Мифология древних германцев. ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Германо-скандинавская мифология. Мифология древних германцев


Древнегерманская мифология | Понятия и категории

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Источниками для воссоздания древнегерманской мифологии и религии служат: труды античных (Юлия Цезаря, Тацита и др.) и некоторых средневековых (Адама Бременского и др.) авторов, пережитки в обрядах современных германских народов, данные топонимики, скандинавские наскальные изображения, остатки древних святилищ и прежде всего монументальный памятник древне-скандинавской эпической поэзии «Старшая Эдда» (рус. пер. 1963, ред. М. И. Стеблин-Каменский), дошедший в списках не ранее 13-15 веков, но хранящий многие черты германского язычества. Данные о религии и мифологии континентальных германцев очень скудны, поэтому исследователи древнегерманской мифологии и религии опираются прежде всего на скандинавские (гораздо более обильные) источники. Однако соотношение древне-скандинавской и общегерманской религии и мифологии - вопрос дискуссионный. Ряд ученых (например, датский ученый А. Ольрик, голландский Я. де Фрис и другие) подчеркивают большую специфичность скандинавской мифологии и религии, усматривая в ней не только германские черты, но и связь с религией и фольклором саамов, прибалтийских финнов, народов Сибири. Автор настоящей статьи исходит из того, что все же значительных типологических различий между скандинавской и германской религией и мифологией нет и что их общность превосходит локальные различия.

Мифологические и религиозные представления древних германцев имеют ряд общих черт с представлениями других индоевропейских народов (индийцев, иранцев, греков, римлян, кельтов, славян) на стадии родового строя и воен. демократии. Сюда относятся: культ предков, представления о загробном мире, магические заклинание враждебных сил, наличие мифов о происхождении вселенной, о кончине мира, о гибели богов и новом возрождении земли. Эти представления овеществлялись и закреплялись в различных культовых действах, наличие которых у германцев засвидетельствовано уже в скандинавских наскальных изображениях, относящихся, возможно, к 1-му и даже 2-му тысячелетиям до н. э., а также в «Германии» Тацита, где особый интерес представляет описание культовой процессии, посвященной богине матери-земли Нертус.

Скудные источники позволяют все же проследить некоторую эволюцию религиозных представлений германцев, связанную с усложнением их общественного строя. Если Цезарь (1 век до н. э.) отмечал, что у германцев не было жрецов, а в качестве богов они почитали лишь силы природы (солнце, огонь, луну), то в изображении Тацита (1 век н. э.) у германцев уже существовали жрецы и храмы, а также посвященные богам священные места (особенно рощи) и даже изображения богов - очевидно, поклонение силам природы принимает уже антропоморфный характер. Еще более позднюю стадию развития представляют религиозные верования, известные по скандинавскому эпосу. Значительное место в древне-германской религии отводится культу плодородия, связанным с ним магическим действам и мифам. В скандинавской мифологии боги делятся на два рода: асов (Тюр, Один, Тор) и ванов (Ньорд, Фрей и Фрейя). Ваны первоначально являются божествами, олицетворяющими плодородие земли, урожайный год, изобилие и богатство. Ньорд олицетворяет богатство моря, хороший улов рыбы и является покровителем мореплавателей. Наибольшего распространения культ бога плодородия Фрея достиг в Швеции, где в Упсале в его честь справлялись периодически большие культовые действа (описанные Адамом Бременским) и был выстроен храм с его статуей. Иной характер носят божества из рода асов. Один (Вотан) выступает в континентальных германских и особенно в скандинавских источниках как чародей и волшебник, умело заговаривающий раны, как покровитель живых и падших героев, как изобретатель магических рун, наконец, как верховное божество герм. Олимпа. Тор олицетворяет физическую силу и боевую отвагу: в скандинавском фольклоре, а также в ряде мифологических песен «Старшей Эдды» он выступает как бог-громовик (этимологически имя Тора связано с общегерманским обозначением грома), оружием которого является молния-палица; Тор является защитником несвободных и всех слабых, он постоянно сражается с злейшими врагами людей - великанами (в скандинавской мифологии - турсы, или йотуны). Злое начало в жизни и обществе олицетворяет бог Локи. Локи коварен и изменчив, он постоянно строит козни другим богам, он способен на любую хитрость. Введение христианства, растянувшееся в разных германских странах до 11 века, означало окончательное угасание язычества и в связи с ним древнегерманской мифологии и религии. Остатки древнегерманской религии продолжали существовать в виде поверий, особенно среди крестьянства, а древнегерманские мифы постепенно исчезали или становились достоянием эпических песен, баллад, народных сказаний, сказок.

