Какая первобытная культура существовала на территории пермской области. Контрольно-измерительный материал «История Пермского края»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пермская региональная культура(Культура Пермского края). Какая первобытная культура существовала на территории пермской области


Пермская региональная культура(Культура Пермского края).

На бескрайних просторах Урала часто можно услышать предания о легендарном доисторическом народе - чуди. Говорят, что когда на эти зем-ли пришли русские, чудным показался им здешний народ: его мировоззрение, верования, обряды.

 

По мнению ученых, чудью называли предков современных фииноязычных народов, которые занимали территорию севера Восточной Европы и Урала: коми, коми-пермяков, вепсов, эстонцев, финнов, карелов, удмуртов, манси и других.

 

В те далекие времена основным занятием людей была охота. Человек не умел объяснить причины удачи или неудачи на охоте, обилия или исчезновения дичи, думал, что животные чем-то похожи на людей и могут превращаться в них, когда пожелают. Охотники хорошо знали повадки зверей и птиц, особенности их строения, изображали их, выделяя главное, замечая мельчайшие детали. Самые древние произведения искусства выполнены из дерева, кости, камня с помощью каменных орудий или природных красок. Позднее появилась глиняная скульптура.

 

Около трех с половиной тысяч лет назад обитатели Урала научились плавить металл.

 

Сначала из меди и бронзы изготовляли орудия, нередко украшая их изображениями животных. Позднее, когда стали добывать железо, материал более прочный и пригодный для орудий и оружия, медь и бронза использовались больше для украшений, утвари, предметов религиозного культа. В это время появилась мелкая бытовая и религиозная миниатюра, выполненная в меди и бронзе. На миниатюрах были изображены птицы, животные и сам человек.

 

Это древнее искусство получило широкое распространение на Уральской земле и известно всему миру как пермский звериный стиль. Пермским он назван потому, что все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхнего Прикамья - на территории бывшей Перми Великой, как в русских летописях обозначалась эта земля.

 

В фондах Пермского областного краеведческого музея хранится уникальная коллекция: идолы, бляшки, подвески, пронизки - результат полевых исследований нескольких поколений археологов. Каждый предмет неповторим, в нем заключено представление нашего далекого предков об окружающем мире.

 

Один из излюбленных мотивов пермского звериного стиля - образ могучего медведя. О нем слагали сказки, песни, предания и легенды.

 

Народного героя коми звали Кудым-Ош ("ош" - медведь). Он научил коми добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю. Могущество и ловкость, добродушие и справедливость, готовность в любую минуту встать на защиту своего народа - все эти качества приписаны легендарному герою, происходившему из рода медведя. С медведем связано немало суеверий. Медвежьи клыки служили амулетом охотникам, за ними признавали лечебные свойства. Охотники называли медведя хозяином. Среди знаков собственности у коми-пермяков бытовали изображения, носившие названия "большой медведь", "маленький медведь", "медвежье ухо".

 

Часто они встречаются около села Ошиб, что в переводе с коми означает медвежье поле. Вероятно, здесь медведь был тотемом одной из родовых групп.

 

В честь этого зверя совершали особые церемонии на религиозных "медвежьих праздниках". Шкуру убитого медведя вместе с головой и лапами укладывали на специальный помост, люди совершали над ним магические действия, прославляя своего могучего собрата.

 

Образ медведя в жертвенной позе - голова уложена между лап - своеобразный символ пермского звериного стиля. Фигура этого зверя украшает герб Перми; во многих современных изданиях образ медведя помещен на титульных листах и обложках.

 

Другим древним мотивом в искусстве пермского звериного стиля были изображения птиц. С распростертыми крыльями, они, видимо, считались посредниками между царством живых и царством мертвых. Эти птицы уносили человеческие души в загробный мир, или сами души могли превращаться в птиц и улетать от соплеменников в царство мрака и холода. Чаще всего прототипами образа птицы в полете служили орел и сова. Почитали народы Урала водоплавающих птиц. У коми и комипермяков немало легенд и преданий связано с лебедем - "юсь". Он считался священной птицей, на него не охотились и его мясо не употребляли в пишу. Такой же почитаемой была утка. Сосуды с изображениями водоплавающих птиц использовались в религиозных обрядах как жертвенная посуда, а каменные и металлические фигурки - как амулеты-обереги, жертвоприношения божеству или как части шаманской одежды.

 

Особенно загадочен в искусстве пермского звериного стиля образ одного из самых могучих и красивых обитателей тайги - лося. В поверьях с ним связывались какие-то сложные представления об окружающем мире, возможно, его рассматривали как хозяина всего живого на Земле. В коллекции музея есть металлические полые пронизки с головой лося, плоские фигуры этого зверя, различные бляхи с его изображением Иногда фигура лося встречается в составе сложной композиции с другими животными, с фантастическим ящером.

 

Образ лося часто сливается с образом человека в одной фигуре "человеколося". На Севере сохранились легенды о Мяндаше - божестве, способном превращаться и в лося, и в человека. Возможно, в сюжетах пермского звериного стиля нашла отражение эта легенда. Челове-колоси, наверняка, были в воображении древних людей своеобразными духами - охранителями верховного божества или семейного очага. Часто на крупных бляхах встречаются изображения семи лосиных фигур или голов. У манси некогда существовало предание о семи братьях, хозяевах семи миров, три из которых находятся под землей, один - сама земля и три относятся к небесной сфере. Возможно, что культ лося - отражение космогонических представлений о мире.

 

Можно до бесконечности разгадывать тайны образов пермского звериного стиля. Из небольшого слитка металла безвестный мастер создал удивительно лаконичные художественные произведения, сила воздействия которых так велика, что им мог бы позавидовать любой скульптор нашего времени. Далекие предки наши хранили произведения своих талантливых современников, передавали их из поколения в поколение, держали в своих святилищах, прятали от чужих глаз, укладывали в могилы умерших сородичей.

 

Творения древних мастеров дороги нам не только как памятники искусства, прекрасные сами по себе, без скидок на время их изготовления, внимательное изучение их помогает проникнуть в духовную жизнь наших предков, понять, как они воспринимали окружавший их мир и пытались воздействовать на него.

