Первобытное искусство неолит. 3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Искусство эпохи неолита. Первобытное искусство неолит


Искусство неолита. Всемирная история. Том 1. Каменный век

Искусство неолита

Грандиозный пафос росписей древнекаменного века постепенно утрачивает свои позиции. По мере того, как человек продвигался по пути своего развития, перед ним вставали новые задачи.

В новокаменный век первобытные люди научились обжигать глину. Появилась керамика. Керамика имела большое значение в развитии в человеке пока еще неосознанного чувства, которое позже стали называть эстетическим. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.

Полны изящества многие образцы прикладного искусства, относящиеся к тому времени. Среди них, например, ложка с головой лебедя из Горбуновского торфяника (Свердловская область), которая поражает грацией в изогнутой лебединой шее и гармонией во всем контуре этой древней работы.

Прекрасна голова лосихи из рога, обнаруженная в приуральском торфянике.

Вообще же, необходимо отметить, что памятники этого древнего искусства чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.

То же можно сказать и о живописи, прекрасные образцы которой археологи обнаруживают в Африке, в Европе, в Азии.

Как отмечал российский искусствовед Лев Любимов, «это искусство очень отлично от типичного палеолитического. Реалистический пафос, точно фиксирующий образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется стремлением к некоему гармоническому обобщению, стилизации и, главное, — к передаче движения, к динамизму. И действительно, некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов (вначале чаще всего одноцветных) — как бы воплощение самого движения, доведенного буквально до предела и сконцентрированного в бурном своем вихре, подобно энергии, готовой вырваться. В этом отношении некоторые сцены производят подлинно неизгладимое впечатление».

Кроме того, необходимо отметить, что в живописи и на скальной графике этого периода четко проявляется стремление к изяществу, которое очень часто нетрудно заметить.

В качестве примера можно привести изображение женщины, собирающей на дереве дикий мед (Аран, Восточная Испания). Одной рукой она держит высокий сосуд, а другая прячется в легком кружащемся облаке пчелиного роя.

Вот что говорит об этой находке Л. Любимов: «Перед нами запечатленное краской на камне подлинно поэтическое видение, гармонически связывающее красоту человека с природой.

В этом шедевре реализм образа сочетается с декоративностью общей композиции. Но этот синтез достигается не всегда и порой утрачивается в поисках все более лаконического обобщения. Так бывает чаще всего, когда в искусстве достигнута определенная вершина и новое кажется возможным только лишь в сугубой стилизации, в насильственном подчинении образа условной схеме, одним словом, когда равновесие между художественной условностью и реализмом нарушается в пользу первой. В наскальной живописи позднего неолита фигуры людей и зверей подчас настолько схематичны, что превращаются просто в знаки, изобразительное происхождение которых распознается с трудом. И все же ритмичность и внутренний динамизм почти всегда воодушевляют и эту живопись, спасая ее от снижения до простой узорчатости».

На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности с названием Тассили-Аджер, в пещерах обнаружены удивительные рисунки и живопись — пятнадцать тысяч живописных фрагментов, созданных от VI тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э.

На этих рисунках мы видим огромные пастбища и тучные стада в сотни голов. Мы видим стройных пастырей, которые стерегут коров. Тела людей и животных удлинены, что придает им особое изящество. Выделяются тона — бурые, черные, желтые с золотистыми переливами и красноватые. На переднем плане — рогатая танцовщица или богиня в богатом уборе. А вот фигуры в масках, которые, возможно, выражают какие-то магические символы. А вот быки, антилопы, жирафы. Луки, стрелы, колесницы, которые несутся на большой скорости. Человекообразные крутоголовые существа — колдуны?

Для этих рисунков характерны грация и изящество, точность в передаче движений и удивительное сочетание форм и тонов.

Необходимо заметить, что искусство, о котором идет речь, у африканских племен сохранило свои неолитические черты до самого проникновения в Южную Африку европейцев. И по своему стилю замечательная наскальная живопись бушменов — тоже неолитическая.

К сожалению, о том, как работали создатели наскальных росписей, мы знаем только благодаря рассказам очевидцев, дошедших до нас с конца прошлого века.

Если верить им, стены в пещере разрисовывали только несколько человек — те, кто умел рисовать. Причем, каждый из них работал отдельно, только над своей картиной. Женщины лишь смотрели на работу мужчин, вполне возможно, что рисовать им вообще не разрешалось. Краска находилась в маленьком горшочке. Горшочков было столько, сколько требовалось красок. Кисти вначале делались из волос антилопы гну, позже их начали изготовлять из конского волоса. Волосы прикрепляли к палочке при помощи сухожилий. Краска разводилась на растопленном жире.

Кстати, перед тем как приступить к росписи стены, бушмены-художники на небольших плоских камнях делали предварительные наброски будущей картины.

Интересный памятник неолитического искусства был обнаружен на восточном берегу Онежского озера. Это часть гранитной скалы, на которой высечены десятки фигур — лоси и олени, утки и лебеди, большие ладьи с гребцами.

Интересные изображения вереницы оленей были обнаружены на скалах при впадении реки Выга в Белое море в урочище Залавруга.

Прекрасны фигуры «лосей» на утесах Лены и Ангары.

Вот что об этом пишет российский академик А. П. Окладников: «Еще двадцать пять тысячелетий тому назад на берегах Ангары жили охотники на мамонтов и носорогов, создавшие свою замечательную культуру, во многом близкую той, которая существовала у их современников в приледниковой зоне Европы, но вместе с тем и во многом оригинальную. Это были не только первые художники Сибири, искусные мастера художественной резьбы и скульптуры из бивня мамонта. Они уже вели счет лунным фазам.

Реалистические традиции древних охотников нашли продолжение в творчестве их потомков, людей новокаменного века, которые покрывали целые скалы на берегах Лены и Ангары образами лосей. Лоси изображались настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся нам одухотворенными, полными чувственной силы.