Интерес к древнегерманской мифологии и религии пробудился в начале 19 века у представителей романтической школы. Начало изучению германской мифологии положил Я. Гримм. Как представитель романтической теории Гримм полагал, что германские боги являются высшим проявлением религиозного творчества народа, а германские подземные духи, карлы, эльфы, великаны и прочие - дальнейшим уродливым развитием высшей идеи - божества. В работе В. Шварца было обнаружено, что так называемая низшая мифология (охватывающая карлов, великанов, эльфов и пр.) генетически является более древним образованием, чем так называемая высшая мифология, включающая богов. Немецкий ученый А. Кун сопоставил германские мифы с индийскими, иранскими и греческими. В. Манхардт предпринял попытку связать мифологического представления германцев и других народов с производственной жизнью человека. В работах Ж. Дюмезиля обосновывается положение о структуре германской мифологии как отражении социальной структуры общеиндоевропейского периода. Данная гипотеза заслуживает внимания, хотя и является дискуссионной.

Э. А. Макаев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Ольгейрссон Э., Из прошлого исл. народа, пер. с исл., М., 1957; Grimm J., Deutsche Mythologie, Bd 1-3, В., 1875-78; Mannhardt W., Wald- und Feldkulte, Bd 1-2, В., 1875-77; Schwartz F. L. W., Der heutige Volksglaube und das alte Heidentum, В., 1862; Meyer E. Н., Germanische Mythologie, В., 1891; Helm K., Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1-2, Hdlb., 1913; Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1-2, В., 1956-57; Dumezil G., Les dieux des Germains, P., 1959; Schröder F. R., Untersuchungen zur germanischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Tl 1-2, Tübingen, 1941; Krohn K., Skandinavisk mytologi, Helsingfors, 1922; Olrik A., Ellekilde H., Nordens gudeverden, København, 1926-51; Elgqvist E., Studier rörande Njordkultens spridning bland de nordiska folken, Lund, 1952; Briem O., Heidina sidur á Íslandi, Reykjavík, 1945.

 

ponjatija.ru

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Религия и мифология древних германцев изучена недостаточно полно вследствие скудости источников, т.к. в ходе христианизации германцев были беспощадно искоренены языч. верования, нар. предания и песни. Наиболее сохранившимся источником для изучения религии древних германцев служат скандинавские саги, однако в них имеются и позднейшие напластования. Кроме того, источниками могут служить труды антич. авторов – Юлия Цезаря, Тацита и др., – а также рунич. надписи, нар. сказания и поверья, нек-рые ср.-век. хроники и документы.

Древние германцы жили на территории, расположенной между Сев. морем, Дунаем и Лабой (Эльбой), а также на юге Скандинавского п-ова. Их религия и мифология в фантастич. форме отобразили в основном период родового строя и его разложения. Д. р. и м. сложилась из множества культов и религ. представлений различных племен. Так, одно из сказаний скандинавской мифологии о битве богов асов и ванов и последующем их примирении (см. Эдда, песнь 1 Волуспа) является свидетельством слияния культов двух разных племен. Как и у др. первобытных народов, страх и бессилие перед непонятными и грозными силами природы привели древних германцев к обожествлению природы. По свидетельству Юлия Цезаря (сер. 1 в. до н.э.), древние германцы почитали как богов солнце, луну, огонь. При этом Цезарь отмечал простоту культа и отсутствие жрецов. Большое место в религии древних германцев занимало представление о душе, к-рая якобы не только продолжает самостоят. существование после смерти человека, но и при его жизни может вступать в общение с др. душами, оказывать влияние на жизнь людей. Эти души, получившие название эльфов, олицетворяли собой различные явления природы – воду, воздух и др. Разрушит. силы природы получили воплощение в образах различных демонов. Впоследствии демоны и эльфы уступают место более сложным по своим функциям богам, воплощавшим уже не только самую природу, но и какое-то духовное начало, добро или зло.

