Духовный мир первобытного человека. имц экзамен (ответы на вопросы) / доп. материал / Духовный мир человека древних обществ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Духовный мир первобытного человека Зарождение искусства Сенина Анастасия. Духовный мир первобытного человека


Духовный мир первобытного человека | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Как уже было сказано|говорилось|, материальное бытие на раннем этапе развития человечества было органично связано с жизнью духовной. Человеческая деятельность, образ жизни носили синкретический характер. То есть одной из важнейших черт первобытной культуры является синкретизм [гр. нерасчлененность, характерная для первичного|начального| неразвитого состояния|состояния, достатка| |первоначального|чего-либо], осознание своего единства из|с| окружающим миром, природой и|и| всем, что существует, органическое слияние материальных и|и| духовных элементов человеческой жизнедеятельности. Так, ритуал|совершает, делает| перед охотой включал танец|танец| (чаще всего основанный на подражании повадкам животных), пение, музыку, специальный наряд и украшения, магические действия, которые существовали в неразрывном единстве, и|и|, в то же время, были неотъемлемой частью|частью| процесса добывания пищи.

Духовная жизньпервобытного человека была, таким образом, динамичной, развивающейся целостностью|цельный|. Ее составляющими являются: язык|язык||речь|, … знания, веро|познание|вания, нравственность, художественное творчество, табу (запреты), законы и|и| обычаи, которые человек |какие|открывал|отворяла|, создавал, распр|открывает|остранял|распространяла| и|и| усваивал в социальном бытии|обществе|.

· Язык|язык||речь|, как знаковая система, служил для первобытного человекасредством|средством| самовыражения|выражения|, |стоимостью|мышления, общения. Формирование членораздельного языка|речи| стало результатом и|и| факторо|речи|м|средством| дальнейшего|дальнейшего| духовного развития человека, осмыс|стоимостью|ления окружаю|последующего|щего мира и своего "Я"|и|, закрепления информации в языковых структурах, передачи социального опыта|опыта|.

Сконструировать связь между вещью|делом| и|и| представлением о ней с помощью на|посредством|бора звуков, издаваемых благодаря механизму артикуляции, и, главное, не просто услышанных, н|услыхал|о и понятных собеседнику — это настоящее тв|подлинное,истинное|орчество. Когда это было достигнуто, возникла основа ку|основание|льтуры в области духа.

· На ранних этапах развития культуры появляется|появляється| миф— древнейшая|якнайдавніша| форма представлений человека об устройстве и возникновении|та| мироздания|світобудови,світоустрою|, позднее — о божествах и героях, представленные в довольно фантастической форме. Миф является способом осмысления природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, суть которого заключается в том, что окружающий мир очеловечивается, одушевляются космос, явления природы, человека стремится гармонизировать себя с миром, "сделать" Вселенную подобной себе, а значит, понятной и ясной.

Мифотворчество — это познание|знания||опознание| челове|познания|ком мира|мира| путем с|света|оотнесения его с самим|с| собой, с|с| тем, что уже изв|с|естно, понятно, пережито.

Мифотворчество первобытных людей лежит в основе|основании| их верований и религиозных представлений.

· Ранние религиозные верования — это отдельные и|и| относительно систематизированные представления первобытных людей, которые отражают|отображают| их убежденность в существовании сверхъестественных сил и|и| существ,|сверхприродных,сверхестественных| способных|способных| оказывать влияние на человека и|и| окружающий его мир|мир|. Первичными|начальными| объектами религиозного поклонения были предметы, растения, животные, явления природы.

Верования теснейшим образом связаны с религией. Но любая|какая-нибудь| |и| религия, в отличие от разрозненных верований, является стройной|согласованной| системой взглядо|стройной|в, которые отображают|отображают| веру человека в существование сверхъестественной силы|естества, сущности| или существ — бога (бог|сверхприродной,сверхестественной|ов). Поэтому ранние религиозные верования называют также проторелигией.

Науке известны четыре формы ранних религиозных верований:

· Тотемизм, основанный на вере человека в сверхъестественную|сверхприродную,сверхестественную| кровно-родственную|родственную| связь со с| своим тотемом — животным, растением, явлением природы, которые считаются родоначальником племени, рода.

· Фетишизм — вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов — фетишей.

· Воображение человека отделило|отделила| сверхъестественные свойства |сверхприродные,сверхестественные|предметов, животных и|и| явлений природы от них самих, превратив в самостоятельные сущности — души, духов. На этой основе возникли верования, которые определяют сроком анимизм [от лат. anima — душа]. Это создало впоследствии возможность разделения в сознании людей мира на реальный и сверхъестественный.

