Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.
ГлавнаяПервобытноеВозникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе. Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе
1.Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Источники. Периодизация
ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.
ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.
Ведущий метод познания истории ФК и спорта – исторический. И ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФК: она находится на стыке 2х наук – истории и ФК. Объектом науки истории в данном случае является ФК. Источники: официальный док-ты правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письм.источники (книги, газеты, журналы), археологические и этнографические данные), памятники изобразительных искусств, кино и фотоматериалы.
Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст. время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК за рубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
2. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.
Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями - чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п. На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители. Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений - бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.
studfiles.net
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.
1. Появление примерно 40-30 тыс. лет тому назад простых, примитивных игр и физических упражнений по данным ученых привело к становлению «Человека разумного». Игры и физические упражнения выделяются в самостоятельный вид деятельности и подготовки.
Теории происхождения игр:
а. Биологическая – все трудовые процессы возникли из игр животных. Также, как и у животных у человека имеется избыток сил – поэтому он играет. «игра старше труда, а труд есть дитя игры».
б. Культовая теория – Игра как культовое поклонение (животному, воде, солнцу и т.д.)
в.Трудовая теория – Развитие физического воспитания с трудовых позиций. Ф. Энгельс писал, что «труд создал самого человека». Охоту следует рассматривать как деятельность, включает ряд умений, в том числе - бегать, лазать, прыгать.
2. Игры и физические упражнения в родовом обществе.
Новая форма общественной организации первобытных людей – родовое общество. Приобретение навыков коллективного труда: земледелие, скотоводство, ремесла, и самое важное – военная организация общины – появление зачатков военного воспитания. Можно сказать, что на данном этапе обряды инициации (посвящение в полноправные члены общины) превратилось в средство воспитания подростков.
3. Физические. упражнения и Игры в период разложения первобытного общества.
Характеризуется более совершенной формой инициаций, связанная с принятием юношей в военное сословие.значительной военной направленностью и с освоением металлопроизводства (развития средств различного назначения:
· военного;
· жизненеобходимого;
· трудового.
II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА
Появление государства, как новой формы управления, приводит к распаду первобытного общества. Появление классов приводит к распаду общества: расслоению. Первые государственные образования возникли в IV-III в.в. до н.э. Изменения в структуре общественных отношений нашли отражение во всех сферах культуры, в т.ч. и в области физического воспитания. Рассмотрим наиболее яркие примеры:
Ê ДРЕВНИЙ ВОСТОК.
А. Месопотамия: развитие ФК связано с непрестанными войнами. Высоко ценились – стрельба из лука, борьба на поясах, кулачный бой, вождение колесницы.
Б. Индия и Персия: Военный характер физического воспитания детей.
В. Египет: XVIII-XII в.в. до н.э. Фрески, на которых изображены физические упражнения, плавание, стрельба из лука и др. В VI-V в.в. до н.э. уже имелись помещения для занятий физическими упражнениями и состязаний.
Ë ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Наивысшего развития физическая культурадостигла в VIII-IV в.в. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений.
Рассмотрим наиболее яркие формы физического воспитания:
а) Спарта.
Недостаточное внимание воспитанию умственных способностей. Характерно воспитанием физических качеств, закаливанию, приучению переносить голод, холод, жажду, выносить боль. Юноши уже 18-20 лет зачислялись в отряды воинов, где они служили до старости.
Девушкам также предназначалось заниматься упражнениями, чтобы будущие дети росли здоровыми.
б) Афины.
Считалось, что необходимо развиваться гармонично. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин. Воспитание детей под присмотром раба или рабыни. С 7-ми лет девочки воспитывались в доме. А юноши посещали школы, в которых изучалось: физические упражнения, нравственные основы, науки.
С 18-ти лет юноши поступали в военные организации – эфебии. Они изучали военное дело и охраняли границы страны.
Нужно отметить, что в Древней Греции I веке до н.э. было 2 метода применения гимнастических упражнений: - гимнастика (общее физвоспитание) и агонистика «агон – состязание, игра, турнир» (специальная подготовка и участие в состязаниях). Олимпийские агоны (праздники).
Ì ДРЕВНИЙ РИМ (VI-I в.в. до н.э.)
