Меню древнего земледельца. Вопрос: Как жили ремесленики в древнем Египте? (усадьба,дом,одежда,быт,еда.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Меню древнего земледельца


Быт Древней Руси: застолье наших предков X–XVII вв.

Категория: Народ Опубликовано: 05.07.2014 11:03 Автор: Администратор

Быт Древней РусиБыли времена, когда русский крестьянин не мог побаловать себя соленым или свежим помидорчиком, отварной картошкой. Древняя Русь питалась хлебом, кашами, молоком, овсяным крутым киселем, репой. Кстати, кисели -- блюдо древнейшее. Упоминания о гороховом киселе встречается в летописном своде «Повести временных лет».  Употреблять кисели полагалось в скоромные дни с маслом или с молоком.

Привычным блюдом  у русичей  на каждый день считались щи с капустой, которые иногда заправлялись вдобавок гречневой или пшенной кашей.Ломтем  круто посоленного ржаного хлеба подкреплялся русич на работев полях,в походах. Пшеница была редкостью для стола простого крестьянина в средней полосе России, где выращивать этот злак оказывалось делом непростым из-за погодных условий и качества земель.К праздничному столу в Древней Руси подавали до 30-ти видов пирогов: грибники, курники (с куриным мясом), с ягодой и с маком, репой, капустой и рублеными  крутыми яйцами.Наряду  со щами популярной была и уха.Но не стоит думать, что это только рыбный суп. Ухой на Руси называли любой суп, не толькос рыбой.Уха могла быть черной или белой, в зависимостиот наличияв ней приправ. Черная с гвоздикой,а белая с  черным перцем. Уха без приправ прозывалась «голой».

В отличии от Европы Русь не знала  дефицита   восточных специй. Путь из варягв греки  решал проблему поставок перца,  корицы, прочих заморских пряностей. С 10-го века культивировалась на русских огородах горчица. Быт Древней Руси был немыслим без приправ -- острых и душистых.Не всегда хватало крестьянам зерна. Вспомогательной пищевой культурой до внедрения картофеля  служила русским крестьянам репа. Ее заготавливали впрок в разных видах. Амбары зажиточного хозяина также полнились горохом, бобами, свеклой,  морковью. Русские блюда  повара не скупились сдабривать не только перцем, но и местными приправами -- чесноком, луком. Королем русских приправ оказывался забористый хрен. Его дажеи для кваса не жалели.

 Мясные блюда на Руси приготавливали и вареными,и пареными, и жареными. Дичи, рыбы в лесах водилось множество. Так что недостатка в тетеревах, рябчиках, лебедях и цаплях никогда не чувствовалось. Примечено, что  до 16 века потребление мясной пищи русским народом было гораздо выше, чем в 18 и19 веках. Впрочем, здесь Русь шла в ногус европейской тенденцией питания простого народа.Из напитков все сословия  предпочитали ягодные морсы, квасы, а также крепкие хмельные  меды. Водка изготавливалась  в небольшом количестве, пьянство  до 16 века  осуждалось церковью и властями. Переводить зерно на водку считалось громадным грехом.Впрочем, известно. что при дворе царя Алексея Михайловича  мастера изготавливали водку на травах, которые царь приказывал выращивать на своем аптекарском огороде. Государь потреблял иногда чарку-другую водку на зверобое, можжевельнике, анисе, мяте. Фряжские вина (из Италии)и винаиз Германии, Франции казна царя покупала для официальных приемов в больших количествах. Доставляли их в бочкахна перекладных.

Быт Древней Руси предполагал особый порядок вкушения пищи. В крестьянских домах трапезу возглавлял глава семейства, никто не мог начать есть без его разрешения. лучшие куски отдавались главному работнику в хозяйстве -- самому крестьянину-хозяину, восседавшему под иконами в избе. Прием пищи начинался с творения молитвы.В боярских и царских пирах господствовало местничество. Самый уважаемый вельможа на царском пиру сидел по правую руку Государя. И ему первому подносили кубок с вином или медом.  В залу к застольям у всех сословий женский пол не допускался.Интересно, что на званый обед просто так, мимоходом, приходить запрещалось. Кто нарушал такой запрет, тот мог поплатиться жизнью -- вполне вероятно затравили бы собаками или медведями. Также правила хорошего тона в русском застолье рекомендовали не ругать вкус кушаний, вести себя чинно и питьв меру, чтобы не падать под стол пьяным до бесчувствия.

