ГлавнаяПервобытноеОсобенности этики в период первобытного общества основные персоналии
2. Литература. Особенности этики в период первобытного общества основные персоналии
5. Античная этика: основные направления и персоналии.
Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический и политический характер. В Древней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили значительно быстрее, появилась частная собственность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристократии и демоса, в результате которых победу одержал последний. Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики.
Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других.
Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скептиков. Здесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции. В Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно. Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью. Ведь очевидно, что каждый философ, знакомясь с трудами своих предшественников и полемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал какие-то новые, оригинальные идеи этического характера.
Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Согласно такому пониманию посредствующим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.
Необходимо отметить и значительный прогресс античной этики: переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям. В основе натуралистической концепции лежит ориентация на человека как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир.
6. Этическое сознание эпохи Средневековья.
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Необходимо отметить, что развитие этики в этот период времени также не было лишено социального и политического окраса: высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравенства, подавить возможные протестные движения, укрепить свои позиции. Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень привилегированным институтом.
Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.
Центральные проблемы средневековой этической мысли:
1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;
2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;
3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;
4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.
Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:
1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;
2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;
3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.
Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.
studfiles.net
2. Литература
Семакин, И. Г. Основы алгоритмизации и программирования : учебник / И. Г. Семакин, А. П. Шестаков .— М. : Издательский центр "Академия", 2008 .— 400с.
Информатика : учебник / под ред. Н. В. Макаровой .— 3-е изд., перераб. — М. : Финансы и статистика, 2009 .— 768с.
Информатика для экономистов : учебник / под ред. В. М. Матюшка .— М. : ИНФРа-М, 2006 .— 880 с.
Информатика: учеб. пособие для студентов гуманит. спец. / Федеральное агенство по образованию РФ; Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова; авт-сост. Л. П. Кураков, Н. А. Галанина. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008 .— 532с.
Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: учебник.— М. : ИНФРА-М, 2005 .— 958 с.
Гасанов, Э.Э. Теория хранения и поиска информации: Монография / Э.Э. Гасанов, В.Б. Кудрявцев .— М. : ФИЗМАТЛИТ, 2002 .— 288 с.
Вся литература имеется в наличии в библиотеке института.
Особенности этики в период первобытного общества, основные персоналии.
Особенности античной этики, основные персоналии.
Особенности средневековой этики, основные персоналии.
Особенности этики Нового времени, основные персоналии.
Этика 20-го века и основные персоналии.
Развитие этики в России.
Этика. Основные этические категории, их функции.
Мораль. Функции морали. Моральные нормы и моральные отношения.
Нравственность. Нравственные нормы и нравственное сознание.
Общественное мнение и его функции.
Понятие, сущность и виды профессиональной этики.
Моральные нормы и принципы профессиональной этики.
Отечественный и зарубежный кодексы профессиональной этики.
Специфика нравственных проблем юридической деятельности.
Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.
Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
Справедливость – как высшая ценность юридической практики.
Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.
Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.
Этические и нравственные начала проведения отдельных следственных действий.
Нравственные основы осуществления правосудия.
Нравственные требования к деятельности судебной власти.
Роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса.
Этические основы в содержании выносимых решений..
Этика судебных прений.
Этика обвинительной речи прокурора.
Этика речи защитника.
Этические и нравственные основы деятельности адвоката.
Этические и нравственные основы деятельности нотариуса.
Нравственные основы деятельности юриста фирмы.
Этикет в профессиональной деятельности юриста.
studfiles.net
2. Литература
Семакин, И. Г. Основы алгоритмизации и программирования : учебник / И. Г. Семакин, А. П. Шестаков .— М. : Издательский центр "Академия", 2008 .— 400с.
Информатика : учебник / под ред. Н. В. Макаровой .— 3-е изд., перераб. — М. : Финансы и статистика, 2009 .— 768с.
Информатика для экономистов : учебник / под ред. В. М. Матюшка .— М. : ИНФРа-М, 2006 .— 880 с.
Информатика: учеб. пособие для студентов гуманит. спец. / Федеральное агенство по образованию РФ; Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова; авт-сост. Л. П. Кураков, Н. А. Галанина. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008 .— 532с.
Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: учебник.— М. : ИНФРА-М, 2005 .— 958 с.
Гасанов, Э.Э. Теория хранения и поиска информации: Монография / Э.Э. Гасанов, В.Б. Кудрявцев .— М. : ФИЗМАТЛИТ, 2002 .— 288 с.
Вся литература имеется в наличии в библиотеке института.
Особенности этики в период первобытного общества, основные персоналии.
Особенности античной этики, основные персоналии.
Особенности средневековой этики, основные персоналии.
Особенности этики Нового времени, основные персоналии.
Этика 20-го века и основные персоналии.
Развитие этики в России.
Этика. Основные этические категории, их функции.
Мораль. Функции морали. Моральные нормы и моральные отношения.
Нравственность. Нравственные нормы и нравственное сознание.
