?Противоэпидемические мероприятия в Московском государстве заключались:
+ выжигания зараженных домов
+ погребение умерших вдали от жилья
+ заставы, засеки
+ костры на дорогах
- профилактические меры
?Открытие Аптекарского приказа состоялось в:
+ 1620г.
- 1520г.
- 1700г.
?Первая лекарская школа открылась в:
- 1653г.
+ 1654г.
- 1664г.
?Первую госпитальную школу в России возглавил:
- Ломоносов М.В
+ Бидлоо Н.Л
- Самойлович Д.С
?Изучением чумы в России в XIII в. занимался:
+ Самойлович Д.С
- Зыбелин С.Г.
- Ломоносов М.В
?Меры по предупреждению чумы в России:
+ мытье рук подкисленными растворами
+ окуривание жилых помещений
+ захоронение вне населенных пунктов
- хорошее питание
?Наглядное пособие в преподавании акушерства в России применил:
+ Максимович – Амбодик Н.М
- Самойлович С.Г.
- Бидлоо Н.Л
?Зубоврачеванием в VIII веке занимались:
+ цирюльники, лекари
+ дантисты, «зубные врачи»
- стоматологи
?Открытие медико–хирургических училищ в России произошло в:
+ 1786г.
- 1752г.
- 1800г.
?Медико-хирургическая академия в России открыта в:
+ 1798г.
- 1755г.
- 1764г.
?Реформы Петра I:
+ военная, управления
+ медицинская, образования
+на флоте
- финансовая
?Открытие медицинской канцелярии в России состоялось в:
+ 1716г.
- 1721г.
- 1753г.
?Медицинская коллегия в России открыта в:
+ 1763г.
- 1725г.
- 1755г.
?Епифаний Славинецкий перевел на русский язык труд А. Везалия «О строении человеческого тела» в:
+ 1658г.
- 1668г.
- 1672г.
studfiles.net
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАЧАТКОВ ВРАЧЕВАНИЯ - Лучшие медицинские работники России
Происхождение человека. Человечество возникло в начале четвертичного периода в истории Земли за несколько сотен тысяч лет до нашего фемени. В разных областях Европы, Азии и Африки с теплым и влажным климатом обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, через ряд переходных ступеней, этих отдаленных предков произошел человек.
Появление человека было одним из величайших скачков в развитии фироды. Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Только с изготовления орудий труда начинается коренное отличие человека от животного. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека все более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что ;ыграло важную роль в формировании человека.
Предки человека жили стадами; стадами, ордами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть у животных, — связь -по труду. Возникновение человека было вместе с тем и возникновением человеческого общества. Совместный труд людей привел к развитию членораздельной речи. Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на развитие головного мозга человека. «Сначала труд, а затем рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит первый величиной и совершенством». «Благодаря совместной работе рук, органов речи и мозга не только индивидуумы в отдельности, но и в обществе люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их.
Труд—первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» -. Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.
В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития материальной и духовной культуры человечества.
Состояние перехода от животного к человеку длилось чрезвычайно долго. Это был огромный исторический шаг. «Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности» .
Первобытный человек находился в сильной зависимости от окружающей природы, был совершенно подавлен трудностью существования и борьбы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда — грубо обтесанный камень и палка — были самые примитивные. В течение многих тысячелетий человек находился на низшей ступени развития, немногим отличаясь от стада животных, живя собиранием растений и плодов и случайной охотой, еще не имея ни огня, ни жилища, ни одежды.
Первобытно-общинный строй. В истории первобытно-общинного строя выделяют эпоху первобытного человеческого стада (археологическая эпоха нижнего палеолита) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит). Последняя в свою очередь подразделяется на два периода—период материнского родового строя (матриархат) и период отцовского родового строя (патриархат).
Первобытные люди на начальных этапах своего существования жили небольшими группами, не превышавшими 'нескольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей хищных зверей. В таких условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и необходимой.
Пища первобытного человека долгое время оставалась преимущественно растительной. Люди питались плодами и кореньями. Это подтверждают археологические находки. Черепа древних людей (неандертальцев) отличаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки. Массивность зубов антропологи объясняют длительным, на протяжении многих поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок — примесью к нище земли и золы. Следующая ступень существования человека началась с употребления в пищу рыб, раков, ракушек и других водяных животных. В течение тысячелетий, крайне медленно накапливая опыт, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и других несложных действий.
Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились пользоваться огнем, возникавшим стихийно, от молнии. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился. Лишь спустя много тысячелетий люди заме-гили, что огонь можно получать от трения, и научились 'искусственно его добывать. Овладение огнем, по Энгельсу, было революцией в жизни человечества неизмеримо большей, чем в новое время, например, изобретение паровой машины.
Женщины и дети в древнем каменном веке собирают дикие плоды, грибы и корни.Готовить пищу на кострах, выпекая в золе крахмалистые корни, клубни, мясо животных, рыбу и т. п. Огонь стал играть важную роль и при изготовлении орудий производства.
По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии создавать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на крупных животных. Охота в свою очередь стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. В течение длительного периода охота была важнейшим источником средств существования первобытного человека; в результате охоты у людей появились шкуры для одежды, кости для изготовления орудий. В связи с развитием охоты первобытный человек перешел к употреблению мясной пищи. Главное значение мясной пищи Энгельс видит в том, что благодаря ей мозг получил в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение
На протяжении долгого времени, в течение сотен тысячелетий, у первобытного человека главным материалом для выделки орудий оставался камень (каменный век). Позднее люди научились делать орудия из металла сначала самородного, в первую очередь из меди, затем из бронзы (сплава меди и олова) и затем из железа. Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изобретение лука и стрел, с появлением которых охота стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. Охотники научились приручать животных (собак, рогатый скот, коз, свиней).
Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил первобытного общества явилось возникновение земледелия.
Пещерное жилище раннего палеолита.
корни растений, первобытные люди заметили, как прорастают зерна, оброненные на землю. Первобытный человек установил связь этих явлений и стал возделывать растения.
При первобытно-общинном строе основой производственных отношений была общинная собственность на средства производства, соответствовавшая характеру производительных сил того периода. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей в одиночку с силами природы и хищными животными. «Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства».
Сила первобытных людей, их преимущества перед самыми сильными и опасными хищными животными заключались в том, что люди побеждали не в одиночку, а коллективом, скрепленным трудовой деятельностью, совместной борьбой с природой. Сознание первобытного человека развивалось в повседневной трудовой практике, являющейся единственным источником познания и критерием достоверности представлений об окружающем мире. Из этой необходимости коллективного труда вытекала необходимость общей собственности на землю и другие средства производства, как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. Основным экономическим законом первобытно-общинного строя было обеспечение крайне скудных условии существования людей при помощи примитивных орудий производства путем совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.
Люди новокаменного века.
С развитием орудий производства возникло разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками. По мере развития производительных сил естественное разделение труда упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в охоте, женщин —в собирании растительной пищи и домохозяйстве приводила к некоторому повышению производительности труда.
В связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения складывалась родовая организация общества. Объединялись для совместного труда только люди, находившиеся в родственных отношениях.
первобытный человек относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Родовые отношения соответствовали развитию производственных отношений первобытно-общинного строя.На первой ступени родового строя господствующее положение занимала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни общества. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в ее состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).
При матриархате первобытно-общинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являл кь хранительницей домашнего очага. 1 руд женщин проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. В обязанность женщин и нолиосткон съедобных лишайников и пр. Женщины узнавали съедобные и несъедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п. Женщина была хранительницей целебных средств, инициатором применения огня, горячей воды, потения при заболеваниях.
Эпос разных народов говорит о женщине-родоначальнице, хранительнице домашнего очага, хозяйке и покровительнице окружающей природы. В период матриархата женщина была центральной фигурой в хозяйственной общине, пользовалась большим почетом. Свидетельством высокого положения женщины в первобытном обществе, за 25—30 тысяч лет до нашей эры, являются открытые археологами в различных странах от Пиренеев до Байкала многочисленные женские статуэтки. Такие изображения найдены в Прибайкалье (Мальта), Костенках (под Воронежем,), в Гагарине (верховья Дона), Авдееве (под Курском), во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Нижней Австрии и т. д. Изображение женщины было главным сюжетом в раннюю эпоху палеолитического искусства. Своим видом женские статуэтки говорят о довольстве и избытке, прежде всего об обилии мясной, жирной пищи и малоподвижном образе жизни женщины. На женщине лежала главная забота по уходу за детьми.
В ходе дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни первобытной общины стали играть пастушество и земледелие, являющиеся делом мужчин. Матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с материнским родом. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя и существовал в последний его период. С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племен было первым крупным общественным' разделением труда.
Дальнейшее совершенствование орудий производства и способов добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, разделению общества на классы и эксплуатации человека человеком. С общественным разделением труда и с развитием обмена неразрывно связано возникновение частной собственности. Вначале главным предметом обмена был скот. Частной собственностью раньше всего также стал скот, затем постепенно все орудия производства. Появление частной собственности вело к разложению рода. Место родовой общины стала занимать сельская община.
Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всех слоях первобытного общества. Выросшие производительные силы вступили в противоречие с производственными отношениями, в результате чего первобытно-общинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.
Возникновение зачатков врачевания при первобытно-общинном строе. Медицинская деятельность возникла на самых ранних стадиях существования человека. Врачевание и медицинский опыт появились из потребностей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека. «В лаборатории врача — все большое первого человека, потому что было бы несправедливо считать историю медицины с письменного периода» (И. П. Павлов). «Гигиена как искусство охранять частную и общественную жизнь родилась далеко раньше научной гигиены» (Г. В. Хлопин).
Сведения о медицине первобытно-общинного строя получены из различных источников. К числу последних относятся памятники материальной культуры, результаты раскопок поселений первобытного человека и его захоронений, а также сравнительное языкознание, поскольку элементы медицинской деятельности и медицинские представления нашли отражение в языке, народный эпос, сказания, пословицы и поговорки, произведения древнего искусства, посвященные изображению болезненных состояний и медицинской помощи при них, и данные этнографии и антропологии в отношении народов, ныне находящихся на уровне культуры, недалеком от уровня первобытного человека. Медицина первобытного человека не была однородной на протяжении длительного периода первобытно-общинного строя. Процесс развития производительных сил, усложнение хозяйства первобытного человека, появление новых орудий, их усовершенствование, постепенное овладение силами природы привели к усовершенствованию медицинских приемов, навыков и сведений и способствовали развитию медицинской деятельности. Результатом новых условий материальной жизни было открытие новых лечебных средств и обогащение опыта людей по лечению болезней. Средства и методы медицины первобытного общества были тесно связаны с производством первобытного человека.
В трактовке вопроса о возникновении медицины накопилось много неверных, идеалистических воззрений. Одной из таких ошибок является широко распространенное в народном эпосе и поддерживаемое многими религиозными учениями представление о том, что первобытный человек на ранних этапах своего существования все ему необходимое легко получал от природы и отличался идеальным здоровьем. Согласно некоторым древним мифам, человек некогда жил в золотом веке. Такой же характер носят и религиозные сказания о том, что первые люди жили в раю. Изучение истории показало глубокую ошибочность подобных представлений о безболезненном существовании древних людей. «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка... Никакого золотого века позади нас не было и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» . Эпос о полубогах, героях, богатырях скорее выражал стремление человечества к овладению силами природы.