 

Добавить комментарий

drevnrus.ru

Безгин В.Б. Пища крестьянской повседневности.

11:57 pm - Безгин В.Б. Пища крестьянской повседневности.Крестьянин кормился от трудов своих. Народная пословица гласит: «Что потопаешь, то и полопаешь». Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимали как баловство. Интересно в этом отношении свидетельство Хлебниковой, работавшей в середине 20-х гг. ХХ в. сельским учителем в с. Сурава Тамбовского уезда. Она вспоминала: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки. Пироги и блины пекли один – два раза в год по большим праздника… При этом крестьянки гордились своей бытовой неграмотностью. Предложение добавлять что-то в щи для «скусу», они с презрением отвергали: «Неча! Мои и так жрут, да похваливают. А эдак, совсем разбалуешь».На основе изученных этнографических источников, можно с высокой долей вероятности реконструировать повседневный рацион русского крестьянина. Сельская пища не отличалась большим разнообразием. Известная поговорка «Щи да каша – пища наша» верно отражала обыденное содержание еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням – конопляным маслом. В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что ее лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.

Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н. Бржевского, пища крестьян, в количественном и качественном отношении, не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, – писал он, – словом все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях – на свадьбах при разговении, в престольные праздники. Хроническое недоедание – обычное явление в крестьянской семье». Бедный мужик вволю ел мясо исключительно только на «загвины» т.е. в день заговения. К этому дню крестьянин, как бы не был беден, обязательно готовил себе мясного и наедался, так что на следующий день лежал с расстройством желудка. Редко крестьяне позволяли себе пшеничные блины с салом или коровьим маслом.

Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М. Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок и т.п. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб – для белого тела». В начале ХХ в. в селах Тамбовской губернии состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная – 81,2, мука пшеничная – 2,3, крупы – 16,3 %.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из нее варили кашу «сливуху» или кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в предвоенные годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Из этнографического описания Обоянского уезда Курской губернии следовало, что в зимние посты местные крестьяне ели кислую капусту с квасом, луком, соленые огурцы с картофелем. Щи варили из кислой капусты и квашеных бураков. На завтрак обычно был кулеш или галушки из гречневого теста. Рыбу употребляли в разрешенные церковным уставом дни. В скоромные дни на столе появлялись щи с мясом, творог с молоком. Зажиточные крестьяне в праздничные дни могли позволить себе окрошку с мясом и яйцами, молочную кашу или лапшу, пшеничные блинцы и коржики из сдобного теста.

Рацион воронежских крестьян мало чем отличался от питания сельского населения соседних черноземных губерний. Ежедневно употреблялась, преимущественно, пища постная. А именно: ржаной хлеб, соль, щи из капусты, каша, горох и также овощи: редька, огурцы, картофель. Пища в скоромные дни состояла из щей с салом, молока и яиц. В праздничные дни ели солонину, ветчину, кур, гусей, овсяный кисель, ситный пирог.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX в. в селах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. Для интеллигентных гостей кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками».

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печеным картофелем, вчерашними остатками. В девять – десять утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу. Священник В. Емельнов, на основе своих наблюдений за жизнью крестьян Бобровского уезда Воронежской губернии, сообщал в Русское географическое общество: «В страдную летнюю пору едят четыре раза. В завтрак в постные дни едят кулеш с одним ржаным хлебом, когда вырастает лук то с ним. В обед хлебают квас, добавляя в него огурцы, потом едят щи (шты), наконец крутую пшенную кашу. Если работают в поле, то весь день едят кулеш, запивая его квасом. В скоромные дни к обычному рациону добавляют сало или молоко. В праздник – студень, яйца, баранина в щах, курятина в лапше».

