Древнего египта календарь. Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнеегипетский календарь. Древнего египта календарь


Календарь в древнем египте

«Все на Земле боится времени, но само время боится пирамид...». В этой пословице можно усмотреть восхищение цивилизацией, создавшей эти внушительные сооружения, цивилизацией, возникшей на берегах Нила около 6000 лет назад. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот. И в самом деле, вся жизнь древних египтян была сосредоточена на полоске земли шириной от 8 до 50 км, протянувшейся с юга на север на несколько тысяч километров. Название реки имеет общий корень с таким понятием как «загадочный», «таинственный».

Имеются свидетельства того, что в своей повседневной жизни и, в частности, при определении дат своих праздников древние египтяне пользовались лунным календарем. По-видимому, уже с 2000 г. до н. э. такая календарная система была в определенном смысле упорядоченной. Известно, что в середине I тысячелетия до н. э. для определения дат начала лунных месяцев в гражданском календаре египтяне пользовались 25-летним циклом из 309 месяцев. Но одним из достижений древнеегипетской культуры был именно их гражданский солнечный календарь.

«Сотис... блистает на небе»

Главным событием в жизни древних египтян был ежегодный разлив реки Нил. Его воды с июля до ноября (по нашему календарю) затопляли долину реки, превращая ее в длинное узкое озеро. Уровень воды вблизи города Мемфис повышался на восемь метров. Когда беспокойная река в середине ноября снова входила в берега, египтяне начинали сев ячменя и эмера (пшеницы-двузернянки), а через четыре месяца собирали урожай. С марта же со стороны пустыни Сахары на протяжении около 50 дней дул сухой знойный ветер (позже арабы назвали его хамсин или шамсин, что и означает «пятьдесят»), приносящий с собой темные тучи песка и сжигающий все живое. А вскоре наступал очередной разлив реки...

Таким образом, весь годичный цикл у древних египтян состоял из трех сезонов — «наводнение», «выход» (освобождение земли из-под воды, период земледельческих работ) и «отсутствие» (период низкой воды). На протяжении многих столетий египтяне создали сложную систему орошения, включавшую в себя водохранилища, каналы, плотины, дамбы и шлюзы. Всю эту систему необходимо было каждый раз заблаговременно подготовить к очередному разливу реки. Но когда же наступит этот очередной разлив?

В поисках ответа на этот вопрос египетские жрецы начали сопоставлять начало разлива Нила с видом звездного неба. Было замечено, во-первых, что разлив наступает сразу же после летнего солнцестояния и, во-вторых, что непосредственно перед этим в лучах утренней зари после 70-суточного периода невидимости появляется ярчайшая звезда неба Сириус (Сотис). Заметить это второе явление было гораздо легче, чем определить момент летнего солнцестояния.

Первый (гелиакический) восход звезды Сотис (или Сопт), т. е. «сияющей», «лучезарной», и давал возможность древним египтянам оценить промежуток времени между ежегодными разливами реки Нил. Вначале они определили длину года в 360 дней и соответственно этому разделили пояс небесной сферы вдоль эклиптики на 36 частей, ярчайшие звезды которых, деканы, и должны были указывать время ночи на протяжении календарного года. Жрецы храма в Пилаке каждое утро устанавливали перед «могилой Озириса» 360 бронзовых жертвенных чаш; одна из них, наполненная молоком, знаменовала собой текущий день в году. Год же был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых насчитывалось по 30 дней. Вот названия месяцев древнеегипетского календаря:

1.Тот               5. Тиби              9. Пахон

2. Фаофи        6. Мехир          10. Пайни

3. Атир           7. Фаменот      11. Эпифи

4. Хойяк         8. Фармути      12. Месори

Их иероглифические написания приведены на рис.

Календарь в древнем египте Фото 1

Рис. Изображение месяцев древнеегипетского календаря

В большинстве случаев месяцы посвящены тем или другим богам: Тот — одноименному богу Луны, «владыке истины», Атир — богине Хатор и т. д. Месяц Пайни посвящен «празднику долины», а Месори — «рождению Солнца». И в зависимости от того что произошло с богами в этот или другой день месяца, день мог быть «счастливым» или же, наоборот, «плохим». Перечень (календарь) счастливых и несчастливых дней был составлен в годы правления фараона Рамсеса II (XIX династия: 1314—1200 гг. до н. э.).

Вот некоторые выдержки из так называемого «Папируса Салье IV»:

«День пятый месяца Фаофи — очень опасный день. Ни под каким видом не выходи в этот день из дома. Не приближайся ни к какой женщине. В этот день свершились все дела в присутствии бога... Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви».

«День шестой месяца Фаофи. Необычайно счастливый день. День праздника Ра в небе... Всякий рожденный в этот день умрет от опьянения».

«День девятый месяца Фаофи. Чрезвычайно счастливый день. Боги торжествуют, предаваясь радости... Тот, кто родился в этот день, умрет от старости».

«День семнадцатый месяца Тиби. Очень несчастливый день. Не купайся в этот день ни в какой воде... Всякий, кто приблизится в тот день к женщине, почувствует дурноту и будет поражен болезнью»...

Каждый месяц египетского календаря делился на три большие недели по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель по 5 дней в каждой. Структура такого календаря была четкой и красивой, но, увы, длина самого календарного года оказалась слишком уж короткой...

В результате дальнейших астрономических наблюдений египетские жрецы установили, что продолжительность солнечного года близка к 365 дням. Поэтому и календарь пришлось дополнить пятью днями, греческое название которых — эпагомены, т. е. «те, что над годом» (рис.).

Календарь в древнем египте Фото 2

Рис. Изображение эпагомен

 Еще позже оказалось, что и этого недостаточно, так как на самом деле через каждые четыре года гелиакический восход Сириуса запаздывал ровно на одни сутки. И если бы древние египтяне приняли длину года равной 365,25 суток, то они без каких-либо вставок поддерживали бы гелиакический восход Сириуса на первом дне первого месяца своего календаря на протяжении тысячелетий!

На этой удивительной, поистине неповторимой ситуации следует остановиться подробнее. В самом деле, древние египтяне определяли промежуток времени между двумя появлениями звезды Сириус при ее гелиакическом восходе. Но в этот момент, казалось бы, из года в год полностью повторяется положение звезды по отношению к Солнцу: звезда видна в лучах утренней зари, если Солнце находится на одной и той же угловой «глубине» в 11° под горизонтом (высота Солнца h——11°). Так, может быть, здесь следует говорить о звездном годе, длина которого, как уже отмечалось, равна 365,26686 суток?

Оказывается, нет! Речь идет именно о «годе Сириуса», продолжительность которого на протяжении многих тысячелетий выдерживалась равной 365,25 суток с точностью до 1—1,5 минуты. Так, по расчетам выдающегося австрийского астронома Теодора Оппольцера (1841—1886), «год Сириуса» был равен

в 4236 г. до н. э. 365 5 59m46s,

в 2776 г. до н. э. 365 6 00 08 ,

в 1318 г. до н. э. 365 6 00 43 ,

в 139 г. н. э.  365 6 01 29 .

