Деятели древней греции. Политические деятели Древней Греции 6 - 7 вв. до н.э. о закономерностях государственной организации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ПЕРИКЛ (ок. 490—429 до н э.) Политический деятель Древней Греции, стратег Афин. Деятели древней греции


Великие люди Древней Греции, их афоризмы

Пифагор (ΠΥΘΑΓΟΡΑΣ)

Даже если математика не ваша сильная сторона, теорема Пифагора, безусловно, из тех, которые вы помните. Пифагор был греческим философом, математиком и теоретиком музыки. Это был первый основатель греческой математики, создатель науки небесных тел и основателем одного из философских движений под названием пифагореизм (Πυθαγορισμό).

Не ищи счастье - оно всегда внутри тебя. (Μην ψάχνεις την ευτυχία: είναι πάντοτε μέσα σου). Пифагор

Гомер (ΟΜΗΡΟΣ)

Гомер нам знаком со школьной скамьи как великий создатель Одиссеи (Odysseia) и Илиады (Ilias), это одни из первых текстов исторического периода Древней Греции, известные как гомеровский (ομηρικά) эпос. О жизни Гомера имеются минимальные и противоречивые сведения, даже оспаривается его существование. Единственное, что удалось учёным установить точно, это время написание работ - VIII век до нашей эры.

Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь. (Ποια λέξη θα πεις, αυτό σε απάντηση θ ' ακούσεις). Гомер

Сократ (ΣΩΚΡΑΤΗΣ)

Сократ был афинский философ, один из крупнейших деятелей греческой и мировой культуры и одним из основателей западной философии. Для Сократа истина была дороже жизни, самым главным качеством человека он считал благородство. У знаменитой фразы Сократа «ἓν οἶδα, ὅτι οὐδὲν οἶδα» (я знаю только то, что ничего не знаю), есть продолжение «но другие не знают и этого» (αλλά οι άλλοι δεν ξέρουν και αυτό).

Ешь, чтобы жить, а не живи, чтобы есть. (Τρώγε για να ζεις και μη ζεις για να τρως). Сократ

Геродот (ΗΡΟΔΟΤΟΣ)

Геродот был историком Древней Греции, путешественником и географом 5-го века до н.э. В своих работах он писал о войнах между древними греками и персами, давал географическую информацию. Несмотря на то, что некоторые из этих историй были творческие, а другие неточные, Геродот сообщает, что он записывал их с рассказов очевидцев.

Немногие вещи происходят вовремя, а остальные не происходят совсем. (Πολύ λίγα πράγματα συμβαίνουν στο σωστό χρόνο, και τα υπόλοιπα δεν συμβαίνουν καθόλου). Геродот

Аристотель (ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΗΣ) Аристотель был древнегреческим философом, учеником Платона и учителем Александра Македонского. Аристотель был великим мыслителем, продвинувший вперед человеческий взгляд на бытие и сознание, он был натуралистом, создателем логики и диалектики древности.

Ничего не происходит без причины. (Τίποτα δεν γίνεται χωρίς αιτία). Аристотель

Платон (ΠΛΆΤΩΝΑΣ)

Платон был древнегреческим философом из Афин, самый известный ученик Сократа и учитель Аристотеля. Благодаря Платону, философские диалоги Сократа, были сохранены целиком. Он произвёл огромное влияние на древнегреческую философию и в целом на философию западного мира, дошедшую до наших дней.

Первая и лучшая победа - это победа над собой. (Το να νικά κανείς ο ίδιος τον εαυτό του, είναι η πρώτη και η καλύτερη απ' όλες τις νίκες). Платон

Гиппократ (ΙΠΠΟΚΡΆΤΗΣ)

Гиппократ справедливо рассматривается учеными как основатель научной медицины. Он был, пожалуй, самый великий врач Древнего Мира и наиболее важным представителем медицинской школы Коса, а так же глубокий философ и гуманист.

Пусть твоя пища будет твоим лекарством, а твое лекарство - пищей. (Η τροφή σου να είναι το φάρμακό σου και το φάρμακό σου να είναι η τροφή σου). Гиппократ 

thisgreece.ru

Перикл - политический деятель древней Греции

Перикл - Крупнейший политический деятель Древней Греции и стратег Афин (490-429 г. до н.э.). Перикл пользовался огромной популярностью среди всех слоев населения древней Эллады. Возглавив афинских демократов, он в 443 г. до н.э. стал главой государства. Причем происхождения Перикл был самого аристократического: Ксантипп его отец, прославил свое имя победой над персами в морском сражении при мысе Микале. При Перикле Афины достигли наибольшей мощи и расцвета. Это при нем гениальный скульптор Фидий за шестнадцать лет построил Парфенон - храм Девы Афины, лучший храм Эллады, который стоит там и сегодня. С именем Перикла связаны законы, принятие которых привело к дальнейшей демократизации афинского государства. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и морских экспедиций.

 В 438 г. до н.э. Народное собрание и Совет Тиры получили сообщение о том, что Перикл с большой эскадрой намерен посетить города Понта Эвксинского. Целью похода было обеспечение Афин дешевым скифским хлебом... На рейде Пирея, морского порта Афин, стояли под парусами триеры, готовые к отплытию. А много дней спустя правильным строем эскадра втянулась в Тирас и его седые воды бережно донесли корабли до славного города Тиры. Перикла встречали все члены Народного собрания Тиры, члены городского Совета во главе с архонтами. Торжественная встреча на берегу закончилась большим пиром в доме архонтов в честь высокого гостя.А на следующий день Перикл официально предложил властям и народу Тиры вступить в Афинский морской союз. Предложение было с благодарностью принято. Перикл лично осмотрел все корабли тирян и выразил пожелание, чтобы было построено еще несколько больших судов, способных плавать по морю. Так Тира стала не только портом, но и морским городом.

Интересное:

Царь Митридат

Потемкин

 

newtira.org.ua

ПЕРИКЛ (ок. 490—429 до н э.) Политический деятель Древней Греции, стратег Афин.

ПЕРИКЛ

(ок. 490—429 до н э.)

Политический деятель Древней Греции, стратег Афин.

Перикл происходил из аристократического рода Алкмеонидов, ведущего свою родословную от легендарного Алкмеона. Представители этого рода издавна принадлежали к правящей элите Афин. Так, например, Клисфен, время жизни которого падает на период острой политической борьбы между аристократией и демосом, в 509—507 годах до н э. провел ряд реформ, направленных на разрушение в государстве старинных аристократических установлений, связанных с традиционной родовой организацией общества. Реформы Клисфена значительно усилили позиции афинского демоса и во время греко-персидских войн определили демократический характер афинского войска, принесшего ему победы в войне. Введение остракизма, сыгравшего впоследствии большую роль в борьбе демоса с неугодными политиками, также связывают с именем Клисфена. Плутарх писал о нем как о человеке, который «изгнал Писистратидов, мужественно низвергнул тиранию, дал афинянам законы и установил государственный строй, смешав в нем разные элементы вполне целесообразно для согласия и благополучия граждан».

