Какое значение имел обряд инициации для первобытных людей. 3. Обряды инициации и значение обрядов в нашей культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обряды инициации и значение обрядов в нашей культуре. Какое значение имел обряд инициации для первобытных людей


3. Обряды инициации и значение обрядов в нашей культуре

Бесконечное разнообразие затрудняет любую попытку нахождения общих черт обрядов ин/ции. Можно лишь удивляться их многообразию у примитивных народов и отсутствию в западной культуре, если т. не считать за таковые религиозные праздники (конфирмацию у христиан или Бармицву у евреев), а также некоторые формы включения в молодежные движения или переход в среднюю школу. Однако согласимся, что в этих случаях мы имеем дело с весьма ограниченными явлениями, отражающими лишь частные аспекты жизни человека, в то время как обряды ин/ции обращены к л. в ее целостности - к ее телу, духу и соц-му статусу.

Во всех церемониях обряды инициации имеют ярко выраженный сексуальный характер. Это видно на примере генитальных операций или празднования первых менструаций, однако секс-е содержание пронизывает и символические действия, сопровождающие инициации подростков. Можно утверждать, что обряды инициации служат более полному принятию существующих в данной культуре сексуальных ролей и закреплению половой идентичности в самом теле участника путем генитальных операций, татуировок и насечек.

В этнологической литературе на примере разных племен, у которых центральное место в пубертатных ритуалах занимает идея второго рождения, показано, как символическое воспроизводство процесса рождения становится хорошо разработанной психодрамой. Вариации обрядов инициации бесконечны, но обычай, существующий на одном из индонезийских островов, может считаться типичным. В пубертатном возрасте мальчики собираются в специальном строении в глубине леса. Как только участники скрываются в нем, слышится глухой шум, раздается ужасный крик и через крышу выбрасывается окровавленное копье. При виде его матери рыдают и причитают, объявляя, что духи убили и унесли их детей; они объявляют траур и оплакивают их смерть. Но в один прекрасный день опекуны и крестные отцы участников обряда выходят из леса, покрытые грязью, как если бы они вышли из преисподней, чтобы объявить, что их мольбы были услышаны и что юноши воскресли (Frazer, см. Bettelheim, p. 138). Переход к новой жизни в конце инициации часто сопровождается присвоением нового имени, отличного от детского. Ритуалы ин/ции часто являются наиболее разработанными среди всех других церемоний, отличающих разные жизненные этапы: рождение, отрочество, обручение, свадьбу, смерть. Они имеют важнейшее социальное значение, публично объявляя о переходе подростка во взрослое состояние и о рождении нового члена общества, точно определяя его сексуальный статус.

По Харту (Hart, 1975), ин/ция представляет собой исключительно важный "институт воспитания" у примитивных народов, которые затрачивают много времени и сил, чтобы превратить подростка в социализированного в данной K. взрослого. Правила проведения обряда очень строго определены, одинаковы для всех и должны неукоснительно соблюдаться. Обряд инициации отрывает подростка от семьи, на попечении которой он до сих пор находился и которая была ответственна за обучение способам охоты, рыбной ловли и т.д. С наступлением пубертата о "школе инициации", как называет это Харт, начинают заботиться посторонние люди, умножая запреты и табу, регулирующие усвоенные в семье формы поведения. "Программа обучения" в школе ин/ции состоит исключительно из тех знаний, которые определяют культуру племени, - мифов, верований, соц-х ценностей в целях превращения подростка в "гражданина", социализированное существо, каковым он ранее не был. Примитивные народы изобрели превосходный аппарат "гражданского воспитания" подростков в рамках своей культуры, по сути забросив обучение навыкам, направленным на обеспечение выживания, - таким, как производство пищи, овладение сельскохозяйственной техникой, навыки охоты и рыбной ловли. В отличие от западного общества, примитивные народы, пишет Харт, несмотря на тяжелые условия существования и частую угрозу вымирания, гораздо больше заботятся о воспитании "граждан", которые смогут "вписаться" в культуру, чем о "работниках", которые могли бы изучить и преумножить способы добывания пиши.

