Отличие государства от органов власти при первобытном строе. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытнообщинного строя
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Отличие государства от органов власти при первобытном строе. Отличие государства от органов власти при первобытном строе


Отличие государства от органов власти при первобытном строе — курсовая работа

 

 

 

 

Заключение

В процессе длительного  исторического развития человеческого общества и наступления эры цивилизации изменялась природа отношений между людьми, усложнялись общественные отношения и возникала объективная необходимость их упорядочения качественно иными средствами, путем создания общественных институтов, обеспечивающих реализацию этих средств. Появление государства и права стали признаками, характеризующими человеческие общества, существующие в рамках истории, а государство стало самой высокой формой политической организации общества, играя ключевую роль в создании сильной, действенной государственной власти и возникновения развитых форм права.  Первобытный строй явился особым этапом в истории человечества: длясь очень долго, он стал первым значимым опытом социальной организации человеческого общества в условиях догосударственного периода. Основой социальной организации первобытного общества явилась родовая (семейная) община, которая представляла собой объединение людей на основе родства (действительного или предполагаемого), а также общности имущества и труда членов общины. В управлении жизнью общины действовали начала первобытной демократии, при которой в родоплеменных объединениях имели место функции самоуправления и коллективность в формировании социальных норм, являвшихся правилами управления членами таких родовых объединений. 

Такая система социального  регулирования соответствовала общественным условиям эпохи и отвечала интересам членов родов и племен. При этом коллективность социального управления в условиях первобытного строя, безусловно, подразумевала существование определенных органов власти и управления. Такими органами власти выступали родовые собрания, вече, а также выборные лица - старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы и т.д., каждый из которых имел круг собственных полномочий. Принципиально важно то, что эти лица были наиболее авторитетными и уважаемыми люди, а их власть, которую они разделяли с другими органами социального управления (народным собранием, советом старейшин и др.), была публичной. Кроме того, органы власти в первобытном строе были выборными и сменяемыми, не имели каких-либо привилегий и были равны с остальными членами общины. 

На смену первобытному строю как догосударственному образованию в следующую историческую эпоху пришли ранние государства. Формированию государства как новой формы социальной и политической организации общества способствовало разложение первобытного строя в условиях неолитической революции. Это разложение было обусловлено целым комплексом факторов: сменой экономических основ производственного прогресса, имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциацией, формированием соседской (крестьянской) общины, переходом к территориальной организации населения, усилением войн и военной организации жизни племен, влиянием религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти. 

В результате в условиях развивающейся государственности для эффективного функционирования, регулирования социальных, правовых, политических и иных отношений между членами общества стала использоваться публичная, государственная власть. В отличие социальной власти родовой общины, такая власть концентрируется в аппарате управления, в специальных органах, являющихся инструментами общеобязательного исполнения воли государственной власти в различных формах, вплоть до физического принуждения. С сущностью власти тесно связана та политическая организация, в которой она получает жизнь, то есть государство. Именно государственная власть стала основной объединяющей силой, которая придала единство государству и обществу.

Список используемых источников и литературы

 

Венгеров, А. Б. Теория государства  и права : учебник / А. Б. Венгеров. - 8-е  изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2011. - 607 с. 

Ваславская, И. Ю. Государство  как институт по спецификации и защите прав собственности / И. Ю. Ваславская, Н. В. Савельева // Экономические науки. - 2010. - N 10. - С. 22-25

Дробышевский, С. А. История  политических и правовых учений : основные классические идеи : учебное пособие / С. А. Дробышевский. - 2-е изд., доп. - Москва : Норма, 2007. - 591 с.

Кашанина, Т. В. Основы права : учебник для средних специальных  учебных заведений / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. - Москва : Юрайт, 2010. - 413 с.

Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : [учебное пособие] / Т. В. Кашанина. - Москва : Высшая школа, 2004. - 325 с. 

Кистяковский, Б. А.  Сущность государственной власти / Б. А. Кистяковский // Российская политическая наука / Рос. ассоц. полит. науки [и др.] ; под общ. ред. А. И. Соловьева. - Москва, 2008. - Т. 1. - С. 347-370.

Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Николай Михайлович Коркунов ; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А. Н. Медушевский ; Институт общественной мысли. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 519 с

Лазарев, В. В. Теория государства и права : Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2010. - 634 с 

Марченко, М. Н. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий / Михаил Николаевич Марченко // Государство и право. - 2011. - № 8. - С. 5-11

Марченко, М. Н. Основы государства  и права : учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - Москва : Проспект, 2007. - 359 с.

Нерсесянц, В.С. Общая  теория права и государства : учебник  для студентов высших учебных  заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В. С. Нерсесянц ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Акад. правовой ин-т. - Москва : НОРМА, 2010. - 539 с.

Першиц, А. И. История первобытного общества : учебник для студентов  исторических факультетов / А. И. Першиц, А. Л. Монгайт, В. П. Алексеев. - Москва : Высшая школа, 1968. - 205,

Пиголкин, А. С. Теория государства  и права : учебник : для студентов  высших учебных заведений/ [Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 2-е изд., перераб и доп. - Москва : Юрайт, 2011. - 743 с. 

Романцова, О. В. Понятие  и признаки государственной власти / Романцова О. В. // Юридический мир. - 2006. - N 11. - С. 77-80.

Чиркин, В. Е. Сравнительное  государствоведение : учебное пособие / В. Е. Чиркин ; Институт государства  и права РАН. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2011. - 445 с. 

1 Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права. 2004. – С. 25

2 Венгеров, А. Б. Теория государства и права. 2011. – С. 38

3 Пиголкин, А. С. Теория государства и права. 2011. С.27-28

4 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства . 2010. – С. 44

5 Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права. 2010. – С. 29

6 Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права. 2004. – С. 47

7 Марченко, М. Н. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий // Государство и право. - 2011. - № 8. С. 6

8 Венгеров, А. Б. Теория государства и права. 2011. С.84

9 Романцова, О. В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир. - 2006. - N 11. - С. 77-78.

10 Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права. 2010. – С. 103

11 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства . 2010. С. 93

12 Венгеров, А. Б. Теория государства и права. 2011.С.79

13 Венгеров, А. Б. Теория государства и права. 2011. С.80

14 Кашанина, Т. В. Основы права. 2010. – С.92

15 Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права. 2010. С. 154

16 Пиголкин, А. С. Теория государства и права. 2011. С. 178

17 Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права. 2004. С. 112

18 Чиркин, В. Е. Сравнительное государствоведение. 2011.С. 67

19 Лазарев, В. В. Теория государства и права. 2010. С. 139

20 Романцова, О. В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир. - 2006. - N 11. - С. 80

21 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства . 2010. – С.161

22 Лазарев, В. В. Теория государства и права. 2010. С. 158

23 Кашанина, Т. В. Основы права. 2010.С.149

24 Ваславская, И. Ю. Государство как институт по спецификации и защите прав собственности // Экономические науки. - 2010. - N 10. - С. 22-23

25 Лазарев, В. В. Теория государства и права. 2010. С. 145-148

26 Таблица составлена автором на основе Интернет-ресурсов

student.zoomru.ru

Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытнообщинного строя

1. Территориальная организация населения в пределах определенных границ (в отличие от кровно-родственного признака).

2. Наличие публичной власти, не совпадающей с волей населения (власть официальная, политическая, представленная армией, полицией судом, тюрьмами, т.е. особый аппарат принуждения и особый слой управляющих – чиновников.

3. Налоги, займы, различные обложения, которые стали собирать с населения на содержание публичной власти, т.е. налоговая система.

4. Наличие права, законов, которые пришли на смену норм родового общества.

5. Суверенитет, т.е. независимость на международной арене и верховенство над собственным населением.

6. Государство представляет собой политико-территориальную организацию, объединяющую население в рамках четко очерченных границ.

Суммируя сказанное, следует отметить, что государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Типы государства

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Формационный подход определяет тип государства на основе общественно-экономической формации, типа производственных отношений. Это рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства, в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, являющему собой более высокую ступень развития. Это положение в настоящее время признано ошибочным.

Цивилизационный подход включает в себя два основных направления.