В Пермской области музеев много: государственные, муниципальные, общественные, они стали хранителями того лучшего, что создано руками жителей края разных поколений, что подарила Пермская земля.

 

История музеев насчитывает два с половиной тысячелетия и своими корнями уходит в Древнюю Грецию. Именно там появились храмы, посвященные музам, покровительницам искусств. В них стали сосредоточиваться наиболее ценные произведения, изделия искусных мастеров. Но какой-либо системы во всем этом еще не было. Она возникла намного позже, в XV веке, в Италии. Там появились коллекционеры, которые называли себя дилетанти: они собирали предметы, выставляли их в специальных помещениях (студиоло), размещая экспонаты в шкафах (гарбароба). Из Италии увлечение коллекционированием переместилось во Францию, Англию, Германию и другие страны Западной Европы. В руках королей, крупных феодалов, купцов оказались великолепные картины средневековых художников, уникальные изделия ремесленников, ювелиров, предметы роскоши из таинственных восточных стран, старинные рукописи и первые печатные книги. Восхищаться и любоваться этими сокровищами могли очень немногие - ближайшие друзья владельца, знатные гости.

 

В России работы лучших мастеров, реликвии древности, иконы, золотые и серебряные изделия хранились в монастырях и крупнейших церквах. Особенно богатыми были Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра, собор Софии в Новгороде. В XVI веке началось коллекционирование серебра, оружия, драгоценной утвари в Оружейной палате Московского Кремля, которая по указу Петра I с 1720 года стала постоянным хранилищем редких вещей и драгоценностей. В 1814 году Петр I основал знаменитую Кунсткамеру, одну из крупнейших в мире, а через пять лет открыл ее для всеобщего обозрения.

 

В XIX веке музеи стали возникать не только в столицах» но и в уездных городах. Это было связано с бурным развитием промышленности, научными и географическими открытиями, ростом общественного движения.

 

На Урале во второй половине XIX века создавались различные общества, кружки. Самым крупным и значительным из них стало Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Его целью были изучение флоры и фауны края, объединение ученых, просветительская деятельность. Вскоре УОЛЕ организовало ячейки в других городах, в том числе в Перми. Первое заседание Пермской комиссии состоялось 15 ноября 1890 года, На нем было принято решение об организации в Перми музея, поэтому эта дата и стала днем рождения Пермского областного краеведческого музея.

 

В числе его основателей были служащие имения графа Строганова, губернского земства, казенных учреждений, лесоводы, инженеры, технологи, учителя. Многие из них оставили заметный след в истории Прикамья. Это ученые-лесоводы отец и сын Теплоуховы; доктор медицины Павел Николаевич Серебренников; естествоиспытатель Сергей Иванович Сергеев, оказавшийся в Перми в ссылке за участие в студенческом революционном движении; ученый-археолог Николай Никифорович Новокрещенных; директор народных училищ Алексей Пахомович Раменский и многие другие.

 

Они вели активную работу: собирали и комплектовали коллекции, искали архивные документы, проводили раскопки. Большое внимание уделяли просветительской деятельности: читали лекции, выступали с докладами, переписывались с другими музеями и обществами.

 

Со временем из отделов музея разрослись и стали самостоятельными такие крупные и хорошо известные ныне центры культуры, как Пермская художественная галерея, зоопарк, планетарий.

48.Охарактеризуйте информационный тип общества.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в единоминформационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятсяинформация и знания. Отличительные черты:

§ увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

§ возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

§ нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

§ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

§ развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

  • Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США - в работах Ф. Махлупа (1962)[1] и Т. Умесао (1963). Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Кац и др.[2]; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic - от греч. techne), общества[3], или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как "the knowledgeable society", "knowledge society" или "knowledge-value society". Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, порой даже совершенно несущественных признаков современного общества, по тем или иным причинам называемых, тем не менее, основанными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает исповедующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.
  • Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководствомМартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.
  • В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.
  • 27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизацииразличных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занималатеория постиндустриального общества.

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционнойфутурологии.

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

§ Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

§ Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

§ Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

§ Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

§ Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

§ структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

§ растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

§ широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

§ развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

§ поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

§ широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формытруда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика,кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