Семейная трапеза в селе производилась по раз заведенному порядку. Вот как описывал П. Фомин, житель Брянского уезда Орловской губернии заведенный порядок прием пищи в крестьянской семье: «Когда садятся обедать и ужинать, то все по начину хозяина начинают молиться Богу, затем уж садятся за стол. Вперед хозяина никто ни одно кушанье не может начинать. Иначе попадет ложкой по лбу, хотя это был и взрослый. Если семья большая, детей отсаживают на полок и там кормят. После еды опять все встают и молятся Богу».

Во второй половине XIX в. наблюдалась довольно устойчивая традиция соблюдения пищевых ограничений в крестьянской среде. Обязательным элементом массового сознания были представления о чистой и нечистой пище. Корова, по мнению крестьян Орловской губернии, считалась чистым животным, а лошадь нечистым, непригодной в пищу. В крестьянских поверьях Тамбовской губернии содержалось представление о нечистой пище: рыбы, плывущие по течению, считали чистой, а против течения нечистой.

Обо всех этих запретах забывали, когда деревню посещал голод. В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влек за собой сами тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьей сокращалось до минимума. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К.К. Арсеньев после поездки в голодные села Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 г.) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали». Спустя четверть века в деревне все те же страшные картины. В 1925 г. (голодный год!?) крестьянин из с. Екатеринино Ярославской волости Тамбовской губернии А.Ф. Барцев писал в «Крестьянскую газету»: «Люди рвут на лугах коневой щавель, парят его и этим питаются. … Крестьянские семьи начинают заболевать от голода. Особенно дети, которые пухлые, зеленые, лежат без движения и просят хлеба». Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. Вот зарисовки этой голодной повседневности. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919 – 1921 гг.) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение. Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Ни кошек, ни собак в пищу не употребляли. Горячие кушанья делали без картофеля, засыпали тертой свеклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. В голодные годы не ели хлеба без примесей, в качестве которых употребляли траву, лебеду, мякину, картофельную и свекольную ботву и другие суррогаты. К ним добавляли муки (просяной, овсяной, ячменной) в зависимости от достатка».

Конечно все, описанное выше, это ситуации экстремальные. Но и в благополучные годы недоедание, полуголодное существование было обыденным явлением. За период с 1883 по 1890 г. потребление хлеба в стране уменьшилось на 4,4 % или на 51 млн. пуд в год. Потребление пищевых продуктов в год (в переводе на зерно) на душу населения составляло в 1893 г.: Орловская губерния – 10,6 – 12,7 пуд., Курская – 13 – 15, Воронежская и Тамбовская – 16 – 19. В начале ХХ в. по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 кал., причем 84,7 % из них были растительного происхождения, в том числе 62,9 % хлебных и только 15,3 % калорий получали с пищей животного происхождения. При этом калорийность дневного потребления продуктов крестьянами в Тамбовской губернии составляла – 3277, а в Воронежской – 3247. Бюджетные исследования, проведенные в довоенные годы, зафиксировали очень низкий уровень потребления российского крестьянства. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла – полфунта.

Если говорить не об абстрактных цифрах, а внутридеревенском потреблении продуктов, то следует признать, что качество пищи прямо зависело от хозяйственного достатка семьи. Так, по данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX в. бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной – 1,5 пуда. На приобретение мяса в зажиточных семьях тратилось в 5 раз больше средств, чем в семьях бедняков. В результате обследования бюджетов 67 хозяйств Воронежской губернии (1893 г.) было установлено, что расходы на приобретение пищи, в группе зажиточных хозяйств, составляли в год 343 р., или 30,5 % всех расходов. В семьях среднего достатка соответственно 198 р. или 46,3 %. Эти семьи, в год на человека, потребляла 50 фунтов мяса, в то время как зажиточные в два раза больше – 101 фунт.

