Абуми-гути: когда воин погибал в бою, стремена с его лошади иногда оставались на поле битвы. Там они оживали, превращаясь в странное пушистое создание, вечно ищущее своего пропавшего хозяина.
Абура-акаго: души торговцев, которые при жизни сбывали масло, украденное из светильников у придорожных святынь. Влетают в комнату сгустками огня и превращаются в младенца, который высасывает все масло из лампы, после чего улетают прочь.
Адзуки-араи: маленький старичок или старушка, моющий бобы в горных речках. Поет угрожающие песни («Намыть ли мне бобов или съесть кого-нибудь?»), но на самом деле пуглив и безобиден.
Ака-намэ: «слизывающий грязь» появляется в тех банях, где давно не было уборки. Как следует из его названия, питается антисанитарией. Его появление быстро воспитывает у людей привычку убираться за собой в помывочных комнатах. Его родич — длинноногий тэньё-намэ — облизывает грязные потолки.
Ама-но-дзако: родилась из ярости бога грома Сусаноо. Уродлива, обладает прочными зубами, перекусывающими сталь. Умеет быстро перелетать на большие расстояния.
Ама-но-дзаку: древний демон упрямства и порока. Читает мысли людей, заставляет их поступать так, что задуманные планы совершаются с точностью до наоборот. В одной из сказок съел принцессу, надел на себя ее кожу и попытался в таком виде выйти замуж, но был разоблачен и убит.
Амэ-фури-кодзо: дух дождя. Предстает в виде ребенка, накрытого старым зонтом и несущего в руках бумажный фонарь. Любит плескаться в лужах. Безобиден.
Ами-кири: летом в Японии много комаров и призраков. Один из них, выглядящий, как помесь птицы, змеи и лобстера, обожает рвать москитные сетки, а также рыбацкие снасти и сушащееся белье.
Ао-андон: в эпоху Эдо люди часто собирались в комнате, зажигали большой синий фонарь с сотней свечей и начинали рассказывать друг другу страшные истории. В финале каждой из них тушилась одна свеча. После сотой истории свет угасал полностью и появлялся ао-андон.
Ао-бодзу: циклоп-коротышка, живущий в молодой пшенице и утаскивающий туда детей.
Ао-ниобо: людоедка, живущая в руинах императорского дворца. При жизни была фрейлиной. Отличается черными зубами и бритыми бровями.Ао-саги-би: аналог Жар-птицы: цапля с огненными глазами и белыми светящимися перьями.
Аси-магари: призрачная енотовидная собака. По ночам обвивает ноги путников хвостом. На ощупь ее шерсть — как сырой хлопок.
Аякаси: морской змей длиной около двух километров. Иногда проплывает над лодками, образуя телом арку. Это может длиться несколько дней, на протяжении которых люди в лодке заняты вычерпыванием слизи, обильно сочащейся с чудовища.
Баку: китайская химера с телом медведя, хоботом слона, глазами носорога, хвостом коровы, лапами тигра и пятнистой шкурой. Питается снами. Если вы видите дурной сон, следует воззвать к баку, и он поглотит его вместе со всеми предвещенными бедами.
Бакэ-дзори: старый сандаль, за которым плохо ухаживают. Бегает по дому и распевает глупые песенки.
Бакэ-кудзира: скелет кита, сопровождаемый странными рыбами и зловещими птицами. Неуязвим для гарпунов.
Бакэ-нэко: если кошку кормить в одном и том же месте 13 лет, она превратится в кровожадного оборотня. Бакэ-нэко может быть настолько огромным, что не пролезет в дом, а вместо этого будет шарить по нему лапами, выискивая людей, как мышей в норе. Иногда оборотень принимает облик человека.
Известна история о том, как в одном доме пропала кошка. Одновременно с этим стало меняться поведение матери семейства: она сторонилась людей и ела, закрывшись в комнате. Когда домочадцы решили подсмотреть за ней, то обнаружили жуткого гуманоидного монстра. Хозяин дома убил его, и через день та вновь превратилась в пропавшую кошку. Под татами на полу обнаружились кости матери, обглоданные дочиста.
Кошки в Японии ассоциировались со смертью. Поэтому люди с большим подозрением относились к кошкам умерших хозяев. Эти животные могли стать каса, крадущими трупы, или двухвостыми нэко-мата, играющими мертвыми телами, как куклами. Во избежание такой беды котятам нужно купировать хвосты (чтобы они не раздваивались), а кошку покойника следует надежно запереть.
Образ кошки далеко не всегда был мрачен. Фарфоровые статуэтки манэки-нэко приносят успех хозяевам магазинов. Во время грозы кошка отвела богача от дерева, в которое должна была ударить молния, после чего тот стал покровительствовать храму. Кошка одной гейши не пускала хозяйку в уборную, где спряталась змея. Наконец, кошки часто принимали облик людей и становились женами одиноких мужчин либо детьми бездетных пар.
Басан: петух-переросток. Ночью ходит по улицам и издает странный шум — нечто вроде «баса-баса». Люди выглядывают из домов, но никого не находят. Может дышать пламенем, но в целом безобиден.