И вот тут-то и следует вспомнить о явлении прецессии. За счет передвижения точки весеннего равноденствия (т. е. точки пересечения эклиптики с небесным экватором) угловые координаты всех светил на небесной сфере непрерывно изменяются. В частности, координаты Сириуса, по расчетам выдающегося советского ученого И. Н. Веселовского, менялись следующим образом:

Год                                     3000 до н. э. 2000 до н. э. 1980 н. э.

Прямое восхождение (α) 3h06m                3h50m            6h54m

Склонение (δ)                 -22°,5            -19°,4             -16°,7

Как видно, с течением времени угловое расстояние звезды от небесного экватора б (и от Северного полюса мира) уменьшается, поэтому изменяется и ее высота h над горизонтом в верхней кульминации (h = 90° — φ + δ, где φ — географическая широта наблюдателя).

Географическая широта древнеегипетской столицы Мемфис φ = + 30°. Таким образом, в 3000 г. до н. э. в Мемфисе наибольшая высота Сириуса над горизонтом составляла 37°,5, в 2000 г. до н. э. h =  40°,6, т. е. уже на 3° (или на шесть поперечников Луны!) больше. Соответственно и точка восхода звезды перемещалась по направлению к точке восхода Солнца. И вот благодаря этому обстоятельству, этому непрерывному изменению взаимного положения Солнца и Сириуса «год Сириуса» оказался меньше звездного года и, по счастливой случайности, равным 365,25 суток. Поэтому, как видно из приведенных в табл. расчетов Ф. Гинцеля, в Мемфисе на протяжении по крайней мере пяти тысяч лет гелиакический восход Сириуса приходился на 19 июля юлианского календаря.

Таблица. Перемещение гелиакического восхода Сириуса по датам юлианского календаря на различных географических широтах

Географи

Годы до н. э.

(-) и н. э. (+)

ческая

широта

-4003

-2400

-800

+ 800

26°

13 июля

14 июля

15 июля

17 июля

30

19 июля

19 июля

19 июля

21 июля

34

25 июля

24 июля

23 июля

24 июля

38

1 августа

29 июля

28 июля

28 июля

Что и говорить, и звезда, и место для ее наблюдений были «избраны» очень удачно...Но год в 365,25 суток больше тропического! в данном случае это означает, что гелиакические восходы Сириуса не могли постоянно, от столетия к столетию, приходиться в одно и то же время по отношению к дню летнего солнцестояния и разлива Нила. Вот даты первого видимого утреннего восхода Сириуса по данным Н. И. Идельсона:

Год до н. э.

Число дней до (— ) или после ( + ) солнцестояния

Год до н. э.

Число дней после (+) солнцестояния

4000

—6,6

1500

+ 12,3

3500

-3,2

1000

+ 16,4

3000

+0,4

500

+20,7

2500

+4,2

0

+25,2

2000

+ 8,2

500 г. н. э.

+29,7

Как видно, гелиакический восход Сириуса мог быть предвестником разлива реки Нил в годы от 4000 до 3000 до н. э. Позже он мог послужить лишь для определения продолжительности года, хотя и это само по себе очень важно. Это, впрочем, не помешало строителям храма богини Хатор в Дендере, постройка которого была закончена при императоре Тнберии (14—37 гг. н.э.), разместить на его стенах такие надписи (рис.):

Календарь в древнем египте Фото 3

Рис. Иероглифическая надпись, означающая «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих»

«Божественная Сотис вызывает Нил к началу года», «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих», «Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях».

По-видимому, строители храма рассматривали эти надписи как дань древней традиции... Кстати, в наши дни гелиакический восход Сириуса в Египте наблюдается около 4 августа, т. е. спустя 43 дня после летнего солнцестояния..

Великий период Сотис

Еще раз повторим: достаточно было древним египтянам производить вставку одних суток в четыре года и их календарь отличался бы исключительной стабильностью (позже таким календарем на протяжении 1600 лет пользовались европейцы). Но этою египтяне не делали. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли их религиозные представления, в частности, представления о загробной жизни. Ведь вместе с покойником по обычаю в могилу клали 365 ушебти («ответчиков») — глиняных или деревянных фигурок рабов (их также изображали на стенах гробниц). Каждая из этих фигурок и должна была «работать» за покойника один день в году. А как же поступить, если год будет иметь дополнительные четверть суток?

Не исключено, однако, что такие соображения (а их часто упоминают, как только речь заходит о древнеегипетском календаре) играли в установлении продолжительности календарного года египтян такую же роль, как, скажем, козни Соловья-разбойника в истории приднепровских славян. Ведь если бы необходимость такой вставки диктовалась потребностями жизни, то она все же производилась бы, в этом вряд ли можно сомневаться: прибавлены же к 360 дням календаря дополнительные 5 дней, хотя это нарушило стройность календаря. Возможно, на основании многовековых наблюдений древнеегипетские астрономы убедились в том, что и год в 365,25 суток не соответствует промежутку времени между двумя разливами Нила. Ведь примерно через каждые 130 лет этот разлив относительно восхода Сириуса наступал на одни сутки раньше. И они могли пожертвовать точностью ради простоты. В самом деле, взглянув на изображения древнеегипетского календаря (рис.), нельзя воздержаться от предположения, что в далеком прошлом эти месяцы были тесно связаны с определенными сезонами солнечного года.

Календарь в древнем египте Фото 4

Рис. Перемещение начала года египетского календаря 1 Тота по датам юлианского календаря

Здесь чувствуется плеск волн разбушевавшейся могучей реки, шелест листьев какой-то экзотической растительности, дыхание раскаленной пустыни...

Если говорить о простоте, то в этом отношении египетский календарь действительно был очень хорошим. Как отметил известный ученый О. Нейгебауер (США), этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории, так как он представляет собой строго фиксированную шкалу времени без каких-либо вставок: «Определение числа дней между отстоящими на 50 лет днями нового года по греческому или вавилонскому календарю представляет собой серьезную задачу. В Египте этот интервал просто равен 50 по 365. Неудивительно, что египетский календарь приобрел в астрономии характер стандартной системы измерения и сохранял эту роль на протяжении средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах».

Но что происходит, если в календарном году насчитывается 365 дней, а «год Сотис» составляет 365-- суток? Предположим, что в какой-то момент времени начала обоих годов (и начало разлива Нила) совпадают: гелиакический восход Сириуса произошел в 1 Тота — в первый день календарного года. Спустя четыре года этот восход Сириуса как бы «задержится» и будет наблюдаться уже не 1, а 2 Тота. За 40 лет, т. е. за время жизни одного поколения, начало года уйдет от гелиакического восхода Сириуса на 10 дней вперед: утренний восход Сириуса будет виден не 1, а 11 Тота. Это можно представить себе так, будто нить времени измеряется двумя линейками различной длины (рис.). И как здесь не вспомнить слова Н. И. Идельсона, что «все системы счисления..; являются только своеобразными сетками, накинутыми на беспрерывно текущую последовательность дней как уже бывших, так и имеющих еще наступить...»