К более ранним представителям этого рода принадлежал архонт Мегакл, во времена которого род Алкмеонидов опорочил себя причастностью к так называемой килоновой скверне – убийству находившихся под священной защитой богини Афины участников заговора Килона в 632 году до н э. За это злодеяние на род было наложено проклятие, и Алкмеониды были изгнаны из Афин. При Солоне им разрешили вернуться, но во время правления тирана Писистрата и его сыновей Алкмеониды снова были изгнаны. Вернулись они в Афины только после изгнания тирана Гиппия в 510 году до н э.

Представители этого рода принимали активное участие в восстановлении храма Аполлона в Дельфах.

Отец Перикла Ксантипп был из филы Акамантиды, из дема Холарга. Он отличился во время греко-персидских войн, особенно в битве с персами при мысе Микале у берегов Малой Азии, где командовал афинским флотом. Он был женат на племяннице законодателя Клисфена Агаристе из рода Алкмеонидов. Как с отцовской, так и с материнской стороны Перикл принадлежал к родам, занимавшим высокое положение в афинской аристократии. Древние историки отмечают, что Перикл был красив и великолепно сложен, только голова у него была странной удлиненной формы. На дошедших до нашего времени его скульптурных портретах он везде изображен в шлеме. Очевидно, что, как пишет Плутарх, «скульпторы не хотели изображать его в позорном виде», маскируя шлемом «продолговатую и несоразмерно большую голову».

Перикл получил прекрасное образование. Кроме обязательного для любого афинянина изучения музыки и стихосложения, он обучался ораторскому искусству у знаменитого философа Зенона. Естественные науки Перикл изучал под руководством философа Анаксагора и благодаря учителю был избавлен от всяческих суеверий и не верил предсказаниям.

Знатное происхождение, богатство, большие связи и прекрасное образование – все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Он решил начать свою карьеру воином, а только потом вступить на политическую арену. Перикл принял участие в нескольких военных походах, в которых отличился мужеством и отвагой.

Но обстоятельства сложились так, что против своей воли Периклу пришлось рано оказаться вовлеченным в политику. Несмотря на знатность своего происхождения, он примкнул к партии демоса, которой остался верен всю последующую жизнь. Перикл перестал встречаться со своими родственниками-аристократами и прекратил дружбу со знатными приятелями. Он стал выступать на народных собраниях, и речи его были красочными и образными, а прекрасное образование и хороший учитель – Зенон – позволили ему развить имеющиеся ораторские способности.

Близким другом Перикла стал вождь демократов Эфиальт – человек безжалостный к тем, кто совершал преступления против народа. Аристократы ненавидели Эфиальта и подослали к нему наемного убийцу. Со смертью Эфиальта руководство демократической партией перешло к Периклу.

В это время на первом плане стояла борьба с внешними врагами, требовавшая огромного напряжения сил. В Египте Афинам пришлось воевать с персами, а на территории самого Пелопоннеса – с Коринфом, Эпидавром, Эгиной, а затем со Спартой. В 457 году до н э. Перикл участвовал в битве при Танагре, в которой афиняне были побеждены спартанцами. После этой неудачи в Афинах стали раздаваться голоса в пользу возвращения Кимона, опытного полководца, изгнанного не без помощи Перикла. И Перикл сам пошел навстречу народному желанию и внес предложение о возвращении своего соперника из изгнания раньше срока. Вернувшийся Кимон вскоре начал войну с Персией за остров Кипр и во время похода скончался от болезни. Его смерть сильно ослабила партию аристократов.

Вопреки заключенному в 451—450 годах до н э. перемирию, спартанцы вторглись в Среднюю Грецию, чтобы помочь дельфийцам в войне против фокеян. Перикл возглавил войско, пришедшее на помощь Фокее, и после изгнания спартанцев сразу же вернул ей Дельфийское святилище.

В 445 году до н э. между Афинами и Пелопоннесским союзом был заключен Тридцатилетний мир. Его еще называют Перикловым миром и по нему афиняне отказались от всего, что принадлежало им в Пелопоннесе, и возвратились к тому положению, которое занимали до войны.

С прекращением военных действий Перикл направил все силы на решение внутренних проблем. Он начал борьбу за равные права бедных граждан. Перикл предложил оплачивать им каждый день, потраченный на общественные дела, например, участие в судопроизводстве в качестве присяжных. Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Кроме того, чтобы дать людям заработок, по его инициативе ежегодно стали снаряжать 60 триер и набирать для них экипажи из свободных граждан, которые получили плату за работу на кораблях. На землях государств-членов Афинского союза были созданы поселения – клерухии, где каждый афинянин мог получить небольшой участок земли для обработки. На этих же землях были организованы гарнизоны, что позволило решить сразу две задачи – облегчить положение простого народа и создать военные поселения за пределами Аттики. Клерухии были наблюдательными постами, опорой и охраной афинского могущества и, кроме того, имели важное торговое значение.

В годы правления Перикла отмечается наибольший расцвет и слава Афин. В городе шло большое строительство, и, как писал Плутарх, «весь город находился как бы на жаловании, сам себя украшая и в то же время содержа». Афинский Акрополь был украшен великолепными произведениями архитектуры и скульптуры. Для укрепления Афин были возведены так называемые Длинные стены и достроена третья стена между двумя существующими, чтобы сделать город неприступным. При Перикле был построен Одеон – круглое здание для музыкальных представлений. Самыми значительными работами руководил друг Перикла скульптор Фидий.

Строительство и огромные денежные затраты на него вызывали наибольшие нападки на Перикла со стороны его политических противников. Они обвиняли его в растрате денег союзной казны на украшение города золотом и дорогими материалами. Ответ Перикла своим врагам, приводимый Плутархом в биографии Перикла, показывает зрелость его как политического деятеля и мудрого правителя, стоящего во главе сильного государства: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают варваров, тогда как союзники не поставляют ничего – ни коня, ни корабля, ни гоплита, а только платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает. Но, если государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными для войны, необходимо тратить его богатство на такие работы, которые после окончания их доставят государству вечную славу, а во время исполнения будут служить тотчас же источником благосостояния благодаря тому, что явится всевозможная работа и разные потребности, которые побуждают всякие ремесла, дают занятие всем рукам, доставляют заработок чуть не всему государству, так что оно на свой счет себя и украшает, и кормит».

При Перикле Афины стали и самым крупным торговым городом, которому принадлежало посредничество между восточной и западной частями Средиземного моря. Город стал главным складом греческого мира, куда свозились разнообразные товары.

Главную силу Афин Перикл видел во флоте, на который он обращал особое внимание. При нем афинский флот состоял из трехсот триер. Перикл ввел в практику морские маневры, происходившие ежегодно в течение восьми месяцев. Сухопутное войско состояло при Перикле из 29 тысяч гоплитов, тысячи всадников, 200 конных и 1600 пеших стрелков.