· Фетишизм связан с магией. Под магией понимается совокупность обрядов, основанных на вере в способность человека сверхъестественным|сверхприродным,сверхестественным| образом воздействовать на других людей, силы природы и|и| потусторонний мир|мира|.

загрузка…

На основе веры в бессмертную душу сформировались заупокойный|погребения| культи|и| культ предков(которые и |какие|после смерти продолжали оказывать влияние на жизнь рода).

· С ранними религиозными верованиями связано возведение т.н. мегалитов[от гр. megas большой + |великий|lithos камень] — сооружений|сооружений| из|из| огромных камней, которые сл|исполинских|ужили, вероятно, могильными памятн|по всей вероятности|иками и|и| святилищами. Мегалитические сооружения|сооружения| стали прообразом скульптуры и|и| архитектуры, они органично переплетались с проявлениями художественного сознания первобытного человека.

Известны три типа мегалитов:

— менгиры— отдельно стоящие вертикальные камни, которым|каким| со временем|впоследствии| стали|начали| придавать более четкие формы, наделять чертами|предела|, схожими с|с| |оделять|изображением чел|границы,черты|овека и т.п.|и тому подобное, и тому подобное| По всему свету сохранилось немало менгиров разнообразных форм и размеров|всевозможных|, целые ал|по всему миру|леи менгиров;

— дольмены— сооружение из нескольких вертикально поставленных камней, перекрытых сверху горизонтальной плитой, — прообраз всех архитектурных сооружений|сооружений|;

— кромлехи— сложные композиции из|с| больших|великих| камней, расставленных|расстановляет| чаще всего в виде концентрических|концентричных| кругов|окружности|. Самым известным кромлехом является Стоунхендж в Англии.

· Искусство, как отдельная сфера культуры, возникает, когда человек научился создавать и|и| передавать специфическую художественную информацию. Но|и| "первые шаги" в сфере художественного творчества имели, несомненно|несомненно|, и|и| самостоятельное значение. С|с| получением способнос|с|ти образного восприятия и|и| отображения действительности формируется художественно-образное мышление — метафорическое, оценочное, эмоционально|эмоциональный| значимое. Однако|однако| об искусстве можно говорить лишь с того времени, когда первобытный человек смог за|только|креплять, храни|с этого времени|ть и|и| передавать художественную информацию с помощью |беречь|специальных средств|средств| — в рисунке и|и| звуке, камне, глин|посредством|е и|и| дереве.

Искусство выполняет|исполняет| важные функции развития духовности человека, преобразования окружающей действительности на основе представлений о красоте, идеалах и совершенстве.

Предметом первобытного изобразительного протоискусствабыли животные, сцены охоты, позже — фигуры людей, танцы|танец|, а также ритмично организованные геометрические узоры, линии, цветные "гаммы". Эти символические изобра|символичные|жения были уже чем-то, что выходит за рам|исходил|ки простого воссоздания окружа|воспроизведения,воспроизводства|ющего мира, стали отражением|отражением, отображением| эстетических чувств, абстрактного мышления, духовного мира человека.

Сохранились целые "галереи" художественного творчества наших первобытных предков: в пещерах Ляско (Франция), Альтамира (Испания) и др. Первобытный человек научился создавать петроглифы— наскальные изображения животных, птиц|птиц|, рыб, охотников, сцены, которые повествуют о каких-то действиях и событиях. Их называют "летопись на скалах". И хотя первобытная культура — это культура бесписьменная, именно из петро|с|глифов впоследствии "вырастает" письменность.

Таким образом, духовный мир нашего далекого|дальнего| предка был миром|светом| культуры, миром|светом| создания значимых|значащих| для его души и не потерявших привлекательности для нас, сегодняшних, ценностей.

 

refac.ru

3. Духовная культура и искусство первобытного человека.

Наиболее ранние виды религиозных представлений появляются в палеолите. Одним из первых является тотемизм - комплекс представлений о тесной родственной связи между племенем и тотемом – животным, растением, насекомым. Появление тотемизма связано с охотой как основным занятием первобытного общества: существовал запрет на охоту на тотемных животных, проводились праздничные обряды и ритуалы, целью которых было увеличение жизненной силы тотемного животного и всего племени. На территории Беларуси найдены изображения животных, которые историки трактуют как тотемных – утка, медведь, лось, змея. О тотемизме свидетельствуют и данные фольклора – сказки, предания.