За 400 лет расхождение календаря с гелиакическим восходом Сириуса составит уже 100 дней — этот восход будет наблюдаться 11 Хойяка. За 1460 лет начало египетского Нового года (1 Тота), последовательно пройдя через все времена года, вернется к исходному положению, так как

1460 * 36574 = 1461* 365 = 533 265 суток

Схождение 1-го восхода Сириуса с 1 Тота у греков получило название «апокатастаз» — «возвращение на прежнее место».

Таким образом, 1460 «годов Сириуса» составляли 1461 календарный год. Этот промежуток времени был назван «периодом Сотис», «Великим годом». Его начало отмечали с особой торжественностью как Праздник вечности. А так как «год Сотис» длиннее тропического года, то за этот период 1 Тота по отношению к разливу Нила (летнему солнцестоянию) задержится на 12 суток.

Итак, расхождение между длиной календарного года и «годом Сириуса» на протяжении жизни одного поколения составляет 10 дней. Но стоило ли в связи с этим менять такой календарь? Ведь достаточно об этом знать заранее, чтобы дать все необходимые распоряжения (скажем, о подготовке оросительной системы) применительно к календарной ситуации. В обычной же жизни этот сдвиг вряд ли бросается в глаза. Поэтому, видимо, Геродот, посетивший Египет в V в. до и. э., этого свойства египетского календаря вообще не заметил, а, наоборот, высоко оценил его простоту и постоянство. Впрочем, не исключено, что египетские жрецы не раскрывали всех тонкостей счета времени перед иностранцами...

Любопытно следующее место из «Изиды и Осириса» Плутарха: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца ..., ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги, а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц...». Действительно, под конец жизни Плутарха 1 Тота отставало от первого гелиакического восхода Сириуса всего на четыре дня, так что Солнце и в самом деле завершало переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц.

Около 1700 г. до н. э. северная часть дельты Нила на 130 лет попала под владычество кочевых племен гиксосов, цари которых и составили XV династию Египта. В своем труде «Схолия к Тимею» древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) упоминает об одном из царей этой династии Салитисе, который будто бы провел календарную реформу, уничтожив блуждающий год. Причина для этого была основательна: ведь гелиакический восход Сириуса к тому времени наблюдался спустя десять дней после летнего солнцестояния и примерно через семь дней после разлива Нила! Но как только гиксосы были изгнаны из Египта, традиционный календарь был восстановлен. С этого времени, вступая на престол, каждый фараон давал клятву не менять длину года. И прошло много времени, пока нашелся человек, осмелившийся нарушить эту клятву. Им был Птолемей III Евергет, По-видимому, здесь сыграло роль то обстоятельство, что для династии Птолемеев, родоначальником которой был один из военачальников Александра Македонского, религия и обычаи египтян были чужими...

В 1866 г. в развалинах одного храма в дельте Нила была найдена плита, на которой иероглифами, более простым египетским шрифтом и по-гречески сделана надпись, в которой говорится следующее: «...Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето,— так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед,— а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед Новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом».

Этот памятник, получивший название Канопского декрета, датирован так: 17 Тиби 9-го года царствования Птолемея III Евергета, что в переводе на юлианский календарь соответствует 7 марта 238 г. до н. э. Им и предписывалось введение високосного года, в результате чего средняя продолжительность календарного года была бы равной 365,25 суток. Эта календарная реформа в то время так и не была введена в жизнь.

Похожие статьи

medn.ru

календарь древнего египта

Календарь древнеегипетский - солнечный календарь возник приблизительно в 42-м тыс. до н.э. В Египте зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей. Открытие солнечного года. Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (Большого Пса) — самой яркой звезды неба. В Древнем Египте Сириус имел два названия:

Сотис и Анибус. Первое из них означает Лучезарная или Блистательная, а второе — Песья звезда.Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями. Поразительное впечатление производило на древних египтян совпадение трех великих явлений природы: наступления солнцестояния, первого появления Сотиса и начала плодоносящего разлива Нила. Поэтому не удивительно, что в надписях, относящихся к эпохе Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.), находят упоминания величественного Сотиса. Но это имя встречается и в более позднее время. Так, на стене знаменитого храма богини Хатор в Дендере была сделана иероглифическая надпись:

Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих.Для египтян разливы Нила имели исключительно большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эмера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила привело к необходимости счета дней в период от одного разлива Нила до другого или, точнее, от одного гелиакического восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей.Календарный год древних египтян. В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Год состоял из 365 дней, он делился на 3 сезонаВремя половодья (ахет)— с середины июля до середины ноября(Тот, Паофи, Атир, Хойак)Время всходов (перет)— с середины ноября до середины марта(Теби, Мехир, Фаменот, Фармути)Время засухи (шему)— с середины марта до середины июля(Пахонс, Паини, Эпи-фи, Месоре)Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами (например, в сезон Всходы происходило созревание урожая, а в сезон Засуха производился сбор урожая), а также ежегодным разливом р. Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие (отсюда название сезона Половодье). Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья ит.д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому остальные 5 дней, не вошедшие в календарь(эпагоменами (т. е. сверхгодичными)), добавлялись в конце последнего месяца. Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало находящиеся над годом. Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества:

Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово—(тэпи), что означает первый, а для последнего месяца—(арки), что переводится как последний. Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя.Установление длины года в 365 дней. Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней(впоследствии называли эпагоменами(сверхгодичными)) и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей:

Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида(устраивались театральные представления, посвящённые этим событиям, а в последний день фараон бросал в Нил папирус с приказом начинать разлив).Все они также стали почитаться за богов.Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.Попытка введения високосного года. За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года.Долгое время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится:

Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом.Следовательно, здесь впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского года составляла бы 365,25 суток, т. е. в точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.Соотношение календарей египетского и григорианского. Считается, что в давние периоды истории Египта на широте Мемфиса — древней столицы страны — первый восход Сириуса приблизительно приходился на 19 июля, если считать по юлианскому календарю. Но в те времена эта дата почти совпадала с днем летнего солнцестояния. Вследствие прецессии — перемещения точек равноденствия вдоль эклиптики с востока на запад, т. е. навстречу видимому годичному движению Солнца, — в настоящее время, как мы уже знаем, день летнего солнцестояния наступает около 22 июня.Так как в современную эпоху 1-е число месяца выпадает на 11 сентября по григорианскому календарю, то связь между обоими календарями можно выразить таблицей. Если предстоящий год високосный, то первый день года падает на 12 сентября и все последующие дни смещаются на единицу.НомермесяцаЕгипетскийкалендарьГригорианскийкалендарь

