Древние удмурты занимались. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Удмуртии — с первобытных времен до нашего времени. Древние удмурты занимались


Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи

Удмуртский народПосле распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Культура и быт Удмуртского народа

культура удмуртского народа

В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.

Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.

костюм удмуртов

 Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.

Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.

Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.

удмуртский фольклор

Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор – часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.

Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.   

Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

традиции удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

масленица в Удмуртии

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

праздник Акаяшка

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов – Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

История и традиции удмуртов.: shok_darvina

Удмурты - древний финно-угорский народ исторически проживавший в Поволжье. Относятся к уральской группе финно-угоров имеющих в своей внешности как европеодные, так и азиатские черты.Родовая куала (место проживания рода удмуртов).Удмурты-11

Учитывая особенности проживания, главным строительным материалом удмуртов был лес. Из дерева делалось всё от домов, до бижутерии.Удмурты-1

Предки современных удмуртов.Удмурты-2

Удмурты-5

Удмурты-6

Удмурты-7

Археологи за работой.Удмурты-71

Великие гусли.Удмурты-8

Впервые удмурты столкнулись с русскими в 11 веке. Они пробовали оказать сопротивление, но в первом же бою были разбиты. Удмурты жили родовыми общинами, как такового подобия какого-то государства у них не было, поэтому особого противодействия пришельцам оказывать они, конечно, не могли. После этого времени северные удмурты попадают в сферу влияния Москвы. Надо отметить, что удмурты не оказывая значительного сопротивления русским, считались русскими союзниками, дружественным народом. Удмурты, в отличие от тех же чувашей, мордвы, марийцев не считались покорённым народом, опять же по причине быстрого вхождения в сферу московского влияния.В 15 веке северные удмурты полностью входят в состав русского государства. В 16 веке со взятием Казани, в сфере влияния Москвы оказываются и южные удмурты бывшие до этого в сфере влияния Казани. Удмурты вызывают у Москвы доверие, считаются "своими". Удмуртов активно используют в производстве оружия, в том числе и для походов на Казань.Поход Ивана Грозного на Казань.Удмурты-1-2

Удмурты-9

"У земли тоже есть божество - Музъем-мумы - Земля-мать. Живёт она в холмах возвышающихся на поверхности земли. Потому холмы раскапывать нельзя. В жертву Музъем-мумы приносят чёрного, как сама земля, быка. Но осенью жертву приносить нельзя. В это время земля уже спит. А ещё говорят, что под землёй живёт большой чёрный бык - музъем утись ош - землю стерегущий бык. Этот бык стоит на спине огромной рыбы, которая живёт в подземном море. На своих рогах бык держит землю. Когда бык встряхивает головой, рога его поворачиваются, и потому происходят землетрясения."Древний удмуртский эпос.

Моление в честь совершеннолетия юношей.Удмурты-12

Сбор продуктов юношами для общественного моления в честь их совершеннолетия.Удмурты-13

Удмурты были лесными людьми. Жили в гармонии с природой используя всё то, что давал им лес. Самое почитаемое и культовое растение Удмуртии это можжевельник.Удмурты-14

Тангыра. Изготавливалась из еловых досок. Их на конском волосе подвешивали между двух сосен и от разного размера брусков они издавали разные звуки. Благодаря им разные родовые общины переговаривались в лесу. Было множество сигналов: одними завали в гости на праздник, другими просили о помощи, третьи говорили, что всё нормально и т.д.Удмурты-15

Письменность удмуртам принесли русские. Но до прихода русских удмурты активно использовали такую руническую запись.Удмурты-16

Обед в семейном куале.Удмурты-17

Сбор на удмуртском кладбище.Удмурты-18

Семья основателя центральной удмуртской школы Андреева.Удмурты-19

Удмурты-20

Посиделки. Шитьё полога.Удмурты-21

Удмуртские невесты.Удмурты-22

Такими приспособлениями ловили рыбу. Как я уже писал, удмурты жили в гармонии с природой. Нельзя было просто так поймать рыбу - надо было "выкупить" её у водяного.Удмурты-23

Поэтому, садясь в пыж (лодку) рыбак обязательно читал такое заклинание:Матушка Чепца, не гневайся! Я пришёл ловить рыбу!Вот, водяной: я кидаю тебе горбушку хлеба,большую - пребольшую рыбу дай!Издалека поближе приведи, к берегу приведи!Когда мы один-два раза сделаем тоню,подайте нам водяной, Чепца - матушка,чтобы наполнились наши уёмистые и обширные пестери!Наши сети, намоты, морды, бредни не трогай, водяной!Удмурты-24

Ловушка на волка.Удмурты-25

Ловушка на дичь.Удмурты-26

Удмуртская охотничья песня:Чип-чип-чип засвистал,Запорхал по кустамСерый рябчик-проказник.Дразнит всех бедокур:-Чип-чип-чип, люр-люр-люр!-Мне, охотнику, праздник!

Тонкий посвист в лесуУловлю, понесу,Для собачки примечу,А не то на манокОтзовётся рябок,Он ко мне - я на встречу.

Есть у птицы свой дом,Все они чередомКрасят песнею гнёзда.Чуткий к их голосам,Лес встряхнулся и сам - Зазвенел многоверстно.

Люр-люр-люр всё смелей,Чип-чип-чип всё бойчейВеселится гнездовье,И охотник не прост -Понаделал он гнёзд:Все силки наготове.Удмурты-27

Крестьянская усадьба.Удмурты-28

Не посмотрев чашку - не ешь. Не увидев матери - дочь замуж не бери.Жениться - не лыко драть.Без жены мужчина с пути сбивается.

Одевание невесты перед свадьбой.Удмурты-29

Монеты это не только украшение, но и приданое - чем богаче невеста, тем на ней больше монет. Если будет нужда в деньгах, женщина срывала с себя столько монет, сколько нужно было для оплаты чего-либо.Удмурты-30

Удмурты-31

Скачки на лошадях в честь праздника первой борозды "акашка".Удмурты-32

Общественное моление на яровом поле.Удмурты-33

Удмурты-34

Добыча мёда так же было давней традицией удмуртов.Удмурты-35

Пчёл тоже нужно было заклинать, чтобы они дали хороший мёд.Заклинание для пчёл:Если скобелем-долотом выдолбленную колоду приготовлю-прямо в неё прилетите!Если рано роиться начнёте - прямо сюда прилетите!В заморских краях полетав, мёду набрав - прямо сюда прилетите!На закамских берегах полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!Там, где токует глухарь полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!Там, где белки по низинам бегут, полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!По липовым рощам полетав, мёду набрав -прямо сюда прилетите!С тяжёлыми от воска лапками - прямо сюда прилетите!К вязу моему с отцовской тамгой - прямо сюда прилетите!Пустые мои туеса до верхов наполнить удастся ли?Стол о четырёх стояках мёдом мне уставить удастся ли?

