Мифы древней эллады. Книга: А. И. Немировский «Мифы Древней Эллады»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы Древней Греции читать. Мифы древней эллады


Мифы древней Эллады-Главная

Этот сайт посвящен мифологии, мифам древней Эллады.

«Греческая мифология», поскольку она сохранилась нам, не представляет собою однородного целого; в древности она развивалась на протяжении столетий, то же, что дошло до нас,— материал случайный, отдельные части которого принадлежат различным эпохам жизни общего дерева.

Полное отсутствие композиционного и идейного единства и если, тем не менее, отдельные мифы в его изложении нравятся, то этим они обязаны только своей собственной, исконной, не заглушенной позднейшими наслоениями красоте и жизненности.

Между сказочной ночью мифов и дневным светом истории рок поместил утренние сумерки исторической легенды; они охватывают греческую историю примерно до персидских войн и римскую примерно до Пирра. Наивная эпоха новейшей историографии добродушно пересказывала легенду наравне с историей, Геродота и Ливия наравне с Фукидидом и Саллюстием.

За ней явилась критическая эпоха; легенда была забракована, в лучшем случае из нее было извлекаемо «историческое ядро», но чаще она вся была отправляема в небытие и заменяема умозаключениями и домыслами. Теперь на очереди третья эпоха — критика критики.

Было время, когда издатель древнего писателя бережно относился к своему тексту, доверчиво воспроизводя, где только возможно, рукописную традицию. Затем настала и здесь критическая эпоха, в разгаре которой рукописная традиция признавалась едва ли не принципиально извращенной и годящейся только в подкладки для домыслов новейших исправителей.

Но тут Господь сотворил чудо. Вскрылись египетские могилы; из них вышли на свет папирусные тексты античных авторов на тысячу лет с лишком древнее нашей рукописной традиции. Этим предсказано и отношение здравого смысла к исторической легенде. Конечно, на этой почве чуда ожидать нельзя: события не воскресают, подобно текстам, и мало на¬дежды, чтобы какому-нибудь мудрому йогу удалось прочесть в астральном пространстве «аказическую запись» о них. 

Но все это не главное: главное вот что. Созданная греками и римлянами историческая легенда обладает одним незаменимым качеством: она — художественно-прекрасна. Ее отправление в небытие — преступление перед юношеством. Мы предлагаем Вам пройти от таинственной ночи мифов через сумерки легенд к ясному дню истории: это порядок органический, соответствующий органическому развитию их собственной души с ее изменяющимися потребностями.

Хотим Вам пожелать приятного и удивительного прочтения!

 

 

mifielladi.ru

Мифы и легенды Древней Эллады

Мифы и легенды Древней Эллады

IX — III вв. до н.э. Мир населен сказочными существами: в реках живут речные нимфы, на деревьях в лесах — дриады, в морях — нереиды. Всем миром правят мудрые и бессмертные боги, обитающие на вершине горы Олимп…

      Древний Эллинин поклонялся своим богам, но он был любознателен до нескромности, дерзок и своенравен в своих отношениях с олимпийцами, не говоря уже о богах второстепенных. Ни в одной другой религии не проявлялось столь критическое отношение к богам, нигде этот критицизм не вел так последовательно к их отрицанию.

      Боги не возникли из пустого места, сами по себе, они рождены, им нужно есть и пить, они устают и спят, их нельзя убить, но можно ранить, они страдают от боли. Их снедают те же страсти и те же пороки — они влюбляются и ревнуют, они завистливы и тщеславны, хвастливы и злопамятны, при случае могут соврать и обмануть, бывают малодушны и просто трусливы.

      Возглавляемые отцом Зевсом, большинство основных богов жили на самой высокой в Греции горе — Олимпе.

      История Олимпа

      Из первоначального хаоса вышла первая царственная пара богов: Уран (Небо) и Гея (Земля). Они произвели на свет множество богов и чудовищ, среди которых самыми важными были титаны. Младший из них — Кронос — в конечном итоге взбунтовался против собственного отца и сверг его.

      Во время правления Кроноса для человечества наступил Золотой век.

