Джеймс Ирвин
Религиозные верования маори Новой Зеландии совпадают с верованиями народов Полинезии (треугольник между Гавайями, Новой Зеландией и островом Пасхи). Их мифы о сотворении мира очень похожи, и они поклоняются тем же богам, хотя есть разница в их ролях и статусе.
Мифология маори повествует о прародителях, Рангинуи (Ранги) и Папатуануку (Папа), заключенных в тесных объятиях друг друга. Когда у них родились сыновья, родители держали их между собой, пропуская к ним лишь лучи света. Миф рассказывает о том, как сыновья пытались освободиться. После нескольких неудачных попыток один из сыновей, Танэ, уперся ногами в Ранги, а вытянутыми руками в Папа. Упираясь изо всех сил, вниз головой, он сумел с помощью своих братьев разделить родителей. Ранги стал небом, а Папа землей - Небо-Отец и Мать-Земля. Горе разделенных родителей выражается в падающем с неба дожде и поднимающемся с земли тумане.
Оказавшись в мире света (Тэ Аомарама), братья принялись бороться за власть. Танэ стал богом лесов, Тангароа - морей, Ронго - сельского хозяйства, а Вхиро, злой брат, стал повелителем темных сторон жизни. Тавхириматеа остался с отцом и стал богом ветров и ураганов.
Братья были бессмертны. Из земли они сделали женщину, и Танэ вдохнул в нее жизненную силу (хауора): женщина вошла в мир. Танэ назвал ее Хинэтитама и взял в жены. От их детей произошли люди. Этих богов называют богами силы (атуа).
Древние философы маори много размышляли о начале мира и выразили свои верования в песнях. Одна из них рассказывает о времени небытия (Тэ Корэ); после которого очень давно пришло время возможного бытия (Тэ Корэкорэ), затем время глубокой тьмы (Тэ По). В конце концов тьма была побеждена и возник мир света (Тэ Аомара-ма). Эта песня была создана задолго до того, как в Новую Зеландию пришли европейцы. На этих мифах основано понятие маори о триединстве мира: небо (Тэ Ранги), мир света (Тэ Аомарама) и глубокая тьма, царство мертвых (Тэ По).
Ио был первоисточником всей сверхъестественной силы (мана). Он жил на самом верхнем из двенадцати небес и мог управлять всеми событиями в мире. Ио был известен только тщательно отобранным посвященным, получившим образование в полной изоляции. В уединенных местах они проводили соответствующие ритуалы и никогда не говорили об Ио.
Наряду с богами различных сфер жизни маори признавали различные другие силы. Некоторые из них были силами отдельных племен и территорий; другие были семейными богами и несли обязанности охранников (каитиаки), предупреждая об опасности и вселяя уверенность. У большинства племен и общин были какие-нибудь предметы, отождествленные с мифическими чудовищами, например бревно или плывущая куча травы. Их следовало избегать, как неприкосновенных (тапу) предметов. Согласно поверьям, многие чудовища жили в глубоких омутах на дне рек или озер, они иногда считались добрыми, а иногда - злыми.
Духи (ваируа) могли быть добрыми или злыми. Умерший предок, не похороненный должным образом и, следовательно, не присоединившийся к своим предкам, становился блуждающим духом, тревожащим потомков до тех пор, пока не будут проведены необходимые обряды. Духи выкидышей считались беспокойными и злобными.
Маори не имели храмов и алтарей, хотя для отдельных ритуалов использовались специальные уединенные места. Иногда на расчищенных полянах в лесу устанавливали большие, грубо отесанные камни. Они использовались провидцами (тохунга матакитэ) для вызова их персонального бога. Камни не были святилищами или идолами. Они ставились на то место, куда провидец приносил жертву и ждал, пока бог согласится временно поселиться в камне. В сельскохозяйственных ритуалах для тех же целей применялся "посох" бога. Второстепенные боги, которые не оправдывали возложенных на них надежд, подвергались забвению.