Удмурты-36

Лопшо Педунь - сказочник в удмуртской мифологии. Ходит в портфелем, где лежат новые сказки.Лопшо педунь

Удмурты в Российской Империи.

Удмурты-39

Сани выездные (кошёвка).Удмурты-40

Удмурты-41

Удмурты-42

Отдых волжских грузчиков.Удмурты-43

Многие удмурты были привлечены теми богатствами, что были в Сибири и срываясь с насиженных мест, где их окружала бедность, с земли предков, всей семьёй ехали в Сибирь.Повозка переселенцев в Сибирь.Удмурты-44

Сибирский тракт по которому переселенцы ехали в Сибирь.Удмурты-45

Но не всем так везло. Кого-то гнали и насильно. Крепостных крестьян из Удмуртии гонят на Урал.Удмурты-48

Кандалы ножные и шейные.Удмурты-55

Удмурты-50

Не удивительно, что при таком положении удмурты с радостью приветствовали и участвовали во многих народных восстаниях, в том числе и в восстании Емельяна Пугачёва, приветствуя восставших, как освободителей.Удмурты-54

Удмурты-46

Нефтеналивная шхуна "Президент Крюгер". Спущена на воду в 1902 году. Названа в честь Южно-Африканского Президента Пауля Крюгера, который возглавлял сопротивление буров в войне с Британией. Британия была традиционным противником России, поэтому наша страна в этой войне поддерживала буров, которые считались в России героями. Так что в честь тех событий даже называли суда.Удмурты-47

Президент Крюгер.

Удмурты-49

Как я уже писал, удмурты веками, находясь в России, занимались производством оружия.Удмурты-51

Самые знатные оружейники получали специальный кафтан.Удмурты-52

Шипицын Матвей Малафеевич - один из знатных ижевских оружейников начала 20 века.Удмурты-53

Фрида Дамберг - борец цирковой французской борьбы.Удмурты-57

Александр Коромыслов - основатель первого ижевского цирка и его дочь Августина - наездница.Удмурты-58

Удмурты-59

Одной из основных движущих сил на удмуртской земле всегда были татары. Они достигали больших успехов из-за природного трудолюбия и равнодушия к спиртным напиткам.Удмурты-60

Удмурты-61

Удмурты-62

Удмурты-63

Дети на полевых работах.Удмурты-64

Удмурты-65

Многих удмуртов выселяли в различные далёкие регионы Российской Империи. Почему это происходило с малыми народами я расскажу в постах про чувашей. Так что Сталин и СССР не были тут первыми. Так многие удмурты оказывались, к примеру в Казахстане где жили рядом с русскими и немцами.Удмуртский дом в Рождество.Удмурты-66

Русский дом в Рождество.Удмурты-70

Немецкий дом в Рождество.Удмурты-69

Удмурты-67

Удмурты-68

Вот такая жизнь удмуртского народа. Надо понимать, что те удмурты, что сейчас остались это лишь ничтожная часть этого народа. Большинство растворилось в других нациях, в первую очередь, в русских. Здесь даже интересно обсудить вопрос, насколько русские, те кто себя называют русскими? Что у нас осталось от славян? Так что современные русские это и славяне, и тюрки, и финно-угоры, кровь которых перемешалась за сотни лет совместного проживания народов на этой земле.Удмурты-38

shok-darvina.livejournal.com

Краткая история удмуртов

Удмурты живут в районах Западного Приуралья, расположенных в бассейне Камы и Вятки. Самоназвание — удмурт, или удморт {Уд — имя собственное, мурт — человек). В русских письменных памятниках XVI—XVII вв. удмурты упоминаются под названиями «ари», «аряне», «отяки». В царской России их называли вотяками.

Численность удмуртов, по данным переписи 1959 г.,— 624794 человек, из них 76% живет в Удмуртской АССР. За пределами республики удмурты живут небольшими группами в Татарской, Марийской, Башкирской АССР, в Кировской и Пермской областях. Язык удмуртов относится к пермской группе финно-угорских языков и близок к языку коми и коми-пермяков; он распадается на два диалекта — южный и северный, различия между которыми незначительны. В советское время из промежуточных говоров между северными и южными наречиями сложился литературный язык и создалась письменность, в основу которой положен русский алфавит.

В состав удмуртского народа входит этнографическая группа бесер- мян, которые живут в Глазовском и Балезинском районах Удмуртской АССР. Бесермяне говорят на удмуртском языке, но с включением значительного количества татарских слов, как и в южном диалекте удмуртского языка. Они сохраняют свое самоназвание бесермен и до недавнего времени отличались от удмуртов некоторыми чертами материальной и духовной культуры. Особенно своеобразны были их костюм и орнамент. Покрой одежды, вышивки и головные уборы бесермян несколь ко напоминают чувашские. Песни и напевы бесермян самобытны. В терминологии родства прослеживаются тюркские черты. В народных верованиях наряду с древними анимистическими представлениями и магией сказывалось влияние ислама.

Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика, входящая в состав РСФСР, расположена на северо-востоке Европейской части Советского Союза и граничит на севере и западе с Кировской обл., на востоке с Пермской обл., на юге с Башкирской и Татарской АССР.

Климат Удмуртской АССР континентальный. Для нее характерны заморозки поздней весной и ранней осенью. Почвы в большинстве районов подзолистые и суглинистые, в центральной части — песчаные и супесчаные, в речных поймах — иловые и торфяные. Из полезных ископаемых наиболее значительны залежи торфа; имеются месторождения горючих сланцев, медных руд, бурого железняка, кварцевого песка, известняка и красных глин, а также угля и нефти. В последние годы ведутся поиски нефтяных месторождений, удобных для промышленной разработки.

Больших судоходных рек на территории республики нет, за исключением Камы, небольшой отрезок которой омывает Удмуртию с востока. Наиболее крупные реки — Чепца, Кильмезь, Вала — используются в основном для сплава древесины. Леса занимают 43% всей площади республики. Преобладают хвойные породы: ель, пихта, сосна, из лиственных распространены береза, осина и липа. Основной лесной массив сосредоточен в центральной части республики. Животный мир — типичный для лесных районов Восточной Европы.

Кроме удмуртов, в республике живут русские, татары; среди рабочих, занятых в промышленности, много приезжих из Белоруссии, Украины и других республик и областей Советского Союза.