Бэтобэто-сан: когда вы идете ночью по улице и слышите за собой шаги, однако позади никого нет, — скажите: «Бэтобэто-сан, пожалуйста, проходи!». Призрак уйдет и больше не будет топать у вас за спиной.
Гюки (юси-они): быкоподобная химера, живущая в водопадах и прудах. Нападает на людей, выпивая их тени. После этого жертвы начинают болеть и вскоре умирают. Шаги гюки беззвучны. Наметив жертву, он будет преследовать ее до края Земли. Избавиться от монстра можно только одним способом — повторяя парадоксальную фразу: «Листья тонут, камни плывут, коровы ржут, кони мычат». Иногда гюки принимает облик прекрасной женщины.
Лидара-локти: великан невероятных размеров. Отпечатки его ног становились озерами. Нередко переставлял с места на место горы.
Дзёре-гумо: днем выглядит как симпатичная девушка, а ночью превращается в паукообразного монстра, расставляющего сети на людей.
Дзюбокко: деревья, растущие на полях сражений, вскоре привыкают к человеческой крови, становясь хищниками. Они ловят путников ветвями и высасывают их досуха.
Доро-та-бо: призрак крестьянина, всю жизнь обрабатывавшего свой клочок земли. После смерти хозяина ленивый сын забросил участок, и тот был вскоре продан. Дух отца регулярно поднимается из земли и требует, чтобы ему вернули поле.
Ину-гами: если привязать голодную собаку, поставить перед ней миску с едой так, чтобы она не могла до нее дотянуться, а когда животное достигнет высшей точки исступления, отрубить ему голову, то получится ину-гами — жестокий дух, которого можно натравливать на своих врагов. Ину-гами очень опасен и может наброситься на своего хозяина.
Иппон-датара: дух кузнеца с одной ногой и одним глазом.
Исонадэ: гигантская рыба. Хвостом сбивает моряков в воду и пожирает их.
Иттан-момэн: на первый взгляд выглядит как длинный кусок белой материи, парящий в ночном небе. До второго взгляда дело может не дойти, так как этот дух любит бесшумно упасть на человека, обвиться вокруг его шеи и задушить.
Ицумадэн: когда человек умирает от голода, он превращается в огромную огнедышащую птицу с змеиным хвостом. Этот дух преследует тех, кто при жизни отказал ему в пище.
Кама-итачи: если вы попали в бурю, а после обнаружили на теле странные порезы — это работа кама-итачи, штормового горностая с длинными когтями.
Камэоса: старая бутылка саке, волшебным образом производящая алкоголь.
Ками-кири: дух с клешнями, нападающий на людей в ванных комнатах и срезающий их волосы под корень. Иногда таким образом он пытается воспрепятствовать брачному союзу человека с животным или духом.
Каппа (касамбо): один из самых распространенных японских духов. Многолик, но всегда имеет на голове выемку с водой, где скрыта вся его магическая сила. Люди часто обманывают каппу, кланяясь и вынуждая его совершить ответный поклон, проливающий воду. Живет в воде, обожает огурцы. Рекомендуется не есть их перед купанием, иначе каппа может почуять лакомство и утащить вас на дно. Непослушных детей учат кланяться под тем предлогом, что это — защита от каппы.
Каракаса: обакэ, оживший старый зонтик. Безопасен
Кидзимуна: добрые духи деревьев. Разозлить их можно только одной вещью — осьминогом.
Кирин: священный дракон. Отличается от китайского ци-линя только тем, что на лапах у него три пальца вместо пяти.
2ch.hk
Основные японские боги и демоны
Япония – удивительная страна с великой историей и богатой культурой. Огромное влияние на развитие японской культуры оказал тот факт, что страна длительное время находилась в изоляции, т.е. ее развитие шло не зависимо от других стран, именно поэтому японская культура так неповторима и индивидуальна. Особый интерес у ученых до сих пор вызывают японские боги и демоны, а также духи японской культуры.
Японская мифология тесно связана с культом императора. Считается, что семья императора напрямую связана с потомками первых богов.
Наряду с мифологией в Японии активно развивались и другие виды искусств:
1) фольклор;
2) скульптура;
3) живопись;
4) литература;
5) театр;
6) позднее кинематограф.
Японская мифология
Японская мифология насчитывает огромное количество божеств и демонов, которые имеют длинные и сложные имена.
Японская мифология, демоны и божества имеют необычную историю. Мифология древней Японии сохранилась в виде литературных памятников:
1. «Кодзики»;
2. «Нихонги»;
3. «Когосюи»;
4. «Кюдзихонги»;
Японская мифология основывается на буддийских и синтоистских принципах. Японские боги и демоны очень интересны, о них существует огромное количество мифов и легенд, которые с интересом читают люди со всего света. Неоднократно мифологические сюжеты ставятся на сцене, такие спектакли, как правило, собирают большое число зрителей.
Японские боги
Как и во многих других мифологиях, главным богом в японской мифологии является богиня Солнца, которую называют Аматэрасу. Имя этой богини переводится, как «величественная, заставляющая сиять небеса», по преданию богиня Солнца была рождена богом Илзанги из левого глаза, а из правого глаза рожден бог Луны, которого в японской мифологии называют Цукиёсе.
