Календарь древнего египта. Несолнечный «солнечный» календарь «древних» египтян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Система летоисчисления в Древнем Египте. Календарь древнего египта


Несолнечный «солнечный» календарь «древних» египтян

Несолнечный «солнечный» календарь «древних» египтян

… именно к середине XIII в. (т. е. к «1240–1260» гг.) отнесли они (в XVI в.!) смену лунного календаря на солнечный(под «они» Кеслер понимает «отцов хронологии» Йозефа Юстуса Скалигера и Цезаря Барониуса — Е.Г.).…

Можно предположить, что первая попытка синхронизации календарей была предпринята на уровне «1572» г. …

Расхождение в летоисчислении по лунному и солнечному календарям ещё не было скорректировано даже к XVII в.

Я. Кеслер, Осознание времени, Электронный альманах Арт&Факт № 1, 2006

Если бы «древние» египтяне действительно пользовались солнечным календарем (или хотя бы солнечным годом), то уже этого одного было бы, с моей точки зрения достаточно, чтобы считать их не такими уж и древними: понятие солнечного года возникло сравнительно недавно. А создание календаря, в котором связь с лунными месяцами перестала бы существовать, и того позже.

Эту мою точку зрения, пока еще крайне мало распространенную среди историков — приверженцев ТИ, разделяют некоторые российские авторы в рамках исторической аналитики. Об этом может свидетельствовать и эпиграф к данному разделу.

Правда, большинство историков уверено в том, что в Древнем Египте с незапамятных времен существовал именно солнечный календарь. Присмотримся внимательнее к этой исторической информации. Выдерживает ли она проверку исторической аналитикой?

Во-первых, никто не отрицает существования в Древнем Египте первоначально чисто лунного календаря. Правда, о нем предпочитают не писать. Ибо информации о нем сохранилось не так уж и много (скорее всего именно потому, что цивилизация и письменность возникли в Египте много позже, чем думают историки). Тем не менее, отдельные высказывания на сей счет у историков найти можно.

В книге В.В. Струве «Манефон и его время» (СПб.: Журнал Нева/Летний сад, 2003) на стр. 186 читаем: «Они уже в глубокой древности с такой же легкостью отказались в исчислении времени от месяца, этого естественного измерителя времени, с какой они в своем письме отказались от огласовки, а в своем изобразительном искусстве — от пространства». При всем уважении к известному русскому востоковеду, должен признаться, что за этой мудрой фразой, как мне кажется, просто скрыто признание в отсутствии у Струве информации на сей счет.

Как мы видели в предыдущих главах, отказ сей не был таким уж легким, если учесть существование переходного двухмесячного года у древних египтян. К тому же, не ясно, отказывались ли египтяне от огласовки и от изображения пространства или же просто не дошли ни до огласовки, ни до пространственных изображений. В то время как в существовании месячного счета сам Струве уверен.

Иными словами, в то время как до разделения слога на его фонетические части, так и до изобразительных средств объемного изображения нужно было сначала дойти, в развитии календаря египтяне по крайней мере в начале шли тем же путем, что и все другие народы: от месячного счета к более крупным временным отрезкам.

И Струве описывает эти более длительные отрезки времени, каждый из которых состоял из двух названных Иделером двухмесячных лет: наводнение, выхождение (земли из воды) и, наконец, недостаток воды. Нас не должно смущать то обстоятельство, что Струве, как и многие другие авторы, думающие в современных им символах и понятиях, описывают эти три сезона как имеющие длину в четыре месяца по 30 дней каждый. Важно именно то, что вслед за месяцем и двухмесячным «годом» возник четырехмесячный отрезок времени: египетский сезонный год. В том, что сезоны с самого начала измерялись не лунными месяцами, а искусственными месяцами длиной по 30 дней позвольте усомниться.

Наконец, как считает Струве, египтяне «создали искусственное деление года на 12 месяцев по 30 дней и еще 5 дополнительных дней.» Ну прямо как персидские и арабские астрономы, про которых Иделер пишет, что они именно потому так любили этот экзотический год, что он им напоминал известный каждому ребенку египетский год из 365 дней. Боюсь, что реальный путь к понятию года был иным: от сезонов длиной в четыре лунных месяца каждый к году из 12 лунных месяцев и только от него к году, состоящему из 365 дней.

Косвенно о моей правоте свидетельствует уже тот факт, что год из 365 дней, о котором выше шла речь, вовсе не называется у Струве солнечным. Он признает, что весьма длительное время (он говорит о многих тысячелетиях) начало года определялось египтянами по началу нильского разлива вод. И только со временем была подмечена связь начала года с неким астрономическим явлением. Однако это явление никак не было связано с Солнцем, а с одной из ярких звезд, именно, с Сириусом!

Эта яркая звезда считалась ими небесным божеством, которому было присвоено имя Сотис. Она наблюдалась египтянами каждую ночь в течение приблизительно 10 последовательных лунных месяцев, но потом становилась на прибл. 70 суток невидимой. Когда же она снова незадолго до восхода Солнца становилась на несколько минут видимой, то наступал сезон наводнения. Именно это астрономическое событие и стали египтяне связывать с началом года. Слово Сотис даже стало для египтян синонимом года.

В дальнейшем Струве совершает логическую ошибку, считая, что еще до введения года Сотиса египтяне зафиксировали длину года в 365 дней и посему, мол, не смогли определить, что год на самом деле на четверть дня длиннее. На самом же деле именно потому, что они пришли к понятию года через восход Сириуса после долгого его отсутствия на ночном небе, они и получили год длиной в 365 дней. Ведь Сириус всегда появляется после семидесятидневного отсутствия на небе незадолго до восхода Солнца, а от восхода Солнца до некоторого более позднего восхода Солнца (пусть даже через год) всегда проходит определенное количество суток. Солнце не может взойти завтра на шесть часов позже, чем сегодня! Просто Земля не успевает за 365 суток совершить полный оборот вокруг Солнца.

Итак, египтяне не пользовались солнечным календарем и именно поэтому и не пытались подогнать длительность календарного года к длительности солнечного. Солнце вообще не играет в южных странах той роли, которая выпадает на его долю в странах Севера. Различия в подъеме Солнца над горизонтом незначительны и его сравнительно низкий подъем не приводит к суровой зиме. Именно поэтому увязывание сезонных изменений с Солнцем более естественно для северных, а не южных стран. Впрочем Струве прямо подчеркивает, что роль Солнца в изменениях внутри суток была настолько более мощной, чем внутри года, что у египтян только день, но никак не год связывались с Солнцем:

«Рядом с великим событием утреннего восхода настолько тускнели все прочие события солнечного года, что в древнейшем письме лишь день детерминируется при иероглифом Солнца, а год и время года оставляются без этого детерминатива.