      Было предсказано, что его свергнет один из сыновей, поэтому он проглатывал их, как только они рождались. Его жена, Рея, укрылась в пещере на Крите, где родила Зевса. Когда Зевс достиг зрелости, он смог освободить своих братьев и сестер из утробы отца, и тогда началась новая война между Кроносом и титанами, с одной стороны, и Зевсом и олимпийскими богами — с другой. Победителями в ней оказались Зевс и следующее поколение богов.

      Женой нового правителя Олимпа стала Гера — верховная богиня, мать Гефеста, Илифии и Ареса. Гера — очень ревнива и мстительна по отношению к возлюбленным Зевса и его незаконным сыновьям. Она превратила Ио в корову, Каллисто — в медведицу, погубила Семелу, задержала рождение Геракла и, в будущем, много раз покушалась на его жизнь.

      Кроме Зевса и Геры, на Олимпе жили: Афина (дочь Зевса) — богиня мудрости; Аполлон — бог солнца, света, покровитель искусства; Артемида (его сестра) — богиня охоты; Гермес — покровитель торговли, изобретатель мер, весов и гирь; Гефест — самый трудолюбивый из богов, кузнец, бог огня; Афродита — рожденная из пены морской, — богиня любви; Арес — бог войны; Хариты — три богини безмятежной прелести и радостного очарования; Дионис — бог вина и виноделия, один из любимейших богов древних греков; Асклепий — бог врачевания; Немезида — богиня возмездия; Ника — богиня победы; Фетида — первая жена Зевса — богиня добра.

      Греческая мифология

      Греческая мифология не была древнейшей. Мифы шумеров, египтян, хурритов были значительно старше. Не была она и самой распространенной. Греки никогда не пытались силой навязать ее другим народам. И тем не менее не агрессивная, совсем не воинственная греческая мифология совершает поразительные и совершенно бескровные завоевания. По доброй воле ей покорятся, признав своей, римляне и разнесут до самых дальних пределов Римской империи, а после тысячелетнего небытия она возродится и покорит уже не один народ, а всю Европу.

      Древний грек, как и все первобытные люди, населяет мир страхами. Но в то же время грек населяет его мечтами и надеждами. Не на богов. Надеждами на человека. Боги древних греков были далеки от идеала, да и идеальных героев — образцов и примеров для подражания — греки не придумывали.

      Они не боялись правды о том, что человек может быть великим и ничтожным, в нем уживаются возвышенные стремления и ничтожные слабости, героический дух и пороки, черты благороднейшие и самые низменные и презренные. Герои их мифов — люди насквозь земные, люди из плоти и крови, а не плод худосочных вымыслов и помыслов. Именно поэтому греческая мифология рождала новую веру и поддерживала надежды. Если человек, обыкновенный смертный, со всеми его слабостями и недостатками, способен на захватывающий дух героизм, на благородство и самопожертвование, которые не ведомы ни богам, ни другим живым существам, если человек во имя свободы и справедливости способен восстать даже против богов — для него нет пределов достижимого.

      Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея»

      Подлинным создателем религиозной системы, подчинившем большую и беспорядочную массу богов определенному порядку, опирающемуся на их родословные и семейные отношения, был Гомер, создатель «Илиады» и «Одиссеи» (IX — XIII вв. до н.э.).

      Эти два героических эпоса отражают картину борьбы греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей.

      Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом, и греки, и троянцы изображены с большой любовью и уважением. Не случайно образцом героизма стали грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, непоколебимый воин. Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Оба героя полны величия и благородства. Практически то же самое можно сказать и обо всех остальных героях поэмы.

      Несколько в ином плане рисуется Одиссей. Он храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть, пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видел долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.

      В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, и особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.

      Боги Гомера — это попросту бессмертные люди, одаренные неземной красотой и силой. Каждый из них имеет собственное имя и черты, присущие только ему. Поколения греков, живших в более позднее время, по-прежнему будут поклоняться им, несмотря на все противоречия столь сильно меняющегося времени, новых взглядов и философских убеждений.

      Спустя две с половиной тысячи лет Голливуд оживил древнюю легенду о свирепых и прекрасных богах; о великих героях, чья отвага изменит мир.

      © Анна Зубрецова

      31.08.00.

xenagallery.com

Мифы Эллады и Рима Античная мифология

О мифах Древней Греции и Древнего Рима

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры) или микенской (около 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно.