На Амуре в то время обитали оседлые рыболовы. Они жили уже не в легких шатрах — чумах, а в прочных полуподземных домах целыми деревнями. Около их поселков и в древних жилищах уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого, как и все остальное в жизни этих племен. На огромных валунах у старого нанайского села Сакачи-Алян до сих пор видны загадочные личины — лики неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи, птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом…

В обрывистом берегу Амура около устья реки Хунгари в остатках поселения каменного века, существовавшего более пяти тысяч лет назад, вместе с каменными топорами и наконечниками стрел из кремня был обнаружен удивительный сосуд. По его ярко-малиновому лощеному фону, блестящему, как на краснолаковых вазах древней Греции, рукой неведомого мастера были выполнены скульптурные личины, почти такие же, как на валунах Сакачи-Аляна. Эта находка показала, что на берегах Амура пять тысячелетий назад жили мастера высокого искусства, люди, создавшие очаг художественной культуры, которая не уступает никакой другой известной нам соседней или далекой культуре того времени».

* * *

Существовавшая сотни тысяч лет древняя первобытная община стала первой формой организации человеческого общества. За весь период ее существования человек расселился почти по всему земному шару, освоил большую часть нашей планеты, пригодную для жизни. Он положил начало и сделал немало для развития материальной и духовной культуры.

Однако, несмотря на большие достижения человечества в период первобытно-общинного строя, развитие общества шло чрезвычайно медленно. Иногда на протяжении жизни многих поколений не происходило сколько-нибудь заметных сдвигов. На протяжении многих тысячелетий для родовых обществ и племенных объединений было характерно неразвитое производство. Человек был бессилен перед природой.

Тем не менее, преодолевая огромные трудности, человечество неустанно продвигалось по пути прогресса.

Период неолита характеризуется таким значительным ростом производительных сил, в результате которого старое родовое общество с материнским родом должно было уступить место новому — патриархально-родовому строю. Это в свою очередь привело к возникновению классового общества, что вскоре и начало наблюдаться в ряде стран земного шара.

Вместе с тем первобытно-общинный строй еще долго продолжал сосуществовать рядом с новым, классовым, рабовладельческим строем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Искусство эпохи неолита

Первобытное искусство. Искусство эпохи неолита.

Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8—4 тысячелетия до н.э.). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и Средней Азии, в Европе и в Индии. Процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложняются, что развитие культуры отдельных областей начинает идти разными путями. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Новые черты общественной жизни людей — усиление родовых общин, укрепление связи между ними, переход от матриархата к патриархату — обусловлены общим подъемом производительных сил. Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим локальные особенности, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья и неолита Европы. Поэтому теперь принято в науке начинать историю искусства рабовладельческого общества, например Древнего Египта или Эгейского мира, именно с неолита. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

1 – Искусство неолита – вступление.

Наступила новая эпоха. Европа в ту пору ничем не отличалась по очертаниям от современной, и в ней господствовал нынешний климат. Мамонты вымерли, северные олени переселились ближе к Полярному кругу; верным спутником человека сделалась собака, и он кроме охоты и рыбной ловли занялся скотоводством, а вскоре затем и земледелием; научился также прясть и ткать, лепить руками сосуды из глины и обжигать их на огне, и если кое-где еще жил в пещерах или искусственно вырытых ямах, то все-таки по большей части предпочитал воздвигать для себя хижины из кольев, глины и хвороста и покрывать их ветвями, тростником или соломой. У людей в ту эпоху начинает зарождаться вера в высшие силы, выражающаяся прежде всего в заботах об умерших и в отграничивании священных земельных участков.

 

Временные рамки эпохи неолита.

Когда именно началась неолитическая эпоха, существование которой можно проследить по формированию Земли, нельзя определить с точностью, как нельзя точно установить и начало палеолитической эпохи. Но конец позднейшей каменной эпохи, везде совпадающий с началом эпохи обработки металлов (хотя появление немногих металлических, особенно медных, предметов еще не дает права заключить о том, что переход из одной эпохи в другую уже совершился окончательно), в различных местностях обитаемой земли наступил в весьма разное время. В Египте и Вавилонии металлы употреблялись еще в IV тысячелетии до н. э. Каменная эпоха у североамериканских индейцев, обрабатывавших свою медь только "холодным" способом, как камень, и у островитян Тихого океана, которые еще и теперь знают лишь привозные металлические изделия, продолжается до их соприкосновения с европейцами. Что касается Европы, то можно, средним числом, принять 2000 г. до н. э. за приблизительный конец каменной эпохи, хотя юго-восток этой части света познакомился с обработкой металлов еще двумя-тремя столетиями раньше, а скандинавский север - лишь несколькими столетиями позже.

Рис. 7 – Наскальная живопись. (II тысячелетие до н. э. Сахара).

Арийские племена в эпоху неолита.

Представителями неолитического периода развития Европы считаются народности арийского племени, с течением времени завоевавшего себе преобладающее господство на всем земном шаре. Если сама Европа, как полагают, - родина арийского племени, то искусство новейшей европейской каменной эпохи следует считать первым проявлением художественных стремлений этого племени. Правда, в данном случае мы находимся на очень шаткой почве. В то время как, с одной стороны, выдающиеся ученые, во главе которых стоит Соломон Рейнах, выступают в защиту самостоятельного и независимого возникновения всего доисторического искусства Северной и Средней Европы, другие не менее выдающиеся люди науки, во главе с Максом Гёрнесом, автором объемного сочинения о первобытной истории искусства, держатся того мнения, что все художественные создания Европы ведут свое начало косвенным образом из Месопотамии и Египта, непосредственно же - с островов и берегов восточной части Средиземного моря, так что в неолитических произведениях Средней Европы можно видеть лишь отражение искусства юга и востока.

Признавать безусловно, равно как и безусловно отрицать здесь какое бы то ни было влияние - одинаково легко. Значительную долю незатейливых неолитических форм мы всегда будем считать общим родовым достоянием народов, но вместе с тем должны признавать зависимость редких и сложных, а следовательно, поздних произведений от соседних, более древних и родственных форм. Та ступень культуры и искусства, на какой стояла новейшая каменная эпоха, которую Гёрнес справедливо со своей точки зрения отделил от первой металлической эпохи, именно в Северной и Средней Европе, все-таки сохраняет для нас свой особый культурно-исторический отпечаток.

studfiles.net

4. Искусство эпохи неолита. Первобытное искусство

Похожие главы из других работ:

Афинская культура, образование и воспитание

3. Древнегреческий театр и изобразительное искусство эпохи эллинизма

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - С.5.. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый...

Искусство первобытной эпохи

1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину...

Искусство первобытной эпохи

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи бронзы

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи железа

Последнее тысячелетие до нашей эры - завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал - железо...

Культура и искусство древней и средневековой Индии

1. Первые находки эпохи неолита

маурьев феодальный раздробленность султанат История индийской культуры начинается с деревенских общин периода энеолита...

