Ольга русь древняя. Презентация по окружающему миру на тему "Правители Древней Руси" "Княгиня Ольга" 4 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Князь Игорь и княгиня Ольга – утро Киевской Руси. Ольга русь древняя


Древняя Русь. Княгиня Ольга - Донбасская Русь

О воспетой летописцами, поэтами и писателями вдове князя Игоря, мудрой Ольге, достоверно известно очень немного. Особенно о первых трех четвертях жизни, пока она не была вынуждена встать у руля государства. Сомневаюсь, что после смерти Игоря многие верили, что безутешная вдова сможет удержать власть до тех пор, пока не подрастет их сын – Святослав. Слабая женщина на престоле распадающейся страны - что еще нужно претендентам на власть? Но Ольга не просто удержала княжескую власть, но и заметно её усилила, а сделанного ею за пятнадцать лет правления хватило бы с лихвой и на двух мужчин. Родилась она в псковской земле на северо-западе Руси в начале десятого века. По одной версии, Ольга была из незнатной семьи, а по другой - приходилась дочерью самого Вещего Олега. Впрочем, есть и совсем экзотичная версия о происхождении будущей княгини из болгарского города Плиска, название которого на древнерусском языке писалось так же, как и название Пскова – Пьсков или Плесков. Кстати, у язычника Игоря вполне могло быть несколько жен, но летопись сохранила память лишь об одной Ольге.1.jpg

