Образование древнего китая. Образование древнем Китае. Система образования. Символом власти учителя была. Обучение воспитание.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование древнем Китае. Система образования. Символом власти учителя была. Обучение воспитание. Образование древнего китая


Образование в Древнем Китае

В Китае школа и воспитание развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание главным образом определялось общественным и имущественным положением человека. Образование и воспитание в Китае развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости.

Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания В сопровождении отца 7-8 летний мальчик, одетый в праздничный костюм, переступал порог школы, имея при себе кисточку для писания иероглифов, тушь и тушечницу. Прежде всего, его заставляли поклониться изображению Конфуция и учителю, который становился духовным наставником школьника на все годы обучения. В честь учителя зажигали курительные свечи и троекратно низко кланялись ему – этим выражали уважение и готовность к беспрекословному повиновению. После этого церемониала учитель вместо «молочного имени» давал мальчику «школьное имя» (по-китайски сюэ-мин: сюэ – «учеба», мин – «имя»). Весьма распространены были такие имена: «Сметливый в грамоте» и «Первый в учении».

Ученик обязан был заучить наизусть рассуждения такого рода: «существуют три категории отношений: между государем и чиновником, отцом и сыном, мужем и женой; первые основываются на справедливости, вторые – на любви, третьи – на покорности». Обучение в начальной школе продолжалось семь-восемь лет. Школьник успевал вызубрить 2-3 тысячи иероглифов и приобрести самые элементарные сведения по арифметики и китайской истории. О скудности получаемых знаний можно судить хотя бы по тому, что даже в XIX в. китайские учащиеся ничего не знали о других странах, в том числе и о тех, которые граничили с Китаем. Учениками внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Естественные и точные науки игнорировались. Было распространенно мнение, что изучение математики недостойно ученого, ибо математика – принадлежность ремесленника. Мальчики направлялись в школу с восходом солнца и просиживали за книгой целый день, отдыхая только во время обеда.

Учились зимой, сидя в холодном классе, учились и летом, когда в школе трудно было дышать от жары. Каждому школьнику полагался продолговатый столик с двумя выдвижными ящиками для книг и бумаги и высокий деревянный стул. В первый день занятий мальчики гурьбой бросались в класс и занимали места по своему выбору. В классе стоял шум детских голосов. Но вот появился учитель, и мгновенно все стихало. Он, молча садился за стол, на котором были расставлены тушечница, небольшая чашка для воды, чтобы разводить тушь, чайник и две или три пиалы. Тут же на видном месте лежала толстая бамбуковая палка – символ его власти и средство воздействия на нерадивых. Сельская школа представляла собой один общий класс, в котором одновременно учились мальчики и юноши. Единой учебной программы не было – каждый ученик проходил индивидуальный курс обучения сообразно со своими способностями. Занятия были организованны так: учитель давал задание, а затем вызывал всех по очереди для опроса и проверки. Пока он проверял знания одного ученика, остальные занимались самостоятельно. Ученик отвечал учителю, повернувшись к нему спиной (чтобы не смог заглянуть в тексты, лежавшие на учительском столе).

studfiles.net

Образование древнем Китае. Система образования. Символом власти учителя была. Обучение воспитание.

образование в древнем китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов.

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, по мнению А.Н. Джуринского, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

З.И. Васильева отмечает, что большое значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания сыграли мудрецы Древнего Китая. Самым знаменитым из мудрецов Древнего Китая был, конечно, Учитель Кун – Кун-цзы, которого европейцы привыкли называть именем Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. в небольшом княжестве Лу, служил при дворах нескольких князей, имел несколько тысяч учеников, которые переходили с ним из княжества в княжество, и умер в 479г. до н.э.

По мнению профессора Марковой А.Н. Конфуций обобщил опыт воспитания Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия.

Поведение благородного человека, согласно Конфуцию, строится на том, что он ясно понимает свое место в социальной иерархии и потому в любой роли сохраняет глубокое чувство собственного достоинства. Он чтит предков, уважает родителей и слушает старших. К тем же, кто ниже него он относится гуманно. Идеалом благородного человека должен быть сам правитель. Он и служит образцом для подражания, воспитывая их собственным примером. Для Конфуция и его последователей есть нечто более высокое, чем интересы и желания правителя, - это Воля Неба.

Конфуций предпринял первую попытку теоретического осмысления воспитания. Опираясь на китайскую педагогическую традицию, он сделал вопрос о правильном воспитании членов общества неотъемлемой частью своего этико–политического учения.

Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и их трудолюбием, а природные людей материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека.

Ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы, он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами, благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение шести искусствам "сынов неба" и "благородных мужей".

Латышина Д.И. полагает, что Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности: "Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность". До Конфуция великими признавались только боги, цари, герои. Он же провозгласил человека творцом культуры, создающего Прекрасное, Возвышенное и Должное, потому не уступающего богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, необходимо позаботиться о собственном совершенствовании. "Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуется ни технические орудия, ни власть",- таков главный завет Конфуция.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся Проблемы эффективности педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. В нашей работе, мы, для начала, попытаемся ответить на вопрос: почему учителя общаются с детьми по-разному, почему у них складываются и с каждым отдельным учен.

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в.

Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая сит.

Разделы

Источник: http://www.edumask.ru/magiws-607-1.html

система образования в древнем китае

Воспитание и обучение в древней Индии.;

История Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский – до VI в. до н.э. и буддистский – с VI в. до н.э. Культура дравидских племен – коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – приближалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей. Школы в долине реки Инда появились предположительно еще в доарийский период в 3–2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предположить, на школы Древней Месопотамии. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Кастовая система построения общества на протяжении многих столетий ограничивала доступ к образованию широких масс населения. Среди различных религиозно-философских учений, в рамках которых формировались отдельные направления педагогической мысли Индии, можно выделить брахманизм и буддизм. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания. В Древней Индии постепенно сложился ряд крупных центров образования. Наибольшую известность среди них получили школы, близ города Бхуванешвар. Приблизительно за пять столетий до новой эры на этой территории сложилось сообщество ученых, которые вместе со своими учениками обсуждали философские вопросы, учащиеся получали сведения по медицине, искусству, астрономии, естествознанию, торговле. Этот своего рода научно-учебный центр поддерживал связи с цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком. Не менее широкую известность как центры культуры и просвещения приобрели школы при некоторых буддистских монастырях за 500 лет до нашей эры. В них учащиеся изучали индуизм и буддизм, логику, Веды, медицину, филологию, языки, право, астрономию и другие науки.

Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. идеология буддизма была господствующей в Индии. Буддийская система образования по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола.

7.Воспитание и обучение в древнем Китае.

В основе воспитательно-образовательных традиций в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший корнями в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи.

Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. В эпоху Шан (Инь) (ХVI-ХI вв. до н.э.). в школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовало китайское письмо, использующее иероглифы, записывающие слова или морфемы и в звуковом отношении соответствующие тонированному слогу, и иероглифическая письменность. Письменностью владели, как правило, жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. В период о правления династии Цинь (221–207 гг. до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать в Китае.

В период правления династии Хань получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. Последние создавались государственными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе содержания обучения лежали прежде всего учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») – о литературе; «Книга документов» («Шу») – о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») – об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») – о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») – об истории; «Книга музыки» («Юэ») – о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики получали довольно широкий круг преимущественно гуманитарных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.

8.Педагогические идеи Конфуция.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551–479 гг. до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Правильное воспитание являлось, согласно Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность.

Вместе с тем Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» – людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь – людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Беседы и суждения» Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»; Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция, подробно изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».

В главе «Записка об учении» сформулирован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, онведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последовательности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным. он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

В период правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

Источник: http://studopedia.su/15_39256_vospitanie-i-obuchenie-v-drevney-indii.html

в древнем китае символом власти учителя была

Существует мнение, что при расселении на юг после Великого похолодания примерно 13 020 - 7 520 лет назад (к сожалению, точная дата пока неизвестна) н аши предки достигли Такла-Макан (пустыня между Тибетом, Киргизстаном и Казахстаном - территория современного Китая). Аримия (страна Великого Дракона) располагалась южнее Великой Рассении.

Правитель Аримии Ариман, возжелавший богатство и просторы Беловодья, пошел войной на северных соседей. Война была настолько ужасной, что по преданиям инглиингов все северное полушарие обезлюдело на несколько тысячелетий!

Наши славные предки одержали победу над Китаем, и символом этой победы стал витязь, пронзающий копьем дракона. Великий князь Асур и правитель Аримии Ариман заключили мир в день осеннего равноденствия. Это столь значимое событие стало началом нового летоисчисления - Сотворение Мира (7 520 лет назад). В качестве контрибуции Китай построил Великую Стену.

До 1977 г. когда были обнаружены древние захоронения, официально не признавали, что на территории северного Китая проживали белые племена. В самом же Китае память о Белой Расе жила до 1920 гг. вопреки военной интервенции Запада Европы и опиумным войнам XIX - начала XX веков. Тела, одетые в качественную ткань с кельтским орнаментом, очень хорошо сохранились благодаря сухому климату. Тонкие носы, светлые и рыжие волосы, широкие глазницы: при идентификации найденных мумий эти факты свидетельствуют в пользу Белой Расы. И, как подтверждение, китайский эпос повествует о белых учителях, передавших им многие знания, принципы и основы общества, зародивших буддизм.

Захоронения находятся неподалеку от развалин больших городов вдоль Великого Шелкового Пути. Этот древний народ - Тохары (одна из ветвей Великой Белой Расы), основавшие многие города Шелковго Пути, который они же и охраняли. Возле одной из мумий найден глинистый шар со свастикой, которая являлась частью культуры нордидов. Принимая во внимание, что в Китае свастика встречается повсеместно, можно предположить как далеко простиралось тохарское влияние. Более тысячи нордидов были обнаружены в начале 1990-х гг. однако китайское правительство к 1998-му г. запретило всяческие археологические поиски в этом регионе (примечательно, что на этой территории проживает национальное меньшинство, говорящее не на китайском, а на одном из тюрских языков, который был, практически, вторым разговорным на Руси до прихода к власти Романовых в 1613 г. насаждавших презрение ко всему "татарскому" и миф о "татаро-монголах"). Чего же так боятся власти Китая? Все просто - раскопки захоронений тохаров опровергают утверждения о том, что китайцы первыми одомашнили лошадей, стали использовать седла, открыли железо, порох.

Не лишним будет и упоминание о трех "ревизиях" китайских иероглифов: трижды уничтожались все книги, написанные "старыми" иероглифами и все прошлое культурное наследие Китая переписывалось заново "новыми". И даже после всех этих "реформ" китайская письменность очень уж похожа на славяно-арийские руны, которые, без сомнения, и были основой китайских иероглифов.

Сложившаяся ситуация явно не по душе китайскому правительству, новые находки заставляют взглянуть на древнейшие письменные китайские источники, где описываются люди-учителя высокого роста с голубыми и зелеными глазами, тонкими носами, белыми и рыжими волосами как научно и исторически обоснованные.

Легенда гласит, что китайская цивилизация началась с прилета с севера Белого Бога Хуан Ди, который обучил китайцев земледелию, постройке дамб, иероглифической письменности и т.д.

Вот так-то! А то начинают тут "ромашку разводить" махая руками: мы порох придумали, мы то, да мы се! Учите историю, неучи.

Источник: http://slavyane.org/history/istoriya-beloy-rasu-v-kitae.html

обучение и воспитание в древнем китае

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Древний Восток объединял рабовладельческие государства (Шумерии, Вавилония, Ассирия, Египет, Индия, Китай), которые существовали в IV-I тыс. до н э на территории Южной Азии и частично в

Северной Азии Созданная ими цивилизация сильно повлияла на культурное развитие человечества

С появлением классового общества воспитание подрастающего поколения приобрело классового характера, выделилось как самостоятельная социальная функция общества На этом этапе появились специальные учебно-вос овне заведения - школы, в которых систематически обучали детей их появление способствовало возникновению различных систем письма (шумерское, египетское, китайское и др.) Первые школы были открыты в Ш-II тыс. до н е в Шумере Египте, Индии, Китае, и с тех пор систематическое обучение стало важной составляющей процесса воспитанияховання.