Изменение обществ. условий жизни древних германцев, переход от доклассовых отношений к классовым сопровождались осложнением религ. представлений и изменением культа. Так, по свидетельству Тацита (конец 1 в. н.э.), германцы имели жрецов, "священные рощи" для поклонения богам, образы к-рых приобрели к этому времени антропоморфный характер. Большое значение получают жертвоприношения; в жертву приносились люди, животные, напитки, злаки. Однако еще долгое время сохранялись пережитки более древних культов, напр. магич. гадания прорицательниц (женские уборы жрецов при исполнении культа были несомненным пережитком матриархата). Для религии древних германцев характерно сочетание древнейших культов богини Матери-Земли с более поздними культами мужских божеств. что соответствовало смене материнского рода более поздним – отцовским. Усложнение религии изменяет и функции, приписываемые богам. Так, один из древнейших богов Тиу был вначале богом неба и воздуха. Впоследствии, в связи с переселением народов, борьбой против Римской империи и столкновениями между племенами, бог Тиу превращается в бога войны и изображается с мечом и даже в виде меча. Несколько позднее выдвигается другое божество – Водан (у скандинавов – Один). Водан также вначале был богом воздуха, ветра, впоследствии с развитием земледелия становится богом плодородия, а в дальнейшем – покровителем и богом войны и, следовательно, богом воинов.

Религия и мифология древних германцев политеистична; среди сонма богов одним из наиболее популярных был громовик Донар, или Тор, культ к-рого отмечен еще Тацитом. Донар, являясь сыном земли, был также богом плодородия и защитником людей от разрушительных злых сил природы. Женские божества ведут свое происхождение от первобытного представления о божеств. Матери-Земле. Это божество почиталось под разными именами; Тацит писал о культе богини Матери-Земли Нерте, сходным с более поздними культами богини Фреи (Фригги). Боги Д. р. и м. антропоморфны, они наделялись чертами, присущими людям, жили в жилищах, подобных хижинам древних германцев и, подобно людям, занимались обычными для людей занятиями и даже бранились и сквернословили. Сказания Эдды живописуют быт богов, их споры, их борьбу, отражающие традиции, быт и постоянные войны древних германцев. Религия древних германцев в основе своей дуалистична. Весь сверхъестеств. мир нар. фантазии как бы распадается на две части: с одной стороны – злые, разрушит. силы природы, враждебные человеку, а с другой – благодетельные людям силы. Согласно Д. р. и м., Вселенная произошла в результате борьбы сил света и мрака. Светлые боги, во главе с Одином победили порождение тьмы исполина Имира, и из его тела создали мир. Эльфы, населяющие природу, разделяются на добрых и злых, воплощая, т.о., силы добра и зла. Локи, бог огня, светел по своей природе, но его разрушит. сила приводит к тому, что он становится гл. виновником гибели светлого бога рождающейся природы Бальдра и с ним всех богов и всего мира.

В связи с крушением Римской империи и образованием варварских германских гос-в, в к-рых происходит процесс феодализации, древняя языческая религия германцев вытесняется, причем христианизация, проводившаяся католич. церковью, часто наталкивалась на упорное сопротивление народных масс, особенно у племени саксов (9 в.). Старые верования долго сохранялись в памяти народов, как пережитки – в нар. праздниках и поверьях.

Лит.: Эдда. Скандинавский эпос, пер. с. Свириденко, [т. 1], M., 1917; Ольгейрсон Э., Из прошлого исландского народа, пер. с исландcк., М., 1957, с. 50–58, 179–208; Meyer Ε. H., Mythologie der Germanen, Stras., 1903; Μоgk Εu., Germanische Religionsgeschichte und Mythologie, B.–Lpz., 1927; Dumézil G., Mythes et dieux des Germains, P., 1939; Halban L., Religia starogermańska i jej aktualne znaczenie w Niemczech, Lublin, 1949; Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1–2, В., 1956–57.