На основании всего сказанного, я решаюсь сказать, что в египетском календаре исторического времени зимний солнцеворот играл лишь второстепенную роль» (стр. 197).

Если вообще играл хоть какую-либо роль. Последняя фраза цитаты есть возражение коллегам-историкам, выдвигавшим подобные гипотезы для объяснения своих неверных представлений о календаре египтян.

Год египтян был годом Сириуса и его длительность была именно поэтому определена в 365 полных суток вскоре после того, как была замечена временная зависимость между появлением Сириуса на ночном небе и началом сезона нильского наводнения. Другое дело, что по прошествии каждых четырех лет год Сотиса расходился с солнечным годом на целые сутки, так что через 120 лет после введения года Сотиса в обиход разница между ними достигла целого месяца.

А так как наводнение Нила на самом деле определялось не Сириусом (как это думали астрофизически малограмотные египтяне, а Солнцем, то разница эта не могла остаться незамеченной, Тем не менее, обожествление Сириуса зашло за это время так далеко, что с фараонов стали требовать клятвы, что они не будут никак подправлять календарь Сотиса путем введения високосных лет или месяцев.

Впрочем, через всего какие-то там 1460 лет все снова на короткое время становилось на свои места и Сириус начал появляться на небе незадолго до начала разлива Нила. Конечно, нельзя исключить и такого варианта, что никаких 1460 лет в распоряжении египтян не было, так как они еще не знали, что хронологи XIX в. придумают им тысячелетнюю историю по прямому указанию Наполеона, заявившему о 40 веках египетского прошлого.

И потому никакой реальной трагедии египтяне после введения года и календаря Сотиса не переживали. Просто в 1600 г. н. э. впервые была подмечена описанная выше связь Сириуса с разливом Нила и вскоре после этого был введен календарь Сотиса. А до этого египтяне спокойно, как и везде в мире, пользовались лунным календарем, изредка подправляя его для приведения в соответствие с природными явлениями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Египетский календарь

Согласно известному египтологу Бристед (J. H. Breasted), наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.

Египтяне начали использовать солнечный календарь возможно с эпохи правления династии Гиксосов 1700 - 1500 до н.э.

Жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Цикл разбивался на три периода: наводнения, русла (сезон посева) и обмеления (сезон сбора урожая).

Египтяне обнаружили, что гелиакический восход звезды Сириус предшествует несколькими днями ежегодный разлив Нила. (Гелиакический восход - это первый восход звезды, видимый в предрассветный момент после ее схождения с солнцем. Строго говоря, гелиакический восход определяет длину не тропического года, а сидерического, однако для египтян это различие было не существенно.) Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе.

Небезынтересно отметить, что Сириус - тройная и самая яркая звезда неба. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис ("Лучезарная" или "Блистательная") и Анубис ("Звезда Пса"). Последнее перешло затем к древним римлянам. Они называли Сириус " Stella canicula" или просто "Canicula". Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и в сенате объявляли перерыв - "каникулы" (дословно - собачьи дни).

Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце года были дополнительные 5 дней - праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды (сравните с календарем французской революции).

Как уже было отмечено, месяцы были сгруппированы по четыре, образуя сезоны. Египтяне не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Для египтян это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на день каждые 4 года. Этот период так и назывался - цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Возвращение звезды отмечалось праздником в честь Вечности.

7 марта 238 г. до н.э. фараон Птолемей III Евергет (Ptolemeus Euergetes) пытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопский Декрет" (The Canopus decree) - монолит c билингвой на греческом и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить сдвиг дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день повелевалось праздновать богов - покровителей семейства Птолемеев. Это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму (примерно с 26 г. до н.э.), начал приниматься новый календарь, сходный с юлианским. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.

Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю - первый день месяца тота - соответствует 29 августа (длительность года в обоих календарях одинаковая - 365.25 суток).

Египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.

Дни месяца и месяцы обозначались номерами. Дата записывалась примерно так:

Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, как указано в [3] произнесение имени фараона было под запретом.

Читайте также:

planetologia.ru

Древний Египет | Система летоисчисления в Древнем Египте

Давайте сперва уточним понятия. Итак, ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - это система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра) принята в настоящее время в большинстве стран.

Какая система летоисчисления была в Древнем Египте?

В древнем Египте использовалось три параллельно существовавших системы летоисчисления: Официальный календарь, Лунный календарь и Гражданский календарь.

I. Официальный календарь

В Древнем Египте год по официальному календарю год состоял из 12 месяцев и делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Новый год начинался 19 июля — в день, когда на небе восходил, то есть становился видимым, Сириус (Сотис). Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять приходился на день «восхода» звезды Сириус. В 25 до н. э. был установлен Александрийский календарь, в котором каждый четвёртый год был високосным — в конце года добавлялся один день.

1. Сезон Ахет - Время половодья — с середины июля до середины ноября2. Сезон Перет - Время всходов — с середины ноября до середины марта3. Сезон Шему - Время засухи — с середины марта до середины июля.

В одиннадцати месяцах было по 30 дней а в последнем - 35. Эти добавочные 5 дней назывались хериу-ренпет - находящиеся над годом. Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего египетского бога: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.

Точно не известно, когда египтяне начали использовать систему летоисчисления, основанную на наблюдении за Сириусом(Сотисом). Но самые ранние свидетельства относятся ко времени I династии (начало III тыс. до н. э.). Сохранилась табличка из слоновой кости, датируемая этим периодом, на которой помещены рядом символическое изображение Сотис-Исиды и знак первого в году сезона ахет, что явно имеет календарный смысл. В текстах более позднего времени восходы Сотис упоминаются неоднократно в двух основных значениях: как предвестники разливов Нила и как событие, связанное с началом года. Также из «Текстов пирамид» известно, что в эпоху Древнего царства звездные наблюдения уже были распространены и занимали немаловажное место в общей системе религиозных представлений. Наряду с другими звездами в «Текстах пирамид» упоминается также Сотис.

II Лунный календарь

Первым календарем в Древнем Египте был лунный календарь, употреблявшийся, по-видимому, уже в додинастический период. Наиболее ранние свидетельства о нем восходят к эпохе Древнего царства. Со времени IV династии (XXVIII—XXVI в. до н. э.) в мастабах (гробницах царей и сановников) появляются списки месячных праздничных жертв, построенные хронологически. Этот лунный календарь использовался на протяжении всей древнеегипетской истории как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников.

Основной единицей системы летоисчисления в Египте служил лунный месяц, включавший 29 или 30 дней. Продолжительность каждого месяца определялась непосредственно наблюдением. За начало месяца принимали первый день невидимости Луны, когда старый месяц переставал наблюдаться на востоке перед восходом Солнца. Дни месяца были пронумерованы от 1 до 30 и носили особые названия, отражающие распорядок ритуальных действий, совершаемых на протяжении месяца, а также закономерности движения Луны.