Помимо богов, полубогов, нимф и демонов античные мифы населены героями, ярчайший пример которых являет собою Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Да, Геракл - сын земной женщины и самого Зевса, но совершаемое им воспринимается как совершаемое прежде всего человеком, демонстрирующим и утверждающим свои возможности, будь то победа над Цербером или добывание дарующих вечную молодость яблок из сада Гесперид. В ряду античных героев, преодолевающих почти все преграды - и Эдип, и Одиссей, и аргонавты.

Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте (это как бы само собою разумелось, ибо речь шла о гармонии), но и особенностям героического сознания. Или, иными словами - бодрствующего сознания. Как писал А.Ф. Лосев, «Гомеровская мифология - это красоты героических подвигов, поэтому она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными».

Иногда можно услышать, что греческие герои не боялись смерти. Это не так. Они предпочитали гибель в случае выбора: смерть или оскверненная честь. И это - тоже особенность бытия античных мифологических героев. Не только воинская доблесть по отношению к себе подобным, но и умение бросить вызов самим богам без страха, что вызов будет принят. Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира. В них действительно содержится практически все, нуждавшееся в то время в пояснениях - и явления природы, и небесные светила, и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами, линиями, поворотами.

Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до нашей эры. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т.д.

Основные герои римских мифов - Эней, Нума, Ромул, Латин, Янус, Сатурн, Фавн. Значительная же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес - Марс, Афина - Минерва, Афродита - Венера и т.д.) Если греческие боги деятельны и изобретательны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах. Если античность можно образно назвать «детством человечества», а затем согласиться и с более поздним выводом о том, что почти все в жизни человека - из детства, то можно сказать, что Европе, а вослед за нею и всему человечеству с детством повезло.

godsbay.ru

Древняя Греция | Мифы Древней Греции читать

Мифы и легенды Древней Греции - ценнейшее культурное наследие всего человечества, интерес к которому не ослабевает и сегодня. Предлагаем читать онлайн мифы, изложенные по оригинальным произведениям древнегреческих произведений авторами: Н. Кунц и В. Смирнова

Мифы о богах

(Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» )

  1. Происхождение мира и богов
  2. Рождение Зевса
  3. Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанами
  4. Борьба Зевса с Тифоном
  5. Олимп
  6. Посейдон и божества моря
  7. Царство мрачного Аида (Плутона)
  8. Гера
  9. Миф о прекрасной Ио
  10. Рождение Аполлона
  11. Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракула
  12. Аполлон и Дафна
  13. Аполлон у Адмета
  14. Аполлон и музы
  15. Сыновья Алоэя
  16. Марсий
  17. Асклепий (Эскулап)
  18. Артемида
  19. Актеон
  20. Рождение Афины
  21. Арахна
  22. Гермес похищает коров Аполлона
  23. Арес - сын Зевса и Геры
  24. Афродита
  25. Пигмалион
  26. Нарцисс
  27. Адонис и Афродита
  28. Эрот и Гименей
  29. Гефест
  30. Похищение Персефоны Аидом
  31. Триптолем
  32. Эрисихтон
  33. Ночь, луна, заря и солнце
  34. миф о Фаэтоне
  35. Миф о Дионисе
  36. Ликург
  37. Дочери Миния
  38. Тирренские морские разбойники
  39. Икарий
  40. Мидас
  41. миф Пан
  42. Пан и Сиринга
  43. Состязание Пана с Аполлоном