49.Глобализация и мультикультаризм как характеристики современной культуры.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ-Процесс, в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е гг., хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались социологами уже начиная с 1960-х и 1970-х гг. В 1960 г. М. Маклюэн ввел в научный оборот в области анализа культуры и средств массовой коммуникации выражение «глобальная деревня» , попытавшись таким образом описать уменьшение размеров мира в результате появления новых технологий коммуникации. В этот же период в ответ на экономические изменения в мировом масштабе, такие, как рост транснациональных компаний (ТНК), расширение международной торговли, международное разделение труда, развивается мировой системы теория, своего рода модель мировой экономики. В современных дискуссиях выделяются три измерения или проявления глобализации: экономическое, культурное и политическое. В экономическом измерении глобализация представляет собой экспансию капитализма и превращение его в интегрированную мировую экономику. Наиболее значимым сдвигом в этом отношении было расширение мировых финансовых рынков. Темпы глобализации финансовых потоков резко возросли в последнюю четверть ХХ в. Капитал перемещается по миру, отвечая потребностям финансирования международной торговли, инвестиционным целям (преследуемым как финансовыми институтами, вкладывающими средства в нематериальные активы, так и транснациональными компаниями, ориентирующимися на материальные ценности), а также посредством операций по обмену валюты. Финансовой глобализации в значительной степени способствовало развитие информационной технологии, сделавшей возможным функционирование глобальных рынков в режиме реального времени и электронный перевод денежных средств. Другим важным фактором экономической глобализации стало развитие транснациональных корпораций, объясняющее значительное увеличение объемов мировой торговли в последние двадцать пять лет. Доходы крупнейших ТНК превышают совокупный доход многих небольших государств, при этом деятельность таких корпораций в масштабах всего мира в основном неподконтрольна какому бы то ни было национальному правительству. Своими внутренними операциями и сделками между собой ТНК способствуют интеграции экономической активности в глобальном масштабе. Одним из аспектов этой экономической роли, который стал предметом особого внимания, являетсяглобализация производства. Глобализация культуры, как утверждается, является результатом развития массового туризма, возросшей миграции населения между обществами, коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии потребительства (ideology of consumerism), что привело к замене или дополнению более локализованных культур. Культурной глобализации способствуют маркетинговая деятельность ТНК и развитие средств массовой коммуникации (владельцами которых в основном являются опять-таки транснациональные корпорации). В качестве примера чаще всего указывают на макдоналдизацию. Под глобализацией в политической сфере понимается рост международных организаций, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирную торговую организацию, которые регулируют процессы, происходящие в мировой экономике, и, таким образом, ограничивают свободу наций-государств. Глобальные финансовые рынки и развитие ТНК также сокращают способность национальных правительств контролировать деятельность этих компаний в пределах того или иного государства, поскольку ТНК могут перемещать свой бизнес из одной страны в другую или другие в том случае, если им не нравится политика какого-либо правительства. Европейский Союз также ограничивает национальный суверенитет стран-членов в экономической, социальной и политической сферах. Некоторые социологи говорят о возникновении международной менеджерской буржуазии или транснационального капиталистического класса, такого рода утверждения, впрочем, являются спорными с эмпирической точки зрения. Политические социологи занимаются изучением вопросов, связанных с такими проявлениями глобализации, как упадок авторитета нациигосударства, проблемы состояния окружающей среды, права коренного населения и гражданство, миграция и межрасовые и межэтнические конфликты, наконец, напряженность между правами человека и гражданскими правами. Казалось, что глобализация угрожает целостности и аутентичности локальных культур, что вызвало рост социальных движений протеста против ощущаемой гомогенизации культур. Эта напряженность между локальным и глобальным привела к возникновению новой терминологии, отражающей сопротивление включению в глобальную систему. Примером этого может служить термин «глокализация». Глобализация анализировалась также в плане возможностей появления новых форм управления и демократии в рамках глобального порядка (Held, 1995). Главные аналитические проблемы, с которыми сталкивается теория глобализации, распадаются на шесть широких тем: (1) Первоначально глобализация рассматривалась сквозь призму социологии Т. Парсонса как продолжение процесса модернизации. Однако в настоящее время многие социологи считают глобализацию чертой постмодерна, поскольку она предполагает, в частности, отмирание модернистской нации-государства. (2) Серьезные разногласия вызывает вопрос о том, к чему ведет глобализация: к стандартизации культуры или, напротив, к усилению культурного разнообразия (и в связи с этим к фрагментации идентичности) в процессе аккомодации и диффузии, получившем название «гибридизация». (3) Глобализация означает возможность появления новой мировой политической системы, поскольку глобализационный процесс ведет к исчезновению проблем политической организации, связанных с коммуникацией. Вместе с тем глобализация и культурная гибридизация порождают гораздо большую этническую и религиозную напряженность, с которой тем или иным образом придется справляться любой глобализованной политической системе. (4) Предметом значительных разногласий является и вопрос о причинах и степени глобализации. Одни рассматривают мировой порядок как результат всегонавсего экономических роста и интеграции, другие — как культурное следствие новых электронных средств коммуникации. (5) Историки отмечают, что в конце XIX в. уже существовала либеральная и международная по своему характеру экономика, основанная на торговых связях. Таким образом, экономическая глобализация в конце ХХ в. может быть, по крайней мере отчасти, возвратом к более старой экономической модели. (6) Оценки глобализации варьируются от оптимистического видения возникающего мирового порядка, основанного на универсальных ценностях, до пессимистического взгляда, сосредоточивающегося на экологических катастрофах, культурной стандартизации и этнических войнах.

Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализмаявляется признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом руслемассовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

 

Читайте также:

  1. Дерново-карбонатные, дерново-бурые почвы. Распространение, классификация, свойства. Использование этих почв в условиях Пермского края.
  2. Дерново-подзолистые почвы. Распространение, классификация, свойства. Использование этих почв в условиях Пермского края.
  3. Лекция 1. Региональная культурология и основные подходы к ее исследованию
  4. Мировая, национальная и региональная культура.
  5. Отраслевая и региональная структуры экономики
  6. Понятие глобализации. Роль ТНК в современной мировой экономике. Региональная интеграция (Евросоюз, НАФТА, СНГ, ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России).
  7. Региональная экономическая интеграция

lektsia.com

Народы Пермского края: традиции, культура и этнография

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан - на юге, Свердловская область - на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование – Пермский край - сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

народы пермского края

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения - 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

 какие народы населяют пермский край

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья – удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

народы пермского края и их традиции

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

 название народов пермского края

Традиционная одежда вначале была синих и черных цветов, позже появились и другие оттенки, а на рубахе добавился рисунок «клетка». Женский наряд состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевался сарафан. Иногда на сарафан надевали передник. Головные уборы - кокошники, украшали вышивкой и орнаментом. Мужчины носили туникообразные вышитые рубахи, подпоясанные кушаками, и штаны. На ногах носили коты, погалешки и лапти.

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

языки народов пермского края

Среди традиционных занятий - оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

коренные народы пермского края

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы – это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

народы пермского края культура и этнография

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого – русский.

fb.ru

История Пермского края

Историю Пермского края мы начнем отслеживать с тех далеких времен, когда его земли входили в состав огромной территории, которую называли по-разному, но в состав названия входило слово "пермь". Слово «Пермь» в географическом смысле означало регионы, население которых говорило на пермских языках.

отчеты о путешествиях С древнейших времен коми-пермяцкие племена Верхнего Прикамья поддерживали торговые сношения с Поволжьем и странами прикаспийского региона, куда шёл прямой речной путь по Каме и Волге. С запада по притокам Северной Двины отсюда проходил речной путь к Великому Устюгу и Вологде. На восток лежал путь в Сибирь по Вишере, Лозьве и Тавде.  Предполагают, что уже в X веке на пересечении этих дорог возник город Чердынь, и через Чердынь шла обширная торговля с далекими землями – сначала с волжскими булгарами и Ираном, а позднее с Великим Новгородом и северными народами.

фотки природы Эта область с X века находилась под властью волжских булгар и считалась их колонией. Известна как Верхняя Булгария или страна Вису.