Дополнительные данные о культуре быта крестьянства дают данные о потреблении селянами основных продуктов питания в 1920-е гг. Для примера взяты показатели тамбовской демографической статистики. Основой рациона сельской семьи по-прежнему являлись овощи и продукты растительного происхождения. В период 1921 – 1927 гг. они составляли в деревенском меню 90 – 95 %. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год. Это объясняется традиционным для деревни самоограничением в потреблении продуктов животноводства и соблюдением религиозных постов. С экономическим укреплением крестьянских хозяйств возросла калорийность потребляемой пищи. Если в 1922 г. в дневном рационе тамбовского крестьянина она составляла 2250 единиц, то к 1926 г. увеличилась почти вдвое и исчислялась 4250 калориями. В том же году калорийность дневного потребления воронежского крестьянина составляла 4410 единиц. Качественного отличия в потреблении продуктов питания различными категориями деревни не наблюдалось. Калорийность дневного потребления зажиточного крестьянина превосходила показатель других групп деревни незначительно.

Из вышеприведенного обзора пищи крестьян черноземных губерний видно, что основу рациона сельского жителя составляли продукты натурального производства, в нем преобладали продукты растительного происхождения. Достаток пищи носил сезонный характер. Относительно сытый период от Покрова до святок сменялся полуголодным существованием в весенне-летнюю пору. Состав употребляемой пищи находился в прямой зависимости от церковного календаря. Питание крестьянской семьи выступало отражением хозяйственной состоятельности двора. Отличие в пище зажиточных и бедных крестьян заключалось не ее в качестве, а в количестве.Author: Безгин В.Б.Title: Крестьянская повседневность. Традиции конца XIX - начала XX века.City, Year: Москва, Тамбов, 2004.

old-cookery.livejournal.com

Питание в Средние века. Повседневное меню крестьян

Вряд ли кто-то станет оспаривать утверждение о том, что еда – одна из базовых потребностей человека. Так было,так есть и так будет. Но для историка изучение питания в ту или иную эпоху представляет интерес особого рода. Сведения, почерпнутые исследователями из рецептов, сохранившихся правил поведения за столом, археологических находок и т.п. составляют дополнительную информацию, проливающую свет на жизнь общества в целом.

Разумеется, не каждый период средневековой истории одинаково богат письменными источниками. По этой причине, например, нам мало что известно о развитии европейской кулинарии до XII. В то же время совершенно ясно, что фундамент средневекового поварского искусства был заложен именно тогда, чтобы в XIV веке достигнуть своего апогея.

Прогресс в сельском хозяйстве В немалой степени на этот процесс повлияла так называемая аграрная революция X-XIII веков. Одной из ее составляющих была трехпольная система севооборота, при которой треть, а не половина посевной площади, отводилась под пар. Такой более прогрессивный метод обработки земли позволял эффективнее бороться с неурожаями: если погибали озимые можно было рассчитывать на яровые и наоборот. Освоение целины, использование железных сельскохозяйственных орудий, включая колесный плуг с отвалом, также способствовали увеличению урожайности и более разнообразному питанию. Как следствие, в течение Средневековья (до страшной пандемии чумы 1348 года) европейское население значительно выросло. Согласно оценке М.К. Беннета, в 700 году в Европе проживало приблизительно 27 млн. человек, в 1000 – 42 млн., а в 1300 – 73 млн. Выращивали полбу, ячмень, сорго, просо, овес, пшеницу, но более всего рожь. С распространением христианства предписания св. Бенедикта в области питания послужили увеличению производства вина, растительного масла, хлеба и постепенному распространению этих продуктов с юга Европы на север.

  

Однако  достижения в области сельского хозяйства вовсе не исключали голода, с завидной периодичностью терзавшего европейцев. И уж точно средневековый рацион, даже если речь идет о питании высшей аристократии, нельзя назвать здоровым с точки зрения современной диетологии.