Лунный год состоял из трех сезонов и включал 12 или 13 месяцев в среднем по 4 месяца в один сезон. Название сезонов было тем же, что и в официальном календаре: ахет, перет, шему. Нумерация месяцев на протяжении каждого сезона велась отдельно. В датировках указывали сначала номер месяца и название сезона, затем номер дня. Так, запись III prt 24 означала: 24-й день третьего месяца сезона перет.

Дополнительный, тринадцатый месяц засвидетельствован уже в мастабах времени IV династии, а также в списках храмовых служб времен XII династии (XX—-XVIII в. до н. э.), включавших иногда 12 или 13 лунных праздников, и в ряде других более поздних текстов. Високосный год в древнеегипетских текстах именуется «большим годом». Дополнительный месяц вставляли каждые три года, реже — два, для того чтобы привести начало лунного года в определенное положение относительно сезонов.

Месяцы по лунному календарю не соответствовали месяцам официального календаря, так как по официальному календарю начало разлива Нила могло приходится на любой месяц в соответствии с циклом «Сотис», однако по лунному календарю началу разлива Нила всегда соответствовал месяц Тот.

III Гражданский календарь

Новый календарь был построен по простой схеме. Один год включал 12 одинаковых месяцев по 30 дней плюс 5 дополнительных дней, получивших позднее название эпагоменов. Каждый месяц состоял из трех 10-дневных недель. Год подразделяли на три сезона по 4 месяца в каждом, носивших те же названия, что сезоны привязанного к восходам Сотис (ахет, перет, шему). Нумерация месяцев в каждом сезоне велась раздельно. Длина года равнялась 365 дням и была, таким образом, на 1/4 дня короче длины солнечного года. Эта разница приводила к постоянному смещению начала года относительно сезонов в среднем на 1 сутки за 4 года, что позволило в эллинистический период определить его как «блуждающий», или «подвижный», год.

Поздний лунный календарь

Расхождение гражданского и лунного календарей породило стремление создать календарь, в котором такое расхождение не имело бы места. Был создан новый вариант лунного календаря, определенным образом привязанный к гражданскому. Хронологической единицей в нем, как и в раннем лунном календаре, служил лунный месяц, начинавшийся в первый день невидимости Луны.

Интеркаляции, однако, производились не по дате восхода Сотис, а по 1-му числу месяца Тот. Дополнительный месяц назначался раз в 2—3 года, чтобы удержать начало лунного года в пределах месяца Тот. Таким образом, лунный календарь передвигался по сезонам вместе с гражданским календарем, а его месяцы носили те же названия, что и месяцы гражданского календаря.

Время создания этой сдвоенной календарной системы датируется Р. Паркером приблизительно серединой III тыс. до н. э. Однако первое документальное свидетельство о ее существовании дают символические изображения 59 божеств египетского года, датируемые временем XXII династии (X— VIII в. до н. э.) и известные по ряду копий эллинистического времени.

ПРИМЕЧАНИЕ

Надо еще отметить, что система летоисчисления в Египте имела еще одну особенность: начиная с конца Древнего Царства, египтяне вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель» 6) тронное имя царя в картуше. Например:

Система летоисчисления в Древнем Егоипте

означает:“Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья.”

Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет

www.mysterylife.ru

Египетский календарь - это... Что такое Египетский календарь?

 Египетский календарь

Год делился на 3 сезона по 4 месяца каждый:

  1. Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
  2. Время Восходов (перет) — с середины ноября до середины марта
  3. Время Засухи — с середины марта до середины июля

Месяцы обозначались номерами (первый месяц половодья, второй месяц половодья и т. д.).

Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год должен был начинаться 19 июля — в день, когда на небе «восходил» (то есть становился видимым) Сириус Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять приходился на день «восхода» звезды Сириус. В 25 до н. э. был установлен Александрийский календарь, в котором каждый четвёртый год был високосным — в конце года добавлялся один день.

Названия египетских месяцев в греческих и арамейских документах:

  1. Тот
  2. Паофи
  3. Хатир
  4. Хойак
  5. Тиби
  6. Мехир
  7. Фаменот
  8. Фармути
  9. Пахон
  10. Паини
  11. Эпифи
  12. Месоре

Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.

К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Египетский крест
  • Египетские арабы

Смотреть что такое "Египетский календарь" в других словарях:

  • календарь — (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.… …   Географическая энциклопедия

  • КАЛЕНДАРЬ — есть система регистрации времени, сопоставление событий с циклами, выбранными в качестве системы отсчета. Можно подивиться легкости с которой астрологи принимают на веру дату рождения, уточняя со всей тщательностью час и минуты. Иногда выверенное …   Астрологическая энциклопедия

  • КАЛЕНДАРЬ — (от лат. calendae или kalendae, календы название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.… …   Энциклопедия Кольера

  • Календарь (буквально - долговая книга) — Календарь (от лат. calendarium, буквально ‒ долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца ‒ календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты), система счисления длительных промежутков времени, в основе которой… …   Большая советская энциклопедия

  • КАЛЕНДАРЬ ЕГИПЕТСКИЙ — У древних египтян год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев и пяти прибавочных дней. Но как в каждый год пропадало при этом четверть дня, то египтяне скопляли эти четверти, пока не составится год, что продолжалось 1460. У евреев сначала… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Календарь — I Календарь (от лат. calendarium, буквально долговая книга; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца Календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты)         система счисления длительных промежутков времени, в основе… …   Большая советская энциклопедия

  • Календарь выборов 2012 года — Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом политическом событии. Содержание статьи или части статьи может меняться по мере приближения даты события …   Википедия

  • Календарь — (от Calendae название первых дней каждого месяца у римлян) система времяисчисления. Основанием К. служат астрономические явления смены дня и ночи, фазы луны и времена года (см. Времяисчисление, Год, День, Месяц и Неделя), но так как ни… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАЛЕНДАРЬ — (от лат. calendarium, букв. долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца в т. н. календы) система счисления времени в различных странах, в основе к рой лежит периодичность явлений природы …   Советская историческая энциклопедия

  • Коптский календарь — Календарь Данные о календаре Тип календаря Солнечный Календарная эра Эра Диоклетиана Вставка високосов 1/4 Другие календари Армелина · Армянский: языческий …   Википедия

dic.academic.ru

Какая была система летоисчисления в древнем Египте?

Египетский календарь

 

Система летоисчисления в древнем Египте -  все цивилизации мира создавали для своего удобства свои календари. Египтяне не являются исключением — их календарь был создан около 5000 лет назад. С помощью его египтяне планировали свою жизнь.