Внешняя политика Перикла была направлена на расширение сферы влияния Афин и на упрочение и охранение существующего положения. На западе были заключены договоры с Эгестой (еще около середины V века до н э.), а затем, накануне Пелопоннесской войны, – с Регием и Леонтинами. Перикл сделал попытку созвать в Афинах национальный конгресс из представителей греческих городов, но эта попытка не удалась из-за противодействия Спарты. Но тем не менее зависимость союзников от Афин усилилась, а союзная казна с острова Делоса была перенесена в Афины. Общая сумма фороса (дани) перед Пелопоннесской войной равнялась шестистам талантам. Таким образом, Афины установили над союзными полисами жесткий военный и финансовый контроль.

Пока Афинам не угрожал внешний враг, они могли справляться с недовольными союзниками, но с началом Пелопоннесской войны опасность увеличилась.

Когда Керкира, вступившая в столкновение с Коринфом, обратилась к Афинам в поисках союза, Перикл доказал афинянам необходимость этого союза, поскольку Керкира обладала сильным флотом и занимала важное географическое положение на пути в Италию. До тех пор старавшийся сохранить мир, Перикл высказался теперь в народном собрании против требований спартанцев, видя в них лишь предлог к заранее решенному разрыву. Он старался ободрить афинян, указывая на их богатые средства и сильный флот, и предостерегал лишь от рискованных предприятий. Согласно его совету, афиняне отвечали, что «сами они войны не начнут, но с тем, кто начнет ее, будут сражаться».

431 год до н э. стал годом начала Пелопоннесской войны. Эта война для Афин была тяжелым испытанием. Спартанцы и их союзники вторглись в Аттику и, опустошая страну, дошли до афинских укреплений. Они вырубили сады в окрестностях города, разорили дома и угнали скот. Этим они провоцировали Перикла выйти за стены города и дать сражение на открытом месте – осаждать города спартанцы не умели, а в открытом бою им не было равных. Многие, в том числе и друзья Перикла, ждали, что он примет этот вызов. Но когда он отказался от такого шага, его стали обвинять в трусости. Оскорбления Перикл сносил спокойно, а граждан, потерявших свое имущество при спартанском вторжении, он утешал, говоря, что «вместо порубленных деревьев вырастут новые, а погибших воинов заменить невозможно». В первый год войны была захвачена союзная с Афинами Платея. Перикл не потерял самообладания. Он решил не проводить в окруженных Афинах народного собрания, чтобы разгоряченные граждане не приняли необдуманного решения. Но сидеть сложа руки он тоже не собирался. Вскоре он снарядил морской поход вокруг Пелопоннеса, но не возглавил его, а совершил с небольшим отрядом пехоты вторжение в Мегарскую область. Опустошив ее, он нанес спартанцам не меньший урон, чем тот, который понесли афиняне, потеряв сады и скот в окрестностях Афин. Положение изменилось, и спартанцы, возможно, прекратили бы военные действия.

Но неожиданное бедствие расстроило планы Перикла и помешало прекратить войну. На следующий год (430 до н э.) в Афинах вспыхнула чума, и народом овладело отчаяние. Враги Перикла снова воспользовались ситуацией, обвинив его во всех несчастьях. Чтобы как-то успокоить граждан, Перикл стал готовиться в новый поход, собрав большое войско и снарядив 150 кораблей. Перед началом похода произошло солнечное затмение, что было истолковано суеверными афинянами как дурной знак. Перикл в это время уже находился на триере и, увидев растерянность и испуг кормчего, подошел к нему и накрыл его своим плащом. Затем он спросил кормчего, видит ли он в действиях Перикла какое-либо предзнаменование несчастья, а получив отрицательный ответ, сказал: «Так чем же то явление отличается от этого, как не тем, что предмет, который был причиной темноты, больше плаща?»

Перикл пошел с флотом к восточному берегу Пелопоннеса, но из-за эпидемии вынужден был вернуться. Этой неудачей воспользовалась оппозиция, выступившая против Перикла, который, по ее мнению, стал виновником войны, принесшей столько бедствий. Его уже не выбрали стратегом и даже, несмотря на то что он всегда славился своим бескорыстием, обвинили в растрате общественных денег и присудили к большому штрафу.

В период чумы Перикл потерял двух своих сыновей от первого брака и много друзей. Он долгое время не выходил из дома и практически ни с кем не общался. Очень скоро афиняне поняли, что в городе нет человека, который, подобно Периклу, смог бы так же хорошо управлять государством. Периклу были принесены извинения за несправедливо наложенный штраф, и он вновь был выбран в стратеги, встав во главе Афин. Но чума не пощадила и его. Когда Перикл умирал, рядом с ним находились оставшиеся друзья, которые вспоминали его подвиги и деятельность на благо Афин. Они рассуждали о нем как о политическом деятеле, думая, что больной Перикл их уже не слышит. Но он все слышал и, прервав их разговор, сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, а о самом замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова – ни один афинский гражданин из-за меня не надел черного плаща». Черная одежда у афинян считалась знаком печали. Этими словами Перикл напомнил друзьям, что за годы его правления и по его приказу не был казнен ни один афинянин.

Перикл скончался в сентябре 429 года до н э. С его именем связывают представление о поре расцвета афинской демократии и греческого искусства, называя этот период Перикловым веком.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История Греция

История.

Древняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III тысячилетии до н. э. пестр: пеласги, лелеги и другие, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др.) образовались в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

К IV веку Грецию заселяли: эолийцы - Северную Грецию, дорийцы - Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы - Аттику и острова.

В VIII - VI вв. в Греции сформировались полисы. В зависимости от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте, на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.

V - IV вв. период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне (431 - 404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

В середине IV в. на севере Греции возвысилась Македония. Ее царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г. до н. э.) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македонского, в т. н. период эллинизма (III - II вв.), в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции.

С 146 г. до н. э. (после разгрома римлянами Ахейского союза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н. э. на ее территории образована римская провинция Ахейя).

С IV в. н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи Византии.

Искусство Древней Греции

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульптор мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами - в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно человеку этой далекой от нас эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории. Насколько глубоко люди того времени сознавали свои возможности и ценили высокое значение искусства и силу художника, создавшего из грубого материала волнующие произведения, свидетельствуют строки древнего поэта Овидия:

"То, что названье теперь носит статуй работы Мирона,

Грубых бесформенных тел некогда груда была.

Чтоб получилось кольцо, надо золото прежде расплющить;

Ваша одежда была шерсти нечистым комком.

Камень нетесаный стал теперь изваяньем Венеры,

Что выжимает власы, выйдя нагая из волн".