С XI века на севере пермских земель появились новгородцы, заставив местное население платить дань.

Впервые слово "пермь" встречается в "Повести временных лет" – выдающемся памятнике Древней Руси начала XII века. Пермь названа среди народов, которые "иже дань дают Руси".

Пермь Великая

Известно, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, поэтому предполагают, что, вероятнее всего, пермью называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. В русских летописях впоследствии эту территорию называли Пермью Старой, Пермью Вычегодской.

В двух грамотах 1263 года, данных новгородцами Великому Князю Ярославу Ярославичу, преемнику Александра Невского, упоминается о стране Пермской, как подвластной новгородцам. В этих грамотах она названа Перемь. С этого времени новгородцы имели постоянные торговые отношения с племенами зауральскими и вывозили оттуда меха. В XIII веке пермские земли попали под власть Золотой Орды.

Откуда возникло слово "пермь"? Среди многих объяснений заслуживает доверия предположение Д. В. Бубриха. Согласно его гипотезе, слово "пермь" пришло от финноязычных вепсов, которые населяли землю между Ладожским и Онежским озерами. Именно через эту территорию проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, хотели больше узнать и о более дальней северной земле. Далекая земля, или земля за рубежом, на языке вепсов  называлась "перама". Вепское "перама" трансформировалось сначала в "перемь", а затем в "пермь".

После того, как русские посетили земли южнее Вычегодского бассейна и познакомились с коренным населением Прикамья, они и этих людей стали называть "пермь". А сами земли, на которых жил этот народ «пермь», в отличие от Перми Вычегодской назвали Пермь Великая. Это название часто встречается в письменных памятниках XIV века.

В некоторых письменных памятниках того времени, в частности в Софийской первой летописи 1396 года и в "Житии Стефана Пермского",  к этому названию добавлены уточняющие слова "глаголемая Чусовая".

В XIV-XVII вв. Пермь Великая включала обширные территории по Каме от Уральского хребта на востоке до истоков Камы на западе, от верховьев реки Печоры на севере до реки Чусовой на юге. Эта территория была намного больше Перми Вычегодской, и потому ее назвали "Великая".

Первыми на землях Перми Великой появились новгородцы. Неоднократно направляли они сюда дружины своих ушкуйников за пушниной и данью. Существует запись в Пермской летописи под 1332 годом, где сказано: «…Великий князь Иван приде из Орды, и взверже гнев на Новгород, прося у них серебра закамского»…

Это закамское серебро — одна из загадок русской истории. Если верить русским летописям, серебро будто бы добывали  в XIII—XV вв. в подвластном Великому Новгороду Прикамье. Но когда эти земли перешла под власть Москвы, серебряных рудников не обнаружилось. Не добывают серебро на Урале и сейчас. Однако на Урале вплоть до ХХ века постоянно находили многочисленные клады серебряной посуды, изготовленной в средневековом Иране и Византии, которые тоже нередко называют закамским серебром. Большинство этих кладов было оставлено коми-пермяками задолго до появления славян еще в раннем средневековье.

И если мы не можем точно сказать, что имел летописец в виду под закамским серебром, то тесная связь Новгорода с пермскими землями из сообщения летописи отчетливо видна.

В XIV - первой половине XV вв. все больший интерес к Перми Великой проявляло Московское княжество. Продвижение на северо-восток московских князей было частью борьбы за создание единого Русского государства. В начале XV века при содействии Москвы в Перми Великой стали возникать первые русские поселения.

Ко второй половине XV века относятся первые достоверные сведения о существовании города Чердынь – тогдашней столицы Перми Великой.  Чердынь нередко и называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием края.

На верхней Каме боярин Анфал Никитин основал укрепленный Анфаловский городок. Вологодские посадские люди Калинниковы в это же время построили варницы по притоку Камы – реке Боровой. Это стало началом солеварения на пермской земле. Около 1430 года этот промысел был перенесен на соседний приток Камы –  реку Усолку, где появилось новое поселение – город Соль Камская, Соликамск.

В 1451 году великий князь Московский Василий II Темный посадил своими наместниками в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая Михаил стал правителем Перми Великой. Предполагают, что это были местные коми-пермяцкие князья, возможно, однако они были христианами и имели русские имена.

В Перми Великой при Михаиле на территории Верхнего Прикамья образовалось Великопермское княжество с центром в Чердыни.

Площадь самого княжества не превышала 9 тыс. км², однако оно контролировало пространство всей исторической области Пермь Великая – а это более 84,6 тыс. км².

Власть князей была ограничена, местные племена имели собственных вождей, которых летописи по новгородскому обычаю называют сотниками. Стоит ли удивляться, что княжеская резиденция располагалась в 7 км к северу от города в селении Покча, где правители Великопермского княжества чувствовали себя в большей безопасности. Великий Новгород, как и Москва, имел в Чердыни своих представителей. Политическое влияние Пермских епископов поначалу было скромным. Епископ Питирим, прибывший в Пермь Великую для крещения местного населения, был убит в 1455году неожиданно напавшими вогулами. Лишь в 1462 крещение было завершено епископом Ионой.

На древней пермской земле начинают строить первые христианские храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь.

Однако власть московских князей ещё не была прочной в Перми Великой, которая на какое-то время сохраняла определенную самостоятельность, лавируя между московскими князьями и казанскими ханами, стремившимися вернуть Пермь Великую под свой контроль.

Так наместник Михаил в 1471 году отказался принять участие в объединенном походе русского отряда на Казань, что и было засвидетельствовано в летописи: "...пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздевали, людям торговым великого князя грубили".

В ответ в 1472 году московский князь Иван III организует крупный военный поход на Пермь Великую. Руководили походом опытный военачальник, князь Федор Пестрый Стародубский и устюжский воевода Гаврила Нелидов. Были взяты основные города Перми Великой, после чего в Покче "срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя".

Так территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства. С этого времени на государственной печати был воспроизведен новый титул Ивана III: "Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорьский, и Пермский, и Болгарский, и иных".

Взятие Казани в 1552 году и покорения Сибири Ермаком (1581 – 1585) устранили последние препятствия для присоединения к Русскому государству уральских земель.