Школы в Шумере (ранняя рабовладельческое государство на территории Двуречья - между реками Тигр и Евфрат) возникли в середине III тыс. до н.э Главным их задачей была подготовка писцов, обучение их клинописи - - трансформированной пиктографического письму, что представляет собой комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков (система насчитывала до 600 знаков) Такие школы называли \"домами глу няних табличек \", а учителей - родителями дома глиняных табличек, учеников - сыновьями дома глиняных табличек Названия происходят от того, что шумеры писали на мокрых глиняных таблицах Ученики также усваивали с ния по ботанике, зоологии, географии, математики, грамматики, литературы Обучение было длительным, стоило дорого, поэтому оно было доступно только детям знат лише дітям знаті.

В Древнем Египте школы появились в III тыс. до н.э вместе с возникновением письменности Здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих В них пользовались иероглиф фично (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700 иероглифов Ученики писали черной краской на папирусе с помощью тонкой бамбуковой палочки В школе при дворце фараона занятия продолжались с р Анку до позднего вечера Здесь царила строгая дисциплина, использовали телесные наказания Будущие чиновники обучались чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам В школах для жрецов, помимо знаний по общим предметам, давали религиозное образование, учили астрономии и медицины Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальникєначальники.

В Древней Индии (III тыс. до н.э) воспитание было кастовым Существовали школы только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати) Школу брахманов возглавлял учитель Обучение в ней длит вало 10 - 12 лет (от 6-12 до 22-24 лет) Во время обучения дети проживали в доме учителя, возились в его хозяйстве В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей Бога, которые свое жизнь посвящали изучению священных книг - Вед В школах кшатриев учились дети военной знати, овладевая науку владения оружием, езду верхом, гимнастические упражнения, а также математику, поэзию, музы ку, этику и танцы низкие касты (вайшьев - земледельцы, скотоводы, торговцы; шудры - потомки покоренного доарийского населения, мелкие ремесленники) не могли получать образованийати освіту.

В Древнем Китае письменность возникла во II тыс. до н.э. что начало обучения грамоте Оно было длительным и доступным лишь детям из состоятельных семей До появления общеобразовательных школ в Китае существовали так с называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - верховой езды, письма и счета Обучение начиналось с шести лет Основными его методами были запоминает ування, подражания, ограничения свободы и инициативы В школах царила суровая дисциплина, применяли телесные наказания Для подготовки чиновников действовали специальные (юридические, медицинские, математические, х удожни) учебные заведения Впоследствии было открыто высшие аристократические школы, в которых обучали ораторского искусства, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и ицини та ін.

Первую частную школу в Древнем Китае открыл историк, философ, государственный деятель, религиозный учитель Конфуций (ок 551-479 дон е) В философских школах учили ораторского искусства, риторики, логики и, умение полемизировать, дискутировать Именно в Китае впервые был введен сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновникомником.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/vihovannya_navchannya_krayinah_davnogo_shodu.htm

eduotdyhat.ru

Воспитание и образование в Древнем Китае

Е ще в глубокой древности в Китае распространилось убеждение в том, что благополучие не только отдельного человека, но и его близких, и даже окружающей его природы, зависит от его личного благочестия. Возможно, это убеждение было связано с необходимостью суровой трудовой дисциплины в условиях рискованного земледелия в дельтах внезапно разливающихся убийственными наводнениями рек, возможно, причиной его возникновения стала уже в древности высокая плотность населения в Китае, тем не менее, забота о воспитании благочестивого потомства с самых давних времен была первейшей обязанностью китайских родителей, освященной авторитетом конфуцианских мудрецов и поучениями даосских святых.

Воспитание в Древнем Китае

Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Несмотря на принятые в других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Древнем Китае всегда было очень ранним. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.

С самого раннего возраста детям внушали, что они младшие и должны знать свое место, всегда поступаться личными интересами во имя блага семьи, то есть, прежде всего, старшего поколения. Справедливости ради надо сказать, что рождению ребенка, особенно мальчика, очень радовались и первое время с ним нянчились. Мать кормила его своим молоком до 3-4 лет, повсюду таскала с собой, привязав к спине, — словом, принадлежала ему полностью. Но довольно скоро маленький китаец начинал ощущать тяжесть конфуцианского воспитания.

Разговаривали с детьми мало, чаще отдавали приказы вроде «сиди смирно», «не ползай по полу». Младшие учились жить, подражая поведению немногословных родителей. Капризы и шалости запрещались, а непослушных иногда привязывали к ножке стола. Кроме того, мальчикам на игры просто не хватало времени потому, что в зажиточных семьях их с трех лет заставляли учить иероглифы. Ведь все родители мечтали увидеть своего отпрыска важным чиновником. За лень и нерадивость наказывали беспощадно. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не букет цветов, а палку, правда, завернутую в красивую бумагу.

С девочек спроса меньше: рано или поздно они выйдут замуж и будут принадлежать другой семье. Но и будущих невест держали в строгости. Уже в 5-6 лет наряжали в женское платье, делали взрослую прическу, запрещали играть с братьями и выходить из дому без провожатых. С 12 лет девочку начинали готовить к новой жизни: учили вести хозяйство, заниматься рукоделием, а если позволяли средства, давали приличное образование. Богатые китаянки умели читать и писать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже сочинять стихи. Но при этом число ограничений возрастало: девушка, достигшая брачного возраста (14-16 лет), не имела право самовольно выйти к гостям, без спросу вступить с ними в разговор, а громкий смех считался верхом неприличия. Одежду она носила темную, без ярких вышивок, и никаких украшений – это все полагалось только замужней женщине. Почтительность к родителям — для Конфуция это был фундамент, на котором держится семья. Вот несколько примеров, на которых воспитывалось юное поколение.

