Отличие норм права и социальных норм первобытного строя. 3. Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определительный характер). Пути формирования правовых норм.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в раннеклассовых обществах. Отличие норм права и социальных норм первобытного строя


3. Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определительный характер). Пути формирования правовых норм.. Возникновение государства и права

Похожие главы из других работ:

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды

1.2 Особенности административно-правовых норм, их отличие от других норм права

Как и любая отрасль права, административное право призвано осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств. Однако нормы каждой отрасли имеют свои специфические особенности...

Виды правовых норм

1.2 Предоставительно-обязывающий характер правовых норм

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Так...

Государство и право

3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм первобытного общества.

Прежде всего, рассмотрим сущность понятия «право»: «под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе» Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2001. С.83....

Место и роль норм права в системе социальных норм

1.1 Понятие социальных норм и норм права

Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека...

Общая характеристика древнемесопотамского права. Законы Хаммурапи

2.1 Сословный характер правовых норм

На момент создания Законов Хаммурапи пред нами проходит картина большого культурного государства, с обществом, уже пережившим все предварительные стадии своего развития. Центральная власть уже уничтожила в нем местные династии...

Общие закономерности возникновения государства и права

3. Возникновение права. Признаки права, отличающие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу...

Основы права

1. Виды социальных норм. Права в системе социальных норм. Признаки, функции права формы (источники) права. Нормы права

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений...

Понятие и признаки права

§3.1. Волевой характер права

Вся многообразная целенаправленная деятельность людей обус-ловлена их волей. Проявление общественной и индивидуальной воли присутствует и во всех областях правовой действительнос-ти. На это обращал внимание еще Г...

Понятие и признаки права

§3.2. Общеобязательный характер права

Из всех социальных регуляторов только позитивное право пред-ставляет собой такую систему норм, предписания и требования которых обязательны абсолютно для всех потенциальных субъек-тов права. Именно в общеобязательности юридических норм...

Право в системе социальных норм

1.2 Соотношение социальных норм и норм права

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием. Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам...

Право в системе социальных норм

2.1 Понятие и признаки правовых норм, отличающие её от иных социальных норм

Норма права - это: 1) первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт...

Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

Задание № 1. Раскройте следующие юридические термины: Право. Нормативность права. Общеобязательность права. Формальная определенность права. Интеллектуально-волевой характер права. Санкционированность государством. Процедурность права. Принципы права. Функции права. Регулятивная функция права. Охра

право нормативный унитарный федерация Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой...

Роль Европейского Суда по правам человека в формировании и деятельности судебной системы России

1.1 Юридическая природа и характер норм Европейского права

В 50-ые годы на базе учредительных договоров было создано 3 Европейских сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС и Евратом), которые представляли собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты как межгосударственного...

Содержание предмета теории государства и права

5.2 Цели норм права и иных социальных норм

Нормы права имеют цель сходную с остальными нормами - регулирование поведения людей в обществе, они выражают волю социальных сил, стоящих у власти, утверждается или санкционируется государством...

Соотношение материального и процессуального права

Глава 2. Основные проблемы, возникающие в процессе реализации норм права. Обобщение правовых позиций Конституционного суда при применении норм материального и процессуального права в 2013 году

...

pravo.bobrodobro.ru

Признаки права, его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права. Формирование права шло несколькими путями. Во – первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы. Во – вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

12. Многообразие теорий происхождения государства и права.

- теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.

-патриархальная-основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)

- договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.

- органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно, и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.

-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.

- теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.

- материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.

- патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.

- ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

cyberpedia.su

Причины возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Пути возникновения правовых норм.

Характеристика теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, психологической, марксистской, насилия и др.

Вопрос о происхождении государства и права тесно связан с вопросом о социальной природе и назначении этих явлений, поэтому он всегда привлекает внимание исследователей.

Основополагающие идеи, характеризующие возникновение государства и права могут быть представлены как следующие: государство и права не навязаны обществу извне, государство и право есть результат развития самого общества.

Государство и право порождены обществом. Государство, государственная власть и его органы государства выросли из власти и органов родового строя, право - из обычаев.