 

Луна и египет

Лунный календарьДревняя цивилизация египтян проживает на небольшом участке земли возле реки Нил. Так как именно эта река обеспечивала все хозяйственные и продовольственные нужды, древние египтяне напрямую от него зависели. Для того, чтобы отследить даты разливов реки и празднования знаменательных дат изначально использовался лунным календарь, который был популярен у многих народов мира. Однако для установления дат праздников, необходима была система исчисления — в Египте она была создана в середине 1000-летия до нашей эры. Однако одновременно с религиозным календарем также существовал другой календарь — гражданский. Древние египтяне использовали 25-летний цикл с 309 месяцами. Достоверно неизвестно, каким образом функционировал данный календарь, однако можно с уверенностью утверждать, что лунный календарь использовался недолго и не удовлетворял потребностей по ведению сельскохозяйственных работ.

 

Солнце в закате Нила

 

Солнечный календарьТаким образом, египетские жрецы решили, что пора создать новый, более точный календарь. Хорошо, что тех знаний, которые они имели, было достаточно для проведения достоверных расчетов и проведения аналогии между ними с картой звездного неба. Одним из английских египтологов был обнародован факт, что солнечный календарь был создан за несколько сотен лет до завоевания Египта гиксосами, однако они предприняли безуспешную попытку его реформации. За основание в подобных системах исчисления используется солнечный год, а именно этапы смены времен солнечного года — однако при этом во внимание не берется смена фаз Луны. В итоге, жители древнего Египта стали создателями солнечного календаря. Почти все жрецы научились предсказывать время появления звезд и спустя некоторое время по результатам исследования они провели параллель между расположением звезд и природных явлений. При создании солнечного календаря особое внимание они уделяли паводкам Нила. Паводки происходили в период с июля по ноябрь и таким образом вся долина реки оказывалась залита водой; когда же Нил возвращался в свое русло, наступало время сеять. В итоге, через где-то три-четыре месяца необходимо было пожинать выросший урожай, но стоило спешить — ведь с марта со стороны пустыни Сахары дул сухой ветер, который уничтожал все оставшееся на поле. Ввиду таких погодных условий система летоисчисления должна была быть точной.

 

Река Нил в разливе

 

Принципы построения древнеегипетского календаряГод у древних египтян разделялся на три сезона: ахет — то есть время наводнения, когда Нил выходил из берегов (период с июля по ноябрь), перет — в это время воды Нила возвращались в свое русло (декабрь — март), шема — характеризовался обмелением Нила (март — июль). В течение многих лет египтяне создавали сложную систему дамб, каналов и водохранилищ для защиты себя от наводнения и засухи. Так как эта система требовала постоянного ухода, знания жрецов пригодились для того, чтобы выяснить времена разлива и засухи Нила. В итоге исследований жрецов было обнаружено, что наводнение происходи сразу после летнего солнцестояния. Еще одним открытием была яркая звезда, которую можно было легко заметить даже невооруженным взглядом. В ходе дополнительных исследований было обнаружено, что эта звезда появляется на небосводе раз в 70 суток. Таким образом, с помощью этих двух открытий стало возможным создание новой системы исчисления египтян древности.

 

Звезда Сириус

Цикл, основанный на СолнцеТаким образом, появление звезды Сириус означало новый цикл. Поэтому звезда Сотис (так называли Сириус египтяне), стала источником новой системы летоисчисления. Согласно этого календаря новый год начинался на основании периодических восходов Сотиса. В начале продолжительность года согласно этой системе летоисчисления составляла 360, а спустя некоторое время — 365 суток. С точки зрения астрономического времени, летоисчисление древнего Египта нельзя было считать достаточно точным, так как в нем отсутствовало условия о високосном годе. Именно по этой причине в солнечном календаре жителей древнего Египта каждые 4 года появление Сотиса (Сириуса) задерживалось на один день. Таким образом, календарный год у древних египтян состоял из 12 месяцев, а 30 дней составляли один месяц. Одна неделя у жителей долины реки Нил состояла из 10 дней, а 10 часов являлись длительностью одного дня. 100 минут составляли один час, а минута состояла из 100 секунд. Итого 360 дней. Остальные 5 дней не были прикреплены ни к одному из месяцев в году. В эти дни, которые откладывались на конец последнего месяца, праздновались дни рождения египетских богов.

 

Попытка реформы блуждающего календаряДревние египтяне спокойно относились к тому, что праздники выпадают на разные дни в календаре. По их мнению, праздники плавно перемещались по календарю и таким образом делали святым весь год. Таким образом, египетский календарь было блуждающим, но это всех устраивало. Фараоны даже давали обещание о том, что не будут его изменять. Гиксосские правители попытались это изменить, что вызвало ропот у древних египтян. Хотя под воздействием они смирились, спустя изгнания гиксонов календарь древних египтян был полностью восстановлен, а все реформы гиксонов были убраны. Все даты — дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это объясняется двумя причинами: во-первых, летоисчисление у древних египтян не основывалось на какой-то конкретной дате, во-вторых, счет лет начинался со времен правления нового фараона. Однако существовало правило о начале нового календарного года — это было 29 августа по современному календарю.

 

Бог Тот

Названия месяцев календаряХотя месяцы в древнем Египте и обозначались с помощью цифр, каждый из них носил свое наименование. Каждый месяц был посвящен определенному богу. Первым месяцем календарного года древних египтян назывался Тот, который был так назван в честь богу Луны. Дальше следовал месяц Фаофи, затем названный в честь богини Атхор был месяц Атир. 4 месяц года был связан с династиями фараонов и назывался Хойяк, следующий месяц был назван в честь бога Хнума — Тиби. 6 месяц был посвящен богу Монту и назывался Мехир, а 7 месяц — Фаменот в честь Аменофиса. Следующие месяца носили названия Фармути, Пахон, Пайни, Эпифи и Месори. Как ранее упоминалось, календарь египтян насчитывал 360 дней, а 5 недостающих позже стали носить название эпагомены — сверхгодовые дни. Конечно, проблему того, что календарь отставал, можно было решить с помощью добавления одного дня каждые четыре года, однако фараоны упорно игнорировали такую возможность. Скорее всего это было каким-то образом связано с их религиозными убеждениями; в любом случае реформы системы летоисчисления древних египтян были быстро отменены.

 

Вторая календарная реформа в древнем ЕгиптеПопытки реформировать календарь предпринимались не только гиксонами. Спустя столетия подобная попытка была предпринята в династию Птолемеев. В «Канопском декрете» существует запись о попытке потомка Александра Великого, третьего фараона внести изменения в календарь древних египтян. Во время раскопок в 1866 году была обнаружена плита, на которой сделанные на двух языках надписи (египетском и греческом) говорили о повелении фараона Евергета изменить календарь древних египтян. Хотя эта попытка, как и более ранняя гексонов, не прижилась, в постановлении была допущена ошибка — один день добавлялся не каждые четыре, а каждые три года. Подобная ошибка довольно сильно отразилась на точности летоисчисления, а сама ошибка была обнаружена лишь спустя 48 лет.