Обряды инициации приобщают человека к обычаям социальной и культурной жизни, знакомя с определенными задачами, отмечающими переход от отрочества ко взрослой жизни. Не пытаясь решить неразрешимую дилемму о том, что первично - социальное или индивидуальное, обряды инициации посредством символических празднеств осуществляют примирение психологических и социальных структур личности.

Чтение этнографического мат-ла по обрядам инициации вызывает у западного читателя два рода чувств. Описание некоторых исключ-но суровых обрядов, во время которых подростки подвергаются лишениям, опасным испытаниям, калечатся сексуально, питаются тошнотворной пищей и т.д., вызывает у западного читателя отвращение к этим варварским обычаям и укрепляет в нем чувство превосходства цивилизованного человека. По другим свид-вам, все это вызывает у него ностальгию по утерянному раю: представитель примитивной культуры неразрывно связан с природой, от которой цивилизация оторвала человека Запада; он умеет внимательно слушать ритмы природы и космоса. Следует, однако, удержаться от впадания в обе эти крайности - осуждения варварства или зависти к "доброму дикарю". Всякое сравнение этих двух миров тщетно, ибо между западной цивилизацией и первобытной культурой существует много контрастов и непримиримых пр-чий. Однако всеобщность подростковых обрядов у первобытных народов и их исчезновение в нашем обществе вновь ставят исключительно важный вопрос связи поколений в нашей культуре.

Обряды инициации обеспечивают одновременно переход поколения подростков в поколение взрослых и объединение поколений, и все это в рамках единого общества с устоявшимися нормами, четко и публично заданными социальными ролями и статусами. Ин/ция помогает подростку овладеть культурными и социальными правилами и гарантирует ему признание со стороны окруж-х. Это несет значительное психологическое преимущество, и повсюду подростки страстно стремятся подвергнуться испытаниям инициации, даже если ее обряд опасен и болезнен. Несомненно, здесь также сильно сказывается конформность поведения, так как подросток примитивного племени не имеет никакого другого пути к взрослому статусу, кроме инициации.

В нашем обществе переход к взрослости не институлизирован, и программа, его регул-щая, более туманна, более открыта и, что особенно важно, более сложна, поскольку диктуется правилами проф-го образования и специализации. Вместо волнующего обычая, изобретенного первобытным обществом в целях обеспечения ед-ва поколений, индустриальное общество создало систему, в которой поколения разобщены и разделены в своей активной жизни, соц-й д. и досуге. Это общество, превозносящее, в отличие от примитивных K., произв-ные достижения, породило такой способ разделения труда, который определяет маргинальный статус подростков и стариков - тех, кто еще не может продуктивно работать, и тех, кто уже не способен к этому.

studfiles.net

Инициация. - Инна Доценко

Из книги: Доценко И.И. Погребения первобытных людей и их религиозные представления о рождении и бессмертии(эпоха палеолита),М., 2012

Содержание

ВведениеНеандертальцы и их погребенияМеста заселения и пути миграций в верхнем палеолитеВерхнепалеолитические захороненияМатеринская утробаМесто рождения и ухода в вечностьСимвол крови, огня и светаДушаИсточник жизниВторое рождениеЗаключениеБиблиография

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ.

Уже в эпоху древнекаменного века существовали магические обряды посвящения юношей, вводящие их во взрослую жизнь. В настоящее время такие обряды известны под общим названием «инициации» (от лат. initiatio - совершение таинств, посвящение).Эти обряды могли носить различные, иногда, изуверские формы, направленные на получение и закрепление навыков охоты и войны, привыкания к физической боли, подавления страха. В период инициаций подросткам должны были внушать строгое соблюдение общественных законов и порядка. Считалось, что через совершение инициации подросток в силу мистически возросшего личного сознания становился полноправным членом своей общины или племени, носителем и продолжателем брачных и духовных традиций своих предков.