Краткий исторический очерк

Первые сведения об удмуртах в русских письменных источниках восходят к концу XV в. В это время удмурты занимали примерно ту же территорию Камско-Вятского междуречья, где они расселены и теперь. Данные советской исторической науки позволяют видеть предков удмуртов в аборигенах Вятского края. Связи, прослеживаемые в материальной культуре удмуртов IX—X вв. н. э. с более ранними культурами той же области, говорят о том, что удмурты сформировались в бассейне Вятки и Чепцы на основе древнейшего населения, создавшего ананьинскую и пьяноборскую культуры I тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Территория, на которой найдены памятники ананьинской культуры, занимает бассейны среднего и верхнего течения Камы, Вятки, низовьев р. Белой, распространяется на часть Поволжья до р. Ветлуги и заходит на правый берег Волги в районе Казани, Ареал пьяноборской культуры несколько меньше, чем ананьинской, В первые века нашей эры произошло обособление и выделение более узких племенных групп из общего конгломерата обитавших здесь угро- финских племен. Об этом говорят и данные языка, указывающие на то, что удмуртский язык, входивший в пермскую языковую общность, в это время отделился от языка народов коми.

В IV—VIbb.h. э. приток скотоводческих племен из южноуральских и волжских степей на Камское левобережье вызвал частичное перемещение древнего населения в бассейне Вятки и Камы. Как указывают археологические данные, именно в этот период и несколько позднее, в VI—VII вв.г по Чепце, Кильмезю, Ижу и Вале возникли поселения, жителей которых, потомков носителей пьяноборской культуры, можно считать предкам# современных удмуртов.

Археологические материалы VIII — IX вв. позволяют наметить районы с локальными различиями в культуре населения (в частности, в одежде, головных уборах, украшениях). Эти различия были обусловлены процессом формирования народностей Приуралья и выделением их из общей более ранней культурной среды.

В X—XIV вв. поселения предков северных удмуртов были сосредоточены на территории современного Глазовского района, о чем свидетельствуют расколки городищ Донды-Кар, Гурья-Кар, Идна-Кар и др. Предки южных удмуртов в этот период обитали по течению Камы и ее притоку Ижу, отчасти по рекам Вале и Кильмезю. Городища, в которых жили предки удмуртов, были укреплены валами и рвами. Жилищами служили срубные постройки с очагами внутри. Основой хозяйства населения было пашенное земледелие, которое в лесных районах края развивалось на базе подсечно-огневой системы; большую роль в хозяйстве играли также скотоводство и охота, преимущественно на пушного зверя. Остатки горнов и многочисленные находки железных предметов в памятниках X—XV вв. указывают на то, что предки удмуртов в этот период были знакомы с плавкой железа. Они знали также изготовление глиняной посуды и ткачество.

Во главе управления стоял совет старейшин, куда входили представители наиболее влиятельных родов; при решении важных вопросов созывалось народное собрание — кенеш, в котором принимали участие взрослые мужчины-воины.

Примерно в XII—XIII вв. у населения Прикамья шел процесс распада родового строя. Стали выделяться отдельные семьи, которые селились совместно с семьями из другого рода в открытых, не укрепленных селищах. Родовая община постепенно сменялась территориальной, соседской общиной.

В памяти народа сохранились легенды о столкновениях, происходивших между рядовыми земледельцами и родоплеменной верхушкой — родовыми старейшинами и военными вождями. Однако развитых феодальных отношений у удмуртов не сложилось.

Распад родовых отношений у удмуртских племен протекал далеко яе равномерно. Так, на Чепце и Каме население жило в своих родовых гнездах — укрепленных городищах — вплоть до XIV в., на Вятке городища были покинуты в XIII в., а на Камском правобережье, в районе устья р. Вятки,— еще в XII в. Такая неравномерность объясняется степенью экономического и культурного воздействия на отдельные родоплеменные группы удмуртов со стороны Волжско-Камской Булгарии и княжеств Северо-Восточной Руси.

Булгарское государство, которое, как известно, в конце I — начале II    тысячелетия н. э. существовало на территории вдоль среднего течения Волги, на протяжении нескольких столетий поддерживало тесные связи с окружающими племенами: мордовскими, марийскими и др. и распространяло на них свое политическое и экономическое влияние. Удмурты тоже входили в сферу булгарского влияния. Они были данниками булгар, поставляли им военное ополчение, торговали с ними, за что пользовались свободой передвижения в булгарских землях и защитой границ булгарами от нападений степных кочевников. На территории Удмуртской АССР сохранились памятники булгарского времени в виде городищ, надгробий и могильников, в которых встречаются булгарские монеты и другие предметы булгарского происхождения.

Булгары вели оживленную торговлю со своими соседями, в том числе и с удмуртами, обменивая восточные привозные ткани, украшения и орудия труда на кожу, мед и пушнину. Последняя особенно ценилась, так как являлась главным предметом торговли с другими народами. Наименования «ары», «Арская земля» были даны удмуртам и их территории камскими булгарами. Удмуртские племена имели тесные связи с г. Биляром, который в XII в. стал столицей Волжско-Камской Булгарии. Термин «биляр» (в произношении удмуртов бигер) был распространен удмуртами на все тюркское население Волжско-Камской Булгарии, а позднее и на казанских татар. Термином «бигер» удмурты называют татар и поныне.

Удмурты, жившие на пограничной с булгарами территории, под натиском последних зачастую оставляли свои городища и переселялись на север в глубь лесов. Одно из таких городищ, известное под названием «Чертово Городище», булгары превратили в свой укрепленный форпост.

Булгары, у которых уже сложились феодальные отношения, не только способствовали разложению родового строя у удмуртов, но оказывали также влияние на их быт и язык.

Связи между удмуртскими племенами и славянами прослеживаются с IX—XIII вв. Значительное количество предметов славянского происхождения этого времени, найденных на городищах и в могильниках на Вятке, свидетельствует о ранних и обширных обменных связях аборигенов края с русскими. С укреплением в XII в. Владимиро-Суздальского княжества на северо-восток начали проникать русские.

С булгарами связано, по-видимому, и происхождение бесермян, хотя вопрос этот является пока предметом спора между учеными и окончательно не решен. Анализ старой культуры бесермян позволяет, как нам кажется, считать их потомками какого-то древнетюркского, по всей вероятности, булгарского, населения, жившего небольшими группами среди аборигенов края в бассейне р. Чепцы. Существование древних булгарских поселений в бассейне этой реки подтверждается археологическими памятниками булгарского происхождения, найденными в районах современного обитания бесермян (например, булгарское погребение в с. Гордино).

Этноним «бесермен» в письменных источниках появляется с середины XIII в. По свидетельству Плано Карпини, в числе народностей, покоренных татаро-монголами, были трухмены, мордва и бесермены. Согласно русским летописям, в Куликовской битве (1380 г.) у Мамая в войске, поставленном покоренными народами, была и бесерменская рать.

Живя продолжительное время на территории Вятско-Камского междуречья, бесермяне подвергались на протяжении ряда столетий культурному воздействию со стороны удмуртов и отчасти татар, смешивались с ними, восприняли язык удмуртов, многие элементы их культуры и в настоящее время представляют собой этнографическую группу, почти целиком слившуюся с удмуртским народом.

