Древняя греция лекция. Лекция "Культура Античности. Древняя Греция"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История древней греции Лекции Краткий курс. Древняя греция лекция


История древней греции Лекции Краткий курс

С. Г. Карпюк

Москва: Институт восточных культур и античности РГГУ, 2010

© С.Г. Карпюк, 2010

Интернет-публикация. Для студентов неисторических специальностей, изучающих историю древней Греции. Для студентов-историков (первоначальное ознакомление с предметом). Автор в течение многих лет читает курс лекций по истории древней Греции в РГГУ (Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории), Государственном акад. гуманитарном университете (исторический, политологический, философский факультеты). Переработанный и дополненный вариант издания: Карпюк С.Г. Лекции по истории древней Греции. Москва: Ладомир, 1996.

Ключевые слова: Греция древняя, история, лекции.

Оглавление

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции...3

Лекция 2. Крито-микенская цивилизация. "Темные века": регресс, необходимый для прогресса...6

Лекция 3. Архаическая Греция. Великая греческая колонизация и "старшая" тирания...11

Лекция 4. Спарта как тип полиса. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов...17

Лекция 5. Законы Драконта и Солона - пролог демократии...21

Лекция 6. Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе...25

Лекция 7. Греко-персидские войны...29

Лекция 8. "Пентеконтаэтия". Афины при Перикле...33

Лекция 9. Пелопоннесская война..41.

Лекция 10. Афинские демократические институты…46

Лекция 11. Культура и религия греков архаического и классического периодов...49

Лекция 12. Учение Сократа и его значение…52

Лекция 13. Греция в IV в. до н.э....57

Лекция 14. Сословие и гендер: социальные роли мужчин и женщин, свободных и рабов…63

Лекция 15. Александр и Восток...67

Лекция 16. Эпоха эллинизма. Эллинистическая культура...72

Заключение...78

Хронологическая таблица...80

Краткий словарь терминов…82

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого - не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции - от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее созданное греко-македонскими завоевателями царство - Египет - было покорено Римом (соответственно и все даты в книге - до нашей эры). История древней Греции традиционно делится на несколько эпох (исторических периодов). Примерно с 2200 до 1450 г. существовала минойская цивилизация на острове Крит. С ней соседствовала, а затем ее разрушила микенская цивилизация (около 1600 – 1150 гг.). После нее приходит упадок, наступают «темные века» (XI - IX вв.). Греция создает новый тип цивилизации, и самый первый период ее развития – это архаический период истории Греции (VIII - VI вв.). Период расцвета древней Греции – это классический период ее истории (V - IV вв.). Наконец, в результате походов Александра Македонского греческая культура и цивилизация распространяются на Восток, и наступает последний период древнегреческой истории – эллинистический (IV - I вв.).

Очень важную роль в историческом развитии древней Греции сыграли географические условия: раннее развитие мореплавания и торговли стало возможно в Греции благодаря изрезанности береговой линии и обилию островов, по Эгейскому морю можно плавать, не теряя суши из виду. Греция - страна гор, которые разъединяют небольшие по площади равнинные области. Как бы сами природные условия определили политическую раздробленность Греции, возникновение в ней в историческую эпоху множества небольших городов-государств. В Греции не возникло мощных империй, и, может быть, именно в связи с этим греки высоко ценили свободу.

Греция расположена в Восточном Средиземноморье и занимает южную часть Балканского полуострова и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей. В античную эпоху греки заселяли также западную прибрежную часть полуострова Малая Азия. Балканская Греция делится на три сравнительно крупные географические области - Северную Грецию, Среднюю Грецию и Южную Грецию (полуостров Пелопоннес). Северная Греция простирается от Камбунских гор, отделяющих ее от Македонии, до Фермопильского прохода - узкой (в древности) прибрежной полосы, связывающей Северную Грецию со Средней. Западную часть Северной Греции занимает гористая область Эпир, игравшая весьма небольшую роль в истории Эллады вплоть до эллинистической эпохи. В восточной части находится Фессалия - обширная область, которая славилась своими лошадьми. В Северной Греции расположена гора Олимп - место, где, по представлениям древних греков, жили бессмертные боги.

Северо-восток Средней Греции занимает Беотия - область с чересполосицей гор и плодородных равнин. Самым крупным городом Беотии были Фивы, но в Беотии существовало несколько полисов (городов-государств). В Аттике, отделенной от Беотии горным кряжем Кифероном, уже в глубокой древности произошел синойкизм (слияние городов) и сложился единый полис - Афины. Аттика представляет собой небольшой полуостров, вытянутый на юго-восток. Афины находятся в центре небольшой плодородной равнины, сравнительно недалеко от моря (до 10 км) и обладают двумя удобными гаванями - Фалером и Пиреем. В центральной части Средней Греции находится небольшая гористая область - Фокида, которая была известна общегреческим оракулом в Дельфах, расположенным в чрезвычайно живописном месте на склоне горы Парнас.

С полуостровом Пелопоннес Среднюю Грецию связывает Истм (Коринфский перешеек), ширина которого в самом узком месте около 6 км. Истм играл огромное значение в древности, через него проходили важнейшие торговые пути, там располагались крупные торговые центры Коринф и Мегара. На месте построенного в XIX в. канала в древности существовал волок, позволявший судам следовать из Адриатического и Ионического морей в Эгейское, не огибая Пелопоннес.

Внутренние и северо-западные области Пелопоннеса (Аркадия, Ахайя) гористы и мало заселены. Более значительную роль в греческой истории играли Арголида (холмистая область на северо-востоке полуострова) и, прежде всего, Лакония и Мессения - плодородные области на юге, разделенные хребтом Тайгет. Расположенное в долине реки Эврот Спартанское государство после подчинения соседней Мессении стало сильнейшим в Греции. В Олимпии, находящейся на западе полуострова, в Элиде, проводились общегреческие Олимпийские игры.

С доисторических времен были заселены и острова Эгейского архипелага. На самом большом и южном из них, Крите, возникли первые государства региона. Большую роль играли и другие острова. Самые крупные из них: Эвбея (отделенная от Средней Греции узким проливом Эврип), Лесбос, Хиос, Родос, Самос, расположенные рядом с побережьем Малой Азии.

Климат Греции - средиземноморский, субтропический. Реки маловодны, искусственное орошение не применялось в Греции. В Греции никогда не возникало необходимости в сооружении крупных оросительных систем, подобно тому, как это было в Египте и Месопотамии. Животный и растительный мир разнообразен: вплоть до классической эпохи в некоторых районах Северной Греции водились даже львы. Для Греции свойственно поразительное разнообразие ландшафтов. Воздух, особенно в горах, чист и прозрачен: видимость на 40-50 км не является чем-то необычайным. Феномен древнегреческого искусства во многом объясняется восприятием окружающего мира древними греками.

Море играло в жизни греков очень важную роль. Оно было не только главной транспортной артерией (сухопутные перевозки были дорогостоящими, а дороги - весьма неважными), не только источником столь любимой греками рыбы и даров моря. Оно было "цементирующим раствором" греческого мира, связующим звеном с другими цивилизациями Средиземноморья.

В рационе греков главную роль играли лепешки из зерна (пшеницы, ячменя и полбы), овощи, рыба. Не просто обычными сельскохозяйственными культурами, но символами Греции были маслина и виноград. Употребление оливкового масла и вина отличало, по мнению древних греков, цивилизованных людей от варваров. С нескрываемым изумлением греческий историк II в. до н.э. Полибий описывал употребление в пищу сливочного масла испанскими племенами. Оливковое масло использовалось не только в пищу, но и для мытья; им умащались, заправляли светильники. Многие маслины считались в греческих городах священными, и их повреждение или вырубка карались очень сурово. Покровительствовала оливководству богиня Афина, виноградарству же - бог Дионис (Вакх). Впрочем, употребление древними греками вина отличалось от современного. Вино пили часто, но смешивали с водой в пропорции одна часть вина на две или три части воды, и получавшийся напиток был некрепким, но прекрасно утолял жажду. Пить несмешанное вино (т. е. без воды) считалось признаком варварства и называлось "пить по-скифски". Мясо греки ели сравнительно редко, и его потребление было обычно связано с жертвоприношениями быков, овец, коз: часть жертвенного животного отдавалась жрецам, а часть использовалась для совместных трапез. Овцеводство давало шерсть для прядения и ткачества, которые оставались домашними ремеслами.