Мифы о героях

  1. Пять веков
  2. Девкалион и Пирра (потоп)
  3. Прометей
  4. Пандора
  5. Эак
  6. Данаиды
  7. Рождение Персея
  8. Персей убивает горгону Медузу
  9. Персей и Атлас
  10. Персей спасает Андромеду
  11. Свадьба Персея
  12. Возвращение Персея на Сериф
  13. Персей в Аргосе
  14. Сизиф
  15. Беллерофонт
  16. Тантал
  17. Пелопс
  18. Европа
  19. Кадм
  20. Зет и Амфион
  21. Ниоба
  22. Рождение и воспитание Геракла
  23. Геракл в Фивах
  24. Геракл на службе у Эврисфея
  25. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА:
  26. Первый подвиг Геракла: Немейский лев
  27. Лернейская гидра (Второй подвиг Геракла)
  28. Стимфалийские птицы (Третий подвиг Геракла)
  29. Керинейская лань (Четвертый подвиг Геракла)
  30. Эриманфский кабан и битва с кентаврами (Пятый подвиг Геракла)
  31. Скотный двор царя Авгия (Шестой подвиг Геракла)
  32. Критский бык (Седьмой подвиг Геракла)
  33. Кони Диомеда (Восьмой подвиг Геракла)
  34. Геракл у Адмета
  35. Пояс Ипполиты (Девятый подвиг Геракла)
  36. Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта
  37. Коровы Гериона (Десятый подвиг Геракла)
  38. Кербер (Одиннадцатый подвиг Геракла)
  39. Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг Геракла)
  40. Геракл и Эврит
  41. Геракл и Деянира
  42. Геракл у Омфалы
  43. Геракл берет Трою
  44. Геракл сражается с богами против гигантов
  45. Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских богов
  46. Гераклиды
  47. Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей
  48. Кефал и Прокрида
  49. Прокна и Филомела
  50. Борей и Орифия
  51. Дедал и Икар
  52. Рождение и воспитание Тесея
  53. Подвиги Тесея на пути в Афины
  54. Тесей в Афинах
  55. Путешествие Тесея на Крит
  56. Тесей и Амазонки
  57. Тесей и Пейрифой
  58. Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персифону. Смерть Тесея
  59. Мелеагр
  60. Кипарис
  61. Орфей в подземном царстве
  62. Смерть Орфея
  63. Гиацинт
  64. Полифем, Акид и Галатея
  65. Диоскуры - Кастор и Полидевк
  66. Атрей и Фиест
  67. Эсак и Гесперия

Аргонавты

(Мифы Древней Греции для детей читать онлайн.Смирнова В. Аргонавты / Герои эллады- М.:”Детская литература”, 1971)

  1. Баран с золотым руном
  2. Человек в одной сандалии
  3. Отплытие
  4. Аргонавты на острове Лемнос
  5. Аргонавты на Медвежьей горе
  6. Ссора на корабле
  7. Аргонавты в царстве бебриков
  8. Аргонавты в Салмидессе. Голубь Финея.
  9. Аргонавты между движущимися скалами
  10. Конец пути
  11. Язон у царя Колхиды
  12. Волшебница Медея
  13. На поле Ареса
  14. Похищение золотого руна
  15. Возвращение “Арго”
  16. Смерть Язона
Вернуться к содержанию рубрики Древняя ГрецияНазад&laquo Эллинистический периодВперед »Боги древней Греции список