Воспитание имело военную направленность. Детей воспитывали исходя из потребностей армии (хотя и в домашних условиях)
Отдельно выделим императорский период (Vв. н.э.), в котором появление наемной армии меняет подход к физическому воспитанию (акцентируется развитие физвоспитания как развлечения и физического развития своего тела). Поражает размах гладиаторских боев в это время. Например император Август устроил морской гладиаторский бой (навмахия) в котором участвовало 19 тыс. чел. Большое количество рабов, участвующих в гладиаторских боях приводило к восстаниям (74-71 г.г. до н.э. Восстание рабов под предводительством Спартака).
III
1. ЕВРОПА (15-17 в. нашей эры)
Характеризуется:
· для рыцарской части населения военной направленностью физического воспитания;
· для народа тезисом: «Тело – прибежище дьявола»;
· церковь сильно влияла на все стороны жизни феодального общества;
· в школах и университетах влияние религии исключало физическое воспитание.
Рыцарству характерно:
· 7-14 лет – роль пажа при доме знаменитого феодала.
· широкое распространение получили верховая езда и битва на разного рода ручном оружии (мечи, копья, шпаги, луки).
· появлению учителей по фехтованию, верховой езде.
Использование пороха и огнестрельного оружия приводит к тому, что рыцарская система изживает себя.
В целом физическое воспитание народных масс проходило стихийно, без участия феодального государства.
АЗИЯ, АФРИКА, АМЕРИКА.
Физическое воспитание в этих регионах отличалось своеобразием народного уклада. Как пример, в средневековом Китае действовал указ о сдаче всякого оружия – ввиду чего стали формироваться искусства самообороны без оружия. Много игр и упражнений у народов Америки были связаны с религиозными, ритуальными обрядами. Африканские племена делали ставку на упражнения, которые применялись в охоте и противостоянии племен.
3. Развитие педагогических идей в эпохуВОЗРОЖДЕНИЯ.
К этой эпохе относятся первые попытки восстановления в памяти людей древних олимпийских праздников, сочетавших в своей основе воспитание воли, ума и тела человека. Имеют место подобие игр, но внутри различных государств, городов.
Так постепенно в мире созревала почва для того, чтобы разрозненные национальные игры могли перерасти в игры международные, что и было осуществлено в конце XIX века.
infopedia.su
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества ( немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие ). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как « свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни.
Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура.
Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества.
Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда.
Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе « Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека.
Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью.
Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития.
Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания.
Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует.
Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата.
В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п..
Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д.
Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры.
В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи.
Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду.
Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества:
1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества.
2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого.
3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?
2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?
3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?
4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
cyberpedia.su
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества ( немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие ). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как « свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни.
Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура.
Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества.
Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда.
Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе « Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека.
Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью.
Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития.
Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания.
Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует.
Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата.
В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п..
Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д.
Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры.
В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи.
Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду.
Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества:
1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества.
2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого.
3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?
2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?
3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?
4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
megalektsii.ru
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Поиск Лекций
Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества ( немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие ). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как « свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни.
Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура.
Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества.
Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда.
Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе « Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека.
Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью.
Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития.
Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания.
Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует.
Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата.
В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п..
Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д.
Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры.
В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи.
Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду.
Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества:
1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества.
2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого.
3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?
2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?
3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?
4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
poisk-ru.ru
Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества ( немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие ). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как « свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни.
Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура.
Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества.
Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда.
Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе « Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека.
Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью.
Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития.
Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания.
Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует.
Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата.
В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п..
Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д.
Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду.
Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры.
В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи.
Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду.
Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества:
1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества.
2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого.
3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?
2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?
3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?
4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?
Читайте также:
lektsia.info
Open Library - открытая библиотека учебной информации
Спорт Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.
просмотров - 99
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Тема 9.
1. Появление примерно 40-30 тыс. лет тому назад простых, примитивных игр и физических упражнений по данным ученых привело к становлению «Человека разумного». Игры и физические упражнения выделяются в самостоятельный вид деятельности и подготовки.
Теории происхождения игр:
а. Биологическая – все трудовые процессы возникли из игр животных. Также, как и у животных у человека имеется избыток сил – в связи с этим он играет. «игра старше труда, а труд есть дитя игры».
б. Культовая теория – Игра как культовое поклонение (животному, воде, солнцу и т.д.)
