Когда первобытный человек начал осваивать территорию астраханского края. В Астраханской области откопали древнюю стоянку
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этапы этнической истории Астраханского края. Когда первобытный человек начал осваивать территорию астраханского края


ДРЕВНИЕ ПЛЕМЕНА

 С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых история не сохранила. Однако специалисты-археологи отличают их по способам захоронения покойников.

 

 В 3 тыс. до н.э. в степной полосе от реки Эмбы до Днепра сложилась культурно-историческая общность людей, получившая название древнеямной культуры. Эти племена хоронили умерших в могильных ямах, над которыми создавались земляные курганные насыпи.

 Это время характеризуется распространением каменных орудий труда, появлением каменной посуды, изобретением лука и стрел. Археологические исследования обнаружили многочисленные археологические стоянки в районе Атырау (бывшая Гурьевская) и Астраханской областей. На всех стоянках можно найти разнообразные кремневые орудия обычно небольших размеров, кожевидные пластинки, различной формы скребки, проколки, наконечники стрел. Люди того времени занимались охотой и рыболовством. В это время начало развиваться скотоводство в нашем крае.

 Во 2 тыс. до н.э. здесь обитали племена катакомбной культуры. Они хоронили своих умерших не в яме, а в катакомбе, вырытой из стен ямы. Курганы катакомбной культуры находятся на правобережной части Волги. в погребениях под курганами встречаются бронзовые орудия труда, украшения, глиняные сосуды, поверхность которых была сплошь покрыта орнаментом в виде треугольников, кругов, крестов. Кругами и крестами изображали солнце, которое считали творцом всего.

 В это время произошли огромной важности изменения в уровне развития производительных сил. Человек научился обрабатывать самородную медь, затем изготовил сплав из меди и олова, стал делать орудия из бронзы – ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий. Источником изучения общества эпохи бронзы являются следы поселений, а также захоронений, над которыми создавались земляные курганные насыпи. На территории нашей области в Черноярском, Ахтубинском и Енотаевском районах расположены многочисленные курганы времен бронзы, которые являются древнейшими и крупнейшими могильными насыпями Европы.

 В 1 тыс. до н.э. на территории области обитали племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. В курганах находили от 1 до 20 захоронений. Кроме одиночных погребений, в могилах встречаются парные, иногда погребены вместе мужчина, женщина и дети. Такие погребения доказывают, что у племне-срубной культуры сложилась семья, состоящая из мужа, жены и детей.

 Первое тысячелетие до н.э. было временем значительных социально – экономических изменений в жизни родового общества не только на территории нашего края, но и всего человечества. Люди осваивают железо, которое сначала использовали для изготовления украшение, а впоследствии, благодаря своей прочности, железо получает мировое применение. Древние волжане тоже переходят к плавке железа, изготовлению из него основных орудий производства и оружия. Население того времени занимается скотоводством.

 В 7 веке до н.э на территории нашей области появились скифы, которые являлись потомками срубников. «Большая часть скифов, начиная от Каспийского моря, называется даями, живущих далее к востоку зовут массагетами и саками, а прочих называют вообще скифами, но каждое племя имеет и частное имя. Все они ведут по большей части кочевую жизнь… Одни из даев называются апарнами , другие ксандиями, третьих писсурами. Апарны ближе всех прочих прилегают к Гиркании и к Каспийскому морю» (Страбон).

www.1amd.ru

ИСТОРИЯ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

Исторический очерк об истории Астраханского края

Северный Прикаспий человек заселил в конце каменного века. К тому времени уже сложились современный рельеф и современные растительные зоны, в том числе и наша степь. Освоение человеком прикаспийских степей происходит между XII и X тысячелетиями до нашей эры.Стоянки и поселения древнейших обитателей Северного Прикаспия располагались по берегам озёр, водоёмов и рек.Древние люди занимались в основном рыболовством, но во многих поселениях встречаются кости овец и других домашних животных, что говорит оначале развития скотоводства. Многие исследователи рассматривают  Прикаспий как область раннескотоводческого хозяйства. Поселения были невелики, по площади в среднем не более 200 квадратных метров.

САРМАТЫ

Среди многочисленных племён оставивших свой след в истории всего Нижнего Поволжья и нашего края, наиболее известны савромато-сарматские племена. Сарматы считались прекрасными войнами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья.Основная масса сарматов, обитавших в степях нашего края, занимались скотоводством, разводили крупный скот, овец и коз. Образ животных, особенно барана, занимал особое место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто баранов изображали на ручках сосудов, мечей.

   

ГУННЫ

В 375 году на Нижней Волге появились гунны и разгромили сарматские племена. Первоначально гунны жили в Забайкалье и занимались скотоводством. Особенно любили они лошадей. Постоянных жилишь у них не было, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепь.

БУЛГАРЫ И ХАЗАРЫ

Родственные между собой племена хазар и булгар пришли с востока и поселились в степях Приазовья и Прикаспия. В Приазовье булгары создали государство Великую Булгарию. Но оно просуществовало недолго. Хазары сокрушили его. Оставшиеся на Северном Кавказе хазары заняли степи между Азовским и Каспийским морями и создали одно из сильнейших государств того времени. В VII веке могущественным государством  Восточной Европы стало Хазарское. На его территории жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племён, русские.

ПЕЧЕНЕГИ

В начале XI века тюркоязычные печенеги появились в восточно-европейских степях. Печенеги разрушили хазарские поселения и города, перерезали торговые пути Хазарии. Несмотря на свою воинственность и новый вид оружия, печенеги не стали хозяевами поволжских степей. Сначала им мешали хазары, а затем половцы. В волнах половецкого нашествия потонули как хазары, так и печенеги.

ПОЛОВЦЫ

В XI веке степи Нижнего Поволжья стали заселять пришедшие с востока кочевые племена, которые русские источники называли половцами, западные—команами, арабо-персидские—кыпчаками.

   

МОНГОЛЫ

В 1230 году тридцатитысячный монгольский отряд завоевателей появился в прикаспийских степях. Монголам очень нравились наши степи. «Во всём мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих»,--эти слова один из самых древних персидских авторов Джузджани приписывал старшему сыну Чингизхана Туши, или Джучи, которому в качестве улуса были назначены эти земли, но их  предстояло ещё завоевать, что осуществил старший сын Джучи—Бату. Mонголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255+), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Столицы: Сарай-Бату (Нижняя Волга, Ахтуба, городище около с.Селитренного Астраханской области), с первой половины XIV - Сарай-Берке (Нижнее Поволжье, в нынешней Волгоградской области). Территория Золотой Орды была поделена на улусы. Bласть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и области рассылались даруги, гл. обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили осн. командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие воен. содержание, добычу и т.д.). Oрда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии,Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и др. территориях строились города.

ЗОЛОТАЯ ОРДА

В 1242-1243 гг. Бату остановился в Нижней Волге, основав здесь Орду, позже получившую название Золотой Орды. Центром этого государства стал Астраханский край. На территории современного села Селитренное в Астраханской области остались следы столицы Золотоордынского государства - города Сарай-Бату, расположенного на берегу реки Ахтубы. САРАЙ—БАТУГородище у с.Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату ("город Батыя"), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город был основан между 1242 и 1254 годами и вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичними узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские. Население Сарая представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные по берегам Волги и ее протоков, были затоплены водой, и жителям пришлось их покинуть. Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. АС--ТАРХАНB 12 километрах выше современной Астрахани в конце XIII в. на правом берегу Волги на высоком бугре возник один из крупнейших городов Золотоордынского государства, названный путешественниками Ас-тархан (Хаджи-тархан). Название Ас-тархан город получил по всей вероятности от того, что в этих краях жили асы - потомки сарматских племен, получившие от Бату-хана грамоту - тархан. Именно асы, получившие тарханную грамоту и дали название городу. Ас-тархан считался крупнейшим международным центром торговли. B 1395 г. среднеазиатский правитель Амир Темур со своим войском преследуя золотоордынского хана Тохтамыша прошелся по землям Золотой Орды. Зимой 1395 г. город Ас-тархан готовился к обороне. Из кусков льда жители построили мощную стену, но правители открыли ворота города без сопротивления. Темур отдал город на разграбление своему войску, затем поджег его. Та же участь постигла и другие золотоордынские города. B 1966 г. начались археологические раскопки золотоордынской Астрахани(сегодня эта территория застроена заводами). Были обнаружены землянки бедняков,образовавшие улицу, ведущую к Волге. В одной из землянок в очаге нашли клад монет XIV века, всего было обнаружено 208 монет. 3олотая Орда в конце XIV века после нашествия Амира Темура потеряла свое прежнее влияние и силу. Она распалась на ряд ханств, одним из которых стало Астраханское ханство, которое выделилось из состава Золотой Орды в 1459 году.

