Ньювел С. Бут, мл.
Подавляющее большинство жителей южной и центральной Африки говорят на языках группы банту. Современные племена, говорящие на банту, образовались в результате многовековых миграций и смешения групп и приспособились к различным условиям жизни, от тропических лесов до пустынь. Здесь мы остановимся подробно на народности балуба и сделаем несколько сравнений с другими группами.
В этой части континента есть и другие языковые группы, такие как хойсаны и нилоты: в понятие термина "африканские" мы включаем здесь эти (а также западно-африканские) и говорящие на банту народы.
Религия Африки традиционна; она наследуется, преимущественно в устной форме, от поколения к поколению. Ребенок воспринимает слово старших как окончательное решение: других авторитетов не существует. Если нельзя доверять старшим, нельзя доверять никому. далее
Община состоит из тех, кто помнит и соблюдает одну и ту же традицию. Все балуба рассказывают друг другу легенду о Нконголо, Мбиди Килуве и Калала Илунга.
Для африканской религии община имеет громадное значение. Личность существует только в общине. Быть отрезанным от общины хуже смерти. В Африке существует столько религий, сколько существует общин. Таким образом, хотя балуба имеют много общего с другими группами, между ними существуют значительные различия.
Основное внимание африканская религия уделяет людям, а не природным явлениям или сверхъестественным созданиям. Ее цель в повышении человеческих ценностей в обществе. далее
Одним из самых значительных событий в процессе становления человека является посвящение. Среди балуба церемония посвящения в мужчины носит название "муканда" и обычно проводится в начале сухого сезона, в мае. На первой стадии происходит отделение мальчиков от женщин, особенно от матерей. Отделение включает обрезание, которое подтверждает их мужской пол. Затем мальчики проводят несколько месяцев в лагерях, вдали от деревни, где они проходят тренировки и обучаются традиционным верованиям и обычаям. В конце концов, они возвращаются в деревню уже мужчинами, подготовленными к полноценному участию в общественной жизни. Эта перемена соответствует перемене в жизни всего народа, которая произошла, когда Калала Илунга сменил Нконголо.
Подобные посвящения практикуются во многих группах. У остальных этот обряд проще, без обрезания. Посвящение девочек проводится обычно индивидуально во время или перед началом первого менструального цикла. В некоторых группах это достаточно сложная процедура, может быть, даже более важная, чем посвящение мальчиков.
Посвящение открывает двери для полного вовлечения в жизнь общины. Брак непосвященного считается грубым нарушением закона. Если же посвящение состоялось, за ним обычно следует брак. далее
Жизнь кончается смертью. Для африканцев это неизбежно, но в некотором смысле неестественно. Многие африканцы верят, что бог первоначально хотел, чтобы люди жили вечно, но из-за какого-то недопонимания, несчастного случая или ошибки появилась смерть. Существует общая для всех легенда о том, что бог направил людям послание жизни, но доверил его очень медлительному животному - хамелеону. Позднее бог направил послание смерти, но передал его с проворным животным, таким как ящерица, которая, конечно, прибыла быстрее хамелеона. И хотя бог, в принципе, рассчитывал на жизнь, смерти избежать уже было нельзя.
Естественно, что смерти не радуются. Однако существует аспект, позволяющий считать смерть справедливым завершением жизни. После смерти человек становится предком и переходит в царство мертвых, расположенное, по разным версиям, под землей или на обратной ее стороне, где жизнь является зеркальной копией нашей. Не все умершие становятся предками; только те, у кого есть дети, кто умер надлежащим образом и был правильно похоронен. Духи бездетных, умерших от некоторых болезней, несчастных случаев или от колдовства, могут стать блуждающими, недовольными духами, которые разными способами докучают и приносят вред живущим.
Умершие достойно не остаются в подземном мире, они продолжают вести дела со своими живыми потомками. Одним из способов контакта является посещение могилы с приношением еды и напитков. Кроме того, налаживать контакт можно в "домах духов" или в святилищах, часто расположенных рядом с домами живых. Змеи и другие животные, особенно если они замечены вблизи могил, могут заключать в себе души мертвых. Но самое важное то, что мертвые могут снова родиться в этом мире.
То, что рождается вновь, не является, однако, точной копией личности усопшего. Тот, кто родился вновь, продолжает существовать в подземном мире, с ним можно общаться у могилы или в святилище, и, возможно, он способен появиться в облике животного. Возможно даже повторное рождение одновременно в нескольких потомках! Вера в то, что мертвые живы, выражается множеством способов.
В действительности можно считать, что вновь рождается только имя. Для балуба имя значит очень много. Оно представляет суть натуры человека. Носить имя предка значит наследовать часть его или ее личности, качеств и статуса.
