Корея

Харви Конн

Традиционная религия Кореи, синкё, получила название "безымянная религия". Она представляет собой не стройное здание постоянных верований, а скорее религиозный способ видения мира и священной связи с ним человеческой души. Подобное верование принято называть "анимизмом". Подобно всем религиям она имеет пять магнетических точек.

  • Я и космос. Человечество развивается вместе с миром. Силы природы, управляющие жизнью и смертью, плодородием и бесплодием, олицетворяются и обожествляются. Этот мир становится религиозной ареной, населенной духами неба и земли, воды и деревьев.
  • Я и образец. Миф о Тангуне, легендарном основателе Кореи, подчеркивает значение космической нормы, которой должны соответствовать корейцы. Сын неба Унг превратил медведицу в женщину. Женщина-медведица не могла найти никого, кто бы женился на ней. Унг сменил обличье, женился на ней и стал отцом ее ребенка, Тангуна. Этот миф ежегодно вспоминают в национальный праздник "открытия дня неба" (Kaechonjol). Подобные истории характерны для жизнеописаний легендарных племенных вождей и мифических основателей современных родовых кланов.
  • Я и предназначение. Как нам примириться с тем, что мы являемся активными существами и, одновременно, жертвами судьбы или предназначения? Синкё заимствует ответ из до-конфуцианских корней, где небо, человечество и природа составляют гармонию противоположностей. Противоположности дополняют друг друга. Они составляют две великие силы, Инь и Янь, небытия и бытия. Инь отрицательна, пассивна, слаба и разрушительна. Янь положительна, сильна и созидательна. В их действии и противодействии достигается и затем многократно восстанавливается гармония. Индивидуальность человека происходит от этих противоположностей. Инь - это женщина, мать, мягкая, темная, влажная. Янь - мужчина, отец, сильный, твердый, яркий.
  • Из этих противоположностей рождается система, называемая "геомансия". Вопрос "Где мы будем жить?" становится религиозным вопросом поддержания гармонии противоположностей путем выбора хорошего дома или хорошей могилы. Дом или место захоронения, к примеру, должны быть устроены в соответствии с космическим соотношением Инь - Янь и в гармонии с пятью компонентами мира: деревом, металлом, огнем, водой и землей. Взаимодействующие потоки этих сил не должны быть нарушены.
  • Я и спасение. Частое нарушение гармонии вынуждает религию синкё дать ответ на стремление людей к спасению. Когда весной проводится вспашка рисовых полей, крестьянский оркестр успокаивает духов земли музыкой и ритуалами. Когда устанавливается центральный столб в новом доме, в него бросают еду и льют вино, а один из членов семьи поет: "Пожалуйста, праотец и праматерь домашнего столба, благословите нас удачей, долгой жизнью и множеством сыновей!"
  • Жизнь покрыта проклятием, тенью, омрачающей космическую гармонию. Обратный путь к "потерянному раю" лежит через ритуальное жертвоприношение. Камень, брошенный на простой алтарь, убережет ноги от повреждений в пути. Плевок на алтарь является очистительным знаком и отгоняет злых духов. Перед тем как захоронить тело умершего, следует задобрить духов земли. Грех состоит не в нарушении отдельным человеком воли отдельного бога, а в совместном нарушении космического единства. Главную роль в восстановлении единства часто играет "муданг". Это всегда женщина, чьей важнейшей задачей является излечение умственных и физических болезней. Подобно сибирским шаманам, она проводит обряды общинных жертвоприношений, вымаливает земледельцам хороший урожай, рыбакам благополучное плавание и богатый улов. Она приносит сыновей бесплодным женщинам, вызывает духи мертвых после похорон или проводит их в царство блаженных. Она усмирит духи тех, кто умер насильственной смертью или от несчастного случая. Она занимает привилегированное положение в общине. Для синкё характерен глубокий ужас перед смертью, нарушающей космическую гармонию. Примерно 2000 лет назад корейцы хоронили мертвых со всем их имуществом, включая золото и серебро. Начиная с третьего века н.э. в Корее стало расти влияние конфуцианства, результатом чего стало изменение взглядов синкё на мир духов. Конфуцианская концепция сыновнего почтения, как суммы всех добродетелей, укрепила, а может, даже создала ранний корейский культ предков. При погребении и ежегодно в дни поминовения умершим родственникам стали предлагать еду, надеясь на благожелательное отношение предков к потомкам.
  • Я и верховное существо. Корейцы читают о богах в великой книге с картинками, которую мы называем космосом. Особое место среди духов природы занимает дух неба (Хананим или Хануним). Не являясь верховным богом, он, по поверьям, приносит солнце и дождь. Гроза, засуха и другие бедствия - это наказание им за грехи. Благодаря его милости мы живем и дышим. Во времена национальных бедствий царь обращался к Хананиму и каялся в своих грехах и грехах своего народа. В некотором смысле небесный отец Хананим был дедом Тангуна, легендарного героя Кореи.

Инь и Янь представляют взаимозависимые мужскую и женскую жизненные силы.

Во время весенней вспашки рисовых полей музыка и особые ритуалы успокаивают духов земли.

Синкё и новые религиозные движения

После того как в Корее распространились конфуцианство, буддизм и христианство, синкё не пришла в упадок, а наоборот, изменилась и укрепилась. От конфуцианства она заимствовала моральный кодекс, окружающий культ предков. Даосизм и неоконфуцианство укрепили магическую сторону синкё и ее геомансию. Из буддизма пришло особое значение страданий и боли, связанное теперь с исцелением и предсказаниями.

Сннкё послужила базой для новых корейских религий. В середине восемнадцатого века, в ответ на наступление христианства, возникла вера чхондогё. Она послужила укреплению священных связей человечества с Вселенной. Великим посредником между людьми и миром духов считается основатель Объединяющейся церкви в Корее Сун Мьюнг Мун.


Hepcinat-LP дома из клеёного бруса