   

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

Aстраханское ханство было типичным феодальным государством. Население занималось кочевым скотоводством. Центром ханства стала средневековая Астрахань. В 1473 г. в Астрахани побывал Амброзио Контарини - посол "Светлейшей Венецианской республики", который направлялся к Персию. Из его воспоминаний видно, что Астрахань в то время была небольшим городом, окруженным низкою стеною. Венецианские, хорезмские, бухарские, казанские, крымские, русские купцы осуществляли торговлю в Астрахани или провозили свои товары через этот город в другие страны. В Московию везли хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, сахар, мыло, ожерелья и другие товары. ЗАВОЕВАНИЕ АСТРАХАНСКОГО ХАНСТВА РОССИЕЙB первой половине XVI в. Астрахань начинает привлекать внимание Турции, Крымского ханства, Ногайской Орды и является своеобразным "яблоком раздора" между ними. Астрахань привлекает их в силу своего удачного географического положения и в связи с этим они стремились утвердиться в низовьях Волги в военно-стратегических и торговых целях. Однако Московское государство также было заинтересовано в укреплении своих юго-восточных границ, имея военное и торгово-экономическое преимущество перед своими соперниками. B то время Астрахань не обладала достаточной политической и военной силой. Обычным разрешением спора являлись военные набеги на Астрахань, то есть ее разорение становилось обычным делом. B 1547 г. после набега крымцев в Астрахани был посажен крымский ставленник Ямгурчей, придерживающийся оппозиционной политики по отношению к Московии. После этих событий осложняются взаимооотношения крымцев с ногайцами, последние принимают московскую ориентацию. В 1548 г. в Москву направляется посольство ногайцев с речами "о дружбе" и просьбой отпустить в ногайские улусы бывшего астраханского царевича Дербыш-Али, жившего в то время в Москве. Стремление ногайцев вполне понятно: они хотели видеть ханом Астрахани своего представителя. В начале 1549 г. Дербыш-Али был отпущен в Астрахань. Но события разворачивались молниеносно и московский посол, прибывший в Ногайскую Орду вместе с Дербыш-Али встретил там враждебное отношение. Оно было связано со сменой ногайского правителя, занявшего прокрымскую позицию и отвергшего кандидатуру Дербыш-Али на астраханский престол. Hа время внимание Москвы было направлено на "казанское дело". После завоевания Казанского ханства в 1552 году судьба Астраханского ханства была предрешена, путь в низовья Волги и на Каспий был открыт. Опасаясь устремлений Москвы Крым и Турция объединяются, активизировав свои действия в Астрахани. Предпринимаются попытки создания мощной антимосковской коалиции. B 1551 г. астраханский хан Ямгурчей пытается убедить московского царя в дружбе и желании развивать торговые связи. Но прибывший вслед за этими уверениями посол из Москвы Севастьян Авраамов был в Астрахани арестован и сослан на один из островов Каспийского моря. Согласно летописи, этот поступок Ямгурчея вызвал гнев Ивана Грозного, решившего послать рать в Астрахань "за свою обиду и срамоту, яже царь Ямгурчеев обеты своя изменил и посла ограбил". Скорее всего этот поступок Ямгурчея был вызван влиянием крымско-турецкого натиска. Война с Россией казалась неизбежной. Иван IV сообщил брату ногайского хана Измаилу через посла Микулу Бровцына в январе 1554 года о своем желании "делать астраханское дело" по весне. Еще раньше в октябре 1553 года Иван Грозный оговаривал "астраханское дело" с ногайскими мурзами в Москве. Обсуждение вопроса о судьбе Астрахани на самом высоком государственном уровне свидетельствовало о стремлении России утвердить там свое влияние. План завоевания Астрахани предусматривал движение по Волге на стругах тридцатитысячного войска "со многими пушками и со всяким воинским снарядом под командованием воеводы и князя Юрия Ивановича Пронского-Шемякина. Вместе с ним находился и претендент на астраханский престол Дербыш-Али. 1 июля 1554 г. силы русских должны были встретиться с конницей Измаила у Переволок, откуда совместными усилиями двинуться к Астрахани. Войско русского царя было немногочисленным, но царь возлагал огромные надежды на храбрость и опыт своих военачальников. Ранней весной войско выступило из Нижнего Новгорода. В конце июня, подойдя к назначенному месту, русские войска не встретили там ногайского мурзу Измаила. Разведывательным отрядом были схвачены "языки", от которых была получена информация об Астрахани: в городе войск нет, людей немного, царь Ямгурчей своит на Цареве протоке". Русские войска подошли к городу 2 июля 1554 года и не встретитив сопротивления,заняли Астрахань. Ямгурчей бежал. На астраханский престол был посажен Дербыш-Али, который торжественно присягнул на верность Москве. В случае его смерти вопрос о престолонаследии решал царь. Русские получили право лова рыбы по всей Волге от Казани до моря вместе с астраханскими ловцами. Ногайскому мурзе Измаилу разрешалась беспошлинная торговля с Москвой в течение трех лет. Князья, мурзы, духовенство, народ присягнули на верность русскому царю. Астраханское ханство становилось полностью зависимым от государства Российского. Войско покинуло Астрахань, оставлены только стрельцы и казаки под началом боярского сына Петра Тургенева. Однако перепетии истории складывались так, что русским войскам суждено было вновь "завоевывать" Астрахань. B 1555 году князем Ногайской Орды становится Измаил, но тут же он был вынужден начать борьбу с родственниками своего брата Юсуфа и Ямгурчеем,желавшем вернуть себе Астраханское ханство. В эту борьбу включился и Дербыш-Али,чувствуя свое довольное шаткое положение.Он идет на союз с детьми Юсуфа и в результате удачных дипломатических и военных действий ему удается обратить в бегство Измаила. Почувствовав уверенность Дербыш-Али пренебрегает замечаниями царского наместника и предлагает последнему покинуть Астрахань. Фактически это означало разрыв вассальных отношений с Москвой. Дербыш-Али склонялся к принятию прокрымской ориентации. На помощь Тургеневу подошел отряд стрельцов Шригория Кафтырева.Боясь расправы за измену Дербыш-Али бежал. Но Москве решили конфликт мирным путем, сохранив власть в Астрахани за Дербышем и освободив Астрахань на год от уплаты дани. Дербыш-Али был пославлен в сложное положение - потеряв доверие Москвы и нажив себе врага в лице Измаила. Весной 1556 года к Переволоке направился отряд атамана Филимонова, который разбив астраханский отряд остановился недалеко от Астрахани в ожидании основных сил русских сил. В начале августа 1556 года Астрахань, как и в 1554 году, сдалась без боя. Дербыш-Али бежал в Азов, а затем в Мекку. Последние астраханские ханы нашли прибежище в Бухаре у Шейбанидов. Позже представители астраханских ханов будут основателями Аштарханидской династии в Бухарском ханстве. Сейчас Астрахань очень миролюбивый город в составе России. Здесь вы не встретите брожение в умах и желание обособляться. Да, и в правду сказать, многие современные Астраханцы, занятые повседневными заботами, даже и не подозревают о былом могуществе и независимости Астраханского Ханства.

asthistory.narod.ru

Этапы этнической истории Астраханского края

 

 

(А.В. Сызранов «Этносы и этнические группы Астраханской области»

Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.)

     Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством.