Палеолитическая стоянка Костенки близ Воронежа.
Первобытные люди испытывали вредное влияние материальных сил природы: низкой и высокой температур, последствий голода и плохого питания, результатов борьбы с дикими животными, укусов ядовитых змей и насекомых, травм тканей незащищенного тела (занозы, царапины и т. Д.), последствий стихийных бедствий (удары молнии, горные обвалы, наводнения и пр.).
Первобытный человек страдал от недостатка одежды, плохого жилища, нападения диких зверей, стихийных бедствий, эпидемий. Женщины, кроме того, страдали, от инфекции при родах
Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей с древнейших периодов существования человека обнаруживаются болезненные изменения костей: сросшиеся переломы, анкилозы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, заболевания челюстей, периоститы, экзостозы. Чаще всего на костях видны следы внешнего воздействия — в результате несчастного случая или борьбы с дикими зверями или людьми. Поражение суставов позвоночника было частым заболеванием у людей каменного века. Неизбежность многочисленных болезней была связана с условиями жизни первобытных людей: пребывание в сырых пещерах вызывало заболевания суставов и костей (деформирующий артрит историки назвали «подагрой пещерных людей»). Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков — человекообразных обезьян.
Одним из древнейших видов медицинской деятельности надо признать помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически вместе в тесной неразрывной связи. У всех народов медицинская помощь матери и ребенку находилась в руках женщин, которые сумели накопить немалые для того времени знания и передавали их из поколения в поколение. У некоторых историков медицины мы встречаем неправильное отношение к этому народному опыту в области ухода за детьми. Они утверждают, что будто бы у первобытных народов, а также в древние исторические периоды отношение к детской жизни и к детскому здоровью было, как правило, всегда пренебрежительным. В этом отношении были правильны высказывания М. В. Ломоносова, который призывал учитывать многовековый опыг народа в оказании помощи при родах. Наибольшее внимание к жизни и здоровью детей уделяли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвления детей встречался преимущественно у кочевников: скотоводов, охбтников. У восточных славян, рано перешедших к оседлому образу жизни, отмечались заботливое отношение к детям и многодетность.
Из болезненных состояний люди рано узнали расстройства, связанные с питанием. В тибетской медицине говорится, что «рот является воротами всех болезней», «первой болезнью была болезнь желудка».
Тысячелетний опыт многих поколений научил человека распознавать природные лечебные средства. Разыскивая растительную пишу, человек узнавал питательные, лечебные, а иногда и вредные свойства отдельных растений. Уже на ранней стадии медицины накапливались знания о лечебных средствах: слабительных, рвотных, противоядиях, органах животных для внутреннего и наружного употребления. В тесной связи с развитием и совершенствованием производства происходило накопление знаний о заболеваниях человека и открытие средств лечения и борьбы с болезнями.
Ранее всего медицинский опыт стал применяться человеком при родах, при отравлениях и поносах и при травмах. Потребность в хирургической помощи, связанной с травмами, также возникла на ранних ступенях развития человечества. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия — лечение ран, переломов, вывихов. Столкновения между родами и племенами, вооруженные конфликты в первобытном обществе еще более увеличили потребность в хирургической помощи. В непосредственной связи с условиями жизни складывались навыки защиты от неблагоприятных внешних условий и зачатки примитивной народной гигиены. В процессе домашней производственной работы создавались основы гигиены пищи и жилища.
Медицина — явление человеческого общества. Зарождение медицины относится к тому моменту, когда заложенные в человеке природой инстинкты к самосохранению и облегчению страданий вошли в коллективное сознание людей и привели к воздействию воли человека на окружающую природу. С самого начала медицина возникла как продукт определенной социальной среды и, передаваясь затем от поколения к поколению, вошла неотъемлемой составной частью в состав общечеловеческой культуры. Общественное производство способствовало созданию медицины человеческого общества.
Практические приемы оказания помощи больному человеку, практические сведения о действии растений предшествовали знанию и пониманию причин болезней. Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезней. Приемы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали знанию строения и функций человеческого тела. Медицинская практика возникла из практических потребностей. Теория медицины родилась из практики и позднее практики.
Однако уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности полезли.
Развитие медицинской теории,возникновение и чередование воззрении человека на болезнь, ее причины, ее сущность отражают те условия материальной жизни и производства, в которых жил первобытный человек. Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. В соответствии с этим и лечебные приемы в медицине первобытно-общинного строя испытывали влияние мировоззрения первобытного человека.
Некоторые историки медицины считают, что медицина человека развилась из инстинкта животных, что первоначальные медицинские приемы и сведения первобытный человек почерпнул у животных, которым от рождения свойственны инстинкты самосохранения и которые инстинктивно выбирают нужные средства для облегчения страданий. Эти историки утверждают, что медицина человека только количественно отличается от инстинкта животного. В подобных глубоко ошибочных представлениях получили отчетливое отражение неумение буржуазных социологов понять качественное отличие человека от животных. Инстинкты являются по существу биологически оправданными приспособлениями к условиям существования. Не исключается, что в отдельных случаях наблюдавшиеся человеком биологически оправданные действия животных могли обогатить опыт человека и быть использованы им. Но этот путь в формировании и обогащении медицинских знаний мог играть только эпизодическую, подсобную роль. Основную же роль играло накопление и осмысление опыта самого человека в процессе его труда. Человек прежде всего использовал свой собственный опыт и опыт предшествовавших поколений, переданный ему. Этот опыт учил древнего человека, что ему выгодно, что невыгодно, что полезно, что вредно, что целебно, что смертельно.
Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Уже в эпоху первобытно-общинного строя зарождались и складывались наивно-реалистические взгляды на мир. Искусство человека древнего каменного века также имело реалистический характер. Древние рисунки человека отражали наблюдения над жизнью природы, накопленные знания о жизни растений и повадках зверей, творческую фантазию человека. В сказках, легендах и мифах воспевается борьба человека с природой. В общественной технике, в изготовлении орудий труда, в самом процессе труда человека, живущего в условиях первобытно-общинного строя, проявлялся человеческий гений, тонкая наблюдательность, умственные силы. Повседневный житейский опыт, практическая трудовая, производственная деятельность и успехи познания при' водили людей к вполне естественному представлению об объективном существовании мира, к выводу о том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела.
В соответствии с этим и первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, синяк, рану, перелом и даже смерть) связывал с реальным фактом падения дерева или камня, ударом палкой и т. д. Многие понятия и термины народной речи до настоящего времени отражают древние представления народа' о причинах болезней. Ощущение, производимое болезнями, народный язык сближает с ударом острого оружия: колотье, резь, ломота, стрельба. Телесные страдания народ рассматривает как следствие от Удара или укола оружия: «удар», «ударило», «прострел», «прострелило», «разбит параличом», лихорадка (трясца) — «бьет».
За этим следовал (и с ним совпадал) период онтологических представлений о болезни, когда болезнь считалась внешним и враждебным
человеку конкретным, материальным, маленьким живым существом, которое будто бы проникает, внедряется в тело человека извне и тем вызывает болезненное состояние. Следы онтологических представлений о болезни как о постороннем человеку живом существе сохранились не только в народных представлениях, но даже и в научной медицинской терминологии («рак», «грыжа»).
В сознании первобытного человека происходила борьба стихийно-материалистических тенденций, тесно связанных с трудом, и религиозно-идеалистических тенденций, отражавших бессилие человека в борьбе с природой. Многотысячный эмпирический период предшествовал развитию анимистических воззрений на происхождение болезней, будто бы возникающих вследствие вселения духов в тело больного и связанных с этим способов исцеления (заклинания, заговоры, изгнания духов путем устрашающих приемов, применение амулетов, трепанация). В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления о мире, возникшие у первобытного человека позднее.
Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был федиигазм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличение предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними особом сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа и возник анимизм — рхотворение,вхей-лтрироды, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Явления она, обморока, эпилепсии, галлюцинаций, болезни и т. п. представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника — души, которая может временно покидать тело. Являющиеся в сновидениях образы рассматривались человеком как души. Люди, страдавшие эпилепсией, и психически больные считались одержимыми духом. Смерть представлялась окончательным уходом души из тела. Для первобытного человека смерть была еще понятна, когда он видел гибель, например, на охоте от ран, нанесенных животными, врагами или в результате несчастного случая, но факт смерти без видимых повреждений тела почти всегда рассматривался как результат колдовства, т. е. действия враждебно настроенных людей или духов. Человек думал, что у каждого имеется несколько душ и каждая из них наделена особыми свойствами и функциями. Позднее, с развитием мышления в связи с усложнением общественных отношений, анимистическое воображение первобытного человека населило окружающий мир бесчисленным множеством духов, утративших связь с материальным началом. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный, естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами — двойниками реальных существ, предметов и явлений. Первобытные люди наделяли двойниками не только людей, но и животных, растения, камни и т. д.
Все предметы окружающей природы представлялись раздвоенными на видимые образы и их незримые души.В дальнейшем эти представления в родовом обществе оформились в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). На самых ранних стадиях своего развития религия накладывала отпечаток на приемы лечения и на представления о возникновении болезней. В соответствии с развитием религиозных верований демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. На этом этапе человек признавал болезни за существа демонические, поражающие человека бичом, стрелой: болезнь — «божья рана» или язва, нанесенная рукой незримого духа, свидетельство его карающей силы, гнева, раздражения. В подобных случаях человек считал, что и излечение от болезней, искупление могут дать какие-то сверхъестественные силы. Демонологические представления о болезнях свойственны всем народам прошлого, они нередко долго сохраняются народом и иногда доходят до наших дней. В течение веков эти представления породили бесчисленные формы суеверий.
Религия донесла до нашего времени многие пережитки древнейшей медицинской демонологии.
Соответственно онтологическим и демонологическим представлениям о возникновении болезней создались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Возникли приемы предупреждения болезней и лечения больных путем борьбы с многочисленными демонами, бесами, духами. Первобытный человек применял амулеты для предохранения от болезни: он считал, что амулет защитит от проникновения болезни в его тело. Амулетам придавался образ предка, покровителя рода. В периоде тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким-либо видом животных) амулеты изображали животное, которое считалось предком и покровителем рода. Амулеты нередко носят следы народной наблюдательности. «Онгоны» сибирских гиляков по своей форме напоминают тело истощенного туберкулезного больного или отекшее тело больного водянкой. Широко применялись заговоры и заклинания. Заговоры возникли в доклассовом обществе. Практической целью заговора было охранить человека от проникновения в его тело злого существа или духа, вызывающего болезнь, либо изгнать его из тела больного человека. Наиболее древние заговоры были основаны не только на вере в силу слова, но прежде всего на вере в заговорный обряд, в магическое действие, которые со временем отпали и забылись. Среди заговоров были: «на останов крови», от зубной боли, от лихорадки.
Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить злого духа. Болезнь можно обмануть: для этой цели меняли имя, одежду, маскировали больного или человека, могущего заболеть.
Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы. Для того чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах маленьких детей трепанационные отверстия. Археологи в различных странах обнаружили многочисленные черепа с такими отверстиями. Наряду с эмпирическими средствами знахари применяли и средства внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т. д.
При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание.