Согласно Повести временных лет, после убийства Игоря древляне отправили в Киев посольство, которое объявило Ольге: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие… пойди замуж за князя нашего за Мала». Дальнейшее известно даже тем, кого история не интересует абсолютно. Недобро прищурилась княгиня, и словно ледяным стал ее взгляд. Следующим же утром горе-послов закопали в их же лодье живьем в землю. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти» . Не теряя времени, княгиня посылает к князю Малу гонца с требованием прислать за ней свиту из наиболее знатных людей древлянской земли, если они хотят видеть её в Искоростени. Ничего не зная о судьбе первого посольства, древлянская знать отправилась в Киев. А ведь наверняка были те, кто предупреждал, что это плохая идея, что не стоит рисковать... Но, видать, поверили в свое счастье лесные люди, не ждали вероломства от женщины… А зря. Это посольство киевляне в полном составе заперли в бане да и сожгли, недолго думая. А вы как хотели? Времена были жестокие, о демократии и толерантности еще и слыхом не слыхивали. Брали кровь за кровь, и мстили обидчикам, пока сил хватало.Затем княгиня, еще раз воспользовавшись неинформированностью древлян о судьбе их посланцев, с малой дружиной отправилась к Искоростеню, где совместно с древлянами провела тризну над могилой мужа, после чего приказала вырезать захмелевших хозяев. По летописным данным, под мечами дружинников полегло пять тысяч человек. Интересно отметить, что рассказ о мести Ольги имеет неожиданные параллели в погребальных обрядах руссов, зафиксированных в восточных источниках. Своими действиями княгиня словно воспроизводила ритуал похорон, которого был лишен её муж. Ведь сначала покойного с оружием и имуществом должны были положить в ладью, а потом сжечь. Вот и вдова казня первых послов, заставляет их отправиться в вечность вслед Игорю на ладье. Вторые послы сжигаются - тем самым имитируется погребальный костер. И в заключение княгиня справляет тризну, на которой гибнут знатные древляне. Вернувшись в Киев, Ольга собрала всю дружину, взяла малолетнего сына Святослава и начала поход на древлян. Теперь речь шла уже не о мести, а о наведении порядка в мятежной земле. Дружинники методично, село за селом, усмиряли древлян, налагая новую дань и уничтожая непокорных. Что стало с князем Малом - неизвестно, но, зная суровый нрав Ольги, думаю, что ничего хорошего его не ждало. Хотя некоторые историки полагают, что детьми Мала могли быть Малуша и Добрыня, служившие при дворе Ольги. Впоследствии Малуша родила сына Владимира от князя Святослава, сына Ольги. Покорив древлян, Ольга с дружиной отправилась в поездку по Руси, во время которой были заново установлены размеры и сроки уплаты оброков и дани. Также она определила места, где происходил сбор податей – погосты. Подвластные Киеву земли были поделены на отдельные административные единицы, в каждую из которых назначался княжеский администратор-тиун. Княгиня смогла на несколько десятилетий обеспечить мир и порядок в своей большой по тогдашним меркам стране.До самой своей смерти в 969 году Ольга правила от имени сына и пользовалась заслуженной любовью и уважением подданных. Она же первой из правителей-рюриковичей приняла христианство, причем, для этого отправилась в Византию, где по легенде её крестил сам Константинопольский патриарх, дав ей имя Елена. Умирая, она запретила справлять по себе языческую тризну и была похоронена христианским священником на месте, ею самою выбранном. Со смертью княгини Ольги закончился первый период в истории Руси. За это время князьям удалось объединить под властью Киева огромные территории вдоль Балтийско-Черноморского торгового пути. Русы, которых привел с собой Рюрик, брали жен на новом месте жительства, и уже в следующем поколении они практически растворились в местном населении, оставив лишь свое имя. Сначала русами стали называть элиту общества – дружину и ближайшее окружение князя, потом земли, подчиненные новой столице – Киеву, стали именовать русской землей. А со временем и весь конгломерат славянских и финно-угорских племен превратился в единый русский народ.При первых князьях Русь хоть и находилась под властью одного правителя, но все же была объединением полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю Киевскому, пока тот был силен, и пытавшихся освободиться, когда центральная власть слабела. Кстати, киевских князей, до Владимира Великого включительно, называли каганами – восточным титулом, соответствующим европейскому императору. На западе же правителей Руси, как правило, именовали королями, так как считали Русь равной самым сильным державам своего времени. Киевский князь не был самодержавным правителем, скорее, первым из многих. Он был самым богатым, сильным и удачливым, и именно поэтому ему подчинялись князья и бояре других славянских племен. Это хорошо заметно в договорах с греками, во время заключения которых в Константинополь посылались послы не только от великого князя, но и от остальных князей. Весь десятый и часть одиннадцатого века у подвластных Киеву племен сохранялись местные князья, которые обязаны были выставлять войска в поддержку киевской дружины во время больших походов, а также признавать право киевского правителя на сбор с их владений дани-полюдья. В остальных вопросах они были практически независимы от столицы. Естественно, что Рюриковичи по мере сил урезали полномочия местных князей, а при возможности и заменяли их своими наместниками, но это был длительный процесс. Например, древлянская автономия была уничтожена Ольгой, а последнего полоцкого князя сместил лишь Владимир. Еще одним центром власти на Руси было вече – собрание свободных граждан города, которое формально имело высшую власть. Правда, в Киеве, где была резиденция великого князя и стояла его дружина, вече было явно слабее, чем, к примеру, в Пскове или Новгороде, которые со временем превратились в своеобразные республики. Основной задачей киевского князя была защита Руси от внешних врагов и обеспечение безопасной торговли с соседями. Наиболее важными торговыми путями были Балтийско-Черноморский (Путь из варяг в греки) и Волжский (Персидский путь), а также путь в германские земли через Чехию. При этом сам князь зачастую выступал в роли купца, сбывавшего собранный в качестве дани и военной добычи товар за рубеж. Именно стремлением обезопасить для русских купцов торговые пути на Восток и Юг объясняется большая часть внешних военных походов Олега и Игоря. Для этих же целей князья стремились овладеть стратегически важными территориями — устьем Днепра, устьем Дуная, Керченским проливом.

donbassrus.livejournal.com

Князь Игорь и княгиня Ольга – утро Киевской Руси | history-thema.com История

В 912 г. умер князь Олег. По преданию, волхвы – служители славянского языческого культа, предсаказали ему, что причиной его кто такой князь игорь