Строгановы

Города Пермского края В середине XVI века развернули свою деятельность на Урале предприниматели и промышленники Строгановы. Существуют легенды об аристократическом происхождении Строгановых, но более правдоподобной считается версия о том,  что родом Строгановы из разбогатевших поморских крестьян. В конце XV века они начали свою деятельность в Сольвычегодске.

Купцы Строгановы получили грамоту на устройство в Сольвычегодске соляных варниц, а в 1558 году на земли по рекам Кама и Чусовая. Грамота обязывала их строить «городки» и слободки для государства, варить варницы, варить соль. В покорении Сибири были заинтересованы, как они сами, так и государство.

После ряда кровопролитных и разорительных нападений сибирских татар, Строгановы наняли казаков Ермака, чтобы не только помогать в защите своих острожков-крепостей, но и разгромить само Сибирское ханство. Отряд Ермака, состоящий из 300-500 казаков, 1 сентября 1582 года отправился за Урал и ценой собственных жизней присоединил Сибирь к русскому государству. Так, благодаря частной инициативе Строгановых был освоен не только Западный Урал, но и открылись огромные просторы Сибири.

Путем пожалований, захватов и покупок эта династия феодалов сосредоточила в своих руках огромную территорию.  Строгановы сыграли огромную роль в истории Пермского края. У них было не просто землевладение, а именно «внутренняя империя». Со своим войском, со своими законами, с правом крещения инородцев и с правом ведения внешней политики на востоке. В 1610 году русская власть дала им небывалое звание – «именитые люди». А в  1722 году Строгановы из именитых людей превратились в баронов Российской Империи.

Строгановы строили города и крепости, дороги и храмы. Ими были построены острожки-крепости – Очерский, Сылвенский, Яйвенский, чтобы охранять свои варницы и людей. Основали свою первую «столицу» - Новое Усолье, где и сейчас стоят прекрасные Строгановские храмы.

В XVII веке важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала на севере становится город Соль Камская (Соликамск), а на юго-востоке – вновь построенный город Кунгур.

Горнозаводское дело

В пермских землях к концу XVII века складываются условия для возникновения и быстрого развития тяжелой промышленности, без которой невозможно было представить себе новую Россию. В XVI—XVII вв. во многих местах Прикамья существовали крестьянские железоделательные промыслы. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей.

Горнозаводское дело служило главным источником богатств страны, способствовало притоку населения и образованию городов.

В первые годы XVIII в. на реке Мазуевке, притоке реки Сылвы, в Кунгурском уезде возникает и один из первых на Урале железоделательных заводов XVIII века—завод Федора Молодого. Этот вододействующий завод появился в районе традиционных крестьянских железных промыслов

В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод.

Деревню в устье речки Егошихи (Ягошихи) в конце XVII века называли по речке, иногда по фамилии преобладавшего числа жителей - Брюхановой, Брюхановкой. Построенный здесь в 1723 году завод был назван по реке и деревне. Здания для администрации и рабочих завода положили начало истории города Перми.

В 1708 году, чтобы обеспечить более удобное руководство регионами, Петр I ввел губернское правление. Весь Средний Урал входил до 1727 года в Сибирскую губернию с центром в городе Тобольске, затем пермские земли стали принадлежать Казанской губернии, а в 1781 году по указам Екатерины II образуется Пермское наместничество в составе двух областей – Пермской и Екатеринбургской, и учреждается губернский город Пермь.

В это время в Перми было основано главное народное училище, а 24 ноября (5 декабря) 1789 года были открыты малые народные училища в Кунгуре, Соликамске и Чердыни. В 1792 году в Перми была открыта первая типография при наместническом правлении, позднее переименованная в губернскую.

Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии" было восстановлено деление на губернии и уезды.

В соответствии с этим указом Пермское и Тобольское генерал-губернаторство было разделено на Пермскую и Тобольскую губернии. Пермским губернатором был назначен Карл Фёдорович Модерах — известный инженер, руководивший ранее строительством каналов в Санкт-Петербурге. Среди его многочисленных достижений особо отмечается вклад в планировку улиц Перми и строительство дорог в губернии. Модерах возглавил специально учреждённое в 1804 году Пермское и Вятское генерал-губернаторство.

Пермская губерния по-прежнему оставалась главным районом горнозаводской промышленности России, где находилось свыше 110 горных заводов, на которых выплавляли чугун, сталь, железо. Долгое время край был основным поставщиком меди. Прогрессировало и увеличивало свою продукцию солеварение, которое составляло более четверти всей добычи в стране. Развитие соляной промышленности, строительство и эксплуатация Уральской железной дороги стимулировали добычу каменного угля (Кизеловский бассейн).

Еще в первой половине XIX века в Прикамье начался промышленный переворот, который  шел очень медленно по сравнению с иными европейскими странами и закончился не ранее 80-х гг. столетия.

На всех сторонах жизни Пермской губернии отразилась реформа 1861 года. Началось снижение производства металла. Не выдержал конкуренции с продукцией Европы уральский металл, поскольку в Европе к этому времени уже закончился промышленный переворот.

Негативно отразилось на пермской промышленности введение нового таможенного тарифа 1857 года, которым фактически были отменены казенное покровительство уральской промышленности и политика протекционизма.

Но уже в 70-е гг. кризисные явления были преодолены, а в течение двух последних десятилетия XIX века наблюдался быстрый и стабильный рост горнозаводской промышленности, связанный с завершающей стадией промышленного переворота в России, который в основном базировался на уральской металлургии.

В основном это был рост черной металлургии. Медеплавильное производство в это время переживало упадок. Это было связано с развитием нового района цветной металлургии на Восточном Урале, где были открыты в XIX веке крупные и удобные для разработки месторождения медного колчедана. Там быстро развилась цветная металлургия, основанная на самой передовой технологии.

Из всех трех с лишним десятков медеплавильных предприятий, работавших в XVII — XIX вв. на Западном Урале, к 1900 году сохранились только Юговские медеплавильные заводы, что расположены в поселке Юг на одноименной реке, притоке реки Бабки. Но уже в 1902 году за истощением местной рудной базы и они были закрыты.