Дальнейшее развитие религиозных представлений привело к появлению анимизма – веры в потусторонний мир, населенный духами, управляющими всеми явлениями материального мира. Согласно представлениям первобытных людей, каждый человек, животное, даже предмет обладает двойником или духом. Между миром людей и миром духов существует тесная связь и взаимодействие. Анимистические представления нашли воплощение в фантастических существах – полевиках, домовиках, лесунах.

Развитие анимизма привело к возникновению фетишизма – веры в сверхъестественные свойства и качества неодушевленных предметов, которые становились объектами поклонения (камни, деревья, амулеты, идолы). На стоянке Юровичи найдена орнаментированная пластина из бивня мамонта, которая считается древнейшим памятником искусства на Беларуси, предполагается, что это амулет. Проявлениями фетишизма являются также палеолитические Венеры (небольшие женские статуэтки) – они символизировали плодородие земли, продолжение человеческого рода. На территории самой Беларуси таких статуэток не обнаружено, но найдены на территории Брянской области, возле деревни Елисеевичи.

Религиозные представления первобытного человека оформлялись в культах – совокупности обрядов и ритуалов, основанных на вере в сверхъестественное. Одним из первых возник культ огня. В позднем палеолите оформляется культ предков, который проявился в погребальных обрядах и ритуалах, связанных с верой человека в загробную жизнь. Погребальные обряды были различными: умерших чаще хоронили в могильниках, иногда практиковали кремацию. Археологи в могильниках находили различные бытовые предметы, оружие, запасы еды, что должно было обеспечить человеку существование в загробном мире. Частью обряда был обычай делать над могилой земляную насыпь – курган. Самые древние курганы на территории Беларуси относятся к эпохе бронзы – это д. Ходасавичи Рогачевского района. Кроме того, почитание культа предков нашло отражение в праздновании Дедов, Радуницы.

До возникновения пантеона богов на белорусских землях основу первобытных верований и культов составляло мифилогическое мировоззрение людей. Мифология - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Под мифом нельзя понимать набор фантазий или сказок, это уникальный и способ человеческого мировоззрения, выдающееся достижение человеческой культуры. Зарождение мифа в эпоху первобытности не случайно, оно обусловлено переносом общинно-родовых отношений на природу и весь мир, поэтому в первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира: конкретных точных знаний о природе у первобытного человека было недостаточно для полного и четкого понимания мира, и миф как бы «достраивал» недостающие звенья, обобщал все знания о природе и мире. Характерные черты мифа: отождествление фантазии с реальностью, объяснение действительности в наглядно-образной форме, связь с магией. Среди известных персонажей народной демонологии встречаются великая Мать-Богиня, Леший – хозяин леса, Водяной, Болотяник, Русалки, Полевик, Домовой, Хлебник, Лазник и др. Все они наделялись антропоморфными чертами и считались добрыми для человека. Существовали и злые духи – ведьма, мара, трасца, ночницы, крыксы, напускающие болезни, порчи и страшные сны. Духов задабривали с помощью заговоров и жертвы (еда, животные, снопы зерновых культур, ткани). Мифологическое сознание проявилось в карнавальных обрядах календарного цикла – Погребение стрелы (орудия Перуна), Коляды, Масленица, Семуха, Купалье (солярный культ – культ солнца, он возник с переходом к земледелию и животноводству).

С переходом от родового строя к государству происходили изменения в мировоззренческой сфере. На смену культу природы приходит земледельческий культ Рода как символа жизни, бога Вселенной. Складывается пантеон богов, представляющих различные природные стихии: Род (демиург - творец мира), Перун (бог огня), Ярила (бог солнца), Стрибог (бог ветра), Лада (богиня любви), Велес (бог животноводства) и другие. В местах поклонения богам (капищах) находились скульптурные изображения богов (идолы), проводились обряды и ритуалы.

Вместе с религиозными представлениями зародилось и первобытное искусство. В палеолите и мезолите оно представлено изображениями животных (человеческие изображения редки), амулетами, украшениями, а также музыкальными инструментами (их изготавливали из кости, глины, дерева). Искусство эпохи неолита больше внимания уделяет человеку, появляются многофигурные композиции и сцены со сложным сюжетом. Особым видом искусства является орнаментация, которая была связана с сельскохозяйственными культами: орнаментом украшались ритуальные и бытовые предметы, детали одежды, украшения.