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще эллинам пластическое воплощение чувств. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа. Философское понимание мира приобретало тогда особенную пластическую конкретность в мифологических образах, в метких афористических высказываниях. Менее всего была свойственна эллинам отвлеченность мышления, захватившая позднее сознание их европейских потомков. Слова Л. Н. Толстого о Гомере вполне приложимы к памятникам эллинского искусства вообще: "Это вода из ключа, ломящая зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками, от которых она кажется еще чище и слаже".

Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов - Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Однако не менее значительные памятники были созданы и в другие периоды эллинской культуры. Различают несколько этапов в истории древнегреческого искусства. В крито-микенский, или эгейский, период (III-II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета не только искусство мастеров критского государства, но могучей силой оказывается творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От XI до VIII века до н. э. продолжается период, называемый условно гомеровским, характеризующийся широким распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Архаическая эпоха, приходящаяся на VII-VI века до н. э., была временем возникновения самостоятельных городов-государств на Балканском полуострове и бурного развития искусства. Классический период охватывает V и IV века до н. э. В его пределах различают раннюю классикy - первую половину V века до н. э., высокую классику - третью четверть V века до н. э. и позднюю классику - IV век до н. э. На поздний период греческого искусства III-I веков до н. э. - эпоху эллинизма - приходится сильная эллинизация культуры народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Художники ионической школы, работавшие в городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, создавали памятники, непохожие на те, что появлялись в мастерских дорических городов - Аргоса, Сикиона, Спарты. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Эти отличия были свойственны мастерским, по существу близким территориально друг к другу. А между тем памятники эллинского искусства можно найти в различных районах Европы, отделенных десятками тысяч километров: в Испании и Средней Азии, в Африке и на северных берегах Черного моря.

Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.

Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством стараясь постичь сущность эллинских памятников.

"Надобно переселиться в век Гомера, сделаться его современником, жить с героями и царями-пастырями, чтобы хорошо их понимать. Тогда Ахиллес, который на лире воспевает героев и сам жарит баранов, который свирепствует над мертвым Гектором, и отцу его, Приаму, так великодушно предлагает и вечерю и ночлег у себя в куще, не покажется нам лицом фантастическим, воображением преувеличенным, но действительным сыном, совершенным представителем великих веков героических, когда воля и сила человечества развивалась со всей свободой... Тогда мир, за три тысячи лет существовавший, не будет для нас мертвым и чуждым во всех отношениях".

Мифология Древней Греции

Н.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Чтобы прочесть книгу, надо знать как минимум азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры, необходимо знать смысл тех или иных символов, имен, сюжетов. Персонажи античной и библейской мифологии для нас, европейцев, - та же азбука. Не зная ее, невозможно прочитать по-настоящему ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама. Античные и библейские образы глубоко укоренились в нашем сознании и стали источником творчества не только для поэтов и художников, но и для ученых, исследователей целого ряда областей - от астрономии до медицины. Знания, заложенные в бесхитростных древних легендах и мифах, оказались универсальными.

Многие поколения европейской интеллигенции воспитывались на произведениях древних авторов, в стихии двух мифологических систем. Одни зубрили трудные греческие и еврейские имена, другие вдохновенно разыгрывали сцены великих битв Троянской войны, но, так или иначе, уже школяры узнавали буквы, из которых складывались великие произведения европейского искусства и литературы. Имена Актеона и Минервы, Саломеи и Есфири, Иуды и Лазаря вызывали в памяти вполне определенные образы и ассоциации.

Для современного же человека - и, увы, не только школьника! - произведения классики зачастую оказываются ребусом, который надо разгадывать с помощью сносок, ссылок и примечаний. Прекрасный дворец, наполненный сокровищами мудрости и фантазии, заперт для него на замок. И право же, стоит потрудиться, постигая забытый язык древности в поисках волшебного слова "Сезам", которое откроет нам путь в сокровищницу.

Надо признать, что за последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, их переложения, переводятся труды европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и романы для взрослых.

В статьях, посвященных античной мифологии, читателя может озадачить количество вариантов, версий того или иного предания, иногда существенно различающихся между собой. Дело в том, что, в отличие от библейской, античная культура не оставила нам своего "священного писания" - книги, где были бы собраны канонизированные, то есть признанные единственно верными, изложения мифов. В какой-то степени эту роль взяли на себя произведения Гомера, Гесиода, афинских трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида, труды Овидия, Плутарха и других знаменитых писателей древности. Большинство мифов мы знаем именно в их интерпретации. Но другие авторы излагали эти же мифы по-своему, основываясь, по-видимому, на каких-то других, не дошедших до нас, источниках. Будучи менее популярными, эти параллельные версии тем не менее дополняют и обогащают общеизвестные сюжеты красками и подробностями, любопытными для читателя и драгоценными для исследователя.

Правда, такое равноправие версий, отсутствие четкого канона имеет и свои неудобства - это может вести к нарушению строгой хронологии и курьезным "открытиям". Например, в мифе о рождении Афины, по одной версии, богине помогает появиться на свет Гефест, раскроивший Зевсу голову топором, по другой же - Гефест был рожден Герой уже после этого события, именно в отместку за то, что Зевс породил Афину. В одних источниках сказано, что вся Троянская война длилась десять лет, в других же ее начало отсчитывается со дня первого, неудачного похода греков к берегам Мизии, после которого прошло еще восемь лет до вторжения в Троаду, - в этом случае получается, что юноше, "почти ребенку", Телемаху к моменту возвращения Одиссея исполнилось никак не меньше двадцати восьми лет!..

Существуют расхождения не только в сюжетах, но и в трактовке, интерпретации тех или иных образов. Очень различаются между собой Прометей у Эсхила - герой, самоотверженно принесший себя в жертву людям, и Прометей у Гесиода - лукавый обманщик, пытающийся досадить верховному владыке Зевсу. Мудрый и многострадальный у Гомера, Одиссей в произведениях других авторов предстает низким лгуном, не гнушающимся самыми коварными измышлениями. Благородный и простодушный Неоптолем, описанный Софоклом в одной из трагедий, оказывается кровожадным и бесчеловечным разрушителем Трои, а отважный и справедливый Тесей - неверным возлюбленным, бросившим свою Ариадну на пустынном берегу острова. Но эти же противоречия античной мифологии создают неоднозначность, богатство образов и являются одной из причин столь долгой жизни мифа в традиции нашей культуры.

Сказанное относится в основном к сюжетам и образам древнегреческих мифов. Римская мифологическая система отличается меньшим своеобразием. Древнейшие местные культы - этрусские и италийские, - переплетясь с греческими преданиями и легендами, образовали пантеон богов, во многом копирующих уже известные божества Эллады. Немногие оригинальные римские легенды не отмечены той фантазией, по-детски безудержной и в то же время простодушной, что присуща греческим сказаниям. Возводя свое происхождение к героям древней Трои, заимствуя их богов, их легенды, латинские авторы в то же время доносят до нас неповторимый характер своего народа - римскую доблесть, римский рационализм, римское, никому более не свойственное, искусство управлять другими племенами и народностями.