 

Использование Александрийского календаряОднако повеление фараона об установлении високосного года в летоисчисление Египта так и не было исполнено. Хотя если бы это все же произошло, то год древних египтян составлял бы 365.25 суток и был бы более точным с точки зрения астрономических показателей. Третью реформу изменения исчисления в древнем Египте была осуществлена римлянами. Сразу после завоевания, они решили изменить летоисчисление. Таким образом, каждые четыре года добавлялся еще один день, однако римляне внесли изменения в порядковую очередь смены високосных годов по отношению к той, которая была принята в столице Римской империи. В итоге, в течение 1500 лет Александрийский календарь существовал параллельно общепринятому у римлян Юлианскому.

 

Самая простая и удобная система для летоисчисления в древнем ЕгиптеЗа все время своего существования система летоисчисления древнего Египта прошла много реформ и испробовала множество способов. Однако наиболее популярным считается именно календарь, основанный на Солнце. По мнению древнегреческого историка Геродота, эта система являлась самой простой и удобной во всем мире. Даже та неточность, которая существовала в этой системе, никак не усугубляла жизнь древних египтян. Вероятно со временем, при условии, что это является необходимостью, недостающий день все-таки появился бы в календаре. Это могло быть результатом исследований жрецов, которые определили, что 365.25 суток все же недостаточно точно отвечают периоду между разливами Нила. Также они смогли вычислить, что каждые 130 лет паводок будет происходить на одни сутки раньше по отношению к восходу Сотиса. Вероятно, они решили пренебречь этими данными для простоты и удобства. Как бы то ни было, летоисчисление в древнем Египте заложило прочное основание для составления календарей и послужило фундаментом для усовершенствования солнечного календаря.

 

Статью написал: Илья Гринько

 

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Астрономия и календари Древнего Египта

Астрономия и календари Древнего Египта

Примерно за четыре тысячелетия до новой эры в долине Нила воз­никла одна из древнейших на Земле ци­вилизаций — египетская. Еще через ты­сячу лет, после объединения двух царств (Верхнего и Нижнего Египта), здесь сло­жилось мощное государство. К тому вре­мени, которое называют Древним царс­твом, египтяне уже знали гончарный круг, умели выплавлять медь, изобрели письменность. Именно в ту эпоху были сооружены пирамиды. Тогда же, вероят­но, появились египетские календари: лунно-звездный — религиозный и схе­матический — гражданский. Обитатели долины Нила, где нет настоящей зимы, делили год на три сезона, которые зави­сели от поведения реки. Первый сезон — ахет ("наводнение") — совпадал с раз­ливом Нила. В то время, с июля по ок­тябрь, река затопляла низины. Следую­щий сезон, длившийся тоже около четырех  месяцев, назывался nepem ("появле­ние суши"). Вода спадала, увлажнив землю и удобрив ее илом; сезон начинал­ся севом и заканчивался сбором урожая. С марта со стороны Сахары полтора ме­сяца дули иссушающие ветры, и насту­пал последний сезон года, тему ("отсутс­твие воды"). С Нила, от которого зависе­ла вся жизнь египтян, и началась астро­номия этой древней цивилизации. "Да­ром Нила" называл Египет древнегре­ческий историк Геродот.

Египетские жрецы-астрономы заме­тили, что незадолго до начала подъема воды происходят два события: летнее солнцестояние и первое появление Си­риуса на утренней заре после 70-дневно­го отсутствия на небосводе. Сириус, са­мую яркую звезду неба, египтяне назва­ли именем богини Сопдет. Греки произ­носили это имя как "Сотис". На одном из храмов доныне сохранилась иерогли­фическая над­пись: "Сопдет ве­ликая блистает на небе, и Нил выхо­дит из берегов сво­их". К тому време­ни в Египте су­ществовал лун­ный календарь из 12 месяцев по 29 или 30 дней — от новолуния до но­волуния. Чтобы его месяцы соот­ветствовали сезо­нам года, раз в два-три года при­ходилось добав­лять тринадцатый месяц. Сириус "помогал" опреде­лять время встав­ки этого месяца. Первым днем лун­ного года считался первый день ново­луния, наступав­ший после возвра­щения этой звез­ды. Такой "наблю­дательный" ка­лендарь с нерегу­лярным добавле­нием месяца пло­хо подходил для государства, где существовали строгий учет и по­рядок. Поэтому для   административных и гражданских нужд был введен так называемый схематический кален­дарь. В нем год делился на 12 месяцев по 30 дней с добавлением в конце года до­полнительных пяти дней, т. е. содержал ровно 365 дней. Египтяне знали, что ис­тинный год на четверть дня больше, чем нововведенный, и достаточно добавить в каждом четвертом, високосном, году вместо пяти дополнительных дней шесть, чтобы согласовать его с сезонами. Но этого сделано не было. За 40 лет, т. е. за жизнь одного поколения, календарь уходил вперед на десять дней, не на та­кую уж заметную величину, и чиновни­ки, управлявшие хозяйством, могли без труда приспособиться к медленным из­менениям дат наступления сезонов.

Image

Через какое-то время в Египте поя­вился и еще один лунный календарь, приспособленный к скользящему граж­данскому. В нем дополнительные меся­цы вставлялись так, чтобы удержать начало года не вблизи момента появле­ния Сириуса, а около начала граждан­ского года. Этот "блуждающий" лун­ный календарь использовался наряду с двумя другими. Возникнув в начале Древнего царства, гражданский кален­дарь продержался в Египте вплоть до вхождения страны в состав Римской империи, хотя его пытались исправить, вводя високосные годы. Даже гречес­ким царям из династии Птолемеев не удалось преодолеть силу традиции.

В Древнем Египте существовала сложная мифология с множеством бо­гов. Астрономические представления египтян были тесно связаны с ней. Сог­ласно их верованиям, в середине мира находился Геб, один из прародителей богов, кормилец и защитник людей. Он олицетворял Землю. Жена и сестра Ге­ба, Нут, была самим Небом. Ее называ­ли Огромной матерью звезд и Рождаю­щей богов. Считалось, что она каждое утро проглатывает светила и каждый вечер рождает их вновь. Из-за этой ее привычки когда-то произошла ссора Нут и Геба. Тогда их отец Шу, Воздух, поднял Небо над Землей и разлучил супругов. Нут была матерью Ра (Сол­нца) и звезд и управляла ими. Ра, в свою очередь, создал Тота (Луну) как своего заместителя на ночном небе. Сог­ласно другому мифу, днем Ра плывет по небесному Нилу и освещает Землю, а вечером спускается в Дуат (преиспод­нюю). Там он путешествует по подзем­ному Нилу, сражаясь с силами мрака, чтобы утром вновь появиться на гори­зонте. Ра изображался в образе сокола, а иногда в виде огромного кота. Его символом также был обелиск. Сохрани­лись таблицы с указанием звезд и их положений для каждого из 12 часов но­чи. Положения обозначались фразами: "напротив сердца" (посередине фигу­ры), "над правым глазом", "над левым ухом", "над правым плечом" — всего семь положений. Как и первые два, этот способ определения времени, при­вязанный к скользящему календарю, требовал постоянного обновления таб­лиц и оказался недолговечным.