Разложение родового строя, сопровождающееся имущественным неравенством привело в конечном счете к формированию частной собственности и классов. Общественные функции приобретают характер государственных функций, которые осуществляются уже «особыми» людьми прежде всего теми, кто в силу богатства имеет время для их выполнения. Пришедшие на смену родоплеменной организации власти государство как специфическая организация осуществления власти в новых условиях классового общества существенно отличается от родоплеменной власти.

Деление населения на роды и племена утрачивает свое значение. Для осуществления власти необходимы новые формы объединения населения. Оно стало подразделяться и объединяться по территориальному признаку: территориальным общинам, волостям, графствам, а затем по административно - территориальным единицам. Для государства имеет значение факт проживания человека на определенной территории, а не относить место его к роду или племени.

Для государства характерно наличие публичной, политической власти, выражающейся в системе органов, осуществляющих власть на постоянных, профессиональных началах. Назначение этих органов - управление обществом, общественными процессами, разрешение конфликтов. Государственная власть опирается на принуждение.

Для содержания государственных чиновников необходимы налоги, сборы. Существование налоговой системы необходимый признак государства.

В числе важных признаков государства состоит суверенитет государства.

Теорий происхождения государства несколько, все они отражают представления о таком сложном специальном явлении как государство. На первый взгляд может представляется что истиной может быть только одна теория, но такой подход не верен. Разные теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства и права, преувеличивая их значение.

Важным методологическим моментом при изучении теорий, наряду с критическим отношением к некоторым положениям, является определение того положительного, что они содержат.

Теологическая теория указывает на божественное происхождение государства, государственной власти. Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражает определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств. Следует обратить внимание, что при анализе этой теории необходимо учитывать освещение власти, что придает ей авторитет и обязательность. Данная теория использовалась для обоснования неограниченной власти монарха. Особое значение и распространение эта теория получила на стадии перехода к феодализму. В XII - XIII вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей», согласно которой основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, а второй вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела, тем самым подчеркивается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).

В то же время появляется и развивается учение широко известного ученого богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что теория возникновения и развития государства аналогия процессу сотворения богом мира.

Патриархальная теория обосновывает возникновение государства из разросшейся семьи, а власть монарха проистекает из власти отца над членами его семьи. Данная теория направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, а истоки этой власти выводила из форм семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие получила в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера «Патриарх».

Договорная теория получила распространение в XVII - XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции - Руссо, в России - Радищев. Они утверждали, что власть принадлежит народу, передана народом монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Договорная теория не связывала происхождение государства и государственной власти с религией.

Теория насилия указывает, что государство произошло вследствие акта насилия, завоевания одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеваниями, для насилия над ними создается государство. По мнению Л. Гумпловича невозможно найти примера в истории, где бы государство возникло не при помощи насилия. К.Каутский писал, что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить подати или дань.

На завоевательский фактор в образовании государства следует обратить внимание. В истории есть много примеров поглощения и усвоения завоевателями государственных форм побежденных народов.

Органическая теория возникла под мощным влиянием теории естественного отбора, высказанной Дарвиным. Государство с позиции органической теории - это организм, постоянные отношения между частями, которого аналогичны частям живого существа. То есть, государство - продукт социальной революции, разновидность эволюции биологической. Подобно естественному отбору в результате власти, борьбы складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуются структуры управления.

Следует обратить особое внимание при изучении теорий на материалистическую теорию, представителями которой являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу теории было положено исследование Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанное им в 1884 году, и лекции В.Ленина «О государстве» прочитанная им в 1919 году. В основу своей работы Ф.Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л.Моргана, опубликованное в 1877 году в его книге «Древнее общество». Ф.Энгельс показал, что человечество прошло в своем развитии путь до возникновения государства. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии - дикость, варварство и цивилизация. Стадии различались, главным образом, степенью развития производительных сил. С их развитием образовались классы, общественная власть превращается в публичную, государственную. Основным средством поддержанием общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет, то сущностью государственной власти становится принуждение.

cyberpedia.su

9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.

Обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди, действовавшие в первобытном обществе, не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества - ничто. В то же время переход к "производящей" экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Но для наиболее полного удовлетворения своих интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса, что служит основанием для формирования права. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы.

Право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя:

- если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем;

- если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества;

- если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов;

- если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.