11 тот11 сентября

21 паофи11 октября

31 атир10 ноября

41 хойяк10 декабря

51 теби9 января

61 мехир8 февраля

71 фаменот10 марта

81 фармути9 апреля

91 пахонс9 мая

101 паини8 июня

111 эпифи8 июля

121 месори7 августа

В 26 г. до н. э. в Египте начал применяться улучшенный календарь — коптский, в котором продолжительность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Однако в отличие от юлианского календаря у него другие правила високоса. Високосными годами в этом календаре являются только те, порядковые числа которых при делении на четыре дают в остатке три. Так, к примеру, 1970 год в нашем календаре простой, а в коптском — високосный. В самом деле, перевод года нашей эры в эру Диоклетиана, применяемую в действующем и сейчас в Эфиопии, Египте и Судане коптском календаре и начавшуюся на 283 года позже нашей эры, дает:

1970—283 = 1687. При делении этого года коптского календаря на четыре в остатке получится три. Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой, явился основой для всех дальнейших совер- шенствований солнечного календаря.Список источников:http://ru.wikipedia.orghttp://monefon.narod.ru/Kalendar.htmlhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/5417/%D0%9 A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8 Chttp://grigam.narod.ru/kalend/kalen5.htm

freedocs.xyz

Летоисчисление в Древнем Египте. Какой была система летоисчисления в Древнем Египте?

Календарный счет был придуман человечеством для удобства и облегчения смены естественных природных циклов. Все цивилизации, возникшие до нашей эры, имели свой способ такого подсчета. Летоисчисление в древнем Египте возникло около пяти тысяч лет назад, на нем основывалась вся хозяйственно-производительная жизнь египтян.

летоисчисление в древнем Египте

Лунный календарь египтян

Эта цивилизация, возникшая на узком участке земли, орошаемой Нилом. Именно он обеспечивал все нужды населения, поэтому к его разливам нужно было относиться с большим вниманием. У египтян, как и у подавляющего большинства населения планеты, первоначально использовался лунный календарь. Чтобы устанавливать даты празднеств, нужна была система летоисчисления. В Египте она по предположению ряда ученых возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Наряду с религиозным календарем существовал и гражданский, который был подробно разработанным. У египтян был в ходу 25-летний цикл, а количество месяцев при этом равнялось 309. Однако достаточно известен тот факт, что лунный календарь астрономически довольно неточен, поэтому совершенно не подходил для подсчета начала сельскохозяйственных работ. Система летоисчисления в древнем Египте, основанная на лунных фазах, просуществовала недолго

летоисчисление в Египте

Создание солнечного календаря

Поэтому древнеегипетские жрецы озаботились проблемой создания нового, точного календаря. Благо, что уровень их знаний уже позволял делать точные подсчеты и связывать их с картой звездного неба. По данным известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они сделали попытку его реформировать. Такие типы календарей используют в качестве основы тропический год, а конкретно этапы смены сезонов, при этом не учитывается смена фаз Луны. Именно древний Египет стал родиной солнечного календаря. Многие жрецы хорошо разбирались в звездах, времени их появления, а также они заметили тесную связь небесных светил с природными явлениями. В частности их интересовали разливы Нила. Воды этой реки выходили из берегов в период с июля по ноябрь, они затопляли всю долину, а когда Нил снова входил в свое русло, наступало время сева. Через 3-4 месяца можно было снимать урожай, а в марте со стороны Сахары дул испепеляющий сухой ветер, который уничтожал все живое. Поэтому система летоисчисления должна была быть точной.

система летоисчисления в Египте

Принципы построения древнеегипетского календаря

Весь год состоял из трех сезонов: наводнение (ахет), т.е. время разлива Нила, русло или выход (перет), т.е. время, когда река снова возвращалась к первоначальному виду, и обмеление (шему), т.е. время наименьшего уровня воды в реке. Многие годы жители Египта строили сложную систему дамб, каналов, водохранилищ. Ее нужно было всегда поддерживать в надлежащем виде, а для этого нужно было узнать алгоритм жизни главной водной артерии страны. Вот тут и пригодились знания жрецов. Они стали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение наступало сразу вслед за летним солнцестоянием, еще одним важным фактом стало то, что в предутренние часы на небосклоне появляется яркая звезда, которую видно даже невооруженным взглядом. Она не всегда видна, и жрецы определили, что она появляется с периодичностью в 70 суток. Эти два открытия позволили создать новое летоисчисление в древнем Египте.

система летоисчисления

Цикл, основанный на небесном светиле

И если определение солнцестояния требовало особых приборов, то появление Сириуса знаменовало собой новый цикл. Сириус или Сотис, как именовали его в этой стране, и стал источником календаря. На основании гелиакических, т.е. периодичных восходов этой звезды начинался новый сельскохозяйственный год в данной стране. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 суток. Летоисчисление в Египте не знало високосных лет, а такое понятие было необходимо для точного подсчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года восход Сотиса запаздывал на 1 день. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя делилась на 10 дней, день насчитывал 10 часов. В часе у древних египтян было 100 минут, а в минуте 100 секунд. Таким образом, получалось 360 дней. Оставшиеся пять дней не прикрепляли ни к одному из месяцев. Они праздновались по окончании последнего месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.

система летоисчисления в древнем Египте

Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования

Жителей плодородной долины Нила удовлетворяло, что праздники с течением времени выпадали на разные дни. Они плавно переходили и по представлению набожных жителей, таким образом, освящали весь год. Египетский год, получается, был блуждающим, однако фараоны даже не пытались это изменить, наоборот, каждый из них приносил торжественное обещание не покушаться на продолжительность года по календарю. Как уже говорилось выше, гиксосские правители древнего Египта попытались поменять, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители подчинились. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен и все нововведения гиксосов ликвидированы. Дни, месяцы и годы обозначались цифрами. Это было связано с тем, что летоисчисление в Древнем Египте не знало зафиксированной эры, счет лет велся с момента начала правления очередного фараона. Но всегда действовало правило начала нового года, он приходился на 29 августа по современному календарю.

система летоисчисления в древнем Египте

Наименование календарных периодов

Несмотря на то, что месяцы чаще всего обозначали цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-либо божествам. Предварял начало года месяц Тот, названный так в честь бога Луны, затем шел месяц Фаофи, далее следовал Атир в честь богини Хатхор, Хойяк связывался с фараонскими династиями, Тиби в честь бога Хнума, Мехир посвящался грозному богу Монту, Фаменот ассоциировался с Аменофисом, Фармути посвящался богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни назван так в честь долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению Солнца. Оставшиеся пять дней добавленные в календарь позже стали называть греческим словом эпагомены, т.е. сверхгодичные дни. Отставание календаря можно было решить вставкой одного дня каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными представлениями, поэтому реформированная гиксосами система летоисчисления в древнем Египте не прижилась.