смерти станет его собственный конь. Олег расстался с конем, велев слугам беречь и кормить его. Спустя много времени он узнал, что коня его уже нет в живых, и пожелал посмотреть на оставшиеся кости своего верного боевого товарища. Стоя над тлеющими костями коня, он поставил ногу на череп, и выпавшая оттуда змея укусила его. От укуса Олег заболел и умер. Предание это зафиксировано и в летописи, а А. Пушкин на его основе написал свою знаменитую «Песнь о Вещем Олеге». На самом деле, это распространенное норманнское предание. Практически тот же самый сюжет имеет и исландская сага о викинге Орваре Одде, с той разницей, что викинг, получив предсказание, не отдал коня на содержание слугам, а убил и завалил тушу камнями. «Повесть временных лет» говорит, что могила Олега находится в Киеве на горе Щековице, а Новгородская летопись (XI в.) – что в Ладоге. Та же Новгородская летопись, однако, сообщает, что Олег, вообще, ушел за море. Ясно одно: наследовал Олегу, как завещал Рюрик, сын Рюрика Игорь (норманнское «Ингвар»).как развивалась Киевская Русь

Как это постоянно случалось в ту эпоху, новому правителю молодой державы пришлось начинать правление с подавления сепаратистских устремлений отдельных областей. От Киевского государства отделился племенной союз древлян, живших к западу от Киева, на территории современного украинского Полесья. Игорь повел дружину на непокорные племена и принудил их признать свою власть. В те же годы в европейских степях в связи с упадком Хазарского каганата усиливался кочевой племеннойчем известны князь игорь и княгиня ольга союз печенегов, говоривших на языке, предположительно, тюркской группы. При Игоре начались столкновения между Русью и печенегами, хотя некоторые поздние летописи сообщают, что с печенегами воевали еще Аскольд и Дир. Надеялся на то, что после смерти Олега новый князь Руси не будет столь влиятельным и жестким, когда игорь пошел войной на константинополь

и византийский двор. Византия перестала соблюдать условия заключенного ранее с Олегом соглашения. В 941 г. Игорь с дружиной отправился в поход на Константинополь по Днепру и Черному морю на 10 тыс. лодей. Русские воины разорили все юго-западное побережье Черного моря, берега пролива Босфор. как игорь воевал с византиейПротив войска Игоря император мобилизовал армейские силы восточных провинций империи. После жесточайшей битвы, тяжелых потерь и усилий византийцам, имевшим более организованную армию, удалось оттеснить княжеских как русь воевала с византиейдружинников к морю. Те сели на лодьи и отплыли от берега. Догнавший их византийский флот на мощных боевых триерах принялся жечь лодьи грозным оружием – «греческим огнем», представлявшим собой зажигательную смесь,как правил князь игорь которую нельзя было потушить водой, и которой обливали суда и укрепления противника из специальных сифонов. Против такого «средневекового огнемета» русские воины еще не могли устоять; много лодей сгорело, воинов утонуло. Возвратившиеся в Киев рассказывали, как гласит летопись: «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их». Однако Игорь не собирался отказываться от того, чего с таким трудом достиг его предшественник Олег: суливших Руси экономический рост и процветание когда русь стала сильным государством
выгодных условий торговли с Византией. В 943 г. князь собрал дружины многих зависимых от Киева славянских племен, нанял воинов из варяг и печенегов, после чего с потрясавшим воображение современников того времени своей многочисленностью войском снова – по суше и по морю, двинулся на Константинополь. Византийцы сообщали императору Роману I Лакапину: «Идут руссы – не счесть… их, покрыли все море корабли». Испуганный император отправил к Игорю послов с просьбой о мире. Посоветовавшись с дружиной, слово которой в то время значило очень много, Игорь при встрече с императорскими послами в устье Дуная согласился без боя взять с Византии контрибуцию и вернуться на Русь. В 944 г. между Русью и Византией был заключен новый договор о привилегированной торговле для русских купцов, однако, византийцы, выигравшие войну с Русью в 941 г., добились для себя некоторых уступок по сравнению с договором 911 г.