В Карнаке, около Фив, были найде­ны самые древние египетские водяные часы. Они изготовлены в XIV в. до н. э. По-видимому, такие часы были извес­тны лет за 300 до того: они появились незадолго до изобретения последних звездных часов. Водяные часы, кото­рые греки позднее назвали клепсидрой, представляли собой чашу с небольшим отверстием, из которого понемногу вы­текала или капала вода. На внутренней стороне чаши помещались шкалы, по которым можно было судить, сколько времени "утекло". Египтяне той эпохи делили ночь и день на 12 часов, и часы получались разными, в зависимости от сезонов. Поэтому в каждом месяце пользовались отдельной шкалой с его названием. Шкал было 12, хотя хватило бы 6, поскольку длины дней, нахо­дящихся на одном расстоянии от солн­цестояний, практически одинаковы. Но египтяне были пленниками тради­ций и крайне неохотно шли на измене­ния первоначальных конструкций. Часы заполнялись водой в начале ночи, причем точкой отсчета мог служить, например, заход Солнца, а дальше в хо­де службы жрецам уже не нужно было смотреть на небо. Водяные часы не мог­ли обойтись без регулировки. Вероятно, для этого отверстия клепсидр залепля­ли воском, в котором прокалывали ды­рочку нужного размера. Но требовалось еще согласование "хода" этих часов с действительной длиной дня, т. е. нуж­ны были солнечные часы. Главными солнечными часами в Египте были, ко­нечно, обелиски, посвященные Солнцу-Ра. Такой астрономический прибор в виде вертикального столба называется гномон. Это первый инструмент, позво­ливший измерить высоту Солнца над горизонтом по длине тени. Так египтяне дополнили древнейшую "горизонталь­ную" астрономию нахождением угло­вой высоты, тогда как в Стоунхендже, к примеру измерялись только азимуты светил. Когда тень от гномона станови­лась самой короткой, наступал полдень. Остальные часы дня эти обелиски пока­зывали не так точно.

Стоит ли удивляться высокой астро­номической культуре древних египтян? Они, вероятно, получили богатейшее наследство от своих предков. Ведь 12-15 тыс. лет назад, когда значительная часть Европы была покрыта толстым слоем ледника, холмы близ Нила уже заселяли охотничьи племена, которые впоследс­твии спустились в нильскую долину и одними из первых занялись земледели­ем. Великий Пастер говорил: "открытие приходит к подготовленному уму". А ко­му, как не первым земледельцам, было практически необходимо составлять ка­лендари, следя за ходом светил?

Источник: National Geographic News

astroera.net

Календарь в древнем египте - Календарь - Центр по образованию

«Все на Земле боится времени, но само время боится пирамид...». В этой пословице можно усмотреть восхищение цивилизацией, создавшей эти внушительные сооружения, цивилизацией, возникшей на берегах Нила около 6000 лет назад. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот. И в самом деле, вся жизнь древних египтян была сосредоточена на полоске земли шириной от 8 до 50 км, протянувшейся с юга на север на несколько тысяч километров. Название реки имеет общий корень с таким понятием как «загадочный», «таинственный».

Имеются свидетельства того, что в своей повседневной жизни и, в частности, при определении дат своих праздников древние египтяне пользовались лунным календарем. По-видимому, уже с 2000 г. до н. э. такая календарная система была в определенном смысле упорядоченной. Известно, что в середине I тысячелетия до н. э. для определения дат начала лунных месяцев в гражданском календаре египтяне пользовались 25-летним циклом из 309 месяцев. Но одним из достижений древнеегипетской культуры был именно их гражданский солнечный календарь.

«Сотис... блистает на небе»

Главным событием в жизни древних египтян был ежегодный разлив реки Нил. Его воды с июля до ноября (по нашему календарю) затопляли долину реки, превращая ее в длинное узкое озеро. Уровень воды вблизи города Мемфис повышался на восемь метров. Когда беспокойная река в середине ноября снова входила в берега, египтяне начинали сев ячменя и эмера (пшеницы-двузернянки), а через четыре месяца собирали урожай. С марта же со стороны пустыни Сахары на протяжении около 50 дней дул сухой знойный ветер (позже арабы назвали его хамсин или шамсин, что и означает «пятьдесят»), приносящий с собой темные тучи песка и сжигающий все живое. А вскоре наступал очередной разлив реки...

Таким образом, весь годичный цикл у древних египтян состоял из трех сезонов — «наводнение», «выход» (освобождение земли из-под воды, период земледельческих работ) и «отсутствие» (период низкой воды). На протяжении многих столетий египтяне создали сложную систему орошения, включавшую в себя водохранилища, каналы, плотины, дамбы и шлюзы. Всю эту систему необходимо было каждый раз заблаговременно подготовить к очередному разливу реки. Но когда же наступит этот очередной разлив?

В поисках ответа на этот вопрос египетские жрецы начали сопоставлять начало разлива Нила с видом звездного неба. Было замечено, во-первых, что разлив наступает сразу же после летнего солнцестояния и, во-вторых, что непосредственно перед этим в лучах утренней зари после 70-суточного периода невидимости появляется ярчайшая звезда неба Сириус (Сотис). Заметить это второе явление было гораздо легче, чем определить момент летнего солнцестояния.

Первый (гелиакический) восход звезды Сотис (или Сопт), т. е. «сияющей», «лучезарной», и давал возможность древним египтянам оценить промежуток времени между ежегодными разливами реки Нил. Вначале они определили длину года в 360 дней и соответственно этому разделили пояс небесной сферы вдоль эклиптики на 36 частей, ярчайшие звезды которых, деканы, и должны были указывать время ночи на протяжении календарного года. Жрецы храма в Пилаке каждое утро устанавливали перед «могилой Озириса» 360 бронзовых жертвенных чаш; одна из них, наполненная молоком, знаменовала собой текущий день в году. Год же был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых насчитывалось по 30 дней. Вот названия месяцев древнеегипетского календаря:

1.Тот               5. Тиби              9. Пахон

2. Фаофи        6. Мехир          10. Пайни

3. Атир           7. Фаменот      11. Эпифи

4. Хойяк         8. Фармути      12. Месори

Их иероглифические написания приведены на рис.