Бог Яма – бог загробного мира, в руках которого находится судьба всех умерших. Бог Яма решает, по какому пути пойдет человек, попавший в его царство: либо через горы, либо в небеса. Бога грома и молнии в японской мифологии называют Райдзин. Как правило, его изображают в окружении специальных барабанов, с помощью которых он и издает гром. Японский бог грома является альтернативой западных демонов.
Бога ветра именуют Фудзин, его изображают сильным с огромным мешком, в котором и хранится ветер.
Японские демоны
По преданию японские демоны – это души умерших, которые не обрели покой. Их цель – нарушение обычного хода жизни. Главной особенностью демонов считается их превращение из одного явления или предмета в другой.
Одним из известных демонов японской мифологии считается демон Намахаге или противоположность Деда Мороза. В канун Нового года демон появлялся на улицах и спрашивал у родителей, хорошо ли вели себя их дети.
Ама-но-дзаку — древний демон, олицетворяющий упрямство и порок. Он читает мысли людей и делает так, чтобы человек поступил по-другому, а не так, как задумал.
Но в японской мифологии есть и безобидные демоны и духи, которые никогда не нанесут человеку вред. К таким духам относится Амэ-фури-кодзо – дух дождя, который любит играть в лужах и брызгаться.
Безобиден также и Адзуки-араи, который предстает в виде старичка или старушки, моющих бобы в реках.
Традиционно 3 февраля каждого года в Японии проходит праздник, во время которого изгоняются духи и демоны.
В Японии всегда очень были популярны татуировки, изображающие божеств и демонов. Многие из них играют защитную функцию: охраняют человека от сглаза, болезней, неудач в любви, финансовых трудностей. Также многие боги и демоны японской мифологии зачастую становятся актерами театра. Большое количество пьес в Японии написано на мифологические сюжеты.
Видео: Сад в котором живут боги Японии
www.jtheatre.info
Японские боги
ЯПОНСКИЕ БОГИ
Божественные силы природы олицетворяют ками. Они ведут себя как люди, но обладают двумя душами: доброй и злой. Одни из них живут на небе, другие - на земле. Ками не всеведущи, поэтому для общения с ними нужны посланники. По некоторым оценкам, в японском пантеоне насчитывается более восьми миллионов богов. Предания о них носят локальный характер и меняются в зависимости от места и времени появления, поэтому о роли тех или иных божеств трудно судить.
Среди ками есть божества бурь, ветра, гор и вулканов, т.е. жестоких сил природы. Считается, что ками наделены волшебной силой и обитают как в космосе, так и в различных окружающих человека предметах. С ними связано и понятие чего-то сверхъестественного, внушающего благоговение.
ГЛАВНЫЕ БОЖЕСТВА
Идзанаги - первый земной бог, создавший мир, отец Аматэрасу, Цукёми и Сусаноо.
Идзанами - супруга Идзанаги и первая земная богиня
Кагуцути - бог огня, также известный как Хо-масуби )возбудитель огня). Последний общий ребенок Идзанаги и Идзанами, которая умерла при его рождении. Очень важно было приручить Хо-масуби на время сезона ветров, когда пожары становились частными.
Аматэрасу - богиня солнца и правительница неба.
Цукуёми - бог луны, брат Аматэрасу и Сусаноо.
Сусаноо - злой бог ветра и бурь, брат Цукуёми и Аматэрасу.
Вакахиру-мэ - младшая сестра Аматэрасу, возможно, богиня восходящего солнца.
Кусинада-химэ - принцесса риса и жена Сусаноо.
О-кунинуси - бог медецины и колдовства, сын Сусаноо.
Амэ-но-ошидо-мими - сын Аматэрасу, которого она посылал контролировать Землю, но он отказался, ибо там не было порядка.
Ниниги - внук Аматэрасу, который был послан царствовать на Земле.
Конохана-сукуя-химэ - дочь горного божества и супруга Ниниги.
Такимимусуби - один из главных помощников Аматэрасу.
Амэ-но удумэ - богиня вечерней зари.
Инари - бог риса и богатства.
Самыми древними японскими мифологическими существами являются тэнгу. Считается, что они обитают в горных районах на деревьях, предпочитая сосны и криптомерии. Тэнгу - полулюди-полуптицы, их иногда изображают в мантиях из перьев или листьев и в небольших черных шляпах. Из озорства она любят совершать разные проказы, но шуток над собойне терпят. Однажды мальчик обманул тэнгу, заявив, что разглядел его в небе через полое колено бамбука, как в телескоп. Тэнгу охватило любопытство, и он согласился обменять свою мантию-невидимку на бамбуковую палочку. Когда же он получил палочку и испытал горькое разочарование, то отомстил мальчику, бросив его в ледяную реку.
В японской мифологии есть еще такие мифологические существа, как oни. Считается, что oни - свирепые рогатые бесы, часто гигантского размера - пришли в японскую мифологию из Китая вместе с буддизмом. В основном эти существа похожи на людей, но у них есть рога, хвост, по три пальца на ногах и руках, а иногда и три глаза. Если тэнгу любят шалости, то oни обычно злые и часто распутные, нередко выступают в качестве персонажей японских народных сказок.
