Лекция древняя греция. ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Древняя Греция". Лекция древняя греция


Лекция - Древняя Греция - История

 

На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также западное побережье Малой Азии.

Греция богата полезными ископаемыми, что способствовало развитию ремесла и торговли. Земля здесь не отличалась плодоро­дием. Правда, хорошо растут виноград и оливковые деревья. Оби­лие островов, гаваней и бухт способствовало развитию морепла­вания.

Легендарным родоначальником греков был царь Эллин. Поэтому сами себя они именовали эллинами, а свою страну — Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили пелазги, которые первыми в Европе освоили земледелие. Гре­ческие племена тогда обитали на севере, у берегов Дуная. Пример­но с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками.

Минойская и микенская цивилизации.Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел в древности связи со странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивилизация. По имени мифического правителя Миноса ее называют минойской. Перво­начально на острове возникло четыре небольших государства, центром которых был дворец правителя.

В городе Кноссе раскопан самый большой из дворцов, он счи­тается дворцом Миноса. Во дворце было около трехсот помеще­ний, его стены украшены фресками. Наиболее известно изобра­жение игры с быками: юноша проделывает на рогах быка и на его спине замысловатые движения. Очевидно, это был обряд, связан­ный с поклонением быку — главному помощнику древних земле­дельцев.

Во дворцах жили цари, их приближенные, слуги. Вокруг двор­цов располагались поселения земледельцев. Критские дворцы не были окружены стенами. От вторжений остров защищал сильный флот. Согласно мифам Минос создал огромный флот, который господствовал на востоке Средиземноморья.

Мифы и археологические данные говорят, что цари Крита по­корили население соседних островов и материковой Греции (миф о Тесее и Минотавре). Начиная с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, складывается своя цивилиза­ция. По названию города Микены она называется микенской. Со­здатели микенской цивилизации — греки-ахейцы — позаимство­вали на Крите многие его достижения.

Центрами микенских государств, как и на Крите, были двор­цы. Но они, в отличие от критских, были сильно укреплены. Ахейцы вели между собой долгие войны. Однако иногда они создавали крупные объединения. Именно такое объединение вело знамени­тую Троянскую войну, завершившуюся захватом богатого города Трои (Илиона) в Малой Азии примерно в 1180 г. до н.э., в самом конце микенского времени. Эти события нашли отражение в по­эмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Дорийское завоевание.В XII в. до н.э. жившие на севере Балкан­ского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили ахейские государства. Большая часть дорийцев верну­лась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со време­нем исчезла, а там, где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-го­сударства, сложившийся в Греции, называют полисом. В полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Древнегреческий полис.Самыми крупными городами-государ­ствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей). Были и совсем маленькие полисы, в которых жили всего несколь­ко сотен человек. Самыми распространенными были полисы с населением в 5 —10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. В городе, являвшемся центром полиса, прожи­вала основная часть населения.

В полисе жили его граждане — члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) — владельцы больших участков земли, круп­ных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным населением полиса являлся демос (народ) — мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы и обладало верховной властью в полисе. Должностные лица изби­рались народным собранием на определенный срок.

Великая греческая колонизация.К VIII в. до н.э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не мог­ла прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лишнее» население стало переселяться в колонии.

Греки либо договаривались с местными племенами, которых называли варварами, либо отвоевывали себе земли. Варвары, как правило, выгодно торговали с пришельцами. Массовые переселения и создание колоний продолжались до VI в. до н.э. Это время получило название периода великой греческой колонизации. Су­ществовало три направления колонизации: западное (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), северное (северное побережье Эгейского, Мраморное и Черное моря), южное (Африка).

Многие колонии быстро росли и богатели. В Элладу из них вез­ли зерно, металлы, рабов. В колонии вывозили вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Обмен товарами способствовал расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции. Знакомство с иными народами обогащало греческую культуру. Главное же зна­чение колонизации состояло в снятии социального напряжения внутри полисов. Но избежать внутренней борьбы грекам не уда­лось.