Взрослый сын, навещая по праздникам родителей, вел себя как маленький ребенок. Зачем? Чтобы они не могли чувствовать себя старыми! Другой не менее почтительный сын продал своего ребенка в рабство, ибо не мог прокормить мать. Рассуждал он так: жена и второго родит, а второй матери не будет. Правда, Небо вознаградило его: в саду он нашел кувшин с деньгами, на которые и ребенка выкупил, и мать обеспечил. Это уже не послушание, а самопожертвование. С детства китайцу внушалась мысль о том, что в «большой семье» отеческая власть принадлежит императору, а в «малой», членом которой он состоит, — главе семьи. Отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Вся старая китайская нравственность строилась на сыновнем благочестии, на общественной обязанности сына служить отцу. Если все поданные государства должны были безропотно повиноваться императору, то все члены семьи – ее главе. «Для императора на его престоле и для простого рабочего в его хижине, — писал вначале XX в. П. Лоуэль в книге «Душа Дальнего Востока», — все держится на идее семейного родства. Империя представляет собой одну большую семью, семья является маленьким государством».

Китайская семья складывалась как большая община, состоявшая из пяти-шести и более малых патриархальных семей. Она вела общее хозяйство: в деревне все члены семьи трудились на общей земле; в городе, как правило, мужчины занимались одним и тем же ремеслом. Дети должны были всецело предаваться служению родителям, стеснять себя во всем или даже жертвовать жизнью, лишь бы угодить старшим, — таковы были моральные догмы, выработанные древними мудрецами и всячески оберегавшиеся властителями Китая. «Сыновья и дочери, — говорилось в одном из законодательных актов цинской династии, — особенным образом проявившие свое благочестие по отношению к родителям, награждаются 30 лянами серебра и удостаиваются почетных арок, воздвигаемых перед воротами их домов, а после смерти – официальных жертвоприношений в их память, совершаемых весной и осенью».Со смертью главы семьи власть переходила к старшему сыну — ему подчинялись не только его братья и сестры, но и собственная мать, и все жены покойного родителя.

studfiles.net

Семинар 4. Воспитательные системы: история и современность

Приготовьте короткие выступления по следующим темам:

  1. Афинская система воспитания.

  2. Воспитание в Древнем Китае

  3. Воспитание в Японии

  4. Исламское воспитание

  5. Иезуитское воспитание

  6. Рыцарское воспитание

  7. Воспитание джентльмена (по Дж. Локку)

  8. Дворянское воспитание в России

  9. Коллективистское воспитание (по Макаренко А.С.)

  10. Воспитание гражданина (по В.А. Сухомлинскому)

Воспитание в Древнем Китае

Древний Китай - культура и воспитание детей

Китай.Культура Древнего Китая всегда подразумевала в первую очередь воспитание детей. Еще в древности китайцы были известны во всем мире тем, что они уделяли очень большое внимание этому вопросу. Они учили своих детей так: чтобы добиться успеха в «достижении гармоничной семейной жизни, управлении нацией и победы над врагами» человек, прежде всего, должен совершенствовать свою нравственность и добродетель.

Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Несмотря на принятые в других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Древнем Китае всегда было очень ранним. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.

Крупные кланы и влиятельные семьи имели храмы предков, находившиеся в поместьях родных провинций. Храм предков помимо поклонения также предназначался для обучения детей, то есть его использовали как школу. Причем обучаться могли все члены клана из различных семей, в независимости от их нынешнего статуса или материального положения. В Древнем Китаеобразование было подчинено государственным целям, все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.

В культуре Древнего Китая семейное воспитание дополнялось образованием. При обучении первоочередное значение исходно придавалось изучению истории, так как именно на материале конкретных исторических прецедентов и их последствий легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить ему стремление к добродетелям и внушить ему страх перед пороками. Кроме истории в школах Древнего Китая детей обучали основным понятиям и представлениям о мироздании. Изучали три начала: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света. Давалось представление о теории пяти элементов и пяти добродетелях. Изучали основы музыки и ритуалов, норм социального поведения.

Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек. Мужскую половину учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания. Девочкам в Древнем Китае было достаточно научиться быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.

Наибольшее влияние на развитие педагогики и воспитания, а так же в культуру Древнего Китая оказали идеи Конфуция и его последователей. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правдивостью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. В конфуцианстве всегда исключительное значение придавалось семье и нормам семейного общежития. По образу семьи в древнем Китае должны были строиться и взаимоотношения людей по социальной вертикали. В данном случае император Поднебесной является отцом, а подданные и народ — его дети.

К примеру, Чжугэ Лян (181-234 г.н.э.) был известным политиком и военным стратегом Древнего Китая. В 54 года он написал популярную книгу под названием «Рекомендации для моих детей». Чжугэ Лян посвятил ее своему восьмилетнему сыну Чжугэ Чаню. В этой книге он подытожил свой жизненный опыт, а также описал ответственность, возложенную на детей. В этой книге он просит своих детей быть миролюбивыми, постоянно совершенствовать себя и смотреть внутрь себя. Он сказал, что для того, чтобы стать благородным и достичь нравственного благочестия, человек должен вести скромный образ жизни. Чтобы достичь истинной мудрости, человеку необходимо быть спокойным и усердным. Чтобы достичь успеха в самосовершенствовании, человек должен быть непреклонным.

Таким образом, особенностью воспитания детей в Древнем Китае являлась многосторонность образования с упором на развитие и совершенствование нравственных качеств. Помимо общих представлений о мире и истории, обучение в Древнем Китае предусматривало воспитание эрудированного, вежливого, обладающего внутренним самоконтролем человека. Большое значение уделялось способности заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших поколений к старшим. Благодаря этому в древние времена достигалось приобретение большого терпения, сдержанности и самообладания, которое было свойственно всему китайскому народу.

studfiles.net

Древние государственные образования в Китае. Шань-инь и Чжоу

В 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, самой ранней из которых была Яншао. Племена жили в небольших поселка у речных пойм. Возделывали чумизу, разводили свиней и собак. Керамика обжигалась в специальных печах и ярко раскрашивалась. Во второй половине 3тыс. до н.э. исчезает крашеная керамика, ее место занимает черная или серая посуда, изготовленная на гончарном круге. Культуры этого типа (Луншань) характеризуются прогрессом в земледелии, совершенствованием орудий труда, в погребениях обнаруживается социальная дифференциация.