Первоначально эти лекари-ремесленники не были связаны с религиозно-бытные служители культа — жрецы и произошло слияние функции знахаря и жреца.
Зачатки врачевания у восточных славян в родовом периоде. У наших предков восточных славян при первобытно-общинном строе отмечались зачатки врачевания, начало народной эмпирической медицины и народной гигиены.
У восточных славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Но были люди, выполнявшие функции языческого духовенства. По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди. Народ их называл ведунами (от слова «ведать»), знахарями (от слова «знать»), колдунами. Этим людям народ приписывал знание целебных средств, власть силой заговоров и заклинаний проникать в будущее.В верованиях древних славян анимизм и магия слились с культом предков, наиболее характерной для патриархально-родового строя формой религиозного сознания.
Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Еще в дофеодальной Руси были известны и распространены народные врачи-лечцы. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Врачевание славян в период их перехода к земледелию было подлинно народным врачеванием, одной из ранних форм народной медицины. В этом отношении у восточных славян отмечались в основном те же явления, которые были описаны выше в разделе о медицине при первобытно-общинном строе. В древней народной медицине у славян отмечались рациональные и нерациональные элементы и явления борьбы между ними.
Обогащение и накопление народного опыта, расширение практического познания природы, в частности в области врачевания, отражали реалистические воззрения.
Мистические представления о болезнях, их причинах, о таинственных силах, магические действия для устранения болезней были связаны с элементами религиозных воззрений. Особенно интересны верования и предания о лихорадках, веками жившие в народе. Название «лихорадка» происходит от слов «лихо» и «радеть», т. е. действовать во вред чему-то, заботиться о комннибудь со злобным намерением. Народ насчитывал лихорадок девять или двенадцать, причем в их названиях описательно перечислялись те явления, которыми каждая из лихорадок мучит больного (трясея, огнея, знобея, ледея, гнетея, ломея, пухнея, желтея, корче я и т. Д.).
Вера в одушевленность природы, порожденная незнанием ее и страхом перед ней, создала обряды и культ (порядок почитания богов), смысл которых — в желании умилостивить враждебные человеку силы.
Из практической деятельности человека, из его труда возникла уверенность в возможности победы человека над природой. Уверенность эта в связи с анимизмом создала магию—веру в силу обрядов, культа и позднее в силу слова (заговоры).
Взаимоотношение медицины и зачатков религии.
Врачевание у первобытного человека возникло значительно ранее появления у него зачатков религиозных верований и в течение длительного времени не было связано с религиозными культами. Жизнь заставила человека думать о необходимости помогать заболевшему. Утверждения некоторых историков медицины о том, что врачебное дело всегда было тесно связано с религией, ненаучно.
Внесение элементов демонологических воззрений в представления о болезни и в практику лечебной деятельности произошло на более поздних стадиях существования родового строя. Но и в период формирования религиозных воззрений в медицине первобытного общества сохранились элементы эмпирического опыта народа. Между эмпирическим опытом и выработанными с помощью его рациональными приемами врачевания, с одной стороны, и магическими действиями, молениями, заговорами — с другой, шла постоянная борьба.
В период разложения первобытно-общинного строя с развитием демонологических представлений о болезни медицинская деятельность вошла в сферу деятельности нарождавшихся представителей религиозных культов, жрецов, сблизилась с культовыми религиозными установлениями. Тесная связь медицины с религиозными культовыми установлениями в форме так называемой жреческой, храмовой медицины была характерной чертой в течение большей части последующей, рабовладельческой общественно-экономической формации.
Двойственный характер врачевания в древности оставил в нескольких языках отражение в названии врачебной профессии. Так, термин «лекарь» (в древней Руси «лечец») отражает реалистическую струю народного опыта в отношении лечения (лекарство) и по своему филологическому происхождению аналогичен перешедшим из латинского языка «медик», «медикамент», «медицина» (от medicare — лечить). Термин же «врач» (и производные от того же корня «врачевать», «врачебное дело», старые «врачьба, врачество» и т. п.) произошел от древнеславяпского корня «вър», что означало «шептать, заговаривать, нашептывать» и отражало магические действия и заговоры, к которым прибегали врачи прошлого. Особенно резко это отразилось в болгарском и сербском языках, где до настоящего времени совершенно различны по значению слова «лекар» (и производные «лекарка», «лекарство», «лекарница» и т. п.), означающее— медик, лекарь, врач, доктор, и слово «врач» (и многочисленные производные от того же корня «врачара», «врачка», врачувание, и т. п.), что означает—чародей, колдун, предсказатель, знахарь, ворожей.
Значение народной медицины. Много лечебных приемов и средств, возникших в первобытно-общинном строе, сохранилось в народной медицине, которой и до настоящего времени пользуется значительное число людей. На протяжении многих веков переходили из поколения в поколение древние лечебные средства и приемы.
Первобытная медицина не могла сохраниться в неизменном виде; в процессе последующего длительного развития она обогащалась новыми данными.
Врачу совершенно необходимо быть знакомым с народной медициной, знать воззрения народа на тот или иной вопрос медицины, знать народные обычаи, традиции, а также вредные предрассудки, для того чтобы бороться с ними в своей повседневной работе. В народной медицине содержится немало нерациональных и даже вредных приемов и средств, отражающих невежество и предрассудки, в частности связанные с религиозными культами и обрядами.
Однако неправильно представлять народную медицину как соединение одних суеверий и вредных обычаев. Ценность народной медицины заключается в накоплении эмпирических наблюдений, могущих служить материалом для науки.
Задача научной медицины — выделить из медицины народной здоровое и рациональное ядро и, тщательно изучив эмпирические народные средства, использовать их в виде научно проверенных средств и приемов лечения.
www.best-medik.ru
Медицина - История медицины - Медицинская библиотека
У
неандертальцев возникли первые связи между отдельными стадами, которые
определили возможность половых контактов между представителями различных стад.