Греция с очень раннего периода стала ввозить зерно - местные поля не могли обеспечить растущего населения. Зерно в Грецию привозилось из Северного Причерноморья, Египта, Сицилии. В обмен на зерно вывозились высококачественные вина и оливковое масло, а также ремесленные изделия. В течение веков Греция была крупнейшим центром ремесленного производства в Восточном Средиземноморье. Нельзя сказать, что Греция была чрезвычайно богата полезными ископаемыми, но их было достаточно для развития ремесленного производства. Железные ("болотные") руды, использовавшиеся в металлургии в I тысячелетии до н. э., залегали во многих областях Греции. Серебро добывалось в Аттике, в Лаврийских рудниках, золото - на острове Фасос и северном побережье Эгейского моря, медь ввозили с Кипра (само латинское название меди cuprum происходит от этого острова). Хорошая гончарная глина была в изобилии в Аттике, на Истме и в некоторых других местах. Что касается камня, то и поныне паркетный пол в Греции - гораздо большая роскошь, нежели мраморный.

Греки - народ средиземноморской расы, их язык относится к индоевропейской языковой семье. Прародиной греков была, возможно, центральная или северная часть Балканского полуострова, откуда они несколькими миграционными волнами переместились на юг. Свою страну греки называли (и называют) Элладой (Hellas), а себя - эллинами. Название "греки" - довольно позднее, появилось во времена римского владычества.

Откуда мы знаем о древних греках? Из исторических источников, т. е. всего того, что дает нам сведения об их жизни. Часть находящихся в нашем распоряжении исторических источников дошла до наших дней благодаря письменной традиции: сочинения античных авторов переписывали и в Византии, и в средневековой Европе, а затем, с наступлением эпохи книгопечатания, появились и печатные издания. Другая часть исторических источников "добыта" в результате археологических раскопок - это и написанный на папирусном свитке труд древнего сочинителя, и выбитая на камне надпись, предметы быта, строения, древние корабли, орудия труда и т. д. и т. п. Надписями занимается специальная наука - эпиграфика, монетами - нумизматика, документами, написанными на папирусах, - папирология. Задача историка - определить подлинность источника, время его возникновения и, самое главное, поставить ему вопрос, заставить рассказать о древности.

Многим неспециалистам представляется, что историку древней Греции в наше время делать нечего - все давно открыто и изучено. Но это совсем не так. Во-первых, продолжаются археологические раскопки, которые доставляют новые сведения, во-вторых, и это главное, историки ставят все новые и новые вопросы при изучении исторических источников, используют современные методы анализа, постоянно расширяя сферу исторического знания.

В XIX в. изучали преимущественно политическую историю древней Греции, с начала ХХ в. возникла тяга к изучению социальной и экономической истории древних обществ (и в этом немалая заслуга принадлежит выдающемуся русскому ученому Михаилу Ивановичу Ростовцеву), а сейчас большой интерес вызывают проблемы социальной психологии, экологии древности.

Познание истории - нескончаемый процесс, и новые поколения историков разработают новые подходы и, как всегда, будут стремиться понять, по выражению историка XIX века Ранке, "как это произошло на самом деле".

studfiles.net

ИСТОРИЯ Лекция 5 Древняя Греция Лекция 5

ИСТОРИЯ Лекция 5 Древняя Греция ИСТОРИЯ Лекция 5 Древняя Греция

Лекция 5. Древняя Греция 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. География Лекция 5. Древняя Греция 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. География и население Минойская цивилизация Микенская цивилизация и «гомеровский период» Древнегреческий полис Греко-персидские войны Спарта: особенности социально-политического устройства Афины: особенности социально-политического устройства Пелопоннесская война и ее значение в древнегреческой истории Возвышение Македонии. Эпоха Эллинизма 2

3 3

4 4

Бассейн Эгейского моря: особенности географии n Включает Балканский полуостров, n n n Побережье Эгейского Бассейн Эгейского моря: особенности географии n Включает Балканский полуостров, n n n Побережье Эгейского моря n острова Эгейского моря, остров Крит и западное побережье Малой Азии Нет больших рек и равнин Гористая местность, поделенная на небольшие долины, как правило, имеющие выход к морю Изрезанное побережье Море — естественный путь сообщений с соседями и источник пропитания Эгейское море можно пересечь, постоянно ориентируясь по видимой суше Обилие полезных ископаемых: серебро, золото, медь, свинец, железо, строительные материалы (известняк, мрамор и глина) 5

Население n Древнейшие обитатели бассейна Менелай и Парис (V век до н. э. ) Население n Древнейшие обитатели бассейна Менелай и Парис (V век до н. э. ) Эгейского моря — пеласги, догреческие племена, от которых остались только археологические памятники n Рубеж III—II тысячелетия до н. э. — переселение с севера (вероятно, с придунайских равнин) племен ахейцев — начало древнегреческой цивилизации n Рубеж XIII—XII веков до н. э — перемещение с севера дорийцев, которые овладевают Средней Грецией, Пелопоннесом, островами в южной части Эгейского моря и достигают Южной Италии и Сицилии n Эллины — собирательное название для группы племен, населявших 6 бассейн Эгейского моря

Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) n 1900 год — раскопки города Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) n 1900 год — раскопки города Кносс на Крите и открытие развалин дворца, принадлежащего к неизвестной культуре n Культура получает название минойской от имени царя Крита Миноса — героя древнегреческого мифа о Тесее и Минотавре n Фрески дворца говорят об особой роли быков в культуре — возможная реальная основа мифа о Минотавре «Игра с быком» Фреска из Кносского дворца (XVI век до н. э. ) 7

Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) Две версии государственного устройства: 1. Основу Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) Две версии государственного устройства: 1. Основу «Тесей и Минотавр» (450 г. до н. э. ) цивилизации составляла конфедерация городов-государств, представлявших многие острова Эгейского бассейна 2. Управление носило теократический характер, глава государства сочетал исполнение функций правителя и верховного жреца Восстановленный фрагмент Кносского дворца 8 (XVI—XV века до н. э. )

Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) n Закат цивилизации: n n около Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) n Закат цивилизации: n n около 1600 года до н. э. Кносский дворец разрушен в результате сильного землетрясения цивилизация оправляется от удара, дворец восстановлен около 1450 года до н. э. — новая катастрофа, извержение вулкана на острове Стронгила (совр. Санторин), вызвавшее удар цунами упадок Минойской цивилизации, опиравшейся на морской флот и торговлю «Принц лилий» Фреска из Кносского дворца (середина XVI века до н. э. ) 9

Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) Остров Санторини (Греция) Современный вид из Минойская цивилизация (III—II тысячелетия до н. э. ) Остров Санторини (Греция) Современный вид из космоса (Google Earth) 10

Расцвет Микенской цивилизации (XV—XII века до н. э. ) Генрих Шлиман (1822— 1890) Троя: Расцвет Микенской цивилизации (XV—XII века до н. э. ) Генрих Шлиман (1822— 1890) Троя: остатки восточной городской стены 11

Расцвет Микенской цивилизации (XV—XII века до н. э. ) n Микенская цивилизация — «Маска Расцвет Микенской цивилизации (XV—XII века до н. э. ) n Микенская цивилизация — «Маска Агамемнона» (Микены. Около 1500 до н. э. ) совокупность государств, объединенных общностью происхождения ахейских племен n Ахейские дворцы — мощные, хорошо укрепленные сооружения из крупных каменных блоков, строившиеся на горных возвышенностях n Контакты ахейских государств осуществляются морским путем n Цивилизация приходит в упадок после вторжения дорийских племен на рубеже XIII—XII веков до н. э. 12

