Риторика древней греции. Риторика Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Риторика древней греции


Риторика в Древней Греции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «РИТОРИКА»

Тема: История риторики.

Риторика в Древней Греции.

Выполнила:

ст. гр. ЮВ-08

Т.А.Смоголева

Проверила:

А.А.Чеботарева

Чита 2008

Содержание

Введение с.3

1. Причины возникновения риторики как науки с.4-7

2. Первые учителя риторики с.7-8

3. Сократ и Платон с.8-10

4. Демосфен – яркий представитель греческой риторики с.10-13

Заключение с.14

Список использованных источников литературы с.15

Практическая часть с.16

Введение.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, за­нимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопо­ставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жан­рам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политиче­ской жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

1. Причины возникновения риторики как науки

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы— в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой— так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме— диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повество­вательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспри­нимается современным читателем как растянутость и изли­шество.

Сам характер греческой литературы благоприятствовал раз­витию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредст­венное восприятие слушателями, почитателями ли­тературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преиму­ществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредствен­ный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пла­стика жеста и движения, наконец, само обаяние личности ора­тора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь — это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для социального строя кото­рой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде — рабовладельческой демократии, создались осо­бо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, — по крайней мере номиналь­но — было Народное собрание, к которому политический дея­тель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание на­родных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опро­вергая при этом доводы своих противников. В такой ситуа­ции форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могу­ществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово»,— утверждал Деметрий Фалеркий.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало выс­шей ступенью античного образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали по­являться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, при­меняемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслит­ся Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способ­ность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он де­лит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных—скло­нять или отклонять, судебных — обвинять или оправдывать, эпидиктических—хвалить или порицать. Здесь же опреде­ляется тематика совещательных речей—это финансы, вой­на и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законо­дательство.

Из упомянутых трех жанров публичной речи в классиче­ской античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов ока­зываются ярким примером искусства ради искусства. Одна­ко далеко не все эпидиктические речи были бессодержатель­ными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгроб­ное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, пред­ставляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи рас­цвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника ис­кусства.

Особенно распространенным жанром в древности были су­дебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень боль­шое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каж­дый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был вои­ном— он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом— он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биогра­фии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судей­ской коллегией (в Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) дове­сти до каждого суть логических доводов было делом почти без­надежным: гораздо выгоднее было любым способом подейство­вать на чувства. «Когда судьи и обвинители — одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить ты­сячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным»,— писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

В условиях запутанного судебного права, судиться в древ­них Афинах было делом нелегким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обла­давших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с су­ществом дела, составляли за плату выступления своих клиен­тов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Та­ких сочинителей речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца и для ответчика — то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен).

2. Первые учителя риторики. Лисий

Самым выдающимся афинским оратором классической эпо­хи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастер­ской, в которой изготовлялись щиты. Будущий оратор вместе с братом учился в южно-италийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. Афинское государство в это время находилось в трудном положении — шла Пелопоннесская вой­на, неудачная для Афин. В 405 году Афины потерпели сокру­шительное поражение. После заключения унизительного мира к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», проводившие политику жестокого террора по отношению к демократическим и просто бесправным элементам афинского обще­ства. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, бы­ло причиной расправы над ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной Лисием, бы­ла речь против одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сде­лав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранивших­ся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, над­гробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395 — 386 годов. Характерные черты стиля Лисия четко отмеча­ются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, оратор­ские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жан­ра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, компози­ции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в созда­нии литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, последующие кри­тики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впослед­ствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (эпопея) — причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодуш­ного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

mirznanii.com

Риторика в древней Греции

Риторика – наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения.

Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Со временем, соседство Греции с Римом и постоянное соперничество философов этих государств, привело к примерно равным возможностям тех и других.

Риторика в древней Греции

Что такое риторика?

Наука эта испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях.

Зарождение риторики относят к 5 в. до н.э. Родиной красноречия стала Эллада. Ученые считают, что предпосылки для мощного толчка в развитии этой науки заложил общественно-политический строй этого государства. Известно, что городами правили наиболее почитаемые жители из народа, а верховным органом было Народное собрание. Политики и рядовые граждане со своими вопросами обращались к «верхушке» на глазах сотен людей. Показательно проходили и суды. Обвиняемый был вынужден защищаться самостоятельно, и во многом от ораторского мастерства подозреваемого зависела его жизнь.

Мыслители – основоположники риторики

Платон

Практически с первых лет более или менее устоявшегося положения риторики и ее популярности, в Греции появились учителя красноречия (софисты). Они за некоторую плату давали наставления и тренировали желающих получить уроки риторики. От этих мастеров позже получили распространение наиболее значимые законы ораторского искусства.

Первый учебник риторики был написан все в том же 5 в. до н.э. До нас дошли только лишь упоминания о том труде. Создал его грек Коракс, который открыл в свое время школу красноречия в Сиракузах. Известно, что в издании приведены основы мастерства ораторства.

Позже авторами своих трактатов о риторике стали известные в мире философы:

  1. Сократ.

  2. Платон.

  3. Цицерон.

  4. Демосфен.

  5. Перикл.