О политической истории мы можем судить только по дошедшим легендам. В одной из них говорится о том, как власть из выборной стала наследственной (когда-то правил Яо, который избрал преемником не своего сына, а способного Шуня. В его правление случился потоп и он объявил, что передаст правление тому, кто сможет его предотвратить это удалось сделать Великому Юю, который стал правителем. Затем престол занял его сын и власть стала передаваться по наследству). Ци, сына Великого Юя, считают основателем первой древнекитайской династии Ся. Отсутствие достоверных письменных источников не позволяет говорить о том, что представляло собой общество в это время. По преданию, последний правитель династии отличался жестокостью, что повлекло за собой восстание под предводительством Тана, который стал новым правителем Поднебесной. Его стали называть Чэн Тан (Тан-Созидатель). Он был первым правителем династии Шан, впоследствии получившей название Инь (17в. до н.э.). в 14в. до н.э. племя шан переселилось в район современного Аньяна, столицей стал Великий Город Шан. От этого периода (14-11вв. до н.э.) до нас дошли как археологические, так и эпиграфические памятники.

Эпохе Шан-Инь присущи три важнейших достижения: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности, хотя основным копательным орудием остается деревянный заступ “лэй” – двузубая палка с поперечной перекладиной.

В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, для литья использовались высококачественные глиняные формы. Бронза применялась преимущественно для оружия и ритуальных сосудов.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения – их можно назвать городами. На территории города размещались дворцовые и храмовые здания, поддерживаемые мощными колоннами. В пределах городской стены размещались мастерские. В это время происходит отделение ремесла от земледелия.

Письменность дошла до нас в виде гадательных текстов на костях животных и панцирях черепах. Однако использовались и деревянные планки.

Иньские погребения свидетельствуют о глубоком расслоении общества в эту эпоху. В одних погребениях очень богатый инвентарь, украшения из золота и яшмы, музыкальные инструме6нты, встречаются и повозки, запряженные лошадьми, а также останки людей, которых погребли насильственно (скорее всего это слуги или придворные). В других нет человеческих сопогребений, однако инвентарь очень богат. В третьих присутствуют только грубые глиняные сосуды, иногда орудия труда, сами погребения настолько малы, что еле вмещают останки. К четвертым относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений; по характеру скелетов можно судить, что так погребались люди, умершие насильственной смертью: обезглавленные или засыпанные заживо.

Первые могилы принадлежат скорее всего иньским правителям или их ближайшим родственникам, вторые – представители господствующего класса, третьи – могилы мелких производителей, в четвертых хоронили скорее всего подневольных работников, рабов.

Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, “главные дела в государстве – это жертвоприношения и войны”. Поэтому после войн пленных приносили в жертву. И то, и другое отражено в гадательных надписях; детальное изучение их показало, что в них нет специфических терминов, применявшихся для обозначения раба.

Представления иньцев об окружающем мире были эгоцентрическими. По их мнению, в центре Поднебесной находится Великий Город Шан – резиденция правителя, вокруг которого простираются территории, входящие в состав Иньского государства. За пределами живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью государства. Иньское государство не имело какой-либо системы территориального деления, кроме родо-племенной. Это государство возникло, скорее всего, как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем – ваном, который стремился к единоличной власти. Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял походы против враждебных племен. Если племя признавало его власть, он жаловал вождю титул хоу, бо или цзы, что указывало на то, что племя становится членом иньской коалиции. Вождь племени обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань и в случае необходимости предоставлять войска. Ван был также и верховным жрецом.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине (13в. до н.э.), который значительно расширил территории, при нем были построены новые дворцы и храмы. После его смерти дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, что, скорее всего, является попыткой обосновать и оправдать события последней трети 11в. до н.э., которые вошли в историографию под названием “чжоуского периода”.

Первые сведения о племени чжоу появляются в памятниках периода правления У Дина. В это время они были подчиненной территорией. К этому же периоду относятся и данные о военных столкновениях между Инь и чжоу.

Правитель чжоу по имени Чан развернул активную деятельность по распространению своего влияния на ряд соседних племен. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен под его руководством. Его наследник У-ван предпринял поход на восток и в битве при Муе наносит поражение иньскому войску (1027г.до н.э.). Чжоусцы быстро переняли достижения побежденных, и в первую очередь бронзолитейное производство. Их инвентарь трудно отличить от иньских изделий. Они также научились изготавливать боевые колесницы, которые были основной ударной силой того времени. Одним из важнейших заимствований была письменность.

После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием “наследственных пожалований”, в результате которых родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с населением.

В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными территориями.

Социальная дифференциация иньского общества, была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов, определявших всю структуру социального деления.

Все свободное население делилось на 5 групп:

  1. Правитель, “единственный среди людей”.

  2. Правители наследственных владений (чжухоу).

  3. Главы родо-племенных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения (дафу).

  4. Главы больших семей, входивших в состав родо-племеннх групп (ши).

  5. Простолюдины (шужэнь).

Социальный ранг определял совокупность тех материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек (одежда, количество скота и рабов, домашняя утварь, размеры жилища, погребения, убранство жилища, даже пища и слова). Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже.

Вся земля считалась принадлежащей вану, так же как все люди были его слугами. В 11-10вв. до н.э. большое количество пленных, как и в эпоху Инь, приносилось в жертву, однако часть их все же оставлялась в живых и превращалась в рабов, которых использовали на тяжелой и грязной работе (носильщики, конюхи, слуги). Рабы стояли вне иерархии социальных групп. Класс рабов пополнялся также за счет лиц, совершивших преступление.

studfiles.net

Образование древнем Китае. Система образования. Символом власти учителя была. Обучение воспитание.

образование в древнем китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов.

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, по мнению А.Н. Джуринского, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

З.И. Васильева отмечает, что большое значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания сыграли мудрецы Древнего Китая. Самым знаменитым из мудрецов Древнего Китая был, конечно, Учитель Кун – Кун-цзы, которого европейцы привыкли называть именем Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. в небольшом княжестве Лу, служил при дворах нескольких князей, имел несколько тысяч учеников, которые переходили с ним из княжества в княжество, и умер в 479г. до н.э.

По мнению профессора Марковой А.Н. Конфуций обобщил опыт воспитания Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия.