Затейливая резьба на доме собраний маори представляет прародителей их народа. Резные и нарисованные изображения на домах собраний рассказывают об истории и традициях маори.
Жертвоприношения почти не применялись в религии маори, за исключением жертвований еды, чтобы успокоить бога и подтвердить свое уважение. Был обычай отдавать Ронго первый плод урожая. Сердце первого убитого в войне врага предлагалось Туматауэнга, а затем, если убитый занимал высокое положение, победитель съедал его, чтобы забрать себе духовную силу жертвы. Когда сооружался важный, украшенный резьбой лом собраний, то, по обычаю, под основным столбом закапывали тело раба.
Участок земли перед домом собраний считался священным на время всех проводимых мероприятий.
Соблюдались строгие правила. Во время оплакивания умершего тело выставлялось в доме собраний для прощания до завершения всех ритуалов. Это могло продолжаться несколько дней и ночей в присутствии всех родичей. Среди маори смерть была и остается общественным событием. Когда в доме собраний не проводилось никаких ритуалов, он освобождался от тапу, но все равно к нему относились с почтением.
Маори составляют десять процентов населения Новой Зеландии.
"Маури" - это жизненная сила, заключенная в каждом человеке и в некоторых талисманах, оберегавших жизнестойкость, духовную силу, плодородие земли и леса. Когда при рождении дети чихали, это было знаком их жизненной силы. Если жизненная сила человека разрушена, духовная сила теряется и человек вскоре умирает.
Маори придавали исключительное значение ритуалам, особенно правильному прочтению каракиа (karakia). Если жрец допускал ошибку в заклинании, это считалось плохим предзнаменованием, за которым должно было последовать несчастье.
Вода, огонь и приготовленная пища имели особое значение в ритуалах, так как могли победить зло. Иногда жрецу, проводившему ритуал, приходилось стоять по пояс в проточной воде, чтобы защитить себя от вызываемых им сил.
Маори считали окружающий мир священным и поэтому придавали большое значение земле. После смерти каждый возвращается в Мать-Землю (Папатуануку). Их принимает лоно Папа. Земля доверена племенам и общинам, чтобы передать ее будущим поколениям, и о ней следует заботиться, как муж заботится о жене. Многие люди получают от земли не только пищу, но и индивидуальность. Не иметь земли, значит быть никем, ничтожеством. Иметь землю, значит принадлежать к людям как к живым, так и к мертвым.
Сны и видения считаются посланиями из мира духов. Сон обычно пересказывается жрецу для объяснения его смысла. Считалось, что во время сна душа покидает тело и путешествует на большие расстояния. Будить спящего следовало осторожно, чтобы дать душе время вернуться в тело.
Рождение и смерть были важнейшими событиями для маори. При рождении отец или жрец зачитывал каракиа, чтобы дать ребенку сверхъестественную силу, особенно если это был первенец. Затем устраивался праздник. Обрядов посвящения не проводили, так как ребенок с самого рождения считался членом племени.
Погребальные ритуалы были сложными и долгими и даже в наше время играют большую роль в жизни маори. Это время выразить горе, попрощаться с умершим, позабыть обиды и отправить душу покойного на древнюю родину (Хаваики), где она присоединится к предкам. Последние ритуалы возвращают живых родственников к обыденной жизни очищенными от горя и тапу смерти. Оплакивание проводится публично, по возможности в доме собраний, так как почивший принадлежал всему племени, а не только своей семье.
Концепция будущего вознаграждения или наказания полностью отсутствует. Души умерших отправляются "вверх" или "вниз" и, похоже, ведут жизнь, подобную той, что была в этом мире. Они могут связываться с живыми членами общины, к которой принадлежали при жизни. Царство мертвых (Рарохенга) охраняет Великая Хино Тьмы (Хиненуитепо), мимо которой надо пройти, чтобы попасть в подземный мир. Первоначально Хиненуитепо звали Хинетитама, которая убежала от своего мужа Танэ, который вдохнул в нее жизнь.