Египетский календарь

Рис. Изображение месяцев древнеегипетского календаря

В большинстве случаев месяцы посвящены тем или другим богам: Тот — одноименному богу Луны, «владыке истины», Атир — богине Хатор и т. д. Месяц Пайни посвящен «празднику долины», а Месори — «рождению Солнца». И в зависимости от того что произошло с богами в этот или другой день месяца, день мог быть «счастливым» или же, наоборот, «плохим». Перечень (календарь) счастливых и несчастливых дней был составлен в годы правления фараона Рамсеса II (XIX династия: 1314—1200 гг. до н. э.).

Вот некоторые выдержки из так называемого «Папируса Салье IV»:

«День пятый месяца Фаофи — очень опасный день. Ни под каким видом не выходи в этот день из дома. Не приближайся ни к какой женщине. В этот день свершились все дела в присутствии бога... Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви».

«День шестой месяца Фаофи. Необычайно счастливый день. День праздника Ра в небе... Всякий рожденный в этот день умрет от опьянения».

«День девятый месяца Фаофи. Чрезвычайно счастливый день. Боги торжествуют, предаваясь радости... Тот, кто родился в этот день, умрет от старости».

«День семнадцатый месяца Тиби. Очень несчастливый день. Не купайся в этот день ни в какой воде... Всякий, кто приблизится в тот день к женщине, почувствует дурноту и будет поражен болезнью»...

Каждый месяц египетского календаря делился на три большие недели по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель по 5 дней в каждой. Структура такого календаря была четкой и красивой, но, увы, длина самого календарного года оказалась слишком уж короткой...

В результате дальнейших астрономических наблюдений египетские жрецы установили, что продолжительность солнечного года близка к 365 дням. Поэтому и календарь пришлось дополнить пятью днями, греческое название которых — эпагомены, т. е. «те, что над годом» (рис.).

Семья в древнем Египте

Рис. Изображение эпагомен

 Еще позже оказалось, что и этого недостаточно, так как на самом деле через каждые четыре года гелиакический восход Сириуса запаздывал ровно на одни сутки. И если бы древние египтяне приняли длину года равной 365,25 суток, то они без каких-либо вставок поддерживали бы гелиакический восход Сириуса на первом дне первого месяца своего календаря на протяжении тысячелетий!

На этой удивительной, поистине неповторимой ситуации следует остановиться подробнее. В самом деле, древние египтяне определяли промежуток времени между двумя появлениями звезды Сириус при ее гелиакическом восходе. Но в этот момент, казалось бы, из года в год полностью повторяется положение звезды по отношению к Солнцу: звезда видна в лучах утренней зари, если Солнце находится на одной и той же угловой «глубине» в 11° под горизонтом (высота Солнца h——11°). Так, может быть, здесь следует говорить о звездном годе, длина которого, как уже отмечалось, равна 365,26686 суток?

Оказывается, нет! Речь идет именно о «годе Сириуса», продолжительность которого на протяжении многих тысячелетий выдерживалась равной 365,25 суток с точностью до 1—1,5 минуты. Так, по расчетам выдающегося австрийского астронома Теодора Оппольцера (1841—1886), «год Сириуса» был равен

в 4236 г. до н. э. 365 5 59m46s,

в 2776 г. до н. э. 365 6 00 08 ,

в 1318 г. до н. э. 365 6 00 43 ,

в 139 г. н. э.  365 6 01 29 .

И вот тут-то и следует вспомнить о явлении прецессии. За счет передвижения точки весеннего равноденствия (т. е. точки пересечения эклиптики с небесным экватором) угловые координаты всех светил на небесной сфере непрерывно изменяются. В частности, координаты Сириуса, по расчетам выдающегося советского ученого И. Н. Веселовского, менялись следующим образом:

Год                                     3000 до н. э. 2000 до н. э. 1980 н. э.

Прямое восхождение (α) 3h06m                3h50m            6h54m

Склонение (δ)                 -22°,5            -19°,4             -16°,7

Как видно, с течением времени угловое расстояние звезды от небесного экватора б (и от Северного полюса мира) уменьшается, поэтому изменяется и ее высота h над горизонтом в верхней кульминации (h = 90° — φ + δ, где φ — географическая широта наблюдателя).

Географическая широта древнеегипетской столицы Мемфис φ = + 30°. Таким образом, в 3000 г. до н. э. в Мемфисе наибольшая высота Сириуса над горизонтом составляла 37°,5, в 2000 г. до н. э. h =  40°,6, т. е. уже на 3° (или на шесть поперечников Луны!) больше. Соответственно и точка восхода звезды перемещалась по направлению к точке восхода Солнца. И вот благодаря этому обстоятельству, этому непрерывному изменению взаимного положения Солнца и Сириуса «год Сириуса» оказался меньше звездного года и, по счастливой случайности, равным 365,25 суток. Поэтому, как видно из приведенных в табл. расчетов Ф. Гинцеля, в Мемфисе на протяжении по крайней мере пяти тысяч лет гелиакический восход Сириуса приходился на 19 июля юлианского календаря.

Таблица. Перемещение гелиакического восхода Сириуса по датам юлианского календаря на различных географических широтах

Географи

Годы до н. э.

(-) и н. э. (+)

ческая

широта

-4003

-2400

-800

+ 800

26°

13 июля

14 июля

15 июля

17 июля

30

19 июля

19 июля

19 июля

21 июля

34

25 июля

24 июля

23 июля

24 июля

38

1 августа

29 июля

28 июля

28 июля

Что и говорить, и звезда, и место для ее наблюдений были «избраны» очень удачно...Но год в 365,25 суток больше тропического! в данном случае это означает, что гелиакические восходы Сириуса не могли постоянно, от столетия к столетию, приходиться в одно и то же время по отношению к дню летнего солнцестояния и разлива Нила. Вот даты первого видимого утреннего восхода Сириуса по данным Н. И. Идельсона:

Год до н. э.

Число дней до (— ) или после ( + ) солнцестояния

Год до н. э.

Число дней после (+) солнцестояния

4000

—6,6

1500

+ 12,3

3500

-3,2

1000

+ 16,4

3000

+0,4

500

+20,7

2500

+4,2

0

+25,2

2000

+ 8,2

500 г. н. э.

+29,7

Как видно, гелиакический восход Сириуса мог быть предвестником разлива реки Нил в годы от 4000 до 3000 до н. э. Позже он мог послужить лишь для определения продолжительности года, хотя и это само по себе очень важно. Это, впрочем, не помешало строителям храма богини Хатор в Дендере, постройка которого была закончена при императоре Тнберии (14—37 гг. н.э.), разместить на его стенах такие надписи (рис.):

Египетский календарь

Рис. Иероглифическая надпись, означающая «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих»

«Божественная Сотис вызывает Нил к началу года», «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих», «Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях».

По-видимому, строители храма рассматривали эти надписи как дань древней традиции... Кстати, в наши дни гелиакический восход Сириуса в Египте наблюдается около 4 августа, т. е. спустя 43 дня после летнего солнцестояния..