В IV тыс. до н.э. в Северном Прикаспии наступил энеолит - медно-каменный век. В развитии производительных сил произошли огромной важности перемены. Человек освоил металлы и научился обрабатывать самородную медь. Расширилась зона производящего хозяйства. В степях нашего края скотоводство становится ведущей формой производящего хозяйства. В регионе обнаружены десятки энеолитических стоянок и могильников.

В эпоху бронзы (III - начало I тыс. до н.э.) наш край входил в зону расселения последовательно сменявших друг друга племён ямной, катакомбной и срубной археологических культур. Назывались они так по способу захоронения умерших: в простых грунтовых ямах под курганными насыпями – у ямников; в глубокой могиле, в специальной нише в боковой стенке – катакомбе, под курганами – у катакомбников; в подкурганных могилах, стенки которых укреплялись деревянными срубами – у срубников. Эти культуры многие исследователи относят к праиндоевропейской («арийской») языковой общности. Ямники, катакомбники и срубники - пожалуй, первые этнокультуры на территории Нижней Волги и соседних степных пространств. Хозяйство этих племён было комплексным, всё большую роль в котором с течением времени стало приобретать кочевое скотоводство. У срубной культурно-исторической общности скотоводство составляло уже основу экономики. С XVII в. до н.э. начинается расселение срубных племён на юг, на территорию Средней Азии, Ирана и Индии, а также на запад, на территорию Европы и Передней Азии. Многочисленные племена, входившие в срубную культурно-историческую общность, сами себя называли «арья» или «арии». С их расселением по Азии и Европе связано нынешнее языковое и культурное родство индоевропейских и индоиранских народов. Кроме того, исследователи полагают, что у срубников на рубеже III и II тысячелетий до н.э. сложилась развитая ведическая религиозная система, из которой позже сформировались такие «арийские» религии, как зороастризм и индуизм.

С VII в. до н.э. по IV в. н.э. в Нижнем Поволжье обитали потомки срубников - савромато-сарматские племена. Это были ираноязычные кочевники, которых античные источники вначале именовали «савроматы», затем «сарматы», а с первых веков новой эры - «аланы» (по названию наиболее крупного сарматского племенного союза). Нам известны названия многочисленных сарматских племён – сирматы, роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.

IV в. н.э. - гуннская эпоха. В 375 г. на Волге появились пришедшие из глубин Азии орды гуннов, разгромившие аланские племена. По мнению некоторых исследователей, гунны были тюркоязычны (хотя есть и другие точки зрения об их языковой принадлежности). К моменту своего вторжения в Восточную Европу гунны представляли собой уже конгломерат многочисленных тюркоязычных, монголоязычных, финно-угорских и ираноязычных племён. Покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз третьи, гунны продвинулись через степи Нижнего Поволжья в Европу, где вступили в противоборство с ещё могущественной Римской империей и германскими варварскими королевствами. Нашествие гуннов положило конец господству в евразийских степях ираноязычных европеоидных кочевников и знаменовало начало эпохи тюрко-монгольских кочевников. Для Нижнего Поволжья это время можно условно назвать «тёмным веком» по причине скудости наших знаний о нём (в т.ч. и об этнической ситуации). Известно только, что вместе с гуннами в степи Восточной Европы впервые приходят тюркоязычные племена.

V-VII вв. условно можно определить как дохазарское время, когда территорию региона постепенно заселяют тюркоязычные племена. Завершается многовековое господство в степях ираноязычных кочевников. Однако, на Нижней Волге продолжают обитать остатки аланского населения. В конце VI в. степи Нижнего Поволжья и Северного Предкавказья вошли в состав Тюркского каганата. Но уже в начале VII века это государство начали раздирать внутренние смуты, и в Предкавказье сложилось два союза племён: Великая Болгария и Хазарский каганат; в последнем основу населения составили тюркоязычные хазары и савиры. В 40-х гг. VII в. хазары покорили ослабевшую Великую Болгарию, поглотив её земли и население.

VII-X вв. – эпоха Хазарского каганата. После завоевания Великой Болгарии влияние хазар распространилось почти на всё Северное Причерноморье и Крым. Племенной союз начал превращаться в сложно устроенное государство. В состав каганата входили как степные пространства с кочевым населением, так и оседлые области – Предкавказье, Крым, Приазовье, Дон. Столичные города – Беленджер и Семендер – располагались на территории предгорий в нынешнем Дагестане. С VIII в. столичным центром Хазарии, вследствие арабо-хазарских войн за Кавказ и поражения хазар, стал нижневолжский регион. Именно здесь возникла новая (и последняя) хазарская столица – г. Итиль, до сих пор точно не локализованный археологами. Основным населением Хазарии были тюркоязычные хазары и булгары и ираноязычные аланы, которых объединяют в археологическую салтово-маяцкую культуру. В Итиле проживало многонациональное население (помимо, естественно, трёх «салтовских» народов, также арабы, евреи, славяне и др.), имелись мусульманские мечети, христианские храмы, иудейские синагоги. Кроме того, в городе жило много тюрков-язычников.

XI – первая треть XIII вв. – домонгольский период. В Нижнем Поволжье в это время известен город Саксин, или Саджсин (возможно, возникший на месте прежнего Итиля, разрушенного в 965 или в 968 г. киевским князем Святославом), в котором проживали тюркоязычные огузы (или гузы), хазары, булгары, ираноязычные аланы, часто бывали арабские и славянские купцы и др. В науке есть мнение, что домонгольское население Нижней Волги, изучение которого ведётся в последнее время, в основном, по материалам Самосдельского городища (у с. Самосделка в Камызякском районе Астраханской области), представляло собой некую культурную общность, известную из русских летописей под названием «саксины» и сложившуюся на основе гузского и булгарского этнических компонентов.

В золотоордынский период истории Нижнего Поволжья (XIII-XV вв.) основную массу населения городов и степи составляли тюркоязычные кипчаки. Завоеватели-монголы достаточно быстро растворились в массе своих тюркских подданных. С XIV в. за тюрко-мусульманским[1]   населением Золотой Орды, или Улуса Джучи, закрепилось собирательное и объединяющее название «татары». В городах же Золотой Орды, в частности, в столице джучидской империи г. Сарай (Сарай ал-Махруса - «Дворец Богохранимый», или Сарай-Бату – совр. Селитренное городище в Харабалинском районе Астраханской области) проживало многонациональное население, представленное, помимо собственно монголов и кипчаков, русскими, арабами, армянами и др. Кроме Сарая, в регионе находились и другие значительные золотоордынские города (например, на месте нынешнего райцентра Красный Яр и у пос. Комсомольский в Красноярском районе). Важным в религиозном плане для всей Золотой Орды был комплекс ханских мавзолеев около нынешнего пос. Лапас в Харабалинском районе. В дельте Волги известны Чёртово городище в Икрянинском районе, поселение Мошаик на северо-восточной окраине Астрахани, поселение и ремесленный центр на буграх Тумак-Тюбе и Хан-Тюбе в Приволжском районе, поселения и могильники на буграх южнее сёл Икряное, Маячное, Началово, Татаро-Башмаковка, Килинчи. Видимо, благоприятные природные условия дельты Волги, заливные луга, на которых можно было выпасать скот, плодородные почвы, пригодные для земледелия, привлекали сюда население. Золотая Орда была государством с развитой экономикой, основу которой составляли доходы от обеспечения торговли по Великому Шёлковому пути из Азии в Европу и по Волжскому торговому пути.

После распада Золотой Орды на территории региона образовалось одно из постзолоордынских государственных образований – Астраханское ханство со столицей в г. Хаджи-Тархан (совр. городище Шареный Бугор в 11-12 км выше Астрахани). Оно возникло ок. 1459-1460 гг. (хотя есть мнение, что о самостоятельности ханства можно говорить только с 1502 г.) и было присоединено к Российскому государству в 1556 г. Основным населением ханства, как это следует из источников, были тюркоязычные «татары».