Л. Затуловская. Алма-Ата.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Мифы древних германских племен

Мифы древних германцевВсю мифологию древней Германии можно разделить на 2 части: предания континентальных германских племен и мифы стран северных скандинавских народов. Континентальные германцы оказались под влиянием располагавшихся по соседству римлян и кельтов.

Процесс распространения христианства в Европе также затронул их одними из первых. В связи с этими обстоятельствами, самобытная германская мифология в более полном виде сохранилась у северных скандинавов, находившихся более удаленно и, таким образом, защищенных от подобного влияния.

Мифы северной Германии сохранились до наших времен в виде двух исторически значимых источников: так называемой, старшей и младшей Эдды. Первая является собранием поэтических гимнов, а вторая написана в форме прозы и имеет конкретного автора – Снорри Стурлусона, жившего в Исландии в 18 веке.

Скандинавская народная мифология в чем-то была близка к славянским преданиям. Прямого соответствия между славянскими языческими богами и мифологическими сюжетами, описанными Эддой не было выявлено. Тем не менее, данные народы находились на географически близко расположенных территориях и обладали некоторым сходством в ритуалах народных праздников. Так, и славяне и скандинавы сходным образом отмечали дни зимнего равноденствия и летнего солнцестояния.

Согласно скандинавским мифам, в начале в мире существовала лишь гигантская бездна, названная Гинунгагап. Она была заполнена пустотой и мраком. В этой бездне был сотворен Имир – великан гермофродит, давший начало человеческому миру. Боги, разделив его тело на части, превратили их в небо, землю и воду.

Три великих бога: Лодур, Хенир и Один, объединив свои усилия, подняли из пучин мирового океана землю, заселили ее растениями и животными, после чего дали жизнь первым людям. Главными богами скандинавской мифологии были Тор, Один, Фрейр, Хеймдалль, локи, Ньерд и Тюр. Каждый из богов выполнял определенные функции и отличался по характеру. Кроме богов-мужчин, существовали женоподобные божества : Фригг, Идунн, Фрейя и Сив.

Ещё видео про славянскую мифологию в продолжение темы так сказать

На главную

Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены

Continue Reading

tajn.ru

Германская мифология — WiKi

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с I века до н. э. Одним из первых проявлений «германского духа» стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами). Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем. Мощь Рима росла, и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание «державы» маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском Лесу три легиона Квинтилия Вара. Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной.

Однако германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине III в. н. э. — так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки.

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племён не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов, и религиозные обряды выполнялись вождями либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своём первозданном виде.

Германо-скандинавская мифология (Древнегерманская мифология) — мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства; поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, её часто называют «скандинавской мифологией». Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях данов» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

Немецкая мифология — мифология, сформировавшаяся у германских народов после принятия христианства в эпоху средневековья на основе смешения древнегерманских, кельтских, античных и др. мифологий и сохраняющаяся в фольклоре, а также в народных суевериях.

М. Б. Ладыгин, О. М. Ладыгина. Краткий мифологический словарь. — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

ru-wiki.org

Мифы древних германских племен | Рефераты KM.RU

Денис Морозов

Как и остальные народы древности, живущие родоплеменным строем, древние германцы были разделены на различные племена. Это приводило к значительной разнице в их верованиях, в составе племенных божеств, в степени влияние на их воззрения соседей.

Древнегерманскую мифологию можно разделить на две большие части - мифологию континентальных германцев и мифологию северных, скандинавских стран. Континентальные германцы уже с самых ранних времен подверглись влиянию своих ближайших соседей - римлян, а также кельтов. Начавшаяся христианизация Европы также затронула их первыми. По этой причине самобытная германская мифология лучше и дольше сохранялась у северных скандинавов, удаленных от посторонних влияний. Именно северогерманская мифология дошла до наших времен, сохраненная двумя выдающимися памятниками европейской литературы - так называемыми "Старшей" и "Младшей Эддой". Первая из них представляет собой сборник поэтических гимнов, вторая написана прозой и принадлежит перу одного автора - исландского скальда Снорри Стурлусона, жившего в XIII веке.