Поведение благородного человека, согласно Конфуцию, строится на том, что он ясно понимает свое место в социальной иерархии и потому в любой роли сохраняет глубокое чувство собственного достоинства. Он чтит предков, уважает родителей и слушает старших. К тем же, кто ниже него он относится гуманно. Идеалом благородного человека должен быть сам правитель. Он и служит образцом для подражания, воспитывая их собственным примером. Для Конфуция и его последователей есть нечто более высокое, чем интересы и желания правителя, - это Воля Неба.

Конфуций предпринял первую попытку теоретического осмысления воспитания. Опираясь на китайскую педагогическую традицию, он сделал вопрос о правильном воспитании членов общества неотъемлемой частью своего этико–политического учения.

Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и их трудолюбием, а природные людей материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека.

Ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы, он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ("чернь").

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами, благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение шести искусствам "сынов неба" и "благородных мужей".

Латышина Д.И. полагает, что Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности: "Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность". До Конфуция великими признавались только боги, цари, герои. Он же провозгласил человека творцом культуры, создающего Прекрасное, Возвышенное и Должное, потому не уступающего богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, необходимо позаботиться о собственном совершенствовании. "Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуется ни технические орудия, ни власть",- таков главный завет Конфуция.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся Проблемы эффективности педагогического общения занимают достаточно существенное место в современных психолого-педагогических исследованиях. В нашей работе, мы, для начала, попытаемся ответить на вопрос: почему учителя общаются с детьми по-разному, почему у них складываются и с каждым отдельным учен.

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в.

Российское законодательство в области развития физической культуры и спорта В России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации, этот вывод транслируют сами законодатели. В официальном Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2006 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая сит.

Разделы

Источник: http://www.edumask.ru/magiws-607-1.html

система образования в древнем китае

Воспитание и обучение в древней Индии.;

История Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский – до VI в. до н.э. и буддистский – с VI в. до н.э. Культура дравидских племен – коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – приближалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей. Школы в долине реки Инда появились предположительно еще в доарийский период в 3–2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предположить, на школы Древней Месопотамии. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Кастовая система построения общества на протяжении многих столетий ограничивала доступ к образованию широких масс населения. Среди различных религиозно-философских учений, в рамках которых формировались отдельные направления педагогической мысли Индии, можно выделить брахманизм и буддизм. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания. В Древней Индии постепенно сложился ряд крупных центров образования. Наибольшую известность среди них получили школы, близ города Бхуванешвар. Приблизительно за пять столетий до новой эры на этой территории сложилось сообщество ученых, которые вместе со своими учениками обсуждали философские вопросы, учащиеся получали сведения по медицине, искусству, астрономии, естествознанию, торговле. Этот своего рода научно-учебный центр поддерживал связи с цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком. Не менее широкую известность как центры культуры и просвещения приобрели школы при некоторых буддистских монастырях за 500 лет до нашей эры. В них учащиеся изучали индуизм и буддизм, логику, Веды, медицину, филологию, языки, право, астрономию и другие науки.

Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. идеология буддизма была господствующей в Индии. Буддийская система образования по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола.

7.Воспитание и обучение в древнем Китае.

В основе воспитательно-образовательных традиций в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший корнями в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи.

Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. В эпоху Шан (Инь) (ХVI-ХI вв. до н.э.). в школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовало китайское письмо, использующее иероглифы, записывающие слова или морфемы и в звуковом отношении соответствующие тонированному слогу, и иероглифическая письменность. Письменностью владели, как правило, жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. В период о правления династии Цинь (221–207 гг. до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать в Китае.

В период правления династии Хань получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. Последние создавались государственными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе содержания обучения лежали прежде всего учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») – о литературе; «Книга документов» («Шу») – о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») – об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») – о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») – об истории; «Книга музыки» («Юэ») – о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики получали довольно широкий круг преимущественно гуманитарных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.

8.Педагогические идеи Конфуция.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551–479 гг. до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Правильное воспитание являлось, согласно Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность.

Вместе с тем Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» – людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь – людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Беседы и суждения» Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»; Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция, подробно изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».

В главе «Записка об учении» сформулирован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, онведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последовательности, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным. он будет получать наслаждение в обществе своих товарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

В период правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

Источник: http://studopedia.su/15_39256_vospitanie-i-obuchenie-v-drevney-indii.html

в древнем китае символом власти учителя была

Существует мнение, что при расселении на юг после Великого похолодания примерно 13 020 - 7 520 лет назад (к сожалению, точная дата пока неизвестна) н аши предки достигли Такла-Макан (пустыня между Тибетом, Киргизстаном и Казахстаном - территория современного Китая). Аримия (страна Великого Дракона) располагалась южнее Великой Рассении.

Правитель Аримии Ариман, возжелавший богатство и просторы Беловодья, пошел войной на северных соседей. Война была настолько ужасной, что по преданиям инглиингов все северное полушарие обезлюдело на несколько тысячелетий!

Наши славные предки одержали победу над Китаем, и символом этой победы стал витязь, пронзающий копьем дракона. Великий князь Асур и правитель Аримии Ариман заключили мир в день осеннего равноденствия. Это столь значимое событие стало началом нового летоисчисления - Сотворение Мира (7 520 лет назад). В качестве контрибуции Китай построил Великую Стену.

До 1977 г. когда были обнаружены древние захоронения, официально не признавали, что на территории северного Китая проживали белые племена. В самом же Китае память о Белой Расе жила до 1920 гг. вопреки военной интервенции Запада Европы и опиумным войнам XIX - начала XX веков. Тела, одетые в качественную ткань с кельтским орнаментом, очень хорошо сохранились благодаря сухому климату. Тонкие носы, светлые и рыжие волосы, широкие глазницы: при идентификации найденных мумий эти факты свидетельствуют в пользу Белой Расы. И, как подтверждение, китайский эпос повествует о белых учителях, передавших им многие знания, принципы и основы общества, зародивших буддизм.