Середина XVI – XVII вв. После завоевания Астраханского ханства русские в 1558 г. основали на левобережье Волги новую Астрахань. Первым и основным населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки. Однако, по мере роста города в конце XVI – первой трети XVII в. и возникновения его новых частей – Белого и Земляного «городов», в Астрахани стало появляться многонациональное население - служилый, торговый и ремесленный люд: собственно русские, юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» - выходцы из Средней Азии (Бухарского и Хивинского ханств), немцы и др. В низовье региона в этот период возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). Степные пространства заселяют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестностях Астрахани) и кочевники-калмыки (последние – с XVII в.).

В XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев (казанских и мишарских). В конце столетия на территории Астраханской губернии (учреждена указом Петра I в 1717 г.) начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены. В г. Астрахани продолжает формироваться многонациональное русско-восточное население. Значительной частью городского населения в этот период, наряду с русскими и татарами, становятся армяне.

XIX – начало XX в. На территории Астраханского края появляются казахи (с 1801 г.), новые группы средневолжских татар-переселенцев. В Астрахани возникает еврейская община. Именно в этот период окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. Также к началу XIX в. сложились основные хозяйственно-культурные типы: морские рыболовы и охотники на морского зверя (русские-ловцы Каспийского взморья), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены). Своеобразным промыслом было чумачество – солеизвоз, которым занимались украинские переселенцы.

В советскую эпоху (1917-1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в Астраханском крае (с 1943 г. - области) не происходило. Необходимо только отметить переселение в область в 1947 г. русских-липован, а также, во второй половине XX в., мигрантов с Северного Кавказа (в основном, даргинцев), цыган и отдельных групп российских немцев, возвращающихся из мест депортации. По данным Всесоюзных переписей 1959-1989 гг. фиксировался общий рост населения области за каждые 10 лет в среднем на 50-70 тыс. чел.

Конец XX – начало XXI в., или 1990-2000-е гг. - в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов – в результате превышения смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев – в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос - казахи, несмотря на кризисные 90-е годы, сохранил динамику неуклонного роста.

С эпохи «перестройки» в СССР началось т.н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское «Дуслык» («Дружба»), казахское «Жолдастык» («Товарищество»), ногайское «Бирлик» («Единство»), туркменское «Ватан» («Родина»), армянское «Арев» («Солнце»), еврейское «Тхия» («Возрождение»), немецкое «Хоффнунг» («Надежда») и др. Стали регулярно отмечаться национальные праздники: татарский Сабантуй (с 1989 г.), калмыцкий Цаган Сар (с 1992 г.), тюрко-иранский Наурыз, или Навруз (с 1994 г.), Дни Славянской письменности и культуры (с 2000 г.). Некоторые общества стали издавать свои газеты (татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), «Немецкое Астраханское обозрение» и др.). В ряде образовательных учебных заведений области общего, среднего и высшего уровней начали преподаваться национальные языки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий и др.).

Население Астраханской области на сегодняшний день чуть превышает 1 млн. чел. В регионе представлены более 100 национальностей. Преобладающее население – русские (70 %), казахи (14,2 %) и татары (7 %), однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов Кавказа. По языковой принадлежности современное население принадлежит к следующим языковым семьям: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). На территории региона проживают представители наций как дореволюционного (русские, украинцы, татары-переселенцы), так и советского (казахи) периодов формирования, народностей (ногайцы, цыгане и др.) и субэтнических групп (липоване, юртовцы и др.).

 

[1] В первой четверти XIV в. Золотая Орда приняла ислам в качестве государственной религии.

etnokonf.astrobl.ru

История Астраханского края

Тема: «История Астраханского края»

Цель

*познакомить уч-ся с историей Астраханского края;

*формирование у уч-ся умений и навыков работы с историческими материалами, картами;

*воспитывать чувство любви к своей малой родине.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:

Как нельзя представить себе Россию без Волги, так нельзя представить себе и Волгу без Астрахани и ее необычайно богатой истории.

В низовьях Волги схлестывались волны различных цивилизаций – гунны и сарматы, хазары и печенеги, половцы и татаро-монголы. Казацкие круги Болотникова и Разина, восстание 1705-1706 годов, неистовые набаты во времена Пугачева, красное знамя над Астраханским кремлем в январе 1918 года, яростный грохот зениток во время налета фашистской авиации в августе 1942 года…

Но история – это не только даты. История – это людские судьбы и характеры, необычные происшествия, интересные подробности и неизвестные факты.

С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых история не сохранила. Однако специалисты-археологи отличают их по способам захоронения покойников.

СЛАЙД 2

В 3 тыс. до н.э. в степной полосе от реки Эмбы до Днепра сложилась культурно-историческая общность людей, получившая название древнеямной культуры. Эти племена хоронили умерших в могильных ямах, над которыми создавались земляные курганные насыпи.

Это время характеризуется распространением каменных орудий труда, появлением каменной посуды, изобретением лука и стрел.

Во 2 тыс. до н.э. здесь обитали племена катакомбной культуры. Они хоронили своих умерших не в яме, а в катакомбе, вырытой из стен ямы. Курганы катакомбной культуры находятся на правобережной части Волги. в погребениях под курганами встречаются бронзовые орудия труда, украшения, глиняные сосуды, поверхность которых была сплошь покрыта орнаментом в виде треугольников, кругов, крестов. В это время произошли огромной важности изменения в уровне развития производительных сил. Человек научился обрабатывать самородную медь, затем изготовил сплав из меди и олова, стал делать орудия из бронзы – ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий. Источником изучения общества эпохи бронзы являются следы поселений, а также захоронений, над которыми создавались земляные курганные насыпи. На территории нашей области в Черноярском, Ахтубинском и Енотаевском районах расположены многочисленные курганы времен бронзы, которые являются древнейшими и крупнейшими могильными насыпями Европы.

В 1 тыс. до н.э. на территории области обитали племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. В курганах находили от 1 до 20 захоронений. Кроме одиночных погребений, в могилах встречаются парные, иногда погребены вместе мужчина, женщина и дети. Такие погребения доказывают, что у племне-срубной культуры сложилась семья, состоящая из мужа, жены и детей.

Первое тысячелетие до н.э. было временем значительных социально – экономических изменений в жизни родового общества не только на территории нашего края, но и всего человечества. Люди осваивают железо, которое сначала использовали для изготовления украшение, а впоследствии, благодаря своей прочности, железо получает мировое применение. Древние волжане тоже переходят к плавке железа, изготовлению из него основных орудий производства и оружия. Население того времени занимается скотоводством.

Ученик: СЛАЙД 3

В 7 веке до н.э на территории нашей области появились скифы, которые являлись потомками срубников. Затем территорию нашего края заселяют более воинственные племена Савроматы. Савроматы жили в степях Нижнего Поволжья три тысячи лет назад. СЛАЙД 4

В 6 – 3 в. до н.э. в обширных степях от Урала до Дона складываются сарматские племена, образовавшие грозные племенные союзы и значительно потеснившие скифов в Северном Причерноморье. Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжелую конницу, их оружием были мечи и копья. Сарматы не жили в городах и даже не имели постоянного места жительства. Это был истинно кочевой народ. Они жили лагерем, перевозя свое имущество туда, куда привлекали их лучшие пастбища или оттесняли враги. По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами». (П.Мела).

Основная масса сарматов, обитавшая в наших краях, занималась скотоводством, разводила крупный рогатый скот, овец, коз.

Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы- воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой еще одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

СЛАЙД 5

Замечательные памятники ювелирного искусства, украшения одежды и вооружения, бляшки с ремней конской упряжки, уздечки, сосуды и другие предметы, сделанные в сарматском зверином стиле, с изображением оленя, лошади, волка, медведя, мифического грифона с головой птицы и телом льва, можно найти в захоронениях сарматов.

Ученик: СЛАЙД 6

К концу IV века нашей эры началось массовое переселение народов. Толчком к Великому переселению народов послужило начало передвижения из Центральной Азии на запад племен гуннов.

Гунны были самыми воинственными народами, кочевавшими по территории нашей области.

При рождении ребенка на его щеках делались глубокие надрезы острым оружием, и таким образом их лица были похожи на звериные морды. Они не имели огня. Питались гунны кореньями полевых трав или полусырым мясом своего скота.