 «Гомеровский период» n XI—IX века до н. э. — «темные века» или «гомеровский «Гомеровский период» n XI—IX века до н. э. — «темные века» или «гомеровский период» в истории Древней Греции n Возврат к военной демократии n Экономический упадок, деградация ремесла и торговли n Преобладание мелкого крестьянского патриархального быта, основанного на натуральном хозяйстве Военная демократия — власть военных вождей при сохранении остатков демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения государственности. Гомер (VIII в. до н. э. ) 13

Возникновение древнегреческой цивилизации n VIII век до н. э. — зарождение древнегреческой цивилизации n Возникновение древнегреческой цивилизации n VIII век до н. э. — зарождение древнегреческой цивилизации n Новая цивилизация — сообщество сотен мелких республик (население от нескольких сот до 200 тысяч человек) n Экономическая и политическая опора — широкий слой среднезажиточных землевладельцев n Единство цивилизации определяется общностью социально-политического устройства 14

Древнегреческий полис n Полис — специфическая Афинская агора античная форма городагосударства, для которой характерна Древнегреческий полис n Полис — специфическая Афинская агора античная форма городагосударства, для которой характерна сильная вовлеченность гражданской общины в процесс государственного управления и судопроизводства n Средняя площадь — 100— 200 кв. км n Сердце полиса — укрепленный город, где расположены храмы, ремесленные мастерские и центральная площадь, агора, на которой совершались торговые операции, проводились народные собрания, состязания и празднества 15

Древнегреческий полис n Новый уровень развития Руины агоры в современных Фессалониках экономики в сочетании Древнегреческий полис n Новый уровень развития Руины агоры в современных Фессалониках экономики в сочетании с компактностью территории обусловливают необходимость активной торговли n Развитие товарно-денежных отношений и социальная дифференциация n Формирование спроса на произведения искусства и предметы роскоши n Обособление социальных групп торговцев, ремесленников и людей, занимающихся искусством 16

Древнегреческий полис n Социальная структура полиса: граждане — коренные жители полиса, владеющие наследственным земельным Древнегреческий полис n Социальная структура полиса: граждане — коренные жители полиса, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в народных собраниях и имеющие свое место в фаланге тяжеловооруженных воиновгоплитов 2. неграждане (метеки) — лица, прибывшие из других полисов, либо лишившиеся земельного надела 3. рабы n Гражданскими правами обладают исключительно мужчины 1. Спартанские гоплиты

Древнегреческий полис n Государственное устройство полиса: n верховная власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из Древнегреческий полис n Государственное устройство полиса: n верховная власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из всех полноправных граждан n для ведения повседневной работы избирались Совет и разнообразные должностные лица n постоянный госаппарат отсутствовал n как правило, граждане избирались в Совет и на государственные должности сроком на 1 год, повторное избрание не допускалось n любой гражданин имел реальную возможность принять участие в управлении полисом 18

Древнегреческий полис n Полисная система ценностей: n n n республиканско-демократическое устройство — естественная форма Древнегреческий полис n Полисная система ценностей: n n n республиканско-демократическое устройство — естественная форма государственной организации, без нее человеку невозможно вести нормальную жизнь личная свобода, неотъемлемое достояние гражданина полиса, проявляется в отсутствии зависимости от другого человека или коллектива, в праве выбирать род занятий и участвовать в политической жизни возможность сражаться в рядах фаланги за свой полис — обязанность и право гражданина 19 Гоплит

Греко-персидские войны n Централизованная держава Ахеменидов — вызов существованию древнегреческой цивилизации n Начало V Греко-персидские войны n Централизованная держава Ахеменидов — вызов существованию древнегреческой цивилизации n Начало V века до н. э. — Дарий I подавляет восстание греческих полисов в Малой Азии n 492 год до н. э. — первый поход Дария I в Балканскую Грецию n 12 сентября 490 года до н. э. — Марафонская битва Дарий I, царь Персии (522— 486 до н. э. ) 20

Греко-персидские войны n 481 год до н. э. — вторжение в Грецию n n Греко-персидские войны n 481 год до н. э. — вторжение в Грецию n n армии Ксеркса I (150— 200 тысяч человек, флот в 1200 судов) Образование Коринфского союза греческих полисов Персы прорываются через Фермопильское ущелье и захватывают Северную Грецию, эвакуация жителей Афин 28 сентября 480 года до н. э. — победа греческого флота в битве у острова Саламин Отступление армии Ксеркса из Греции и исчезновение непосредственной угрозы существованию древнегреческой цивилизации Ксеркс I, царь Персии (486— 465 гг. до н. э. )

Греко-персидские войны n 479 год до н. э. — поражение персов в битве Фемистокл, Греко-персидские войны n 479 год до н. э. — поражение персов в битве Фемистокл, победитель при Саламине при Платеях и окончательный переход стратегической инициативы к грекам n Формирование нового политического союза греческих государств — Делосская симмахия или первый Афинский морской союз n Расхождение Спарты и Афин: n Спарта и тяготеющие к ней полисы отказываются от активной политики в восточной части Эгейского моря n Афины и ее союзники образовывают прочный союз с общей казной и объединенными вооруженными силами и переходят к наступательным действиям n Начало доминирования Афин в эллинском мире 22

Спарта n Спарта основана в XI или X веке Охотники, убивающие кабана (роспись на Спарта n Спарта основана в XI или X веке Охотники, убивающие кабана (роспись на чаше, Спарта, 555 год до н. э. ) до н. э. дорийцами, которые подчинили себе всю окружающую область, Лаконию n Местное население лишено всех прав и получило особый статус илотов n Жители добровольно присоединившихся к Спарте областей, периэки ( «живущие вокруг» ), остались на положении свободных граждан второго сорта 23

Спарта n Особенности государственного управления: n две одновременно царствующие династии n цари командовали армией, Спарта n Особенности государственного управления: n две одновременно царствующие династии n цари командовали армией, вершили суд, занимались делами, связанными с поклонением богам n важнейшие государственные дела решал совет старейшин, герусия n Народное собрание собиралось регулярно, фактически, занималось только одобрением решений герусии 24

Спарта n Особенности социально- Спарта и Афины экономического устройства: n вся земля (за исключением Спарта n Особенности социально- Спарта и Афины экономического устройства: n вся земля (за исключением земель периэков) принадлежала государству, поделена на приблизительно равные по доходности наделы и роздана спартиатам n вместе с землей поделены илоты, которые должны были обеспечивать владельца надела n доля урожая, которую забирал спартиат, жестко определена 25

Спарта n Законы Ликурга: n n n n все спартиаты должны выступать в качестве Спарта n Законы Ликурга: n n n n все спартиаты должны выступать в качестве воинов-гоплитов все дети мужского пола с 7 лет обучаются в специальных лагерях взрослые спартанцы обязаны участвовать в совместных трапезах, сисситиях золотая и серебряная монеты заменены железными оболами торговлей и ремеслом могли заниматься только периэки все спартиаты должны жить в одинаковых условиях, есть одинаковую пищу, носить грубую и простую одежду, пользоваться простой домашней утварью за соблюдением принятых правил следили специальные блюстители порядка, эфоры Ликург 26

Спарта n n n Достоинства и недостатки Ликурговой системы спартанская пешая фаланга — сильнейшее Спарта n n n Достоинства и недостатки Ликурговой системы спартанская пешая фаланга — сильнейшее войско Древней Греции политическому влиянию Спарты подчинялись все полисы Пелопоннеса Ликургова система продемонстрировала чрезвычайную стабильность сложился особый, спартанский характер не учтен фактор развития, в системе отсутствует стимул к самосовершенствованию в экономическом отношении спартанская система обречена на стагнацию Руины Спарты 27