Западный Урал тогда являлся крупнейшим районом, в котором эксплуатировались месторождения платины. К концу XIX века вдвое выросла добыча золота, добывались различные полезные ископаемые.

В Прикамье в начале XX века новые заводы почти не строились, в основном, расширялись и модернизировались уже действующие предприятия. Стимулировало развитие производства строительство железных дорог, что требовало увеличения производства сортового проката и других видов высококачественного металла и изделий из него. Значительно выросли вложения капитала иностранными фирмами.

На пермских заводах в 1908-1910 гг. начинается промышленный подъем. Юго-Камский стал выпускать молотилки, Нытвенский –  плуги. Суксунский завод изготавливал якорные шпили и другие части для барж, Александровский - горно-шахтное оборудование. Лысьвенский металлургический завод перешел на выпуск жести, оцинкованного железа и посуды из него, а несколько позже освоил эмалированную посуду.

Самым современным и самым крупным предприятием черной металлургии Западного Урала был завод, заложенный Русско-французским акционерным обществом в 1879 году у станции Чусовской Уральской горнозаводской железной дороги.

Это первый завод нового типа на Урале. Он строился в соответствии с техническими стандартами Европы и, в отличие от старых предприятий, не имел заводского пруда, так как был не вододействующим, а основывался на паровых двигателях и электричестве.

В годы советской власти

Александровский район в Пермском крае В XX веке, еще до окончания гражданской войны (1919), Пермская губерния была разделена на Екатеринбургскую и Пермскую.

В результате нового районирования в 1923 году на Урале была образована обширная по площади Уральская область, включавшая в свой состав бывшие Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии.

Территория современной Пермской области состояла тогда из Кунгурского, Верхнекамского, Пермского и частично Сарапульского округов (сегодня Сарапул находится в пределах Удмуртии).

Из Верхнекамского округа в 1925 году выделен Коми-Пермяцкий округ — первый национальный округ в стране.

Уральская область в 1934 году вновь была раздроблена на три самостоятельные хозяйственно-административные единицы — Челябинскую, Свердловскую и Обско-Иртышскую области. 3 октября 1938 года Свердловская область Указом Президиума Верховного Совета СССР была разделена на две области: Свердловскую и Пермскую.

8 марта 1940 года Пермская область была переименована Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переименовании города Перми в город Молотов и Пермской области в Молотовскую область».

Особую роль Пермская (точнее, тогда Молотовская) область сыграла в годы Великой Отечественной войны. Уральское машиностроение было переориентировано на выпуск оборонной продукции.

124 промышленных предприятия и производства было эвакуировано в Пермскую область, 64 из них разместились в Перми. Здесь производили двигатели для самолетов, артиллерийские орудия, стрелковое оружие и знаменитые «Катюши». Из 22 химических предприятий большая часть находилась в Соликамске и Березниках, в Чусовом установили оборудование металлургические заводы юга страны, целлюлозно-бумажные предприятия – в Краснокамске, Красновишерске, Соликамске.

Послевоенные годы отмечены бурным развитием промышленности Пермской области. Происходило освоение нефтяных месторождений, залежей каменного угля. Были построены Камская ГЭС и Воткинская ГЭС, Пермская и Березниковская ТЭЦ, Яйвенская ГРЭС. Уральское Прикамье стало регионом с мощной нефтеперерабатывающей индустрией, электротехнической промышленостью, машиностроением.

В 1957 году было возвращено название Пермская область Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 02.10.1957 «О переименовании Молотовской области в Пермскую область и города Молотова в город Пермь».

С начала 1960-х годов возникают два новых промышленных района – электротехнический комбинат в районе Гайвы (“Камкабель”) и нефтеперерабатывающий комплекс в Осенцах (ПНОС).

1 декабря 2005 года в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край.

www.veter-stranstvii.ru

Контрольно-измерительный материал «История Пермского края»

Контрольно-измерительный материал

История Пермского края

Должен уметь:

    информационные умения: умение готовить сообщение, реферат или доклад; воспринимать и фиксировать в виде записей лекционный материал;

    самостоятельно работать с различными источниками знаний и оформлять информацию в виде заполнения таблиц или схем;

    умение анализировать и обобщать; четко формулировать свою точку зрения;

    коммуникативные умения: умение выступать с сообщениями и докладами; владение устной и письменной речью.

ВОПРОСЫ.

1. Прикамья в эпоху ранних металлов.

2. Первые земледельцы и скотоводы в нашем крае.

3. Наш край в IV-XI вв.

4. Археологические культуры на территории края.

5. Пермский звериный стиль.

6. Колонизация Урала русскими людьми.

7. Распространение христианства в Прикамье.

8. Развитие Прикамье в XIII века.

9. Развитие Прикамья в XIX в.

10. Культура Прикамья XIX в.

11. Развитие образования в Прикамье.

12. Прикамье в годы революций.

13. Прикамье в годы гражданской войны.

14. Перестройка народного хозяйства Прикамья на военный лад в годы Великой Отечественной войны.

15. Социально – экономическая жизнь Прикамья в 1946 – 1985 г.

16. Прикамье и реформы 1985 – 1997 гг.

Типовые задания

1. Соотнеси дату и событие, личность и деятельность, которой он занимался.

2. Расположи в хронологической последовательности события.

3. Определи по предложенной характеристике, о каком периоде в истории края или о какой археологической культуре, существовавшей на территории нашего края идет речь.

Тестовые задания

Инструктаж к выполнению теста.

Тест по курсу История Пермского края состоит из тестовых заданий закрытого и открытого типа, заданий на соответствие и расположения в порядке хронологии. При выполнении заданий закрытого типа внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ. В задания подобного рода может быть только один правильный ответ. При выполнении заданий открытого типа, внимательно прочитай вопрос и, хорошо подумав, письменно напиши ответ. При выполнении заданий, связанных с указанием правильной хронологической последовательности, отвечать начинай, указывая событие, происходившее раннее всех других. За каждый правильный ответ на вопрос закрытого типа – 1 балл, на вопрос, связанный с хронологической последовательностью – за каждое хронологически верно обозначенное событие, на вопрос-соответсвие – за каждое правильно установлено соответствие. При оценивании задания открытого типа учитывается полнота и точность изложения, соответствие материала поставленному вопросу. Время выполнения теста – 40 минут.