Таким образом, на протяжении первобытной эпохи возникает человек, происходит его расселение по планете, начинается изготовление орудий труда, сначала из камня, потом из бронзы и железа, развивается присваивающее хозяйство и примитивное производящее, эволюционирует социальная организация – от первобытного стада к соседской общине.

9

studfiles.net

Духовный мир первобытного человека Зарождение искусства Сенина Анастасия

Духовный мир первобытного человека Зарождение искусства Сенина Анастасия Духовный мир первобытного человека Зарождение искусства Сенина Анастасия

Каковы причины возникновения художественного творчества? Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ) Каковы причины возникновения художественного творчества? Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ) ü Познавательные потребности человека ü Заложенное в нём чувство прекрасного

Что представляло собой искусство на заре человечества? Что представляло собой искусство на заре человечества?

§ Каменный век – древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн лет § Каменный век – древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. ), когда орудия и оружие изготавливались из камня; делится на палеолит, мезолит и неолит.

Искусство эпохи палеолита Искусство эпохи палеолита

 «Палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. Венера «Палеолитические венеры» - примитивные женские фигурки, обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. Венера из Виллендорфа. Палеолит. Естественно-исторический музей, Вена.

В истории пещерной живописи специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с 30 В истории пещерной живописи специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с 30 тыс. до н. э. ) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее (примерно с 18 и по 15 тыс. до н. э. ) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображал шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей, бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или

Бык. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция. Бык. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

Зубры. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция. Зубры. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция. Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

Олени. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция. Олени. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания. Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания.

Искусство эпохи мезолита Искусство эпохи мезолита

Стрелок из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания. Стрелок из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания.

Сражающиеся лучники. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания. Сражающиеся лучники. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания.

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – фигуры людей, изображённые в стремительном движении. В наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Тогда же появляются изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены.

Искусство эпохи неолита Искусство эпохи неолита

Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. 2 тыс. до н. э. Горное плато Тассилин-Аджер. Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. 2 тыс. до н. э. Горное плато Тассилин-Аджер. Сахара.

Мегалиты Мегалиты

Менгиры – вертикально стоящие камни высотой более 2 метров. Менгиры. Неолит. Бретань. Франция. Менгиры – вертикально стоящие камни высотой более 2 метров. Менгиры. Неолит. Бретань. Франция.

Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой. Дольмены. Неолит. Район Геленджика. Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой. Дольмены. Неолит. Район Геленджика. Россия.

Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Стоунхендж. 2 тыс. до н. э. Солсбери. Англия.

Аркаим. Рубеж 3 -2 тыс. до н. э. Челябинская область. Россия Аркаим. Рубеж 3 -2 тыс. до н. э. Челябинская область. Россия

Макет Аркаима. Реконструкция Стоунхеннджа. Макет Аркаима. Реконструкция Стоунхеннджа.

present5.com

Духовный мир первобытного человека — контрольная работа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО

 

Кафедра гуманитарных и 

социально-правовых

дисциплин

 

ДУХОВНЫЙ МИР  ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА

Контрольная работа по истории мировых цивилизаций

Вариант №3

 

 

Студентка 1 курса д/о

Группы Э-11

Зач. Книжка 027-043/Э(4) – 13

Преподаватель к.ф.н.

 

 

Оглавление:

Оглавление……………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………..3

1.Происхождение человека……………………………….……………..6

2.Основные черты первобытного человека……….…………………....7

3.Духовная культура первобытно человека…………………………...10

4.Культура древних обществ Востока……………………………..…..13

Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью работы является изучить  духовную культуру первобытного человека. На ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется очень некорректным. Речь должна идти о комплексе религиозных верований. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т.д.

Рассмотрим основные источники, которые использовались при написании  данной работы.

Например, книга Вячеслава Алексеева и Алексанра Першица1 рассказывает о происхождении и становлении человека. Рассматриваются основные этапы первобытной истории от эпохи праобщины до появления классовых обществ и государств. Большое внимание уделено историческим источникам и историографии первобытной эпохи. Отдельная глава посвящена взаимодействию цивилизаций и первобытного общества. Насыщенный иллюстративный ряд способствует лучшему восприятию материала книги. Учебник адресован студентам вузов. Может быть полезен преподавателям и учащимся средних общеобразовательных школ и гимназий с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

Книга Марилии Альбанезе2 представляет собой

иллюстрированную работу, объединившую в себе уникальные фотографии памятников архитектуры Индии. Так же в рассматриваются основные

___________________________________

1 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества, М., 1999

2Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века Балахгат 2008

исторические события  на субконтиненте начиная с III тысячелетия  до н. э. и заканчивая приходом мусульман в XIII в. н. э., повседневная жизнь города и деревни, социально-политическая структура, религия, искусство, эстетика.