СЛАЙД 7

Постоянных жилищ у них не было, они кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей. Одевались гунны в холщовые одежды, или шили их из шкурок лесных мышей. У гуннов не было распространено понятия домашней и выходной одежды, туники свои меняли они не раньше того времени, когда они у них от долговременного гниения начинала расползаться в лохмотья. Голову они прикрывали кривыми шапками, а ноги козьими шкурами. Земледелием они совсем не занимались. Кибитки на колесах везли с ними все их имущество, детей и стариков. Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с соседями ближними и дальними, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик. Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных.

Несмотря на воинственность, гунны смешались с народами, которые хотели завоевать. И сейчас от них сохранились только строчки древней истории, а в степях археологи находят следы погребений с костями человека и лошади. Часто покойника сжигали, полагая, что душа его быстрее улетит на небо, если износившееся тело будет уничтожено огнем. С покойником бросали в огонь его вооружение – меч, колчан со стрелами, лук и сбрую коня. 

Ученик: СЛАЙД 8

Первым феодальным государством на территории нашей области было Хазарское ханство (каганат). В 7 – 10 веках оно занимало территорию Нижней и Средней Волги, простиралось до Азовского моря и Кавказских гор, покоряя соседние племена, распространило свое господство на донские, причерноморские степи и крымские города, вторгалось в страны Закавказья и в Иран. Наш край являлся центром этого огромного государства.

Хазары заняли степи между Азовским и Каспийскими морями и создали одно из сильнейших государственных объединений того времени. На территории хазарского царства жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племен, славяне.

В низовьях Волги хазары основали столицу город Итиль. Город Итиль был не только административным, но и торговым и ремесленным центром Хазарии. Довольно быстро он стал крупнейшим международным торговым центром, куда съезжались купцы изо многих стран. Через Хазарию пролегала древняя магистраль караванной торговли – «великий шелковый путь», по которому везли шелк и другие товары из Китая в Европу. Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыжий клей. Из Руси и Волжской Булгарии поступали меха собольи, лисьи, а также мед, воск, железные изделия.

В городе были распространены несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. У хазар было прекрасное войско, и вообще военное дело было развито на высшем уровне. Государство жило доходами от торговли, от взимания пошлин на заставах, на сухих, морских и речных путях. Хазары выращивали рис, просо, фрукты. Занимались садоводством, земледелием, разводили овец, лошадей, верблюдов.

СЛАЙД 9

В 11 веке в Хазарии наступил период феодальной раздробленности, и она стала легкой добычей для врагов. И главными такими врагами для Хазарии стали печенеги. Печенеги разрушили хазарские поселения и города, перерезали торговые пути Хазарии.  В 965 году страна Хазария прекращает свое существование под ударами русского князя Святослава. Разбив хазар, Святослав захватил их города, в том числе Итиль. После этого Итиль стал русской крепостью – Белой Вежей.

Ученик: СЛАЙД 10

Печенеги также разрушили хазарские поселения и города, перерезали торговые пути Хазарии. В Х веке и русские земли часто подвергались набегам печенегов. В 972 году печенеги уничтожили дружину Святослава Игоревича. В 1036 году они потерпели поражение от дружины Ярослава Мудрого, после чего уже не решались нападать на Русь. В степных курганах сохранились печенежские погребения с конем, кочевник не расставался с ним даже после смерти. В погребениях встречаются также длинные железные сабли, которые появились в то время, мечи, стрелы, кольчуги, стремена, удила, глиняные сосуды, металлические бляхи, пряжки, нашивки. Особенно красивы нашивки в виде птиц или птичьих крыльев. Печенеги любили нашивать на одежду бисер и металлические бубенчики..

Печенеги почти постоянно воевали. Именно тогда в Восточной Европе распространились однолезвийные полосы с легким изгибом – это были первые сабли. Носили их на перевязи, от которой иногда сохраняются обрывки ремня с пряжками и бронзовыми или серебряными украшениями. Они также носили серебряные пояса. У них имелись знамена и копья, которые они поднимали во время битв, и трубы, сделанные в виде бычачьих голов, в которые они дули во время битв для поддержания боевого духа своего войска. Несмотря на свою воинственность и новый вид оружия, печенеги не стали хозяевами поволжских степей. В конце XI века печенеги были разбиты половцами.

Ученик: СЛАЙД 11

В 9 веке степи Нижнего Поволжья стали заселять пришедшие c востока кочевые племена, которые русские источники называли половцами, западные – команами, арабо-персидские — кыпчаками. Первоначально они жили в районе Иртыша, а затем стали кочевать в огромных степных просторах от Алтая до Карпат.

Русское слово «полова» означало солому, — так русские называли пришельцев за светлый цвет волос. Источники того времени рассказывают, что среди кыпчаков встречалось много голубоглазых блондинов. В китайских источниках их называют «рыжими дьяволами». Безбрежную степь, захваченную «рыжими дьяволами», русские летописи называли «полем половецким».

Одеты воины в длиннополые кафтаны, штаны и сапоги. Женская одежда отличалась большей сложностью. Шляпы носили шести разных фасонов, иногда с полями, иногда с козырьком или с капюшоном, косы прятали в футляр. На статуях прослежено семь различных серег, которые носили половчанки, любили они носить и бусы.

Основным занятием было кочевое скотоводство. К XII веку появляются ремесленные специальности: кузнецы, сапожники, портные, лучники. Войско половцев состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью. Половецкие ханы совершали набеги на Русь, Венгрию, Византию. Половцы были изгнаны из степей нашего края последующими завоевателями – монголами. 

Ученик: СЛАЙД 12

В 1230 году тридцатитысячный монгольский отряд завоевателей появился в прикаспийских степях. Монголам очень понравились наши степи. «Во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих», — эти слова один из самых древних персидских авторов Джуздани приписывал старшему сыну Чингисхана Туши, или Джучи, которому в качестве улуса были назначены эти земли, но их предстояло еще завоевать, что осуществил старший сын Джучи – Бату (Батый).

Бату-хан выбрал для своего государства земли, наиболее благоприятные для кочевий. В 1242 – 1243 годах Бату обосновался на Нижней Волге.

СЛАЙД 13

После монгольского нашествия самое западное из вновь возникших государств получило название Золотая Орда. Поволжье имело много преимуществ: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам, а самое главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство.

Скотоводство у кочевников являлось не только основной отраслью хозяйства, но и источником питания. В пищу прежде всего употреблялось мясо баранов и лошадей. Молочные продукты считались самыми излюбленными. Из молока делали сыр и масло, и кобыльего молока приготовляли кумыс. Вместо хлеба употребляли рис и просо, которое варили в молоке. Скотоводство обеспечивало кочевников не только продуктами питания, но и сырьем для изготовления необходимой одежды и обуви. Кочевники поставляют на рынки в города шерсть, мясо и другие скотоводческие продукты.

СЛАЙД 14

Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито. Во главе всего войска ставится два или три человека, которые подчиняются хану. Само же войско делится на десятки, во главе которых стоит десятник, во главе десяти десятников – один сотник, во главе десяти сотников – тысячник, во главе десяти тысячников – «один, и это число у них называется тьма». Дисциплина в войске монгол была на высшем уровне. Никто не смел ослушаться приказа командира.

Татаро-монголы не заключают мира ни с какими народами. Они накладывают на подчиненные народы дань.

Ученик: СЛАЙД 15

На территории нашей области был построен город – столица ордынского государства –Сарай–Бату.

Сарай – Бату считался одним из крупнейших и красивейших золотоордынских городов. Руками пленных мастеров строились роскошные дворцы и мечети, рассаживались сады и ковалось оружие.

Купцы из Волжской Булгарии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Западной Европы, из далекого Египта и индии приезжали в Сарай – Бату. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел, получая от этого большие доходы.

СЛАЙД 16

Город был огромен. Одни путешественники, желая объехать город, выехали их одной его части рано утром и достигли другого края города ближе к ночи. В городе было 13 мечетей для соборной службы. Кроме этих, там было еще много других мечетей.