Cунгирьское погребение может служить доказательством древнейшего происхождения этого обряда. Мальчик и девочка из этого захоронения перед погребением, похоже, были тщательно подготовлены к будущей уже в загробном мире инициации. Иначе как объяснить наличие стольких орудий труда и охоты у детей, не достигших возраста их употребления? Понятно, что хоронившие их таким образом представляли их взрослеющими по ту сторону этой жизни. А значит, если они не прошли обряд инициации в этом мире, они обязательно это сделают в другом.

Показательны в этом отношении и оставленные в погребении жезлы. Подобные этому многочисленные образцы палеолитического искусства, похожие на жезлы, найдены на территории Западной Европы и европейской части России. (1)  До сих пор ученые расходятся во мнениях, определяя их назначение, но большинство из них склоняется к тому, чтобы представлять эти замечательные находки как ритуальные предметы, причем связанные с символикой власти. «Жезлы начальников» («batons de commandements»)- это пока только условное их название (2), принятое в официальной науке, но оно не противоречит уровню общественного самосознания и организации общинной и родовой жизни людей, с останками которых они и были обнаружены.

Возможно, отцом сунгирьских детей был вождь, или, может быть, уже один подростковый возраст выделял их значимость в роду и в поселении, к которым они относились. Ведь «число пожилых людей в верхнем палеолите незначительно. По данным Т. Уолдрона, средний возраст умерших соотносится с 33.3 годами для мужчин и 28,7 – для женщин. На этом фоне люди, дожившие до 40-50 лет, могут восприниматься как долгожители, приблизившиеся к финалу жизненного цикла поколения, а подростки – как полноценные члены общества, готовые к репродуктивной деятельности. В связи с последним социальная значимость неполовозрелого индивида представляется чрезвычайно важной: это тот потенциал, который необходим для дальнейшего развития социума и рода, в частности» (Бужилова А.П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита/ Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований, М., 2004, стр.33).

Мы не знаем, как  собственно проходили обряды инициации. Остались их следы лишь в палеолитических пещерных святилищах (3) и в народной культуре, хранящей традиции тысячелетней давности. (4)

Но по всему видно, что такие обряды были обычно суровыми и жестокими. Подростку могли делать надрезы на коже, производились выжигания, татуировки, обрезали фаланги пальцев и т.п. (5) Важным источником по этой теме являются инициации, сохранившиеся у коренного населения Африки и Америки, но так ли проходили эти обряды в эпоху палеолита?

Единственно вполне вероятно, что цель, а значит и смысл инициации во все времена существенно не менялись. Как в первобытную эпоху, так и у современных племен, находящихся на низших ступенях развития, подростковый возраст – возраст возмужания, приобщения к производственной деятельности взрослых, к их религиозной и обрядовой жизни, начало брачных отношений, создания семьи, что в общем представляется как начало нового этапа человеческой жизни или перерождение, – рождение в новом качестве и состоянии. Это «новое рождение, но оно не повторяет первое, физическое рождение. Это возрождение духовного порядка, чисто мистическое, иначе говоря, выход в новую форму существования (включающую половую зрелость, участие в культовых и сакральных действиях, короче «открытость» Высшему разуму). Основная идея заключается в следующем: чтобы достичь высшей формы существования, необходимо повторить внутриутробное развитие и рождение, но они повторяются ритуально и символически; другими словами, мы имеем здесь дело с действиями, ориентированные на ценности  Высшего Разума, а не на поведение, относящееся к психофизиологической активности» (Элиаде М. Аспекты мифа, Королев, 2005, стр. 79, 81). (6)

Примечание

1)      В основном  их относят к мадленовской эпохе, датируемой учеными 15 000-10 000 гг. до Р.Х., но некоторые из них были изготовлены значительно раньше, в эпоху ориньяк (35-18 тыс. лет назад).