В конце XIII — начале XIV в. удмурты стали данниками татаро- монголов. Обосновавшись по среднему течению Волги, татаро-монголы вначале мало интересовались удмуртами и не стремились проникнуть в северное Закамье, но постепенно, как и вся Русь, удмурты оказались в зависимости от татаро-монголов и стали объектом жестокой эксплуатации с их стороны. На территории Удмуртии татары создали феодальные княжества, которые сохраняли свою независимость вплоть до разгрома Казани, а фактически значительно дольше. Южная часть Удмуртии была у татар особой административно-податной единицей — Арской даругой; правившие здесь татарские мурзы назывались арскими князьями. В Вятской земле, в Карино, расположенном в 15—20 км от устья р. Чепцы, обосновались в конце XIV в. (1391 г.) каринские мурзы, которые распространяли свою власть на все окрестное удмуртское население.

Удмурты были обложены ясаком, но, кроме взноса ясака, население выполняло в пользу татар и другие многочисленные повинности: поставку фуража, ямщину и пр. Удмурты должны были нести военную службу я сражаться в отрядах хана и мурз.

В легендах и песнях, дошедших до нас, часто рассказывается о тех унижениях и оскорблениях, которым татарские феодалы подвергали местное удмуртское население.

К концу XV в. почти у всех удмуртских племен распад родового строя уже завершился. Удмурты яшли в поселениях — гуртах большими семьями, не связанными между собой кровнородственными отношениями. Для управления такой соседской общиной избирался тбро, обычно из более обеспеченной семьи. Такие представители сельских общин осуществляли связь с центральной властью. Примерно с этого времени можно говорить об удмуртах как о сложившейся народности.

Территориально и административно удмурты в XV—XVI вв. не представляли единого целого, а были разделены на несколько групп. Северные удмурты (каринские и чепецкие), жившие в бассейне Чепцы по ее правым и левым притокам, входили в состав Вятской земли; южные, занимавшие территорию по среднему течению Камы и Ижу, отчасти Вятке й Кильмезю, входили в состав Казанского ханства.

Вятская земля в 1489 г. стала частью Великого княжества Московского. Вместе с русскими в состав этого княжества вошли и удмурты. Они привлекались к постройке и защите городов, участвовали в походах великого князя против казанского хана. Расселенные в основной массе на территории Хлыновского, Слободского и частично Котельнического станов (уездов) Вятской провинции, удмурты были приравнены к черносошному тягловому крестьянству и управлялись великокняжеским наместником.

Удмурты, жившие по соседству, но на территории Каринского стана, находились в феодально-крепостной зависимости от татарских мурз. Присоединив Вятскую землю, московские князья, желая привлечь на свою сторону каринских татар и использовать их в качестве служилых людей, сохранили за ними феодальные права «судить и ведать» удмуртами, жившими на этих землях.

При царе Федоре Ивановиче грамотой 1588 г. одна часть северных удмуртов была окончательно освобождена от крепостной зависимости от каринских мурз, а другая часть — черносошное крестьянство — была отделена от вятской администрации в податном и служебном отношении. Вместо прежних, довольно многочисленных повинностей удмурты были обложены определенным денежным оброком, раскладку которого они делали сами, с 1619 г. они стали сдавать оброк в Москве. По всем судебным делам (за исключением разбоя и тяжбы с поличным) постановлено было также не обращаться к местным властям, а творить суд в Москве, кУДа удмурты должны были являться один раз в год — 2 февраля. Эти особенности в управлении северных удмуртов сохранялись в течение всего XVII в. вплоть до реформ Петра Первого.

Южные удмурты, входившие в Казанское ханство, после падения Казани (1552 г.) отошли к Московскому государству и стали платить Москве тот же ясак, что прежде казанским ханам. Сбор ясака обычно возлагался на служилых людей из татар, которые с этой целью разъезжали по удмуртским землям и, угрожая оружием, нещадно обирали население.

В начале XVIII в. царское правительство уравняло удмуртов с русским населением в податном отношении. В 1717—1718 гг. удмуртские дворы были переписаны, и на удмуртов была наложена подворная подать, которая с 1723 г. была заменена подушной. На удмуртов распространилось несение и других повинностей. Особенно тяжелым было лашманство— работы по заготовке корабельного леса. В 1719 г. была введена поставка рекрутов. А значительно раньше, вскоре после падения Казани, русские власти предприняли меры по укреплению Прикамья: начали строить крепости (Сарапул и др.). охраняемые гарнизонами, раздавать земли русским колонистам и особенно щедро монастырям. К монастырям было приписано до 50 тыс. крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Во второй половине XVIII в. с развитием горнометаллургической промышленности раздача удмуртских земель усилилась.

В 1729 г. купец Григорий Вяземский основал в Вятской провинции на р. Кирси первый железоделательный — Кирсинский — завод. В 1759 г. на севере Удмуртии возник Пудемский завод, а в более южном, Камском, районе в том же году П. И. Шувалов основал на р. Вотке Боткинский завод; через год он же построил на р. Иже Ижевский железоделательный завод, ставший позднее одним из крупнейших заводов При- уралья.

Уральские заводчики были крупными землевладельцами. В Удмуртии камским заводам Шувалова по указу императрицы Елизаветы Петровны было отведено около 700 тыс. десятин лесного массива сроком на 100 лет. На заводах работали крепостные и приписные крестьяне; в 1760-х годах на камских заводах насчитывалось до 18 тыс. крестьян. К заводам были приписаны целые удмуртские волости; удмурты использовались заводчиками на самых тяжелых работах: лесозаготовках, углежжении, добычежелезной руды. Многочисленные поборы царского правительства, взяточничество администрации, тяжелые заводские работы, жестокость заводского начальства, унижение национального достоинства, преследование религии, национальной культуры — все это создавало невыносимые условия существования и неоднократно побуждало удмуртов к восстаниям. Не раз удмурты выступали вместе с русским крестьянством. Так, например, среди удмуртов происходили волнения во время восстания Ивана Болотникова (1606—1607 гг.). Удмурты участвовали в крестьянских войнах под предводительством Степана Разина (1670—1671 гг.) ж Емельяна Пугачева (1773—1775 гг.).

В первой половине XIX в. удмурты вместе с русским крестьянством принимали активное участие в так называемых картофельных бунтах.

Реформа 1861 г. ухудшила положение удмуртского крестьянства. В результате реформы удмурты лишились 44% своих дореформенных наделов, в то же время подати с крестьян увеличились.

Заметно усилился процесс классового расслоения удмуртской деревни: за счет разорения основной массы крестьянства обогащалось и крепло кулачество. Недоимки и другие долги крестьян в Вятском крае в 1880-х годах составляли свыше 16 млн. рублей. Недовольство крестьян росло, выливаясь в массовые восстания. Крупное волнение крестьян вспыхнуло в 1888 г. в Малмыжском уезде, оно охватило 68 селений. Однако- это восстание, как и другие, предшествовавшие ему, а также разрозненные выступления кончались жестокой расправой с повстанцами.