Не стоит забывать и о том, что в Средние века европейцам пока еще не были известны продукты, без которых наша кухня немыслима сегодня, – кукуруза, помидоры, подсолнечник, картофель. Таким образом, самыми употребляемыми огородными культурами были капуста, лук, горох, морковь, чеснок, фасоль, бобы, чечевица, репа. 
Питание крестьян в Средние века
Питание в Средние века было отражением социального положения человека. Более того, пища была неотъемлемой частью средневековой медицины, о чем свидетельствуют сохранившиеся трактаты, где рецепты блюд, предписываемых в качестве лечения, занимают не последнее место. Но рассмотрим подробнее, чем ежедневно питались европейцы. Ежедневный рацион крестьян Крестьянам, составлявшим большинство населения Европы, приходилось довольствоваться малым. Каша – основа их рациона, дополнялась  чаще всего похлебкой, овощами, бобовыми, реже фруктами, ягодами, орехами. Ржаной хлеб или серый, представлявший собой смесь пшеничной, ячменной и ржаной муки, с XII века стал обязательным «сопровождением» крестьянской трапезы. И только во время больших торжеств, как, например, во время Рождества, жители деревень «пиршествовали» мясом. Свинину ели все праздники, а остатки засаливали, чтобы хоть как-то разнообразить скудное зимнее меню. Закалывание поросенка в конце года было настоящим событием, что нашло свое отражение в знаменитом «Роскошном часослове герцога Беррийского»: на декабрьской миниатюре братья Лимбург запечатлели охоту на кабана.  
"Роскошный часослов герцога Беррийского". Декабрь

Во Франции с XI века стали высаживать каштановые рощи. Каштаны, называемые еще хлебным деревом, служили источником муки, которая спасала бедняков, а порой и не только их, в голодные годы. В это же время стали солить и коптить рыбу, употреблявшуюся в пищу как в постные дни, так и в скоромные. На столе зажиточных крестьян, помимо злаков и овощей, бывали яйца, мясо домашней птицы, сыр овечий или козий и даже блюда, приправленные специями.

Кстати, о специях – имбире, гвоздике, перце и т.п. Разумеется, крестьянский дом не был тем местом, где они широко употреблялись, ведь стоили специи дорого. Поэтому чаще всего пользовались доступными приправами, чтобы придать новый вкус однообразной пище. В ход шла мята, укроп, горчица, чеснок, петрушка и пр.

Итак, в урожайные годы ежедневное питание крестьян средневековой Европы состояло из неизменного тандема – серого хлеба и полужидкой зерновой каши. Жареные блюда были большой редкостью. Чаще подавали блюдо, бывшее чем-то средним между супом и рагу, к которому отдельно готовили соус из кислого вина, орехов, хлебного мякиша, пряностей и лука.  

«Повседневная жизнь Парижа в Средние века», С. Ру «Средневековая Франция», Мари-Анн П. де Болье «Цивилизация средневекового Запада», Жак Ле Гофф «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола», М. Пастуро Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com.  If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please. 

sundukistorii.blogspot.com

Древние земледельцы - путеводитель

Древние земледельцы

1. Возникновение земледелия.

Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек . вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие . а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

2. Одомашнивание животных и скотоводство.

Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство . и надобность в постоянной охоте отпала.

3. Неолитическая революция.

Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины . Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.

Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.

Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 классОтослано читателями из интернет-сайтов

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Рекомендуем ознакомится: http://school.xvatit.com

worldunique.ru

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

 Вопросы занятия

 

·        Жилье египтян

·        Земледелие

·        Ремесло

·        Рабство

 

Вы любите загадки? Сейчас я загадаю вам одну из них, а вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать: «…Далеко-далеко на юге Египта есть пещера, которая является обителью этого бога. В руках он держит два сосуда с водой. Летом бог сильнее наклоняет сосуды, и река выходит из берегов. А на полях после разлива остаётся плодородный ил. Поэтому земледельцы Египта восхваляют этого бога и поют ему благодарственные песни»

О каком боге идёт речь? Догадались? Конечно же - это бог Нила – Хапи!