www.mysterylife.ru

А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады

А. И. НемировскийМифы Древней ЭлладыИздание 1992 года. Сохранность хорошая. В книге в увлекательной форме изложены древнегреческие мифы о происхождении космоса, Земли и человечества, о борьбе богов и титанов, о богах Олимпа и героях… — Просвещение, (формат: 70x90/16, 316 стр.) Подробнее...1992430бумажная книга
А. И. НемировскийМифы Древней ЭлладыВ книге в увлекательной форме изложены древнегреческие мифы о происхождении космоса, Земли и человечества, о борьбе богов и титанов, о богах Олимпа и героях ДревнейГреции, о подвигах Геракла и… — Просвещение, (формат: 70x90/16, 320 стр.) Подробнее...1992290бумажная книга
Петников Г.Н.Мифы древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — Эксмо, (формат: 70x90/16, 316 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2017685бумажная книга
Плетников Г.Мифы Древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — Эксмо, (формат: 84х108/16, стр.) атласы и энциклопедии Подробнее...2009684бумажная книга
Петников Г. (пер.)Мифы Древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — Эксмо, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Подробнее...2017651бумажная книга
Петников Г.Н.Мифы древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться толькопоэт. В книгу вошли наиболее… — ЭКСМО, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2016785бумажная книга
Лариса КондрашоваМифы Древней ГрецииМифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которо — ЭКСМО, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Подробнее...2016429бумажная книга
Плетников Г. Н.Мифы Древней Греции. Серия Атласы и энциклопедии для детей и школьников288 стр. Мифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Плетникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться только поэт. В книгу вошли… — ЭКСМО-ПРЕСС, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2008785бумажная книга
Г.Н. ПетниковМифы Древней Греции288 с. Мифы Древней Эллады в пересказе Г. Н. Петникова отличаются от многих аналогичных изданий той удивительной чистотой и легкостью языка, которой может добиться только поэт. В книгу вошли наиболее… — ЭКСМО-ПРЕСС, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Атласы и энциклопедии Подробнее...2011502бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней Греции. Боги и героиСведения об авторе/иллюстраторе Николай Альбертович Кун - русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал ви пересказал самые важные сюжеты… — Эксмо, (формат: Твердая глянцевая, 288 стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия Подробнее...2018159бумажная книга
Кун Н.Мифы Древней Греции. Боги и героиСведения об авторе/иллюстраторе Николай Альбертович Кун — русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал ви пересказал самые важные сюжеты… — Эксмо, (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Подробнее...2018149бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней Греции. Боги и героиСведения об авторе/иллюстратореНиколай Альбертович Кун русский историк, педагог, писатель, автор самой популярной книги по мифологии Древней Греции. Он собрал в ипересказал самые важные сюжеты легенд… — (формат: Твердая глянцевая, 64 стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия Подробнее...201888бумажная книга
Кун Николай АльбертовичМифы Древней Греции. Боги и героиЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры - античной мифологией дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Цивилизации Древней Греции, или Эллады, дали людям не… — Эксмо, (формат: 84х108/16, стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний Подробнее...2018137бумажная книга
Николай КунМифы Древней Греции. Боги и героиЗнакомство с важнейшим элементом общечеловеческой культуры – античной мифологией дает ключ к пониманию произведений искусства, поэзии, живописи. Цивилизации Древней Греции, или Эллады, дали людям не… — Эксмо, (формат: 84х108/16, стр.) Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний электронная книга Подробнее...201559.9электронная книга
Кун Н.А.Мифы Древней Греции. Боги и героиЗ