Великий период Сотис

Еще раз повторим: достаточно было древним египтянам производить вставку одних суток в четыре года и их календарь отличался бы исключительной стабильностью (позже таким календарем на протяжении 1600 лет пользовались европейцы). Но этою египтяне не делали. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли их религиозные представления, в частности, представления о загробной жизни. Ведь вместе с покойником по обычаю в могилу клали 365 ушебти («ответчиков») — глиняных или деревянных фигурок рабов (их также изображали на стенах гробниц). Каждая из этих фигурок и должна была «работать» за покойника один день в году. А как же поступить, если год будет иметь дополнительные четверть суток?

Не исключено, однако, что такие соображения (а их часто упоминают, как только речь заходит о древнеегипетском календаре) играли в установлении продолжительности календарного года египтян такую же роль, как, скажем, козни Соловья-разбойника в истории приднепровских славян. Ведь если бы необходимость такой вставки диктовалась потребностями жизни, то она все же производилась бы, в этом вряд ли можно сомневаться: прибавлены же к 360 дням календаря дополнительные 5 дней, хотя это нарушило стройность календаря. Возможно, на основании многовековых наблюдений древнеегипетские астрономы убедились в том, что и год в 365,25 суток не соответствует промежутку времени между двумя разливами Нила. Ведь примерно через каждые 130 лет этот разлив относительно восхода Сириуса наступал на одни сутки раньше. И они могли пожертвовать точностью ради простоты. В самом деле, взглянув на изображения древнеегипетского календаря (рис.), нельзя воздержаться от предположения, что в далеком прошлом эти месяцы были тесно связаны с определенными сезонами солнечного года.

Как пользоваться лунным календарем из Египта?

Рис. Перемещение начала года египетского календаря 1 Тота по датам юлианского календаря

Здесь чувствуется плеск волн разбушевавшейся могучей реки, шелест листьев какой-то экзотической растительности, дыхание раскаленной пустыни...

Если говорить о простоте, то в этом отношении египетский календарь действительно был очень хорошим. Как отметил известный ученый О. Нейгебауер (США), этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории, так как он представляет собой строго фиксированную шкалу времени без каких-либо вставок: «Определение числа дней между отстоящими на 50 лет днями нового года по греческому или вавилонскому календарю представляет собой серьезную задачу. В Египте этот интервал просто равен 50 по 365. Неудивительно, что египетский календарь приобрел в астрономии характер стандартной системы измерения и сохранял эту роль на протяжении средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах».

Но что происходит, если в календарном году насчитывается 365 дней, а «год Сотис» составляет 365-- суток? Предположим, что в какой-то момент времени начала обоих годов (и начало разлива Нила) совпадают: гелиакический восход Сириуса произошел в 1 Тота — в первый день календарного года. Спустя четыре года этот восход Сириуса как бы «задержится» и будет наблюдаться уже не 1, а 2 Тота. За 40 лет, т. е. за время жизни одного поколения, начало года уйдет от гелиакического восхода Сириуса на 10 дней вперед: утренний восход Сириуса будет виден не 1, а 11 Тота. Это можно представить себе так, будто нить времени измеряется двумя линейками различной длины (рис.). И как здесь не вспомнить слова Н. И. Идельсона, что «все системы счисления..; являются только своеобразными сетками, накинутыми на беспрерывно текущую последовательность дней как уже бывших, так и имеющих еще наступить...»

За 400 лет расхождение календаря с гелиакическим восходом Сириуса составит уже 100 дней — этот восход будет наблюдаться 11 Хойяка. За 1460 лет начало египетского Нового года (1 Тота), последовательно пройдя через все времена года, вернется к исходному положению, так как

1460 * 36574 = 1461* 365 = 533 265 суток

Схождение 1-го восхода Сириуса с 1 Тота у греков получило название «апокатастаз» — «возвращение на прежнее место».

Таким образом, 1460 «годов Сириуса» составляли 1461 календарный год. Этот промежуток времени был назван «периодом Сотис», «Великим годом». Его начало отмечали с особой торжественностью как Праздник вечности. А так как «год Сотис» длиннее тропического года, то за этот период 1 Тота по отношению к разливу Нила (летнему солнцестоянию) задержится на 12 суток.

Итак, расхождение между длиной календарного года и «годом Сириуса» на протяжении жизни одного поколения составляет 10 дней. Но стоило ли в связи с этим менять такой календарь? Ведь достаточно об этом знать заранее, чтобы дать все необходимые распоряжения (скажем, о подготовке оросительной системы) применительно к календарной ситуации. В обычной же жизни этот сдвиг вряд ли бросается в глаза. Поэтому, видимо, Геродот, посетивший Египет в V в. до и. э., этого свойства египетского календаря вообще не заметил, а, наоборот, высоко оценил его простоту и постоянство. Впрочем, не исключено, что египетские жрецы не раскрывали всех тонкостей счета времени перед иностранцами...

Любопытно следующее место из «Изиды и Осириса» Плутарха: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца ..., ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги, а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц...». Действительно, под конец жизни Плутарха 1 Тота отставало от первого гелиакического восхода Сириуса всего на четыре дня, так что Солнце и в самом деле завершало переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц.

Около 1700 г. до н. э. северная часть дельты Нила на 130 лет попала под владычество кочевых племен гиксосов, цари которых и составили XV династию Египта. В своем труде «Схолия к Тимею» древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) упоминает об одном из царей этой династии Салитисе, который будто бы провел календарную реформу, уничтожив блуждающий год. Причина для этого была основательна: ведь гелиакический восход Сириуса к тому времени наблюдался спустя десять дней после летнего солнцестояния и примерно через семь дней после разлива Нила! Но как только гиксосы были изгнаны из Египта, традиционный календарь был восстановлен. С этого времени, вступая на престол, каждый фараон давал клятву не менять длину года. И прошло много времени, пока нашелся человек, осмелившийся нарушить эту клятву. Им был Птолемей III Евергет, По-видимому, здесь сыграло роль то обстоятельство, что для династии Птолемеев, родоначальником которой был один из военачальников Александра Македонского, религия и обычаи египтян были чужими...

В 1866 г. в развалинах одного храма в дельте Нила была найдена плита, на которой иероглифами, более простым египетским шрифтом и по-гречески сделана надпись, в которой говорится следующее: «...Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето,— так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед,— а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед Новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом».

Этот памятник, получивший название Канопского декрета, датирован так: 17 Тиби 9-го года царствования Птолемея III Евергета, что в переводе на юлианский календарь соответствует 7 марта 238 г. до н. э. Им и предписывалось введение високосного года, в результате чего средняя продолжительность календарного года была бы равной 365,25 суток. Эта календарная реформа в то время так и не была введена в жизнь.

vladu.org


Смотрите также