Общественное мнение и его функции.
Понятие, сущность и виды профессиональной этики.
Моральные нормы и принципы профессиональной этики.
Отечественный и зарубежный кодексы профессиональной этики.
Специфика нравственных проблем юридической деятельности.
Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста.
Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности.
Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
Справедливость – как высшая ценность юридической практики.
Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания.
Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.
Этические и нравственные начала проведения отдельных следственных действий.
Нравственные основы осуществления правосудия.
Нравственные требования к деятельности судебной власти.
Роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса.
Этические основы в содержании выносимых решений..
Этика судебных прений.
Этика обвинительной речи прокурора.
Этика речи защитника.
Этические и нравственные основы деятельности адвоката.
Этические и нравственные основы деятельности нотариуса.
Нравственные основы деятельности юриста фирмы.
Этикет в профессиональной деятельности юриста.
studfiles.net
Мораль рабовладельческого общества - Этика Библиотека русских учебников
В рабовладельческом обществе, которое пришло на смену первобытно, отношения между людьми, в том числе и моральные, претерпели существенных изменений. Рабство было форме социальной связи, при котором гнет и господство ния стали открытыми, беспощадными, жестокими. Как решающий фактор прагматично эффективных отношений между различными социальными слоями общества возникло государство. Благодаря ей можно было содержать громадный в армию рабов. Действовал и негосударственный принуждение, к которому прибегали рабовладелецники.
На мораль рабовладельческого общества, основное внимание традиционно обращают на отношения между рабовладельцами и рабами, эксплуататорами и эксплуатируемыми, недооценивая отношения свободных граждан - ячейку общества, в которой проходил нравственный прогресс (для истории науки о морали проблема прогресса морали является одной из основных.
Положение рабов было совершенно бесправным. Рабовладельцы относились к ним как к вещам,"орудия, говорит"Рабов можно было продать, разлучить с родными, принудить к любой работе, жестоко наказать, даже убить (в. Спарте периодически выборочно их уничтожали). Считалось,"пусть рабы ненавидят рабовладельцев, лишь бы они их боялись"(высказывание приписывают римскому императору. Калигуле (12-41)). Ра лий держали в постоянном страхе, систематически унижали, чтобы сломить их волю, веру в себя. Рабовладелец по каждому из них пытался сделать покорную, тупую существо, вся жизнь которой сводилось бы к работе, с поживання пищи и сна соответствии проявление рабом собственного достоинства расценивался как неуважение к хозяину, вызов ему, а потому жестоко наказывался. Раба можно было не стесняться. Римские. Матрены (уважительные замужние же инки), например, в период упадка древнеримской цивилизации спокойно раздевались перед рабами и даже позволяли себе при них любовные утехии собі при них любовні втіхи.
Однако лишь принудительными методами удержать рабов в повиновении было невозможно. Поскольку на них возлагались многочисленные функции, возникало множество ситуаций, в которых поведение рабов не могла быть однозначно регламент руемого, а служители государства и хозяева не могли проследить каждый их шаг. Назрела необходимость превратить некоторые требования к рабу на его самовимогу, моральные. С этой целью выгодные для рабовладельцев нормы поведения рабов поднимались в ранг надлежащих, всеобщей и объективных, которые якобы не зависящие от сознания и воли людей. Обычаи, традиции, зародыши морали первобытнообщинного общества или отвергались и заменялись другими, или приспосабливались к условиям рабовладельческого строя. Рабу часто навязывали мысль, что хозяин и его семья являются естественными его повелителями, призванными заменить йом в род и утраченную родину. В. Римской империи среди рабов насаждали особый культ"гения"хозяина. Все это свидетельствовало о попытках рабовладельцев повлиять на мораль рабов. Однако формирование морали в ра бовласницькому обществе не было сознательным, целенаправленным идеологическим процессом, осуществляемым рабовладельцами, как это утверждали представители марксистско-ленинской этико-ленінської етики.
Отношение рабов к своим хозяевам было противоречивым. В нем сочетались покорность, стремление угождать хозяину, раболепия перед ним глубоко скрытые неприязнь, злость, оказывались в порчи. УНИ орудий труда, инвентаря, другого имущества хозяина, когда выпадала возможность сделать это безнаказанно, в стихийных бунтах и ??восстаниях. Бесспорно, в отношении рабов к своим хозяевам доминировала ненавистить.
Исторические источники сохранили сравнительно мало сведений об отношениях между рабами и их мораль. Разобщенность, разноязычие, этническая пестрота рабов мешали выработке ими единой морали, которая отражала а бы их интересы. Эти отношения не были высоконравственными. Только восстание сплачивали рабов, способствовали формированию некоторых высоких нравственных чувств и качеств (отказ от покорности, унижения, пробудже ния чувство собственного достоинства, мужество и сила духа). При таких обстоятельствах и среди рабов заявляли о себе выдающиеся личности (Спартак,. Эпиктет). В отношении к поработителям жестокость восставших рабов не имела меа меж.