Межстадные половые контакты привели к метисации, смешению неандертальских
коллективов, утрате примитивных признаков и формированию homo sapiens.
Первобытная община, явившаяся результатом развития человеческого стада в
течение сотен тысяч лет, прошла, в свою очередь, ряд сменявших друг друга
этапов развития производственно-хозяйственной деятельности и социальной
структуры. Первые люди современного типа, жившие в период позднего палеолита
(примерно 40—10 тыс. лет назад), занимались собирательством, охотой и
рыболовством, владели орудиями из камня, дерева, кости. Основной ячейкой
общинно-родового строя — первой в истории человечества
социально-экономической формации — был род: материнский (матриархат) или
отцовский (патриархат). Сохранился свойственный первобытному стаду коллективный
характер труда, собственности на орудия труда, потребления продукта трудовой
деятельности.
Смена
позднего палеолита мезолитом (средним каменным веком) совпала со временем,
когда на земле сформировались современные климат, растительность, животный мир.
Датирование мезолита различно по отношению к разным регионам. Так, считают, что
народы Ближнего Востока проходили этот этап
исторического развития 12—9 тыс. лет назад, а народы Европы — 10—7 тыс. лет назад (в северных
ее районах эта эпоха закончилась 6—5 тыс. лет назад). В мезолитическую
эпоху у человека появились топор, лук и стрелы, рыболовная сеть и другие
орудия. Широко использовалась собака, прирученная, вероятно, в позднем
палеолите, началось приручение свиньи и других видов животных. На грани мезо- и
неолита (приблизительно 10—5 тыс. лет назад) начался постепенный переход к
земледелию, скотоводству. Результатом явилась кардинальная перемена в жизни
общества, характерная для неолита, — оседлость; произошел первый
демографический взрыв (резкий рост численности населения), на основании чего
многие исследователи говорят о «неолитической революции», явившейся первым
экономическим переворотом в истории человечества.
За
несколько тысячелетий до нашей эры началось постепенное вытеснение каменных
орудий изделиями из металла. В возрастающих масштабах осуществлялось
общественное разделение труда (в частности, с развитием скотоводства возникло
пастушество), первые формы которого (разделение обязанностей с учетом
возрастно-половых признаков) появились на ранних ступенях развития родовой
общины. Установились сравнительно широкие торгово-культурные связи. Наступил
бронзовый век, а с ним и переход к новой ступени развития человечества,
характеризующийся возникновением раннеклассового общества и древних
цивилизаций.
Неоантропы, или люди современного вида,
жившие начиная с эпохи позднего палеолита (так называемые кроманьонцы),
обладали развитым мышлением, способностью к абстрактным аналитико-синтетическим
построениям. Это нашло выражение, в частности, в усовершенствовании технологии
производства орудий труда, в установлении определенных закономерностей явлений
природы и создании концепции окружающего мира.
Данные современной исторической науки, в частности
исследования в области сравнительно-исторической этнографии, мифологии,
вступают в противоречие с традицией сводить происхождение
религиозно-символических представлений и действий лишь к тому, что первобытный
человек в страхе перед непонятными явлениями природы придавал этим явлениям
(предметам, животным) сверхъестественные свойства и наделял их человеческими
чертами. Многие зарубежные и советские исследователи, учитывая логическое
своеобразие мышления первобытного человека, рассматривают миф и ритуал как
воплощение фундаментальных черт мышления, социального поведения и
художественного творчества человека в архаических обществах. В связи с этим
получили развитие представления об эпохе мифологического сознания, по законам
которого осмысление накапливаемого эмпирического знания могло происходить
только через образное нерасчлененное восприятие мира. Согласно этой точке
зрения, у первобытного человека конкретные знания (в т.ч. медицинского
характера), имеющие реальную основу, постоянно сосуществовали, переплетались с
религиозно-символическими представлениями о мире. Тотемистические представления
о родстве группы людей (обычно рода) с определенным животным (растением или
явлением природы), которое давало имя роду, сложившиеся еще в стадах
неандертальцев, в родовой общине стали основой всех моральных норм. В рамках
тотемистических представлений развивались фетишистские (культ неодушевленных
предметов и явлений природы, наделяемых сверхъестественными свойствами, отсюда
амулеты, талисманы и т.д.) и анимистические (вера в существование душ и
духов) взгляды, оказавшие большое влияние на первобытную М. Первобытный человек
«населял» всю живую и неживую природу сверхъестественными, сверхчувственными
образами — духами, управляющими всеми предметами и явлениями природы, в
т.ч. человеком. Развитие идеи о возможности раздельного существования души
(духа) и предметного образа привело к представлению о бессмертии души и
формированию веры в загробную жизнь. Идея подвижности духов способствовала
утверждению возможности их переселения в другие предметы, в частности вселения
в человека духов болезни.
Медицинские представления и медицинская деятельность развивались на
основе прогресса хозяйственно-производственных. бытовых, социально-культурных и
иных отношений, а также мировоззрения первобытного человека. Наиболее вероятно,
что первоначально М. была народной в буквальном смысле этого слова, т.е.
коллективным опытом, которым владели и который применяли все (или многие) члены
данного коллектива. Однако еще на ранних стадиях развития родовой общины
начинается процесс концентрации знаний о явлениях природы, болезнях, мерах их
предотвращения, оказании необходимой помощи; внутри каждого рода формируется
определенный круг лиц со все более суживающимися функциями, в которые входило и
врачевание.