Народные волнения усугублялись протестом против начавшегося еще с XVII в. усиленного внедрения среди удмуртов православия. Особенна большой размах христианизация удмуртов приняла в XVIII в. с момента организации в 1740 г. специальной «конторы новокрещенских дел» в Казани. Были созданы приходы и подобраны кадры миссионеров, знающих удмуртский язык. Новокрещенные получали ряд льгот: они освобождались от податей, повинностей и рекрутчины. Создавая видимость добровольного обращения в христианство «прозревших язычников», миссионеры в то же время применяли насильственные меры для искоренения народных верований: разрушали культовые постройки (куала), вырубали священные рощи {луд) и т. п. В конечном счете миссионерская деятельность среди удмуртов дала мало результатов. Православие навсегда осталось чуждым мировоззрению удмуртов, и они упорно продолжали совершать свои обряды и моления в священных рощах и куалах, иногда заменяя имена старых божеств именами православных святых и приурочивая свои моления к церковному календарю.

Религиозные представления удмуртов включали разнообразный комплекс верований, возникших на разных ступенях общественного развития. Наряду с пережитками тотемизма, выражавшимися в почитании некоторых животных и птиц — коня, быка, медведя, лебедя,— у удмуртов было развито поклонение силам природы. В священном коробе вор- шуд, считавшемся местом пребывания духа родового предка, в качестве реликвии хранили шкурку белки, перья рябчика и тетерева, засушенную рыбу, иногда металлические пластинки с изображением животных. Дохристианские удмуртские имена нередко совпадали с названиями животных и птиц: Дукъя — глухарь, Юсъ — лебедь, Юбер — скворец, Койык — лось, Гондыр — медведь, Жаки — сойка и т. п.

В религиозных верованиях удмуртов сохранялись отзвуки родовых отношений. Так, имена воршуда — родового божества — совпадали с названиями родов. У некоторых родовых групп с понятием о воршуде отождествлялось представление о женском родовом божестве, что было связано с пережитками материнского рода. Каждая родовая группа в прошлом имела свою куалу, в которой совершались моления. Ритуальное угощение на праздниках распределялось по родовым группам. На общеродовые моления члены рода съезжались из очень отдаленных мест (до 100 км и более). При переселении части рода на другое место брали пепел из родовой куалы для закладки новой.

Большую роль в религиозных воззрениях удмуртов играл культ предков. Удмурты считали, что покойники ведут такую же жизнь в загробном мире, как и живые люди на земле. Поэтому в гроб клали различные вещи, которыми покойный пользовался при жизни: котелок, топор, нож; умершим женщинам клали иголки, нитки. С умершим зарывали в могилу также одежду и пищу: хлеб, соль, мясо, блины, самодельную водку (кумышка). Считалось, что члены одного рода и семьи после смерти продолжали жить вместе, поэтому умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах, приезжих же погребали на отдельных участках. Традиция обязывала живых сородичей проявлять заботу об умерших, справляя по ним поминки на кладбище. Кроме поминок по недавно умершим, в определенные дни года — накануне некоторых праздников — устраивались общие поминки по всем умершим. Раньше в поминках принимали участие все члены определенной родовой группы, позднее их совершали уже отдельные семьи на могилах своих близких.

Пантеон удмуртских божеств отражал дуализм религиозных воззрений удмуртов. Главным добрым божеством считался Инмар, который, по представлениям удмуртов, живет на солнце; ему противопоставлялось злое божество переметь, или шайтан, якобы приносящее людям вред, его надо было задабривать жертвами. Кроме главных божеств, в представлениях удмуртов существовали второстепенные божества, населяющие окружающую природу. Они верили, что в воде живет Вумурт (водяной), в лесу — Нюлесмурт. Почитали они также двух богинь — Шунды Му мы и Гудыри Му мы (матери солнца и грома).

Обрядовая сторона культа была весьма сложной. Жреческие обязанности исполнял сначала старший в роде, а с распадом рода и утверждением сельской общины должность жреца (вдсясъ) стала выборной. Со временем в связи с имущественной дифференциацией крестьян функции жрецов переходили в большинстве случаев к наиболее зажиточным. Жрецы находились в привилегированном положении: они освобождались от всех общественных повинностей, пользовались правом первоочередной общественной помощи в сельскохозяйственных работах, над ними было запрещено производить самосуд в отличие от простых членов сельской общины.

Искоренить древние верования удмуртов царскому правительству и православному духовенству не удавалось. Неоднократно выступления удмуртов, их борьба за национальную культуру принимали характер религиозных движений. Были случаи массового отказа крещеных удмуртов от православной церкви (например, во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева). Они скрывались в лесах, спасаясь от религиозных гонений.

К концу XIX в. все удмурты Вятской губ. формально считались исповедующими православие, фактически же у них сложился религиозный синкретизм — сочетание обрядов православной церкви и дохристианских верований. Удмурты, жившие в Пермской и Уфимской губерниях, не приняли христианства.

Часть удмуртов, живших в пограничных с современными Татарской и Башкирской республиками районах, а также бесермяне подверглись воздействию ислама, что сказалось в некоторых обрядах. Они приглашали к умершему муллу, отмечали пятницу и другие мусульманские праздники, соблюдали мусульманские посты.

Царское правительство, стремясь отвлечь народные массы России от все возраставшего революционного движения, намеренно разжигало национальную рознь, прибегало к вопиющей клевете на угнетенные народы, инсценировало судебные процессы против них. Таким судебным делом, в котором бросалось обвинение целому народу, было мултанское дело, разбиравшееся с 1892 по 1896 г. Оно получило широкую известность и взволновало все передовое общество царской России. Сущность мултанского процесса заключалась в том, что 10 удмуртов из с. Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губ. обвинялись в убийстве нищего Матюнина, совершенном якобы с ритуальной целью,— для принесения в жертву, чтобы «умилостивить» богов. Дело пересматривалось три раза в глухих уездных городках царской России: Малмыже, Елабуге, Мамадыше. Подсудимые дважды приговаривались к каторжным работам и только после третьего разбирательства были оправданы. В их защите принимали участие представители передовой общественности царской России, среди них писатель В. Г. Короленко, этнографы С. К. Кузнецов и Гр. Верещагин, присяжный поверенный Н. П. Корабчевский, корреспонденты О. М. Жирнов, А. Н. Баранов и многие другие.