На самом высоком холме над берегом Ахтубы высился ханский дворец. Легенды рассказывают, что дворец Бату — хана был украшен золотом, поэтому и все государство и стало называться Золотой Ордой.

СЛАЙД 17

В результате археологических раскопок в районе села Селитренного, на месте города Сарай – Бату, обнаружили большую мастерскую по производству керамики. Раскопано несколько печей, в которых обжигалась нарядная, пестрая, радующая глаз цветная «поливная», как говорят археологи, посуда, чаши типа пиал, кувшины, светильники. Раскопана ювелирная мастерская по производству бус, перстней, браслетов, пуговиц, подвесок. 

Ученик: СЛАЙД 18

В 1395 году среднеазиатский завоеватель Тимур со своим войском огнем и мечем прошел по землям Золотой Орды. После нашествия Тимура Золотая Орда потеряла свое прежнее влияние и силу. Смертельный удар Золотой Орде в 1480 году нанесла ее окрепшая данница – Русь. Орда распалась на ряд ханств, одним из которых стало ханство Астраханское, образованное в середине XV века. Основными занятиями населения были кочевое скотоводство и торговля.

Столица ханства город Хаджи-Тархан или Ас-Тархан. Первое упоминание города Астрахани можно увидеть в путевых записках флорентийского купца Франческо Пелаготти, приезжавшего по торговым делам в Сарай – Бату. В конце 13 века на правом берегу Волги, на высоком бугре (в 12 км выше современной Астрахани) возник один из крупнейших городов Золотоордынского государства. – Ас-Тархан.

Ас-Тархан считался крупнейшим международным центром торговли. Сюда приезжали купцы из соседних и дальних стран. Развивались здесь и ремесла, работали гончарные, кузнечные, меднолитейные мастерские. В 15 веке Ас-Тархан стал столицей Астраханского ханства.

Учитель.

С первых лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда едут купцы, путешественники, ученые. Немецкий поэт Пауль Флемиг, побывавший в Астрахани в 1636 г, писал:

Цвети и здравствуй здесь

За крепкими стенами,

Чьи камни Тамерлан еще

Топтал конями,

А ныне вновь стоят –

Царям Руси оплот.

Здесь три недели мы гостили

Без забот.

Так здравствуй: и цвети!

Теперь-то мы узнали,

Какой прекрасный край

В пути мы повстречали.

Ученик: СЛАЙД 19

В 1556 г.произошло присоединение Астрахани к Русскому государству

В силу своего географического положения, Астрахань не раз становилась «яблоком раздора» между Турцией, Крымом и ногайской ордой, пытавшимися утвердиться в низовьях Волги в военно-стратегических и торговых целях. Однако Московское государство также было заинтересовано в укреплении своих юго-восточных границ, имея военное и торгово-экономическое преимущество над соперниками.

СЛАЙД 20

После присоединения Астрахани к Русскому государству предстояло решить не менее важную задачу: удержать порубежный город под своей властью, потому что ни Крым, ни Турция, ни связанные с ними ногайские и астраханские князья не оставляли надежд захватить город, отобрать его у русского царя.

СЛАЙД 21 и 22

Старая Астрахань, расположенная на правом берегу Волги, к границам которой подходила бескрайняя степь, была открыта для нападений и непригодна для обороны. Нужно было найти место, защищенное самой природой, а за счет неприступное для неприятеля. Первый астраханский воевода И.С. Черемисинов остановил свой выбор на высоком острове – Шабан-бугре, от русских получившем название Заячьего, или Долгого (вытянутого, длинного) холма. «…Заячий со всех сторон к востоку окружен непроходимыми болотами, тинами, солончаками и частию лесом. С севера Волгою, тремя реками и большими ильменями. С полудня глубочайшим соляным озером до самого бугра… С запада Волгою, так что за 10 верст подойти к нему было невозможно, кроме лодок, коих татары в то время не имели». (Ключаревская летопись).

Военная крепость строилась сначала из дерева и была укреплена земляными валами.

Однако деревянные укрепления не могли долго сдерживать врагов. В 1580 году крымские орды безуспешно пытались овладеть Астраханью. Со всей очевидностью встал вопрос об укреплении города, о строительстве каменной крепости. 

СЛАЙД 23

Учитель:

Астраханский Кремль- сердце Астрахани и Астраханского края. Это выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства и архитектура II половины XVII века. Строительство кремля связано с важным периодом в истории нашей Родины, когда дальнейшему росту и укреплению русского централизованного государства, мешала постоянная угроза нападений с востока. Избранное местоположение (б.Заячий/Долгий), продиктовало и форму его плана, длинного и узкого треугольника, протянувшегося вдоль Волги. Стены кремля на углах, и на участках между ними усилены башнями.

По мере роста населения Астрахани, к востоку от крепости, возникает посад с жилыми домами. К 1631г. эта территория получила название Белого города. С южной стороны к Кремлю были пристроены стены Житного двора.

За время своего существования Астраханский Кремль

играл крупную роль в ряде важных исторических событий.

Вспомните, каких?

(ответы учащихся)

- восстание под предводительством Болотникова (1606 г.)

- изгнание из кремля И.Заруцкого и М.Мнишек (1614 г.)

- резиденция восставших казаков и стрельцов во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина (1670-71 гг.)

В XIX веке в Астраханском кремле находился военный гарнизон. После октября 1917 года на территории кремля располагался Военно-революционный комитет и формировались отряды Красной Армии.

(Далее слайды о строениях Астраханского кремля и комментарии учителя)

Учитель:

Мы познакомились с историей Астраханского края, с народами, которые заселяли нашу область в древности, с основными строениями Астраханского кремля и города. Эти древние стены многое знают. За время своего существования стены и башни, здания ветшали, перестраивались. К 450-летию г.Астрахани кремль был отреставрирован.Все сооружения приобрели красивый внешний вид. Астрахань за последнее время преобразилась: построено много новых зданий, ремонтируют старые…

Какой можно сделать вывод из того, что мы услышали?

Уч-ся: — Мы должны знать историю родного края.

— Нужно сделать всё возможное, чтоб восстановить и сохранить историю и культуру родного края.

— Не зная, прошлого, не возможно построить будущее.

Учитель: — Родной край никогда не станет красивее и благоустроеннее, если каждый из нас не поймет простой истины. Это наш дом, о котором нужно заботиться всем вместе.

aplik.ru

Этапы этнической истории Астраханского края

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством.

В IV тыс. до н.э. в Северном Прикаспии наступил энеолит — медно-каменный век. В развитии производительных сил произошли огромной важности перемены. Человек освоил металлы и научился обрабатывать самородную медь. Расширилась зона производящего хозяйства. В степях нашего края скотоводство становится ведущей формой производящего хозяйства. В регионе обнаружены десятки энеолитических стоянок и могильников.

В эпоху бронзы (III — начало I тыс. до н.э.) наш край входил в зону расселения последовательно сменявших друг друга племён ямной, катакомбной и срубной археологических культур. Назывались они так по способу захоронения умерших: в простых грунтовых ямах под курганными насыпями – у ямников; в глубокой могиле, в специальной нише в боковой стенке – катакомбе, под курганами – у катакомбников; в подкурганных могилах, стенки которых укреплялись деревянными срубами – у срубников. Эти культуры многие исследователи относят к праиндоевропейской («арийской») языковой общности. Ямники, катакомбники и срубники — пожалуй, первые этнокультуры на территории Нижней Волги и соседних степных пространств. Хозяйство этих племён было комплексным, всё большую роль в котором с течением времени стало приобретать кочевое скотоводство. У срубной культурно-исторической общности скотоводство составляло уже основу экономики. С XVII в. до н.э. начинается расселение срубных племён на юг, на территорию Средней Азии, Ирана и Индии, а также на запад, на территорию Европы и Передней Азии. Многочисленные племена, входившие в срубную культурно-историческую общность, сами себя называли «арья» или «арии». С их расселением по Азии и Европе связано нынешнее языковое и культурное родство индоевропейских и индоиранских народов. Кроме того, исследователи полагают, что у срубников на рубеже III и II тысячелетий до н.э. сложилась развитая ведическая религиозная система, из которой позже сформировались такие «арийские» религии, как зороастризм и индуизм.