древнее летоисчисление

Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте

Попытки изменить календарь предпринимались не только кочевыми племенами гиксосов. Однако сделано это было намного позднее, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Великого попытался изменить летоисчисление в древнем Египте. В частности это описывается в «Канопском декрете». В 1866 на раскопках была обнаружена каменная плита, на которой египетским и греческим языком было написано повеление фараона Евергета внести изменения в календарь. Так в нем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономического отставания. Хотя это нововведение не устоялось в стране, там изначально была допущена ошибка, вместо того, чтобы прибавлять 1 день каждые четыре года, это делали каждые три года. Это сказалось на точности, а ошибку заметили только по прошествии 48 лет.

Александрийский календарь

Указ фараона, предписывающий введение високосного года, так и не был приведен в жизнь. Если бы это все- таки состоялось, то тогда год составил бы 365,25 суток и максимально приблизился к астрономическим показателям. Третья попытка изменить летоисчисление в древнем Египте была предпринята уже римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Так, каждые четыре года появлялся необходимый один день, но ими была изменена порядковая очередь смены високосных годов, нежели это было принято в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал с Юлианским параллельно на протяжении более чем 1500 лет.

Система летоисчисления в древнем Египте как наиболее простая и удобная

Система летоисчисления в древнем Египте знала множество различных способов подсчета лет. Однако наибольшую популярность получил именно солнечный календарь. По мнению Геродота это был самый простой и удобный календарь в древнем мире. То отставание, которое в нем наблюдалось, ничуть не усложняло жизнь египтян. Возможно, если бы возникла реальная в этом необходимость, то этот день, скорее всего, появился бы в календаре, на основании долгих наблюдений жрецы убедились, что 365,25 суток также не соответствует периоду между двумя разливами Нила. Они определили, что раз в 130 лет разлив относительно восхода Сотиса приходится на сутки раньше, поэтому, возможно, они пренебрегли астрономической точностью ради удобства и простоты. Как бы там ни было, древнее летоисчисление Египта заложило стандарты составления календарей и стало основой для дальнейшего улучшения солнечного календаря.

fb.ru

Древнеегипетский календарь

Древнеегипетский календарь

Примерно за четыре тысячи лет до нашей эры на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

Открытие солнечного года. Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (a Большого Пса) — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.

Любопытно отметить, что в русский язык пошло слово, тесно связанное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса. В Древнем Египте Сириус имел два названия: Сотис и Анибус. Первое из них означает «Лучезарная» или «Блистательная», а второе — «Песья звезда», которое перешло потом к древним римлянам, называвшим ее «Stella canikula» или просто «Каникулой». Предутреннее появление Каникулы совпадало с наступлением самого жаркого времени года, когда объявлялся перерыв в работе; приостанавливалась торговля, и в городской жизни наступал отпускной период, который римляне называли днями Каникулы. Из латинского языка слово «каникулы» перешло в русский, но его стали писать с маленькой буквы, и оно приобрело у нас значение перерыва в учебных занятиях.

Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями (рис. 6).

Рис. 6. Наблюдение предутреннего  восхода Сириуса в Древнем Египте.
Рис. 7. Иероглифическая надпись, означающая: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих».

 

Поразительное впечатление производило на древних египтян совпадение трех великих явлений природы: наступления солнцестояния, первого появления Сотиса и начала плодоносящего разлива Нила. Поэтому не удивительно, что в надписях, относящихся к эпохе Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.), находят упоминания величественного Сотиса. Но это имя встречается и в более позднее время. Так, на стене знаменитого храма богини Хатор в Дендере  была сделана иероглифическая надпись: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих»(рис. 7).

Для египтян разливы Нила имели исключительно большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эмера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила привело к необходимости счета дней в период от одного разлива Нила до другого или, точнее, от одного гелиакического восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей. 

Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней.

Календарный год древних египтян. Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы назывались так:

1. Тот Thoth 7. Фаменот Phamenoth
2. Фаофи Phaophi 8. Фармути  Pharmuthi
3. Атир  Athyr 9. Пахон Pachon
4. Хойяк Choiak 10. Пайни Payni
5. Тиби Tybi 11. Эпифи Epiphi
6. Мехир Mechir 12. Месори Mesori

Большинство месяцев египетского календаря получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Так, тот — первый месяц года в древнеегипетской религии — был посвящен богу Луны и мудрости; месяц атир был посвящен богине Хатор, фаменот — обожествленному царю Аменофису. Название месяца фармути связано с египетской богиней Эрмуты, пахон — с египетским богом Хонсом  и т. д. Месяц пайни посвящен «празднику долины», а месори посвящен «рождению Солнца».

Каждый месяц делился на три больших недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых педель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Каждая декада символизировалась особым «деканом» — 10-градусным отрезком, на которые была разделена эклиптика, и отсчетом времени по утренним (гелиакическим) появлениям наиболее ярких звезд каждого декана.

Кроме деления на месяцы, год был также разделен на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.

Установление длины года в 365 дней. Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:

Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.

Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.

Дополнительные пять дней солнечного года, которые греки впоследствии называли «эпагоменами» (т. е. «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.

Весьма примечательно, что копты и эфиопы, являющиеся прямыми потомками древних египтян, до настоящего времени сохранили не только египетский календарь, но и его традиционные праздники, посвященные величественному Нилу. Ежегодно в середине июня «божественная Исида роняет свою слезу в великую реку и творит ее благостный разлив», и народ Эфиопии в ночь на 17 июня торжественно отмечает «праздник Слезы».

Попытка введения високосного года. За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.

Долгое время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».

Следовательно, здесь впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского года составляла бы 365,25 суток, т. е. в точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.

Сотический период. Так как год египетского календаря был короче тропического года почти на 6 часов, то через каждые 4 года гелиакический восход Сириуса запаздывал на целые сутки. Через 120 лет ошибка давала целый лишний месяц. Поэтому и дата солнцестояния по египетскому календарю падала на все более поздние месяцы, а начало года переходило на все более раннее время года: сначала на весну, затем на зиму, осень и снова на лето. Такой кругооборот происходил за 365 × 4 = 1460 лет.

За такой промежуток времени египетских календарных годов насчитывалось на один год больше, т. е. 1461. С этого момента начало года опять совпадало с предутренним восходом Сириуса и временем летнего солнцестояния. Таким образом, египетский календарный год по отношению к тропическому году был «блуждающим», переходящим. В позднейшие века истории Египта период в 1461 год получил название сотического, «периода Сотиса» и даже «Великого года».

Соотношение календарей египетского и григорианского. Считается, что в давние периоды истории Египта на широте Мемфиса — древней столицы страны — первый восход Сириуса приблизительно приходился на 19 июля, если считать по юлианскому календарю. Но в те времена эта дата почти совпадала с днем летнего солнцестояния. Вследствие прецессии — перемещения точек равноденствия вдоль эклиптики с востока на запад, т. е. навстречу видимому годичному движению Солнца, — в настоящее время, как мы уже знаем, день летнего солнцестояния наступает около 22 июня.

Так как в современную эпоху 1-е число месяца тот падает на 11 сентября по григорианскому календарю, то связь между обоими календарями можно выразить таблицей.  