Культура эпохи эллинизма

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов...

Первобытное искусство

2. Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века...

Первобытное искусство

3. Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.1 ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII - VIII тысячелетия до н.э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 - 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Проблема начала культуры

2.3. Искусство неолита

Неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется...

Эпоха Возрождения

3. Искусство эпохи Возрождения

С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие достижения Возрождения. Все развитие в живописи, скульптуре и архитектуре в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине...

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения

...

cult.bobrodobro.ru

3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.. Первобытное искусство и архитектура

Похожие главы из других работ:

Афинская культура, образование и воспитание

3. Древнегреческий театр и изобразительное искусство эпохи эллинизма

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна...

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности Роттенберг Е.И. Искусство Италии. - М.: «Искусство», 1974. - С.5.. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый...

Искусство первобытной эпохи

1. Искусство эпохи палеолита

Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину...

Искусство первобытной эпохи

2. Искусство эпохи мезолита и неолита

Принципиально изменилось изобразительное творчество в мезолитическую эпоху. Росписи и иероглифы в это время, как правило, исполнялись на открытых местах, на скалах. Таких мест найдено около 50 в Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи бронзы

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство...

Искусство первобытной эпохи

3. Искусство эпохи железа

Последнее тысячелетие до нашей эры - завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал - железо...

Культура и искусство древней и средневековой Индии

1. Первые находки эпохи неолита

маурьев феодальный раздробленность султанат История индийской культуры начинается с деревенских общин периода энеолита...

Культура эпохи эллинизма

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов...

Первобытное искусство

2. Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века...

Первобытное искусство

3. Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.1 ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII - VIII тысячелетия до н.э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство...

Первобытное искусство и архитектура

3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 - 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями...

Проблема начала культуры

2.3. Искусство неолита

Неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется...

Эпоха Возрождения

3. Искусство эпохи Возрождения

С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие достижения Возрождения. Все развитие в живописи, скульптуре и архитектуре в эту эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине...

Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения

...

cult.bobrodobro.ru

1 Первобытное искусство

ИСТОРИЯ СТИЛИЙ. ЛЕКЦИИ

Стиль (лат. stylus, от греч. stylos — палочка для письма) — единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и тд.

Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки, такие как литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика. Смысл понятия «стиль» всё время расширяется: «стиль одежды», «стиль моды», «стиль поведения», «стиль игры», «стиль жизни», «стиль мышления», «стиль руководства», «стиль работы».

Широко поле функционирования стиля.

Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной и в частности к художественной традиции, к общественным целям искусства.

Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обус­ловливающий тип культурной целостности.

Стиль как единая порождающая программа живет в каждой клеточке художественного организма и определяет структ

Стиль определяет качество определённой культуры, отличающее её от всякой другой, конструктивный принцип построения культуры. Обретая культурную значимость, предмет обретает и стилистическую выраженность — свидетельство его принадлежности к определённой культуре, к тому или иному социальноисторическому пласту.

В искусстве стиль — одно из самых фундаментальных понятий. Основные понятия определяют стиль как то, «что делает целостным совершенно разные, единичные проявления художественной деятельности», при этом в художественных процессах он только осуществляется. Кроме того, стиль определённого художественного произведения есть создание не только его автора, но и того, кто это произведение сейчас воспринимает. Ведь восприятие тоже искусство и зависит от эпохи, в которой живёт человек, общающийся с произведением искусства, от той социальной ниши, в которой он находится, от его жизненного опыта, художественного воображения, темперамента, характера и т. д.

Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону предметы — те­ни идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженно­го (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государ­ство должен быть ограничен (гимны богам).

Для Аристотеля искусство — подражание действительности (миме­зис). Две причины произвели искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» 7 . Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подра­жание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные фак­ты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэ­зия выше истории. В этих положениях — первая попытка выявить специ­фику искусства в сравнении с наукой.

Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть».

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смеш­ного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаж­дения картиной — узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусст­ва, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музы­кальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.

Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души — гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Ис­пытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

По Аристотелю произведение не может быть причислено к искусству только на основа­нии метрического построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если изда­дут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физио­логом, чем поэтом» (Аристотель Поэтика) Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэ­тическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал поня­тия: «фабула» («подражание действию», «сочетание фактов»), «перипетии», «узнавание»; «характер» («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», — определен­ность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), «композиция». Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».

История стилей — это наука, изучающая историю развития изобразительных видов искусства.

В стиле эпохи воплощаются и социальные условия проживания того или иного народа, иногда непосредственно, чаще через символы. На египетских рельефах и фресках обычно фараон — самая крупная фигура, вельможи, чиновники меньше по размерам, свободные ремесленники, крестьяне, рабы ещё меньше, и самые малые — военнопленные. В средневековом искусстве о социальной иерархии говорят образы химер и даже самого Христа и святых. Если они изображены в образах языческих представлений, то святые и Христос похожи на крестьян, простых тружеников,

Социальные условия формируют социальную психологию, которая также влияет на формирование художественного стиля. Особенно выразительно передаёт социальную психологию жанр портрета.

Во многом стиль складывается от художественного темперамента эпохи. Романтизм, барокко - стили, провоцирующие яркое проявление темперамента, смелого в творчестве, хотя, конечно, если мирочувствова- ние художника чуждо темпераменту того или иного стиля, то он сумеет выразить себя и в рамках более уравновешенного художественного темпе­рамента. И конечно, индивидуальный темперамент художника - важней­шая составляющая его стиля, поэтому в эпоху Возрождения рядом творят Тинторетто и Тициан, а в эпоху Романтизма - Делакруа и Жерико, им­прессионизм представляют рядом Дега и Ренуар, а абстракционизм - Кан­динский и Малевич.

Стиль определяется технологическими возможностями искусства. Имеются в виду материалы, которые используются в том или ином виде искусства, способы и приёмы применения материала. Например, темпера

- это материал скорее средневековой живописи, а эпоха Возрождения соз­даёт новый вид красок - масляные краски, от чего возможности живопис­цев несоизмеримо расширились. Бетон применяли в архитектуре уже рим­ляне, но железобетонные конструкции - технология XX века, и стеклян­ные каркасы в оформлении зданий начали применять только в XX веке. Технологические возможности искусства зависят от уровня развития ци­вилизации, с одной стороны, а с другой, - от воображения художника. Но, так или иначе, технология искусства - это материальное его воплощение.