Римляне же сохранили для нас и многие памятники греческой культуры - некоторые скульптуры дошли до нас только в римских копиях, а иные легенды - лишь в "Метаморфозах" Овидия. Латынь была распространена в средневековой Европе, и поэтому античные боги более известны под своими латинскими именами - вспомните полотна знаменитых живописцев, изображающие римских богов Марса, Минерву, Цереру, Венеру, Вулкана, Юпитера (при этом имена героев и героинь остались греческими: Персей, Даная, Елена, Гектор, Андромеда, Ясон, Эдип и др.). Нередко смешиваясь, переплетаясь, обрастая новыми подробностями и продолжениями, эти мифы образуют единый и неповторимый мир античности, подчиненный своим законам гармонии и этики, то есть своим понятиям о красоте и справедливости.

Личности Древней Греции

Ликург

Солон

Фемистокл

Аристид

Перикл

Никий

Алкивиад

Софокл

Лисандр

Агесилай

Пелопид

Демосфен

Александр

Пирр

Агис

Клеомен

Гомер

"Существует только одна наука - это наука история", - писал столетие назад один из великих европейских ученых, пытаясь разобраться в существовавшей тогда системе наук. Он имел в виду, что как законы природы, так и законы человеческого общества познаются в их развитии: ничто не стоит на месте, все изменяется.

Было время, когда в нашей стране изучение прошлого сводили к голым схемам, к "обществоведению", как это тогда называлось. Знание же конкретных фактов, имен исторических деятелей, дат, исторических названий считалось излишним.

Для того, чтобы убедить ребенка или даже взрослого принять необходимое, но невкусное лекарство, его обычно, скрывают в сладкой оболочке или помещают в красивую разноцветную капсулу. Подобным же образом поступали, начиная с глубокой древности историки, когда хотели побудить подрастающее поколение к изучению событий прошлого или законов истории. Об этих событиях рассказывали не только в хрониках и скучных исторических пособиях, но и в очерках или исторических повестях, занимательность которых привлекала читателя. Чем больше был талант рассказчика, тем охотнее читали и переписывали его произведения; некоторые из них сделались на многие века образцами исторических сочинений. Одним из таких классиков науки стал грек Плутарх, самый крупный представитель так называемого биографического жанра в истории. И по сегодняшний день во многих странах, культура которых выросла на базе античности, писатели пытаются рассказать об окружающем их мире, составляя биографии современных деятелей культуры или общественной жизни. Такие книги пользуются большим успехом, выходят целыми сериями (например, популярная у нас серия "Жизнь замечательных людей"; иногда книги с биографиями современных исторических деятелей называют "Новый Плутарх".

Кем же был этот писатель, навеки вошедший в историю литературы? Греческий ученый и общественный деятель, Плутарх из Херонеи (47-120 гг. н.э.) происходил из знатной и богатой семьи, получил прекрасное образование в Афинах и Александрии - культурных центрах тогдашнего греческого мира. Еще в юности Плутарх изучил всю историческую и философскую литературу греков и стал одним из самых образованных людей своего времени.

В эпоху Плутарха Греция уже давно утратила независимость и превратилась в одну из многочисленных провинций Римской империи. Римские завоеватели жестоко угнетали подчиненные народы. Однако с греками они обращались несколько мягче. Высокие достижения эллинской культуры приносили Риму немалую пользу: знатные римляне охотно читали греческие книги, украшали свои дома греческими статуями, а иногда перевозили в Италию даже целые архитектурные сооружения. Вскоре они поняли, что выгоднее приглашать в Италию греческих зодчих и ваятелей, чем перевозить по морю статуи или части зданий. Римские ученые пользовались достижениями греческих медиков, историков, агрономов, архитекторов, и жизнь в Риме благодаря этому становилась более комфортабельной и приятной. "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила",- писал на рубеже новой эры поэт Гораций.

Исключительная образованность Плутарха сделала его желанным гостем в Риме. Он был принят и даже играл некоторую роль при дворе императора Траяна (98-117 гг. н. э.). Соотечественники тоже осыпали Плутарха почестями, справедливо полагая, что уважение, которое ему оказывал император, не может не отразиться на их собственной судьбе. Когда писатель умер (120 г.), ему на общественный счет был сооружен памятник. Впоследствии на этом памятнике была выбита стихотворная надпись поэта Агафия. В надписи говорилось о том, что жизнь Плутарха принесла богатые плоды и много пользы людям. В своих "Параллельных жизнеописаниях" он сумел найти в Риме параллели к жизням замечательных людей Греции, но,- писал Агафий,- "жизнь самого Плутарха была столь замечательна, что к ней даже он сам подобрать параллель бы не смог".

Чем же заслужил Плутарх столь высокую похвалу? Безмятежное благополучие, сопутствовавшее его жизни, позволило Плутарху написать такое количество произведений, каким могли похвалиться лишь очень немногие из античных писателей. До нас дошло 154 полностью сохранившихся произведений - более четырех тысяч современных книжных страниц, а еще приблизительно столько же было утрачено за те столетия, которые отделяют время писателя от начала книгопечатания. Боль-шинство книг Плутарха посвящено философским, религиозным, моральным и близким к ним вопросам.

Широкому читателю Плутарх известен более всего как историк. Наибольшим успехом как при жизни автора, так и в последующие века пользовались его "Параллельные жизнеописания". Биографическая форма изложения исторических событий не была изобретением Плутарха. Задолго до него александрийские ученые составляли жизнеописания известных поэтов, философов и других знаменитых людей. Но Плутарх был, возможно, первым, для кого биографии стали основной формой изложения истории: он писал биографии политических деятелей и пол-ководцев, вплетая события истории страны в канву их жизни.

Книги Плутарха неслучайно названы параллельными или сравнительными жизнеописаниями, так как из пятидесяти написанных им биографий - сорок пять соединены в пары. (Одна группа биографий рассказывает, правда, сразу о четырех героях - братьях Гракхах и двух спартанских царях-реформаторах Агисе и Клеомене.) Греческий герой соединен всегда в пару с римским. В конце каждой пары биографий Плутарх дает сопоставление, в котором определяет черты сходства и различия между греческим и римским героями. Однако эти сопоставления часто надуманы и не могут убедить читателя в близости характеров или обстоятельств жизни обоих.