Афины n Население Афин Храм Парфенон в Акрополе смешанное — пеласги, ионийцы и ахейцы; Афины n Население Афин Храм Парфенон в Акрополе смешанное — пеласги, ионийцы и ахейцы; фактор дорийского завоевания отсутствует n Родовые общины Аттики добровольно объединялись вокруг Афин как наиболее удобного центра, располагавшего хорошо защищенными укреплениями — расположенным на возвышенности Акрополем 28

Афины n n Социальная структура: n эвпатриды — верхушка общества, родовая знать, выделившаяся из Афины n n Социальная структура: n эвпатриды — верхушка общества, родовая знать, выделившаяся из массы общинников еще до объединения Аттики n земледельцыгеоморы n ремесленникидемиурги Отношения подчинения между социальными группами отсутствовали, если не считать необходимость арендовать землю у эвпатридов Афинский Акрополь 29

Афины n Солон (VII—VI вв. до н. э. ) Реформы Солона (начало VI в. Афины n Солон (VII—VI вв. до н. э. ) Реформы Солона (начало VI в. до н. э. ): n введены четыре разряда граждан в соответствии с величиной годового дохода n представители 1 и 2 разрядов служили в коннице и имели право избираться на высшие должности n представители 3 разряда служили в тяжелой пехоте и имели право занимать низшие должности n представители 4 разряда служили в качестве легковооруженных воинов и матросов и имели право голосовать в Народном собрании 30

Афины n Солон (VII—VI вв. до н. э. ) Реформы Солона (начало VI в. Афины n Солон (VII—VI вв. до н. э. ) Реформы Солона (начало VI в. до н. э. ): n запрет на неоправданные расходы (дорогостоящие похороны, массовые жертвоприношения животных, строительство роскошных гробниц) n списаны все долги, сделанные под заклад земли ( «стряхивание бремени» ) n запрет обращения в рабство за долги n введение земельного максимума n увеличение роли Народного собрания n учреждение Совета из 400 избранных граждан и гелиеи — коллегии избранных судей 31

Афины n Реформы Клисфена (конец VI в. до н. э. ): n цель — Афины n Реформы Клисфена (конец VI в. до н. э. ): n цель — уничтожить корни родовых группировок n введение нового административнотерриториального деления: n n n 10 фил, каждая из которых делилась на районы (триттии), один из которых находился в Афинах, другой — в приморской области, и третий — во внутренней области Аттики включение метеков в число афинских граждан реорганизация управления полисом: n n Совет 500, куда избирались по 50 представителей от каждой филы на все выборные должности избирались по одному представителю от каждой филы функции Ареопага ограничены и свелись к функциям судебной инстанции введен институт остракизма Богиня Афина, покровительница Афин

Афины и Спарта: противостояние n После завершения войны с Персией, то есть после исчезновения Афины и Спарта: противостояние n После завершения войны с Персией, то есть после исчезновения внешней угрозы, столкновение Пелопоннесского союза и Афинского морского союза становится неизбежным n 431— 404 году до н. э. — Пелопоннесская война n Итоги: n капитуляция Афин, роспуск Афинского союза, ликвидация афинских крепостных укреплений и замена демократии на власть 30 правителей n Причины поражения Афин: n подчиненность устройства Спарты решению военных задач n выступление торгово-ремесленного Коринфа на стороне Спарты n самоуверенность афинян, не желавших заключать мир даже на выгодных для них условиях 33

Исторические последствия Пелопоннесской войны 431— 404 гг. до н. э. n Дефицит рабочих рук Исторические последствия Пелопоннесской войны 431— 404 гг. до н. э. n Дефицит рабочих рук n n n Греция в период Пелопоннесской войны n вследствие огромных человеческих потерь Возрастание роли рабского труда Падение эффективности экономики Рост социальной нестабильности Политическая гегемония Спарты и поддержка ею олигархических режимов Рост недовольства политикой Спарты Греция входит в эпоху бесконечных междоусобных войн 34

Возвышение Македонии n V век до н. э. — возникновение государства в Македонии, в Возвышение Македонии n V век до н. э. — возникновение государства в Македонии, в северозападной части Эгейского бассейна n Во второй половине IV века до н. э. в правление Филиппа II Македония превращается в централизованное государство и становится сильнейшим государством Балканского полуострова n 337 год до н. э. — Греция признала македонскую гегемонию и объединенная под началом Филиппа II объявила священную войну против Персидской империи Золотая медаль с изображением Филиппа II 35

Эпоха эллинизма n 336— 323 годы до н. э. — правление Александра III Великого, Эпоха эллинизма n 336— 323 годы до н. э. — правление Александра III Великого, известного как Александр Македонский n 334— 323 годы до н. э. — поход Александра на Восток и завоевание Малой Азии, Сирии, Египта, Вавилона, Средней Азии и Северо-западной Индии n Создание империи Александра Македонского — начало новой эпохи в истории древнегреческой цивилизации, эпохи эллинизма Александр Македонский 36

Эпоха эллинизма Империя Александра Македонского 37 Эпоха эллинизма Империя Александра Македонского 37

Эпоха эллинизма n Эллинистические государства — синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций n С Эпоха эллинизма n Эллинистические государства — синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций n С Запада: n живой интерес к миру, творческая активность, представление о необходимости участия человека в политической жизни, греческая культура, религия и мифология n С Востока: n неограниченная власть царя, его обожествление, развитие бюрократии, царская собственность на значительную часть земель, восточная религия и мифология Лаокоон (скульптурная группа эпохи эллинизма Около 50 г. до н. э. )

present5.com

Что такое Древняя Греция • Arzamas

Расшифровка

Античная комедия смеялась над разным. И прежде всего над современным, то есть над политиками. Комедия V века до нашей эры, то есть комедия демократических Афин, — это политическая комедия. В дальнейшем постепенно, как это часто бывает, политика из комедии уходит. Но в V веке это чуть ли не главное, что бросается в глаза.

Парадокс заключается в том, что мы воспринимаем это как сатиру: народу всегда приятно посмеяться над властью. Это правда. Но заметим, что этот смех — особый: это смех над властью в присутствии власти. На всех праздниках, где представлялась комедия, первые люди города обязаны были присутствовать, потому что это были важнейшие торжества — ну, как праздник 7 Ноября или 1 Мая, когда первые лица города должны сидеть в президиуме, в первых рядах. И, сидя в этом самом президиуме, они слышат, как их ругают. А комедия всегда ругает первых лиц — по всей видимости, вне зависимости от того, как конкретный автор к ним относился. 

Про Аристофана постоянно говорят, что он был очень консервативен и очень не любил демократическое устройство государства, потому что ругал всех лидеров демократии: сначала Перикла, а после того, как он умер, — всех, кто пришел ему на смену.

В действительности тут есть некоторый парадокс. Политиком, которого особенно любил ругать Аристофан, был некий Клеон, который, кстати, главным образом благодаря Аристофану дошел до нас в столь живом и непосредствен­ном виде. Это был известный оратор, политический деятель, пользовавшийся огромной популярностью в Афинах. И вот он сидит в первых рядах (не бук­вально, потому что это не совсем верно с точки зрения античного театра), и Аристофан со сцены устами своих актеров рассказывает, что он вор, взя­точник, прелюбодей, лжец и прочее и прочее. Как это могло происходить — для нас некоторая загадка. Представим себе, например, передачу «Куклы» в 1990-е годы, только президент страны сидит прямо в студии и на все это смотрит. Но это не означает, что Аристофан плохо относился к Клеону, и тем более не означает, что Аристофан следовал мнению народа, который не любил Клеона. Я сейчас объясню почему.