Интересны такие мифологические существа, как каппы. По некоторым источникам, каппа происходит от обезьяны - вестник бога реки. Каппы достигают размеров подростка, их лица похожи на обезьяньи, кожа желто-зеленая, а на спине панцирь, как у черепахи. Они обитают в реках, прудах и озерах. На голове каппы есть углубление, где плещется вода. Если она выльется, каппа утратит свою волшебную силу. Как вампиры, каппы пьют кровь людей, лошадей и домашних животных, кроме крови они любят огурцы. Их можно убедить не вредить людям, если бросить в воду, где они обитают, огурец, на котором написаны имена и возраст членов семьи. Привлекательными чертами этих существ являются умение держать слово и вежливость, из-за которой они подчас страдают. Когда каппы кланяются в знак уважения, вода из углубления на голове вытекает, и они становятся беспомощными.
Буддийские боги.
В период Камакура (XII - XIII вв.) появилось японское направление в буддизме, которое пришло к поклонению нескольким богам (или бодхисатвам), в числе которых "семь богов счастья": Хотей, Дзюродзин, Фукурукудзю, Дайкоку, Бисямон-тэн, Эбису и Бэн-тэн.
Бог изобилия Хотэй ("полотяной мешок") выделяется огромным животом. Живот Хотэя - символ того, что его душа благодаря буддизму достигла просветления, а также указание на довольство и добрую природу его владельца.
Бог долголетия Дзюродзин ("божество долгой жизни и страсти") всегда изображается с белой бородой в окружении журавля, черепахи и оленя, которые тоже являются символами долголетия. В его руках посох, на котором висит свисток, содержащий всю мудрость мира.
Фукурокудзю легко узнать по необычной внешности. У него очень длинная узкая голова, а тело и ноги - короткие и толствые. Он также ссоциируется с благопожеланием долголетия и мудрости.
Бог богатства и урожая Дайкоку считается покровителем крестьян и часто изображается сидящим на мешках с рисом, который поедают мыши. Но этот бог настолько богат, что мелкие потери его не беспокоят. Он носит волшебный молоток, который может исполнять желания.
Божество богатства Бисямон-тэн всегда изображается в доспехах, с жезлом в одной руке и миниатюрной пагодой - в другой, поскольку обладает добродетелями воина и священнослужителя.
Бог Эбису воплощает благородный труд, он - покровитель торговцев и рыбаков. Обычно изображается в охотничьей одежде с рыболовной удочкой, садком и морской рыбой.
Богиня Бэн-тэн связана с морем. Обычно ее святилища расположены на побережье и остравах. Часто она представлена верхом на драконе или на морской змее. Бэн-тэн - персонификация идеального женского поведения и совершенства в искусстве. Ее изображают играющей на бива - музыкальном инструменте, похожем на мандолину.
Материал составлен на основе книги "Японские боги и мифы"
animesm1.narod.ru
японские боги, призраки, оборотни и т.д.
Японские боги и будды
Боги синтоизма
Богиня Аматэрасу. Аматэрасу о-миками - "Великая богиня,
освещающая землю", богиня Солнца. Считается священным
предком японских императоров (прапрабабушкой первого
императора Дзимму) и верховным божеством синтоизма.
Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского
пола "Аматэру митама" - "Дух, сияющий в небе". Мифы о ней
являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших
летописных сводах (VII век) - "Кодзики" и "Нихон сёки". Ее
главное святилище "Исэ дзингу" основано в самом начале
истории страны в провинции Исэ. Верховной жрицей культа
Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.
Бог Сусаноо-но-Микото. Бог ураганов, Подземного Царства,
вод, сельского хозяйства и болезней. Eго имя переводится как
"Порывистый молодец". Младший брат богини Аматэрасу. За
ссору с сестрой и прочими членами семьи он был сослан на
Землю из Небесного Царства (которое называется Такамагахара)
и совершил здесь множество подвигов, в частности, убил
восьмиглавого дракона Ямато-но-Ороти, и их его хвоста достал
три символа императорской власти - меч Кусанаги, зеркало и
яшму. Потом, чтобы примириться с сестрой, он отдал ей эти
регалии. Впоследствии стал править Подземным Царством. Его
главное святилище находится в провинции Идзумо.
Бог Цукиёси. Бог Луны, младший брат богини Аматэрасу. После
того, как он убил за непочтительность богиню еды и посевов
Укэ-моти, Аматэрасу не хотела его больше видеть. Поэтому
Солнце и Луна никогда не встречаются на небе.
Идзанами и Идзанаги. Первые люди и, одновременно, первые
ками. Брат и сестра, муж и жена. Породили все живое и
существующее. Аматэрасу, Сусаноо-но-Микото и Цукиёси - дети,
порожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини
Идзанами в Подземное Царство и их ссоры. Сейчас Идзанами
почитается как богиня смерти.
Царь Эмма. Санскритское имя - Яма. Бог загробного мира,
решающий судьбу всех существ после их смерти. Путь в его
царство лежит либо "через горы", либо "вверх, в небеса". В
его подчинении находятся армии духов, одна из задач которых
- приходить за людьми после смерти.
Бог Райдзин. Бог грома и молнии. Обычно изображается
окруженным барабанами (тайко) и бьющим в них. Таким образом
он создает гром. Иногда он также изображается в облике
ребенка или змеи. Кроме грома, Райдзин также отвечает за
дождь.