Примечателен опыт Демосфена. Изначально он настолько вяло и невыразительно говорил, что толпа всегда смеялась над его речью. Это заставило будущего непревзойденного оратора работать над собой. Он достиг в своём мастерстве таких высот, что люди слушали его, замирая, и буквально открыв рты.

Не менее ярким в своем красноречии был и Цицерон. Прославился он не только блестящим мастерством, но и трудами. Свет увидели трактаты:

  1. «Брут».

  2. «Об ораторе».

  3. «Оратор».

По идее мыслителя, оратором мог стать только хорошо образованный человек. При этом он должен бороться за справедливость и счастье людей. Основы сочинений Цицерона – упражнения для оптимальной ритмики речи, работа над ее выразительностью, правильностью произношения, дикцией. Не меньшее внимание уделялось жестам и мимике. Речь должна стать проще, но, в то же время, быть возвышенной и выразительной. «Наука убеждать мастерством слова», — говорил о риторике Цицерон.

Когда мир увидели труды Аристотеля, они стали актуальными. Это продолжалось во все времена. Остаются они таковыми и по сей день. Книга Аристотеля так и называлась – «Риторика». В ней 3 части: общие принципы (с видами текстов для выступлений, характеристиками и доводами), имена ораторов и правила обращений к людям (основы словесного формирования предложений).

Грек Квинтилиан произвел на свет 12 своих трудов. Цикл книг называется «Риторические наставления». Ученый изложил мысли о воспитании мастера ораторского искусства, чести, совести и благополучном слове. Уделено внимание и форме изложения речи. Начинается все со вступления (приступ), далее излагается основная мысль (повествование), после – мысль доказывается (доказательство) и делается вывод (заключение). В процессе в речь могут вклиняться рассуждения автора, его умозаключения. По мнению Квинтилиана, оратор своим выступлением должен «цеплять» толпу, вызывая у людей смех или гнев. Речь его должна быть ясной, правильной и украшенной всевозможными оборотами, с правильным произношением.

В целом, древнегреческие философы стали основоположниками следующих основ риторики, ставших аксиомами на долгие годы и дошедших до современников:

  1. Базой красноречия могут являться природные данные человека, которые необходимо развивать.

  2. Право на выступление дает образование, опыт оратора. Неученый человек не может доводить до людей свои идеи. Оратор должен учитывать все нюансы темы, о которой говорит.

  3. Речи классифицируются. Среди них есть военные, судебные, деловые, учебные.

  4. В основе красноречия лежит логическая мысль, нравственность и слово.

  5. Наука о красноречии подразделяется на несколько частей. Среди них: труд над содержанием речи, ее запоминание и правильное произнесение, использование возможностей расположения к себе людей.

Со временем наступившая эпоха христианства напрочь отвергла идеи древних греков, как язычников. Но из риторики было перенято искусство красноречия для успешного церковного богослужения. Основы ораторского мастерства преподавали в духовных семинариях, чтобы священники могли подготовиться к общению с людьми, донося до них основные божьи законы. Помогало искусство ораторства и в проповедях.

Мастерство речи и сегодня ценится не меньше чем во времена древней Греции. Принципы ораторства помогают современным грекам достигать вершин мастерства в своем деле и сохранять культурные традиции страны.

old.gidvgreece.com

Риторика Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель.

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э появляются первые риторы.

Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова.

Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон — это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи античности. Они наглядно свидетельствуют о мастерстве речи тех, кто их высказывал.

В-третьих, в основе античного судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составить судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить с нею в судебном разбирательстве.

Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Риторика Сократа

Сократ - древнегреческий философ, родившийся и живший в Афинах в ок. 469 – 399 гг. до н.э. Это выдающийся мастер бесед-диалогов, который изобрел диалектику как искусство вести рассуждения, спор, беседу используя главным образом иронию1 и майевтику2. При этом речь не идет о том, чтобы выставить оппонента в невыгодном свете и победить в споре, а стремлении совместными усилиями найти истину. Такой метод поиска истины оказал стимулирующее воздействие не столько на традиционную риторику, сколько на разработку соответствующего стиля аргументации, с которым мы встречаемся и в настоящее время, например, в судебных диалогах обвинителя и адвоката, при активизации обучения в школе, когда учащиеся не просто пассивно воспринимают знания, а вступают в живой диалог с учителем.

Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику - Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними.

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову».

Риторика Платона

Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа.

Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - это лишь подобие и отражение идей.

К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями.

Платон совершенствовал искусство диалога. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. По сути дела, ему мы и обязаны знакомством с этим методом аргументации, которым широко пользовался Сократ. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями – добрыми и злыми.

Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.

Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах „решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность". Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.

Риторика Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и учёный, родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Многие идеи он перенял от своего учителя Платона, и значительно развил его учение об ораторском искусстве.

Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежат такие произведеня, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. Определяя риторику как вспомогательную дисциплину, связанную с политикой, Аристотель установил общие законы красноречия, независимо от содержания речи.

Риторика определяется как искусство убеждения, способность находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на:

1) логические;

2) нравственные;

3) эмоциональные.

Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.