Есть комедия, в которой Аристофан кроет Клеона последними словами. Эта комедия выигрывает первый приз. Казалось бы, совершенно понятно, что народу просто нравится, что ругают первое лицо. Но замечательно, что этот же народ, после того как он сам присудил победу этой комедии, с огромным перевесом выбирает Клеона первым стратегом. Оказывается, что народ страшно любит Клеона — и одновременно любит, чтобы его ругали.

Комедия основана на очень древнем представлении о том, что людей надо ругать. Соответственно, в городе надо ругать тех, кто за него отвечает, тогда городу будет хорошо. 

Это, кстати, не означает, что сам Клеон хорошо относился к тому, что его ругают со сцены. Он, конечно, понимал, что так положено, но ему все равно было неприятно. Мы это знаем, потому что в какой-то момент Клеон выразил свое неодобрение демократическим способом, а именно подал на Аристофана в суд. Причем замечательна его аргументация: он подает в суд, потому что Аристофан представил его таким, каким он его представляет — лжецом, прелюбодеем, взяточником, вором и вообще редкостным мерзавцем (а надо сказать, что герои комедии по большей части мерзавцы), на празднике, где были не только афиняне, но и приезжие союзники Афин. И у союзников Афин может создаться превратное впечатление о том, как в Афинах обстоят дела. Значит, если бы там были только афиняне, можно было бы ругать последними словами, а при союзниках нельзя. Суд был, и замечательно постановление этого суда: можно ругать и при союзниках. Клеон проиграл процесс. Ему ничего не оставалось, кроме как поступить уже не совсем демокра­тическим способом: как сообщают нам некоторые комментарии, он решил просто Аристофана побить, и то ли побил сам, то ли нанял кого-то. Так или иначе, в следующей своей комедии Аристофан рассказывал про то, что вот, он на меня в суд подавал, а сейчас мы на празднике, где иностранцев нет, и вот уж сейчас я про него расскажу все как есть.

Так устроена политическая составляющая комедии. И это действительно чрезвычайно интересно. С одной стороны, это нормальная сатира, которая не нравится тем, кто становится ее объектом. С другой стороны, это неотъ­емлемая часть политической жизни города, для нас не очень понятная. В частности, нам трудно понять, что ругают далеко не тех, кого не любят.

Это становится еще более очевидно, когда в комедии на сцене появляются боги.

На празднике в честь Диониса, то есть на религиозном празднике, тот же Дионис и другие боги довольно часто представлены весьма непотребным образом, как и положено представлять персонажей комедии. 

Например, у Аристофана есть комедия «Птицы», суть которой заключается в том, что два довольно больших проходимца, убежавших из Афин, приходят в мир птиц и вместе с птицами строят некий идеальный город, который перекрывает пространство между небом и землей. В результате к богам перестает поступать дым от жертвенных костров. Согласно архаическим представлениям, дым от жертвенных костров — это то, чем боги кормятся. Иными словами, полу­чается блокада. Тогда боги приходят к птицам на поклон и просят поесть. Им дают, и в результате один из этих проходимцев, который теперь является царем птиц, становится царем Олимпа.

Во-первых, на сцене показывается, что низвергаются привычные боги, Зевс уступает место проходимцу. Во-вторых, например, Геракл, чей офици­альный культ в этот момент установлен в Афинах, представлен как страш­ный обжора, которого надо только накормить — и он сразу сдаст все боже­ственные привилегии. Одновременно по сцене бегает хитрован Прометей  Прометей — двоюродный брат Зевса, по некоторым версиям создатель рода людей и их защитник. В частности, похитил у богов огонь и дал его людям, научил их строить дома и корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, писать, читать, считать, приносить жертвы богам и гадать., который, как ему и положено, доносит на богов и переметывается на сторону людей. И все это смотрят во время религиозного праздника — причем смотрят те самые люди, которые в Афинах нередко участвуют в процессах по поводу, так скажем, религиозных преступлений.

Оказывается, в комедии это тоже можно. Можно представлять Диониса как труса, хвастуна и, в общем, идиота. Постоянно обыгрывается, что он не свой, не греческий бог, а восточный. В «Лягушках» Аристофана Дионис идет в подземное царство и перед этим переодевается в Геракла — потому что Геракл, согласно мифу, там уже был. По дороге Дионис заходит к Гераклу узнать, как ходят в подземное царство, где там правильные трактиры и бордели и как вообще там надо передвигаться. Геракл при виде Диониса начинает страшно смеяться и говорит: «Что это за львиная шкура, надетая на…» — это слово сложно перевести. Традиционное одеяние Диониса — это такая женская ночная рубашка, длинное платье желтого цвета, которое мужчины вообще не носят; как мы бы сейчас сказали, что-то вроде сарафанчика. Женоподобное мужское божество, надевшее львиную шкуру, — это страшно смешно, и Гераклу, и всей публике. Почему? Потому что Дионис — божество, пришедшее с Востока. А согласно традици­онному представлению афинян, на Востоке всё не как у людей. Там женщины ведут себя как мужчины, а мужчины страшно женоподобные и трусливые — в отличие от нас, замечательных афинян.

Таким предстает в комедии Дионис. Повторяю, это происходит на празднике в честь Диониса, то есть, согласно религиозным представлениям, Дионис там тоже присутствует: точно так же, как Клеон, сидит и слушает, как его поносят. И это опять-таки смешно.

Эта важнейшая составляющая смеха как некоторой неотъемлемой оборотной части жизни проявляется в том числе в жизни религиозной. И оказывается, что то, что категорически запрещено во всех остальных сферах, внутри комедии совершенно естественно.

Комедия смеется над политиками типа Перикла или Клеона, комедия смеется над богами —  Дионисом или даже Зевсом, и, помимо них, комедия смеется, как мы бы сейчас сказали, над интеллектуалами, потому что они тоже играют важнейшую роль: в Афинах все знают умных людей. И если ныне в Афинах умнейшим человеком является Сократ, то осмеивать будут Сократа. Этому Аристофан посвящает специальную комедию под названием «Облака».

В этой комедии, как все признают, Сократ выведен абсолютно не таким, каким он вроде бы был на самом деле. Ему приписаны мнения, которые совершенно ему не свойственны. Это философ, который говорит о непонятном и очень непо­нятном и, как и всякий интеллектуал, дурит людей. Соответственно, одна из обычных интерпретаций заключается в том, что Аристофан, выразитель афинского консервативного, так скажем, среднего класса или даже ниже, не любил высокоумных людей и издевался над Сократом и над многими другими интеллектуалами, придерживавшимися разнообразных философских взглядов.

Но при этом мы знаем, что Аристофан дружил с Сократом, присутствовал на его беседах и участвовал в них. И уж никак не мог не знать, что Сократ говорил или не говорил. То есть оказывается, что он смеется если не над самым важным, что есть в городе, то над самым дорогим. И Сократ самим фактом того, что его осмеивают, получает определенный вес.

Другой любимый адресат Аристофановой сатиры — Еврипид, над которым он тоже бесконечно смеется как над первым трагиком Афин. В тот момент никто не сомневается, что Еврипид — это первый поэт, и комедия «Лягушки», посвященная, в частности, осмеянию Еврипида, осмеивает в том числе и первого поэта.

Иными словами, античная комедия смеется над самым существенным. Самое существенное даже получает дополнительную важность благодаря тому, что над ним смеются. Это тоже некоторый парадокс: все, что говорят герои античной комедии, направлено на то, чтобы вызвать смех по отношению к ним самим, в том числе и для того, чтобы лишний раз показать, насколько они важны.

В начале комедии «Облака» Сократ появляется перед лицом героя, который пришел к нему учиться, как-то сверху — по всей видимости, так же, как боги в древнегреческой трагедии появлялись на так называемой машине, то есть на кране, подвешенном вверху. И в ответ на вопрос «Чем ты занимаешься?» Сократ произносит загадочную фразу: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил». Это изображение философа, человека не от мира сего. 