В 945 г. Игорь отправился с дружиной в землю склонных к отделению от Киевского государства древлян для сбора полюдья – дани,почему убили князя игоря которую платило князю признававшее его своим правителем население. Обычно дань состояла из мехов пушных зверей, деликатесных продуктов и т.п. Князь объезжал свои владения, останавливаясь для сбора дани и приема наместников и как убили князя игоряделегатов от племен в своих местных резиденциях – погостах (от слова «гостить»). Закончив сбор дани, Игорь отправил основную часть своей дружины в Киев, а сам решил с небольшим отрядом еще пройтись по древлянской земле, чтобы дополнительно поживиться (возможно, не хотел делиться собранным с дружиной). Узнав об этом, древляне сказали: «Если волка не убить, он все стадо перетаскает». Напав на малочисленный отряд Игоря, мятежники перебили всех его воинов, а самого князя, как сказано в византийских источниках, разорвали, привязав за ноги к двум согнутым молодым деревьям. После этого древляне вышли из повиновения Киеву.

Сын Игоря Святослав (первый из князей Руси, имевший уже не норманнское, а славянское имя) был еще мал, и обязанности по кто такая княгиня ольгаправлению стала исполнять его жена Ольга (Хельга). По-видимому, судя по тому, что во время переговоров с византийским двором от нее был направлен отдельный посол, она и ранее занимала важную роль в политическом руководстве Русью. В то время, еще до упрочения согласующихся со вскоре распространившимся на Руси Христианством патриархальных традиций, на большей части Европы это было обычным явлением. У европейских народов, не так давно вышедших из состояния варварства, сохранялись многие пережитки матриархата, особое уважение к женщине как к матери, хранительнице домашнего очага. Славяне и норманны здесь не были исключением. О происхождении Ольги достоверно ничего не известно. «Повесть временных лет» сообщает, что Игорь женился на Ольге в 903 г., и привезена она была ему из Пскова. Однако имя у нее норманнское. Возможно, она происходила из семьи кого-нибудь из сподвижников Олега – норманнов, которого тот оставил в Пскове для выполнения каких-то административных функций или даже наместником.

Первоочередной задачей правительницы Руси стало возвращение под власть Киева древлян. Древляне, как гласит летопись, как правила княгиня ольганесколько раз посылали к Ольге послов с предложением выйти замуж за их князя Мала, и всякий раз княгиня в отместку за смерть мужа изощренно убивала их. Затем принудила древлян к уплате дани «по три воробья и три голубя от каждого дома». После того как древляне уплатили столь странную «дань», Ольга приказала привязать к каждой птице зажженную серу и выпустить. Птицы с горящей серой прилетели обратно в свои гнезда под крышами домов в главном древлянском городе Искоростень, отчего весь город выгорел, а в ужасе выбегавших из-за городских стен жителей убивали киевские дружинники. Конечно, здесь все овеяно фольклором и причудливыми подробностями, которые летописец из народной молвы занес в свое произведение. Однако из всего сказанного в летописи можно сделать вывод, что сеператизм древлян был подавлен вдовой Игоря. Основная же деятельность Ольги во главе древнерусского государства сводилась к укреплению внутренней стабильности. При ней, как сообщает летопись, были выстроены дополнительные погосты, обустроены места княжеского пребывания в отдаленных пределах Руси. Власть племенных старейшин на местах постепенно сменялась властью тиунов – княжеских наместников. Это означало не только общее упрочение централизованного княжеского влияния, но и переход в ведение княжеской власти, помимо традиционных военных и политических вопросов, также общих административных и судебных дел. Русь продолжала превращаться в сильное государство с прочной системой внутреннего контроля, и соседние державы больше не могли считать славян за разобщенных и плохо организованных варваров.как русь становилась развитым государством

Согласно летописи, в середине 50-х гг. X в. Ольга отправилась в Константинополь, где «возлюбила свет и оставила тьму». В Константинополе Ольга приняла Христианство, а ее крестным отцом стал сам византийский император (скорее всего, Роман II). При крещении она приняла имя Елена. Также летопись сообщает, что императора она выбрала в крестные отцы, потому что тот был так очарован ее красотой, что хотел на ней жениться, то есть, таким способом она решила избавиться от его притязаний на брак. На самом деле ей в то время было около 60 лет, и избрание императора в духовные отцы просто подчеркивало ее политическое влияние и, как следствие, сам международный престиж Руси. Крещение Ольги, однако, было ее личным делом, и не повлекло за собой принятия Христианства ни основной массой населения Руси, ни ее формирующейся знатной прослойкой. Сын Ольги Святослав оставался приверженным языческой вере и обычаям, объясняя это тем, что иначе над ним будет смеяться его дружина. В связи со взрослением сына Ольга отошла от государственных дел. Остаток жизни она посвятила распространению Христианства среди славян, построила несколько церквей. Когда в 969 г. она умерла, как говорится в летописи, «плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди». Похоронена она была по христианскому обряду.