Тирания.Начиная с VII в. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их называли тиранами (властителями). Тираны спо­собствовали развитию ремесел и торговли. По их приказу строи­лись новые корабли и основывались колонии. Однако правление тиранов осталось в воспоминаниях как мрачное время. Многие тираны прославились своей жестокостью. Но тираны подорвали влияние аристократов.

Афины.Афины были центром полуострова Аттика, объединен­ного в единое государство легендарным царем Тесеем. Царей в Афинах не стало в глубокой древности. В VIII —VII вв. до н.э. власть в полисе принадлежала аристократам, владевшим обширными землями и обращавших за долги обедневших сограждан в рабство. По мере укрепления демоса разгоралась его борьба за землю и за отмену долгового рабства. Эта борьба ослабляла Афинское госу­дарство и его войско.

В 594 г. до н.э. для примирения сторон архонтом (правителем) был избран Солон, которого уважали как аристократы, так и де­мос. Он запретил долговое рабство, освободил афинян-рабов. Долж­никам вернули земельные наделы. Граждан Солон разделил на четыре разряда по размеру имущества. От разряда зависели место человека в войске и его политические права.

Следующий этап борьбы демоса и аристократов связан с тира­нией Писистрата, который провел преобразования для развития хозяйства и в интересах демоса. В 510 г. до н. э. был свергнут тиран Гипий — сын Писиситрата, который, в отличие от отца, притес­нял народ. Вскоре правителем Афин стал вождь демоса Клисфен. Всю территорию Аттики он разделил на 10 областей, каждая из которых состояла из трех районов, расположенных в разных час­тях полуострова. Клисфен создал Совет пятисот. В него поровну входили представители всех 10 областей независимо от имуще­ственного положения. Совет ежегодно пополнялся по жребию граж­данами, достигшими 30 лет. Совет пятисот занимался текущими делами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе стратегов, которые были командующими войском и флотом, а также являлись фактическими правителями полиса.

Расцвет демократии в Афинах, а вместе с ней подъем их эко­номики и могущества связаны с именем первого стратега Перикла (444 — 429 гг. до н. э.). При нем была введена оплата службы долж­ностных лиц, что давало малоимущим гражданам возможность за­ниматься политикой. После Перикла была даже введена плата за посещение народного собрания.

Спарта.Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лаке-демон) была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местного населения была порабощена и стала называться илотами. Завоевателям-спартанцам запрещалось зани­маться любым делом, кроме военного. Земельный надел спартанца обрабатывали несколько илотских семей. Они доставляли своему господину строго определенное количество продуктов. Спартан­цы превратили свое государство в военный лагерь. Позже они за­воевали соседнюю область Мессению.

Приблизительно в VIII—VII вв. до н.э. в Спарте были введены так называемые законы Ликурга. Согласно им, все (включая царей и старейшин) жили одинаково, носили одинаковую грубую одеж­ду, имели одинаковые жилища. Собираясь за общим столом, муж­чины ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были за­прещены.

Высшим органом власти было народное собрание — апелла. Апеллой законы не обсуждались, а лишь принимались или отвер­гались. Главную роль в управлении играл совет геронтов (стари­ков) — герусия. 28 человек старше 60 лет на должности геронтов избирались Апеллой, два царя получали власть по наследству. Цари возглавляли войско. Спарта была мощнейшим в военном отноше­нии полисом Эллады. Воспитание воинов являлось основной за­дачей государства. Спарта — пример олигархического полиса, в ко­тором власть принадлежала аристократии.

Со второй половины VI в. до н.э. Спарта стала центром Пело­поннесского союза. К середине V в. до н. э. в этот союз вошли почти все полисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции.

Греко-персидские войны.В VI в. до н.э. персы покорили грече­ские полисы Малой Азии. В 500 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали воору­женную помощь восставшим. За это в 490 г. до н.э. войска Дария высадились в Аттике около городка Марафона. В ходе ожесточен­ной битвы афинянам во главе с Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника.