Мифология скандинавских народов были близка к мифам славян, которые были связаны со скандинавами тесными узами. Хотя прямого соответствия между богами и мифологическими сюжетами славян и Эдды нет, но в культе и народных праздниках этих близких географически народов прослеживалось много общего. И те, и другие народы праздновали схожие календарные праздники, например, праздники летнего и зимнего солнцестояния.

Рождение мира и пантеон богов

В начале была только мировая бездна Гинунгагап, заполненная мраком и пустотой. В этой бездне родился двуполый великан Имир, давший начало миру. Боги рассекли его тело на части и создали из них землю, воду и небо. Затем трое великих богов - Один, Лодур и Хёнир - подняли со дна мирового океана сушу, обустроили ее и вдохнули жизнь в первых людей. Так было положено начало существующему порядку вещей.

Главные боги скандинавского пантеона - Один, Тор, Фрейр, Локи, Хеймдалль, Тюр, Ньерд отличаются разнообразными функциями и характерами. Богини - Фригг, Фрейя, Идунн, Сив также обладают индивидуальными чертами. Например, Сив отличается золотыми волосами, выкованными для нее карликами-цвергами.

Тор

С каждым из божеств связан целый цикл мифов. Наибольшее внимание воинственных викингов привлекали сказания о борьбе бога-богатыря Тора с чудовищами-ётунами, живущими в демонической стране Ётунхейме. Тор изображается рыжебородым воителем, вооруженным молотом Мьёлльниром. Он ездит на повозке, запряженной двумя необыкновенными козлами - Тангниостром и Тангрисниром. Каждый вечер Тор убивает своих козлов и жарит их мясо себе на ужин, а утром возвращает их к жизни и продолжает свой путь.

Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествуют о его борьбе с ётунами. Однажды великан Трюм похитил его сакральное оружие - молот Мьелльнир. Тогда Тор вместе с самым хитрым и изворотливым из богов, Локи, отправился в логово своих врагов. Боги переоделись в женщин, чтобы их не узнали, и предстали перед великанами в облике их невест. На свадебном пиру Тор потребовал молот, и как только он оказался в его руках, перебил великанов.

В другой раз великаны подвергли Тора испытаниям: они предложили ему выпить рог, наполненный водой, побороть противника по имени Элли, поднять над землей кошку. Его спутникам - Локи и Тьяльви, они предложили состязания в беге с Хуги и в еде с Логи. Тор, обычно отличающийся огромной силой и аппетитом, не смог справиться с заданием, а его спутники уступили соперникам. Лишь после провала выяснилось, что боги, сами не зная того, находились под воздействием чар. В роге была заключена вода всего мирового океана, Элли Тор не смог побороть, потому что Элли - это старость, а кошка, которую он пытался поднять - это мировой змей Ермунганд, опоясывающий своим телом всю сушу. Тьяльви не смог обогнать Хуги, потому что Хуги - это мысль, а Локи уступил Логи в скорости еды, потому что состязался, как выяснилось, с огнем.

Другой популярнейших мотив, связанный с Тором - это его так называемая "рыбная ловля". В мифах Тор предстает противником страшного мирового чудовища - змея Ермунганда. Тор пытается выудить его из воды, но сделать это отнюдь не легко - ведь для этого нужно почти что перевернуть мир. Этот мотив пользовался у древних скандинавов особенной популярностью.

Один

Главное божество скандинавов, глава северогерманского пантеона - могущественный и загадочный бог Один. Один распределяет победы и поражения викингов, когда те сражаются. Павших в битве воинов он принимает в Вальгалле - чертоге убитых, где воины проводят время в пирах и сражениях. Время от времени Один выводит своих подданных на охоту и мчится вместе с ними по небу - этот сюжет дал начало так называемой "Дикой охоте" - поверью, широко распространенному по всей Европе в Средние века.