Наш перечень составляющих стиля должен включить и историче­скую компоненту, и этническую, которые влияют на содержание и форму выражения художественного произведения, меру логики и интуиции мас­тера и т. д. Как бы мы ни пытались определить полноту составляющих стиля, всегда будет что-то ускользать от теоретической попытки осмыслить стиль, всегда будет присутствовать некая тайна в создании произве­дения искусства. Но все эти феномены пересекаются в феномене творче­ства. Это понятие и есть самое основное в создании произведения искус­ства. Творчество - это свобода художника. Он, художник, может быть зависимым от своего материального положения, от своих заказчиков, даже от темы, которую он должен воплотить в искусстве, но процесс его твор­чества - это свобода. Вне свободы создать подлинное произведение ис­кусства нельзя. Общеизвестен факт, когда Рембранту был заказан группо­вой портрет членов стрелковой гильдии, впоследствии получивший назва­ние «Ночной дозор». Голландский художник, как человек творческий и гениальный, отступил от привычной интерпретации заказанного сюжета. Рембрант отказался от принятого в ту пору спокойного расположения фи­гур и равного изображения всех участников. Он изобразил сцену, полную жизни. На картине запечатлён момент, когда по сигналу тревоги, поспеш­но и беспорядочно, выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя ору­жие. Впереди группы торжественно выступает капитан и его помощник. Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы. В результате получилась полная жизненной убедительности сцена, но этого и не поняли заказчики. Они были очень недовольны тем, что одни лица видны хорошо, а другие почти скрыты от зрителя. Так свобода художника вошла в противоречие с заказанным сюжетом. Ещё один пример того, что подлинное произведение искусства создаётся в пространстве свободы. Режиссеру Эйзенштейну Сталин заказал фильм об Иване Грозном. Эй­зенштейн, выполняя заказ, меньше всего хотел воплотить те черты русско­го царя, которые виделись Сталину, - несгибаемость, жестокость власти в достижении великодержавных целей. Эйзенштейн показал человека, раз­рушаемого властью, показал бесовство абсолютного самодержавия, за что, естественно, впал в немилость.

Итак, творчество - всегда свобода, но реализуемая в конкретной си­туации, и поэтому каждый художник создаёт свой стиль в рамках своей эпохи, в рамках своих возможностей, в рамках того мировоззрения, кото­рое сформировала эпоха. Власов В.Г., автор словаря о стилях в искусстве, пишет: «Чистых стилей в искусстве не бывает». Как нужно понимать это высказывание? Думается, что стиль формируется бесконечным вариатив­ным воплощением в рамках всех тех составляющих, о которых упомина­ется выше, и, конечно, в рамках тех составляющих, которые здесь не упо­минаются в силу того, что произведение искусства всегда явление еди­ничное. А значит, причиной, побудившей его рождение, могут быть слу­чайные явления: взгляд, прикосновение рук, ожидание, нетерпение, ран­няя весна или осень, вкусный обед, невозможность утолить голод и т. д. Эта вариативность бесконечна, как бесконечно число составляющих сти­ля, поэтому понятие «чистого стиля» абсурдно.

В истории художественной культуры распространено мнение, что стиль как полноценное явление существовал до середины XIX века, а с это­го времени стиль сменяется направлениями в искусстве. Эта точка зрения зиждется на такой интерпретации стиля, которая утверждает, что стиль вы­ражает всеобщую эстетическую значимость, а в постпросветительской культуре притязания того или иного стиля на всеобщую значимость ослабе­вают. Какую точку зрения мы с вами разделим, изучив курс истории худо­жественных стилей? Ведь если придерживаться только что изложенной точки зрения, то нужно согласиться с тем, что стиль не онтологический фе­номен художественной жизни, а исторически обусловленный. Само осмыс­ление этой проблемы методологически продуктивно, так как мы широко и многопланово должны осмыслить понятие стиля для того, чтобы ответить на вопрос: стиль - явление историческое или универсальное для искус­ства? Можно утверждать, что весь курс истории художественных стилей является ответом на этот генеральный вопрос.

Наиболее наглядно особенности того или иного стиля проявляются в архитектуре, а уже от туда проникают в другие виды искусства.

Виды изобразительного искусства:

1) архитектура;

2) скульптура;

3) живопись;

4) графика;

5) декоративно-прикладное искусство;

Архитектура (зодчество) — искусство строительства. Архитектура делится на: промышленную, жилую, общественно-гражданскую. При строительстве используются определенные законы (нормали). Архитектура жилых домов обуславливается местом, где происходит строительство. «Центр» любого здания — интерьер.

Скульптура — объемно-пространственный вид изобразительного искусства. Главный объект изображения в скульптуре — человек. Скульптура подразделяется на: монументальную, станковую, декоративную; круглую и рельеф (высокий, низкий, врезанный). У рельефа одна плоскость прижата к стене, одна точка зрения. Станковая скульптура (небольшая по размеру) применяется для интерьера, смотрится с близкого расстояния.

Живопись всегда содержит изобразительные элементы: цвет, светотень, линия; человек, окружающая среда. Живопись делится на: монументальную и станковую. Используется для: украшения каких-либо зданий (фреска, мозаика), создания картин. Живопись передает одно мгновение жизни.

В графике главное — рисунок. Элементы, используемые в графике: линии, штрих, градация светотени, твердость-мягкость. Гравюра (оттиск) — графика массового характера. Графика бывает станковая, прикладная (этикетки, почтовые марки, шрифты и т. д.), книжная (иллюстрации).

Декоративно-прикладное искусство — это произведения искусства для украшения быта, бытовых нужд человека (мебель, ковры, ткани и т. д.).

Костюм — это система определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленная предназначением. Костюм дает внешнюю характеристику человеку: пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус и т. д.

Жанры изобразительного искусства:

1) портрет;

2) пейзаж;

3) натюрморт;

4) исторический;

5) бытовой;

6) батальный.

Первые ростки художественного развития человека восходят к периоду первобытно-общинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

1.1 Искусство эпохи палеолита

Палеолит, или древнекаменный век — это наиболее длительный период в истории становления культуры человеческого общества. Художественное творчество появляется период позднего палеолита (35–10 тыс. до н. э.).

1.1.1 Ориньяк-Солютрейский период (35–20 тыс. До н. Э.)