Вариант 1.

1. Расположите в хронологической последовательности эпохи:

а) мезолит б) неолит в) палеолит г) энеолит.

2. Костище – это:

а) место захоронения

б) место жертвоприношений

в) археологический памятник, который составляет основную толщу

культурного слоя

Г) культовое место, где проводились жизненно значимые обряды.

3. Великое переселение народов происходило в:

а) IV-VI вв. н. э. б) VI-VII вв. н. э. в) I-III вв. н. э. г) II-V вв. н. э.

4. Пермский звериный стиль – это

а) особый стиль живописи

б) своеобразное искусство мелкой металлической пластики

в) основная тема вышивки

г) особая техника украшения керамики.

5. На территории Прикамья в VII в. до н. э. – Х в. н. э. сложилась культурная общность

а) Ананьнская в) Вымская

б) Андроновская г) Чепецкая.

6. Кто из русских князей первыми проникают на территорию Пркамья?

А) московские в) новгородские

Б) владимирские г) псковские.

7. Первое упоминание Перми Великой в русских летописях

а) 1324 г. б) 1220 г. в) 1396 г. г) 1383 г.

8. Населенный пункт, главным отличием которого было наличие церкви.

А) погост б) слобода в) деревня г) село.

9. Присоединение Прикамья к Московскому государству произошло в:

а) 1500 г. б) 1505 г. в) 1512 г. г) 1507 г.

10. Первым медеплавильным заводом в России считается:

а) Егошихинский завод в) Пыскорский завод

б) Мотовилихинский завод г) Григоровский завод.

11. Поход Ермака в Сибирь начался в:

а) 1581 г. б) 1480 г. в) 1681 г. г) 1505 г.

12. Основатель

государевой дороги

:

а) Артемий Бабинов

б) Акинфий Демидов

в) Строганов

г) Ермак Тимофеевич.

13. Найдите соответствие:

а) основание ботанического сада в с. Красное 1. 30-40-е гг. XVIII в.

б) открытие медеплавильного завода в г. Соликамске 2. 1730 г.

в) открытие фабрики медной посуды 3. 1733 г.

г) учреждение воеводства в г. Соликамске 4. 1613 г.

14. Первая цифирная школа в г. Соликамске была открыта в:

а) в 1 пол. XIX в. в) в XVII в.

б) во 2 пол. XIX в. г) в. XVIII в.

15. Основатель ботанического сада в с. Красное

а) Турчанинов

б) Григорий Демидов

в) Строганов

г) Рязанцев.

16. В каком году в г. Чердынь была прочитана первая христианская

проповедь?

А) 1465 г. б) 1452 г. в) 1455 г. г) 1462 г.

17. Открытие г. Перми и Пермской области состоялось в:

а) 1780 г. б) 1871 г. в) 1781 г. г) 1750 г.

18. В каком году Лазаревыми был построен Екатерининский завод

а)1833 г. б) 1816 г. в) 1913 г. г) 1829 г.

19. На каком заводе был построен первый на Урале паровоз для Царскосельской железной дороги

а) на Пожевском заводе в) на заводе Турчанинова

б) на Екатерининском заводе г) на Егошихинском заводе.

20. Установите соответствие между фамилией человека и его деятельностью

а) П. А. Яколвлев 1. постройка стимбота

б) И. А. Щеголихин 2. постройка Нижнесылвенского завода

в) Казанцев и Истомин 3. открытие Кутимского месторождения

г) И. И. Всеволожский 4. владелец Пожевского завода.

21. В 1944-1945 гг. Пермская область шефствовала над процессом

восстановления послевоенных разрушений в:

а) Московской области в) Сталинградской области

б) Ростовской области г) Польше.

22. В какое время г. Пермь и Пермская область носила имя Молотова В. М.?

а) 30-40-е гг. ХХ в. б) 40-50-е гг. ХХ в. в) 60-70-е гг. ХХ в.

23. Когда был избран первый губернатор Пермской области?

А) декабрь 1996 г. в) декабрь 1993 г.

Б) декабрь 1995 г. г) декабрь 1994 г.

24. Какое место занимает Урал по промышленному потенциалу среди крупных экономических регионов РФ?

А) 1 б) 2 в) 3 г) 9.

25. Когда был создан музей жертв политический репрессий

Пермь-36

а) 1993 б) 1994 в) 1995 г) 1996

26. Как называлась программа жилищного строительства в Пермской области в 1986-2000 гг.

а)

Жилстрой

в)

Жилье-2000

б)

Наш дом

г)

Камская долина

.

27. Первый избранный губернатор Пермской области

а) В. С. Сазанов в) Е. С. Сапиро

б) Б. Н. Кузнецов г) Г. В. Игумнов

28. Назовите военную продукцию, изготовлявшуюся на заводах Пермской

области в годы Великой Отечественной войны.

29. Какие города Пермской области входят в число городов, наиболее

экологически загрязненные.

30. Назовите фамилии известных вам деятелей культуры, в том числе и современных, (художников, писателей и т. д.), уроженцев Пермской земли.

Вариант 2.

1. Человек на территории Верхнего Прикамья появился в эпоху:

а) мезолит б) неолит в) палеолит г) энеолит.

2. Для какой археологической культуры характерны следующие явления:

Ведущей отраслью хозяйства становится пашенное земледелие, которое в XI-XII вв. вытесняет мотыжно-подсечное. Большое развитие получают ремесла: бронзолитейное, гончарное, ювелирное. Из большой патриархальной семьи выделяются отдельные малые семьи, способные самостоятельно вести хозяйство

.

А) родановская в) ломоватовская

б) неволинская г) гляденовская.

3. Курган – это:

а) обряд погребения

б) место жертвоприношений

в) особый тип жилища.

Г) самое высокое место на поселении, где размещался кремль.

4. Наиболее распространенные сюжеты Пермского звериного стиля:

а) тотемные звери и животные

б) геометрический орнамент

в) растительный орнамент.

Г) сцены из бытовой жизни людей.

5. Первые русские поселения на территории Верхнего Прикамья возникают

а) в XV в. б) в XVI в. в) в XI в. г) в. XIII в.