Следующая книга Владимира Миронова3 В книге рассказывается, как шло зарождение древнейших цивилизаций Шумер, Египта, Ирана, Ирака. Показана жизнь египетского народа и царствование фараонов. В яркой и живой манере повествуется о создании знаменитых чудес света Древнего мира (городов, мостов, каналов, пирамид). В книге представлены судьбы известных ученых, царей и цариц Древнего мира - Птолемея, Навуходоносора, Саргона, Рамсеса, Тутанхамона, Нефертити, Клеопатры, а также дается описание древнейших городов планеты (Фивы, Вавилон и другие). Книга написана на основании многочисленных источников. Достоинством книги является яркий язык автора, доходчивое и увлекательное изложение сюжетов истории культуры.

Также книга Лео Оппенхейма4 содержит краткий очерк материальной и духовной культуры древней Месопотамии. Автор сообщает о появлении древних городов на этой территории, рассказывает о религии, искусстве, литературе, медицине, математике, астрономии в древней Месопотамии.

Ещё одна книга Эдуарда Паркера5  включает фундаментальный труд, посвященный истории, политике и торговле Китая, который охватывает период с древнейших времен до конца XIX века.

В книге Юрия Семенова6 предпринимается попытка выявить и проследить внутреннюю необходимость, объективную логику процесса превращения стада животных в человеческий коллектив и объективную логику процессов, входящих в качестве моментов в общий процесс.

___________________________________

3Миронов В. Б., Древние цивилизации, М.,2006

4 Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия, М., 1980

5 Паркер Э., Китай. Его история, политика и торговля с древнейших времен, СПб.,1903

6 Семенов Ю.И., Как возникло человечество, М., 1966

Следующая книга Эдуарда Тейлора7 посвящена вопросам происхождения и развития религии. Его теория рассматривает анимизм (веру в души и духов) как зародыш, из которого развились все религии. Несмотря на то что сегодня многие теории ученого отвергаются исследователями, его книга, содержащая огромный фактический материал, продолжает служить важным источником для изучения проблемы происхождения религии.

Следующий источник Джемс Фрэзер8.  Автор, опираясь на собранный им богатый фактический материал, рассматривает различные обряды, системы запретов-табу, тотемизм, аграрные и огненные культы и доказывает магическое происхождение царской власти, взаимосвязанность современных религий и первобытных верований.

В Книге Зигмунда Фрейда9  исследуется проблема возникновения и развития этических и культурных табу, а также воздействию бессознательного на сознательную жизнь человека. Ученый рассматривает соотношение сознательного и бессознательного в психике человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

7 Тайлор Э. Б., Первобытная культура, М., 1989

8 Фрэзер Д. Д., Золотая ветвь, М., 1980

9 Фрейд З.,  Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии, М., 1997

1.Происхождение Человека

Происхождение человека составляло предмет догадок с глубокой древности и привело к возникновению у различных народов разнообразных мифов, приписывающих создание первых людей богам, которые воспользовались для того камнями, землей, морской слизью, теми или иными животными. С распространением христианства среди культурного человечества утвердилось представление, что человек был создан из земли, оформленной и одухотворенной Богом, и что все люди размножились от одной пары.10

В середине 19-го столетия появилась книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», содержащего стройную концепцию эволюционных преобразований живой природы, опиравшуюся на единый принцип естественного отбора. Логика его труда о происхождении видов была такова, что она неотвратимо наталкивала на вопрос, в какой мере закономерности, открытые в живой природе,— эволюционные прогрессивные преобразования, управляемые естественным отбором, могут быть распространены на человека, подчиняется он им или нет.1 Дарвин был твердо убежден, что эволюция человека шла под действием тех же законов, которые определяют процесс развития биологических видов. Важнейшим фактором, обусловившим превращение обезьяны в человека, Ч.Дарвин считал естественный отбор11.

 

 

 

 

___________________________________

10 Семенов Ю.И. Ук. соч. С. 27.

11 Алексеев В.П. Ук. соч. С. 5.

2.Основные черты первобытной культуры

Основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгое время его существования заключалась в переходе из дикого в цивилизованное состояние. Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда12.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда.13 У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад.14 Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков.

 

___________________________________

12 Тайлор Э. Б. Ук. соч. С. 73.