Номер  месяца

Египетский  календарь

Григорианский  календарь

1

1 тот

11 сентября

2

1 фаофи

11 октября

3

1 атир

10 ноября

4

1 хойяк

10 декабря

5

1 тиби

9 января

6

1 мехир

8 февраля

7

1 фаменот

10 марта

8

1 фармути

9 апреля

9

1 пахон

9 мая

10

1 пайни

8 июня

11

1 эпифи

8 июля

12

1 месори

7 августа

 

1 эпагомен

6 сентября

  

2 »

7 »

 

3 »

8 »

 

4 »

9 »

 

5 »

10 »

Если предстоящий год високосный, то первый день года падает на 12 сентября и все последующие дни смещаются на единицу.

В 26 г. до н. э. в Египте начал применяться улучшенный календарь — коптский, в котором продолжи- тельность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Однако в отличие от юлианского календаря у него другие правила високоса. Високосными годами в этом календаре являются только те, порядковые числа которых при делении на четыре дают в остатке три. Так, к примеру, 1970 год в нашем календаре простой, а в коптском — високосный. В самом деле, перевод года нашей эры в эру Диоклетиана, применяемую в действующем и сейчас в Эфиопии, Египте и Судане коптском календаре и начавшуюся на 283 года позже нашей эры, дает: 1970—283 = 1687. При делении этого года коптского календаря на четыре в остатке получится три. Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой, явился основой для всех дальнейших совер- шенствований солнечного календаря.

Хронология Древнего Египта. Так как за начало египетского календарного года принималось 1-е тота, являвшееся подвижным по отношению к нашему календарю, то с летним солнцестоянием, как мы уже знаем, оно совпадало не ежегодно, а один раз в 1461 год, т. е. через сотический период.

Для установления хронологического соответствия между датировками египетского блуждающего года и датировкой по юлианскому календарю, содержащему в году 365,25 дня, необходимо установить какую-либо опорную дату — время совпадения первого гелиакического восхода Сириуса, т. е. 19 июля по юлианскому календарю, с 1-м тота египетского блуждающего года.

Римский писатель Цензорин (III в. и. э.) в 283 г. написал книгу, которая в значительной части посвящена вопросам календаря и хронологии. В ней он указывал, что совпадение 1-е тота — 19 июля имело место в 140 г. н. э. Следовательно, исходя из даты Цензорина, легко вычислить другие начала периода Сотиса, имевшие место в древние времена. Для этого достаточно последовательно вычитать из даты Цензорина по 1460 лет. Тогда устанавливаем, что годы начала периода Сотиса имели место в 1321 г. до н. э., в 2781 г. до н. э., в 4241 г. до н. э. и т. д.

Эти опорные даты, получившие у греков название «апокатастас», т. е. «возвращений на прежнее место», дают возможность определить год, в котором 19 июля юлианского календаря совпадало с любым днем «блуждающего» года. Для окончательного выбора дат, которые могут отличаться па 1460 лет, египтологам приходится привлекать всю совокупность исторических и археологических материалов.

Решение хронологических задач, относящихся к Древнему Египту, облегчается тем, что египтологам удалось обнаружить достаточное количество источников, подтверждающих, что в Древнем Египте не было единой эры, а летосчисление велось по годам правления фараонов. Так, первым египетским фараоном считается Менес, царствование которого относится примерно к 3000 г. до н. э.

Первый список фараонов, правда далеко не полный, был составлен древнеегипетским историком Манефоном, жившим в конце IV — начале III в. до н. э. Этот список вошел в его «Историю Египта». Около 150 г. н. э. появилось великое творение древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (около 87— 165 гг. н. э.) «Альмагест», представлявшее собой астрономическую энциклопедию того времени. В нем был приведен «Канон царей» — таблица, в которой в хронологической последовательности занесены имена царей вавилоно-ассирийских, персидских и македонских (греческих), а также римских императоров. Таблица открывается древневавилонским царем Набонассаром, начало царствования которого относится к 747 г. до н. э., и заканчивается римским императором Антонием Пием (138—161 гг. н. э.). Таким образом, таблица охватывает 907 египетских лет.

Следует иметь в виду, что этот канон составлен в системе египетского «блуждающего» года продолжительностью в 365 дней. Список правителей составлен так, что независимо от того, в каком месяце года началось правление, оно считается начавшимся в первый день этого года, т. е. 1-е тота.

Так как канон Птолемея начинается с Набонассара, то счет времени начали вести с начала его царствования. Так появилась эра Набонассара — одна из древнейших эр, в которой счет велся от реального исторического события. При этом с несомненностью можно установить, что 1-е тота 1-го года Набонассара приходится на среду 26 февраля 747 года до н. э. Эра Набонассара просуществовала до конца третьего столетия н. э.

Римские хронологи продолжили канон Птолемея, занося в него годы царствования римских императоров до императора Диоклетиана включительно.

Зная общую сумму лет, протекших со времени эры Набонассара до вступления на престол Диоклетиана, можно установить, что 1-й год Диоклетиана соответствует 1032 году эры Набонассара. Этот вывод дает возможность установить второе важное положение для хронологии: 1-е тота 1-го года Диоклетиана приходится на пятницу 29 августа 284 года н. э.

Эра Диоклетиана имела широкое применение в Египте и восточной части Римской империи. Она сохранилась до наших дней в церковных календарях коптов и эфиопов.

 

grigam.narod.ru

Календарь Египта - Легенды Древнего Египта - Каталог статей

Пирамиды и брюхо Медведицы. Часть II

Для жителей древних цивилизаций огромную роль играли мифы, легенды, божества. Это отразилось на всех сферах жизни. Исследования показывают, что даже календарь египтян был составлен в виде синтеза научных данных и мифологии. Есть множество версий происхождения и расшифровки данных древнеегипетского календаря.

Солнечная и лунная системы исчисления времени

Считается, что в Древнем Египте наравне друг с другом существовали два типа календарей – солнечный и лунный. Последний, по свидетельствам историков, использовался только как религиозный, и фиксировал время проведения священных праздников. Месяц по лунному календарю длился 29 – 30 дней. Началом месяца считали первый день невидимости луны. Количество месяцев в году также было непостоянным – 12 – 13 месяцев.

Появление тринадцатого месяца объясняют тем, что необходимо было праздновать восход Сириуса в одном и том же лунном месяце. Гелиактические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно, а встречи таких восходов сопровождались праздненствованиями. Год, в котором было 13, а не 12 месяцев, обычно называли «большим». Лунный календарь не прошел испытания временем, и на смену ему пришел один из первых в мире солнечных календарей.

Календарный год египтян

Сложившаяся в древности система отличалась простотой и удобством для жителей. Год состоял из 12 месяцев . Каждый из них длился ровно 30 дней. Большинство названий месяцев происходит от имен богов, которым они были посвящены. К примеру, тот получил название от имени бога Луны и мудрости, атир – богине Хатор, фаменто – царю аменофису и т.д.