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории, необходимо было построить целую сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого потребовался колоссальный труд нескольких поколений египтян.

Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы совместно, целыми селениями. Руководили работами знатные люди – вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли. Иногда случались чрезвычайные ситуации: прорыв дамбы или канал засыпало песком после очередной бури. Тогда на работы по ремонту и расчистке каналов выходили не только земледельцы, ремесленники и рабы, но и знатные вельможи.

А теперь давайте мы с вами заглянем в дом к крестьянину. Знакомьтесь, его зовут Руи. Он живет в небольшом, но очень уютном доме. В полуденный зной, здесь никогда не бывает жарко, так как дом сложен из кирпича, сделанного из смеси речного ила, соломы и золы.

Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена Руи, Тени, каждый день печет для всей семьи хлеб.

Кстати, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Он получался у них мягкий и чрезвычайно вкусный. Хлеб ели просто так, с зеленью, с мясом и рыбой, с медом.

Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.

Руи обрабатывает землю собственными руками. У него нет других помощников кроме детей и, конечно же, жены Тени.

В середине ноября, когда заканчивается сезон разлива и Нил входит в свои берега, в Египте начинается сезон пахоты и сева – это самая горячая и ответственная пора года для всех египтян. Не исключение и семья Руи.

Руи впрягает в плуг вола и распахивает землю. Затем он засевает поле зерном и прогоняет по пашне стада овец, коз или свиней. Таким образом, животные втаптывают в мягкую почву зерна.

На хорошо увлажненной и прогретой лучами южного солнца земле быстро созревает урожай. Но есть участки земли, куда дошло мало воды. И Руи со своими сыновьями выкапывает канавы и орошает землю. День за днем они таскают тяжелые ведра вверх, от берега реки. К вечеру, смертельно усталые, падают они на свои постели, чтобы с восходом солнца снова приняться за работу.

В феврале-марте наступает время жатвы. С помощью серпов с бронзовыми наконечниками Руи срезает колосья, расстилает их на утоптанной площадке и прогоняет скот. Так при помощи животных происходит обмолот зерна. После этого зерно провеивают, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха и другой мусор.

Руи радуется, ведь его поля не остались бесплодными. В этом году ему удалось вырастить хороший урожай пшеницы и ячменя, уродился и лен. В огороде выросли лук и бобы, тыква и латук. Из волокон льна Тени и дочери соткут полотно и его можно будет обменять на другие необходимые вещи, из семян льна получится масло. Да, Руи доволен: этой зимой его семье не придется голодать. Собранного урожая хватит и на уплату налогов, и на пропитание.

Налоги – это сбор в пользу государства.

А в прошлом году, когда река не разлилась вовремя, и поля остались без влаги, их испепелил зной, и для семьи Руи наступило тяжелое время. Половину ячменя съели мыши, бегемот остальное. Когда же пришло время уплаты налогов, на участок пришел чиновник. С ним стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети.

Древний Египет славился своими ремесленниками. Среди них выделялись медники, гончары, ткачи, столяры и другие мастера, создававшие великолепные произведения искусства. Пользуясь примитивными инструментами, египтяне изготавливали изделия из бронзы и меди: оружие, посуду, статуэтки. Ремесленники создавали замечательные украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель. Из льна ткали полотно: более грубое для простолюдинов и тонкое – для вельмож и фараонов. Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.

Ремесленники трудились в ремесленных мастерских – «палате мастеров», которые принадлежали (по большей части) вельможам. Существовало разделение труда: над одним и тем же изделием на разных этапах трудилось несколько мастеров.

Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. В древних документах мы читаем: «Ткач целый день сидит, скорчившись у станка, и вдыхает пыль ото льна… 

Пальцы кузница шероховаты, как крокодилова кожа, и пахнет от него хуже, чем от рыбьей икры… Он обжигает себе руки, а дым сжигает его глаза.

Плохо сандальщику. Он грызет кожу, чтобы утолить боль в животе… Здоровье его – это здоровье дохлого козла!