Спустя 10 лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Грецию огром­ное войско и флот (финикийский). Большинство городов-государств во главе с Афинами и Спартой объединились против об­щей опасности. В Фермопильском ущелье на севере Греции неболь­шие силы эллинов под предводительством спартанского царя Лео­нида несколько дней сдерживали наступление Ксеркса. После ги­бели Леонида персы заняли Среднюю Грецию.

Греческий флот, в котором половина кораблей были афин­скими, встал у острова Саламин. 28 сентября 480 г. до н.э. здесь произошло решающее морское сражение. В узком проливе боль­шинство кораблей Ксеркса погибли не в бою, а в столкновени­ях друг с другом. Остатки флота и большая часть войска во главе с Ксерксом ушли из Греции. Решающее сухопутное сражение произошло около небольшого городка Платеи в 479 г. до н.э. Союзное греческое ополчение заманило персов в ловушку и уничтожило их. В этот же день греки разгромили персидский флоту мыса Микале. Греко-персидские войны продолжались до 449 г. до н.э. Персы признали независимость всех малоазиатских полисов.

В результате победы в греко-персидских войнах особенно уси­лились Афины, которые встали во главе Афинского морского со­юза, объединившего в основном демократические полисы. Со вре­менем афиняне начали вмешиваться во внутреннюю жизнь союз­ников. Денежные взносы полисов в казну союза превращались в дань Афинам.

После войны в Греции значительно возросла численность ра­бов. Рабский труд широко использовался времесле, добыче по­лезных ископаемых.

Кризис полиса.Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н. э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афин­ским морским союзами. Ожесточенные военные действия завер­шились в 404 г. до н.э. победой Спарты. Афинский морской союз был распущен. В Греции установилось господство Спарты. Спар­танцы вмешивались в дела других полисов, устанавливали всюду олигархическое правление. В ответ в Фивах произошел переворот против спартанцев и их местных приспешников-олигархов. Во главе восстания стоял Эпаминонд. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах он разгромил непобедимое до того войско Спарты. В ходе войн полисы взаимно ослабляли друг друга.

Одновременно в IV в. до н.э. внутри самих городов-государств происходят явления, получившие название кризиса полиса. По мере развития экономики усиливается неравенство между гражданами. Многие теряли средства к существованию, разорялись. Обычным явлением стало наемничество: на смену ополчений граждан при­ходят воины, нанятые за деньги.

Македонское завоевание Греции.К северу от Греции находи­лась Македония, где жило родственное грекам население. В сере­дине IV и. до н.э. на македонский престол вступил царь Филипп //, поклонник эллинской учености, выдающийся дипломат иполко­водец. Филипп создал знаменитую македонскую фалангу, превра­тив свою армию в грозную силу.

Многие в Греции надеялись, что и Филипп наведет в их стране порядок, прекратит усобицы. Другие греки, во главе с афинским оратором Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Решающая битва между греками и македонцами произошла в 338 г. до н.э. возле городка Херонеи. Греки были раз­биты, Эллада попала под власть Филиппа. Царь начал подготовку к войне с Персией, но был убит в 336 г. до н.э.

Походы Александра Македонского.Царем Македонии стал сын Филиппа Александр — великий полководец древности. Он пода­вил вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол­жил подготовку к войне с Персией. Его поход в Азию начался в конце марта 334 г. до н.э. Первое сражение произошло на реке Граник. Персидское войско сопротивлялось недолго. Александр прошел по Малой Азии, захватывая один город за другим. Пер­сидский царь Дарий III дал сражение на берегу Средиземного моря у городка Исс. В разгар битвы Александр, увидев, что пер­сидский царь остался почти без защиты, приказал атаковать его. Дарий едва спасся бегством.