Один месяц делился на три большие недели и на шесть малых . Также у древних египнтян было три сезона, по 4 месяца в каждом – половодье, или ахет , время всходов, перет , засуха, или шему . Благодаря длительным наблюдениям за самой яркой звездой – Сириусом, была установлена длина года в 365 дней.

Появление високосного года в Древнем Египте

Египетские жрецы и мудрецы изначально знали, что их год короче истинного. Однако народ не хотел видеть систему «блуждающего» года, чтобы религиозные праздники отмечались не в одно и то же время, а проходя, освящали все месяцы. Именно поэтому египетские фараоны, вступая на престол, кроме прочего, обещали не изменять длину года, то есть не вводить дополнительный день каждые 4 года.

На такой шаг решился только один правитель – Евергет третий, из династии Птолемеев. В 238 году до нашей эры он издал указ, по которому фактически провозглашалось введение одного дополнительного дня в году, то есть появление високосного года. Египетский год был короче тропического на 6 часов. Это значит, что через каждые 4 года восход Сириуса «запаздывал» на 24 часа, а каждые 120 лет эти шесть часов давали целый месяц «опоздания». Это привело к тому, что начало года постепенно сдвигалось на более раннее время.

Уникальные особенности древнеегипетского календаря

В связи с тем, что в Древнем Египте не было установлено единой эры, а летоисчисление велось по времени правления того или иного фараона. Существует несколько документов, фиксирующих время правления императоров, составленных в разных системах летоисчисления, в том числе с учетом «блуждающего» года.

Так как первое тота было подвижным, то с солнцестоянием оно совпадало 1 раз в 1461 год, то есть через один сотический период. Многие источники египетской хронологии содержат Сотис – даты, указание времени гелиактического восхода Сириуса. Для изучение календаря и системы времени древних египтян ученые используют данные тех времен – первый день видимости Луны и новолуния, а также синхронизмы истории.

Примерно за четыре тысячи лет до нашей эры на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

Открытие солнечного года. Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.

Любопытно отметить, что в русский язык пошло слово, тесно связанное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса. В Древнем Египте Сириус имел два названия: Сотис и Анибус. Первое из них означает «Лучезарная» или «Блистательная», а второе — «Песья звезда», которое перешло потом к древним римлянам, называвшим ее «Stella canikula» или просто «Каникулой». Предутреннее появление Каникулы совпадало с наступлением самого жаркого времени года, когда объявлялся перерыв в работе; приостанавливалась торговля, и в городской жизни наступал отпускной период, который римляне называли днями Каникулы. Из латинского языка слово «каникулы» перешло в русский, но его стали писать с маленькой буквы, и оно приобрело у нас значение перерыва в учебных занятиях.

Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями .

Праздники Египта

этот информер с ближайшими датами

из раздела Праздники Египта .

Вставьте этот код на страницы Вашего сайта:

Египет — страна в северо-восточной Африке и части Азии на Синайском полуострове.

В IV тысячелетии до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Верхний Египет и Нижний Египет. Столицами стали, соответсвенно, Иераконполь и Буто. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу.

Знаменитые на весь мир египетские пирамиды

В 28-23 веках до н. э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлен. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса , Хефрена и Микерина . Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны.

Жизнь современного Египта

Египтяне — глубоко религиозный народ, здесь просто не представляют себе, как можно быть неверующим. Девять десятых населения — мусульмане, остальные — христиане . Порой те и другие уживаются в одной семье. Обычаи представителей двух основных конфессий со временем стали во многом схожи. Например, все египтяне торжественно отмечают седьмой день жизни новорожденного, а когда оплакивают умерших, бьют себя ладонями по щекам и в первые три дня траура принимают соболезнования под «суаном» — деревянным навесом перед домом. И все обязательно встречают Шам-эль-Нессин, «весенний ветерок». Это отголосок праздника обновления природы,

Египетский музей, Каир

Семья — центр общественной жизни в Египте. Традиционно несколько поколений проживали совместно в рамках одной семьи, однако на протяжении последних десятилетий усиливается тенденция к раздельному проживанию малых семей. Вместе с тем в больших семьях сохраняются тесные связи между всеми ее членами.

Большая семья выполняет целый ряд важных общественных функций. Так, она часто выступает в роли своеобразного бюро по поиску рабочих мест для крестьян, переехавших в город, или же является источником материальной поддержки нуждающихся или недееспособных родственников, на которых не распространяется государственная программа социального обеспечения.

Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста начинают помогать родителям в полевых работах; поэтому многодетные семьи считаются в экономическом отношении более благополучными. До сих пор египтяне больше радуются рождению мальчиков.

Всего в разделе - 11 праздников. Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п. имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены государственные выходные.

Календарь Египта

Календари разных народов мира

Экспертиза определила, что в период возведения пирамиды Хеопса на ее широте можно было видеть звезду Альфа Дракона. По странному совпадению под таким же углом проложены и коридоры пирамидального комплекса. Один из них нисходящий, образует ось пирамиды, послужившую отправной точкой для сооружения остальных компонентов.

Есть предположение, что пирамида Хеопса - сезонный календарь Египта. Секции пирамиды строились до тех пор, пока надстраиваемый коридор не сравнивался с высотой внешней стены. Затем, по мнению астрономов, выбирался тот же ориентир. Ниже места, где этот коридор ответвляется от нисходящего, проход был плотно завален водонепропускающей породой. То есть, сверху набирали воду, в которой отражалась Альфа Дракона строители клали стены и следили за тем, чтобы звездное отражение просматривалось из любой точки. При этом наблюдение за звездой позволяет с точностью определять время. Имеются данные, что пирамиду еще использовали как солнечные часы.

Кстати, отражающий способ применяется по сей день в обсерватории американских ВМС: здесь вместо зеркал и воды используют ртуть, налитую в емкость. Если древние строители действительно прибегали к такой системе, то тогда Камера царицы и Камера царя оказываются лабораториями. Пока царская камера не была закрыта, исследователи в ней с точностью картографировали области северного неба.

Тонкости египетского к алендаря

Солнечный календарь египтянами начал применяться с начала эпохи династии Гиксосов .

В основном египетская жизнь была основана на земледелии и была привязана к сезонным циклам в нижнем течении Нила. Цикл делился на 3-и периода: наводнения, русла, обмеления.

Египтяне заметили, что восход звезды Сириус обязательно несколькими днями предшествует ежегодный разлив Нила. . Жители Египта считали, что разлив Нила вызывается появлением на небе Сириуса.

Интересно отметить, что сам Сириус представляет собой тройную и самую яркую звезду неба. Сириус, в Древнем Египте, имел 2-а названия: Анубис и Сотис . Первое после перешло к древним римлянам. Сириус они называли Canicula или Stella canicula. В те августовские дни, когда появлялся Сириус, стояла неимоверная жара и в сенате наступали “каникулы”.

Длительность года составляла триста шестьдесят пять дней, куда входили двенадцать месяцев, каждый из которых был по тридцать дней. В самом конце года было пять дополнительных дней, когда проходила праздники в честь бога земли Геба и его жены Нут: Сета, Исиды, Осириса, Гора, Нефтиды .