6. Присоединение сибирских просторов к Московскому государству стало

возможным после:

а) открытия Бабиновской дороги

б) похода Ермака в Сибирь

в) налаживания с Московским государством торговых связей

Г) после похода Ерофея Хабарова.

7. Натуральный оброк в виде пушнины:

а) пошлина б) ясак в) дань г) тягло.

8. В каком году в г. Соликамске учреждается воеводство?

А) 1612 г. б) 1611 г. в) 1610 г. г) 1613 г.

9.

Золотым веком

Верхнего Прикамья считается:

а) в XV в. б) в XVI в. в) в XIV в. г) в. XVII в.

10. Освоение Прикамья русскими людьми началось в:

а) в XV в. б) в XVI в. в) в XI в. г) в. XIII в.

11. Иов Нестерович Лачинов – это:

а) первый воевода г. Соликамска

б) солепромышленник

в) основатель медеплавильного завода в городе

г) основатель ботанического сада.

12. Для какого века характерны следующие явления в экономическом развитии г. Соликамска:

Уже в самом начале века по численности и по экономическому развитию г. Соликамск обходит г. Кунгур. Постепенно сдает позиции и солеварение. Экономическое развитие города поддерживается в первую

очередь медеплавильной отраслью

.

а) в XV в. б) в XVI в. в) в XVII в. г) в. XVIII в.

13. Центр администрации в Прикамье в XV-XVI вв.

а) г. Соликамск б) г. Чердынь в) г. Пермь г) г. Усолье.

14.

Крестил

Пермь Великую:

а) епископ Иона в) священник Питирим

б) епископ Стефан г) священник Иов.

15. Найдите соответствие:

а) таможенная изба 1. следила за сбором прямых налогов

б) земская изба 2. контролировала торговлю

в) приказная изба 3. ведала административными делами

16. Кто был первым губернатором Пермской губернии

а) Иов Нестерович Лачинов в) Иван Варфоломеевич Ламб

б) Евгений Петрович Кашкин г) К. Ф. Модерах.

17.Какая новая отрасль промышленности зародилась на Урале в 80-е г. XIX в

а) химическая в) машиностроение

б) нефтяная г) угольная

18. Крупнейшие центры солеварения России XVII в.

а) Соликамск в) Усолье

б) Сольвычегодск г) Чердынь.

19. Каким городам Урала более 300 лет?

А) Екатеринбург д) Кунгур

Б) Пермь е) Верхотурье

В) Челябинск ж) Чердынь

Г) Усолье з) Соликамск.

20. Какая из приведенных фамилий промышленников непосредственно относится к Соликамску XVIII в.

а) Суровцевы б) Филатовы в) Строгановы г) Шустовы.

21. Соликамск в первой половине XIX в. выделялся в Верхнем Прикамье как крупный

а) промышленный центр в) культурный центр

б) научный центр г) центр развития образования

22. Назовите крупнейшее предприятие Соликамского уезда в нач. ХХ века

а) Соликамский винный завод

б) Соликамский мыловаренный завод

в) Березниковский содовый завод

г) Соликамский стекольный завод

23. В 1944-1945 гг. Пермская область шефствовала над процессом

восстановления послевоенных разрушений в:

а) Московской области в) Сталинградской области

б) Ростовской области г) Польше.

24. В каком году Пермь становится открытым городом?

А) 1989 г. б) 1987 г. в) 1985 г. г) 1990 г.

25. В каком гожу был принят Устав Пермской области

а) 1993 б) 1994 в) 1995 г) 1996 г.

26. Первый избранный губернатор Пермской области

а) В. С. Сазанов в) Е. С. Сапиро

б) Б. Н. Кузнецов г) Г. В. Игумнов

27. В честь каких космонавтов одна из улиц г. Перми названа

Шоссе космонавтов

а) П. Беляев и А. Леонов в) Ю. Гагарина

б) В. Буковский и С. Ковалев г) В. Терешковой.

28. Назовите фамилии известных вам деятелей культуры, в том числе и современных, (художников, писателей и т. д.), уроженцев Пермской земли.

29. Назовите военную продукцию, изготовлявшуюся на заводах Пермской

области в годы Великой Отечественной войны.

30. Какие города Пермской области входят в число городов, наиболее

экологически загрязненные.

Ключ к тесту

№ в

1 вариант

2 вариант

Ответ

Б

Ответ

Б

1

В-а-б-г

4

В

1

2

В

1

А

1

3

А

1

А

1

4

Б

1

А

1

5

А

1

А

1

6

В

1

Б

1

7

А

1

Б

1

8

Г

1

Г

1

9

Б

1

Г

1

10

Г

1

В

1

11

А

1

А

1

12

А

1

Г

1

13

А-2, б-1, в-3, г-4

4

Б

1

14

Г

1

В

1

15

Б

1

А-2, б-1, в-3

3

16

В

1

В

1

17

В

1

А

1

18

Г

1

А

1

19

А

1

Г, е, ж, з

4

20

А-2, б-3, в-2, г-4

4

А

1

21

Б

1

В

1

22

Б

1

В

1

23

А

1

Б

1

24

Б

1

А

1

25

Г

1

Б

1

26

В

1

Г

1

27

Г

1

А

1

28

Снаряды, пушки, порох, моторы, металл для фюзеляжа самолетов, бронекатера.

5

Давыдычев, Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Потапов, Олейников, Решетников,

5

29

Пермь, Губаха, Березники, Красновишерск, Чердынь, Чусовой, Соликамск,

5

Пермь, Губаха, Березники, Красновишерск, Чердынь, Чусовой, Соликамск,

5

30

Давыдычев, Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Потапов, Олейников

5

Снаряды, пушки, порох, моторы, бронекатера, металл для фюзеляжа самолетов,

5

51-45 баллов –

5

44 – 36 баллов –

4

35 – 26 баллов –

3

2

47-41 балл –

5

40-33 балла –

4

32-24 балла –

3

3 баллов –

2

Учитель истории

Поскребышева Наталья Олеговна

МБОУ СОШ №11 г. Кизел

Пермский край

www.testsoch.info


Смотрите также