В построении речи философ выделял четыре части:

- предисловие,

- рассказ,

- доказательство,

- заключение.

Что же касается самого оратора, то Аристотель считает, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

Аристотель считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике. „Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, [имеет отношение ко всем областям], а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения". Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.

studfiles.net

Риторика в Древней Греции - часть 2

3. Сократ и Платон

Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жан­ре торжественного красноречия сделал Сократ (ок. 436— 338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, но разорившей­ся афинской семьи. Смолоду он тоже был вынужден избрать себе профессию логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли мно­гие политики, ораторы и писатели. Школа Сократа была одно­временно чем-то вроде политического кружка с идеями и на­строениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический состав учащихся), поэтому глава школы неоднократно обвинялся в «развращении юноше­ства».

Литературная деятельность Сократа по времени совпала с политическим кризисом греческого общества и ожесточенной классовой борьбой в греческих городах, где попеременно брали верх то демократические, то олигархические элементы. Следст­вием ее было увеличение числа безработных и разорившихся людей. Бесконечные междоусобные воины не привели к устой­чивой гегемонии какого-нибудь одного из греческих государств и только истощили их экономический и политический потенци­ал. Воспользовавшись создавшимся положением, македонский царь Филипп сумел в 338 году нанести сокрушительное пора­жение объединившимся против него полисам и установить над Грецией политический контроль.

В таком сложном переплетении политических и социаль­ных противоречий Сократ выдвинул в своих речах, распрост­ранявшихся в письменном виде, политическую программу спа­сения Эллады. Впервые он выступил с ней в своей речи «Панегирик») в 380 году; суть ее заключалась в том, чтобы объ­единить силы греков для борьбы против варваров — то есть для завоевания Персии. В дальнейшем он обращался с этой идеей к различным монархам и тиранам Греции. Последний, к которому он обратился, Филипп II, действительно начал го­товить этот поход, завершить который ему не удалось(это выполнил его сын, Александр Македонский). Сократ практи­чески стал идеологом промакедонской партии в Афинах, вокруг которой группировались в основном граждане из зажиточных кругов.

Приемы ораторского искусства Сократа развивают прин­ципы, выдвинутые Горгием. Особенностью стиля Сократа яв­ляются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плав­ность которой достигалась тщательным избеганием так назы­ваемого зияния—стыка гласных в конце слова и в начале другого.

В школе Сократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изло­жение предмета выступления, сделанное с возможной убеди­тельностью; 3) опровержение доводов противника с аргумента­цией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Как мастер красноречия, Сократ считался в древности выс­шим авторитетом— о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на па­пирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой. Бесспорная заслуга Сократа состоит в совершенствовании стиля письменной речи, отличия которой от устной подчеркивает Аристотель: «Один слог для речи письменной, другой для речи в споре, один для речи в собрании, другой для речи в су­де. Надо владеть обоими». Но крупнейший римский теоретик красноречия Квинтилиан сознавал недостатки, свойственные ли­тературному творчеству Сократа, о чем говорит его оценка:«Стиль Сократа полон многочисленных украшений и отлича­ется большой гладкостью в различных жанрах ораторского ис­кусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя...» В какой-то мере это понимал и сам оратор, когда писал в речи «Филипп»: «Для меня не осталось скрытым, насколько большей убеждающей силой обладают речи про­износимые по сравнению с речами, предназначенными для чтения...»

4. Демосфен – яркий представитель греческой риторики

Величайшим мастером устной, по преимуществу политиче­ской, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи—отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опеку­нов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота сло­га, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы—все это было заимствова­но Демосфеном у Исея.

С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступ­лений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая зву­ками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодо­леть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биогра­фии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ниче­го подобного не было»,— сказал Демосфен. Возвысив голос, по­сетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!»— «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего»,— сказал оратор...»

В начале своего творческого пути Демосфен выступал с су­дебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.

Филипп начал свои натиск на Грецию с севера — постепен­но подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвер­дился в Фокиде (Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Евбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом(357—340 гг.) закончилась невыгод­ным для Афин Филократовым миром, вторая(340—338 гг.)— сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демос­фен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступ­ном посольстве»(343 г.), а после Херонеи, когда за услуги оте­честву было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке»(330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 го­да, когда греки, воспользовавшись замешательством после смер­ти Александра Македонского, выступили против его преемников.

На этот раз македонские войска захватили Афины. Демос­фену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени напи­сать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к гу­бам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым — в тростнике был спрятан быстродейству­ющий яд.

В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политиче­ские речи определяют его место в истории греческого оратор­ского искусства. Они сильно отличаются от речей Сократа. Так, например, вступление в речах Сократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на живо­трепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь вни­мание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ— изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обраще­ния к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красоч­ные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторичес­кими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.

Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противо­поставление, антитеза — например когда сравнивается «век ны­нешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абст­рактные понятия выступают как лица, защищающие пли опро­вергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары:«смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте»— способство­вало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно дол­жен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбеж­но дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный ора­тору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значи­тельно выиграет в убедительности.

mirznanii.com

Риторика Древней Греции - Риторика Библиотека русских учебников

Развитие риторики в. Древней. Греции в V-IV века до н.э связан с эпохой софистики и этим учением стимулировалось. Как философское учение, возникшее на этапе распада, разрушения мифологического сознания, которая уже отходила, и еще не окрепших научно добытых знаний о мире, потому что экспериментальная база естественных наук была слабой, софистика отрицала объективную истинность (она ничем не могла ее дове сти) и исповедовала релятивизм и скептицизм. Иными словами, софистика подвергала сомнению возможность достоверного познания истины, существования надежных критериев истины и вообще критически недоверчиво пруды лась к попыткам ее познания, поэтому направила внимание на ближе конкретный и доступный объект познания-человека, его разум и духовную сферу, провозгласив устами. Протагора:"Человек - мера всех вещей: сущ уючих - что они существуют, несуществующих - что они не существуютують".

. Софисты (в переводе с греческого - учителя мудрости, мастера), исходя из идеи, что объективной истины нет, а может быть только субъективное суждение об истинности, провозгласили, что истинной будет та мысль, которая а убедительнее. Поэтому учителя софистики свою задачу видели в том, чтобы научить убеждать других, уметь нарочно делать мысль, идею слабой или сильной. Для того чтобы выработать у учащихся умение убеждает ваты слушателей, использовались два основных средства воздействия: искусство рассуждения (диалектика) и искусство общения (риторика). Кто овладеет этими искусствами убеждать, то добьется успеха в тогдашнем демократическом обществе. Афин, тот становится"общественным"человеком. Понятно, что в связи с этим возрастала роль риторики как науки убеждениюання.

На развитие риторики влияли философские школы софистов: диалектики, элеаты, пифагорейцы

Основой диалектики является идея учения. Гераклита. Эфесского (конец VI-начало V века до н.э) о движении и изменчивость мира ("все течет, все меняется"). Софисты распространили эту идею на вещи и людей, на то, что о д дь любую вещь и обо всем может быть несколько мнений и из разных, порой взаимоисключающих, позиций. В силу должен вступать доказательство, направленный на убедительность определенного мнения. Искусство доказательства породило логику, которую. Аристо тель позже оформит как наук науку.

Элеаты отстаивали многообразие мнений, скептицизм относительно истины и пытались утверждать свои мысли с помощью гимнастики ума, искусной построение доказательств

Пифагорейцы под влиянием учения. Пифагора о гармонии небесных тел искали гармонию в человеке и находили ее через язык, формировали средствами языка, звучания, ритма, стилистических украшений

Софисты много сделали для развития речи и языкознания, риторики и этики. Протагор первым сформулировал правила грамматики и орфоэпии (понятно, что тогдашняя грамматика не имела современный вид), разделил слова на части речи, ввел понятие способа глаголов и назвал четыре способа. Как свидетельствует. Аристотель,. Протагор разделил"роды имен мужской, женский, среднийдній".

Наконец, софистика сделала главное: к существующей родовой элитарности (по происхождению, принадлежности к определенному, в частности аристократического, рода) добавила и возвысила элитарность по образованию и знаниями. В демокр копытных государстве каждый имеет право высказать свое мнение в открытой публичной дискуссии и мысль его может быть воспринята, но он ухаживать образованием и знаниемя.

Для того чтобы понять, чем был вызван и как поддерживался такой интенсивный и пышное развитие риторики в. Древней. Греции, надо обратить внимание на несколько предпосылок. Одной из них является состязательность, которую ф специалисты по античности называют фундаментальным принципом греческой культуры, настолько она пронизывала греческий менталитет. Пытаясь доказать свои преимущества, древние греки соревновались во всем даже с так гаммы (это отражено в мифологии, литературе и искусстве). Свидетельство этому можем найти в"Риторике"Аристотеля:"соревнования [как ревнисне желание сравниться] есть что-то хорошее и бывает у людей хороших склонны ими же касается соревнования (dzelos) будут обязательно люди, которые считают себя достойными тех благ, которых они не имеют, потому что никто не желает того, что кажется невозможным. Поэтому-то такими [т.е. склонными к соревнованию] б увають люди молодые и люди, имеющие величие души, а также люди, обладающие такими благами, как и достойные мужей, пользующихся уважением; к этим благам принадлежит богатство, большое количество друзей, власть и другие похожие блага. Если чувство соревнования оказывается относительно благ, которые пользуются уважением, то сюда необходимо отнести добродетельность и все то, с помощью чего можно принести пользу и проявлять бла годийництво к другим людям"На. Олимпийских играх, по мнению ученых, начались с 776 г до н.э и превратились в уникальное событие политической и культурной жизни. Древней. Греции, организовывались не т олько спортивные соревнования, но и художественные: за лавровые венки победителя соревновались в мастерстве поэты, скульпторы, музыки, художники, ораторы. Известно, что там выступали ораторы. Платон,. Демосфен,. Сокран,. Демосфен,. Сократ.

Второй предпосылкой зарождения и успешного развития риторики можно считать то, что риторика возникла не на пустом месте. К риторики уже существовала устная традиция лирической и эпической поэзии. Об этом произноси ить и текст"Илиады"Гомера, где представлены выступления царей перед воинами, и другие образцы ораторской прозы, в частности рассказы о преступлениях и убийства в семье, которые затем использовались в судебных речьах.