dic.academic.ru

Мифы древней Эллады-Эсхатология-Античные мифы о потопе

Античные мифы о потопе

У античных греков существовало три версии о Потопе. Они относятся, видимо, не к вселенским, а к частным, местным наводнениям, впрочем, страшным и разрушительным на довольно большой территории. Зато по-древнегречески эти истории красочны и захватывающи. Занимательность мифа в полной мере перешла в литературу.Самая древняя версия мифа - о царе Беотии Огигесе. Наиболее разработанная - о Девкалионе и его жене Пирре. Третья версия - о царе Дардане, сыне Зевса и плеяды Электры, основавшем у подножия горы Ида город Трою.Остановимся на Девкалионовом потопе, подробно описанном в источниках. Он произошел потому, что Зевс разгневался на нечестивых сыновей Ликаона, который был сыном Пеласга (племя пеласгов заселяло Элладу до того, как туда пришли эллинские племена). Сам Ликаон был первым, кто цивилизовал Аркадию и ввел культ Зевса, но разгневал верховного бога тем, что принес ему в жертву мальчика. В наказание Ликаон был превращен в волка.История о Зевсе и мальчике-жертве является не столько мифом, сколько притчей, которая выражает то отвращение, которое испытывали жители культурно более развитых областей Греции к древним каннибальским обрядам, исполнявшимся «именем Зевса» в Аркадии. Ликаоновы обряды, которые Зевс не мог одобрять, совершались, очевидно, для того, чтобы отпугнуть волков от стад и послать им человеческого царя. Так «работает» мифологическое сознание.У Ликаона было 50 сыновей. Весть о новых преступлениях, совершенных ими, достигла Олимпа, и сам Зевс решает навестить их, приняв вид бедного странника. Их наглость была столь велика, что они поставили перед Зевсом суп из потрохов, в котором внутренности их брата Никтима были смешаны с потрохами коз и овец. Зевс все понял и, отшвырнув стол, на котором стояло это отвратительное кушанье, превратил всех братьев в волков, а Никтима вернул к жизни. Место, где все произошло, стало называться Трапезунд.Вернувшись на Олимп, Зевс, у которого еще не прошло отвращение к увиденному, обрушил на землю огромное количество воды, намереваясь утопить в ней все человечество. Однако царь Фтии Девкалион, предупрежденный своим отцом, титаном Прометеем, которого он посетил на Кавказе, построил ковчег, погрузил на него провизию, а затем взошел на него сам с женой Пиррой, дочерью Эпиметея, брата Прометея. После чего подул южный ветер, пошел дождь, и реки с ревом понеслись к морю, которое, поднимаясь все выше и выше, смывало города, расположенные на побережьях и в долинах. Наконец под водой оказался весь мир, кроме нескольких горных вершин, и все смертные существа, кроме Девкалиона и Пирры, исчезли с лица земли. Ковчег носило по волнам девять дней, после чего вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Парнас. Кроме того, называют гору Афон. Говорят также, что о появлении земли Девкалиону сообщил выпущенный им голубь [Аполлодор, III, 1].Девкалионов потоп связан, скорее всего, с прорывом перешейка, отделяющего Средиземное море от Атлантического океана - там, где сейчас Гибралтарский пролив. Прорыв произошел в результате таяния последнего европейского ледника примерно в Х-ХІ тыс.до н.э. и поднятия в связи с этим уровня Мирового океана на 150-200 м. В результате были затоплены огромные территории как вокруг Средиземного моря, так и вокруг Черного.Аполлодор, наиболее авторитетный древнегреческий собиратель и классификатор мифов, продолжает о Девкалионе: «Сойдя благополучно на землю, Девкалион и Пирра принесли жертву Зевсу и отправились на молитву в святилище Фемиды на реке Кефисе, крыша которого была покрыта водорослями, а алтарь давно остыл. Они молили о возрождении человечества. Услышав их голоса, Зевс отправил к ним бога-вестника Гермеса, чтобы тот заверил, что любая их просьба будет выполнена. Богиня-законодательница Фемида явилась сама и сказала: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову». Поскольку у Девкалиона и Пирры были разные матери и обе к тому времени уже почили, то они решили, что титанида имела в виду мать-землю, чьи кости — это камни, лежащие на речном берегу. Поэтому, закутав голову и распустив пояса, они стали собирать камни и бросать их через голову. Из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, женщины. Так снова появилось человечество и с тех пор слова «люди» (laos) и «камень» (laas) звучат очень похоже в разных языках» [Аполлодор, III, 2].По мысли известнейшего английского мифолога и писателя Роберта Грейвса, превращение камней в людей - это заимствование, принесенное элладцами с востока: «Иоанн Креститель упоминает аналогичную легенду, когда обыгрывает древнееврейские слова «Ьашгп» и «аЬапіш», заявляя, что Господь может сотворить детей Аврамовых из камней пустынных» [Грейвс, 105]. Однако и у белорусов есть аналогичный миф, что еще раз подтверждает родственность всех индоевропейских народов.У Девкалиона было несколько сыновей, но наиболее известен из них Эллин, праотец всех греков. Тот же Грейвс предполагает, что имя Эллин указывает на поклонение Элле-Эллен-Елене-Селене, то есть Луне [Грейвс, 105]. Однако русские исследователи связывают имя со славянским Елень-Олень.В изложенном мифе, в именах его героев есть какой-то, еще, видимо, не понятый учеными символизм. Ведь не случайно единственный спасшийся в катастрофе человек - сын Прометея, с именем которого связано становление Человеческой Цивилизации. В знаменитой драме Эсхила «Прикованный Прометей» герой, прикованный цепями к горе Кавказа (вот так и надо обуздывать цивилизацию!), беседует с другими героями и вовсе не раскаивается в том, что дал людям огонь и обучил их разным ремеслам, освободив от холода, голода и других бедствий. Он осмелился сознательно нарушить запрет Зевса. Эта фабула убедительно свидетельствует о кардинальных мировоззренческих сдвигах в античной культуре. С одной стороны, Зевс предстает как деспот, тиран, который за прегрешения даже одного человека грозится уничтожить весь род людской. С другой стороны, поступок Прометея является прямым вызовом Зевсу, а более широко - устоявшимся представлениям о миропорядке, когда даже в совершенном небесном обществе невозможны отклонения от жестко детерминированного течения событий (еще бы -даже земные боги не властны над законами Вселенной!). «Эсхил не воспринимает мир как игру анархических сил, но как некий постоянно меняющийся порядок, который человек должен понять с помощью богов и привести его в систему» [Боннар, 222]. В вузовских учебниках обычно пишут, что своими деяниями Прометей вносит возмущение в состояние олимпийцев, свидетельствуя этим об изменяющемся отношении к ним со стороны людей. С нашей точки зрения, нельзя сказать, что это хорошо. Человечество возгордилось, уверенное, что может властвовать над природой, - ведь античные боги олицетворяли различные природные стихии и явления. Тем более в своем могуществе уверены современные люди. Однако события даже лета 2002 года - землетрясения, катастрофические наводнения в Европе, в Китае - свидетельствуют, что Зевс (Природа) все еще всемогущ. Мудрый Эсхил понимал это, потому написал трагедию «Освобожденный Прометей», где титан и Зевс приходят к компромиссу.В теме «Зевс - Прометей » наличествует еще один важный контекст, а именно: искупительная жертва Спасителя ради рода людского. Данный сюжет получил дальнейшее развитие в христианстве и в других религиях. И в философском плане можно сказать, что мир стоит на жертвенности: растения приносят себя в жертву животным, животные - людям. «В случае с Прометеем, однако, наблюдается личностный выбор, самопожертвование, хотя, если Зевс выполнит свою угрозу и сбросит Прометея в Аид - также и вынужденная жертва бога. И сам Спаситель -не человек, а бог, то есть существо, наделенное большими возможностями в сравнении с человеком. Но глубинный смысл этого мифа состоит в том, что дело исправления несовершенного мирового устройства, в том числе предотвращение возможной вселенской катастрофы, переходит в руки самих людей, пусть еще с оговорками и предосторожностями. Все чаще в мировой порядок вносятся не только разрушающие, но и созидательные действия людей, которые начинают осознавать себя действительным субъектом (а не только объектом) исторического процесса. Наряду с этим усиливается и осознание меры человеческой свободы (или несвободы), поскольку творцом и демиургом этого опять-таки выступает человек» [Водопьянов, 35-36]. И все же с космическим катаклизмом человечество бороться пока не в состоянии. Об этом ярко свидетельствует еще один античный миф, - пожалуй, один из самых известных в мире, - миф об Атлантиде.