2)      , «Жезлы» начальников западно-европейского происхождения «получили свое название еще в годы первых раскопок пещер южной Франции. Они были признаны тогда знаком достоинства начальников первобытных племен, так как они часто богато разукрашены различными изображениями» (Ефименко П.П. Первобытное общество, Киев, 1953, стр.295). Всего обнаружено 50 таких жезлов. Многие из них найдены в пещерах Леспюг и Истюриц (французские Пиренеи). Сюда же можно отнести также найденные в Западной Европе копьеметалки, на одном конце которых затейливо выпезаны фигурки, столь изящные, что явно предназначались не для охоты. «Большинство (исследователей – Д.И.) трактует как предметы культа» (Бадер О.Н. О назначении так называемых «жезлов»// Изыскания по мезолиту и неолиту СССР, Л., 1983, стр.14).

3)      )«На глиняном полу … пещеры сохранились сотни отпечатков человеческих ног. В одном месте сохранились останки медведя, и еще можно различить его раздробленный череп. Почва под ногами настолько утрамбована, что наводит на мысль о том, что здесь, по-видимому, происходила борьба. Медвежьи следы, иногда перекрывающие человеческие, свидетельствуют о том, что медведи посещали эту пещеру в то же время, что и люди. Особенный интерес представляет вылепленное из глины изображение бизона… который собирается покрыть самку. Здесь же можно различить отпечатки ног пяти или шести молодых людей. По их следам можно проследить путь до того места, где изображены фаллические знаки. Там, вне всякого сомнения, разворачивались церемонии  инициации, в ходе которых молодежь, достигшая зрелости, посвящалась в тайны взрослых…В специальной литературе существует множество описаний подобных церемоний (вернее, попыток реставрации). Но как бы они не выглядели, сравнивая данные археологии с изучение подобных обрядов, до настоящего времени сохранившихся у некоторых народов, можно предполагать, что искусство (и не только изобразительное, но также танец, музыка ит.д.) занимало в них центральное место, а сами они были для посвящаемых своеобразным обучением-экзаменом» (Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство, М., 2009, стр.70).

4)      В индуизме сохранился обряд, называемый «цианаяма». Во время этого обряда мальчик приобщается к личности и влиянию своего наставника.

У восточных славян «древнейшим субстратом можно признать устройство хаты животной формы при обряде инициации. В этом обряде посвящаемый как бы спускался в область смерти через эту хижину. Отсюда хижина имеет характер прохода в иное царство. В мифах уже теряется зооморфный характер хижины, но дверь, а в русской сказке столбы, сохраняют свой зооморфный вид. Данный обряд создан родовым строем и отражает охотничьи интересы и представления. С возникновением государства типа Египта никаких следов инициации уже нет. Есть дверь - вход в иное царство, и эту дверь нужно уметь заклинать умершему. На этой стадии появляются окропление и жертвоприношение, также сохраненные сказкой. Лес - первоначально непременное условие обряда - также впоследствии переносится в иной мир.

Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится". "Русський дух ко мне в лес зашол!". Или короче: "Фу, как русска кость воня"… Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху» (Пропп «Исторические корни волшебной сказки»).