13 http://ru.wikipedia.org

14 http://aboriginals.narod.ru/

Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у  них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь  неандертальцев носила еще стадный  характер.15

  Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении, несомненно, использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

В эпоху мезолита в связи  с отступлением ледников на север, стоянки  людей стали размещаться под  открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий  лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись  похоронные обряды.

В неолите были открыты  новые способы обработки камня  и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота,

___________________________________

15 Миронов В. Б. Ук. соч. С. 366.

 собирательство) к производящему  (земледелие, скотоводство), что повлекло  за собой распространение оседлого  образа жизни.16

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и  экзогамии, создание предметов искусства  явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

16Там же С. 381.

3.Духовная культура  первобытного человека

Первобытные люди населяют мир огромным количеством духов, благосклонных к ним или недоброжелательных. Примитивные народы верят в подобное одушевление также и отдельного человека. Каждый человек в отдельности имеет душу, которая может оставить свое обиталище и переселиться в других людей. Эти души являются носителями душевной деятельности и до известной степени, независимы от «тел». Первоначально существовало представление, что души очень похожи на индивидов, и только в течение длительного развития они освободились от материальных признаков, достигнув высокой степени «одухотворенности».17

Традиционализм первобытной  культуры приводил к тому, что все  значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую  систему действий - ритуал.

Фетишизм

Фетешизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.

У сахалинских нивхов до наших дней дошел миф о происхождении их от лиственницы или ели. В северной Новой Гвинее некоторые роды ассоциируют себя с рыбами. Скорей всего исторически тотемизм первоначально существовал как культ некоторого животного. В эпоху мезолита у многих охотничьих народов Европы и Азии существовал культ оленя (лося). Первоначально олени как магические животные обеспечивали изобилие зверей, а с развитием земледелия стали подателями дождя.

___________________________________

17 Фрейд З. Ук. соч. С. 53.

Тотемизм

Тотемизм — одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже — явлениями природы и неодушевленными предметами).18 В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений.

yaneuch.ru

Духовный мир человека древних обществ

Духовный мир человека древних обществ

Для религиозных верований древних египтян было характерно многобожие (политеизм). Политеизм объединенного Египта–вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта.В каждом номе и городе был собственный особо почитаемый бог и пантеон богов, олицетворявших силы природы или различные виды человеческой деятельности. Поклонялись не только богам, но животным и растениям. Они считались воплощениями божества и часто изображались в виде существ с телом человека и головой животного. Существовали специальные захоронения культовых животных.

В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций, сакрализация достигла максимально возможного уровня. В ее основе лежала доктрина божественного происхождения фараона, который считался богом, а не верховным жрецом, как это было в других древневосточных государствах.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие.

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, которые были, прежде всего, составной частью заупокойного ритуала. С древности развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. В более поздний период развились религиознаядрама и светский театр. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошлидревние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика.В Египте появился уникальный литературный жанр –книги мертвых – религиозные тексты, которые помещали в гробницу. Кроме того, подобные надписи были обнаружены на стенах гробниц и саркофагов.Эти религиозно-магические тексты были призваны указывать умершему путь на том свете, помогать избегать всевозможных ловушек.

Высокого художественного уровня достигли живопись и скульптура, которым присущи следующие основные черты:реализм, портретность, иерархичность и каноничность. Изображение на плоскости – рельефы и росписи – не столько смотрелось, сколько читалось. Всем фигурам присуща величавая неподвижность, надмирное спокойствие, что являлось воплощением идеи постоянства, вечности загробной жизни.

Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов. В частности, достаточно развитыми былиастрономические знания, математические знания, медицинские знания (например, описание симптомов болезней, способов их лечения, типологизация болезней).Древние египтяне совершили целый ряд важных изобретений. Ониизобрели часы (солнечные, водяные, песочные),внесли существенныйвклад в развитие хирургии, создали плуг, лопату, мотыгу, составили один из первых календарей.

Природный ритм оказал огромное влияние на развитие египетской цивилизации. Для предсказания наводнений был создан довольно надежныйкалендарь.Было замечено, что разлив Нила наступает сразу же после того, как на ночном небе появляется Сириус – ярчайшая звезда. Восход Сириуса дал египтянам возможность оценить промежуток времени между двумя разливами Нила. Создание такого календаря свидетельствует о довольно высоком уровне астрономических знаний в Египте.