Вопрос о происхождении государства и права относится к числу наиболее дискуссионных в научной литературе. Это обусловлено тем, что происхождение государства и права напрямую связано с вопросом о сущности государства и права. Причины, которые обусловили появление государства и права предопределяют и сущность данного социального института. Историей общественного развития накоплено много различных теорий, который по-разному объясняют проблему происхождения государства и права. Это множество учений о происхождении государства и права определяется существованием довольно противоречивых социально-классовых, национальных, культурных, экономических и прочих интересов людей.

Одной из наиболее древних и классических теорий происхождения государства и права является теологическая теория (Фома Аквинский). Теология - богословие, отсюда теологическая теория - теория божественного происхождения государства и права. Эта теория на протяжении многих веков поддерживается религией, представители этой теории - церковные деятели. Согласно этой теории, государство есть реализация божественной идеи - Бог внушил людям мысль о необходимости создания государства и дал людям первых правителей - государей. Социальное назначение этой теории состоит в создании ореола святости, непогрешимости у государства и государственных служащих и внушении простым людям мысли о покорности государственным служащим и их действиям. Поэтому теологическую теорию поддерживало и государство, она сеяла в обществе иллюзии о святости правительства и о необходимости соблюдать все распоряжения государственной власти. Следует констатировать, что на сегодняшний день наблюдается возрождение религиозных идей, а следовательно и повышение авторитета теологической теории. В странах исламского мира религия занимает господствующее положение в государственном механизме, элементы усиления роли религии наблюдаются и в современной России. Создаются и функционируют религиозные учебные заведения, где учащимся преподносится теологическая теория.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). Согласно этой теории, государство возникает из разросшейся семьи, поэтому государство приравнивается к власти отца в семье. Социальное назначение этой теории состоит в оправдании власти государства, нравственном оправдании существующего правительства. Отсюда делается вывод, что восстание против правительства - это восстание против Отечества. Но данная теория ненаучна, она не выдерживает логической критики.

Теория насилия (Людвиг Гумпловский, Евгений Дюринг, Карл Каутский). Согласно данной теории, государство и право возникают из актов завоевания, искоренения одних народов другими. Первоначально на Земле существовали пастушеские и земледельческие племена людей. Земледельческие племена вели оседлый образ жизни, пастушеские - кочевой. В поиске новых земель пастушеские племена вели завоевательные войны, покоряли земледельческие племена и навязывали им свою власть. Так создавались государства. Отсюда следовал вывод, что войны в истории человечества носят прогрессивный характер. Данная теория имеет реакционный характер. Она оправдывает военный авантюризм, политику захватничества. С другой стороны, с точки зрения экономической, войны могут быть успешными только тогда, когда человеческий быт, экономика общества создают предпосылки для решения военных проблем.

Значительный след в развитии общественной мысли оставила психологическая теория (Леон Петражицкий, Сорокин, Гурвич и др.). Появление государства обусловлено психологическими эмоциями: потребностью повелевать, свойственной одним, и потребностью подчиняться, свойственной другим. Люди по своей природе неравны. Одни рождаются с психологическими задатками руководителя, другие - исполнителя. В этом заключена идея необходимости государства и права. Данная теория является идеалистической по своему характеру. Между тем, государство и право определяются прежде всего социальными факторами, необходимостью ограничений совместной жизни людей под влиянием политики, экономики, нравственности, психологии.

Договорная теория (Гуго Гроций, Б. Спиноза, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев). Государство возникает в результате общественного договора, который заключают люди с целью создания стабильного правового порядка, с целью защиты своих прав и интересов. По этой теории в эпоху первобытного строя люди жили неупорядоченной системой отношений, существовала "война всех против всех". Поэтому с целью прекращения этого произвола они заключают общественный договор, создается государство. При этом люди рождаются свободными и обладают правами на жизнь, свободу, собственность и т.д. Заключая общественный договор, люди отдают часть своих естественных прав правительству, чтобы оно осуществило защиту общественного порядка. Следует вывод: если какое-либо правительство нарушает общественный договор, народ имеет право на восстание и свержение правительства. Эта теория оказала прогрессивное влияние на демократические движения в Европе и Азии. Вместе с тем, эта теория не обладает исторической научностью. Дело в том, что историческая наука и прочие науки о человеке не поддерживают факт о заключении договора у какого-либо народа. Поэтому эта теория используется как гипотеза, ее идеи получили широкое распространение в современном мире.

