Дж. У. Е. Ньюбери
Вопреки установившемуся мнению, в настоящее время происходит возрождение первобытных религий во многих частях света. Подгоняемое западным христианством и материализмом чувство превосходства, позволившее европейской цивилизации распространиться по всему земному шару, в двадцатом веке было дискредитировано. Местные верования - презираемые, запрещенные, почти уничтоженные - достигли своей низшей точки к концу девятнадцатого века. Их пламя было потушено.
Но пренебрежение к земле, обществу и духовности поставило сегодня под угрозу само существование человечества. Возрождаясь, как феникс из пепла, первобытные племена снова стали собираться в ритуальном кругу, вспоминать свои заброшенные учения, вызывать к жизни древние традиции. Поступая таким образом, они, возможно, закладывают фундамент того, что сами называют "четвертым миром", новым началом истории.
Эти люди ищут мудрость в прошлом, в многовековом опыте рода, в традициях. На их собраниях часто употребляется выражение "говорят, что...". При этом имеется в виду учение предков. Учителем является старейший. Он ближе всех стоит к важнейшим истинам прошлого. Для этих людей жизнь одна. Все священное реально - и особенно остро эта реальность ощущается в определенное время, в определенном месте. Но священное неотделимо от места и времени, называемого повседневностью. Священна сама жизнь. Все в мире в какой-то степени "одухотворено". Все стороны жизни открыты для духов.
Североамериканские племена поклоняются Единому Великому Духу. Их образ мыслей и действий подчинен концепции круга, основного, по их мнению, элемента природы: форма солнца и луны, вращение звезд вокруг них, круговорот времен года, поведение птиц и животных. "Все стремится быть круглым". Эта форма присутствует во всех их действиях - в мифах, церемониях, искусстве и структуре общины.
Неотъемлемая часть круга - его центр. Из этой точки круг создается. Это символ Великого Духа. Он выражается во всех танцах вокруг костра, барабана или шеста и в церемониях, как, например, курение священной трубки.
Важное место во взглядах на мир у первобытных племен занимает понятие о двойственности жизни и природы. Коренные жители Северной Америки представляют ее в виде разделенного круга, характерного для многих форм искусства и ремесленных изделий.
Природа представлена парами: свет и тьма, жара и холод, мужчина и женщина, хорошее и плохое и так далее. Они не противостоят, но дополняют друг друга. Обычно пары изображены в виде зеркальных отражений. Двойственность присутствует также в мифах, в виде двух сыновей Матери-Земли, в тотемах западного побережья, в двуглавом змее, который наказывает и защищает: в Птице-Гром, грозной и ласковой, или в церемониях, таких как танец Солнца вокруг раздвоенного шеста.
Но при этом два - это всегда две половины целого: круга. Они разные, но обладают всепобеждающим качеством всегда находиться в равновесии, в гармонии. Человеку свойственно находить удовлетворение не в конфликте, а в согласии.
Примером тому могут служить коренные жители Арктики - иннуиты. Белые пришельцы жалуются на суровую, безжалостную природу и, отправляясь на север, экипируются всеми достижениями современной технологии, помогающими победить климат. Со своей стороны, иннуиты живут лицом к лицу с природой и, если их не трогают пришельцы, совершенно довольны. Они достигли гармонии с окружающим миром и считают льды и снега своими друзьями, а не врагами.
"Я - тебе, ты - мне", с точки зрения североамериканских индейцев, это основа всех здоровых отношений. Ее можно выразить в виде треугольника, наложенного на круг.
Первобытные люди склонны искать поддержку, которая помогла бы успеху их предприятий. Эта помощь привлекается путем проведения церемоний, действие которых происходит в три этапа. Пример: общине могавков угрожает засуха. Посевы вянут. Помочь могут духи грома: дождя надо просить у них. Как поступить? Надо исполнить танец дождя. Община собирается на поле. Звучат барабаны и трещотки. Начался танец. Пропели молитву. Побрызгали водой. Пошел дождь.
Такое же "я - тебе, ты - мне" между потребностью человека, небесной силой и конкретным действием можно найти во всех обрядах, связанных с просьбами о даровании исцеления, руководства или силы.
Коренные племена в Северной Америке, как и везде, считали структуру мира и управляющих им сил четырехсторонней. Выражалось это в виде символического круга с четырьмя точками по окружности.
Хромой Олень, современный индеец племени сиу, поясняет: "Четыре - самое священное число (вакан). Оно означает четыре стороны света... четыре ветра... времени года... цвета... четыре вида материала, из которых создан мир (земля, воздух, вода, огонь). Есть четыре добродетели, которыми должен обладать человек... Мы, сиу, все делаем по четыре..."
В эту четверичную схему собрано и классифицировано все многообразие жизни. Она собирается в одно целое (круг) согласно "великому закону жертвования", который гласит, что каждая часть зависит от остальных и дополняет их. "Один умирает, чтобы мог жить другой". "Колесо" - это модель всех ритуалов, потому что оно символизирует многообразие жизни в ее целостности.
Эта концепция единства в многообразии и многообразия в единстве служит основой для достижения в жизни гармонии и равновесия, в которых первобытные люди видят залог здоровья, мира и благополучия на всем свете.
"Тайна семерки" лежит в глубинах древней мудрости и обнаружена во всех древних культурах всех частей света. Для первобытных племен Северной Америки также характерно подобное отношение к числу семь. Мы знаем о семи священных обрядах сиу, семи пророчествах (или кострах) Оджибва Мидевивина и семи остановках на многовековом пути переселения племен на запад. Мы знаем также о семилетних и семь раз по семилетних циклах, и о семи Дедах.
Семь Дедов происходят из мифологии Оджибва. Их символом служит посох веры, подвешенный в центре ритуального круга. Посох изготавливается из трех прямых палок, связанных посередине. Посох имеет шесть концов-точек, обозначающих четыре стороны света, плюс "верхнюю" силу (небо) и "нижнюю" силу (землю). Есть еще седьмая точка, место пересечения. Именно в ней заключено Я, внутренняя сила. Это не значит, что "Я" центр всего, но что все силы подвластны мне, протекают сквозь меня, и с ними я тоже могу быть силой. Они приходят ко мне в видениях и снах, в вере и ритуалах.
И, наконец, простой, разделенный на четыре четверти круг, символ целостности. Во время церемоний, когда жгут ароматную траву, пьют воду, курят трубку, каждый из участников произносит слова: "Вся моя родня". Все связаны с каждым и каждый со всеми. Они знают, что вокруг них целый мир, который принимает участие в их нуждах и молитвах.