Согласно первому из них (основоположник Уолт Ростоу), государство и общество развиваются под воздействием научно-технического прогресса. Все общества можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

В основу другого направления (А. Тойнби и др.) положены культурно-исторические типы цивилизаций (древневосточные государства; древнеафинское государство; древнеримское государство; средневековое государство; современное государство). Это не стадии развития одного и того же общества, а самостоятельные общества, изолированные друг от друга. Каждый из культурно-исторических типов цивилизаций характеризуется своей системой ценностей (для древневосточного государства высшая ценность – само государство, для средневекового – религиозные догмы, для античного и современного государства – личность), что существенным образом влияет на государство и право в том или ином обществе.

Формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признаки классической монархии:

1) Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок передачи верховной власти;

3) представительство монархом государства по своему усмотрению;

4) юридическая безответственность монарха.

Монархия имеет свои разновидности:

1) Абсолютная монархия – верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу, и эта власть ничем и никем не ограничена.

Пример абсолютных монархий в современном мире – Саудовская Аравия, Оман, Катар.

2) Ограниченная (конституционная) монархия – власть монарха ограничена в значительной степени представительным органом, ограничение обычно отражено в конституции, которую монарх не вправе изменять.

Ограниченная монархия, в свою очередь, подразделяется на:

а) Парламентарную монархию

Пример парламентарных монархий – современные Великобритания, Дания, Швеция, Япония.

б) Дуалистическую монархию.

Дуалистическая монархия практически изживает себя. В настоящее время она продолжает существовать лишь в немногих развивающихся странах (например, в Марокко). Наиболее яркий исторический пример дуалистической монархии – кайзеровская Германия 1871–1918 гг.

И при парламентарной, и при дуалистической монархии, в отличие от абсолютной, в принципе существует разделение властей. Исполнительную власть осуществляет правительство, а законодательную – парламент. Разница состоит в том, что при дуалистической монархии основной объём политической власти принадлежит монарху. При парламентарной монархии роль монарха почти полностью исчерпывается исполнением церимониально-представительных функций; реально же наиболее влиятельным органом власти является парламент.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республики:

1) Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти.

2) Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.

3) Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

4) Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Республики могут быть парламентарными либо президентскими.

Примеры парламентарных республик – Италия, ФРГ, Австрия.

Классический пример президентской республики – США; к этой же форме относится большинство стран Африки и Латинской Америки.

Различие между президентской и парламентарной республикой – в балансе полномочий законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках как формирование правительства, так и избрание президента осуществляется парламентом; правительство подотчётно парламенту и в случае утраты его доверия обязано уйти в отставку. В президентских республиках президент избирается населением без участия парламента, правительство формируется, а в большинстве случаев и возглавляется, президентом, и подотчётно ему, а не парламенту.

В научной литературе также часто выделяют смешанную (полупрезидентскую) республику, которая сочетает черты президентской и парламентарной. К таковым можно отнести Францию. Попытки назвать РФ смешанной республикой, часто предпринимаемые в литературе, абсолютно безосновательны: по всем признакам она является президентской республикой с жёсткой президентской властью.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарные государства поделены на административно-территориальные единицы (области, департаменты, округа), не обладающие никакими признаками государственного суверенитета. Примеры унитарных государств – Франция, Япония, Финляндия, Китай.

Федеративное государство (федерация) – добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство. При этом они сохраняют некоторые атрибуты государственности (своя система законодательства, наличие гражданства субъекта федерации наряду с федеральным гражданством, и т.д.).

Федерации бывают административно-территориальными (границы территорий субъектов федерации обозначены без учёта компактного проживания разнообразных этнических групп) – например, США, ФРГ, – и национально-территориальными, как правило, предоставляющими субъектам федерации бóльшую самостоятельность. РФ по форме государственного устройства является национально-территориальной федерацией. Субъекты РФ (регионы) – это республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург (всего 89 субъектов).

Иногда к формам государственного устройства ошибочно относят конфедерацию. Это неверно, поскольку государства – члены конфедерации сохраняют все признаки государственного суверенитета как во внутренних, так и во внешних делах. По существу, конфедерация – не государственное, а надгосударственное образование.

Политический режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и антидемократические политические режимы.

Демократический режим построен на признании приоритета личности перед обществом, а права перед государством; в демократическом государстве существует реальное разделение властей, власть ответственна перед населением, а каждый человек без исключения обладает реальными правами и свободами, включая политические, и способен оказывать влияние на политическую жизнь общества.

