Алан Роджерс
Хотя Мадагаскар находится ря-дом с Африкой, малагасийские народы относятся преимущес-твенно к азиатской расе и пользуются в основном языками ма-лайско -полинезийской группы. У малагасийцев нет слова, обоз-начающего религию. "Родовые обычаи" определяют все аспекты жизни. Эти обычаи частично попали под влияние арабской и европейской культур, но все равно определяют жизнь более чем половины населения и оказывает сильное влияние на христианское и мусульманское меньшинства. Малагасийская религия не имеет письменных документов или символов веры, у нее очень мало религиозных мифов.
В центральной части острова особое почтение оказывается двенадцати холмам Имерины, связанным с бывшими царями. Такое же отношение к гробницам Вазимба полумифических аборигенов. Могилы предков почитаются повсеместно. В некоторых районах они представляют собой замечательные каменные здания, в других местах они спрятаны в глубине леса. Кое-где кладбища или погребальные пещеры отмечены покрытыми искусной резьбой столбами и черепами быков, убитых в честь умерших. Много вертикальных каменных колонн с высеченными именами предков. Центром культа могут быть деревья, скалы, источники, реки и другие природные образования, но особая важность придается могилам благородных предков. В некоторых племенах культовые строения, содержащие священные предметы, являются моделью для строительства любого другого дома.
В некоторых районах Мадагаскара почтение к предкам выказывают тем, что периодически выкапывают их останки из земли и танцуют с ними вдоль границ фамильного участка.
Во всех священных местах обитает духовная сила - хасина. Она же присутствует во многих магических предметах вроде амулетов, защищающих владельца от злых сил, знаменитых талисманов или фетишей (сампаев). В прежние времена воины брали их с собой в битвы. Они обеспечивали благополучие монархических династий и давали советы через своих хранителей. Очень мало талисманов имели человеческие формы, так что называть их идолами ошибочно. Это могли быть куски ткани, привязанные к копью, или пучки полированных деревянных палочек, покрытых серебряным орнаментом. Главные королевские талисманы были сожжены в 1869 г., но память о них почитается до наших дней, их духовная сила не пропала.
Некоторые животные тоже излучают духовную силу, особенно крокодилы, которым оказывают почтение на местах, исполняя в их честь гимны и иногда устраивая пиры. Кошки и совы приносят знамения, а свиньи в некоторых племенах считаются нечистыми - возможно, это результат арабского влияния. Ни в одну деревню, где есть талисман, свиньи не допускаются. Духовная сила может быть задействована для помощи людям в их нуждах; но ее обязательно следует охранять от скверны. Не сделать этого, значит нарушить табу (фади), а это чрезвычайно серьезный проступок.
Различные святые люди служат хранителями святилищ, предсказывают будущее, бросая на землю зерна, предлагают излечить от болезней, вызванных колдовством, составляют гороскопы или проводят других через священные ритуалы. Власть имущие содержат домашнего святого человека, который руководит их поступками. В некоторых местностях группы людей открывают для овладения духам (тромба) двери своих душ в процессе курения конопли или других ритуалов. Какой-то человек может стать одержимым и предсказать будущее, говоря странными голосами на неизвестных диалектах. Во времена государственного переворота целые округа были охвачены танцевальной манией и нарушали все существующие табу. Каждый человек ценен своей душой ("Душа делает человека", гласит пословица). Выше всех людей, всех духов и всех предков стоит Благоухающий Господин Создатель, Андриаманитра Занахару - далекий, но добрый.
До прихода в девятнадцатом веке европейцев на острове использовалась приспособленная форма арабского календаря. Было отмечено, что можно делать в такой-то день, а что нельзя. Дети, рожденные в определенные дни, имели столь злую судьбу, что их убивали в младенчестве. Новый год в конце сухого сезона отмечался ритуальным купанием монарха. Вода, заряженная духовной силой царского тела, разбрызгивалась, чтобы обеспечить плодородие, на хлеба, животных и людей. Кровью принесенных жертв мазали двери, вызывая скандалы. Монархи ушли в прошлое, но верования и некоторые обычаи продолжают жить. Похороны повсюду считаются большими событиями, мертвым регулярно оказывают почтение, принося жертвы и проводя ритуалы. В Имерине выкапывают кости покойников, танцуют с ними вокруг фамильных владений, и считают, что покойникам нравятся эти ежегодные выкапывания. Взамен люди получают защиту еще на один год. Эта церемония называется "переворачиванием костей" (фамадихана).
Важные события в жизни отмечаются проведением ритуалов. При рождении после консультации у прорицателя ребенку дают имя. Все следы рождения тщательно устраняются. Мать очищает себя, прыгая через священное пламя. Все мальчики проходят обрезание в малолетстве, иначе они не считаются за людей. Праздники обрезания справляют всей семьей с едой, питьем и неприличными песнями. В канун первой менструации девочки надевают взрослое платье: вскоре последуют помолвка и свадьба. Рождение детей - основная функция женщины. Ее важность подчеркивается специальными ритуалами, такими как восхождение на священные холмы, обращение к колдунам или сохранение кусочков савана или истлевшего мяса после ежегодных церемоний переворачивания костей.
Жертвы предкам приносятся в любой затруднительной ситуации, тогда же посещаются святые места. Самой большой жертвой являются быки, но в менее важных случаях достаточно цыплят, риса, меда, рома, сахарного тростника или даже конфет. Осторожный путешественник бросает в реки мелкие монеты, вешает полоску ткани на каждое священное дерево, набирает в рот рома и опрыскивает стоящие вертикально камни.
Древнее испытание ядом (тангена) отошло в прошлое, но яд часто используется в качестве оружия. Друзья скрепляют свой союз, смешивая свою кровь на церемонии фатидра. В случае возникновения каких-либо затруднений - например, нарушения табу или после кошмарного сна - люди идут к местному предсказателю, который прописывает соответствующий ритуал, чтобы отвести беду.
Правилам морали обучаются по пословицам. Их сотни, их знают, любят и используют во всех случаях жизни. Нововведения опрометчивы. Соблюдение установленных обычаев обеспечивает безопасность и спокойствие ума. Aza manaram-po hoatra ny kary an-efitra - "Не следуй своим капризам: так ведут себя бездомные коты."
Эти невзрачные птички представляют души предков. Их берут с собой на ежегодную церемонию "переворачивания костей" в качестве свидетелей.