Скульптура. Появляются круглые скульптуры из мягких пород камня и кости: изображения животных высотой 5–10 см и изображение женщин. Конечности у таких женских фигур едва намечены, художники не конкретизируют черты лица, голову обрабатывая условно, сосредотачивая внимание на анатомических особенностях тела — Венера Виллендорфская (Австрия).

Живопись. Самые ранние рисунки — контурные изображения звериных голов на известняке, оттиски человеческой руки, волнистые и другие линии — так называемые «макароны» (пещера Ла-Ферраси (Франция), пещера Санта-Изабель (Испания). Впоследствии появляются животные того времени: зубры, лани, медведи, табуны лошадей и оленей, мамонты. Фигуры животных наносились резцом по камню или краской по слою сырой глины.

Появляются: штриховка — рисунок головы лани из пещеры Кастильо (Испания), техника рельефа.

1.1.2 Период Мадлен (ок. 20–10 тыс. До н. Э.)

Развивается круглая скульптура и рельеф. Кроме женских фигурок появляется изображение животных и птиц — фигурка птицы, Украина.

Живопись. Главная тема — животные. Изображаются они в разных позах, в движении, крупными пятнами двумя-тремя видами красок — Бизон, Альтамирская пещера (Искания), Олень, пещера Фон-де-Гом, росписи в пещерах Ляска и Руфиньяк (Франция), Каповая пещера (Урал).

Это время уже сложных композиций, появились конкретные жизненные сюжеты — изображение группы на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота около Тейжа (Франция), табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

Появляются богато декорированные ювелирные украшения — костяной браслет со стоянки Мезино (Украина).

1.2 Искусство эпохи Мезолита (10–6 тыс. До н. Э.)

В эпоху Мезолита — среднекаменного века — люди начали группироваться в небольшие родовые объединения, о чем говорит появление родовых могильников. Появляются кремневые орудия труда и деревянная утварь. Расширился диапазон наблюдений, увеличилось умение, возросли потребности людей. В изобразительном искусстве появляются многофигурные сцены: охоты, загона скота, сбора меда, танцев и т. д. Главное — образ человека, внутренний смысл происходящего — сцена танцующих женщин из Когула (Испания). Элементы схематизма, живопись теряет многокрасочность. Наскальные росписи, как правило, силуэтные, без выделения объёма. Краска употребляется чёрная или красная. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но значительно динамичнее — сцена сражения лучников на скале Валлторта (Испания).

1.3 Искусство эпохи Неолита (6–2 тыс. До н. Э.)

В эпоху неолита, или новокаменного века, от охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию. Камень сверлят и полируют. Появляется гончарный круг. Усиливается родовая община, и происходит переход от матриархата к патриархату.

В искусстве появляются локальные местные особенности. У человека стремление к обобщению понятий, представление о мироздании в целом. Возникает необходимость показать такие образы, как небо, земля, вода, солнце. Распространяется обычай украшать орнаментом предметы, что носило функции обозначения «лица» или «души» предмета. Появляется построчное расположение орнамента на гончарных сосудах. Появляются различные виды симметрии — осевая, относительно точки, переносная.

Скульптура. В эпоху неолита большое значение приобретает мелкая пластика. Фигурки животных делались из глины, дерева, рога, реже из камня. В них почти всегда хорошо передана порода животных. Продолжают встречаться женские изображения, игравшие большую роль в обрядах культа плодородия. Женские фигурки более схематичны, чем животные. В отдельных случаях присутствует стремление подчеркнуть женственность образа за счет плавности линий — женская фигурка из Южной Туркмении, трипольская женская скульптура из села Верховицы.

Мелкая скульптура в значительном количестве сохранилась на Урале и в Сибири. Кроме круглой скульптуре, на Урале в Екатеринбургской области была обнаружена деревянная утварь, украшенная головами птиц и зверей — ковш и ложка с рукоятками в виде водоплавающих птиц, Урал.

Неолит обогатил и изобразительное искусство созданием произведений монументальной скульптуры (Средиземноморье, юг Европы), — «каменные бабы» Северного Причерноморья — это каменные столбы с округлыми головами и руками, сложенными у пояса.

Живопись. В лесных районах Европы и Азии широкое распространение получили петроглифы — наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесенные краской (Урал).

На территории России петроглифы встречаются на севере европейской части, на Кольском полуострове, Онежском озере и Белом море, на Урале (река Вишера) и почти по всей Сибири. Основную массу изображений составляют фигуры лосей, северных и благородных оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, водоплавающих птиц — лоси, петроглиф, река Ангара. Несмотря на трудность техники, позволяющей делать изображения только в профиль, образы выразительные и передающие движение.

Памятники наскального искусства эпохи неолита и более позднего времени встречаются повсюду. В большом количестве обнаружены они в Южной Родезии и в Сахаре. Сделанные несколькими красками, они передают многофигурные сцены с участием человека и животных — стадо крупнорогатого скота, Алжир.

studfiles.net

21. Первобытное искусство.