В начале XX в., когда в России широко развернулось руководимое большевиками рабочее движение, борьба удмуртских трудящихся вступила в новый этап. В 1904—1905 гг. в Глазове, Вятке, Ижевске, а затем в Воткинске, Сарапуле, Елабуге, Малмыже и некоторых удмуртских селах начали работу социал-демократические кружки. В 1905 г. было организовано Бюро Прикамской группы, переименованное в 1906 г. в Бюро Прикамского союза РСДРП, которое объединило социал-демократические организации Удмуртии. В октябре 1905 г. в Ижевске, Воткинске, Сарапуле, Елабуге, Малмыже и в нескольких селах были проведены политические демонстрации против лживого царского манифеста от 17 октября. В ноябре 1905 г. рабочие Ижевска избрали Совет рабочих депутатов в составе 146 человек. В революции 1905—1907 гг. принимали участие и удмуртское крестьянство и начавший складываться удмуртский рабочий класс. В с. Кай (ныне Кировская обл.), где в 1898—1899 гг. находился в ссылке Ф. Э. Дзержинский, крестьяне, обезоружив полицию, захватили власть и образовали «Кайскую республику», продержавшуюся некоторое время. В том же году крестьяне Малмыжского, Сарапульского и Глазовского уездов на собраниях и митингах требовали передачи им лесов и земель, упразднения стражников, ограничения произвола попов и выбора своих представителей в волостные, земские и другие органы без различия национальности. Крестьяне отказывались платить подати в казну и поставлять рекрутов на царскую службу. Правительство жестоко расправлялось с восстававшими крестьянами.

В годы революционного подъема большевистская работа в крае значительно активизировалась. В феврале 1917 г. под руководством большевиков происходила всеобщая забастовка ижевских рабочих, охватившая все рабочее население города. Совет рабочих и солдатских депутатов был организован в Ижевске в марте 1917 г., большинство его вначале составляли меньшевики и эсеры, но в августе руководство Исполкомом Ижевского Совета перешло в руки большевиков.

27 октября (9 ноября) в Ижевске была установлена Советская власть.

На I Всероссийском рабоче-крестьянском съезде удмуртов в Елабуге (июнь 1918 г.) удмуртские трудящиеся выразили желание установить автономию в рамках Российской Федерации. При Народном комиссариате по делам национальностей был учрежден Удмуртский отдел, который вместе с партийными организациями Удмуртии приступил к созданию автономии удмуртского народа. Работа эта осложнилась в годы гражданской войны, когда территория Удмуртии стала ареной военных действий. Только в 1919 г. Красная Армия при активной поддержке удмуртского народа под руководством Коммунистической партии очистила территорию Удмуртии от мятежников и белогвардейцев. При разгроме колчаковских войск в боях за Сарапул, Агрыз и Ижевск действовала знаменитая 28 стрелковая дивизия под командованием В. Азина, в составе которой было немало удмуртов.

умурты карта

В сентябре 1919 г. в Сарапуле состоялся II Всероссийский рабоче- крестьянский съезд удмуртов, принявший решение о переводе Удмуртского отдела из Москвы в Сарапул и об организации Комиссариата для разработки вопросов удмуртской автономии. 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет об образовании автономной области удмуртского народа с центром в г. Глазове; в нее вошли пять уездов Вятской губ. (без нескольких волостей). В 1921 г. областной центр был перенесен в г. Ижевск.

Первые годы существования Удмуртской (Вотской) автономной области были тяжелыми. Край истощила гражданская война. Тяжелое положение усугубила засуха, вызвавшая голод. Первые мероприятия Советской власти были направлены на восстановление хозяйства и ликвидацию последствий гражданской войны и голода. Области были ассигнованы для этого крупные денежные средства.

Самоотверженная борьба трудящихся Удмуртии под руководством Коммунистической партии и при поддержке Советского правительства к 1930-м годам увенчалась большими успехами во всех областях социалистического строительства. По всей Удмуртии успешно прошла коллективизация сельского хозяйства. К 1934 г. 81,3% крестьянских хозяйЬтв объединились в колхозы. Большие сдвиги произошли в области культуры. 28 декабря 1934 г. область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

С образованием республики удмурты получили новые возможности для подъема экономики и культуры. В годы предвоенных пятилеток в Удмуртской республике появились сотни новых промышленных предприятий, изменился быт колхозной деревни и городов. Сформировался национальный рабочий класс, выросли кадры удмуртской интеллигенции. В годы Великой Отечественной войны развитие промышленности Удмуртии не только не приостановилось, но стало еще более мощным. Трудящиеся Удмуртии напрягали все силы, чтобы обеспечить победу Красной Армии. Народ Удмуртской АССР принимал активное участие в борьбе против немецко-фашистских варваров не только поставками вооружения, хлеба и фуража, но и подвигами своих сыновей и дочерей. Свыше 60 тыс. воинов — уроженцев Удмуртии—за мужество, доблесть и отвагу награждены орденами и медалями Советского Союза. 79 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

lib7.com

История Удмуртии — с первобытных времен до нашего времени

Октябрь 14th, 2014 admin иднакар макетНа территории современной Удмуртии человек впервые появился около 10 тыс. лет назад. Климат этих земель в тот период был холодный и сухой, как в современной тундре. Растительность состояла из разнообразных трав и мелколесья. Население  занималось собирательством, рыболовством и охотой.  Охотились, в том числе, на мамонтов и шерстистых носорогов с помощью каменных орудий. Строили теплые жилища, шили одежду из шкур животных, жили родовыми материнскими коллективами.

С потеплением климата растительный  животный мир стал разнообразнее. В лесах появились лоси, дикие коровы, кабаны, косули и другие животные.  В это время люди жили племенными поселениями. При охоте стали использовать лук и стрелы. Селились по берегам полноводных рек с богатыми плодородными пойменными почвами. В это время, кроме охоты и собирательства, стали заниматься рыбной ловлей, земледелием, скотоводством.  В обиходе использовались глиняная посуда, медные, бронзовые, позднее железные изделия, орудия и украшения. Обменной единицей служили шкурки пушных зверей, ими пользовались при обмене и торговле с другими племенами. В это время научились выпекать хлеб.

С развитием хозяйства и накоплением богатств начинаются междоусобные войны племен. Стали возводиться укрепленные городища. Археологическими памятниками этого периода на территории Удмуртии  являются средневековые городища – Иднакар, Дондыкар, Поркар.

К моменту присоединения удмуртских  земель к русскому государству арские князья находились на положении вассалов у Казанского хана.

Нашествие татаро-монгол на Русь в 13 веке вынудило русских  переселяться в менее заселенную лесную зону.  В 15 веке началось объединение русских земель вокруг Москвы. Вместе с Вятской землей к Московскому государству были присоединены земли северных, чуть позднее – земли южных удмуртов.

В 1558 году, после победы в 1552 году нал Казанским ханством, произошло окончательное  присоединение удмуртских земель к Русскому государству. Шло переселение крестьян на новые малозаселенные земли.  По Каме располагались царские земли, населенные русскими – Сарапульская, Каракулинская, Завьяловская, Воткинская. Эти земли принадлежали царской фамилии. Междуречье Камы и Вятки было малонаселенным, изобиловало рыбой и дичью, местное население доброжелательно относилось к  освоению земель русскими. Русское население принесло с собой много новых знаний, коотрыми не обладали удмурты: удмурты переняли у русских более совершенные орудия труда, систему многопольного земледелия, новые сельскохозяйственный культуры, высокопородный скот. Научились браному ткачеству, переняли русскую печь. Русские просветители изучили фонетику удмуртского языка и создали удмуртский алфавит и письменность, которой у удмуртов до этого времени не существовало.