Очевидно, для распространения риторики имело значение и то, что в VII-V века до н.э у греков был культ живого, а не писаного слова ценилось живет обращения к коллективу (воинов, ремесленников, мещан) с призывом действовать. Возникает жанр строевые песни воинов (ембатериив). Мастером таких призывных речей был. Тиртей. Легенда рассказывает, что. Спарта терпела поражение во второй. Месенський войне и попросила у. Афин помощи. Афины послали. Тиртея. Когда кривой школьный учитель. Тиртей едва сошел с колесницы, спартанцы совсем подупали духом - не такой помощи ждали. Однако как стал. Тиртей говорить своими песнями к спартанцам ей, они наголову разбили врага. Другая легенда также напоминает, какую роль выполняло живое слово в. Древней. Греции. В войне с соседкой. Мегары. Афины потеряли остров. Саламин. Не сумев вернуть остров, афиняне запретили даже упоминание о нем под страхом смерти. Тогда молодой. Солон [будущий отец афинской демократии] составил элегии - 100 изысканных стихов об острове и, притворившись сумасшедшим, прочитал й х на площади перед народом. Стыдно стало афинянам, они назначили. Солона руководителем воинов, отбили остров, а затем отсудили в суде. Греки верили красивым словам и любили язык. Поэтому охотно изучали хорошие то ксты, декламировали, восхищались афоризмами и цитировали их чеканили на камне, произносили триумфальные речи, приветствуя победителей. Есть свидетельства о том, что древние греки не знали чтения"про себя", а ч итало только вслух. Большинство письменных памятников, дошедших до нас, имели живомовних происхождения и назначениження і призначення.

Однако главной предпосылкой развития риторики был демократический строй. Древней. Греции: верховный суд, народное собрание и совет пятисот

Древние греки долгое время терпели произвол родовой знати, которая наказывала всех по традиционным неписаным законам аристократичнои совета (ареопага). Ясно, что больше обид испытывал демос (простолюдины). Во давлением афинского демоса архонт. Драконт заключил законы (так, как это сделал. Зелевк в. Локриди -. Центральной. Греции), по этим законам стали судить и аристократов, и простой люд. А что законы были суровы, то выражение"Драконта законы"(у нас -"дракону законы") стал символом жестокости. Такое. Древней. Греции аристократия потеряла право самостоятельно карать или миловатьвати.

Во времена. Солона был создан суд присяжных, судьей которого мог стать любой гражданин государства независимо от имущественного ценза (это впервые!),. Которому исполнилось 30 лет. Этот суд назывался гели, сви идчить о том, как любовно относились к нему греки, ведь в переводе с греческого это слово означает"солнечное место собрания"В зависимости от того, какой была судебное дело и насколько важна, жеребьевок нием избирались судебные заседатели по количеству 201 или 401 или 501, а для исключительно сложных уголовных дел избиралось 1001,1500 и даже 2001 судья. Такой суд невозможно подкупить. Однако, кроме этого в суд, никаких других юридических институтов (прокуратуры, адвокатуры, следствия) не было. Истец сам был следователем, а ответчик-защитником. Все это происходило без деловых бумаг, только в живых выступлениях. Я сли. Есть истца или ответчика, его заменяли родственники, близкие люди, друзья. После заслушивания сторон тайным голосованием выносился приговор. В таких ситуациях решение суда присяжных зависело от то го, какое впечатление на судей произведут речи истца и ответчика, кто сможет средствами живого слова больше убедить судей в своей правотей правоті.

Так в обществе возникла острая, жизненно необходимая потребность в красноречии и рос спрос на риторов-учителей красноречия и риторические школы. Общество стало ценить тех, кто умеет себя защищать, д хорошо говорить, достойно держаться перед публикой. Афины за. Солона были правовым государством; остряки шутили, что афиняне стали"вечными сутяжников", потому что часто судились, добивались справедливости и чести. Об этом времени (V-IV века до н.э) и значительно позже (II в н е) римский писатель. Лукиан, шутя писал о том, какие в его воображении образы связаны с древними народами, скажет в"заоблачных полете" жного раз, вглядываясь в гетики, я замечал воюющих готов, когда же оглядывался на скифов, то видел кочевниками с кибитками. Слегка переведя взгляд в сторону, я мог наблюдать за египтянами, которые обрабатывали землю; финикийцы путешествовали, киликийцев делали разбойные набеги, лаконяны сами себя ругали, афиняне судились"Древние греки понимали, что суд является наилучшим способом разрешения конфликтов и демократическая, спра справедливой государство немыслимо без юридической системы, которая с этого времени активно развивается, и прежде средствами риторики. Риторика громко о себе заявила именно судебным красноречиеасномовством.