5)      Широко распространены в палеолите отпечатки рук, негативные и позитивные, с недостающими фалангами пальцев – их особенно много в пещере Гаргас. Ампутированные фаланги найдены в Канинской пещере на Северном Урале  и крымском мезолитическом захоронении. «Один из видов членовредительства сохранен сказкой с особой полнотой. Это - отрубание пальца. Другие виды членовредительства (выбивание зубов) сказкой не сохранены. Отрубание пальца производилось после обрезания. Вебстер говорит об этом следующее: "После частичного выздоровления они оказывались перед лицом маскированного человека, который одним ударом топора отрубал мизинец левой руки. Иногда, как нам рассказывали, кандидаты предлагали в качестве дополнительной жертвы указательный палец той же руки". В сказке герой очень часто в избушке теряет палец, и именно мизинец левой руки. Потеря пальца часто встречается в следующих ситуациях: 1) У яги и подобных ей существ. Палец здесь отрубается, чтобы узнать, достаточно ли откормлен мальчик. 2) У Лиха одноглазого. Здесь бегущий герой прилипает пальцем к какому-нибудь предмету. Лихо его уже настигает, но он отрубает себе палец и ценой отрубленного пальца спасает себе жизнь. 3) В доме разбойников. Палец отрубается жертве из-за кольца. Кроме того, есть ряд отдельных случаев. Можно вообще заметить, что герой иногда возвращается с подвигов без пальца. Иногда отрубание пальца служит отметкой ложного героя. За палец на руке и ноге и за ремень из спины он покупает у героя искомую диковину и выдает ее за свою, а потом по отрубленным пальцам изобличается» (Пропп. Исторические корни волшебной сказки).

6)      «В сказке девушка, живущая у богатырей в лесу, иногда внезапно умирает; затем, пробыв некоторое время мертвой, вновь оживает, после чего вступает в брак с царевичем. Временная смерть, как мы видели, есть один из характерных и постоянных признаков обряда посвящения. Мы можем предположить, что девушка, раньше, чем быть выпущенной из дома, подвергалась обряду посвящения. Мы можем догадываться и о причинах этого: такое посвящение гарантировало сохранение тайны дома. Здесь сказка только слегка изменила внутреннюю, но не внешнюю последовательность событий. В сказке она неожиданно умирает и столь же неожиданно оживает и вступает в брак. Здесь не исторична только неожиданность. Именно момент ухода из дома ради брака и вызывал необходимость посвящения, т. е. умирания и воскресения» (Пропп. Исторические корни волшебной сказки).

innadocenko.livejournal.com

Обряд инициации у славян

11 Август 2015       admin      Главная страница » Ритуалы и обряды      Просмотров:   5742

Инициация – это древнеславянский обряд, который для человека, что его проходит, выступает символом начала новой жизни. Его также называют посвящением. Обряды такого рода проводятся в мире с древних времен, при этом целью его являются разные причины: изменение статуса человека, вступление в какое-либо общество, изменение жизненной позиции и прочее.

На сегодняшний день те немногие люди, которые давно и серьезно занимаются магией, хорошо понимают важность такого обряда. Они знают, как именно он должен проводиться и при каких обстоятельствах. Давайте же более подробно изучим вопрос, что же это за обряд и для чего он был нашим предкам славянам нужен.

Каков смысл обряда посвящения?

Такой обряд как посвящение имеет очень большое значение в магии. Он – своего рода попытка мага позвать к себе на подмогу магические силы, которые он потом будет активно использовать при в ежедневной магической практике.

Но это еще не все. Если человек проходит обряд инициации, то он доказывает окружающим и самому себе, что его жизнь полностью меняется и отныне он полностью посвящает себя магии. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что обряд посвящения почти всегда выступает таким-себе тестом для будущего мага. именно таким способом можно проверить потенциал новичка и готовность начать заниматься чем-то более важным в этом мире и глобальным. Исходя из всего вышеперечисленного, к обряду инициации стоит относиться очень серьезно.

Также стоит понимать, что каждый из магов, которые существуют на планете Земля, обряд посвящения проходит не раз за свою жизнь, а несколько. А происходит это каждый раз, когда он чувствует, что его силы и знания приумножились, и что уже наступило время переходить на уровень выше. При этом самым важным всегда остается самое первое посвящение, когда неопытный новичок впервые решил серьезно связаться с магией.