Согласно
преобладавшей в историко-медицинской литературе традиционной точке зрения,
первым врачевателем в человеческом обществе являлась женщина. Обоснованием
этого утверждения служат следующие доводы: добыча растительной пищи была обязанностью
главным образом женщин, опыт лечебного применения растений, естественно,
передавался из поколения в поколение по женской линии; археологические находки
изображений женщины, относящиеся к первобытному обществу, могут расцениваться
как олицетворение повивальных и других функций врачевательницы. О том же
свидетельствуют памятники ранней письменности, включившие предшествующее
мифологическое творчество. Эта же идея получила более позднее выражение в
древних культах богинь — носительниц плодородия и врачевания. Однако
современная наука располагает также данными о столь же древнем происхождении
врачевателей-мужчин Об этом говорят конкретные мифы некоторых народов:
Например, Л.Я. Штернберг (1925) приводит
финский миф о том, что орел, культ которого сложился сравнительно рано,
приносит людям огонь в благодарность Вейнесеняску —
одному из первых шаманов-врачевателей. Во многих регионах одним из древнейших
культов был фаллический — поклонение каменному изваянию мужского полового
органа, служившему символом плодородия и по представлению древних приносившему
исцеление, в древнейших пантеонах покровителями врачевания выступали божества
мужского пола. На это же косвенно указывает получивший дальнейшее развитие в
родовой общине институт инициаций. Он был, в сущности, своеобразным
«университетом» первобытного человека, обеспечивавшим передачу новому поколению
сакрализованных преданий, верований, обычаев рода (племени), накопленных
знаний, в т.ч. медицинского характера. Распространяясь и на юношей, и на
девушек, инициации все же по сложности ритуала, длительности обучения и тяжести
испытаний были направлены преимущественно на лиц мужского пола. Согласно
некоторым мифам, подготовка к колдовству, включавшему и врачевание,
осуществлялась учителем, который жил чаще всего «за морем», «за рекой», «в
другом царстве», учение продолжалось от 3 до 7 лет, нанесение
повреждений и лечение ран проводились в специальных помещениях — «дом в
лесу» (В.Я. Пропп, 1946).
О
врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более
поздней эпохе древних цивилизаций. Но по мере развития первобытного общества в
медицинской деятельности все больше появлялось элементов профессионализма. С
возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа,
которым приписывались тайные знания. особая способность воздействия на силы
природы и которые постепенно монополизировали как религиозные, так и некоторые
другие функции, в т.ч. функции врачевания: «профессии» мага (колдуна) и знахаря
(врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми
членами общины. Т.о., истоки жреческой (храмовой) М., получившей высшее
развитие в эпоху древних цивилизаций, появились на стадии родового общества.
Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности,
ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более
быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе
болезней, а также мерах их предупреждения и лечения.
Господствовавший мифологический стиль мышления обусловил распространение
фантастических (анимистических и демонологических) представлений о причинах
болезней: влияние или внедрение злых духов, околдование, сглаз, похищение или
околдование души, внедрение в тело человека гипотетических маленьких живых существ.
Последнее, по мнению некоторых исследователей, легло в основу образования ряда
названий болезней, в т.ч. современных (рак, грудная жаба и др.).
В
соответствии с этими представлениями складывались принципы лечения —
практика борьбы с демонами, включающая их устрашение, обман, задабривание,
изгнание. Этим целям, в частности, служили обрядовые и ритуальные действия:
причудливая одежда и устрашающие маски врачевателя-шамана. громкие крики,
использование шумовых эффектов и т.п. Для обмана духа болезни применялись
переименование, маскировка человека, чтобы демон ошибся при его посещении и
попытке внедриться в него. Формой охраны от болезней служили различные амулеты
и заговоры. Для изгнания демона болезни использовали также прием внутрь
веществ, вызывающих отвращение: кал животных и людей, горечи и т.п. При
этом предполагалось, что тягостное и неприятное для больного должно быть в
такой же мере тягостно и неприятно для вселившегося в него демона, в связи с
чем он предпочтет быстро переселиться в более комфортные условия.
Вопрос об
эффективности демонологической М. не может быть решен однозначно. Хотя по
сложившейся историко-медицинской традиции ее приемы относят к проявлениям
«господствовавших суеверий», нельзя полностью отрицать их психотерапевтического
воздействия и возникающего в связи с этим облегчения состояния больного. Нельзя
также пройти мимо имеющихся в современной литературе указаний о возможном
стимулирующем влиянии психотерапевтического воздействия на выработку организмом
биологически активных веществ, оказывающих лечебный эффект. Наконец, не следует
забывать, что отдельные первобытные врачеватели могли обладать экстрасенсорными
способностями. Несомненно, что истоки психотерапии лежат именно в ритуальных
действиях первобытных врачевателей, эффективность этих действий обусловливалась
известным единством форм воздействия и господствующего стиля мышления.
Произведения устного народного творчества, зафиксированные в начальный
период письменности, данные археологии и этнографии свидетельствуют, что М.
родового общества располагала многими рациональными средствами и приемами
медицинской помощи. Заинтересованность рода в численном росте и, следовательно,
в выживании рожениц и новорожденных стимулировала становление акушерской
помощи, которая по мере развития родоплеменных отношений принимала все более
стабильный характер. Возник культ материнства. Опыт лечебного использования
растительных средств в период родового общества обогатился за счет включения
новых лекарственных растений (главным образом обезболивающих, рвотных,
послабляющих) и переосмысления показаний к применению каждого из них. В
лечебный арсенал входили также средства животного и минерального происхождения,
различные манипуляции лечебного характера: широко использовались припарки и перевязки
массаж и натирание жиром, кровопускание и т.д.