Кончается комедия тем, что тот самый герой, который в начале явился к Сократу, приходит в ужас от его учения, залезает на школу, в которой Сократ преподает и которая именуется «мыслильней», и поджигает ее. Поджигает ее сверху, то есть теперь он сидит на этом кране, как бог, и Сократ снизу ему говорит: «Что ты делаешь?» И естественно, герой комедии отвечает: «Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил».

Это одновременно и картина низвергнутого философа, и картина обычного человека, зрителя, поднятого до уровня философа и бога, пусть и в некотором перевернутом мире, и шутка над современной интеллектуальной жизнью, и замечательный литературный прием. Заметьте, тем самым вся комедия замыкается в некоторые общие рамки, в том числе и чисто сценографические: тот, кто был вначале вверху, оказывается внизу, а тот, кто был внизу, поднимается наверх. При этом «Облака» — комедия абсурдная, потому что финал заключается еще и в том, что человек поджигает здание, находясь на его крыше.

В итоге появляется абсолютно перевернутая картина мира. Тем не менее внутри этой картины важнейшие места занимают те люди и боги, которые занимают эти важнейшие места в повседневной жизни.

Комедия — это способ все время думать о том, что происходит здесь и сейчас, но благодаря этим многослойным смыслам то, что происходило здесь и сейчас в Афинах V века, остается в дальнейшей судьбе литературы и куль­туры.  

arzamas.academy

Лекция "Культура Античности. Древняя Греция"

Значение античного наследия для европейской культуры.

  1. Понятие Античности. Периоды в истории древнегреческой культуры

Античностью (от лат. Anticus – «древний») в науке называют историко-культурную эпоху греко-римской древности с 3-2 тыс. до н.э. по 5 в. н.э.

Древняя Греция – не государство, а культурное, языковое и религиозное сообщество ок. 2000 городов-государств – полисов. Они располагались на Балканском полуострове, Юге Италии, Сицилии, Западном побережье Малой Азии, Причерноморье. Самоназвание Древней Греции – Эллада.

hello_html_3a357c1e.jpg

Периоды в истории древнегреческой культурыhello_html_m754d53e9.gifhello_html_1247ea0a.gifhello_html_1247ea0a.gifhello_html_1247ea0a.gifhello_html_m19cbde35.gif

История древнегреческой культуры включает в себя несколько этапов. В крито-микенский или эгейский период (III—II тысячелетие до н. э.) достигает расцвета искусство мастеров Крита, растет творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. Древнейшие государства на территории современной Греции (да и всей Европы) появились на рубеже III –II тыс. до н.э. Сперва они возникли на о. Крит, где проживало негреческое население неизвестного происхождения (минойская цивилизация). Несколькими столетиями позднее на Балканском полуострове свои государства создали греки-ахейцы (ахейская цивилизация), которые в дальнейшем смогли взять под контроль и о. Крит, сильно пострадавший от извержения вулкана. Центрами государств минойцев и ахейцев были дворцы, из них самые известные – Кносс на Крите и Микены на Балканах. Дворцы являлись многофункциональными сооружениями, насчитывавшими 2 – 3 этажа, обширными по площади, благоустроенными. При раскопках в них были найдены прекрасные образцы фресковой живописи, вазописи, раскрашенных рельефов и ювелирных изделий. Искусство минойцев в целом кажется изящнее ахейского, критские дворцы в отличие от материковых лишены мощных крепостных стен и не так суровы на вид.

В XIII –XII вв. до н.э. государства ахейцев погибли, скорее всего, в результате нашествия северных племен, прежде всего, греков-дорийцев. XI – IX вв. до н.э. ученые называют темными веками греческой истории. Хотя именно в это время происходил переход из «бронзового века» в «железный век», культура в целом регрессировала: пришла в упадок городская жизнь, перестали строится дворцы, была забыта письменность, примитивизировалось искусство. Этот период еще именуют «гомеровским», поскольку многие его важные характеристики содержатся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», которые традиция приписывает слепому поэту-сказителю Гомеру. Сам Гомер жил в VIII в. до н.э., а повествовать пытался о событиях еще XIII в. до н.э., о т.н. Троянской войне.

Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться. Произведения "Одиссей" и "Илиада" называли энциклопедиями древности, т.к. в них собран огромный материал, корнями они уходят в греческий фольклор, эти произведения служили основой воспитания в античном обществе.В середине XIX века некоторые ученике высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. Шлиман спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама».

infourok.ru

Лекция 8. Античная культура Древней Греции

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: полис; мифология; архитектурный ордер; идеал гармонического человека; космополитизм культуры; раннехристианское искусство; символика христианства.

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211).

Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:

  • интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

  • космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия –гармония– единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия(kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

  • Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

  • В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

  • Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

studfiles.net

Лекция 6. Древняя греция. Афины, спарта

Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное со­брание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. К на­чалу I тысячеления у греков сложилось рабовладение. Первобыт­ное общество превращается в политическое общество, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается обмен, смешивается насе­ление и невозможными становятся старые формы управления. Все это явилось основой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.

Особый интерес для изучения представляет процесс возникно­вения и развития двух греческих полисов — Древних Афин (обра­зец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).

В УШ-м веке до н.э. в Аттике (область Греции) возник город, который назвали в честь богини-покровительницы Афинами. В городе произошло смешение различных племен, родов, фратрий в единый народ. Свободное население города делилось на: эвпатри-дов — «благородных», геоморов — землевладельцев и демиур­гов — ремесленников. Все высшие должности замещались эвпат-ридами. Поэтому совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг имел законодатель­ные функции, контролировав! действия должностных лиц, осуще­ствлял высший суд. Из своего состава избирались сроком на I год 9 старейшин-архонтов.

Реформы СОЛОНА и КЛИСФЕНА К У1-му веку до н.э. в Афинах произошло дальнейшее социальное расслоение населе­ния. Господствовала земельная аристократия. Бедные назывались «шестидольниками», поскольку обрабатывали поля бо!ачей и по­лучали за это шестую часть урожая. На полях стояли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. Имела место также такая форма залога, как ипотека, при которой земля отдавалась в пользование должника, но при про­срочке платежа — переходила к кредитору.

В 594 году до н.э. поэт и политический деятель Солон, избран­ный архонтом, произвел важные реформы: отменил долговую ка­балу, аннулировал все поземельные долги, убрал закладные камни с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, получили свободу, а проданные за фаницу были выкуплены за счет государства. Раба­ми могли быть теперь только пленные, захваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках.

Солон установил максимальный размер земельного владения. При этом была разрешена широкая завещательная свобода и зе­мельные владения знати включились в общий гражданский оборот.

С именем Солона связана цензовая реформа, согласно кото­рой самые богатые относились к первому разряду, просто бога­тые — ко второму. Третий разряд — граждане среднего достатка. Все другие — феты, которые были отнесены к последнему — четвертому разряду.

Каждый разряд имел определенные политические права: толь­ко гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности. В то же время был создан новый судебный орган — «гелиэи» в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Реформы Солона носили компромиссный характер. Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания.

Лишь через 90 лет мосле Солона, в 509 году до н.э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их терри­ториальное разделение. Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла ич 3-х частей — триттий. Стра­на была поделена также на более мелкие единицы — демы, кото­рых было около 100. Территориальное разделение сокрушило гос­подство родовой аристократии.

Изгнание из страны, обычно сроком на 10 дет, — «остракизм», был также введен реформой Клисфена.

В 462 году до и.о. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций.

По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природ­ными и полноправными гражданами Афин. С 18 лет приобрета­лось гражданство. В течение 2-х лет юноша проходил военную службу, но оставался военнообязанным до 60-ти лет.

В Афинском обществе существовало формальное равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд для свободного гражданина, кроме земледелия, считался не­достойным. Метэки — иностранцы занимались торговлей. Им зап­рещалось занимать должности и участвовать в народном собра­нии, но они служили в армии и платили налоги. Правовое положе­ние вольноотпущенных было близко к положению иностранцев.

Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но закон запрещал его убивать. Но в случае убий­ства раба хозяин не наказывался. Раб не мог иметь никакого иму­щества. Женщина в Афинах не имела политических и гражданс­ких прав.

По форме правления Афинское государство представляло со­бой демократическую республику. В государстве основными орга­нами являлись: Совет пятисот, гелиэя.

Верховный орган власти Афин — народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постанов­ления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т.д. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10-Й фил. Совет решал воп­росы управления.

Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призыва­лись к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.

Стратеги и архонты были главными должностными лицами государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избирае­мых народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор

чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, зак­лючали перемирие и т.д. С ростом полномочий стратегов упало политическое значение архонтов.

В 336 г. до н.э. Афинское государство было завоевано войска­ми Филиппа Македонского и включено в состав Македонской мо­нархии. Со П-го века до н.э. Афины превратились в одну из про­винций Римской державы.

дРЕБЙЯЯ СПАРТА. В XII веке до н.э. на территории Лако­ники началась миграция племен, которая сопровождалась военны­ми столкновениями. В результате объединения дорийских и ахей­ских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в УШ-УН вв. до н.э. расширила свои владения.

Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытно-общинного строя и военной организа­цией общества.

Господствующую группу населения составляли спартиады, ко­торые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков — по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты — представители побежденных пле­мен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора.

Жители периферийных горных районов Спарты — периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занима­лись торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую по­винность.

По своему государственному строю Спарта являлась аристок­ратической республикой. Народное собрание сохранило демокра­тическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все ре­шения собрания находились под контролем совета старейшин (ге-руссии), состоявшей из 28 членов — геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполня­ли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя полити­ка, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками.

Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала группо­вой брак.

К 1У-му веку до н.э. спартанская община разрушается, ее во­енное мо!ущество падает. В середине П-го века до н.э. Спарта была завоевана Римом.

Основные черты права Древней 1 ремни. Афины имели наибо­лее развитую правовую систему в Древней Греции. Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Зако­нов Драконта (621 г. до н.э.). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились но­вые правила сз'допроизводства.

Регулирование имущественных отношений. Афинское пра­во знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность счи­талась производной от государства. В Афинском праве выделя­лись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вешей. Обяза­тельной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме. Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта.

Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обя­зательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место но закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наслед­ство в случае отсутствия сыновей умершею. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Женщины не имели права на завещание.

Преступление и наказание. В Афинском праве можно выде­лить следующие преступления: государственные, против семьи, личности, против собственности. При этом различались умыш­ленные и неосторожные преступления и было сформулировано понятие самообороны.

Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания — при­чинение страданий преступнику.

Суд и процесс. Судебные дела мог начинать только полноп­равный афинский гражданин. За раба действовал господин, за женщину и детей — глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование. Стороны имели право представлять письменные возражения против слушания дела по существу. Они же представляли все необходимые дока­зательства по делу. Решение принималось тайно. Оно могло быть обжаловано в гелиэи, решение которой являлось окончательным.

studfiles.net

Древняя Греция и Древний Рим Лекция 3

Древняя Греция и Древний Рим Лекция 3 Древняя Греция и Древний Рим Лекция 3

План лекции • 1. Античная цивилизация ( 776 г. до н. э. -476 г. План лекции • 1. Античная цивилизация ( 776 г. до н. э. -476 г. н. э. • 2. Древняя Греция ( III тыс. до н. э. - 30 г. до н. э. ) • 3. Древний Рим ( V в. до н. э. – 476 г. н. э. ) • 4. Окружающий мир.

Античная цивилизация • Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии. Античная цивилизация • Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии. • О его основе лежит история Древней Греции и Древнего Рима (XI в. до н. э. - V в. н. э. ) • Античность – первичная цивилизация

Хронология истории Древней Греции • • • 1. Крито-микенский (III тыс. до н. э. Хронология истории Древней Греции • • • 1. Крито-микенский (III тыс. до н. э. - I тыс. до н. э. ) 1. 1 –Минойская цивилизация ( о. Крит) 1. 2 – Элладская цивилизация 2. Полисный период ( XI-IV вв. до н. э. ) 2. 1. Гомеровский период «темные века» (XI-IX вв. до н. э. ) 2. 2. Архаическая Греция ( VIII-VI вв. до н. э. ) 2. 3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э. ) 3. Эллинистический период ( IV-I вв. до н. э. ) 3. 1. 1 -й эллинистический период ( 334 -281 гг. до н. э. ) 3. 2. 2 -й эллинистический период (281 -150 гг. до н. э. ) 3. 3. 3 -й эллинистический период (150 -30 гг. до н. э. )

Основные факторы становления античной цивилизации Ускорение темпов культурной эволюции Достижения агрокультуры и разнообразных ремесел Основные факторы становления античной цивилизации Ускорение темпов культурной эволюции Достижения агрокультуры и разнообразных ремесел Развитие товарно-денежных отношений Освоение письменности, новый уровень накопления знаний • Совершенствование законотворчества, его внедрение в политическую жизнь • Возникновение и распространение морально-этических учений • Интенсивное развитие международных и межгосударственных связей • •

Классический период V-IV вв. до н. э. • - Греко-персидские войны (500 -449 гг. Классический период V-IV вв. до н. э. • - Греко-персидские войны (500 -449 гг. до н. э. ): Марафон (12. 09. 490 г. до н. э. ), Фермопилы (480 г. до н. э. ), Саламинское морское сражение ( 28. 09. 480 г. до н. э. ) Платеи (479 г. до н. э. ) • «Золотой век» Афин 479 -430 гг. до н. э. • - Пелопонесская война 431 -404 гг. до н. э.

Пелопонесская война 431 -404 гг. до н. э. • 1 период – Архидамова война Пелопонесская война 431 -404 гг. до н. э. • 1 период – Архидамова война (431 -421 гг. до н. э. ) • 2 период – 415 -404 гг. до н. э.

Александр Македонский Александр Македонский

Древний Рим • 1. Возникновение Римского государства ( ок. VIII в. до н. э. Древний Рим • 1. Возникновение Римского государства ( ок. VIII в. до н. э. ) • 2. Царский период (сер. VIII – 510 гг. до н. э. ) • 3. Республиканский период (509 – 30 гг. н. э. ) • 4. Императорский период ( 30 – 476 гг. н. э. )

Апеннинский полуостров • Тип климата- переходный от субтропического к умеренному континентальному. • Температура : Апеннинский полуостров • Тип климата- переходный от субтропического к умеренному континентальному. • Температура : январь - + 11; июль - + 30 • Влажность – ок. 1400 мм в год • Природные ископаемые:

Территориальная экспансия Рима с этруссками - 509 506 гг. до н. э. – война Территориальная экспансия Рима с этруссками - 509 506 гг. до н. э. – война • • -499 -493 гг. до н. э. – победа над Арицийской федерацией • Серия войн против на Северо-восток против сабинов, на Восток – эквы, на Юго-Восток – вольски. • К середине IV в. Рим уже имел полный контроль над Лацием и Ю. Этрурией. • В 343 г. до н. э. –Кампань (гю. Капуя) перешли в римское подданство

Продолжение экспансии • 2 -я Латинская война (340 -338 гг. до н. э. ) Продолжение экспансии • 2 -я Латинская война (340 -338 гг. до н. э. ) • 2 -я ( 327 -304 гг. )и 3 -я (298 - 290 гг. ) Самнитские войны • Рим укрепил свое положение в Лукани, Этрурии, установил контроль над Пиценом и Умбрией • 280 г. до н. э. война Рима и Тарентом (Великая Греция) и его союзником Пирром. Завоевание Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 г.