Этот необычный обряд может осуществляться разными способами. Нужно отталкиваться от того, кто именно есть Наставником молодого неопытного мага и к какой школе магии он относится. Бывает и такое, то человек сам по себе и не принадлежит ни к каком из течений и у него еще нет Наставника. В последнем случае он сам, доверяя своей интуиции и внутреннему голосу, может выбрать любой вид обряда посвящения.

Особенности ритуала

Нет никакой разницы, обряд инициации какого народа рассматривать. Это могут быть индусы либо славяне. Все народы используют при этом некоторые неизменные характерные особенности ритуала. Например, тому человеку, который самостоятельно приходит к выводу, что он желает пройти обряд инициации (и не важно, к какому именно магическому направлению он принадлежит, и кто по национальности), необходимо очень серьезно подготовиться к данному обряду.

В качестве такой подготовки может быть строгая диета, или же выполнение каких-либо конкретных ритуальных действий в течение оговоренного времени и много другого. Главное в этом деле – выполнение магом, который стремиться пройти обряд посвящения, абсолютно всех поручений, советов и рекомендаций своего Наставника. Иначе ничего не выйдет.

Кроме этого, важно понимать, что любая инициация предполагает общение или же просто контакт человека с существами из другого мира. При этом в ряде случаев эти сущности в ближайшем будущем помогать данному магу, а именно при обряде инициации между ними прослеживается и устанавливается мощная связь на энергетическом уровне.

Время будет проходить, а связь данная будет лишь усиливаться. Вместе с этим приумножатся и способности мага, а еще, что самое главное — необратимое изменение абсолютно всех его энергетических структур. Это важно понимать и помнить тому, кто с уверенностью планирует совершить описываемый обряд.

Уже в процессе инициации каждый маг обязан получить новое имя. Это почти то же самое, что и привычное «простым смертным» «крещение» человека, после которого он без проблем может входить в мир духов. Но помните, то по правилам это новое имя стоит держать в секрете от всех. Только Наставник его может знать – и то не обязательно. Все это очень серьезно, ведь если кто-то чужой узнает данное новое имя, то он сможет влиять на мага. И обычно это влияние ни к чему хорошему не приводит.

Крайне важный момент: имя должно быть близким и родным для того, кому предназначено. Только так, при соблюдении все перечисленных выше правил, новое имя сможет на 100% выполнять все те функции, которые за ним закреплены.

Без инициации никак?

Инициация как обряд у наших предков (славян) в былые времена проводились регулярно. При этом участниками таких действий выступали и дети, которых в те времена посвящали во взрослые, а подрастающих мальчиков – в мужчины. А девочки по мере взросления тоже проходили много таких обрядов на своем жизненном пути.

Но сегодня таких ритуалов уже не увидишь, о них не услышишь. И что такое инициация и для чего конкретно она нужна простые горожане, скорее всего, не знают. Знают об этом лишь те, кто посвятил себя магии. Но и то, даже эти люди далеко не все осведомлены о таком древнеславянском ритуале.

Часто на сегодняшний день людей в голове и на устах появляются вопросы на тему того, возможно ли заниматься магией серьезно без проведения до этого обряда инициации? В современном мире многие люди начали заниматься магией самостоятельно, без помощи каких-либо советников и Наставников, поэтому возникновение такого вопроса вполне логично.

Также многое зависит от того, кто из нас какое понятие вкладывает в такое разностороннее и загадочное словосочетание как «заниматься магией». Это может быть проведение самых примитивных обрядов, о которых все знают и какие может выполнить каждый желающий.

Это может быть чтение заклинаний и приготовление разнообразных зелий на редких видах трав. В этих случаях инициация не играет роли и не нужна. Да и вообще, чтобы заниматься такого рода вещами, вовсе не обязательно быть связанным с магией.

Совсем другая картина, если говорить о персоне, которая решила раз и навсегда целиком и полностью посвятить себя магии. Здесь ему понадобится помощь различных духов или сущностей, как злых, так и добрых. А это автоматически значит, что ему попросту необходимо пройти обряд посвящения.