Бог Фудзин. Бог ветра. Обычно изображается с большим мешком,
в котором он носит ураганы.
Бог Суйдзин. Бог воды. Обычно изображается в облике змеи,
угря, каппы или водяного духа. Поскольку вода считается
женским символом, женщины всегда играли главную роль в
почитании Суйдзина.
Бог Тэндзин. Бог учения. Изначально почитался как бог неба,
но в настоящее время почитается как дух ученого по имени
Сугавара Митидзанэ (845-943). По вине придворных интриганов
он впал в немилость и был удален от дворца. В изгнании он
продолжал писать стихи, в которых уверял в своей
невиновности. После смерти его разгневанный дух сочли
ответственным за целый ряд несчастий и катастроф. Чтобы
успокоить разбушевавшегося ками, Сугавара был посмертно
прощен, повышен в придворном звании и обожествлен. Тэдзин
особо почитается в святилище Дадзайфу Тэммангу в префектуре
Фукуока, а также в своих храмах по всей Японии.
Бог Тосигами. Бог года. В некоторых местах почитается также
как бог урожая и вообще сельского хозяйства. Тосигами может
принимать вид старика и старухи. Молитвы Тосигами возносятся
в канун Нового Года.
Бог Хатиман. Бог военного дела. Под этим именем почитается
обожественный император Одзин. Хатиман особо почитается в
святилище Уса Натимангу в префектуре Оита, а также в своих
храмах по всей Японии.
Богиня Инари. Богиня изобилия, риса и вообще злаковых
культур. Часто почитается в облике лисицы. Инари особо
почитается в святилище Фусими Инари Тайся, а также в своих
храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в
мужском варианте, в облике старика.
Семь богов Удачи (Ситифуку-дзин). Семь божественных существ,
приносящих удачу. Их имена: Эбису (покровитель рыболовов и
торговцев, бог удачи и трудолюбия, изображается с удочкой),
Дайкоку (покровитель крестьян, бог богатства, изображается с
молотом, исполняющим желания, и мешком риса), Дзюродзин (бог
долголетия, изображается в виде старика с посохом-сяку, к
которому прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой
или оленем, иногда изображается пьющим саке), Фукурокудзин
(бог долголетия и мудрых поступков, изображается в виде
старика с огромной остроконечной головой), Хотэй (бог
сострадания и добродушия, изображается в виде старика с
большим животом), Бисямон (бог богатства и процветания,
изображается в виде могучего воина с копьем и в полном
самурайском доспехе), Бэнтэн (или Бэндзайтэн, богиня удачи
(особенно на море), мудрости, искусств, любви и тяги к
знаниям, изображается в виде девушки с бива - национальным
японским инструментом). Иногда к ним причисляют и Кисидзётэн
- сестру Бисямона, изображаемую с бриллиантом в левой руке.
Почитаются как все вместе, так и по отдельности.
Перемещаются они на чудесном Корабле Сокровищ, доверху
наполненном всякими богатствами. Их культ очень важен в
повседневной жизни японцев.
Четыре Небесных Царя (Си-Тэнно). Четыре божества, охраняющие
стороны света от вторжения демонов. Они живут во дворцах,
расположенных в горах на краях Земли. На востоке - Дзигоку,
на западе - Дзотё, на юге - Комоку и на севере - Бисямон
(один из семи богов Удачи).
Повелитель Драконов Риндзин. Самый сильный и богатый из всех
драконов, живет в огромном хрустальном дворце на дне океана,
наполненном всяческими богатствами. Он - самое богатое
существо в мире. Риндзин почитается как бог морей и океанов
под именем Уми но Ками.
Есть легенды о том, что Риндзин часто посещал мир людей в
человеческом облике, оставив после себя множество детей -
прекрасных юношей и девушек с зелеными глазами, длинными
черными волосами и способностями к магии.
Святые буддизма
Будда Шакьямуни. Или просто Будда. Именно в этом
перерождении Будда познал Истину и создал свое учение.
Учение Будды (буддизм) - важнейшая часть японской культуры.
Будда Мироку. Санскритское имя - Матрейя. Будда будущего.
Когда он спустится на Землю, наступит Конец Света.
Будда Амида. Санскритское имя - Амитабха. Главный объект
поклонения одной из ветвей северного буддизма - амидаизма.
Будда Западного Края. Согласно легенде, в одном из своих
перерождений он, постигнув учение Будды и изучив множество
земель и стран, дал 48 обетов, один из которых был построить
для всех, обратившихся к нему за помощью, Страну Чистой
Земли ("Дзёдо") на Западе - лучший в мирах край для жизни
людей, своего рода буддийский Рай. Через множество новых
перевоплощений он исполнил этот обет. Его любимое животное -
белый Лунный Кролик ("Цуки но усаги").
Бодхисаттва Каннон. Другое произношение имени - Кандзэон,
санскритское имя - Авалокитешвара ("Внимающий звукам мира").