2 399

history-thema.com

Правители Древней Руси. Княгиня Ольга.

Слайд 1

Правители Древней Руси . Княгиня Ольга . Выполнила ученица 5 Б класса ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Алексеева Анастасия.

Слайд 2

Актуальность На уроке окружающего мира мы изучали правителей Древней Руси. Мне стало интересно узнать об одной из великих русских княгинь - Ольге.

Слайд 3

Цель Побольше узнать и рассказать своим одноклассникам о великой русской княгине Ольге.

Слайд 5

Правительница земли русской Ольга - великая русская княгиня. Она являлась женой Игоря Рюриковича и матерью Святослава Игоревича. Управляла Русью в 945-969гг. Скончалась в 969г.

Слайд 6

В 945 г. древляне убили князя Игоря-мужа Ольги

Слайд 7

Поход на Искоростень В 946г. Ольга во главе многих воинов пошла на древлян к городу Искоростень , жители которого убили её мужа . С ней был и сын её Святослав. Древляне побежали и затворились в своих городах. Горожане оборонялись, надеяться после сдачи им было не на что.

Слайд 8

Хитрость княгини Прошло лето, а Ольга всё не могла взять города. И тогда она пошла на хитрость. Ольга сказала: «Я не буду больше вам мстить - хочу взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».

Слайд 9

Древляне спросили: «Чего ты хочешь от нас?» Она ответила им: «Дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья». Древляне не заметили подвоха и сделали, как она велела. Они успокоились и вернулись обратно в город.

Слайд 10

Захват города Ольга же, раздав воинам голубей и воробьёв, приказала привязывать каждой птице трут, завёртывая его в небольшие платочки и укрепляя ниткой. Ночью воины подожгли трут и пустили птиц в свои гнёзда. В городе загорелись голубятни, клети, сараи и сеновалы. Горели дворы. Люди побежали из города, но киевляне хватали их всех. Ольга взяла город, казнила старейшин, а на древлян положила тяжёлую дань.

Слайд 11

Крещёная княгиня В 957г. Ольга отправилась в Константинополь. Там царствовал император Константин Багрянородный. Он принял Ольгу и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Царь с патриархом крестили её и нарекли именем Елена. Патриарх её благословил и Ольга возвратилась в Киев.

Слайд 12

Кончина Ольги Время шло, вырос Святослав, собрал храбрых воинов и стал ходить в походы. Ольга продолжала править Русью. В 968г., когда Святослава не было в Киеве, на русскую землю напали печенеги. Узнав об этом, Святослав с дружиной вернулся в Киев и прогнал печенегов. Через некоторое время Ольга заболела и умерла. Так закончилось правление великой русской княгини.

Слайд 13

Заключение С помощью этого проекта я узнала много нового и интересного об истории Древнего Руси. Очень полезно знать о том, какие события происходили в далёком прошлом, как росли и развивались земли русские.

nsportal.ru

Презентация по окружающему миру на тему "Правители Древней Руси" "Княгиня Ольга" 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – Детский сад» пст. Керки

Тема: «Правители Древней Руси»

hello_html_m6df5d1c1.jpg

Работу выполнила:

Савиновская И.Г.

март 2016 г.

Содержание

На просторах Восточно-Европейской равнины издревле жили славяне, наши прямые предки. До сих пор точно неизвестно, когда же они туда пришли. Вскоре они широко расселились на всем протяжении великого водного пути тех лет. Славянские города и деревни возникали от Балтийского до Черного моря.

hello_html_694c46b3.jpg

Несмотря на то, что были они одного роду-племени, мирными отношения между ними не были никогда. В постоянных разногласиях быстро появлялись племенные князья, которые вскоре стали Великими и начали править всей Русью. Это были первые правители Руси, имена которых дошли до нас через нескончаемую череду веков, минувших с той поры. Князь Новгородский - Рюрик, Князь Киевский – Игорь, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, княгиня Ольга Мудрая и многие другие.