При этом обряд данный должен проводиться по всем правилам – важно, чтоб человек именно грамотно подготовился к переходу в иное состояние, чтобы «церемония» была проведена без каких-либо неточностей, чтоб новое имя мага было подобрано верно и вовремя засекречено.

Лишь в таком случае у новоиспеченного мага будет шанс расти и развиваться далее, усиливая собственную мощь и добиваясь каждый раз новых высот. А еще приятным бонусом является то, что вовремя совершенный процесс обряда инициации способен уберечь еще неопытного и слабого мага от влияния разных недоброжелателей, в том числе — порчи и сглаза (разумеется, если человек, который планирует причинить зло магу, не будет знать его реальное имя).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что исполнение обряда посвящения – достаточно серьезный ритуал, к выполнению которого нужно подходить грамотно, ведь исключительно в таком случае он будет способен принести магу в будущем одни плюсы. Всем, кто желал тесно связать собственную жизнь с духами и магией, важно было пройти обряд от одного до нескольких раз за жизненный путь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

    

sovetzons.com

Обряды инициации и значение обрядов в нашей культуре

Обратная связь

 

Бесконечное разнообразие затрудняет любую попытку нахождения общих черт обрядов инициации. Можно лишь удивляться их многообразию у примитивных народов и отсутствию в западной культуре, если только не считать за таковые религиозные праздники (конфирмацию у христиан или Бар-мицву у евреев), а также некоторые формы включения в молодежные движения или переход в среднюю школу. Однако согласимся, что в этих случаях мы имеем дело с весьма ограниченными явлениями, отражающими лишь частные аспекты жизни человека, в то время как обряды инициации обращены к личности в ее целостности — к ее телу, духу и социальному статусу.

Во всех церемониях обряды инициации имеют ярко выраженный сексуальный характер. Это видно на примере генитальных операций или празднования первых менструаций, однако сексуальное содержание пронизывает и символические действия, сопровождающие инициации подростков. Можно утверждать, что обряды инициации служат более полному принятию существующих в данной культуре сексуальных ролей и закреплению половой идентичности в самом теле участника путем генитальных операций, татуировок и насечек.

В этнологической литературе на примере разных племен, у которых центральное место в пубертатных ритуалах занимает идея второго рождения, показано, как символическое воспроизводство процесса рождения становится хорошо разработанной психодрамой. Вариации обрядов инициации бесконечны, но обычай, существующий на одном из индонезийских островов, может считаться типичным. В пубертатном возрасте мальчики собираются в специальном строении в глубине леса. Как только участники скрываются в нем, слышится глухой шум, раздается ужасный крик и через крышу выбрасывается окровавленное копье. При виде его матери рыдают и причитают, объявляя, что духи убили и унесли их детей; они объявляют траур и оплакивают их смерть. Но в один прекрасный день опекуны и крестные отцы участников обряда выходят из леса, покрытые грязью, как если бы они вышли из преисподней, чтобы объявить, что их мольбы были услышаны и что юноши воскресли (Frazer, см.: Bettelheim, 1971, р. 138). Переход к новой жизни в конце инициации часто сопровождается присвоением нового имени, отличного от детского.

Ритуалы инициации часто являются наиболее разработанными среди всех других церемоний, отличающих разные жизненные этапы: рождение, отрочество, обручение, свадьбу, смерть. Они имеют важнейшее социальное значение, публично объявляя о переходе подростка во взрослое состояние и о рождении нового члена общества, точно определяя его сексуальный статус.

