœеза. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота͵ а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. В случае если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота͵ различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделœения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага - ϶ᴛᴏ включало в себя заботу об общинœе, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых посœелœение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: ʼʼ…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определœенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царстваʼʼ. Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (к примеру, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минœеральные средства лечения и профилактики. Среди минœеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минœералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минœералами, прежде всœего драгоценными.

В связи с переходом к осœедлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всœего несколько тысячелœетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин всœе-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, в связи с этим причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата͵ когда благополучие и жизнь становились всœе более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает ʼʼмой родʼʼ. Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всœего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. При этом они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всœей природы, заселœение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог всœелиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка крайне важно задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были ʼʼспециалистамиʼʼ по изгнанию или задабриванию духов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителœей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снужнобий и так далее без ʼʼтеоретических и религиозныхʼʼ верований.

С понятием ʼʼнародная медицинаʼʼ очень тесно связано понятие народной гигиены, отделœение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определœение понятию ʼʼнародная медицинаʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь крайне важно определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицинœе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снужнобий растительного, животного, минœерального происхождения, а также с применением элементарных ʼʼмедицинских инструментовʼʼ для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

referatwork.ru

ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания

 

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.

Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания. «История медицины: конспект лекций»

 

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.

Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

litra.pro

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Медицина ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания

просмотров - 12

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.

Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. В случае если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление желœеза. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота͵ а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. В случае если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота͵ различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделœения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага - ϶ᴛᴏ включало в себя заботу об общинœе, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых посœелœение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определœенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (к примеру, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минœеральные средства лечения и профилактики. Среди минœеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минœералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минœералами, прежде всœего драгоценными.

В связи с переходом к осœедлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

История медицины насчитывает всœего несколько тысячелœетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин всœе-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, в связи с этим причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата͵ когда благополучие и жизнь становились всœе более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всœего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. При этом они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.

1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

2. Анимизм – одухотворение всœей природы, заселœение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог всœелиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка крайне важно задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителœей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снужнобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.

С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделœение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.

Необходимо дать определœение понятию «народная медицина», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.

Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Теперь крайне важно определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицинœе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снужнобий растительного, животного, минœерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

oplib.ru


Смотрите также