Древние греки имели особую форму наказания - остракизм (в переводе с греческого языка это слово означало"черепок") остракизму подвергали только очень известных людей, как правило, политических и государственных деятелей. Раз в год. Народное собрание решали, надо организовывать остракизм. Если решение принималось положительное, то суд организовывал голосование по черепками, на которых каждый судья писал имя того деятеля, яки и становился опасным для демократии или мог стать тираном в обществе. Если 6000 гелиасты (судей) голосовали за остракизм, то обвиняемого высылали на 10 лет за пределы родины без лишения гражданства и конфискации имущества, но все равно для греков это было как смертная казнь, настолько они любили отечество"Дым отечества"("и даже дым сладкий и любимый"-Леся Украинской) в нашей культуре- это от них, патриотических греков. Изгнание из. Аттик на 10 лет претерпел реформатор. Солон, трижды пытались наказать остракизмом. Перикла, но не набиралось 6000 голосе0 голосів.

Чтобы судьи могли выполнять свои гражданские обязанности в добром здравии, с середины V века до н.э им предназначалось содержание в размере трех прожиточных минимумов на день

Второй демократической институтом. Афин была ekklesia, или вече, преобразованное реформатором. Солоном в. Народное собрание вызванных, так как на определенный день на это собрание глашатаи созвали людей со всего государства. С. Собрание избирали должностных лиц, принимавших решение о войне и мире, отношения с другими народами и т.д.. На таких собраниях высказывать свое мнение имели право все свободные граждане, а поскольку таких граждан было тысячи, то возрастали требования к ораторам, которые должны были обладать ораторским мастерством, чтобы удерживать внимание аудиториейії.

Третьей демократической институтом. Афин была создана. Солоном совет пятисот, которая должна готовить дела для слушания их на. Народном собрании. Позже этот совет пятисот стала основным административным органом м. Афин, коллегиально принимало решения, где также очень важным было умение оратора убедить слушателив.

Итак, красноречие стало в. Древней. Греции неотъемлемым признаком политика, судьи, государя

Первым из великих ораторов. Афин был. Перикл. Благодаря своему таланту красноречия ему удалось управлять. Афинами протяжении 40 лет, за что он получил титул вождя афинской демократии. Его речи отмечали ися логикой и уверенностью в правоте. На торжественном погребении защитников. Афин, павших в. Пелопоннесской войне,. Перикл произнес такую ??"Надгробная речь", что матери юношей, которых он послал на гибель на руках пронесли его городом. Речь проста и понятна:"Год потерял весну, те, что погибли, они, как боги решающий момент прощания с жизнью был для них и концом страха и началом посмертной сла вы; какими бы добрыми ни были дела частного лица, с гибелью отечества она все равно погибнетине".

Следующим греческим оратором был. Клеон. Если. Перикл происходил из царского рода, то. Клеон по происхождению - кожевник (шкирник), не имел образования, благопристойности и воспитания. Однако, как ремесленник, обращался я к бедной необразованной массы, был ей близким, пришел к власти как демагог (в переводе с греческого означает"вождь народа") на дешевом популизме, служил толпы. Его считали виновным в упадке. АФИ. НСК демократической государственностисті.

Однако риторика начинается не столько с самого красноречия, как с того периода, когда приходит осознание того, что красноречию можно и нужно учиться. Красноречие приобретает интеллектуальной силы. Им по очинають заниматься философы-софисты (учителя мастерства). Считают, что риторика зародилась на. Сицилии, где поэт. Эмпедокл возглавил демократическое движение против тиранов, выступал в роли судебного ораторора.

Его последователями были. Корак,. Лисий и. Горгий. Корак задумал с помощью слова склонить демос в добрых слов, но со временем оставил общественную работу и открыл школу, чтобы учить других тому, чего сам. Набу заключенных в судебной практике. В школе он подготовил хрестоматию образцов, которые можно вставлять в речь. Его ученик. Лисий (около 459-380 гг до н э) продолжил эту идею и создал теоретическое пособие техне, в котором были советы по построению речи *. Сам же. Лисий написал более 400 речей, из которых сохранилось несколько десятков. Как сторонник афинской демократии. Лисий писал страстные политические речи, разоблачая преступлений ини олигархов против народа и государства. Его речи были эмоциональными, конкретными, написанными от имени оскорбленной простого человека (инвалида, ремесленникаемісника).

Став ритором,. Лисий перестал платить учительскую вознаграждение. Кораку, из-за чего тот подал в суд. Ответчик. Лисий обратился на суде к истцу. Корака:

-. Скажи мне,. Короче, учителем чего я себя объявляю?

-. Искусства убеждать кого угодно, - ответил. Корак-Но если ты выучил меня этому искусству, - то вот я тебя убедить ничего с меня не брать, если же ты меня не научил убеждать, то и в этом в случае я тебе ничего не должен, поскольку ты меня не научил того, почему обещал научитьи.

-. Если, научившись у меня искусству убеждать, ты убеждаешь меня ничего с тебя не брать, то ты должен отдать мне вознаграждение, поскольку ты умеешь убеждать, если же ты меня не убеждаешь, то ты опять-таки должен заплатить мне деньги, поскольку я не уверен тобой не брать с тебя денег *. Приговором стали такие слова судей:

В дурного ворона глупые яйца. Как воронята готовы сожрать своих родителей, так и вы пожирают друг друга. Это звучит многозначительно, ибо корак по-гречески означает ворон

uchebnikirus.com

Риторика и ораторское искусство Древней Греции

Риторика и ораторское искусство формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории. Особенно значимым подобное умение становилось во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными.