Александру покорились без сопротивления почти все фини­кийские города. Лишь Тир был взят после долгой осады. Вскоре войско двинулось в Египет. Здесь Александра приветствовали как освободителя от персидского ига, жрецы провозгласили его фа­раоном. Решающая битва македонско-персидской войны произош­ла 1 октября 331 г. до н.э. у деревни Гавгамелы в Месопотамии. У Дария сил было в двадцать раз больше, чем у Александра. Пер­сы почти одержали победу, но Александр вновь нанес свой глав­ный удар туда, где находился Дарий, который опять бежал. Побе­да была за воинами Александра. В столице Персии они захватили несметные сокровища. Дарий вскоре погиб.

Однако не все земли Персидской державы признали власть нового завоевателя. С большим трудом удалось покорить Среднюю Азию. В 327 г. до н. э. Александр повел свое войско на территорию Индии, не входившую в состав Персии. На восточном берегу реки Инд завоеватели разгромили войско царя Пора. Однако, когда македонцам стало ясно, что впереди их ждет война с государ­ством Магадхи, они взбунтовались. Александр был вынужден в 325 г. до н. э. повернуть назад.

В 324 г. до н.э. Александр сделал своей столицей Вавилон. Он планировал новые походы, но в июне 323 г. до н.э. 32-летний завоеватель внезапно заболел и умер.

Эллинистические государства.После смерти Александра нача­лась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. В эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские цари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран, Месопотамию, Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Се­левкидов было очень воинственным.

 

www.ronl.ru

ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории "Древняя Греция".

ЛЕКЦИЯ № 6 § 5. Древняя Греция.

На юге Балканского полуострова расположена Греция — родина первой цивилизации Европы. К Греции в древности относились все прилегающие острова и западное побережье полуострова Малая Азия. Греция богата полезными ископаемыми, что способствовало развитию ремесла и торговли. Земля здесь не отличается плодородием, но хорошо растут виноград и оливковые деревья. Обилие островов, гаваней и бухт способствовало развитию мореплавания. Люди жили в небольших областях, окруженных горами, но обычно имеющих выход к морю.

Легендарным родоначальником греков считается царь Эллин. Поэтому сами себя греки именовали эллинами, а свою страну — Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили племена пелазгов, которые раньше всех в Европе освоили земледелие. Греческие племена тогда обитали на севере, на Дунае. Примерно с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. до н.э. вся Греция была населена лишь греками.

Минойская и микенская цивилизации. Древнейшие следы производящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит. На Крите сложилась и самая древняя в Европе цивилизация. По имени мифического правителя — царя Ми- носа ее называют минойская.

Первоначально на острове существовало четыре небольших государства, центром которых были дворцы правителей. В городе Кносс раскопан самый большой из дворцов, его называют дворец Миноса, или Дворец правителей. В нем имелось около трехсот помещений, стены были украшены фресками. Наиболее известно изображение игры с быками: юноша проделывает на рогах быка и на его спине замысловатые движения. Очевидно, это был обряд, связанный с поклонением быку — главному помощнику древних земледельцев.

В критских дворцах жили цари, их приближенные, слуги. Вокруг дворцов располагались поселения земледельцев. Так как от вторжений остров защищал сильный флот, критские дворцы не были окружены стенами.

Мифы, подкрепленные археологическими данными, говорят, что цари Крита покорили население многих островов Эгейского моря и материковой Греции (например, миф о Тесее и Минотавре).

Начиная с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, начинает складываться своя цивилизация. По названию города Микены она называется микенская. Создатели микенской цивилизации — греки-ахейцы — позаимствовали на Крите многие его достижения.