Монументальная наскальная живопись

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» - изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них. Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера - Южный Урал). Одно из самых выдающихся открытий в области пещерного искусства было сделано во Франции в 1940 г. Случайно обнаруженная четырьмя мальчиками пещера Ласко стала настоящей сенсацией в мире наскальной живописи, образцы которой принадлежат к числу самых совершенных творений эпохи палеолита. Их приблизительный возраст 15 - 20 тыс. лет. Найденные детьми высокохудожественные произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической сикстинской капеллой» (4). В развитии пещерного искусства прослеживаются несколько периодов, охватывающих более 25 тысячелетий (XXX - IV тысячелетия до н. э.). К начальному периоду, длившемуся около пятнадцати тысячелетий, относятся памятники с примитивными рисунками, неясными знаками, волнистыми линиями («макаронами»), прочерченными пальцами по мокрой глине, отпечатками кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые постепенно совершенствуются, начинают заполняться краской (пещеры Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут - во Франции, Альтамира и др. - в Испании). Второй период – XVIII - XV тысячелетия до н. э. характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объемности объекта и к его большей детализации (пещеры Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.). Третий период – XIV - XII тысячелетие до н. э. Пещерное искусство достигает самых больших высот. Анималистические ансамбли поражают своими масштабами (до 5 тыс. изображений) и реалистичностью, совершенством передачи объемов, пропорций фигур, перспективы, движения, применением полихромии. Подобные ансамбли созданы в пещерах Руфиньяк, Труа, Фрер, Монтеспан, Ньо, Ласко, Ла Мадлен и многих других. К концу этого периода живопись постепенно перерождается в техническую виртуозность, теряет объемность, становится плоскостной. Четвертый период – XII - XI тысячелетия до н. э. характеризуется переходом к стилизации, обобщению; изображения все более приобретают символический характер (пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др.). Пятый период – IX - IV тысячелетия до н. э. завершает развитие пещерного искусства в Европе. Оно характеризуется своеобразным возвратом к своим истокам - отсутствием реалистических изображений, появлением чисто символических изображений: беспорядочных переплетений линий, геометрических рисунков, рядов точек, загадочных знаков и т. п., содержание которых нам не известно. Трудовые процессы, связанные с изготовлением орудий, начавшиеся на много тысячелетий раньше, чем занятия рисованием и лепкой, в известной степени подготовили у человека способность эстетического суждения, научив его принципу целесообразности и соответствия формы содержанию. Древнейшие орудия почти бесформенны: это куски камня, обтесанные с одной, а позже с двух сторон; они служили для разных целей: и для рытья, и для резания, и т. д. По мере того как идет специализация орудий по функциям (появляются остроконечники, скребки, резцы, иглы), они приобретают более определенную и целесообразную, а тем самым и более изящную форму: в этом процессе осознается значение симметрии, пропорций, вырабатывается то чувство нужной меры, которое столь важно и в искусстве. И когда люди, стремившиеся усилить эффективность своего труда и научившиеся ценить и чувствовать жизненное значение целесообразной формы, подошли к передаче сложных форм живого мира, они сумели создать произведения, эстетически уже очень значимые и действенные. Экономными, смелыми штрихами и большими пятнами красной, желтой и черной краски передавалась монолитная, могучая туша бизона. Изображение было полно жизни: в нем чувствовался трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущалась готовность зверя ринуться вперед; наклонив массивную голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении его тяжелый бег сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников (3, с. 32). В многочисленных изображениях оленей и ланей первобытные художники очень хорошо передавали стройность фигур этих животных, нервное изящество их силуэта и ту чуткую настороженность, которая сказывается в повороте головы, в навострившихся ушах, в изгибах тела, когда они прислушиваются, не грозит ли им опасность. С удивительной точностью изображая и грозного, мощного бизона и грациозную лань, люди не могли не усваивать и самих этих понятий - силы и грации, грубости и изящества, - хотя, может быть, и не умели еще их сформулировать. А несколько более позднее изображение слонихи, хоботом прикрывающей своего слоненка от нападения тигра, - разве оно не свидетельствует о том, что художника начинало интересовать нечто большее, чем внешний вид зверя, что он присматривался к самой жизни животных и ее различные проявления казались ему интересными и поучительными. Он подмечал в мире животных трогательные и выразительные моменты, проявление материнского инстинкта. Словом, эмоциональные переживания человека, несомненно, утончались и обогащались с помощью его художественной деятельности уже на этих ступенях ее развития.

Мамонт. Пещера Фон де Гом

С наступлением эпохи мезолита происходят заметные изменения и в искусстве. В изображении начинает преобладать человек. Материальность объектов - цвет и объем - уступает первенство действию, движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное искусство, многофигурные изображения мезолита представляют собой композиционное единство, живо воспроизводящее сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. Так, в Альпере (Восточная Испания) наскальный фриз с изображением сцен охоты включает несколько сотен человеческих фигур и десятки животных: стреляющих лучников, мчащихся антилоп, оленей, каменных козлов и баранов, бегущих быков. Перед художниками мезолита стояли задачи, отличные от тех, которые решали художники палеолита. Теперь они стремились показать не сами объекты, а передать действие, смысл происходящих событий. И хотя изображения человека и животных эпохи мезолита менее детализированы, более схематичны, чем в предыдущий период, зато они гораздо более динамичны, подвижны, экспрессивны. Появление динамичных многофигурных композиций говорит о новом, более сложном отражении реальности в сознании человека, о возросшем познавательном уровне художественного творчества. В эпоху неолита искусство, как и в целом первобытная культура, претерпевает глубокие качественные изменения. Важнейшее из них состоит в том, что культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер: неолит Египта отличается от неолита Месопотамии, неолит Европы - от неолита Сибири и т. д. Переход от присваивающего хозяйства к производящему способствовал более углубленному познанию мира, самого человека, что повлекло за собой появление нового содержания и новых изобразительных форм в искусстве. С дальнейшим развитием абстрактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний человек пришел к необходимости обобщения существующих понятий. У него возникла потребность воплотить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символических изобразительных форм. Получает распространение орнамент, состоящий из стилизованных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п. Изображения реальных объектов - человека, животных, птиц, рыб также постепенно стилизовались, превращались в символические знаки, которые выражали религиозно-мифологические представления людей. В то же время стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек, удовлетворяло его эстетические потребности. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику - самый распространенный вид декоративного творчества, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бусами, браслетами, узорчатой одеждой (4). В конце неолита в искусстве появляются все новые и новые сюжеты, при этом изобразительный язык становится все более обобщающим, символическим. Тенденция развития первобытного искусства от изображения живых форм к формам отвлеченным, к общей схеме и, в конечном итоге, к знаку-символу - явление закономерное и универсальное для всей первобытной культуры. К числу наиболее распространенных памятников искусства неолита относятся петроглифы - изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом. Большую часть из них составляют анималистические сюжеты - изображения животных, служивших объектом охоты человека. Как правило, это рельефное изображение. Живопись на них не сохранилась из-за атмосферного воздействия. Такие «картинные галереи» сохранились во многих местах планеты. Петроглифы эпохи неолита, бронзового и начала железного века встречаются на скалах Скандинавии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Ирландии. Обнаружены они также в Африке, Австралии, Средней Азии, на Кавказе, в Крыму и в других районах мира. В России многочисленные петроглифы обнаружены на берегах Белого моря. Онежского озера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Первобытная скульптура

Скульптура появляется вместе с оседлостью. В жилищах охотников на мамонта и дикую лошадь обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см.) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнута грудь, огромный живот, широкие бедра). Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п. Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и на территории бывшего Советского Союза - в палеолитических стоянках у деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдееве под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть. К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников - мегалитов. Это менгиры -  врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 - 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены - огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погребальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего железного века; кромлехи — культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа - Стоунхендж (Англия), имеет 90 метров в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая. Мегалитические сооружения известны в Западной Европе (Англия, Скандинавия, Германия, Голландия, Франция), в Северной Африке (Алжир), в Палестине, Индии, в Крыму, на Кавказе. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Однотипный характер таких сооружений, одно и то же время их появления - III - II тысячелетия до н. э., и необычайно широкое распространение наводят на мысль об имевших место однородных верованиях, одной культурной традиции у многих народов, населявших обширные районы земного шара. Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики. Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художественного творчества: музыки, танца, театрализованного представления, прикладного искусства.

studfiles.net

Искусство эпохи неолита — Мегаобучалка

 

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных

пространствах — от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить

приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847—1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

В III—II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

 

Заключение

 

Первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.