Строитель постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Все его одежды – лохмотья, моется он только один раз в день».

Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами. Сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.

Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство.

«Живые убитые» – так называли рабов в Древнем Египте. Подумайте почему?

Рабы выполняли самые тяжелые работы. Они работали на каменоломнях, в рудниках, на строительстве дворцов, в хозяйствах фараона и вельмож. Рабы не имели никакого имущества. Они сами принадлежали своему хозяину. Владелец имел право бить раба, продавать или обменивать его, мог даже убить. Все произведенное рабом принадлежало его владельцу.

Положение рабов было настолько тяжелым, что иногда они поднимали восстания против своих хозяев. Об одном таком восстании нам рассказывает документ. Случилось это в тысяча семьсот пятидесятом году до нашей эры. «Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги.

Тех, кто были одеты в тонкие полотна, избивают палками. Владельцы роскошных одеяний в лохмотьях. Собственники богатств стали неимущими. Тот, кто не имел даже пары быков стал владельцем стада. Рабы стали владельцами рабов».

В документе не сказано, как закончилось восстание, но известно, что фараону удалось восстановить свою власть в Египте.

И еще немного о быте простых египтян:

·         Одежда Египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти.

·         Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные.

·         И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. 

Конечно, жизнь простых египтян была очень тяжелой. Целыми днями они работали и создавали ценности, которые возвеличивали их страну и превращали Древний Египет в могущественное государство.

videouroki.net

А чем питаться "Земледельцам"? — журнал "Рутвет"

Так уж сложилось исторически. Ведь их древние предки уже не охотились. Питались земледельцы в основном продуктами своего труда, которые имели растительное происхождение. Мяса ели мало, но зато много овощей, злаковых, орехов. К тому и приспособился их организм, и эти способности получили по наследству люди с группой крови А (II). Но это совсем не значит, что «Земледельцы» должны стать вегетарианцами. Без животного белка обходиться не следует. Это вредно для здоровья. Мясо можно заменить рыбой и птицей. А вот от говядины, баранины и свинины «Земледельцам» желательно отказаться, потому что они плохо усваивают эти продукты. Мясо не превращается в энергию и питательные вещества, как это происходит у людей типа О, а лишь преобразуется в жировые отложения и шлаки. И, как правило, отказавшись от мяса у «Земледельцев» улучшается самочувствие, и они теряют лишний вес. Жирные молочные продукты для «Земледельцев» нежелательны. Фруктовый йогурт, нежирную сметану, кисломолочные продукты, обезжиренный творог включать в свой рацион они могут. Надо иметь в виду, что жиров "Земледельцам" нужно минимальное количество, поэтому от сливочного масла желательно отказаться. И даже растительные масла надо использовать в ограниченных количествах. «Земледельцам» очень полезны бобовые растения, семечки. Орехи, кроме кешью и фисташек, можно есть без ограничения. Овощи можно есть почти все, за исключением некоторых. Это – все виды перца, белокочанная и краснокочанная капуста, помидоры и консервированные черные маслины. Эти продукты раздражают нежный желудок «Земледельцев». Все фрукты, кроме дыни, апельсинов мандаринов, бананов, манго, для «Земледельцев» полезны. Использование изделий из пшеничной муки в своем рационе "Земледельцам" лучше ограничить: появляется избыточный вес. Из напитков полезен зеленый чай. Кофе, но без кофеина, употреблять можно. Минеральная вода, лимонад для «Земледельцев» не полезны. Это всего лишь рекомендации. А уж вам самим решать, какие продукты полезны, а какие нет.

www.rutvet.ru

Как жили ремесленики в древнем Египте? (усадьба,дом,одежда,быт,еда.)

Как жили ремесленики в древнем Египте? (усадьба,дом,одежда,быт,еда.)

Ответы:

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Рабочие будни Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом - одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли. После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину - вельможе. Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи. Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу. Жилище Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения? Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет - страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно. Пища Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей - лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас. Внешний вид Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

cwetochki.ru


Смотрите также