 

 

mifielladi.ru

Мифы древней Эллады-Галерея

  • Тайна долгих скал
  • Месть Одиссея
  • Возврат Одиссея
  • Неоптолем
  • Орест
  • Менелай и Елена
  • Кровавая купель
  • Евбейские огни
  • Деревянный конь
  • Энона
  • Суд о доспехах
  • Поликсена
  • Из сказочных стран
  • Гектор
  • Патрокл
  • Ссора царей
  • Паламед
  • У Аполлона Фимбрейского
  • Протесилай
  • Яблоко раздора
  • Спартанская свадьба
  • Великое примирение
  • Эгина и Саламин
  • Сын амазонки
  • Отцовский меч
  • Эрехфиды
  • Ожерелье Гармонии
  • Поход Эпигонов
  • Антигона
  • Семь против Фив
  • Начаток рока
  • Царь Эдип
  • Гераклиды и Пелопиды
  • Нессов плащ
  • Неистовый Геракл
  • Ад и рай
  • В широком кругу
  • Пелоп и Ипподамия
  • В среднем кругу
  • В тесном кругу
  • У распутья
  • Рождение Геракла
  • Амфитрион и Алкмена
  • Медея
  • Пелиады
  • Золотое руно
  • В Колхиду
  • Лемносский грех
  • Чудесный корабль
  • Заповеди Хирона
  • Биант и Меламп
  • Химера
  • Полидект и Акрисий
  • Андромеда
  • Голова Медузы
  • Калидонская охота
  • Элевсинские таинства
  • Левкофея
  • Золотой овен
  • Дельфы
  • Ниобея
  • Антиопа
  • Дионис
  • Кадм и Гармония

Интересные ссылки

[1]   2   3   Кадм побеждает дракона АресаКадм и ГармонияДионисАнтиопаНиобеяЛевкофеяГолова МедузыАндромедаАкрисийПолидектХимераБиант МедеяАмфитрион[1]   2   3    

 

mifielladi.ru


Смотрите также