Что же заставило Плутарха группировать биографии своих героев таким образом? Такое необычное объединение людей, живших в различных исторических условиях, отделенных друг от друга целыми столетиями, носит, конечно, искусственный характер и объясняется прежде всего желанием Плутарха угодить римлянам. Следует помнить, что книги Плутарха писались в период, когда римские завоеватели открыто высказывали презрение к утратившим независимость "гречишкам". Плутарху было важно найти в прошлом доказательства величия своего народа. Но он никогда не мог забыть, что, как он писал, "над головой Греции занесен римский сапог", и старался не сердить завоевателей, чтобы их гнев не пал на него и его сограждан. Римляне интересовались прежде всего историей своего государства и только в дополнение к ней милостиво соглашались познакомиться с историей других народов. Если бы Плутарх написал биографии одних только греческих героев, римляне могли бы усмотреть в такой книге дерзкий вызов своему могуществу. Некоторым читателям может показаться, что слишком уж легко и быстро Плутарх смирился с чужеземным игом. Он не скрывал, что ищет дружбы и покровительства римских вельмож, но утверждал, что делает это только для пользы родного города Херонеи и всей Греции. Он был искренно уверен, что былой свободы и независимости грекам уже не вернуть, в лучшем случае они могут занять в империи второе место после римлян. Не следует, пожалуй, обвинять Плутарха в конформизме, приспособленчестве. Как историк он хорошо знал, как жестоко расправлялись римляне со всякими попытками отстоять национальную независимость, какими горькими слезами отливались они тем народам, которые осмеливались поднять восстание против жестокого ига. И не его вина, если он не мог предвидеть, что недалеко то время, когда великая Римская империя начнет распадаться и благодарное че-ловечество сможет без всяких оговорок оценить подвиги греческих героев и тот вклад, который внесли греки в сокровищницу мировой культуры. И если сегодня мы можем оценить этот вклад и подвиги греческих героев, то немалая заслуга в этом - подвижническая работа Плутарха, отличавшегося если не любовью к риску, не дерзкой смелостью, то во всяком случае твердостью убеждений и завидным трудолюбием.

Около трети из написанных Плутархом биографий (в том числе жизнеописание Эпаминонда, любимого земляка Плутарха, освободившего родную Беотию от спартанского ига) не дошло до нашего времени. Более всего Плутарха привлекают те герои, имена которых связаны с поворотными моментами истории: из греческих героев Плутарх выбирал в основном тех, которые жили в период наивысшего государственного и культурного расцвета Греции - в V-IV веках. Биографии Плутарха дают настолько подробное изложение событий периода расцвета Греции, что вполне могут служить хорошим учебником истории этого времени. То же можно сказать и об истории Рима, но здесь интерес Плутарха сосредоточен на наиболее бурном периоде - эпохе гражданских войн и кризиса республики.

Каждая биография Плутарха представляет собой законченное художественное произведение, в котором жизнь человека прослежена от рождения и до самой смерти. Все эпизоды тщательно отобраны и подчинены единой идее. Замечательный талант подсказал писателю единственно верный для такого рода произведений прием, а именно - использование драматической формы, разработанной великими греческими трагиками. В жизни каждого выдающегося человека бывает "завязка", когда определяется его дальнейшая судьба, и "апогей" - звездный час, когда он получает возможность выполнить свое историческое предназначение. Естественной развязкой драмы человеческой жизни бывает смерть, обстоятельствам которой Плутарх уделяет немало места. Законченность формы приводит к тому, что исторические события как бы сконцентрированы вокруг жизни героя; Плутарх держит читателя в постоянном напряжении, в ожидании того, как эти события отразятся на жизни героя, сумеет ли он овладеть ими или станет жертвой исторических катаклизмов. В различные времена людям становились особенно близкими то одни, то другие из описанных Плутархом периодов. В XIX в. наиболее интересным казался период расцвета афинской демократии, блестящая эпоха Перикла, свободолюбивые речи Демосфена. В наше время особый интерес вызывает настроение римских граждан, переставших увлекаться политикой и стремившихся только к спокойной жизни и благосостоянию. Такое изменение в настроении общества, падение интереса к политике и отсутствие стремления к участию в защите родины и к управлению государством привели к замене римской республики императорским строем.

Хотя русская пословица и гласит, что чужой опыт никого ничему не может научить, но, размышляя над биографиями Плутарха, читатель невольно задумается над проблемами современности. Достоинством этих биографий является прежде всего глубокая психологичность в описании поведения и мыслей основных персонажей. "Мы пишем не историю, а жизнеописания,- говорит Плутарх в биографии Александра,- часто какой-нибудь ничтожный поступок, словцо или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями или осады городов. Подобно тому, как художники, мало обращая внимание на прочие части тела, добиваются сходства благодаря точному изображению лица и выражения глаз, в которых проявляется характер человека, так и мне пусть будет позволено, составляя жизнеописание, углубиться в изучение признаков, отражающих духовный мир человека, предоставляя другим воспевать великие дела и битвы".

Отбирая материал для своих биографий, Плутарх стремился не только образовывать, но и воспитывать своих читателей. Мало сказать, что Плутарх был чужд очернительства; наоборот, если можно было рассказать о своем герое что-нибудь хорошее, Плутарх никогда не упускал такого случая: "Справедливость требует,- говорил он,- чтобы историк сообщал о своих героях то, что считает истиной. Если же нельзя установить истину, нужно, чтобы историк рассказывал хорошее, а не плохое". Руководствуясь этим правилом, Плутарх иногда умалчивает о фактах, которые, с его точки зрения, противоречат характеристике описываемого человека. Добросовестный историк, он не выдумывает и не извращает фактов, но иногда, когда для писателя важно было подчеркнуть значение какой-либо черты характера, Плутарх охотно пользуется сомнительными свидетельствами, отыскивая их среди малоизвестных, не внушающих доверия источников. Основную цель работы Плутарх видел в том, чтобы его биографии вызывали желание походить на тех людей, судьбы которых он описывал.

"Бесполезны,- пишет он в биографии Перикла, - такие произведения, которые не вызывают стремление к подражанию доблестным делам. Люди не только вос-хищаются, но и желают походить на тех, кто их совершает".

studfiles.net

"Древняя Греция" - Знаменитые Греки

Здесь вы можете узнать много полезной и нужной информации о великих людях, чьи имена навсегда остались в истории!

Агис - "Агис был шестым преемником царя Агесилая. Агис воспитывался своей матерью Агесистратой и бабкой Архидамией. Эти женщины принадлежали к числу самых богатых в Спарте. ..."

Агесилай - "Архидам, царь спартанцев, оставил двоих сыновей: Агиса и Агесилая. Наследником престола был старший сын Агис, который и стал царем после смерти отца..."

Александр Великий - "Греческие аристократические роды, чтобы подчеркнуть свое отличие от простых людей и обосновать свое право на власть, стремились доказать, что они происходят от богов и героев. Познакомившись с культурой и обычаями Эллады, македонские цари, подражая грекам, также придумали себе родословную, восходящую к мифическим героям..."

Алкивиад - "Алкивиад был сыном богатого и знатного афинянина Клиния. Его мать происходила из знаменитого в истории Афин рода Алкмеонидов и приходилась родственницей известному государственному деятелю Периклу..."

Анаксагор - "Анаксагор - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии..."

Анаксимандр - "Анаксимандр - древнегреческий философ, представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и родственником Фалеса..."

Анаксимен - "Анаксимен - древнегреческий философ, представитель Милетской школы..."