Рост Рима • Территория – VII-VI вв. до н. э. – 150 кв. км Рост Рима • Территория – VII-VI вв. до н. э. – 150 кв. км • 500 г до н. э. – 1 300 кв. км • 400 г до н. э. – 6 000 кв. км • 326 г до н. э. – 10 000 кв. км • 300 г до н. э. – 13 000 кв. км • Население – 508 г до н. э. – 130 тыс. чел • - 465 г до н. э. – 104 тыс. чел • - 334 г до н. э. – 150 тыс. чел • - 294 г до н. э. – 270 тыс. чел

Пунические войны • I - я Пуническая война (264 -241 гг. до н. э. Пунические войны • I - я Пуническая война (264 -241 гг. до н. э. ) борьба на море, Рим научился строить суда, изобрел «ворон» , была попытка взять Карфаген, но римская армия была разгромлена, но в конце концов Карфаген потерпел поражение. Рим получил о. Сицилию и о. Сардинию

II – я Пуническая война (218 -201 гг. до н. э. ) • Ганнибал II – я Пуническая война (218 -201 гг. до н. э. ) • Ганнибал поход через Альпы 60 тыс. армия. Римляне потерпели поражение на р. Требия, 217 г. Тразименское озеро – погибло 25 тыс. римлян, 216 г. битва при Каннах (80 тыс. Рим и 45 тыс. Карфаген) началась война на изнурение. В 204 г. римский полководец Сципион высадился в Африке в 202 г. битва при Заме – Карфаген потерпел поражение. • и потерял свои колонии (Избавим римлян от давней заботы, раз уж им невтерпеж дожидаться смерти старика).

III -я Пуническая война (148 -146 гг. до н. э. ) • Катон « III -я Пуническая война (148 -146 гг. до н. э. ) • Катон « Карфаген должен быть разрушен» • В 149 г. Рим потребовал, чтобы Карфаген отдал все, накопленное оружие. • Новое требование – все жители должны оставить свой город , оставить морскую торговлю и поселиться вдали от моря. • Осада 3 года – 50 тыс. уцелевших продали в рабство. Римляне сожгли и провели борозду плугом – место проклято.

Македонская война (171 -168 гг. до н. э. ) • Битва при Кеноскефальских холмах Македонская война (171 -168 гг. до н. э. ) • Битва при Кеноскефальских холмах – впервые македонская фаланга была разгромлена. • Битва при Пидне – 168 г. Погибло 25 тыс. македонян • После этой войны у Рима не было достойных противников. Эмилий Павел – удостоился грандиозного триумфа – 3 дня через Рим несли богатства. Греция была разграблена.

Сжатие (к. II в. – н. I в. до н. э. ) • 133 Сжатие (к. II в. – н. I в. до н. э. ) • 133 г до н. э. – Тиберий Гракх - «аграрный закон» . Убит • 123 г до н. э. – Гай Гракх –переселенческие колонии, поставка хлеба гражданам, уравнять италиков в правах с римлянами. Убит. • Союзническая война в 89 г. римляне обещали дать гражданский права тем, кто прекратит борьбу и война затихла • Луций Корнелий Сулла. 83 г. • Восстание Спартака 74 – 71 гг.

Гражданская война (49 -45 гг. до н. э. ) • р. Рубикон на границе Гражданская война (49 -45 гг. до н. э. ) • р. Рубикон на границе Галлии и Италии. • Помпей не успел собрать войска и переправился в Македонию • 48 г. до н. э. – битва у г. Фарсал – Помпей разбит • Цезарь 3 года утверждал свою власть в провинциях

Борьба Антония и Октавиана • Борьба Октавиана и Антония • Проскрипции аристократов ( около Борьба Антония и Октавиана • Борьба Октавиана и Антония • Проскрипции аристократов ( около 2 000) • 42 г сражение Антония и Октавиана против Брута и Кассия • 31 г. сражение у Акциума (Октавиан против Антония)

Императорский Рим • Октавиан Август -31 г до н. э. – 14 г. н. Императорский Рим • Октавиан Август -31 г до н. э. – 14 г. н. э. • Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон (54 -68 гг) • Династия Флавиев • Династия Антониев (Коммод 180 -192 гг. ) • Династия Северов (Септимий Север 193 -211 гг. ) Каракалла (211 -217 гг. ) после его убиства постепенно стал наступать хаос

Сжатие ( 200 лет мира) • Территория - 117 г (последнее завоевание Траяна) -5 Сжатие ( 200 лет мира) • Территория - 117 г (последнее завоевание Траяна) -5 млн. кв. км • Население – ок. 65 млн. чел

Социальное распределение населения Римской империи • 1 –я группа – 2. 5 млн. чел Социальное распределение населения Римской империи • 1 –я группа – 2. 5 млн. чел – обладали хорошими условиями для жизни: • - 2 тыс. чел – сенатское сословие • -100 тыс. чел – всадническое сословие • 200 тыс. чел – муниципальная аристократия • 700 тыс. чел – чиновники, ветераны • 1 млн. чел – торговцы, ремесленники • 500 тыс. чел - солдаты

Социальное распределение • 2 -я группа 12, 5 млн. чел – обладали сносными условиями: Социальное распределение • 2 -я группа 12, 5 млн. чел – обладали сносными условиями: • - 4 млн. – рабы, проживающие в городах ( из них 500 тыс. в Риме) • - 8, 5 млн. – городской пролетариат

Социальное распределение • 3 -я группа – 50 млн. чел обладали минимальными условиями для Социальное распределение • 3 -я группа – 50 млн. чел обладали минимальными условиями для жизни: • - 3 млн. – свободные фермеры • - 40 млн. – арендаторы, живущие и работающие на земле, принадлежащей другим • - 7 млн. – рабы, занятые в сельском хозяйстве

 • Император Троян (98 -117 гг. ) – последние завоевания • Император Адриан • Император Троян (98 -117 гг. ) – последние завоевания • Император Адриан (117 -138 гг. ) – Адрианов вал • Император Марк Аврелий (161 -180 гг. ) – варвары прорвали дунайскую границу

Победа Иисуса • Среди апостолов Иисуса был Симон по прозвищу Зелот (ревнители) • С Победа Иисуса • Среди апостолов Иисуса был Симон по прозвищу Зелот (ревнители) • С 48 г. голод – грандиозное восстание в Иудее – перебиты десятки тысяч благородных – римляне сожги после осады Иерусалим в 70 г. – через 60 лет – Бар. Кохба –Сын звезды)- три года длилось восстание – римляне огнем и мечом прошли Палестину – центр переместился в Галлию и Испанию

Революция III века • Она привела к катострофе и гибели моню людей, но породила Революция III века • Она привела к катострофе и гибели моню людей, но породила новую глобальную империю • Это была социалистическая империя: • Все формально были равны , крестьяне получили землю, но были прикреплены к ней и отдавали большую часть урожая, помещики были задавлены налогами, государственные ремесленные мастерские, где чиновники устанавливали цены и уровень заработной платы

Константин Великий (306 -337 гг. ) • - крест на знамена во время борьбы Константин Великий (306 -337 гг. ) • - крест на знамена во время борьбы за трон • - объявил воскресенье выходным днем • - в 325 г. созвал в Никее первый церковный собор

Роль церкви • - означала окончательную победу • - символ единения, братсва и милосердия Роль церкви • - означала окончательную победу • - символ единения, братсва и милосердия • -не только утешала, но и кормила бедных – создание системы социального обеспечения • - в V в. императоров стали короновать в церкви • - основание Константинополя • - император Феодосий (379 -395 гг. ) запретил поклоняться другим богам

Падение Рима • Феодосию удалось оттеснить готов к Дунаю • В 401 г. готы Падение Рима • Феодосию удалось оттеснить готов к Дунаю • В 401 г. готы снова поднялись избрали Алариха своим вождем он окружил Рим и потребовал все золото, все серебро и все драгоценности Рима • 24. 08. 410 г. вернулись и впервые варвары взяли Рим • В 455 г. Рим был захывчен вандалами, которые 14 дней грабили город • В 476 г. вождь наемных дружин Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августа.

present5.com


Смотрите также