Египтяне создали своеобразную систему письма, включавшую в себя и идеографические (обозначающие понятия), и фонетические (обозначающие звуки) знаки. Писцы играли в египетском обществе роль верховных контролеров, которые должны были регистрировать любого рода информацию – от предсказаний урожая до штрафов, налагавшихся на преступивших закон. В целом, труд писцов имел огромное значение для сохранения и передачи египетской культуры.

Мировоззрение

Достижения науки: водяные насосы, керамика, стекло, ткацкие станки и текстильные технологии, медь, бронза, золото, медицина, математика. Впервые появляются города с четкой структурой, строениями, центральной системой управления. Изобретение паруса, первый торговый флот. Архитектура(пирамиды). Иерографическая письменность, папирус, календарь. Развитие эмпирическая науки.

Человек зависим от природы. Цикличность сознания (из-за разливов Нила). Человек не представляет себя вне государства. Преклонение перед государстом и фараоном. Сословность сознания. Пренебрежительное отношение высших слоев к низшим. Сознание мифологическое:

  1. миф объясняет события

  2. миф передает информацию между поколениями

  3. миф - готовый алгоритм поведения, внедренный в сознание людей

Социальная составляющая важнее экономической.

Основное достижение в духовное сфере – мифологическое сознание.

Основное достижение Египта – единое, четко структурированное государство и внеэкономическое принуждение.

studfiles.net

Духовный мир первобытного человека — контрольная работа

На основе народных и культовых  образов в Древней Индии сложилась  драматургия. Ее родоначальник –  танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и  актеры.

Классиком древнеиндийской  драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V вв.) В его произведениях раскрывается внутренний мир героев.

Значительного развития достигла и религиозная литература – жизнеописания  Будды, религиозные трактаты.

Совершенства достигло древнеиндийское  изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая  живопись), а также зодчество. Ему  присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств. (Статуя брахманистского  божества Шивы, дворец царя Ашоки и  др.).

Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и  все другие науки искали в ней  вдохновение и поддержку.

Сам климат огромного леса, где можно было бродить среди  тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода  от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в  глубокой древности для Индии  были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.

___________________________________

33 Там же С. 435.

Важным было и то, что  философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).

Материальная и духовная культура Индии заняла достойное  место в мировой культуре –  это и религиозно-философские  системы (буддизм и др.), древнеиндийская  литература воздействовала на восточные  и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной  взаимности, который впервые был  сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого.

Древний Китай

Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время  живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений  человека и природы, устойчивыми  культурными традициями.

В древности китайцы называли свою страну Срединным государством34, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала иероглическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.

Исключительную роль в  истории китайской культуры сыграло  Тринадцатикнижие, являвшееся основой  обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало  сведения по истории, о

___________________________________

34 Паркер Э. Ук. соч. С. 31.

деянии царей и героев, песни и гимны и многое другое. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки  об обрядах" и др. и явилось  фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.

Особое внимание у китайцев сложилось к природе. Мир в  их представлении – это мир  абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, существует совершенство. Гармония внутренне присуща природе, поэтому в ней ничего не нужно  переделывать. Изначально ей присущи  пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы  лежала идея социально-политического  порядка, санкционированного Небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме.

Возникшее в VI в. до н. э., учение Конфуция за четыре столетия завоевало  умы и сердца людей и во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее  влияние на историю, культуру и национальный характер Китая, а также распространилась и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам).35

Главное в конфуцианстве  – стремление совместить государственность  и человечность в духе восточной  традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой  семье (клане) на все общество с помощью  ритуализированного этикета – ЛИ (ли – благопристойность, этикет). "Сплотить Поднебесную в одну семью"… 

Отношения государя с подданными должны строиться по принципу "отец-сын", и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же старанием, что и семейные обязанности. Конфуций сформулировал моральный принцип  взаимности и распространил его  на взаимоотношения народа и государства: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и ___________________________________

35 Там же С. 270.

 

 тогда  и в государстве и в семье  к тебе не будут испытывать  вражды".36

Установление порядка  в государстве начинается с наведения  порядка в собственной душе. Главное  средство воспитания – ритуализированный  этикет, исполняя который, человек обретает ЖЭНЬ – гуманность, человеколюбие. Основа конфуцианского человеколюбия  – семейный долг (основа европейского гуманизма – самоценность человека как личности).

В конфуцианстве доминирует этический момент (через ритуализированный  этикет – к воспитанию достойного человека, являющегося основой общества и государства), определяющий специфику  конфуцианской теории государственного управления.