Наряду с этими теориями в науке существуют и другие теории. В частности, марксистско-ленинская - возникновение государства в результате классовой борьбы - рассматривает государство как инструмент подавления одного класса другим.

studfiles.net

4. Возникновение права. Пути формирования права. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытнообщинного строя. Функции права в раннеклассовых обществах

Новая организация производственной деятельности (ее усложне­ние, появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе новая социальная дифференциация общества, становле­ние раннеклассовой структуры, при которой происходит отделение верхушки от рядовых общинников, от массы производителей, неуча­стие верхушки в материальном производстве, новые формы собствен­ности, а также возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к появлению новых качеств регулятивной системы.

Мононормы присваивающих обществ под воздействием социаль­но-экономических и политических условий классового общества пе­рерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых, пози­тивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов.

В длительном процессе становления городов-го­сударств, классов право становится способом осуществления функ­ций города-государства. С расслоением раннеземледельческого обще­ства, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т. е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это осуществляется прежде всего ужесточением санкций, защищающих собственность). Взаимодействие двух правовых подсистем - позитивного обязывания и разрешений-запретов, первоначально выраженных в религиозных формах, характеризует соци­ально-нормативный регулятор ранних государств.

Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вто­рая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной систе­мы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производя­щей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной ко­дификацией права в ряде раннегосударственных образований.

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулировать признаки права, т. е. те существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

1. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: ор­ганизацию производства, распределение и перераспределение произ­водимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или соци­альных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуще­ствление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-тру­довой и социальной жизнью общества.

2. Нормативность. Право выступает как система норм (правил пове­дения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

3. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физиче­ских, моральных страданий.

4. Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в пись­менном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеден­ты и т. д.

5. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты.

6. Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то ка­чество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно оп­ределенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

7. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства.

8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный харак­тер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятив­ной системы.

В раннеклассовых обществах право выполняет следующие функции:

1) регулятивную функцию, обеспечивая нормальную организационно-трудовую, производствен­ную деятельность общества, нормальный экономический оборот, про­изводство, распределение, обмен и потребление товаров;

2) охранительную функцию, защищая госу­дарственный строй, социальную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или соци­альных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность общинников-земледельцев, других членов общества;

3) гуманистическую функцию, смягчая противоречия (путем закрепления компромиссов), социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол и иные социальные напряжения в общест­ве;

4) идеологическую функцию, вводя в общественное сознание набор представлений о необходимых принци­пах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях;

5) воспитательную функцию, подготавливая молодые поколения, и не только их, к восприятию пра­вовых и моральных ценностей, идеалов социального общежития, це­лей существования общества.

studfiles.net

г) Происхождение права. Особенности права и социальных норм первобытной общины

О появлении признаков государства в любой стране свидетельству­ет, прежде всего, выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь уп­равленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытно-общинном строе, а по административно-территориально­му признаку; появление на постоянной основе особых отрядов воору­женных людей, дружин, признанных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а с другой — вести самим новые территориальные завоевания.

О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытно-общинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо всего прочего они указывают на то, что госу­дарство не навязывается обществу извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства, и с правом. Будучи неразрывно связанным с государством, право в силу тех же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется.

До появления имущественного разделения населения и социально­го неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоре­чащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов обще­ства и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необ­ходимость в новых правилах — регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обес­печивались бы не только силой общественного воздействия, но и госу­дарственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появ­лении, стали, по мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе; появление классов-анта­гонистов — бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление, наряду с имущественными, семейно-брачных и иных правоотношений. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. Социальные нормы первобытного общества, как существующая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность, например, служба в ополчении или участие в народном собрании, как право. И правом, и обязанностью явились также кровная месть или коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом, как уже говорилось.

К социальным нормам относились главным образом обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной потребностью людей. Обычаи были естественным порождением самого первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Обычаи возникали в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства. По моему мнению, следует отметить тот факт, что некоторые, и притом весьма важные обычаи первобытного общества, не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни даже порождены повторением известных процессов. Равенство всех членов общества, включал женщин, которое представляется таким достижением сейчас, вытекало из наличных отношений первобытнообщинного строя, как естественноисторический результат сложения индивидов в первоначальные формы коллектива. Равенство существовало потому, что не было почвы для неравенства и последнее не сознавалось как нечто возможное, что не исключало авторитета и признания особых качеств, выдвижения некоторых чем - либо выдающихся индивидов. То же самое можно сказать и обычае общей земельной собственности.