  1. Легенда знакомства с князем Игорем.

Существует несколько версий происхождения княгини Ольги.

В «Повести временных лет» говорится о том, что она родом из Пскова из деревни Выбуты. Родители её были люди простые.

Есть и другие версии происхождения Ольги. Например, источник 15-го века «Типографская летопись» передаёт слух о том, что Ольга была дочерью Вещего Олега.

hello_html_a81d6ce.jpg

hello_html_m44d49f5c.gif hello_html_m6005cece.jpg

До наших дней дошла красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях. В ней рассказывается о встрече Игоря и Ольги. Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены. По «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря.

  1. Правление.

Правительница Киевской Руси. Супруга князя Игоря. Правила государством с 945 – 957 г.г.

hello_html_71ff9d9a.jpg

Ольга неустанно пыталась наладить хозяйственную и политическую жизнь страны. Она постоянно отправлялась в псковские и новгородские земли.  Древнерусское государство при правлении Ольги укреплялось и росло. Строились новые города, окруженные дубовыми и каменными стенами.

Великая женщина сама училась, путешествуя, и заставляла учиться других.

Она отличалась редким умом и большими способностями к правлению.

  1. Крещение.

В середине 950 – х годов с большим посольством Ольга отправилась в Византию, где приняла христианскую веру, получив в крещении имя Елена. Княгиня Ольга известна как первая правительница Древнерусского государства, принявшая христианство еще до официального крещения Руси.

hello_html_1724337d.jpg

Издревле Ольгу называли «корнем Православия» или «начальницей веры».

Княгиня Ольга умерла 11. 07. 969 г. Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг.

После смерти –

простой народ назвал ее хитрой,

церковь – святой,

история - мудрой.

hello_html_1aa717eb.jpghello_html_50e9f7f7.jpg

infourok.ru

Ольга Мудрая

Ольга Псковская

Ольга Мудрая. Рисунок В.П. Верещагина.

Ольга (Ольга Псковская) ум. 969 - вел. княгиня киевская. По легендарным сведениям, происходила "от простых людей". Была взята в жены Игорем и стала матерью Святослава Игоревича. В 945, после убийства древлянами князя Игоря, жестоко отомстила восставшим. Была правительницей гос-ва при малолетнем Святославе и во время его бесконечных походов. Ольга Псковская установила размеры дани с подданных и устроила погосты (административные центры). В 955 посетила Константинополь, где крестилась, получив христианское имя Елена. Канонизирована рус. церковью.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Ольга Мудрая (? -969) - киев. княгиня, жена киев. кн. Игоря Рюриковича. По В.Н. Татищеву, происходила «из рода Гостомыслова». После убийства мужа древлянами (945), согласно летописному преданию, взяла управление гос-вом в свои руки в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе. В том же году начала войну с древлянами, которая длилась ок. года. В 946 с больший трудом добилась их капитуляции, и результате которой были сохранены и древлянск. города, и жизнь многих их обитателей. Затем совершила поездку в Новг. землю, где по дороге устанавливала на реках Мете и Луге уроки и дани. После этого Ольга побывала в Константинополе, где её дважды принимал имп. Константин Багрянородный и где, по-видимому, приняла православ. крещение под именем Елены. Неудачно пыталась распространить христианство, но приглашенные ею из Германии миссионеры были изгнаны из Руси (96.!). Ольга значительно расширила земельные владения Киев. великокияж. дома. В 955 (или 957) посетила с посольством Константинополь, где привяла христианство. Продолжала управлять гос-вом и после возмужания сына, который находился всё время в походах. В его отсутствие (968) руководила защитой Киева от печенегов. В конце жизни исповедовала христианство «тайне, поскольку её сын Святослав относился к нему враждебно. Канонизирована рус. православ. церковью.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь, М. 2000,  с. 393-394.