Поскольку рабовладельческий строй обеспечивал общественный порядок, который создавал пространство для развития духовной культуры, в том числе и морального, свободных граждан, то наука о морали, ее историю исследует на асамперед взаимоотношения между ними. Особенно гармоничными были отношения свободных граждан в демократических городах-государствах (полисах), прежде всего в. Афинах их граждане могли свободно выражать свои взгляды, имели высокое чувство собственного достоинства. О моральные качества граждан. Греции свидетельствуют поэмы. Гомера"Илиада"и"Одиссея""Гомера герои, - говорится в предисловии к"Одиссее", перевод на украинский язык которой. ВВИ йснив. Борис. Тен, - идеал для обычных людей. Мудрость. Одиссея, его дипломатический талант сочетаются у него с мужеством, большой физической силой, ловкостью, сноровкой в ??бою, необычайной силой воли стойкостью и выдержанностью,. Одиссей - патриот не померкнет никогда трогательная фигура. Пенелопы - один из самых замечательных образов женщины во всей мировой литературе. Это образ верной, неизменчивой жены, мудрой хозяйки, доброй матери и наставницы единого любимого сынаброї матері й наставниці єдиного улюбленого сина".
Об уровне морали свободных граждан рабовладельческого общества, в частности древнегреческого, свидетельствуют моральные качества, которые высоко ценились (добродетели): мужество, умеренность, щедрость, роскошность, велико одушнисть, умеренное честолюбие, кротость, правдивость, общительность, любезность, справедливость, а также те, что осуждались (моральные недостатки): трусость, предельная бесстрастие, скупость мелочность, малодушие, отсутствие честолюбия, кротость, грубость, несправедливость. В некоторых городах-полисах необходимость реализовать лицом определенные свои способности поднималась в ранг морал ьних требований (например, физическое самосовершенствование в. Спарте) время греки несколько недооценивали трудолюбие. Например,. Аристотель, описывая достоинства, присущие свободному человеку, не нашел среди них места ни трудолюбию, ни производным от него качествам, поскольку оно считалось добродетелью черни. Но военная деятельность, управление государством, философская и художественное творчество, ремесло - тоже рабо я. Очевидно, в рабовладельческом обществе в неуважение была грубая физическая работа, а любая творческая работа называлась искусством. Правда, некоторые свободные граждане (иногда довольно родовитые и богатые) тоже труд валы физически. Так, жена. Алкиноя, правителя феаков,. Арета"пряжу сучит пурпурно"вместе с рабами; богоподобный красавица. Навсикая стирает белье; выполняет физическую работу и. Пенелопа, супруга. Одиссея, а сам. Одиссей - на все руки мастер ("Одиссея"йстер ("Одіссея").
Отношения в рабовладельческом обществе были значительно сложнее, багатоманитнишимы, чем их можно представить, пользуясь вульгарными социологическими схемами. Мол, в"Одиссее"Гомера раб всегда лжецы ный, хитрый, корыстолюбивый, злой, то есть олицетворением всех негативных моральных качеств. Однако поэма не подтверждает этого тезиса. Гомер наделил высокими моральными качествами свинопаса. Эвмея; подобрал теплые слова для создания образа рабыни. Эвриклее; изобразил большинство слуг. Одиссея верными ему и. Пенелопе, порядочными в сложных жизненных ситуациях. Положительные моральные качества имеет также пастух-слуга царя. Лая ( отца. Одиссея) в произведении. Софокл творі. Софокла.
На первый взгляд, расписание первобытнообщинного строя сопровождался упадком морали. Такие рассуждения высказывал не один автор, начиная с древнегреческого поэта. Гесиода. Мораль (точнее нравственность, хара актер реальных отношений между людьми) первобытнообщинного общества большинство из них считала идеальной, а тогдашнее общество - золотым веком в истории человечества, которая безвозвратно прошла. Элементы. Носта льгии за"первобытным коммунизмом"время от времени наблюдаются и нинуються і нині.
Такими были реалии нравственного бытия классического периода рабовладельческого общества, прежде всего в демократических государствах. Греции. Впоследствии, в период его кризиса, произошла нравственная деградация, что проявлялась в праздности, паразитическому существовании, развраті.
При анализе морали рабовладельческого общества традиционно основное внимание обращают на мораль античности (древнегреческого и древнеримского обществ). Причиной этого является евроцентризм (переоценка достиг гнень культуры. Европы и недооценка ли игнорирование достижений неевропейских стран) или недостаточная осведомленность со спецификой морали стран. Азии и. Африки. Правда, для этих государств были характерны деспотизма м, бесправия, произвола, предельная жестокость, различные излишества, сказочная роскошь и богатство правителей. Это свидетельствует о разительное отличие морали деспотических рабовладельческих государств. Востока от морали ант ичних рабовладельческих государств. Существенными были различия и между моралью. Греции и. РимРиму.