Общая собственность на землю и орудия труда, равенство членов общества и кровная связь, лежащая в основе родов и племен, т.е. той всей общественной структуры, которая пришла на смену орде, составляет в совокупности действительное основание для всей массы обычаев, несмотря на их разнообразие. Возможность закрепления обычаев, правил, навязанных человеку в силу взаимной зависимости индивидов, между которыми поделен труд, породили трудовые процессы, сформировав язык с его способностью к общению, абстракциям.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе и даже самое простое разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривается одновременно и как обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расце­нивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т.п. В этом смысле право появилось раньше государства и обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный го­сударством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности и дарования, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. с наступлением эры капитализма отношения между человеком-гражданином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антидемократические (фашистские и авторитарные)режимы, которые превращали человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищено произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними.

 

 

Библиографический список:

 

1. Конституция РФ 1993 год.

2. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: ИНФРА, 1997

3. Общая теория государства и права : Учебник / Под ред В.В. Лазарева - М.: Юристъ, 1996

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права : Учебник - М. : Юрайт, 1997

5. Венегеров А.Б. Теория государства и права : Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 1995

6. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юр. лит., 1994

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права : Учебное пособие / Под ред З.М. Черниловского. - М.: Фирма «Гардарика», 1996

8. Фаткуллин Ф.Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. - Казань : КФЭИ, 1997

9. Хропонюк В.Н. Теория государства и права. : Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1995

 

* Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2

* Там же.

* Гулиев В.Е. Российское государство. Состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. - М.: ИГПРАН. 1993 г.

* Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 1995 г.

* Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. т. 21, гл. 5,6, 7, 9.

* Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.

* Там же.

megaobuchalka.ru

117. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного строя.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания.

Экономика в первобытно-общинных объединения характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен. Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

118. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение либо изменение правовых отношений, т.е. субъективных прав и юридических обязанностей.

Признаки юридических фактов:1) конкретность;2) жизненность;3) выражение вовне;4) правовое регулирование; 5) влечение определенных правовых последствий.

Классификация юридических фактов:

1)Наибольшее значение имеет деление юридических фактов в связи с волей участников правоотношений на события и деяния.

События — это реальные жизненные обстоятельства, наступле­ние которых не зависит от воли участников правоотношения. Они делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные события — это юридические факты, наступление которых вообще не зависит от воли людей. Например, пожар дома в результате удара молнии приводит к воз­никновению страховых правоотношений между собственником и страхо­вой компанией (юридическим фактом является не удар молнии, а гибель имущества в результате пожара).

Относительные события - это юридические факты, которые наступают в результате действий третьих лиц. Данные лица не являются участниками правоотношений, возникаю­щих в результате их действий. Например, пожар в результате поджога приводит к возникновению правоотношений между собственником и страховой компанией. Для этих сторон, гибель имущества в результате пожара - это событие.

Деяния — это действия либо бездействие сторон правоотношения. Они делятся на действия и бездействие; на правомерные и неправомерные.

Правомерные деяния (действия) - это поведение людей, соответ­ствующее нормам права и порождающее правовые последствия. Они делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты - это действия, совершённые с целью поро­дить юридические последствия. Примерами могут выступить приговоры суда, регистрация брака, за­ключение договора и т.д.

Юридические поступки — это поведение субъекта, основное содер­жание которого состоит в достижении самых различных социальных целей, и которое порождает правовые последствия независимо от того, было ли оно направлено или нет на достижение этих последствий. Например, написание литературного произведения автоматические порождает авторские права.

К неправомерным деяниям относятся правонарушения различных видов преступления, административные правонарушения, имуществен­ные деликты, дисциплинарные проступки и т.п.

2) по характеру наступивших последствий:

а) правообразующие – это факты, устанавливающие правоотношения;

б) правоизменяющие – это факты, изменяющие правоотношения;

в) правопрекращающие – это факты, прекращающие правоотношения;

г) комплексные – это факты, имеющие универсальный характер;

studfiles.net


Смотрите также