ГлавнаяПервобытноеПризнаки отличающие государство от родовой организации первобытного общества
Особенности государственной и родовой организации общества. Признаки отличающие государство от родовой организации первобытного общества
Особенности государственной и родовой организации общества — МегаЛекции
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества—мужчин и женщин. Собрание—столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами т. д.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким—смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести—ни обидчик, ни его родичи.
Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями—исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
В догосударственном обществе, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы—обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровнородственному принципу. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком.
Роды объединялись в племя, а некоторые племена—в союз племен. При этом совет старейшин племени, куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени—военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен.
Властные полномочия всех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям, нарушение которых влекло суровые кары.
Обычаи первобытного общества постепенно складывались в результате действия системы разнообразных регуляторов общественной жизни и поведения людей в те далекие времена.
От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками.
1. Создание особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная (т.е. общественная) власть существовала, как мы видели, и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением, была неполитической, т. е. неклассовой публичной властью. Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью.
2. Разделение подданных государства по территориальным делениям. Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Государственная власть соединяет людей не по признаку родства, а по месту жительства, т. е. по территориальному принципу. Гражданам предоставлялось осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Место клана занимает административный округ, место старейшины—государственный чиновник, назначаемый из центра или ему починенный. Родовая организация уступает место государству.
1. Публичная власть. Государство стало новой структурной организацией общества, из него выделяется особый слой людей, основным родом занятий которых становится управленческая деятельность. В центре публичной власти стоит царь, король, князь, т.е. лицо, за которым признается право представлять публичные (политические) интересы союзного единства групп вовне, самостоятельно принимать решения, касающиеся дел союза племен или иных групп, и осуществлять в рамках обычного права контроль за исполнением этих решений. Выделившийся из общества слой людей образует то структурное образование, которое позже получает название аппарата государства и назначение которого состоит в том, чтобы систематически обеспечивать функционирование общества. Аппарат с самого начала имеет сложную и разветвленную структуру. Специалисты отмечают, что даже в первичном городе-государстве насчитывалось до 130 управленческих должностей. Он требует материальных средств для своего содержания. Такие средства в виде налогов, дани и т.п. поступают от самого общества. Налоги, таким образом, - еще один из важнейших и неотъемлемых атрибутов формирующегося государства. Для того чтобы власть в государстве нормально функционировала, достигла своих целей, аппарат государства с самого своего возникновения характеризуется тем, что его функционеры наделяются властными полномочиями, возможностью прибегнуть в необходимых случаях к использованию принуждения. В структуре государства для этих целей появляются специальные институты - полиция, армия, суды и иные учреждения, выполняющие функции принуждения. В то же время в государстве преобладают структуры, создаваемые для организации нормальной деятельности общества, управления производством, образованием, коммунальным хозяйством, культурой и т.д.
2. Если родовой строй характеризовался основанной на родстве организацией, то государство отличается своей особой территориальной организацией. Наличие у государства этого признака социально и экономически обусловлено. Само государство возникает тогда, когда связь определенным образом структурированных групп населения (общин) с определенной территорией настолько упрочивается, что становится достаточно устойчивой, постоянной. Разделение населения по территориальному признаку означает, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ, во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством: на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами. Все проживающие на территории данного государства приобретают юридический статус, который выражается в виде подданства или гражданства.
3. Единая система налогов - следующий важнейший признак государства. Налоги служат материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, они охватывают все население страны, выступают постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.
4. Специфическая система нормативного регулирования, без которой общество не может функционировать, а государство не в состоянии обеспечить организацию жизнедеятельности общества. Иначе говоря, особая связь государства с правом - также специфический признак государства. Государство не только использует право, но и призвано обеспечивать его действие. Все эти признаки указывают на то, что государство существенным образом отличается от всякой иной организации общества и от самого общества.
Возникновение права Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества (или определенной его части) и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд. Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытно-общинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс («мононормы»), в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения (рецепроктность и редистрибуция), которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные. Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» - ius, right, recht и т.п. («право» - на латыни, английском, немецком, аналогичные наименования при возникновении правопонимания имели место во многих восточных языках; см. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983). В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства. Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, они подкрепляют друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры, Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа - в Древнем Египте, Законы Ману - в Индии, Коран - в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию - чиновниками государственного аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право). Но, так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части общества (рис. 3 и 4). Рис. 3. Виды норм, регулирующих поведение людей Рис. 4. Признаки праваОсновными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
studopedya.ru
Особенности государственной и родовой организации общества
Важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.
Согласно марксистской (материалистической) теории существовало догосударственное общество– первобытнообщинный строй. Первобытнообщинный строй подразделяется на 2 этапа: матриархат - присваивающая экономика (охота, рыболовство, собирательство) и патриархат - производящая экономика (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).
Основу первобытнообщинной организации общества составлял род (родовая община) – определенный семейно-производственный союз, объединяющий людей по родственным признакам. Основным органом власти в родовой общине являлось родовое (народное) собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Это собрание решало все основные вопросы родового общества, для решения повседневных вопросов оно избирало старейшину. На время военных походов родовое собрание избирало военачальника или военного вождя. Более крупным объединением людей является племя – объединение родовых общин. Основным органом власти и управления в племени был Совет старейшин, в который входили представители всех родов. Совет старейшин собирался публично, гласно и разрешал все вопросы. На время военных походов Совет старейшин избирал военного вождя. Власть опиралась на авторитет, уважение и общественное мнение.
Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе: миф, обычай, ритуал
1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
2) обычай– передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
3) ритуал– действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.
С течением времени первобытнообщинный стройразложился, и на смену ему пришло государство.Значительную роль в разложении первобытнообщинного строя сыграла неолитическая революция, т.к. она ознаменовала переход человечества от присваивающей экономике к экономике производящей (от собирательства к производству). Производство велось в 2 направлениях: одни племена – земледелие, другие – скотоводство.
Согласно марксистской теории схема образования государства примерно такова: дифференциация общества, появление частной собственности, разделение людей на богатых и бедных, раскол общества на классы, образование государства.Но многие учёные указывают, что у большинства народов первичное государство возникает задолго до раскола общества на классы. Например, первопричиной образования государства являются определённые запреты в первобытном обществе, которые ограничивали кровосмешение. Введение такого запрета требовало создания специальных органов, которые послужили прообразом органов государства. Исторические факты показывают, что государство само стимулировало раскол общества на классы. Таким образом, на смену родоплеменной организации приходит государство.
Отличие государства от общественной власти родового строя:
1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;
2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;
3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.