Дальнейшее
развитие получили идеи и практика применения с лечебными целями воды и огня:
использовались минеральные воды. термальные и холодные источники, например с
целью лучшего заживления ран. Представления о целительной силе «живой» воды
отражены в мифах разных народов, многих ритуально-заговорных атрибутах
(«заговоры на воде» и т.п.), а позднее легли в основу христианского обряда
крещения. Расширение сферы применения огня как лечебно-предупредительного
средства также было сопряжено с представлением о его «очистительной силе»,
способной отгонять от человека и изгонять из его тела духов болезни.
Использовали окуривание людей и их одежды, разведение костров при входе и
выходе из селения, уничтожение паразитов воздействием высокой температуры,
сжигание одежды больных и трупов умерших людей, обжигание инструментов перед
хирургическими вмешательствами и т.д. Эволюция ритуалов, связанных с
применением огня, точно так же, как и воды, привела к замене первоначальной
процедуры чисто символическими действиями, например сжигание трупов сменилось
зажиганием огня на могиле, а еще позднее (в христианской религии) свелось к
зажиганию свечей.
Сравнительно высокого уровня развития в родовом обществе достигла хирургическая
деятельность. Анализ трепанационных отверстий в ископаемых черепах показывает,
что происхождение их не всегда можно объяснить в рамках традиционной трактовки
данной операции как чисто ритуального вмешательства (инициации, «выпускание
духа болезни»). В ряде случаев речь может идти скорее об извлечении костных
осколков из мозга с обработкой костных краев раны или о других строго
медицинских показаниях к операции. Осуществлялась помощь при травмах:
первобытные врачеватели умели вправлять вывихи, иммобилизировать поврежденную
конечность, останавливать кровотечение прижатием сосуда, а также с помощью
золы, паутины или жира. Проводились ритуальные операции — обрезание,
дефлорация. Имелись наборы хирургических инструментов из камня, кости, бронзы. Этнографические
материалы позволяют предполагать возможность проведения ампутации конечностей и
некоторых полостных операций. Норманны мифологических времен умели заживлять
проникающие раны живота, с целью определения глубины проникающей раны пробовали
кровь на вкус или давали раненому выпить определенное зелье, а затем нюхали
рану (из глубокой раны исходил запах выпитого зелья). Врачевателем, оказывающим
хирургическую помощь, мог быть и мужчина, и женщина. Кандидаты во врачеватели у
многих народов, видимо, подвергались «учебным» хирургическим вмешательствам, о
чем свидетельствует, например, ритуал посвящения у австралийского племени
аранда; при этом весьма вероятно применение обезболивающих и обеззараживающих
средств.
Развивалась и народная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда,
защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в
обычаях и ритуалах рода (племени), касалось разных сторон быта: устройства
жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д.
При выборе
места для жилища применяли специальные приемы выявления «здорового» участка: в
пережиточном виде они сохранились в практике разных народов. Так, на Украине, в Проскуровском
уезде даже в 19 в. выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи,
клали куски хлеба, ставили по стакану воды; если на следующий день находили
хлеб и воду неизмененными, место считалось подходящим. Важным гигиеническим
приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и
воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать
злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях
использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.
Для
первобытной М. на поздних ступенях развития родового общества характерно
постепенное усложнение обрядовых действий, связанное с развитием религиозных
представлений. Обряд, с одной стороны, закреплял приобретенные знания и приемы
и тем самым способствовал их передаче из поколения в поколение, с другой
стороны, канонизируя их, устанавливая строгую последовательность медицинского
ритуала, он в определенной мере суживал возможности включения новых
эмпирических знаний в систему накопленного медицинского опыта, мешал избавлению
от неэффективных приемов и концепций; религиозно-магические действия и
словесные формулы как проявление идеологической основы врачевания получали едва
ли не ведущую роль, подчас полностью подменяя рациональные приемы. Этот
естественный исторический процесс обычно однозначно трактуется как отход от
рациональных основ народной М. под влиянием набравших силу религиозных
представлений, как определенный шаг назад в развитии М. Разумеется, полная
замена рациональных методов лечения в практике первобытной М. и медицины
древних цивилизаций имела место. Но значительно чаще древние врачеватели
прибегали одновременно и к рациональным и к обрядово-магическим приемам. Исходя
из современных представлений, можно говорить, что в этих случаях врачеватели
использовали все доступные им средства лечения: лекарственную терапию
(лекарственные растения и т.п.), физические методы лечения (минеральные
воды, тепловые процедуры, массаж), хирургические приемы и психотерапию
(обрядовые действия, амулеты, заклинания, заговоры).
В медицине
первобытного общества, т.о., можно проследить начало той цепи наблюдений и
открытий, которая путем накопления множества сведений и приемов рационального
характера, осмысленных преимущественно в рамках мифологизированных
представлений о мире, составила основу М. древних цивилизаций.
Медицина древних цивилизаций
Переход к земледелию и скотоводству — узловой
переломный момент в истории человеческого общества, коренным образом изменивший
условия жизни, представления об окружающей природе, характер производственной
деятельности и духовный мир человека. Производительное хозяйство обеспечило
регулярное производство избыточного продукта, что создало условия для
сравнительно быстрого роста населения, способствовало выделению ремесла,
интенсификации товарообмена, появившеюся еще в охотничьем хозяйстве,
возникновению торговли, а также частной собственности и имущественного
неравенства, стимулировавших разложение первобытнообщинных отношений и как
следствие — расслоение общины. Зародышевые формы присвоения прибавочного
продукта переросли в эксплуатацию. Получили развитие различные формы
повинностей, кабальной зависимости, появилось рабство. Все более возрастала
роль войн с целью грабежа и захвата рабов. Войны в значительной степени
ускоряли процесс классообразования и способствовали созданию родоплеменных
союзов, на базе которых возникли первые государственные образования.
Становление классового общества сказалось на общественном сознании, возникли
право и религия как первые формы идеологии, освящающие имущественное и
социальное неравенство.