в.Трудовая теория – Развитие физического воспитания с трудовых позиций. Ф. Энгельс писал, что «труд создал самого человека». Охоту следует рассматривать как деятельность, включает ряд умений, в том числе - бегать, лазать, прыгать.
2. Игры и физические упражнения в родовом обществе.
Новая форма общественной организации первобытных людей – родовое общество. Приобретение навыков коллективного труда: земледелие, скотоводство, ремесла, и самое важное – военная организация общины – появление зачатков военного воспитания. Можно сказать, что на данном этапе обряды инициации (посвящение в полноправные члены общины) превратилось в средство воспитания подростков.
3. Физические. упражнения и Игры в период разложения первобытного общества.
Характеризуется более совершенной формой инициаций, связанная с принятием юношей в военное сословие.значительной военной направленностью и с освоением металлопроизводства (развития средств различного назначения:
· военного;
· жизнекрайне важного;
· трудового.
II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА
Появление государства, как новой формы управления, приводит к распаду первобытного общества. Появление классов приводит к распаду общества: расслоению. Первые государственные образования возникли в IV-III в.в. до н.э. Изменения в структуре общественных отношений нашли отражение во всех сферах культуры, в т.ч. и в области физического воспитания. Рассмотрим наиболее яркие примеры:
Ê ДРЕВНИЙ ВОСТОК.
А. Месопотамия: развитие ФК связано с непрестанными войнами. Высоко ценились – стрельба из лука, борьба на поясах, кулачный бой, вождение колесницы.
Б. Индия и Персия: Военный характер физического воспитания детей.
В. Египет: XVIII-XII в.в. до н.э. Фрески, на которых изображены физические упражнения, плавание, стрельба из лука и др. В VI-V в.в. до н.э. уже имелись помещения для занятий физическими упражнениями и состязаний.
Ë ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Наивысшего развития физическая культурадостигла в VIII-IV в.в. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений.
Рассмотрим наиболее яркие формы физического воспитания:
а) Спарта.
Недостаточное внимание воспитанию умственных способностей. Характерно воспитанием физических качеств, закаливанию, приучению переносить голод, холод, жажду, выносить боль. Юноши уже 18-20 лет зачислялись в отряды воинов, где они служили до старости.
Девушкам также предназначалось заниматься упражнениями, чтобы будущие дети росли здоровыми.
б) Афины.
Считалось, что крайне важно развиваться гармонично. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин. Воспитание детей под присмотром раба или рабыни. С 7-ми лет девочки воспитывались в доме. А юноши посещали школы, в которых изучалось: физические упражнения, нравственные основы, науки.
С 18-ти лет юноши поступали в военные организации – эфебии. Οʜᴎ изучали военное дело и охраняли границы страны.
Нужно отметить, что в Древней Греции I веке до н.э. было 2 метода применения гимнастических упражнений: - гимнастика (общее физвоспитание) и агонистика «агон – состязание, игра, турнир» (специальная подготовка и участие в состязаниях). Олимпийские агоны (праздники).
Ì ДРЕВНИЙ РИМ (VI-I в.в. до н.э.)
Воспитание имело военную направленность. Детей воспитывали исходя из потребностей армии (хотя и в домашних условиях)
Отдельно выделим императорский период (Vв. н.э.), в котором появление наемной армии меняет подход к физическому воспитанию (акцентируется развитие физвоспитания как развлечения и физического развития своего тела). Поражает размах гладиаторских боев в это время. К примеру император Август устроил морской гладиаторский бой (навмахия) в котором участвовало 19 тыс. чел. Большое количество рабов, участвующих в гладиаторских боях приводило к восстаниям (74-71 ᴦ.ᴦ. до н.э. Восстание рабов под предводительством Спартака).
Читайте также
- Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Тема 9.
1. Появление примерно 40-30 тыс. лет тому назад простых, примитивных игр и физических упражнений по данным ученых привело к становлению «Человека разумного». Игры и физические упражнения выделяются в... [читать подробенее]
- Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Тема 9.
1. Появление примерно 40-30 тыс. лет тому назад простых, примитивных игр и физических упражнений по данным ученых привело к становлению «Человека разумного». Игры и физические упражнения выделяются в... [читать подробенее]