С VII в. до н.э. по IV в. н.э. в Нижнем Поволжье обитали потомки срубников — савромато-сарматские племена. Это были ираноязычные кочевники, которых античные источники вначале именовали «савроматы», затем «сарматы», а с первых веков новой эры — «аланы» (по названию наиболее крупного сарматского племенного союза). Нам известны названия многочисленных сарматских племён – сирматы, роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.

IV в. н.э. — гуннская эпоха. В 375 г. на Волге появились пришедшие из глубин Азии орды гуннов, разгромившие аланские племена. По мнению некоторых исследователей, гунны были тюркоязычны (хотя есть и другие точки зрения об их языковой принадлежности). К моменту своего вторжения в Восточную Европу гунны представляли собой уже конгломерат многочисленных тюркоязычных, монголоязычных, финно-угорских и ираноязычных племён. Покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз третьи, гунны продвинулись через степи Нижнего Поволжья в Европу, где вступили в противоборство с ещё могущественной Римской империей и германскими варварскими королевствами. Нашествие гуннов положило конец господству в евразийских степях ираноязычных европеоидных кочевников и знаменовало начало эпохи тюрко-монгольских кочевников. Для Нижнего Поволжья это время можно условно назвать «тёмным веком» по причине скудости наших знаний о нём (в т.ч. и об этнической ситуации). Известно только, что вместе с гуннами в степи Восточной Европы впервые приходят тюркоязычные племена.

V-VII вв. условно можно определить как дохазарское время, когда территорию региона постепенно заселяют тюркоязычные племена. Завершается многовековое господство в степях ираноязычных кочевников. Однако, на Нижней Волге продолжают обитать остатки аланского населения. В конце VI в. степи Нижнего Поволжья и Северного Предкавказья вошли в состав Тюркского каганата. Но уже в начале VII века это государство начали раздирать внутренние смуты, и в Предкавказье сложилось два союза племён: Великая Болгария и Хазарский каганат; в последнем основу населения составили тюркоязычные хазары и савиры. В 40-х гг. VII в. хазары покорили ослабевшую Великую Болгарию, поглотив её земли и население.

VII-X вв. – эпоха Хазарского каганата. После завоевания Великой Болгарии влияние хазар распространилось почти на всё Северное Причерноморье и Крым. Племенной союз начал превращаться в сложно устроенное государство. В состав каганата входили как степные пространства с кочевым населением, так и оседлые области – Предкавказье, Крым, Приазовье, Дон. Столичные города – Беленджер и Семендер – располагались на территории предгорий в нынешнем Дагестане. С VIII в. столичным центром Хазарии, вследствие арабо-хазарских войн за Кавказ и поражения хазар, стал нижневолжский регион. Именно здесь возникла новая (и последняя) хазарская столица – г. Итиль, до сих пор точно не локализованный археологами. Основным населением Хазарии были тюркоязычные хазары и булгары и ираноязычные аланы, которых объединяют в археологическую салтово-маяцкую культуру. В Итиле проживало многонациональное население (помимо, естественно, трёх «салтовских» народов, также арабы, евреи, славяне и др.), имелись мусульманские мечети, христианские храмы, иудейские синагоги. Кроме того, в городе жило много тюрков-язычников.

XI – первая треть XIII вв. – домонгольский период. В Нижнем Поволжье в это время известен город Саксин, или Саджсин (возможно, возникший на месте прежнего Итиля, разрушенного в 965 или в 968 г. киевским князем Святославом), в котором проживали тюркоязычные огузы (или гузы), хазары, булгары, ираноязычные аланы, часто бывали арабские и славянские купцы и др. В науке есть мнение, что домонгольское население Нижней Волги, изучение которого ведётся в последнее время, в основном, по материалам Самосдельского городища (у с. Самосделка в Камызякском районе Астраханской области), представляло собой некую культурную общность, известную из русских летописей под названием «саксины» и сложившуюся на основе гузского и булгарского этнических компонентов.

В золотоордынский период истории Нижнего Поволжья (XIII-XV вв.) основную массу населения городов и степи составляли тюркоязычные кипчаки. Завоеватели-монголы достаточно быстро растворились в массе своих тюркских подданных. С XIV в. за тюрко-мусульманским[1] населением Золотой Орды, или Улуса Джучи, закрепилось собирательное и объединяющее название «татары». В городах же Золотой Орды, в частности, в столице джучидской империи г. Сарай (Сарай ал-Махруса — «Дворец Богохранимый», или Сарай-Бату – совр. Селитренное городище в Харабалинском районе Астраханской области) проживало многонациональное население, представленное, помимо собственно монголов и кипчаков, русскими, арабами, армянами и др. Кроме Сарая, в регионе находились и другие значительные золотоордынские города (например, на месте нынешнего райцентра Красный Яр и у пос. Комсомольский в Красноярском районе). Важным в религиозном плане для всей Золотой Орды был комплекс ханских мавзолеев около нынешнего пос. Лапас в Харабалинском районе. В дельте Волги известны Чёртово городище в Икрянинском районе, поселение Мошаик на северо-восточной окраине Астрахани, поселение и ремесленный центр на буграх Тумак-Тюбе и Хан-Тюбе в Приволжском районе, поселения и могильники на буграх южнее сёл Икряное, Маячное, Началово, Татаро-Башмаковка, Килинчи. Видимо, благоприятные природные условия дельты Волги, заливные луга, на которых можно было выпасать скот, плодородные почвы, пригодные для земледелия, привлекали сюда население. Золотая Орда была государством с развитой экономикой, основу которой составляли доходы от обеспечения торговли по Великому Шёлковому пути из Азии в Европу и по Волжскому торговому пути.

После распада Золотой Орды на территории региона образовалось одно из постзолоордынских государственных образований – Астраханское ханство со столицей в г. Хаджи-Тархан (совр. городище Шареный Бугор в 11-12 км выше Астрахани). Оно возникло ок. 1459-1460 гг. (хотя есть мнение, что о самостоятельности ханства можно говорить только с 1502 г.) и было присоединено к Российскому государству в 1556 г. Основным населением ханства, как это следует из источников, были тюркоязычные «татары».

Середина XVI – XVII вв. После завоевания Астраханского ханства русские в 1558 г. основали на левобережье Волги новую Астрахань. Первым и основным населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки. Однако, по мере роста города в конце XVI – первой трети XVII в. и возникновения его новых частей – Белого и Земляного «городов», в Астрахани стало появляться многонациональное население — служилый, торговый и ремесленный люд: собственно русские, юртовские ногайские татары, армяне, персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» — выходцы из Средней Азии (Бухарского и Хивинского ханств), немцы и др. В низовье региона в этот период возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). Степные пространства заселяют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестностях Астрахани) и кочевники-калмыки (последние – с XVII в.).

В XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-уральских татар-переселенцев (казанских и мишарских). В конце столетия на территории Астраханской губернии (учреждена указом Петра I в 1717 г.) начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены. В г. Астрахани продолжает формироваться многонациональное русско-восточное население. Значительной частью городского населения в этот период, наряду с русскими и татарами, становятся армяне.

XIX – начало XX в. На территории Астраханского края появляются казахи (с 1801 г.), новые группы средневолжских татар-переселенцев. В Астрахани возникает еврейская община. Именно в этот период окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. Также к началу XIX в. сложились основные хозяйственно-культурные типы: морские рыболовы и охотники на морского зверя (русские-ловцы Каспийского взморья), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены). Своеобразным промыслом было чумачество – солеизвоз, которым занимались украинские переселенцы.

В советскую эпоху (1917-1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в Астраханском крае (с 1943 г. — области) не происходило. Необходимо только отметить переселение в область в 1947 г. русских-липован, а также, во второй половине XX в., мигрантов с Северного Кавказа (в основном, даргинцев), цыган и отдельных групп российских немцев, возвращающихся из мест депортации. По данным Всесоюзных переписей 1959-1989 гг. фиксировался общий рост населения области за каждые 10 лет в среднем на 50-70 тыс. чел.