Бодхисаттва сострадания, давший клятву спасать везде и всюду
живые существа, и за это получивший возможность проявляться
в "тридцати трех обликах". Ближайший сподвижник Амиды. В
Китае и Японии почитается в женском облике. В Индии и Тибете
- в мужском облике (Далай-лама считается его воплощением). В
японском христианстве в XVI веке отождествлялась с девой
Марией. Управляет миром животных. Часто изображается с
множеством рук - символом возможности спасать неисчислимые
множества существ.
Бодхисаттва Дзидзо. Считается покровителем детей и
мучающихся в аду, а также путешественников. Маленькие статуи
Дзидзо часто ставят у дороги, и на шею им иногда повязывают
кусок материи в знак жертвоприношения.
Пять будд сострадания (Го-Ти). Именно эти пять божественных
существ больше всего помогают людям в достижении Нирваны. Их
имена: Якуси, Тахо, Дайнити, Асукуки и Сяка.
Двенадцать богов-хранителей (Дзюни-Дзинсё). Двенадцать
богов-охранников великого Якуси-Нёрая - Лекаря Душ в
буддийской мифологии. Их число соответствует числу месяцев,
а потому родившиеся в соответствующий месяц часто считают
себя под покровительством соответствующего божества.
Патриарх Дарума. В России Дарума известен как Бодхидхарма,
создатель школы Дзэн и основатель китайского монастыря
Шаолинь - будущего центра боевых искусств. Его
самоотверженность в достижении избранной цели вошла в
поговорку. Согласно легенде, когда его веки от долгого
неподвижного сидения в позе медитации стали слипаться, он их
вырвал, негодуя на свою слабость.
В Японии есть такой обычай: когда начинаешь делать сложное
дело (или просишь у богов чуда), покупаешь статуэтку Дарумы
и закрашиваешь ей один глаз, а когда заканчиваешь дело (или
получаешь просимое) - второй глаз.
Японские духи и демоны
Мё-о. Санскритское название - Видья-раджа ("Владыка
секретного знания"). Воины, защищающие людей от демонов.
Подчиняются буддам. Выглядят как огромные могучие воители с
двуручными мечами из чистого света. Происходят из числа
просветленных военачальников, не достигших статуса будд и
бодхисаттв.
Сатори. Буквально это переводится как "Просветление". Сатори
изображаются как люди среднего роста, с очень волосатой
кожей и пронзительными глазами. Живут сатори в отдаленных
горах как звери, охотясь на мелких животных и не встречаясь
с людьми. Согласно легенде, такими становятся даосы,
достигшие полного понимания Дао и Просветления. Они могут
читать мысли собеседника и предугадывать каждое его
движение. Люди от такого иногда сходят с ума.
Они. Большие злобные клыкастые и рогатые человекоподобные
демоны, живущие в Аду (Дзигоку). Очень сильны и
трудноубиваемы, отрубленные части тела прирастают на место.
В бою используют железную палицу с шипами (канабо). Носят
набедренную повязку из тигровой шкуры. Несмотря на свой
внешний вид, очень хитры и умны, могут превращаться в людей.
Любят человеческое мясо. Считается, что люди, не
контролирующие свой гнев, могут превратиться в они. Особенно
это относится к женщинам. Иногда бывают добры к людям и
служат их защитниками.
Игра в салочки называется в Японии "онигокко" ("игра они").
Играющий-салка называется "они".
Бакэмоно. Небольшие уродливые демонические существа, живущие
в темных горных пещерах неподалеку от поселений людей,
которые они любят грабить. Сами по себе они весьма слабы,
поэтому всегда нападают большим числом. Их самое опасное
оружие - длинные и сильные зубы. Особенно они боятся
буддийских храмов.
Гаки. Вечно голодные демоны, населющие один из буддийских
миров - Гакидо. В них перерождаются те, кто при жизни на
Земле обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Голод
гаки неутолим, но они не могут от него умереть. Они едят все
что угодно, даже своих детей, но не могут насытиться. Иногда
попадают в Мир Людей, и тогда становятся людедами.
Изображаются как люди кожа-да-кости.
Асуры. Вечно воюющие демоны, населющие один из буддийских
миров - Сюра-Кай. В них перерождаются желавшие власти и
превосходства над другими. Изначально асуры (ед. число -
асура) - это демоны индийского фольклора, восставшие против
воли богов. Изображаются как могучие многорукие
демоны-воины.
Бусо. Духи, поедающие человеческую плоть. Возникают из
людей, умерших от голода. Они рыщут по темным ночным улицам
в поисках своих жертв. Практически лишены интеллекта,
способны думать только о еде. Выглядят как начинающие
разлагаться трупы.
Дзасики-Вараси. Это добрые духи-домовые, поселяющиеся в
домах и охраняющие его обитателей, приносящие им и дому
процветание. Неизвестно, как дзасики-вараси выбирают себе
дома. Если они из дома уходят, дом приходит в запустение.
Обычно показываются людям в виде маленьких детей (обычно
девочек) с волосами, собранными в пучок, и в кимоно.
Дзасики-вараси предпочитают дома старой постройки, и никогда
не живут в офисах. Обращаться с ними нужно как с маленькими
детьми (вежливо и с добротой), и ведут они себя как дети -
могут иногда устроить какую-нибудь шалость.