 

 

Гипотезы происхождения искусства в первобытном обществе. Существующие в настоящее время гипотезы происхождения палеолитического искусства в большей мере объясняют то, что ему предшествовало (игра, магия, религия, мифология, натуральный макет). Практически все авторы рассматривают этот вид деятельности человека как продукт развития общества, результат выражения эстетических чувств, но не как фактор естественно-исторический, не зависящий от воли и сознания человека и общества. Проблему происхождения искусства сравнивают по сложности с другими фундаментальными проблемами естествознания и гуманитарных наук — происхождение жизни и происхождение языка.

Гипотеза «простого этапа» зародилась одновременно с палеолитоведением и была введена в науку Буше де Пертом, который отмечал, что камни странной и загадочной формы являются наиболее древними образами, символическими фигурами и первыми идолами, подготовленными для человека игрой природы. Основной постулат был предложен Д. Дидро: «…природа самая обыкновенная послужила первым образцом искусству». Основной смысл гипотезы заключается в том, что палеолитический человек увидел сначала в природных фигурах изобразительное подобие живых существ. Он начал дополнять их, моделировать, приближать к эталонам своего сознания и только затем приступил к самостоятельному творчеству. Доктрина «простого этапа» сводит все задачи основоположников творчества к поиску уже существующих природных форм (подобно гипотезе макарон), а в генезисе усматривается субъективное восприятие одного человека, а не коллективное, канонически устоявшееся действие [Столяр, 1985].

Гипотеза «макарон», или меандров. Именно в геометрии меандров и в их конфигурациях археолог А. Брейль видел предтечу контурно го рисунка зверя в начале верхнего палеолита, когда были отмечены пластичные свойства глины. Классические образцы отнесены к раннему ориньяку и представлены в пещерах Хорнос де ла Пенья, Альтамира, Гаргас. Однако известен такой памятник, как Пеш-Мерль, особенно богатый «пальцевыми чертежами», среди которых насчитывается 7 явных фигур, абрис которых передан двойной полосой. Но «не которая стилистическая неопределенность, как и «провинциальная отсталость» техники резко отличает эти изображения от ведущей линии художественной эволюции.

Интерес представляет основной смысл макаронного искусства — отдельная линия интереса не представляла, замысел заключался в создании «целой паутины». Однако большинство исследователей первобытного искусства придерживается мнения, что памятники такого типа не могли генетически породить строго сюжетное геометрическое изображение анималистической формы.

Гипотеза руки. «Рукой» в первобытном творчестве называют негативное, трафаретное изображение (в ореоле) или позитивное пятно, повторяющее очертание руки, которое, по мнению Э. Картальяка, А. Брейля, А. де Рио, Г. Люке и др., дало начало первобытному искусству. Наиболее ранние изображения рук известны во многих пещерах Пиренеев, в частности, Альтамире, Гаргасе (более 200 изображений рук), Кастильо (около 50), в Италии, на Кубани. По логике и основной посылке эта гипотеза близка к гипотезе «макарон». А. Д. Столяр считает возникновение изображения рук стихийным в жизненной практике (окрашивание руки кровью при разделке животного или сажей при использовании факела) и, возможно, начальным.

По статистике А. Леруа-Гурана, эстампировалась, в основном, левая рука. Отмечается, что «руки» выступают в контексте с другими изобразительными сюжетами, а также проходят через всю историю первобытного искусства, сохраняясь во времени во всем мире. Этим подчеркивается фундаментальность и долговечность изобразительно го явления. Основная идея гипотезы заключается в простом психологизме — люди, как и звери, оставляют следы; этико-игровое наитие, сопричастность к основному сюжету или идее, которое впоследствии оформляется в идею декоративности, ощущение ритма и гармонии. Однако есть серьезные основания возразить сторонникам гипотезы, так как техника трафарета не является в генетическом и психофизическом отношении предшествующей технике анималистического рисунка.

Относительно социальной семантики ориньякских рук высказано мнение о принадлежности их детям и подросткам либо женщинам. Отсюда развитие идей коллективно-производственных инициаций или образа Хозяйки зверей.

Особый интерес вызывают изображения «искалеченных» рук, которые при ином подходе могут рассматриваться как система знаков особого охотничьего языка или ритуальной ампутации как акта жертвоприношения (часть вместо целого) (мнение А. Леруа-Гурана, Я.А. Шера, А. Д. Столяра).

Трудовая гипотеза. А.П. Окладников считал, что одной из важнейших конкретных предпосылок для возникновения художественной формы деятельности явилось накопление технического опыта в производстве орудий и, прежде всего, в обработке камня, что предполагало чувство формы. Потребность в ритме и симметрии вырастали из трудовой деятельности, из элементарного процесса изготовления орудий, где неизбежно чередовались одни и те же трудовые приемы и манипуляции. Именно отсюда начинается путь к орнаментике. Уже на первых ступенях развития искусство составляло необходимую часть трудовой деятельности первобытной общины и было вплетено в производственный процесс, поэтому столь важное место в палеолитическом искусстве занимает изображение руки [Окладников, 1967].

Гипотеза фосфенов подразумевает зрительные ощущения, возникающие у человека без воздействия света на глаз. Основная идея заключается в появлении ярких форм голубоватого, зеленоватого, красноватого, желтоватого цветов в темноте в результате реакции сетчатки на механическое нажатие на глаза, воздействия психотропных веществ, электрического возбуждения сетчатки и участков коры головного мозга или при воздействии на сетчатку заряженных ионов (взаимодействия нейтронов с биологическим полем). Фосфены выражены в виде ярких вспышек, абстрактных знаков, искорок, пятен, пунктиров и т. п. При изучении этого эффекта у космонавтов установлено, что фосфены возникают как просто в темноте, так и при сильной ионизации воздуха. Именно такие реакции, возникающие в темноте пещер, возможно, побудили человека к воспроизведению того, чего они не видели в реальности, на свету. Отсюда и сложное отношение к пещерам как вместилищам сакрального.