Локи

Другой интереснейший персонаж скандинавской мифологии - бог-обманщик Локи. Это самый коварный и изворотливый из всех богов, который в своих интересах часто подводит своих собратьев, но иногда и помогает им.

Однажды, во время странствий по Мидгарду (земному миру), Один, Локи и Хенир остановились на привал. Однако прилетевший откуда ни возьмись орел начал мешать им жарить мясо и требовал себе лучших кусков. Тогда Локи, чтобы отогнать орла, ударил его палкой. Тут-то он и попался: орел оказался великаном Тьяцци, принявшим птичий облик, чтобы ввести богов в заблуждение. Тьяцци унес Локи в свое жилище и согласился выпустить только в том случае, если Локи поможет ему завладеть богиней Идунн, владелицей золотых яблок, дарующих молодость. Локи вынужден был согласиться, заманил Идунн в ловушку и передал ее Тьяцци. Однако боги, лишившись своих молодильных яблок, начали стареть и подступили к Локи с угрозами убить его, если он не вернет все на место. Тогда Локи, обернувшись соколом, вновь полетел к Тьяцци, похитил Идунн и доставил ее в Асгард, город богов, а преследовавшего его Тьяцци боги убили.

Локи также инициатор убийства солнечного бога Бальдра, которое приводит в конце концов к крушению мира. На свободу вырываются страшные чудовища, многие из которых порождены тем же Локи. Боги сражаются с ними и погибают в борьбе. Земля переживает всемирный потоп, а в довершение всего явившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все, что осталось после потопа. Однако гибель мира не окончательна - он должен возродиться вновь. Сыновья богов вновь должны заселить то место, где прежде стоял Асгард - их город. Также и люди должны возродиться от единственной пары, уцелевшей в священной роще.

Суровый характер викингов

В целом скандинавская мифология производит суровое и возвышенное впечатление. Очевидно, что она принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшимся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведет к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских князей-ярлов, их дружинников и поэтов-скальдов, творивших в дружинной среде. Чтобы поддержать свое высокое положение в обществе, викинг-воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что этот поступок приведет его к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить его в решимости не отступать, но бесстрашно исполнить свой долг. Таким образом, скандинавская мифология - плоть от плоти тех суровых условий, в которых жили те люди, что изобрели ее.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mythology.ru/

Дата добавления: 08.10.2012

www.km.ru

Германо-скандинавская мифология - это... Что такое Германо-скандинавская мифология?

Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская мифология) — мифология германских племён, формировавшаяся с V века до н. э. до принятия христианства.

Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона XII века н.э.

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину.

Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла (см. Аск и Эмбла).

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Структура мира

Вальхалла — зал павших воинов

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

  • Миры-страны:
    • Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе.
    • Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
    • Ётунхейм — мир ётунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).
    • Утгард — трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме.
    • Льесальвхейм — мир светлых альвов.
    • Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
    • Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
    • Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
    • Свартальвхейм — подземная страна цвергов.
    • Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.
  • Географические термины
    • Биврёст (Бильрёст) — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
    • Вальхалла — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины.
    • Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарока асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
    • Хвельгельмир — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап.
    • Гинунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
    • Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
    • Гйоль — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
    • Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм.
    • Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
    • Иггдрасиль — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
    • Железный лес — одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
    • Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
    • Ходдмимир — роща, в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
    • Альвхейм — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
    • Бильскирнир — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.
    • Фолькванг — чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов что не попали в Вальхаллу.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Пантеон

Германо-скандинавская мифология Асы (боги и богини) Альвы, асы, ваны, турсы

боги: Даг, Деллинг, Мейли, Риг, Андхримнир, Бальдр, Бёр, Браги, Бури, Вали, Ве, Видар, Вили, Квасир, Лодур, Магни, Моди, Од, Один, Тор, Тюр, Улль, Форсети, Хеймдалль, Хёнир, Хермод, Хёд

богини: Биль, Нотт, Вар, Вёр, Гефион, Глин, Гна, Ёрд, Идун, Лефн, Нанна, Сага, Син, Сиф, Сигюн, Снотра, Сьёфн, Труд, Фригг, Фулла, Эйр