Одновременно появилась  и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы  считал, что человек открывает  истоки своей бесконечности через  следование естественности и слияние  с бесконечным путем жизни  природы ("Дао" – путь).

Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то Дао обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к  семье, обществу, себе. "Слава и  богатства не имеют подлинной  ценности, ибо перед лицом жизни  и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий  такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с  относительным и преходящим".

Установление порядка  в государстве начинается с наведения  порядка в собственной душе. Главное  средство воспитания – ритуализированный этикет, исполняя который, человек обретает ЖЭНЬ – гуманность, человеколюбие. Основа конфуцианского человеколюбия – семейный долг (основа европейского гуманизма – самоценность человека как личности).

В конфуцианстве доминирует этический момент (через ритуализированный этикет – к воспитанию достойного человека,

___________________________________

36 http://ru.wikipedia.org

являющегося основой общества и государства), определяющий специфику  конфуцианской теории государственного управления.

Одновременно появилась  и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы  считал, что человек открывает  истоки своей бесконечности через  следование естественности и слияние  с бесконечным путем жизни  природы ("Дао" – путь).37

Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то Дао обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к  семье, обществу, себе. "Слава и  богатства не имеют подлинной  ценности, ибо перед лицом жизни  и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий  такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с  относительным и преходящим".

Слияние с Дао осуществляется через недеяние (но не равнозначно  пассивной созерцательности). Это  слияние с естественным ходом  вещей, поэтому нет необходимости  в нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себя ситуации, а  спокойно влияет на нее изнутри, через  использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных. Даосское ученье давало человеку чувство свободы  от деспотизма.На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (японский дзэн).

Буддизм просуществовал в  Китае почти 2 тысячелетия, сильно изменившись. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что  наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.).

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет

___________________________________

37 Там же С. 291.

собой сплав конфуцианство, даосизма и буддизма.

Значительны достижения и  в области материальной культуры и науки.

Китайская культура оказывала  воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.

Китай и Запад взаимно  влияли друг на друга. Запад испытывал  воздействие богатого культурного  наследия Китая, в свою очередь Китай  перенимал передовые научные  и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению взаимопонимания между культурами.38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

38 http://dic.academic.ru

Заключение

Первобытный человек, прежде всего, занимался пропитанием и  самосовершенствованию, самопознанию уделял мало внимания, но найденные  рисунки свидетельствующие, что  духовный мир первобытного человека был развит. Духовный мир формируется  у неандертальцев. Неандертальцы  первыми начали хоронить своих сородичей  и были способны к абстрагированию.  Первые пещеры с рисунками первобытного человека найдены на Юге Франции, в Испании, на Урале. Рисунки изображали убитого зверя. Появляется и скульптура, т. е.  духовный мир первобытного человека был достаточно богат. Позже появилась пиктография (pictus - рисованный) – первую форму записи рисунками на коре, бересте, коже, кости.  Из пиктографии впоследствии появилось идеографическое письмо (idea - понятие). Идеограмма – письменный знак, обозначающий не звуки языка, а целое понятие. Логограмма – знак, обозначающий не абстрактное понятие, а реальное слово, передававшее это понятие. К такому виду письменности  относятся письмо древних шумеров, египтян, китайцев. Позднее из такого письма возникли алфавитные системы письменности. В настоящее время идеография – только в Китае. Письменность считается гранью, отделяющей классовое общество от доклассового. Таким образом духовный мир первобытного человека был достаточно богат. на

 

 

 

 

 

 

Cписок используемой литературы

1.  Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества, М.: «Высшая школа», 1999 – 223с.

2.  Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века, «АСТ, Астрель», 2008 – 468 с.

3.  Миронов В. Б. Древние цивилизации, М.: «Вече», 2006 – 696 с.

4.   Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия, М.: «Наука», 1980 – 408 с.

5.   Паркер Э. Китай. Его история, политика и торговля с древнейших времен, СПб.: «Типография Тренке и Фюсно», 1903 – 507 с. 

6.   Семенов Ю.И Как возникло человечество, М.: «Наука», 1966 -  576с.

7.   Тайлор Э. Б. Первобытная культура, М.: «Издательство политической литературы», 1989 - 576 с.

8.  Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь, М.: «АСТ, АСТ», 1980 - 768 с.

9.  Фрейд З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии, М.: «Алетейя», 1997 - 224 с.

 

Интернет:

1.  http://aboriginals.narod.ru/

2.  http://dic.academic.ru

3.  http://ru.wikipedia.org

 

 

yaneuch.ru


Смотрите также