По Харту (Hart, 1975), инициация представляет собой исключительно важный “институт воспитания” у примитивных народов, которые затрачивают много времени и сил, чтобы превратить подростка в социализированного в данной культуре взрослого. Правила проведения обряда очень строго определены, одинаковы для всех и должны неукоснительно соблюдаться. Обряд инициации отрывает подростка от семьи, на попечении которой он до сих пор находился и которая была ответственна за обучение способам охоты, рыбной ловли и т. д. С наступлением пубертата о “школе инициации”, как называет это Харт, начинают заботиться посторонние люди, умножая запреты и табу, регулирующие усвоенные в семье формы поведения. “Программа обучения” в школе инициации состоит исключительно из тех знаний, которые определяют культуру племени,— мифов, верований, социальных ценностей в целях превращения подростка в “гражданина”, социализированное существо, каковым он ранее не был. Примитивные народы изобрели превосходный аппарат “гражданского воспитания” подростков в рамках своей культуры, по сути забросив обучение навыкам, направленным на обеспечение выживания, — таким, как производство пищи, овладение сельскохозяйственной техникой, навыки охоты и рыбной ловли. В отличие от западного общества, примитивные народы, пишет Харт, несмотря на тяжелые условия существования и частую угрозу вымирания, гораздо больше заботятся о воспитании “граждан”, которые смогут “вписаться” в культуру, чем о “работниках”, которые могли бы изучить и преумножить способы добывания пищи.

Обряды инициации приобщают человека к обычаям социальной и культурной жизни, знакомя с определенными задачами, отмечающими переход от отрочества ко взрослой жизни. Не пытаясь решить неразрешимую дилемму о том, что первично — социальное или индивидуальное, обряды инициации посредством символических празднеств осуществляют примирение психологических и социальных структур личности.

Чтение этнографического материала по обрядам инициации вызывает у западного читателя два рода чувств. Описание некоторых исключительно суровых обрядов, во время которых подростки подвергаются лишениям, опасным испытаниям, калечатся сексуально, питаются тошнотворной пищей и т. д., вызывает у западного читателя отвращение к этим варварским обычаям и укрепляет в нем чувство превосходства цивилизованного человека. По другим свидетельствам, все эго вызывает у него ностальгию по утерянному раю: представитель примитивной культуры неразрывно связан с природой, от которой цивилизация оторвала человека Запада; он умеет внимательно слушать ритмы природы и космоса. Следует, однако, удержаться от впадания в обе эти крайности — осуждения варварства или зависти к “доброму дикарю”. Всякое сравнение этих двух миров тщетно, ибо между западной цивилизацией и первобытной культурой существует много контрастов и непримиримых противоречий. Однако всеобщность подростковых обрядов у первобытных народов и их исчезновение в нашем обществе вновь ставят исключительно важный вопрос связи поколений в нашей культуре.

Обряды инициации обеспечивают одновременно переход поколения подростков в поколение взрослых и объединение поколений, и всё это в рамках единого общества с устоявшимися нормами, четко и публично заданными социальными ролями и статусами. Инициация помогает подростку овладеть культурными и социальными правилами и гарантирует ему признание со стороны окружающих. Это несет значительное психологическое преимущество, и повсюду подростки страстно стремятся подвергнуться испытаниям инициации, даже если ее обряд опасен и болезнен. Несомненно, здесь также сильно сказывается конформность поведения, так как подросток примитивного племени не имеет никакого другого пути к взрослому статусу, кроме инициации.

В нашем обществе переход к взрослости не институциализирован, и программа, его регулирующая, более туманна, более открыта и, что особенно важно, более сложна, поскольку диктуется правилами профессионального образования и специализации. Вместо волнующего обычая, изобретенного первобытным обществом в целях обеспечения единства поколений, индустриальное общество создало систему, в которой поколения разобщены и разделены в своей активной жизни, социальной деятельности и досуге. Это общество, превозносящее, в отличие от примитивных культур, производственные достижения, породило такой способ разделения труда, который определяет маргинальный статус подростков и стариков — тех, кто еще не может продуктивно работать, и тех, кто уже не способен к этому.

 



pdnr.ru


Смотрите также