В 18веке в Удмуртии начинается новый этап промышленного освоения, который связан со строительством Ижевского, Воткинского  и других железоделательных заводов. Благодаря удобному положению на крупной речной артерии (Каме), близости железных руд Урала , водным и лесным ресурсам Удмуртия стала производить железо, холодное оружие и огнестрельное оружие.

В 1780 году указом Екатерины II Глазову и Сарапулу дается статус уездных городов. В Вятской губернии, в состав которой входила территория современной Удмуртии, появляются Сарапульский и Глазовский уезды.

Для возможностей хозяйственно освоения России требовалось изучение территорий. Русское географическое общество организовывало экспедиции по изучению природных богатств Вятского края.

Учитель Григорий Егорович  Верещагин, уроженец Глазовского уезда, бел первым удмуртским ученым, который описал быт и культуру удмуртов. Его работы были отмечены серебряными медалями Русского географического общества. Г. Верещагина называли «удмуртским Ломоносовым». Именно он является, если не автором, то человеком, записавшим и донесшим до нас удивительное по своей поэтичности народное стихотворение «Чагыр, чагыр, дыдыке…»

После революции 1917 года в 1920 году была образована Вотская автономная область в составе РСФСР. В 1934 году Вотская область была преобразована в Удмуртскую Советскую Социалистическую Республику (УАССР). С переменами начала 90-х годов, происходивших в России, в 1991 году была преобразована в Удмуртскую Республику. С 2000 года Удмуртия является Президентской Республикой.

Еще записи по теме

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

loveudm.ru

Характер удмуртов | Азинлык

Удмурты являются коренным народом Среднего Урала. Этнос у Удмуртов пришел от местных финно-пермских племен, которые в древние времена подвергались влиянию скифов, угров, тюрок и славян.

Несколько слов о названии этой нации. Одно из самых древних названий удмуртов -Ары, в переводе «человек» или «мужчина». Отсюда и древнее название Вятской земли — Арская земля, где жители называли себя вотяками, по названию реки Вятка или вотской чудью. К сожалению сегодня, название вотяк, для большинства удмуртов оскорбительное выражение.

Что же сказать о характере удмуртов. Стоит еще покопаться в истории и следует заметить, что удмуртская культура зарождалась из двух ветвей удмуртской жизни и быта. Первая ветвь, это северные удмурты, которые рано вошли состав Вятской земли, и с 1489 года вошли в состав Великого княжества Московского. Вторая ветвь, южные удмурты, попала под влияние Волжской Булгарии или Золотой Орды. И этот регион был присоединен к России к 1558 году. Происходила ассимиляция среди Удмуртского народа. Северные удмурты становились ближе к русским, а южные — к татарам.Но общие черты характера всех удмуртов все равно остались. Конечно не вопреки, а благодаря удмуртскому язычеству: борьбы добра и зла, верховного божества Инмара, злого духа Шайтана, главной стихии воды.

Следует отметить еще один важный этап, становления удмуртского характера — это насильственное обращение в христианство. Язычество стало изничтожаться, языческие боги сжигаться. Однако, в былинах и сказаниях, в языческом шаманстве, колдовстве, заговорах — до сих пор осталось единое целое язычества. Люди, сейчас живущие в Удмуртии, порой стороной обходят шаманок, веря, что они могут накликать беду. Другие, наоборот, решив, что их кто-то сглазил, заговорил, идут к бабушкам, обладающих языческой силой, чтобы они помогли им.

Вот основные черты характера удмуртов: терпеливость, скромность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, немногословность. И, конечно же, традиционные удмуртские женские костюмы. Образец мастерства и красоты одежд Поволжья. Основные цвета у удмуртов: бело-красно-черные. Поклонимся же, этой скромной и душевно крепкой нации.

kazak-of-sky.ru

Жизнь и быт древних удмуртов

История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа. Краткое сожержание материала:

Размещено на

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №76.

Реферат на тему:

«Жизнь и быт древних удмуртов»

Выполнила:

Вологжанина Александра Дмитриевна 9 «а».

г. Ижевск,2013.

Введение

Удмуртия - мой родной край. Я хочу узнать больше об удмуртах. Об их традициях в жизни, о том, как они жили в древности. Проживая на территории Удмуртии, не все жители данного региона имеют представление о ее коренных жителях. Многим не интересно, чем занимались удмурты до нашего времени, чем они жили. Но я считаю, что каждого жителя этой маленькой республики должна интересовать история древних удмуртов. Ведь это интересно и познавательно.

Предметом моего исследования будет сама национальность. Объектом исследования - процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Это исследование может быть интересно для преподавателей краеведения, учителей истории, а также для людей, интересующихся этнографией родного края.

удмурт семья крестьянин община

Глава 1. История Удмуртии

Удмурты - финно-угорский народ, самоназвание - укморт, утморт, удмурт или удморт, множественное число - удмуртъес. Проблема происхождения этнонима удмурт до конца не выяснена. В нем достаточно прозрачна основа - мурт, морт - индоиранское человек, муж, мужчина. Первая же часть уд разными исследователями объясняется по-разному. Одни из них считают, что уд восходит к марийскому одо - “всходы на лугах, зеленые побеги”, что могло быть приобретено предками удмуртов, жившими на левых луговых берегах Вятки. Другие полагают, что этноним удмурт можно прямо связывать с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт - человек с реки Вятки; в дальнейшем изменился в отмурт - утмурт - удмурт. Удмурты - потомки автохтонного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской археологической культурой (VIII-III века до нашей эры). Народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является коренным в северном и среднем Предуралье и Прикамье, в междуречье Камы и Вятки. Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия нашей эры находились под властью Волжской Булгарии, а позже - Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России после присоединения Вятской земли в 1489 году. Выделяются северные удмурты - ватка (производное от слова Вятка) и южные - калмез (по названию одноименной реки), на которых оказали влияние восточные народы. Заметно влияние на удмуртов языка и культуры русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племен (у южных удмуртов виден «татарский след»). Среди северных удмуртов в бассейне реки Чепцы этнографически выделяются бесермяне (около 10 тысяч человек).