Центрами микенских государств также были дворцы. Но они были сильно укреплены. Ахейцы вели между собой частые войны. Однако иногда, ради победы над общим противником, они объединяли свои силы. Именно такое объединение вело знаменитую Троянскую войну, завершившуюся за­хватом богатого города Троя (Илион) в Малой Азии примерно в 1270 г. до н.э. Эти события нашли отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Дорийское завоевание. Вскоре после окончания Троянской войны жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили ахейские государства. Большая часть дорийцев вскоре ушла обратно на север. После этого Греция вновь вернулась к временам за­рождения цивилизации. Такой зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

infourok.ru

Лекция 8. Античные государства. Древняя Греция — КиберПедия

История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античныхгородов-государств (или полисов).Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы:родовую знать - эвпатридов,имевших монополию на занятие государственных должностей;простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составлялиметеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс -демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты.Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальныхфил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный органгелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии.Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролемгерусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежалоэфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения. внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными" Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.

Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в видеЗаконов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.

В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был поисущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

 

cyberpedia.su

Лекция - История Древней Греции

1.Природа и население Древней Греции.

Понятие и периодизация истории Древней Греции.

Древняя Греция и европейская историческая традиция. Представления о культурно-политическом наследии Древней Греции. Концепция Древней Греции как родины основных социальных, политических и этнокультурных понятий Европы.

Физико-географическая и экологическая характеристика Древней Греции. Влияние природных условий на историю страны.

Этногенез и первобытные культуры на территории Греции. Индоевропейское заселение Балканского полуострова. Индоевропейцы в Эгеиде.

2. Крито-микенская эпоха.

Периодизация и хронологические рамки крито-микенской эпохи. Этнополитогенез. Дешифровка линеара Б.

Критское общество. Объединение Крита. Талассократия Миноса. Эколого-экономическая катастрофа и покорение Крита Ахейцами. Судьба Крита в конце II тысячелетия. Критская культура.

Кикладское общество и его судьба.

Общества континентальной Греции и их развитие (Пилос). Оформление основных государств. Взаимоотношения Эгеиды и Египта. Конфедеративная держава «Аххиява» (Микенская держава) и ее проникновение на восток. Хетто-микенские отношения, Троянская война и ее последствия.

Вторжение дорийцев и крушение микенской цивилизации.

Культура древней Эгеиды. Религия. Эпос. Концепция «героического века». Письменность.

3. Предполисный ( гомеровский) период в истории Греции.

Социальный и политический уклад гомеровского периода. Военно-политическая нестабильность. Культурный и экономический упадок. Исторические перспективы, предопределенные гомеровской эпохой.

4. Архаика.

Культурно-экономический подъем и его причины На|.........

социальных конфликтов и их характер. Великая гроческая колонизация. Господство аристократии (олигархии), его характер и последствия. Архаический полис. Новая экономическая коньюнктура и ее влияние на социальные процессы.

Кризис архаического общества. Начало становления классического полиса. «Спартанский» и «Афинский» пути. Реформы Солона. Ранняя тирания. Общая характеристика происшедшего социального переворота и его экономическое и культурное значение.

Культура архаики. Эпические традиции и эпические поэмы. Религиозное взаимодействие с Азией и оформление общеэллинской мифологии. Гомер и Гесиод. Аристократическая культура и лирическая поэзия. Изобразительное искусство.

5. Классический период.

Греция на рубеже V-IV вв. до н. э. Классический полис, его характеристика. Типы полиса. Перспективы развития полиса. Степень развития частной эксплуатации, частного рабства и товарно-денежных отношений.

Греко-персидские войны и их историческое значение. Внутренние, социальные и политические процессы V в. до н. э. Афинская архэ и Спартанский союз. Общественный и политический строй, экономическое положение и интересы, внешняя политика. Внешнеполитическая история Греции в V в. до н. э. и Пелопонесская война.

Греция на рубеже V-IV вв. до н. э. Начало кризиса классического полиса. Внешняя и внутренняя политика греческих государств.

Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис полиса. Его причины и последствия. Его объективный потенциальный исход. Формы осознания кризиса и программы его преодоления в греческой социально-политической мысли. Внутренние конфликты, войны и планы внешней экспансии. Младшая тирания и понятие пре-дэллинизма.