Аристид - "Аристид происходил из обедневшего аристократического рода и всю жизнь испытывал острый недостаток в деньгах. Вся его жизнь прошла в борьбе с вождем афинских деомократов Фемистоклом..."

Аристотель - "Аристотель - древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э..."

Гераклит - "Гераклит Эфесский был родом из Эфеса -города на западном побережье Малой Азии. Происходил из аристократической древнегреческой семьи..."

Горгий - "Горгий из Леонтин (Сицилия) был софистом в Древней Греции. Вел жизнь учителя риторики, странствуя по городам..."

Демокрит - "Демокрит - древнегреческий философ, родом из Абдер. Он много путешествовал, побывал в Египте, Персии, Индии и преобрел значительное количество знаний..."

Демосфен - "Афинский государственный деятель и великий оратор древности Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э..."

Зенон из Китиона - "Зенон из Китиона - представитель стоицизма в Древней Греции. Он основатель этого философского направления в истории философии..."

Зенон из Элеи - "Зенон из Элеи - древнегреческий философ, представитель элейской школы. Его изображали как политического деятеля, боровшегося против тиранов и погибшего в этой борьбе..."

Клеомен - "Клеомен был старшим сыном царя Леонида, погубившего благородного Агиса. После казни Агиса царь Леонид насильно выдал его вдову Агиатиду замуж за Клеомена, чтобы завладеть ее имуществом. ..."

Ксенофан - "Ксенофан из Колофона - древнегреческий философ. Вел жизнь странствующего поэта. Много путешествовал по городам Древней Греции и Южной Италии, а под конец жизни поселился в Злее, городе Великой Греции - италийских колоний греков, которые возникли на территории Южной Италии и Сицилии..."

Левкипп - "Левкипп - древнегреческий философ, происходил из Элеи. Биографических сведений о нем не сохранилось. Многие историки философии вообще сомневаются в историческом существовании самой личности Левкиппа и полагают, что под этим именем выступал молодой Демокрит..."

Ликург - "Ни один из рассказов о великом спартанском законодателе Ликурге не может считаться вполне достоверным. О его происхождении, государственной деятельности и смерти существует много разноречивых известий..."

Лисандр - "К знатному спартанскоу роду Гераклидов принадлежало немало обедневших семей. Отец Лисандра, выходец из этого рода, был человеком бедным..."

Никий - "Греки справедливо считали мир величайшим благом и счастьем для людей. Вот почему многие древние историки признавали Никия, противника войны, выдающимся государственным деятелем, хотя он и не обладал такими - блестящими дарованиями, как Фемистокл или Перикл..."

Панеций - "Панеций - дневнегреческий философ, главный представитель римского стоицизма - Средней Стой. Был родом из Родоса, происходил из знатной семьи и в молодости слушал лекции стоика Диогена из Селевкии..."

Парменид - "Парменид - главный представитель элейской школы. Он считается другому учеником Ксенофана, а также учеником Анаксимандра..."

Пелопид - "На долю фиванских демократов и их вождей - Пелопида и Эпаминонда - выпала честь освобождения не только своей родины, но и всей Греции от спартанского владычества..."

Перикл - "Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме..."

Пифагор - "Пифагор - создатель древнегреческой религиозно-философской школы, которая впоследствии получила название пифогорейства..."

Пиррон из Элиды - "Пиррон из Элиды - древнегреческий философ, родоначальник скептицизма.Главные концепции скептицизма сводились к требованию воздержания от суждений в рассуждениях и к невозмутимости в жизни..."

Платон - "Платон - выдающийся философ Древней Греции. Он - основатель целого направления в философии, оказавшего и оказывающего свое влияние на всем протяжении истории философии..."

Плотин - "Плотин признается основным зачинателем неоплатонизма, течения, в основу которого легли требования согласовать платонизм с аристотелизмом, принцип единства духовного начала..."

Плутарх - "Плутарх из Херонеи - платоник пифагорействующего типа. Он автор многочисленных произведений на исторические, философские, нравственные темы..."

Порфирий - "Порфирий - неоплатоник, продолжатель философии Плотина. Он написал более 70 трактатов, из которых до нас дошло 18. Самые известные - "Жизнеописания Плотина", "Введение" к работе Аристотеля "Категории", "Сентенции"..."

Посидоний - "Посидоний - крупнейший древнегреческий философ, стоик. Происходил из г. Апамея, который находился в Сирии, учился в Афинах у Панеция..."

Прокл - "Прокл - философ, который завершает развитие античного неоплатонизма. Он был главой Афинской школы неоплатоников. Оставил большое литературное наследие, в котором значительное место занимают комментарии к диалогам Платона и "Началам" Евклида..."

Протагор - "Протагор из Абдер - один из родоначальников софистики в Древней Греции как направления в философии..."

Сократ - "Сократ - древнегреческий философ. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин..."

Фемистокл - "Греко-персидские войны выдвинули поколение греческих борцов за родину. История сохранила нам мало сведений о жизни и подвигах этих героев. Но жизнь наиболее выдающихся вождей народа осталась в памяти поколений как пример беззаветной преданности отечеству во время освободительной войны против полчищ персидского царя..."

Фалес - "Фалес - древнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ..."

Эмпедокл - "Эмпедокл - древнегреческий философ. Был также политическим деятелем и поэтом. Занимался врачеванием, жречеством..."

Эпикур - "Эпикур - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии..."

Ямвлих из Халкиды - "Ямвлих из Халкиды - представитель неоплатонизма, глава его сирийской школы. Ему принадлежат сочинения: "Жизнь Пифагора", "Свод пифагорейских учений", "О мистериях" и др..."

anc-greece.narod.ru

Политические деятели Древней Греции 6

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12

1. Солон говорил, что политик – это волк среди множества собак. Законы как паутина – слабый в них запутается, сильный их разорвет. Возглавив гос. должность, не нужно выбирать себе дурных помощников, т.к все их ошибки будут приписаны к начальнику.

2. Периандр говорил, что нужно устранения выдающихся людей для того, чтобы они не смогли конкурировать с полит.руководителем.

3. По мнению Пифагора государственные де­ятели должны способствовать распространению среди народа ре­лигии, чтобы восставать против него никто не осмелился..

4. Клеобул адресовал политикам два требования: "забывай вражду"; "другу делать добро, чтобы он, был еще больше дру­гом, а врагу - чтобы сделать его другом; тогда мы будем обеспечены против порицания друзей и козней врагов".