Как отмечалось ранее, все месяцы группировали по 4-ре, что образовывало сезоны. Жители Египта не применяли високосные дни, поэтому за 1460 лет, их новый год проходил все сезоны. Для египетских жителей это было, как если бы восход Сириуса был смещен на день по календарю каждые четыре года. Данный период так и назвали - цикл Сотиса. Когда звезда возвращалась, проводили праздник в честь Вечности.

Седьмого марта 238 года до н.э. фараон Птолемей третий Евергет принял попытку реформирования календаря египтян. Это событие отмечено в Канопском Декрете, который представляет собой монолит c билингвой на египетском и греческом языках, которые говорят о введении совершенно нового календаря. Для устранения сдвига по датам, Птолемей ввел понятие года високосного. В високосный день было велено праздновать богов, которые являлись покровителями семейства Птолемеев. Данное нововведение не прижилось. Лишь после того, как победил Октавиан Августа и после того, как Египет был присоединен к Риму, начали принимать новый календарь, который был сходен с юлианским календарем. Устаревший календарь применяли параллельно еще на протяжении пары веков.

Более поздний календарь Египта имеет сходство с юлианским календарем с одним лишь исключением, что дополнительный день 29 августа стиля юлианского. По календарю египетскому начало года один из первых дней месяца тота это двадцать девятое августа .

У египетских жителей не было постоянной эры. Счет лет они вели от времени, когда на престол вступал очередной фараон. Начала года во всех этих эрах всегда начиналось первого тора , которое предшествовало вступлению на престол.

Месяца и дни месяца обозначали номерами. Все даты записывали примерно так:

Год первый, месяц второй сезона разлива, день пятый правления фараона . Правда, как отмечено в произносить имя фараона запрещалось.

Все названия месяцев Египта применялись в астрономических и религиозных целях :

Источники: www.29feb.ru, grigam.narod.ru, www.calend.ru, objective-news.ru, tpark.ru

unk-files.clan.su

Календарь Древнего Египта. Типы и виды календарей

Похожие главы из других работ:

Военная политика Древнего Египта

1. 4 Влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Древнего Египта

При появлении постоянной армии значительно изменилась социально-экономическая обстановка в Египте. Прежде всего, резко изменилась социальная структура общества. Военные походы, международная торговля...

Военная политика Древнего Египта

ГЛАВА 2 ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ПРАВИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

...

Египет глазами Геродота

Глава 1. История и география Древнего Египта

Геродот очень много внимания уделяет в своей работе географии Древнего Египта, отдавая ей особое значение. «Ведь малоземельные народы измеряют свою землю оргиями, те же, что богаче землёй, -- стадиями, ещё более богатые -- парасангами...

Загадки египетской цивилизации

Культура и Религия Древнего Египта

Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской культуры, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры. Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства...

История древнего мира (Египет)

Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта

Единство Египта воплощалось во власти фараонов - неограниченных хозяев всей страны. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона - большие ирригационные и строительные работы...

Карьера древнеегипетского чиновника по "Жизнеописанию вельможи Уны"

Глава II. Чиновники Древнего Египта согласно «Жизнеописанию вельможи Уны»

2.1 Характеристика карьеры древнеегипетского чиновника Как свидетельствует «Жизнеописание Уны», благополучие отдельных представителей господствующего класса всецело зависело от их места и иерархии государственной власти, от той должности...

Положение женщин в Древнем Египте

ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА

...

Прогресс и регресс в историческом развитии

3.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.

Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия до н.э. Он относится к так называемым первым «речным цивилизациям»...

Развитие научных знаний древних египтян

2.1 Влияние науки на развитие цивилизации Древнего Египта

древнеегипетский наука знание Египет - государство, находящееся на плодородном участке почвы в долине и дельте реки Нил. Благодаря сезонным разливам Нила, здесь сложилась хорошо развитая ирригационная система...

Религиозно-политические реформы фараона Эхнатона

ГЛАВА 1. МЕСТО ЭХНАТОНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

...

Религиозно-политические реформы фараона Эхнатона

1.2 Периодизация истории Древнего Египта

Принятая в современной науке периодизация египетской истории имеет корни в глубокой древности. Ее основа была предложена в двухтомной «Истории Египта», написанной на греческом языке египетским жрецом Манефоном...

Типы и виды календарей

Мусульманский календарь

Примером чисто лунного счета времени является мусульманский календарь. До распространения мусульманства в обиходе язычников азиатского Востока находились календари лунно-солнечного типа. В VII в. н. э...

Типы и виды календарей

Календарь майя

Оригинальные системы счета времени были разработаны народами Нового света. Наиболее известны календари индейцев майя, создавших в I тысячелетии н. э. самобытную культуру в Центральной Америке. Майя добились успехов в астрономии...

Типы и виды календарей

Юлианский календарь

Современный солнечный календарь, принятый в большинстве стран мира, восходит к древнеримскому счету времени. Сведения о первом римском календаре, возникшем еще в легендарный период правления Ромула (середина VIII в. до н.э.)...

Типы и виды календарей

Григорианский календарь

лунный время григорианский календарь Христианская церковь, утверждая юлианский календарь, стояла перед сложной задачей. Основной праздник новой религии - пасха - отмечался по лунно-солнечному календарю...

hist.bobrodobro.ru

Древнеегипетский календарь

Год в Древнем Египте делился на три сезона по 4 месяца каждый:

· Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября

· Время восходов (перет) — с середины ноября до середины марта

· Время засухи — с середины марта до середины июля

Месяцы обозначались номерами (первый месяц половодья, второй месяц половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Считается, что начало года при установлении календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом (первое в году появление перед восходом Солнца) Сириуса. Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять приходился на день «восхода» звезды Сириус. В 25 году до н. э. был установлен Александрийский календарь, синхронизированный с юлианским календарем, но сохранивший прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце года добавлялся один день.

Названия египетских месяцев в греческих и арамейских документах:

1. Тот

2. Паофи

3. Хатир

4. Хойак

5. Тиби

6. Мехир

7. Фаменот

8. Фармути

9. Пахон

10. Паини

11. Эпифи

12. Месоре

В Египте, в отличие от Вавилонии, не сохранилось никаких сведений о солнечных и лунных затмениях (Breasted A. History of Egypt). Сотический период, основанный на расчёте восхождения звезды Сотис (Сириуса), стал альфой и омегой числовых конструкций египетской хронологии. При Птолемеях была проведена еще одна реформа — введение каждые четыре года високосного года. В 238 до н. э., на девятый год царствования Птолемея III Эвергета, в Дельте был обнародован жреческий декрет. В прошлом веке он был найден в Танисе и получил известность как Канопский декрет, по названию того места, где заседал конклав, готовивший реформу календаря. Подобно камню из Розетты, он был трехъязычным, включая греческий текст, иероглифы и египетское демотическое письмо.

Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.

К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнеегипетский_календарь

mirznanii.com


Смотрите также