Конец XX – начало XXI в., или 1990-2000-е гг. — в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов – в результате превышения смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев – в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос — казахи, несмотря на кризисные 90-е годы, сохранил динамику неуклонного роста.

С эпохи «перестройки» в СССР началось т.н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское «Дуслык» («Дружба»), казахское «Жолдастык» («Товарищество»), ногайское «Бирлик» («Единство»), туркменское «Ватан» («Родина»), армянское «Арев» («Солнце»), еврейское «Тхия» («Возрождение»), немецкое «Хоффнунг» («Надежда») и др. Стали регулярно отмечаться национальные праздники: татарский Сабантуй (с 1989 г.), калмыцкий Цаган Сар (с 1992 г.), тюрко-иранский Наурыз, или Навруз (с 1994 г.), Дни Славянской письменности и культуры (с 2000 г.). Некоторые общества стали издавать свои газеты (татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), «Немецкое Астраханское обозрение» и др.). В ряде образовательных учебных заведений области общего, среднего и высшего уровней начали преподаваться национальные языки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий и др.).

Население Астраханской области на сегодняшний день чуть превышает 1 млн. чел. В регионе представлены более 100 национальностей. Преобладающее население – русские (70 %), казахи (14,2 %) и татары (7 %), однако вследствие миграций неуклонно возрастает численность народов Кавказа. По языковой принадлежности современное население принадлежит к следующим языковым семьям: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). На территории региона проживают представители наций как дореволюционного (русские, украинцы, татары-переселенцы), так и советского (казахи) периодов формирования, народностей (ногайцы, цыгане и др.) и субэтнических групп (липоване, юртовцы и др.).

[1] В первой четверти XIV в. Золотая Орда приняла ислам в качестве государственной религии.

(А.В. Сызранов «Этносы и этнические группы Астраханской области» Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, — 72 с.)

astinform.ru

1. История заселения Астраханского края. Национальный состав Астраханской области

Похожие главы из других работ:

Буряты в Забайкальском крае

1. Этническая история и состав населения края

В результате сложных исторических процессов, в Забайкалье, занимающем территорию различных природных зон, сложилась своеобразная этническая ситуация. Находясь в глубине Евразии, этот край стал своеобразным «домом» для многих народов...

Выявление основных принципов формирования этнографического центра истории и культуры Астраханской области

1. Этнографические аспекты формирования национального состава Астраханского края

...

Выявление основных принципов формирования этнографического центра истории и культуры Астраханской области

1.4 Этапы этнической истории Астраханского края

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей...

Дольмены города Сочи. История и современность городского краеведческого музея

ЗАДАНИЕ 3. КОНТУРНАЯ КАРТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

...

Исторический облик деревни Первомайская Щучинского района Гродненской области до середины ХХ века

3. ИСТОРИЯ ЩУЧИНА - ИСТОРИЯ ПЕРВОМАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ В.

История деревни Первомайская неразрывно связана с историей города Щучина. История Щучина началась с 11 ноября 1436 г., когда был основан костел. Одним из основателей являлся трокский воевода Петр Лелюш - о нем напоминает название деревни Лелюшевцы...

История и культура Саратовского края

4. Культура нашего края в ХVII--ХVIII веках

В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться...

История села Ленёвское с момента образования до 1917 г.

1.1 История заселения Урала

Территория, именуемая в наши дни Уралом, известна "цивилизованному" миру давно. Упоминание о ней можно встретить ещё в работах древнегреческого историка Геродота, жившего в V веке до нашей эры. Конечно же...

Культура Вологодского края

2. Обзор культуры Вологодского края в 18 веке

...

Культура Приенисейского края

Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века

Преобразования Петра I в области культуры слабо затронули Сибирь. Только воеводская администрация облачилась в треуголки, форменные кафтаны, надела парики, а во времена бироновщины прицепила пудренные мукой косы. Правда...

Культура Приенисейского края

Научное изучение Приенисейского края

В первой половине XVIII в. было начато научное изучение природы края, жизни и быта его населения. Так, спутник Д. Г. Мессершмидта шведский капитан Ф. И. Табберт (позже -- Страленберг) составил первую карту Приенисейского края на математической основе...

Культура Приенисейского края

Хозяйственно- культурные контакты народов края

К концу века углубились отличия хозяйственно-бытового уклада жителей северной зоны и южных районов. Так, немногочисленные русские жители внутреннего Таймыра на Хатанге...

Регулярные планы застройки Калуги и уездных центров XVIII века

Глава 2 Экономическое развитие края

В конце XVIII столетия феодально-крепостническая система в России стала подтачиваться ростом капиталистических отношений. В стране росли города, создавались мануфактуры, развивались ремесла и торговля, обострялись классовые противоречия...

Социально-экономическая и этническая история омского Прииртышья в ХVІІ-ХХ веках

2. История заселения и освоения Прииртышья русскими

История заселения и освоения Прииртышья русскими связана, прежде всего, с легендарным Ермаком, хотя и до него, уже в XV веке, русские торговые гости из Предуралья посещали Сибирское ханство...

Туристско-краеведческая характеристика Калининградской области

Глава 3. Характеристика населения края

Демографическая характеристика области имеет долгую и сложную историю (в том числе и после вхождения области в состав РСФСР в 1945 году) на которой отразились интенсивные миграционные процессы...

Хозяйственная жизнь города Красноярска и уезда в XVII веке

1. Основание городов и острогов на территории Красноярского края

С первых дней острогу Красный Яр пришлось оружием и дипломатией утверждать право на свое существование. До конца XVII века русские деревни и пашни так и не смогли продвинуться южнее устья Маны. Сам Красный Яр неоднократно подвергался осадам...

etno.bobrodobro.ru

В Астраханской области откопали древнюю стоянку

Раскопки Раскопки

В Астрахани продолжились археологические раскопки стоянки эпохи каменного века Байбек. Об этом сообщает министерство культуры Астраханской области на сайте правительства региона.

В 2013 году государственное учреждения «Наследие» при участии студентов-археологов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и профессора Выборнова начали исследование неординарного памятника древности — стоянки каменного века Байбек. По мнению специалистов, это древнейшая стоянка эпохи неолита не только в Нижнем Поволжье, но и в Европе в целом. Поэтому её открытие имеет огромное научное значение.

С 21 по 24 августа в селе Байбек Астраханской области состоится международная конференция «Проблемы изучения неолита Евразии».

Последние раз исследования памятников каменного века в Нижнем Поволжье проводились четверть века назад. Причина заключается в том, что обнаружить стоянки эпохи неолита крайне трудно. С другой стороны, в результате разрушения барханов под воздействием природных факторов уничтожаются и культурные слои древних поселений.

Открытие именно этой стоянки каменного века – большая удача. Раскопки Байбека содержали мощный культурный слой с многочисленными следами человеческой деятельности.

Стоянка находится в песках Красноярского района на разрушенном бархане. Изучаемая площадь - около 400 кв м, на которых обнаружено большое количество каменных орудий древних охотников и рыболовов. Вывод об их хозяйственной деятельности позволяет сказать, что найденные здесь кости принадлежат сайге, куланам и другим животным, а также рыбам.

Готовили еду древние жители Байбека на кострах в сосудах, изготовленных из озерного ила. Это дает основание предполагать, что в тот период вблизи поселения находилось пресноводное озеро. Почти все древние горшки украшены своеобразными узорами — орнаментом из прочерченных линий и ямчатых вдавлений. На внутренней стороне этих сосудов в результате приготовления пищи образовался нагар, который позволит определить точный возраст этого поселения. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что ему более 7,5 тысяч лет.

Каменные орудия и орнамент на сосудах исследуемой стоянки очень похожи на материалы поселения Каиршак, расположенного на восток от Аксарайска, которые получили подтверждение древнего возраста в радиоуглеродных лабораториях мира.

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе

Автор: Рудольф Казаков

nation-news.ru


Смотрите также