Захоронения находятся неподалеку от развалин больших городов вдоль Великого Шелкового Пути. Этот древний народ - Тохары (одна из ветвей Великой Белой Расы), основавшие многие города Шелковго Пути, который они же и охраняли. Возле одной из мумий найден глинистый шар со свастикой, которая являлась частью культуры нордидов. Принимая во внимание, что в Китае свастика встречается повсеместно, можно предположить как далеко простиралось тохарское влияние. Более тысячи нордидов были обнаружены в начале 1990-х гг. однако китайское правительство к 1998-му г. запретило всяческие археологические поиски в этом регионе (примечательно, что на этой территории проживает национальное меньшинство, говорящее не на китайском, а на одном из тюрских языков, который был, практически, вторым разговорным на Руси до прихода к власти Романовых в 1613 г. насаждавших презрение ко всему "татарскому" и миф о "татаро-монголах"). Чего же так боятся власти Китая? Все просто - раскопки захоронений тохаров опровергают утверждения о том, что китайцы первыми одомашнили лошадей, стали использовать седла, открыли железо, порох.

Не лишним будет и упоминание о трех "ревизиях" китайских иероглифов: трижды уничтожались все книги, написанные "старыми" иероглифами и все прошлое культурное наследие Китая переписывалось заново "новыми". И даже после всех этих "реформ" китайская письменность очень уж похожа на славяно-арийские руны, которые, без сомнения, и были основой китайских иероглифов.

Сложившаяся ситуация явно не по душе китайскому правительству, новые находки заставляют взглянуть на древнейшие письменные китайские источники, где описываются люди-учителя высокого роста с голубыми и зелеными глазами, тонкими носами, белыми и рыжими волосами как научно и исторически обоснованные.

Легенда гласит, что китайская цивилизация началась с прилета с севера Белого Бога Хуан Ди, который обучил китайцев земледелию, постройке дамб, иероглифической письменности и т.д.

Вот так-то! А то начинают тут "ромашку разводить" махая руками: мы порох придумали, мы то, да мы се! Учите историю, неучи.

Источник: http://slavyane.org/history/istoriya-beloy-rasu-v-kitae.html

обучение и воспитание в древнем китае

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Древний Восток объединял рабовладельческие государства (Шумерии, Вавилония, Ассирия, Египет, Индия, Китай), которые существовали в IV-I тыс. до н э на территории Южной Азии и частично в

Северной Азии Созданная ими цивилизация сильно повлияла на культурное развитие человечества

С появлением классового общества воспитание подрастающего поколения приобрело классового характера, выделилось как самостоятельная социальная функция общества На этом этапе появились специальные учебно-вос овне заведения - школы, в которых систематически обучали детей их появление способствовало возникновению различных систем письма (шумерское, египетское, китайское и др.) Первые школы были открыты в Ш-II тыс. до н е в Шумере Египте, Индии, Китае, и с тех пор систематическое обучение стало важной составляющей процесса воспитанияховання.

Школы в Шумере (ранняя рабовладельческое государство на территории Двуречья - между реками Тигр и Евфрат) возникли в середине III тыс. до н.э Главным их задачей была подготовка писцов, обучение их клинописи - - трансформированной пиктографического письму, что представляет собой комбинации различных вертикальных и горизонтальных клиновидных рисков (система насчитывала до 600 знаков) Такие школы называли \"домами глу няних табличек \", а учителей - родителями дома глиняных табличек, учеников - сыновьями дома глиняных табличек Названия происходят от того, что шумеры писали на мокрых глиняных таблицах Ученики также усваивали с ния по ботанике, зоологии, географии, математики, грамматики, литературы Обучение было длительным, стоило дорого, поэтому оно было доступно только детям знат лише дітям знаті.

В Древнем Египте школы появились в III тыс. до н.э вместе с возникновением письменности Здесь существовали дворцовые школы, школы для жрецов, школы писцов, школы для различных служащих В них пользовались иероглиф фично (иероглиф - священный знак) письмом, которое насчитывало до 700 иероглифов Ученики писали черной краской на папирусе с помощью тонкой бамбуковой палочки В школе при дворце фараона занятия продолжались с р Анку до позднего вечера Здесь царила строгая дисциплина, использовали телесные наказания Будущие чиновники обучались чтению, письму, счету, гимнастическим упражнениям, плаванию и хорошим манерам В школах для жрецов, помимо знаний по общим предметам, давали религиозное образование, учили астрономии и медицины Дети высшей знати получали образование в военных школах, откуда выходили военачальникєначальники.

В Древней Индии (III тыс. до н.э) воспитание было кастовым Существовали школы только для двух высших сословий: брахманов (жрецов) и кшатриев (военной знати) Школу брахманов возглавлял учитель Обучение в ней длит вало 10 - 12 лет (от 6-12 до 22-24 лет) Во время обучения дети проживали в доме учителя, возились в его хозяйстве В школе брахманов из детей высшей касты готовили служителей Бога, которые свое жизнь посвящали изучению священных книг - Вед В школах кшатриев учились дети военной знати, овладевая науку владения оружием, езду верхом, гимнастические упражнения, а также математику, поэзию, музы ку, этику и танцы низкие касты (вайшьев - земледельцы, скотоводы, торговцы; шудры - потомки покоренного доарийского населения, мелкие ремесленники) не могли получать образованийати освіту.

В Древнем Китае письменность возникла во II тыс. до н.э. что начало обучения грамоте Оно было длительным и доступным лишь детям из состоятельных семей До появления общеобразовательных школ в Китае существовали так с называемые общинные школы, в которых юношей бесплатно обучали стрельбе из лука, песен и обрядов, впоследствии - верховой езды, письма и счета Обучение начиналось с шести лет Основными его методами были запоминает ування, подражания, ограничения свободы и инициативы В школах царила суровая дисциплина, применяли телесные наказания Для подготовки чиновников действовали специальные (юридические, медицинские, математические, х удожни) учебные заведения Впоследствии было открыто высшие аристократические школы, в которых обучали ораторского искусства, философии, религиозной морали, астрономии, медицины и ицини та ін.