Германо-скандинавская мифология Альвы (низшие духи) Альвы, асы, ваны, турсы

Светлые альвы: Beyla, Byggvir, Dokkalfar, Вёлунд

Дварфы и цверги: Berling, Litr, Альвис, Альфрик, Андвари, Берлинг, Бил, Брок, Видфин, Галяр, Грэр, Гендальф, Двалин, Дьюрин, Ловар, Нии, Ниди, Отр, Регин, Синдри, Фафнир, Фйаляр, Хрейдмар, Хьюки, Эйтри,

Ветры: Аустри, Вестри, Нордри, Судри

Тор, сын Одина, один из главных асов

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

  • Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.
  • Ваны — боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.
  • Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).
  • Альвы — духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дворфов (гномов) и тёмных — цвергов.
  • Норны — три богини человеческой судьбы.
    • Урд («судьба»).
    • Верданди («становление»).
    • Скульд («долг»).
  • Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.
    • Брюнхильда — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда (Зигфрида) и жена короля Гуннара.
    • Гейрскёгуль
    • Гёндуль
    • Гунн
    • Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
    • Труд (Þrúðr) — дочь Тора и Сиф.
    • Скёгуль
    • Хильд
    • Сигрдрива
    • Свава

Мифические существа

  • Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
  • Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
  • Велтиезмир — животное-мир.
  • Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
  • Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
  • Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
  • Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
  • Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
  • Квасир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
  • Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
  • Рататоск — белка Рататоск, связующее звено, посредник.
  • Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
  • Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
  • Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
  • Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
  • Тангиост и Тангризнир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
  • Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
  • Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
  • Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
  • Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
  • Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
  • Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
  • Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
  • Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Герои, конунги и другие люди

Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация к опере Р. Вагнера
  • Гюльви, Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
  • Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
  • Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
  • Вольсунг — сын короля франов Рерира, данный ему асами.
  • Кримхильда — супруга Зигфрида.
  • Манн — первый человек, прародитель германских племён.
  • Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
  • Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
  • Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
  • Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
  • Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
  • Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
  • Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).

Артефакты

  • Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
  • Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
  • Драупнир — золотое кольцо Одина.
  • Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку.
  • Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
  • Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
  • Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
  • Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.

Влияние на культуру

Большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов.

Например, в английском языке:

В немецком языке:

Литература

Источники

  • Старшая Эдда: Эпос. — СПб: Азбука, 2000. — 464 с. — ISBN 5-267-00252-6

Исследования

  • Гуревич А.Я. "Эдда" и сага. — М: Наука, 1974.
  • Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. — М: Астрель, АСТ, 2002. — 464 с. — ISBN 5-17-008799-3, 5-271-02563-2
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: Эксмо, 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3
  • Стурлусон, Снорри Круг Земной. — М.: Научно-издательский центр "Ладомир", "Наука", 2000. — 688 с. — ISBN 5-86218-428-7
  • Викернес, Варг Скандинавская мифология и мировоззрение. 2-е издание = Germansk mytologi og verdensanskuelse. — Тамбов, 2010. — 232 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-88934-440-7

Ссылки

dic.academic.ru

Германская мифология - это... Что такое Германская мифология?

Ambox scales.svg Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

История

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с I века до н. э. Одним из первых проявлений «германского духа» стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами). Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем.

Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание «державы» маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара. Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной. Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, они в состоянии сохранить независимость.

Однако, германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине III в. н. э. — так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки.

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племён не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своём первозданном виде.

Мифология

Германо-скандинавская мифология (Древнегерманская мифология) — мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства; поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, её часто называют «скандинавской мифологией». Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях данов» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

Средневековая германская мифология — мифология, сформировавшаяся у германских народов после принятия христианства в эпоху средневековья на основе смешения древнегерманских, кельтских, античных и др. мифологий и сохраняющаяся в фольклоре, а также в народных суевериях.

Источники

М. Б. Ладыгин, О. М. Ладыгина Краткий мифологический словарь — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.

Ссылки

biograf.academic.ru


Смотрите также