Глава 2. Жизнь и быт удмуртской семьи

2.1 Основные занятия

Традиционные занятия удмуртов -- пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель -- 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремёсла и промыслы -- рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

2.2 Удмуртская община

Основная социальная ячейка -- соседская община (бускель). Это -- несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

До начала XX века в жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш. Существовали большие (до 50 человек) и малые семьи, наряду с ними - гнезда родственных семей, которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время у удмуртов сохранялись воршуды (воршуд - от удмуртского вордыны - родить, растить и шуд - счастье). Это одновременно родовое подразделение и дух предка-покровителя рода, божество домашнего очага. Каждая семья держала воршуд на полке (мудор - центр Земли) в виде игрушек - уточек, лебедей и других живых существ. И сегодня известно до 70 воршудов, многие из них совпадают с родами. Роды имели тамги - знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п. Браки между удмуртами одного рода строго запрещались. Воршуды остались в названиях городов, сел, рек - Можга, Пурга, Бодья, Селта и т. д. Удмурты и сейчас знают названия своих родов. До недавнего времени в деревнях обращаться к взрослому человеку по имени рода считалось гораздо уважительнее, чем по имени и отчеству.

2.3 Жилище

Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Традиционная беспорядочная планировка поселений с середины XIX в. стала меняться на уличную. Жилище представляет собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем. Из надворных построек, расположенных вместе с домом на усадьбе П-образно, обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище в прошлом культовое сооружение, обиталище семейно-родового покровителя..В настоящее время оно используется вместо летней кухни. В убранстве жилища много декоративных тканых изделий.

2.3.1 Удмуртская усадьба

Строения усадьбы располагались часто в П-образном порядке, образуя просторный открытый двор (гидкуазь, амбар). В северных районах Удмуртии и у удмуртов Кировской области встречается одно- и двурядная связь, иногда и с крытым двором. У южных удмуртов в прошлом встречались усадьбы, в которых хозяйственные постройки были разбросаны вокруг избы.

Уличная сторона двора замыкалась воротами и бревенчатым забором. Ворота играли важную практическую и художественно-эстетическую роль. Их конструктивную основу составляли массивные врытые в землю столбы, на которые навешивались тесовые полотнища, перекрывавшиеся двускатной крышей. Встречались у удмуртов и многостворчатые ворота, объединенные одной крышей, хотя практически использовались только две створки и одна калитка, остальные выполняли лишь декоративную функцию. Народные мастера выработали и другую форму ворот, которая не встречается больше нигде и может быть названа специфически удмуртской, - так называемые срубные ворота с выступающими по бокам бревенчатыми срубами-опорами, в середине которых делалась прямоугольная или овальная выемка с декоративной колонкой. Удмуртские ворота, однако, несмотря на свою монументальность, не были призваны изолировать жизнь двора от внешнего мира. Об этом свидетельствует отсутствие запоров на воротах и то, что примыкающее ограждение делалось из жердей или низкого заплота.

Надворные постройки удмуртов представлены избой - двухкамерной постройкой, состоящей из собственно избы (корка) и холодных сеней , одно- или двухэтажной клетью , амбаром для хранения зерна и пищевых продуктов, хлевом , баней , погребом , навесом для хранения дров и хозяйственного инвентаря. На каждом дворе было культовое сооружение, в котором совершали семейные моления.

2.3.2 Корка

Корка, так же как изба у русских, является основной жилой постройкой удмуртских крестьян и характеризуется наличием сруба, печи, потолка и пола. По предположению И. Н. Смирнова, ее прототипом была в какой-то мере куа (шалаш). Приводимый им этимологический разбор слова «корка» достаточно убедителен и развит многими советскими этнографами. В древности куа сооружалась из веток и коры. Позднее это летнее жилище, являвшееся также культовым объектом, стали строить из бревен («кор»). Соединение двух слов дало слово «коркуа», или сокращенно «корка», что должно означать «бревенчатый шалаш».

В конце XIX - начале XX вв. корка представляла собой избу срубного типа. Основанием дома служили сосновые «стулья», ставившиеся под углы и под центр бревен первого венца. В этот период отмечен еще и наиболее архаичный способ постановки дома - без фундамента: первый венец, обмазанный смолой, укладывался непосредственно на грунт. В начале XX в. у наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном каменном или кирпичном фундаменте. Во время строительства дома широко бытовал обычай устраивать помочи (веме).

2.3.3 Куала

Своеобразным строением была куа (куала), имевшаяся на каждом дворе и служившая местом отправления семейного культа и одновременно летней кухней; до XIV-XV вв. была местом постоянного жилья. Куа строилась квадратная в плане, с крышей на сомцах, один скат которой был длиннее другого и нависал над ним, защищая от дождя и не препятствуя выходу дыма. В куа вела низкая, открывавшаяся (как и у клети) внутрь дверь. В середине из камней складывался очаг, над которым на деревянном крюке висел котел. Вдоль стен стояли лавки, а в левом переднем углу и у двери - столы. В переднем углу сооружалась полка для семейной святыни - воршудной коробки и короба с посудой для жертвоприношений. Пола, потолка, окон в куа не было. У южных групп удмуртов встречались куа с пристроем для хранения прод...

www.tnu.in.ua

Хозяйство, промыслы и торговля удмуртов в XVII веке

Основным занятием удмуртского крестьянства явилось земледелие. Они сеяли рожь, овес, ячмень, лен, коноплю. Уже в начале XVII века у удмуртов утвердилась трехпольная система севооборота. Она была заимствована от русских земледельцев. Земля удобрялась. Обрабатывали ее сохой с железным наконечником (сошник). Применялись также деревянная бо-оона с деревянными зубьями, железные серпы.

Выращенный хлеб частью шел на рынок. Отсюда его поставляли в Сибирь, в районы европейского севера. В большом количестве шел хлеб в Соликамск, где его обменивали на соль или продавали на деньги.

У удмуртов было развито домашнее животноводство. Видное место в хозяйстве занимала охота. При общем владении угодьями каждому охотнику выделялся отдельный участок для промысла. Удмурты охотились на зайцев, куниц, белок, горностаев, лисиц, бобров. Добытый мех обменивали на необходимые в хозяйстве предметы и продукты.

Большую роль в хозяйстве удмуртов играло и пчеловодство. Медом удмурты расплачивались даже по заемным кабалам (форма долговой зависимости), продавали его скупщикам.

Развивались у удмуртов и различные домашние промыслы. Повсеместно были распространены ткачество, валяльное производство, обработка кож животных, изготовление лыковой обуви, выделка изделий из дерева. Разнообразие домашних промыслов было связано с натуральным характером хозяйства.

Особо выделялось кузнечное дело. Оно стояло на довольно высоком уровне развития. Изделия из железа удмуртские кузнецы производили не только для своих потребностей, но и на продажу.

Во второй половине XVII века в крае появились «торжки» и «торжики». Эти местные мелкие рынки возникали почти во всех крупных удмуртских селениях. Крестьяне продавали на них хлеб, мед, пушнину, изделия домашнего ремесла.

Русское и удмуртское население Вятской земли становилось активным участником образования всероссийского рынка. Однако развитие обмена у удмуртов находилось лишь в начальной стадии. Хозяйство удмуртов по своему характеру продолжало оставаться натурально-потребительским.

udmurt-history.ru


Смотрите также