Первую частную школу в Древнем Китае открыл историк, философ, государственный деятель, религиозный учитель Конфуций (ок 551-479 дон е) В философских школах учили ораторского искусства, риторики, логики и, умение полемизировать, дискутировать Именно в Китае впервые был введен сдачи экзамена для тех, кто хотел стать ученым или чиновникомником.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источник: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/vihovannya_navchannya_krayinah_davnogo_shodu.htm

www.eduotdyhat.ru

Бесценная роль образования в Древнем Китае

Бесценная роль образования в Древнем Китае: основа правил поведения и величайшая уравнительная сила

«Троесловие», или «Сань-Цзы Цзин», является самым известным классическим китайским текстом для детей. Его автор — Ван Иньлян (1223–1296 гг.), живший во время династии Сун. Многие поколения китайцев заучивали его наизусть.

До 1800-х годов «Сань-Цзы Цзин» был самым первым текстом, который учил каждый ребёнок в Китае.

Ритмические, короткие и простые стихи из трёх иероглифов было легко читать и запоминать. Это позволяло детям изучать иероглифы, грамматические структуры, эпизоды из китайской истории и прежде всего правила поведения.

В «Троесловии» говорится:

Вырастить без обучения —

Это вина отца.

Учить без строгости —

Это леность учителя.

Если ребёнок не учится,

Так не должно быть.

Если он не учится молодым,

Каков он будет, когда состарится?

Если нефрит не полируется,

Он не может стать полезным.

Если человек не учится,

Он не узнает добродетели честности и праведности.

Древние китайцы высоко ценили образование. Дети должны были ходить в школу и уделять много времени и сил учёбе.

В «Троесловии» показано, насколько было важно образование в древнекитайской культуре. Образование было обязательной частью развития ребёнка.

Конфуцианство: ядро древнекитайского образования

Современная система образования преимущественно сосредоточена на преподавании технических знаний, в том числе математики и других наук, языковых навыков и т.д.

Образование в древнем Китае, напротив, во многом основывалось на конфуцианской классике. С раннего детства дети изучали и заучивали конфуцианские тексты, а также стихи из «Троесловия».

В основе конфуцианства лежат пять добродетелей: доброжелательность, праведность, приличия, мудрость, верность. Из этого вытекают многие ценности, такие как лояльность, сыновнее благочестие, мужество, открытость, трудолюбие и т. д.

Благодаря системе образования конфуцианские ценности прививались детям с раннего возраста и оставались основой образования даже на высоких научных уровнях. В то же время учащиеся развивали свои языковые навыки и знания, изучая эти древние тексты.

Необходимость дисциплины

Существует древняя китайская притча о ребёнке, который потерял отца в раннем детстве и был избалован матерью. Она во всём потакала ему и никогда не ругала, когда он издевался над другими детьми. Когда он крал у соседей, она не возвращала краденые вещи.

Когда сын вырос, его детские проступки переросли в серьёзные преступления. Он грабил, совершал поджоги и другие нехорошие дела. Тем не менее его мать не наказывала его, а вместо этого хвалила за совершённые проступки.

Наконец, сын был схвачен властями и приговорён к смертной казни.

Перед казнью он попросил, чтобы ему разрешили повидаться с матерью в последний раз. Когда мать пришла, сын, плача, сказал ей: «Я ненавижу тебя, мать. Это полностью твоя вина. Когда я был маленький, ты никогда не учила меня и не наказывала за мои проступки. Теперь у меня нет даже возможности исправиться».

Слова сына разбили сердце матери, она поняла, что это правда.

Учителя в древнем Китае были предельно строгими, и даже самые младшие ученики должны были сидеть должным образом, учить наизусть учебный материал и повторять его без единой ошибки.

Этот метод преподавания был очень эффективным. Во-первых, он закалял учеников, чтобы они были выносливы и усердны в учёбе. Во-вторых, запоминание приводило к глубоким знаниям, на которые люди могли  опираться всю оставшуюся жизнь.

Благодаря строгой дисциплине в классах с раннего возраста учителя обеспечивали прочную основу для обучения.

Образование — уравнивающий фактор

Помимо укрепления нравственного характера и учебной дисциплины, образование было также величайшей уравнительной силой в древнем Китае. Это позволяло родившимся в бедных семьях подняться до самых высоких уровней в обществе: стать государственными чиновниками, военными советниками, врачами, художниками и поэтами.

Имперские экзамены, установленные в период династий Суй и Тан, были основными движущими силами меритократии и способом улучшения общественного положения. До этого на важные правительственные посты назначали исключительно по рекомендации, и получали их в основном люди из богатых и влиятельных семей.

Экзамены во времена империи Сун. Фото: ru.wikipedia.org/ Public Domain

Но имперские экзамены были открыты для всех, предоставляя возможность выходцам из бедных семей получить высокие государственные посты. Фактически, во время династии Мин около 47% кандидатов, прошедших самый высокий экзаменационный уровень, были из семей без официальных связей.

Одним из таких людей был нищий по имени У Сюнь из династии Цин, который стал примером для детей из бедных семей и сирот.

Отец У Сюня умер, когда мальчику было всего пять лет. Он и его мать вынуждены были просить милостыню, чтобы выжить. Но через два года мать У тоже умерла, и некому было заботиться о ребёнке.

Мальчик просил подаяние и брался за любую работу. Он не боялся трудностей, но очень переживал, что у него не было возможности учиться. Таким образом, казалось невозможным для него подняться выше нынешнего статуса.

Тогда У решил создать школу для детей из бедных семей и сирот, чтобы их не постигла та же участь. Он собирал средства, прося милостыню днём, а по вечерам изготавливал верёвки на продажу. Через 30 лет У сумел создать школу для малообеспеченных детей.

Его школа была чрезвычайно успешной. У проявлял активный интерес к успеваемости своих учеников и очень уважал учителей. Но всякий раз, когда он видел, что учителя слабы или ученики ленивы, он вставал на колени и умолял их быть усерднее. Его искренность неизбежно побуждала учителей и учеников быть прилежными, и никто не осмеливался лениться.

С древних времен люди понимали важность образования для своего будущего. Даже в нашем современном меритократическом обществе людям с хорошим образованием предоставляются возможности для получения лучшей работы и обретения более высокого социального статуса.

Фото: На картине изображены конфуцианские учёные, приглашённые императором Тайцзуном, когда он основал институт литературоведения. Фото: Public Domain

Автор: Jade Pearce

Источник

isedworld.org


Смотрите также