Сикигами. Духи, вызываемые магом, знатоком Оммё-до. Обычно
они выглядят как маленькие они, но могут принимать формы
птиц и зверей. Многие сикигами могут вселяться в тела
животных и управлять ими, а сикигами самых сильных магов -
могут вселяться в людей. Управлять сикигами очень непросто и
опасно, так как они могут вырываться из под контроля мага и
нападать на него самого. Знаток Оммё-до может направить силу
чужих сикигами против их хозяина.
Снежные люди (Яма-уба). Горные духи. Проявляются в виде
существ в рваных кимоно и вообще очень неопрятны. Заманивают
путников высоко в горы и поедают их плоть. Обладают отличным
слухом и обонянием. Бывают знатоками черной магии и ядов.
Сёдзё. Демоны глубин. Большие существа с рыжими волосами,
зеленой кожей и плавниками на руках и ногах. Не могут долго
находиться на суше без морской воды. Любят топить рыболовные
суда и утаскивать моряков на дно. В древности за голову
сёдзё в прибрежных городах назначалась награда.
Японские чудища и призраки
Чудища
Драконы (Рю). Самые сильные и могущественные существа на
Земле, после богов. Очень красивые существа, наделенные
огромными знаниями и мудростью. Они символизируют богатство,
воду и мудрость. В отличие от европейских драконов, их тела
длинные и тонкие, они лишены крыльев, а голова похожа на
голову лошади с огромными усами и без ушей, с двумя рогами.
Драконы обожают играть с облаками и вызвать ливни и ураганы.
Они славятся своими богатствами и щедростью. Драконы обожают
жемчуг, и ради редкой жемчужины готовы на многое.
Говорят, что высоко в горах есть огромный водопад. Карп,
который сможет добраться туда, прыгая из реки в реку,
становится драконом.
Каппа. Водяные духи, живущие в реках и озерах. Похожи на
черепах, с панцырем, плоским клювом и зеленой кожей, ростом
с 10-летнего ребенка. Каппа очень любят борьбу сумо и
заставляют своих жертв сражаться с ними. Также они очень
любят огурцы. Если лишить каппа воды, которую они носят на
макушках, то они быстро умирают. Лучший способ для этого -
поклониться каппа. Его вежливость возьмет верх, он тоже
поклонится, и вода выльется. Каппа защищают воду от
загрязнения, могут утаскивать проходящих мимо рек под воду и
топить. Иногда питаются кровью людей и животных, высасывая
ее через анус.
Тэнгу. Человекообразные существа с длинными красными носами
и иногда крыльями - помесь человека и аиста. Часто одеваются
как ямабуси. Считаются духами гор и обычно живут возле них.
Иногда носят веер, вызывающий ужасные ураганы. Умеют летать.
Говорят, что тэнгу не желают, чтобы люди жили в мире,
поэтому они пытаются управлять историей людей и
организовывать войны. Очень обидчивы, но прекрасные воины.
Согласно легенде, великий полководец и герой
Минамото-но-Ёсицунэ учился военному искусству у тэнгу.
Гномы (Коробокуру). Живут в джунглях, вдали от людей. Раса
охотников и собирателей. Ростом около полутора метров, с
длинными руками и кривыми ногами. Всегда нечесаные бороды и
волосы, твердая шершавая кожа. Взаимная неприязнь с людьми.
Сикомэ. Воинственная раса существ, похожих на западных
гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их
сильнее, с развитой мускулатурой. Острые зубы и горящие
глаза. Не занимаются ничем другим, кроме войн. Часто
устраивают засады в горах.
Русалки (Нингё). Загадочные морские существа. Считается, что
они бессмертны. Человек, съевший мясо русалки, может прожить
очень долгую жизнь, фактически, сам стать бессмертным.
Существует популярная легенда о девочке Яао-химэ, которой
отец дал попробовать мясо русалки. Она прожила после этого
800 лет, сохранив облик 15-летней девочки. В честь нее
построен храм.
Сятихоко. Морское чудище с головой тигра и телом рыбы,
покрытым ядовитыми иглами. Для хождения по земле оно может
превращаться в тигра. Обычно они плавают вокруг головы кита,
следя за тем, чтобы кит не нарушал Закон Моря - "кит не
может есть большую рыбу". Если кит нарушает этот закон,
сятихоко забираются к нему в рот и зажаливают до смерти. В
средневековье статуи сятихоко часто ставили в японских
замках, как в Европе - статуи горгулий.
Призраки
Привидения (О-бакэ). Неприятные существа, похожие на сгустки
тумана. Они любят пугать людей, принимая различные кошмарные
облики, и живут в дуплах деревьев и других темных местах.
Призраки (Юрэй и онрё). Души умерших и погибших, не
находящие себе покоя. По проявлениям сходны с о-бакэ, но
могут быть успокоены. Юрэй - души погибших, не осознавшие,
что умерли, и потому являющиеся на месте гибели. Онрё - души
несправедливо обиженных, преследующие своих оскорбителей.
Баку. Доброе привидение, поедающее плохие сны. Его можно
вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под
подушку. Изображается похожим на чепрачного тапира
(чепрачный тапир - большое южно-азиатское непарнокопытное
млекопитающее с небольшим хоботом, ближайшие родственники -
лошади и носороги).