Мир греческих колоний в классический период.

6. Период эллинизма.

Македония и ее завоевания в Греции и на Востоке. Греко-македонский мир на рубеже IV-III вв. до н. э.

Греция в III-II вв. до н. э. Основные черты социально-экономической и политической жизни. Внешнеполитическое положение греческих государств. Римские завоевания.

Эллинистические государства Азии. Характеристика их политического строя. Полис и царь на Востоке. Упадок эллинистических государств и его причина. Раздел эллинистического Востока между Парфией и Римом.

Культурные и психологический инновации эллинизма. Культурная политика государств. Академии и библиотеки.

Развитие техники, технологии и экономической инфраструктуры при эллинизме. Процессы интеграции.

Наследство эллинизма. Место эллинизма в истории античности в целом.

7. Мировоззрение и этика древних греков.

Образ жизни. Активность политической жизни. Концепция досуга. Социальное мировосприятие. Понятие свободы и его значение. Представления о взаимоотношениях коллектива и личности.

Семейная этика. Типы и восприятие личных связей. Личный успех, его оценка и восприятие. Изменения в этой области.

Быт и материальная культура.

Характер досуга.

Практическая этика и этико-философские концепции. Причины и последствия их существования.

Этика классики и эллинизма. Социально-этический переворот эллинистической эпохи. Развитие личных начал. Традиционная и «теоретическая» этика. Эпикурейство. Стоицизм. Кинизм.

8. Религия Древней Греции.

Греческая религия как структурообразующее начало культуры. Развитие греческой религии. Основные мифы и культы. Храмы, оракулы и религиозные празднества.

Отношение к религии. Прагматическое отношение. Элементы эти-зации с одной стороны и скептицизма с другой. Типы культурного взаимодействия религии и философии. Представления о благочестии.

Религиозно-философская ситуация в эллинистическом мире до конца I тыс. до н. э. Традиции и инновации. Взаимодействие с восточной культурой и внутреннее развитие.

Влияние религиозных представлений и культа на развитие архитектуры, скульптуры, литературы и театра.

9. Культура Древней Греции.

Древнегреческий язык и его развитие. Письменность и образование. Литература: выделение литературных жанров. Развитие и основные произведения греческой литературы. Эпическая поэзия, лирика, роман, развлекательная литература.

Театр. Трагедия и комедия.

Философия. Становление, развитие и основные школы философии.

Историческая наука и соотношение истории и литературы в Греции.

Ораторское искусство.

Изобразительное искусство. Архитектура, скульптура, живопись и графика. «Массовое искусство».

Развитие точных и естественных наук. Технические достижения и их восприятие.

www.ronl.ru

Лекция - Древняя Греция и Спарта

История государства и права Древней Греции, как одна из составляющих дисциплины «История государства и права зарубежных стран», представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.

Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства. Энгельс пишет:  «Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами  государственной власти; как место подлинного „вооруженного народа“, защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная „публичная власть“, которая  была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше  чем в Древних Афинах».

В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца  I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – совместное поселение).

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период.  О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."

Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в  VIII-VII веках до н.э.

Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, т.е. «имеющих благородных отцов». Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их  немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.

Замкнутый господствующий  верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты -  крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.

Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

 Низший слой аттического общества составляли лишенные каких  бы то ни было прав рабы.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки  последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

 Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.

Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.

В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание -–экклесия. Как полагают историки в экклесии («собрании вызванных лиц») могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.

Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако, драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.

2) положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяжелым. Главной бедой деревни было ростовщичество, которым занималась часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без земли крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В случае, если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и должника, и членов его семьи.

 Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия – «стряхивание бремени».        Она освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы в рабство за границу, государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.

 Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон  поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.

Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. «тимэ» – имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.

Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.

 Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов.

 Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса.

Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 2 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.

Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала обязанность военной службы.

При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.

Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов.

Кроме того феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных – гелиэю, который был высшим судебным органов Афин.

Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в «Сравнительных описаниях » пишет: "… Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств". Ни демос  ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый  широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:

город Афины и его пригороды;

внутренняя центральная полоса;

береговая полоса.

Каждый округ состоял из 10 триттийю 3 триттии, по одной от каждого округа, составляли филу, и, таким образом, составлялись 10 фил. Такая территориальная организация позволяла смешать население, разъединить роды, а следовательно ослачить эвпатридов.

Триттии распадались на мелкие сельские единицы – демы, каждый из которых  являлся административной, военной и политической единицей. В демах происходили выборы членов суда присяжных и в совет пятисот, который пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет пятисот выбиралось по 50 человек от каждой филы.

 Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые по очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.

Для предотвращения возможности установления тирании Клисфен ввел процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет любого гражданина, который по мнению общества мог представлять угрозу гражданским свободам.

Реформы  Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. «После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне».

Спарта, как и Афины, была главным ведущим центром греческого мир, но представляла собой другой тип государства, нежели Афины. В противоположность им Спарта была аристократической, а не демократической, республикой.

Спарта располагалась в Лаконике, которая в XII-XI веках до н.э. подверглась вторжению дорических племен. Постепенно, прежде проживавшие там, ахейские племена, были покорены ими и превращены в общинных рабов – илотов. Однако от рабов в строгом понимании значения этого понятия они отличались тем, что отдавали своим господам не весь урожай, а только его половину, и принадлежали не одному конкретному человеку, а государству. Таким образом статус илотов можно определить как крепостные.

Завоевание поставило перед дорийцами задачу создания органов власти. Однако столь раннее возникновение государства повлекло за собой сохранение ряда первобытнообщинных пережитков и элементов родового устройства. В частности, среди государственных органов в Спарте сохранялись народное собрание и соети старейшин, а государством управляло два вождя – архагета. Если между архагетами  царило единодушие, то их власть считалась неограниченной, но так кк такое происходило не часто, то таким образом достигалось ограничение их власти.

Народное собрание – апелла- имело демократическую сущность, но со временем утратило реальную  силу  и стало полностью зависеть от властей.

Ограничение власти царей достигалось не только тем, что их было двое, но и тем, что оба архагета одновременно являлись членами совета старейшин – геруссии. Помимо царей в нее входило еще 28 членов-геронтов, избираемых пожизненно из представителей влиятельнейших спартанских родов, достигших шестидесятилетнего возраста. В функции геруссии входил верховный суд, военный совет, ведение внутренних и военных дел спартанской общины.

 С течением времени в Спарте появился еще один орган – эфорат, состоявший из пяти избираемых апеллой  эфоров. Эфорат мог оказывать колосальное влияние на дела государства. Раз в восемь лет эфоры собирались ночью и следили за падающими звездами. Считалось, что если эфоры увидят падающую звезду, то одного из царей необходимо сменить. Кроме того, они имели право требовать объяснения от царей и могли отменять их решения. Эфорат созывал геруссию и апеллу,  ведал внешнеполитическими делами, финансовыми вопросами, осуществлял судебные и полицейские функции.

 Многие спартанские учреждения и обычаи связывают с именем Ликурга. Его деятельность  относят приблизительно к VIII веку до нашей эры.   Хотя реальное существование Ликурга не доказано, однако, существует его жизнеописание, написанное Плутархом. Согласно ему, по совету дельфийского оракула Ликург обнародовал ретру – устно изречение, приписывающееся божеству и заключавшее в себе важные постановления и законы. Эта ретра легла в основу спартанского государственного устройства. Согласно е было установлено коллективное пользование рабами и землей. Граждане были наделены равными наделами земли – клерами; был реорганизован совет старейшин и установлен эфорат. Много было сделано для того, чтобы установился образ жизни, который мы называем спартанским – без роскоши и излишеств. Такб требовалось, чтобы в каждом доме крыша была сделана топоом, а дверь выпилена пилой. Деньги делались в виде больших тяжелых монет, чтобы предотвратить их накопление.

Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию детей, которые должны были расти крепкими воинами, готовыми в любой момент усмирить илотов. Поэтому, по законам Ликурга детей, имевших физические недостатки, убивали.

 Воспитание детей отличалось крайней суровостью и проходило в условиях жесткой, а порой даже жестокой дисциплины, с уклоном на военную и физическую подготовку.

 Особой задачей государство считало воспитание спартанок, так как община была заинтересована в том, чтобы дети рождались здоровыми и сильными. Поэтому, выйдя замуж, спартанка всецело отдавалась своим семейным обязанностям – рождению и воспитанию детей.

Кроме того, по законам, приписываемым Ликургу, спартанцам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Это был удел периэков – свободных жителей  приграничных районов Лаконики, ограниченных в своих политических правах.

Особенности общественного и государственного строя Спарты объясняются тем, что здесь долгое время продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя, которые использовались в целях обеспечения господства на подвластнымм населением  Лаконики. Удерживая порабощенный народ в подчинении, спартанцы были вынуждены превратить свой город в военный лагерь и обеспечивать равенство в своей общине, исключая ее имущественное расслоение.

Демократизация государства и права Афин

Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако это не сделало Афины демократическими. Высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.

Афины были влиятельным государством и многие греческие города-государства пошли вслед за ними по пути к демократии. Это не могло не беспокоить Спарту, которая опасалась усиления Афин. Поэтому Спарта всеми возможными способами старалась не допустить демократических преобразований как в Афинах, так и по всей Греции.

В 471 году до н.э. в Афинах утвердилось правительство олигархов во главе с Кимоном, который взял курс на сближение со Спартой, которую считал идеалом. Но такая попытка не имела успеха среди населения, и этим воспользовались сторонники демократии: Кимон был подвергнут остракизму, против большинства членов ареопага были возбуждены судебные процессы по обвинению во взяточничестве, злоупотреблениях доверием граждан и так далее. Это подорвало доверие афинских граждан к этому органу власти и в 462 году до н.э. народное собрание приняла закон, по которому ареопаг лишался своих прежних функций и превращался в простой суд по разбору уголовных преступлений. Верховная государственная власть перешла к народному собранию.

Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл. Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние.

 Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной для третьего и четвертого класса граждан – зевгитов и фетов. Несколько позже были восстановлены суды по демам.

Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть демократов снова сменилась властью олигархии. Однако, длительные войны против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433 году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе государства на 15 лет становится Перикл.

 В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.

 Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло  любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценной службы отечеству.

При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участи в народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной своей массе – жителей Афин.

Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном  государственном органе – совете пятисот. В него входили  десять, избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.

Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако,  за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.

www.ronl.ru

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима). История мировой и отечественной культуры: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима)

1. Особенности античной культуры

Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной европейской культуры.

Особое географическое положение Греции – пересечение оживленных морских торговых путей; города-полисы с их демократией; особый способ мышления (созерцательность плюс высокий уровень логики) составляют содержание и своеобразие греческой культуры. Древняя Греция вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное и эллинам, и всем другим народам.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Римское искусство создавали как римляне, так и:

1) древние египтяне;

2) греки;

3) сирийцы;

4) жители Галлии;

5) древней Германии и др. народы.

Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью – все то, что характерно для современного цивилизованного общества. Периодизация античной культуры очень сложна.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Лекция 8. Античная культура Древней Греции

 

Основные понятия:

Полис; мифология; архитектурный ордер; идеал гармонического человека; космополитизм культуры; раннехристианское искусство; символика христианства.

 

 

Характерные черты древнегреческой культуры

 

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211).

Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:

- интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

- космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера.Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

· Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

· В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

· Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

 

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых, признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

 

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля,вода,огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному.

Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

 

Литература

Древнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев.

В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также