К антидемократическим режимам относятся тоталитарные и авторитарные.

Различие между ними в том, что авторитарный режим оставляет населению относительную свободу, ущемляя преимущественно политические права граждан, и все эти ущемления служат единственной цели сохранения власти; тоталитарный же стремится контролировать все сферы жизни человека и требует от него активной поддержки власти, используя жёсткие репрессивные меры в отношении инакомыслящих.



infopedia.su

Отличие государства от органов власти при первобытном строе — курсовая работа

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- и макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах она приняла деспотический характер. 15

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически- чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточный путь возникновения  государства представлял собой  плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами появления  государства здесь были:

 1. потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

 2. необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

 3. необходимость единого, централизованного руководства этими массами.16

Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат стал во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое  разделение общества. Здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов.

Уже на раннем этапе разложения общинного  строя наблюдается экономическое  неравенство: у аристократов (героев, базилевсов) земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

 Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.17

Трения между наследственной аристократией  и массами, принимавшие порой  весьма острые формы, отягощались борьбой  за власть другой группы обладателей  частной собственности, нажитой  морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

В Древней Спарте особенности  возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых превратилось в общинных, а не личных, рабов - илотов, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства, а, следовательно, и социальной напряженности среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих условиях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей.

Несколько иным путем  шло становление франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками для могучего соседа -Рима. Если положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального стоя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже не выгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение постепенно привели к формированию протофеодального общества.18

Основные причины появления  государств были следующие:

— Необходимость совершенствования  управления обществом, связанная с  его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами.

— Необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех  регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

— Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

— Необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его  стабильность, в том числе и  по отношению к внешнему воздействию  со стороны соседних государств или  племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

— Необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.19

В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинетва восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Возникновение аппарата государственной власти не является результатом усилий только господствующего класса, это продукт общества в целом на известной ступени его развития.

Государство и публичная  власть первобытной общины: признаки и отличия.

Переход от первобытнообщинного  строя к государственно- организованному  обществу сопровождается образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория становится важным фактором в процессе формирования государственности.

Переход от родоплеменного самоуправления к государственному управлению длился столетиями и проходил через ряд этапов. Одной из переходных форм была военная демократия, в  которой имелись уже зачатки  военно-насильственного подавления Эти и подобные им формы представляли собой складывающуюся политическую организацию общества, в котором нарастали все более острые социальные противоречия20

Родо-племенная структура  усложняется, постепенно начинает развиваться  разделение социальных функций. Вместе с их разделением изменяется характер власти.

. Однако общественный  характер власти и управления, существовавший в роде, исчез  не сразу. Появление имущественного  неравенства с наследованием  имущества детьми (в противовес  роду)... все частное обращение военнопленных в рабов и т.д. относится к тому периоду истории, когда первобытная демократия трансформировалась в военную демократию - особую и последнюю форму древнего народоправия. Эта форма включала в себя военного вождя, совет вождей и народное собрание. И хотя роль народного собрания и других общественных институтов в этот период была еще весьма значительна, органы родового строя начали постепенно устраивать свои характерные черты. В этот период древней истории, государство в отличие от социальной организации первобытнообщинного строя обладало следующими признаками:

1. Учреждение особой  публичной власти, которая уже  не совпадает непосредственно  с населением.

2. Разделение поданных  государства по территориальным  единицам.

3. Взимание налогов  с населения и получение от него займов для содержания аппарат государственной власти.21

Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство  в отличие от до государственной  организации власти характеризуется  единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.

Но всем государствам истории и современности присущи  общие признаки. Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт - гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обуславливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы. Территориальный признак связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением. Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Территория не порождает государства. Она образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Т.о. и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Нет государства без территории, нет государства без населения.

Во-вторых, государство - особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат  управления обществом для обеспечения  его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через систему своих органов государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует режим политической власти, защищает свои границы. К важным государственным органам которые были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое значение в механизме государства занимали органы, осуществляющие принудительные, карательные функции.

В третьих, государство  организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии руководить обществом, обеспечивать реализацию принимаемых им решений.

student.zoomru.ru


Смотрите также