Конаки Дзидзи. Буквально это переводится как "старик,
плачущий как ребенок". Чудовище, могущее управлять своим
весом. Обычно оно принимает вид младенца с лицом старика и
лежит на дороге. Когда его кто-нибудь поднимет, оно начинает
плакать и немедленно увеличивает свой вес во много раз, пока
сердобольный странник не свалится под такой ношей.
Нурикабэ. Чудовище в виде большой невидимой стены,
загораживающей проход. Если человек куда-то опоздал, потому
что долго шел пешком, то говорят, что ему помешал нурикабэ.
Иногда показываются людям в виде большой каменной стены на
ножках и с маленькими ручками.
Иттан-момэн. Буквально это переводится как "Штука хлопковой
ткани". Иттан-момэн - это длинная белая летающая полоса
ткани, появляющаяся по ночам и душащая своих жертв,
обертываясь вокруг шеи и головы.
Хитоцумэ Кодзо. Буквально это переводится как "Одноглазый
парень". Лысые одноглазые чудовища, похожие на буддийских
священников. Любят пугать людей.
Каса-но-Обакэ. Буквально это переводится как
"Привидение-зонтик". Деревянный зонтик с одним глазом и
одной ногой. Любят пугать людей.
Рокуроккуби. Буквально это переводится как "Женщина с
длинной шеей". Женщина-чудовище, у которой шея в полночь
вытягивается до невероятных размеров. Днем все выглядит
нормально. Любят пить масло из фонарей и пугать людей.
Японские оборотни
Енотовидные собаки (Тануки). Для японцев тануки - это
популярные герои детских песенок, сказок и легенд, не
особенно умные непоседливые создания, безуспешно пытающиеся
подшутить над людьми. Считается, что, положив на голову
листья, тануки могут превращаться в кого захотят. Некоторым
выдающимся легендарным тануки японцы строят храмы и
поклоняются, как богам. Гениталии тануки - традиционный
символ удачи, они считаются площадью 8 татами - 12 кв.
метров. Скульптуры тануки с огромными гениталиями и бутылкой
саке в лапе часто можно встретить в Японии.
Лисы (Кицунэ). Считаются умными хитрыми созданиями, умеющими
превращаться в людей, как тануки. Подчиняются Инари, богине
злаковых растений. В Японии известны китайские легенды о
лисах, превращающихся в прекрасных девушек и совращающих
юношей. Как и тануки, лисам ставят статуи, особенно их много
у святилищ Инари.
Кошки (Нэко). Как и тануки и лисы, кошки считаются умеющими
превращаться в людей. Обычно считаются добрыми созданиями,
помогающими людям. Часто бывают волшебными помощниками
героев в мифах и легендах. Как и лисы, девушки-кошки могут
быть очень опасны. В человеческом облике демонстрируют
сверхчеловеческую гибкость, подвижность и хитрость.
Сохраняют кошачью расцветку тела.
В древние времена в одном старом храме, в который никто не
заходил, поселилась кошка. Она стала выходить на дорогу и
садиться на задние лапы и поднимая переднюю дапу, как бы
приглашая людей в храм. Узнав о таком диве, толпы повалили в
этот храм. С тех пор статуи кошек с поднятой передней лапой
считаются приносящими удачу и часто ставятся перед храмами и
в домах.
Собаки (Ину). Обычно собакам поклоняются как стражам и
защитникам. Статуи Кома-ину ("Корейские псы") - две собаки
друг напротив друга, у левой пасть закрыта, у правой -
открыта - часто ставят в храмах как защиту от злых сил.
Также считается, что собаки рожают без боли, поэтому
беременные женщины в определенные дни приносят статуям собак
жертвы и молят об удачных родах.
Иногда могут превращаться в очень сильных и высоких мужчин,
преданных своим друзьям, отличных воинов, но несколько
обиженных умом, лишенных живого воображения и легко
впадающих в гнев.
Обезьяны (Сару). Превращаясь в людей, обезьяны выглядят как
пожилые люди, очень умные и знающие, но несколько странного
поведения. Очень любят большие компании, в некоторых
легендах даже спасали людей только для того, чтобы с ними
пообщаться. Легко впадают в гнев, но быстро отходят.
Журавли (Цуру). Очень редко превращаются в людей, в
человеческом облике - очень добрые, милые, красивые существа
со все понимающим взглядом. Часто
принимают облик странствующих монахов и путешествуют в
поисках нуждающихся в их помощи. Ненавидят насилие.
Крысы (Нэдзуми). В человеческом облике - маленькие мерзкие
людишки без всяких моральных принципов, с отличным нюхом и
зрением. Становятся шпионами и убийцами.
Пауки (Кумо). Весьма редкие существа. В обычном облике
выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими
красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом
облике - прекрасные женщины с холодной красотой,
заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их.
Карпы (Кой). Карп считается символом мужской силы, так как
может высоко выпрыгивать из воды и плавать против течения.
Так же их часто разводят в прудах как декоративных рыб.
Флаги с изображением карпов (койнобори) вывешивают в День
Детей - 5 мая. Иногда вешают несколько флагов разных цветов:
черный - в честь отца, красный - в честь матери, и синие -
по числу детей.