5. Хилой, первый спартанский эфор, считается автором двух знаменитых высказываний: "имея силу в своих руках, нужно быть снисходительным, чтобы окружающие не столько рабски боятся тебя; "тиран и у себя дома в опасности: я считаю счастливым того тирана, который умрет в своем доме естественной смертью".2. Вопросы теории государства и права в трактовке Л.Фуллера (Г. 13, п.2)Лон Фуллер (1902-1978) – американский философ права, основная работа - «Моральность права» (1964).Фуллер пред­принял попытку показать, что к идее естественного права (то есть необходимой связи между правом и моралью) ведут два важных вывода Г. Харта: теория права должна рассматривать правовые системы, а не отдельные законы; пра­вовые системы могут рассматриваться как системы правил.Фуллер пишет, что критики теории естественного права справедливо указывают на то, что отдельные правила, даже если они глубоко аморальны, все равно могут являться закона­ми. Но могут ли они оставаться законами, будучи частью пра­вовой системы, которая вся целиком глубоко аморальна? Фул­лер отвечает, что нет. Аморальная правовая система переста­нет быть правовой системой, потому что она перестанет быть системой правил.-Что означает контролировать поведение людей с помощью правил? Это означает заранее оповещать людей о том, что за некоторые поступки придется расплачиваться таким-то и та­ким-то образом, и затем обращаться с людьми в соответствии с этими предупреждениями. Но что если правила будут уста­навливаться произвольно (например, одинаковые проступки будут караться по-разному)? Если правила не будут оглашать­ся? Если они будут вводиться задним числом, или меняться от случая к случаю, или будут туманными и малопонятными, или будут предоставлять властям полную свободу действий? В этих случаях вообще нет смысла называть это контролем с помощью правил.-Создание и примене­ние юридических норм неизбежно ограничено некими принци­пами. В числе их — публичность, ясность и понятность, после­довательность, выполнимость. Эти принципы (их можно на­звать принципами процедурной корректности) — необходи­мая предпосылка для существования правовой системы. Если их нет, то нет и права. Фуллер объясняет, что если мы задумается над такими правилами, как «Подходи к одинаковым случаям одинаково», «Не меняй правила задним числом», «Не держи правила в тайне» и т. д., то увидим, что все это — правила, требующие соблюдения моральных ценностей (справедливости или честности).Эти критерии Фуллер называет «внутренней моралью права», или «моралью, которая делает право возможным».- Необходимо учитывать, что «внутренняя мораль права» является только формальной или процедурной, то есть она не накладывает никаких ограничений на содержание юридических правил. Например, ее требования не делают невозможным принятие правила, делающего всех негров рабами. Поэтому, как отмечал Харт в своих комментариях к работе Фуллера, моральные критерии Фуллера все равно совместимы с большим количеством несправедливости. Фуллер, однако, говорит о наличии не только «внутренней», но и «внешней моральности права». Нравственные принципы, принимаемые обществом, лежат в основе правовых институтов, обеспечивают их функционирование. Внешняя и внутренняя моральность взаимосвязаны. Невозможно быть искренне приверженным аморальной правовой системе. Поэтому в долгосрочном плане аморальная правовая система невозможна — она будет противоречить общественной нравственности, не будет иметь поддержки общества и долго не продержится.

 

Билет №23

1. Древнегреческий поэт VII вв. до н.э. Гесиод о качествах образцовогополит. руководителя и правилах примерной жизни в гос-ве

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода. Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил.

Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены в поэме «Труды и дни»:

1. Во всём соблюдай справедливость. «Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил. Злее всего тот дурного совета советчик страдает».

2. Усердно работай, чтоб голод тебя ненавидел.

3. «Только дающим давай, ничего не давай не дающим».

4. «Меру во всём соблюдай».

5. «Для смертных порядок и точность в жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок».

Качества руководителя: хороший оратор, умение помирить людей, ум и состояние обеспечить законность, справедливость и мир.2. Г. Кельзен о государстве и праве (Г.13, п.3)Основная работа Г. Кельзена (1881-1973), австрийского философа права, называется «Чистая теория права». Под этим названием строилась такая теория позитивного (действующего) права, которая, в обеспечение своей «чистоты», отказывается заранее от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. Пределы подобного ограничения предмета научного обсуждения должны быть отчетливо зафиксированными, причем эта фиксация должна охватить следующие два направления: специфическая и специальная наука права (юриспруденция) должны различаться и обособляться от философии справедливости, с одной стороны, и от социологии (познания социальной реальности) - с другой.- Предмет изучения теории права составляют законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Цель теории - снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм. Наука должна описывать свой объект, как он есть, а не предписывать, каким он должен или не должен быть. - Одна из самых трудных задач общей теории права - определить специфику ее реальности и показать различие между реальностью законов и природы. Правовая реальность состоит в позитивности закона. Реальность - это само существование позитивного права. Чистая теория права - это структурный анализ позитивного права. Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением (и оправданием) значимости позитивного права является так называемая основная норма. Эта норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц общезначимый характер. - В трактовке соотношения права и государства позитивистская традиция проступает наиболее отчетливо, в особенности в выводе о том, что право/согласно чистой теории права, есть «специфический порядок или организация власти». И хотя право и власть не одно и то же, само по себе право не может существовать без власти, а потому право и трактуется чистой теорией права как специфический порядок власти или организация власти. Государство выступает в двух измерениях - как господство и как право.- Государство следует воспринимать «законным правовым порядком», при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются.

mykonspekts.ru

Политический деятель в Древней Греции, 7 букв, сканворд

Политический деятель в Древней Греции

Альтернативные описания

• болтун (по научному)

• лживый политик

• лицо, пользующееся преднамеренным извращением фактов, лестью для достижения той или иной цели

• политический делец

• политический деятель демократического направления в Древней Греции

• человек, вечно начинающий свои речи со слов: Говоря от имени народа (или избирателей), я считаю... — Эван Эзар

• человек, намеренно извращающий факты, или толкующий их грубо односторонне

• пускает пыль в глаза с трибуны

• человек, основывающий свои рассуждения на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-либо

• политик слова, а не дела

• политикан, плетущий словесную «паутину»

• в Древней Греции так называли вождя народа, со временем смысл слова исказился и стал нарицательным, но сегодня, к нашей печали, оба смысла вновь слились воедино

• рассказ российского писателя А. А. Дударева

• именно так в рабовладельческих государствах Древней Греции именовался глава демократической партии

• скажите по-гречески «вождь народа»

• любитель однобоких рассуждений

• наиболее обещающий политик

• оратор-лицемер

• манипулирует слушателями

• пустомеля

• большой мастер болтологии

• трепач среди политиков

• оратор, манипулирующий фактами

• подтасовывает факты

• политик-пустослов

• спец по болтологии

• Политик, преследующий корыстные цели путем извращения фактов, лживых обещаний

• Болтун (по научному)

• В Древней Греции политический деятель демократического направления; постепенно термин получил отрицательный смысл

• Политикан, человек, старающийся создать себе популярность лживыми обещаниями, извращением фактов, лестью и т.д.

• Человек, который применяет демагогические приёмы

• м. греч. крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления. Демагогия ж. господство власти народа, черни в управлении; народовластие. Демагогский, демагоичный или демагогический, к убеждениям и стремлению сему относящийся

• политикан, плетущий словесную "паутину"

• скажите по-гречески "вождь народа"

scanwordhelper.ru


Смотрите также