РИТОРИКА

Искусства риторики изначально не существовало в Риме, но оно начало процветать, когда эта империя завоевала Грецию, и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на ее традиции. Римское искусство речи процветало в судах, комициях (собраниях, где люди обсуждали принятие законов) и сенате. Римское ораторское искусство многое заимствовало для своего стиля из Греции, хотя были и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи были менее глубокими и всесторонними и были усеяны стилистическими нюансами, историями и метафорами.

Тем не менее, римское красноречие было по-своему очень ярким искусством и могущественным оружием в устах ораторов. Цицерон в своей речи против Луция Сергия Катилина разоблачил заговор с целью свержения римского правительства, и сделал это с мастерским красноречием и умением.

Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей истории", от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.

Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции" и "Истории Филиппа Македонского", тоже не дошедших до нас. Объективность, очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно констатировали склонность автора к злословию.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ

Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств, даже больше – оно считалось добродетелью. Это было неотъемлемой частью образования каждого человека, фундамент, на котором все другие академические занятия и дисциплины были построены. Мастерство ораторского искусства считалось неотъемлемой частью того, чтобы быть всесторонне развитым человеком. Мастерство речи расцвело так великолепно и достигло такой вершины в Древней Греции из-за его центральной функции в общественной жизни.

Демократическое правительство Афин поощряло каждого гражданина мужского пола в участии в политике. Любой гражданин мог участвовать или убеждать других в достоинствах или недостатках определенной части законодательства. Законы были немногочисленными и простыми, предоставляя судьям значительную свободу в применении правосудия. Ассамблеи, Совет и суды были, таким образом, местом бурных дебатов и блестящего ораторского искусства.

Есть предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди вслух читали книги, философские трактаты, речи, наслаждаясь звучащим словом. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения.

Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.

Исократ

Исократ

Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более общие проблемы: основы внутренней и внешней политики, принципы межполисных отношений, отношение эллинов к негрекам.

Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был Исократ (436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил о себе память как о выдающемся ораторе.

Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, - "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.



biofile.ru

Риторика в Древней Греции

Философия Риторика в Древней Греции

просмотров - 173

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Термин «риторика» (rhetorike) греческого происхождения, восходит к слову rhetor, что означает «оратор».

Современному человеку сложно представить, какое значение имела для античности культура красноречия и каким почетом оно пользовалось. Чтобы оценить это исключительное значение ораторского слова в древности, следует прежде всœего вспомнить, что вся культура древности в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги создавались рукописные, очинœения приходилось заучивать наизусть, и люди не только хранили их в памяти, но и декламировали на публике.

Красноречие играло важную роль и в общественной жизни античных государств. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые принимали участие в народном собрании. Обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

Общественную роль играли не только речи в сенате и народном собрании, но и речи торжественные и судебные. Торжественные речи на празднестве или чествовании очень часто выливались в декларацию политической программы, а судебные речи обычно использовались, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Очевидно, что больше всœего простора для развития красноречия предоставлял демократический строй. Афинская демократия V-IV вв. до н. э. породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла, о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям. Правда, всœе их речи остались незаписанными, и потомки могут о них судить лишь по великолепной речи, которую Фукидид в своей «Истории» вкладывает в уста Перикла.

Первым оратором, который стал записывать свои речи, считается Антифонт. Лисий, признанный образец простоты и изящества, стал основателœем первой риторической школы. Исократ - "отец красноречия", сам почти не выступал публично, но оставил много написанных речей и воспитал множество талантливых учеников.

В обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале человека. Это был образ "общественного человека", способного держать в своих руках управление государством; и искусство владения речью являлось непременной и важнейшей чертой этого образа.

Выразителями этого человеческого идеала выступили во второй половинœе V в. до н. э. софисты - странствующие "учителя мудрости" (от греч. sophia – «мудрость»). В основе софистики лежит учение об относительности истины и представление о человеке, как мере всœех вещей. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней, в связи с этим можно лишь утверждать, что одно мнение убедительнее другого. Научить убедительности, научить "делать слабое мнение сильным" - так представляли свою главную задачу софисты-преподаватели. Для этого в их распоряжении были два средства: диалектика, искусство рассуждать, и риторика - искусство говорить; первая обращалась к разуму слушателœей, вторая - к чувствам. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения.

Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин – «софизм». Софизм - это доказательство по форме правильное, но по существу ложное, основанное на игре слов. В современном языке термин используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми».

Примеры софизмов:

Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, у тебя есть рога.

Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать. Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего - есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.

Горгий- софист с самой громкой славой. Именно ему принадлежит речь в защиту Елены Прекрасной, жены Менелая, царя Трои. Горгием был написан один из первых учебников красноречия. Он также первый взялся обучать риторике всœех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Горгий первым стал художественно использовать три риторические фигуры: параллелизм, антитезу и созвучие окончаний; афиняне долго помнили о том неслыханном успехе, какой имели непривычно изысканные, звучавшие как стихи, речи оратора. Горгий, несомненно, был незаурядным психологом: эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах.