Отношения между предками и потомками составляют часть традиции.
Предки передают по наследству не только мифы, ритуалы и другую информацию, но и свои имена, и самих себя. Все, что реально, исходит от предков.
Большинство предков имеют отношение только к своим семьям. Но существуют еще предки рода, которых обычно считают основателями существующей общины. У балуба они получили название "высшие существа" (бавидье; ед.ч. видье). Их имена связаны как с природными объектами, так и с героями легенд прошлого. Согласно эпосу Луба, первоначально они были духами природы, которые в определенный момент вселились в людей. Например, Нконголо одновременно является и радугой и древним вождем.
Высшие существа продолжают поддерживать тесные отношения с царями и вождями, которые являются одновременно политическими и религиозными фигурами. Цари и вожди выступают за единство общины и поддержание связей с героическим прошлым. Для них иногда важнее поддерживать контакт с духовным миром, чем править живыми. Правитель не может быть увечным, больным или слабым в любом смысле слова, потому что он представляет всю общину. В некоторых местах был обычай убивать правителя, если его болезнь затягивалась на несколько дней.
Считается, что духи несут ответственность за разные виды зла, включая болезни. Для изгнания духов исполняются ритуальные танцы.
Восхождение на престол нового правителя часто сопровождалось воссозданием событий героического прошлого. У балуба новый правитель должен был вступить в связь с близким родственником мужского пола, а затем выйти из "дома инцеста", чтобы исполнить победный танец Калала Илунга. Так он приобщался к беспорядочному, могущественному прошлому, которое с помощью силы кровосмесительных обычаев было превращено в организованное общество.
Не все южные и центральноафриканские группы имели централизованное правление. Крупнейшей административной единицей может быть и деревня, а верховной властью - согласие старейшин, имеющих больше власти, чем вождь. Даже там, где были вожди или цари, они не имели всей полноты власти, а старались добиться согласия всей общины, включая предков.
Африканская религия окутана "паутиной" прошлых и настоящих отношений. Иногда, однако, в этой паутине появляются "разрывы". Например, неудовлетворенные духи мертвых представляют угрозу для живых. Есть и живые люди, которые действуют во вред общине: ведьмы и колдуны.
Иногда пытаются провести различие между людьми, которые по своей природе или наследственности антисоциальны и даже могут не отдавать себе отчет в своих действиях (ведьмы), и теми, кто преднамеренно вредит другим (колдуны). И те и другие склонны к одинаковым поступкам, разрушительным для общества. Ведьмы и колдуны - это люди-перевертыши. Существует поверье, что они на самом деле передвигаются вверх ногами. Они могут быть белыми в отличие от нормальных черных людей. Они состоят в родстве с животными, особенно совами и гиенами, а людей они уничтожают. Нормальные люди способствуют укреплению общины, ведьмы и колдуны стремятся ее разрушить.
Смерть редко считается естественной, за исключением, пожалуй, некоторых случаев в крайне преклонном возрасте. Некоторые виды смерти, к примеру, от оспы или от удара молнии, могут быть отнесены непосредственно к богу. Большинство смертей и болезней - дело рук ведьм, колдунов или неудовлетворенных духов. Не исключено, что настроенный в целом доброжелательно предок может доставить неприятности, чтобы предупредить общину о пренебрежении к его интересам или о нарушении правил поведения.
Когда приходит болезнь, смерть или иное зло, необходимо выяснить его причину с помощью гадания. В одном из видов гадания поиск ответа производится с помощью набора предметов. Например, способ "Нгомбу", распространенный у соседей балуба, ндембу, заключается в том, что в корзину складываются предметы, имеющие отношение к различным жизненным ситуациям. Корзина встряхивается и, на основании того, какие предметы оказались наверху и как они легли относительно друг друга, делается заключение. далее
После того как выяснена причина болезни, предпринимаются меры по излечению или предотвращению рецидивов. На многих наречиях группы банту средства или процедуры для восстановления здоровья называются бванга. Африканцы достаточно хорошо понимают физические причины конкретных проблем и знают, что делать в таких случаях. На сломанную ногу наложат шину. Но это только форма первой помощи, которая не может справиться с основными трудностями в человеческих отношениях, выявленными гаданием. Для исцеления необходимо сначала восстановить нарушенную целость "паутины" традиционных и общинных отношений. далее
Помимо веры в многочисленных духов большинство африканских племен верит также в верховную силу, ответственную за сотворение мира. Балуба верят в "высших существ" (бавидье); а также в верховное существо Видье Мукулу ("мукулу" означает "великий" или "старый"). Он отличается от бавидье, которые могут служить ему и составлять часть его существования, но располагаются на низшем уровне. далее