Психофизиологическая гипотеза. Генетические исследования последних лет показали, что неандертальцы не являются прямой предковой формой человека современного физического типа. Эндокраны неандертальских черепов указывают на определенную степень асимметрии головного мозга, что свидетельствует о потенциальной готовности неандертальца к речи и изобразительной деятельности. Мозг неандертальца в среднем крупнее мозга современного человека, возможно, это говорит об экстенсивном пути, по которому пошла природа, наращивая массу клеток мозга для увеличения объема памяти. Количественное уменьшение объема мозга у современного человека связано с его реструктуризацией. Объем перерабатываемой информации возрос не за счет дифференциации функции полушарий, разделения центров восприятия и переработки образной информации, а за счет специализированной деятельности правого и левого полушарий — выраженной асимметрии. Взаимодействие между полушариями создает целостную картину мира и позволяет вырабатывать целесообразную тактику и стратегию поведения человека. Создание изображений возможно в условиях взаимодействия правого полушария (оперирует целостными образами и связано с первой сигнальной системой) с левым (представляет дискретные, абстрактные образы, связано со второй сигнальной системой и управляет действием правой руки). Феномен межполушарной функциональной асимметрии головного мозга человека является частным случаем общего закона природы о возрастании асимметрии по мере усложнения структурного и морфологического устройства организмов и сообществ. К показателям «готовности» человека к знаковому поведению, к определенному уровню функциональных асимметрий относят моторную, сенсорную, психическую зрелость, которые зависят от глубины разделения функций между полушариями мозга [Первобытное искусство, 1998; Шер и др., 2004].

Коммуникативно-информационная (знаковая) гипотеза. Как следствие и развитие психофизиологической гипотезы можно выделить и знаковую гипотезу поведения человека. Одна из главных идей гипотезы о механизме происхождения искусства состоит в том, что речь, письмо и искусство имеют общую физическую природу, являются информацией. Материальные носители речи — звуки и знаки, материальные носители искусства — объемные и плоские изображения. Зачатки знаковой деятельности усматриваются и в поведении неандертальцев (краска, погребения, скопления костей и т. п.). Но полновесная знаковая деятельность, породившая ритуально-мифологическую картину мира, появилась только в верхнем палеолите, и включала в себя средства языка, изобразительную деятельность, музыку, танцы и создала синкретичную форму первобытного мышления. Потребность в коммуникации (социальной и индивидуальной) породила и способы передачи информации (в устной и материально выраженной формах) [Bednarik, 2002; Шер и др., 2004].

2.

 

3 .Образ зверя…

 

4. Антропоморфные образы искусства палеолита.????

5. Искусство мезолита. Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.), который совпадает с установлением на земном шаре современной геологической эпохи, наступившей после отступления ледников. В данную эпоху изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда. Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

 

6. Искусства неолита. неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.

7. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

8. Мегалитические постройки.Данное искусство возникло в эпохе палеолита. Мегалиты — доисторические сооружения из больших блоков. Существует 9 типов мегалитических построек в первобытном мире(менгир , кромлех, дольмен и другие), Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. . Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во Франции, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях.

9. Искусство Древнего Египта возникло Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э, в него входила живопись, архитектура, скульптура и многие другие виды искусства. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Скульптура создавалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме, что касается живописи то, все изображения ярко раскрашивались, во основном изображались фараоны , правители, жатва и многие другие сцены. Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки. Существуют так же три периода искусства древнего Египта и это : Искусство древнего царства, нового и среднего. В эпоху древнего царства выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков, также искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала, было тесно связанная с религией.

10. Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. Например, гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов, нельзя не отметить и пирамиды которые стали скромнее, меньше размерами. В данную эпоху снижается пафос монументальности, проявляется оттенок сниженности, обиходности. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерност и.

11. Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства . Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Возникли так же храмы-святилища, посвященные разным богам. В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. При возведении скульптур, скульпторы стали особо внимательо относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки одежды.

12. архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства. Развитие архитектуры и строительства в Египет, уникально тем, что он практически не обладает древесными ресурсами, пальмы не в счет. Основным строительным материалом стал необожженный кирпич, известняк, песчаник и гранит. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства. Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами. Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например — скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра.

13.Заупокойные комплексы древнего Египта. в религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования. Большинство заупокойных храмов были сооружены рядом с Долиной царей в Фивах. Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры ( заупокойный комплекс) является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Так же к заупокойным комплексам относятся пирамиды Хеопса, Хефрена, Джосера и другие. ???

14. Архитектура посвятительных храмов древнего Египта.????

15. Скульптура древнего Египта.Древний Египет практически не знал зодчества без скульптуры. Статуи оформляли фасады храмов, дороги, святилища, дворцы, ставились в гробницы. Все множество произведений древнеегипетской скульптуры можно разделить на две большие группы: заупокойная, и храмовые. Материалы для изготовления египетских статуй были очень разнообразны. Самым типичным материалом египетской скульптуры был камень. Применялись такие твердые породы камня, как гранит, диорит, базальт. Из мягких пород камня на протяжении использовали известняк, песчаник. Все древнеегипетские скульптуры, независимо от их назначения, материала или размера делались в едином каноне пропорций. Разделяют Скульптуру Раннего Царства, Древнего Царства , Среднего Царства, Нового Царства, Позднего Царства. Статуя фараона Хасехемуи. Статуя Каапера. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III.

16.Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII . В искусстве Амарны наряду с преувеличенным подчеркиванием индивидуальных характеристик намечается и обратный процесс – тяготение к лирической трактовке образов. Лучшее, что было создано в этот период,— скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появились изображения-царя в кругу семьи. На рельефах Эхнатон то любуется своей молодой и прекрасной супругой, то оба они изображены со своими детьми, то плачущими у смертного ложа дочери. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, как бы благословляя их любовь и деяния. В данный период появляется желание выявить духовное существо человека , поэтому делался упор на выделение глаза, из подводка, ведь глаза выражают душу человека.

megaobuchalka.ru


Смотрите также