Расцвет софистики был бурным, но недолгим. Возвысившись с подъемом афинской демократии, она закатилась вместе с нею. Первый вызов софистическому идеалу единства философии и риторики был брошен Сократом (470-399 гᴦ. до н.э.). Сократ выступил против краеугольного положения софистов - учения об относительности истины. Для Сократа абсолютная истина существует, она божественна, выше человеческих суждений и является мерой всœех вещей. В то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние.

В отличие от странствующих софистов Сократ всœе время жил в Афинах, где у него сложился круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога. Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе не ради развлечения, не ради практических дел, а ради обретения истины. Итак, прекрасная речь, по Сократу, - это диалог, в котором рождается истина. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ.

Идеи Сократа были развиты его учеником Платоном (427-347 гᴦ. до н.э.). Платон познакомился с Сократом в Афинах и как ревностный ученик посœещал собеседования с великим учителœем в течение восьми лет. Позже, основав Академию, Платон продолжает развивать идеи Сократа͵ став величайшим мастером диалога и полемики. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Для риторики особое значение представляют диалоги Платона «Горгий», «Федр» и «Пир». В диалоге «Горгий» представлена критика существующей риторики (ᴛ.ᴇ. риторики софистов). В знаменитом диалоге «Федр» Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:

- чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;

- сила речи заключается в воздействии на душу, в связи с этим оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;

- крайне важно правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы).

Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелœем (384-322 гᴦ. до н.э.). Знаменитый аристотелœевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств – античных, а впоследствии европейских, в том числе и российских. В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить образование, и поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителœем, долгие годы их связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга («Платон мне друг, но истина дороже»). После смерти Платона Аристотель в Афинах открыл свою школу, так называемый Ликей.

Аристотелю принадлежит заслуга создания научной теории риторики, которая была им изложена в трактате «Риторика», состоящем из трех частей. В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие идеи Платона об ораторском искусстве. В первой части книги Аристотель определял риторику следующим образом: «Риторика – искусство убеждать». Все речи Аристотель делил на три вида: совещательные, судебные, торжественные (эпидейктические). «Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, хвалебных – хвалить или порицать», - указывал Аристотель. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей, характерных для политического красноречия. Тематика совещательных речей относилась к финансам, войне и миру, защите страны, вывозу и ввозу продуктов и товаров, законодательству. В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень важное место (и кардинально отличался от современного суда). Тогда обвинителœем мог выступить каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, к примеру, в Афинах достигало 500 человек. В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелœегким. К тому же не всœе обладали даром слова, чтобы расположить к себе многочисленных судей. По этой причине обвиняемые прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладающих ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, за плату составляли выступления. Выступления заучивались наизусть и произносились в суде. В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Панегирик в античном обществе - патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее - похвальное слово оратора в честь кого или чего-либо. Во второй части «Риторики» Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателœей. В этой части заложены основы психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателœей. Третья часть «Риторики» посвящена вопросам риторического стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства.

Речь должна быть:

· правильной · благозвучной · ясной · связной · выразительной · уместной

Аристотель первым заговорил о крайне важности использовать различные стилистические средства в зависимости от того, с какой целью произносится речь, с какой аудиторией оратор имеет дело.

В период борьбы Афин против македонского наступления на Грецию Демосфен (384 – 322 гᴦ. до н.э.) стал величайшим оратором страны. Речи Демосфена считаются вершиной аттического красноречия, преклонение перед его гением было всœеобщим, его называли «законодателœем слова».

Демосфен в молодости вел тяжбу с опекунами, расхитившими его наследство. Юноша сам защищал свои права, и суд вынес решение в его пользу. Окрыленный этим успехом, Демосфен решил посвятить себя политической карьере. Обличительные речи Демосфена против македонского царя Филиппа вошли в историю, получив название «филиппики». В современном языке «филиппика» - ϶ᴛᴏ гневная обличительная речь.

Читайте также

  • - РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

    История знает как традиционный, так и нетрадиционный подходы к определению предмета риторики. Первый принадлежит античной эпохе. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним – красноречие.... [читать подробенее]

  • - РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

    История знает как традиционный, так и нетрадиционный подходы к определению предмета риторики. Первый принадлежит античной эпохе. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним – красноречие.... [читать подробенее]

  • - Риторика в Древней Греции и Риме

    Из истории риторикиКонечно, вы слышали и читали о греческих, римских, западноевропейских и русских ораторах, об ученых и политических деятелях, с именами которых связано искусство красноречия - влиятельное публичное слово - и риторика как наука о нем. Попробуем уточнить и... [читать подробенее]

  • - Риторика в Древней Греции

    Риторика– одна из древнейших наук в истории человечества. Зародилась риторика в древней Греции. И первыми, кто эту науку стал нести в массы, стали софисты. Софисты создали культ слова. Первая школа риторики была открыта в Сиракузах в пятом веке до нашей эры. Появились даже... [читать подробенее]

  • - Риторика в Древней Греции

    ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Термин «риторика» (rhetorike) греческого происхождения, восходит к слову rhetor, что означает «оратор». Современному человеку сложно представить, какое значение имела для античности... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также