Ольга (христианское имя - Елена) (ум. 969) - великая княгиня киевская, жена Игоря, мать Святослава Игоревича. После восстания древлян и убийства ими ее мужа (945) Ольга уничтожила членов двух посольств древлян, прибывших с предложением выйти замуж за князя Мала, а затем приказала перебить около 5 тысяч древлян и сожгла город Искоростень (946), близ которого погиб Игорь. Ольга правила Киевским государством во время малолетства Святослава и в значительной мере и после, так как Святослав почти всю жизнь провел в походах. С ее правлением связано установление в Древней Руси размеров дани и устройство погостов. С целью укрепления торговых и политических отношений с Византией Ольга ездила в Константинополь (согласно русским источникам - в 955 году, по византийским - в 957 году). Накануне поездки или в Константинополе она приняла христианство. Но недовольная приемом, оказанным ей в Византии, Ольга после возвращения в Киев отказала византийскому императору в обещанной военной помощи. Ольга обменивалась посольствами с германским императором Оттоном I. В 968 году, находясь вместе с тремя внуками в осажденном печенегами Киеве, Ольга вызвала на помощь сына из Болгарии. Она уговорила Святослава не совершать над ней после смерти языческой тризны. Канонизирована русской церковью.

Г. С. Горшков. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953.

Ольга — святая равноапостольная княгиня, супруга великого князя киевского Игоря, мать великого князя Святослава Игоревича и бабушка святого равноапостольного князя Владимира Святославича, принявшая христианство одной из первых на Руси. Родилась около 895 г. в Псковской земле, умерла в 969 г. в Киеве. С 945 г., после гибели своего мужа в древлянской земле, самостоятельно управляла киевским княжеством. Укрепила основы государственности на Руси, централизовала управление и ослабила влияние местных князей в политической жизни введением системы погостов — финансово-административных, судебных и торговых центров в племенных землях. Заботилась об усилении оборонной мощи Киевской Руси, каменными и дубовыми стенами обнесла резиденцию киевских князей — Вышгород, сделав его мощным кремлем. Со времени правления княгини Ольги в Киеве началось каменное строительство. В 946 г. Ольга впервые посетила столицу Византийской империи и была с почетом принята в императорском дворце, однако в целом этот официальный визит был не слишком успешен и вызвал у княгини некоторое раздражение. Около 954-955 гг. Ольга повторно с дипломатической миссией посетила Константинополь в целях развития торговых и политических связей Руси с Византийской империей. В ходе этого посольства она приняла христианство, была крещена патриархом константинопольским Феофилактом (933-956) и получила имя Елена. Крестным отцом ее стал император Константин VII Багрянородный (911-959), а сама она получила право именоваться «дочерью императора». Тогда же был заключен новый договор между Русью и Византией, по условиям которого Константинополь получил значительную военную помощь из Киева для борьбы с арабами. На Русь Ольга привезла Святой Крест, вырезанный из цельного куска Животворящего Древа Господня, долгое время бывший главной святыней русского православия. В XIV в. Святой Крест был похищен польскими католиками, вывезен в Люблин и дальнейшая его судьба неизвестна. Кроме того, Ольга воздвигла несколько христианских храмов в Киеве, Витебске и Пскове, в том числе первый киевский храм Святой Софии, освященный 11 мая 960 г. (сгорел в 1017 г.). Христианке Ольге не удалось повлиять на своего сына, князя Святослава, который до самой смерти оставался язычником. Ольга удалилась от дел в 961 г. и умерла 11 июля 969 г., прожив после крещения около 15 лет и завещав похоронить себя по православному обряду.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.146.

Княгиня Ольга, жена князя Игоря. (см. генеалогическую таблицу) В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.

  Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.

  За долгие годы правления Ольга заслужила звание мудрейшей из людей. Одной из первых на Руси она приняла христианство. Ольга крестилась в Константинополе в 955 или 957 году. Несомненно, впоследствии это оказало влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства (православие) уже для всего русского народа.

  Начало правления Ольги омрачнено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

  Одно из главных деяний княгини Ольги - установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Ею введены уставы и уроки, то есть постоянные величины налогов. С. М. Соловьев считает, что следы этой хозяйственной деятельности видны во всех тогдашних русских землях, а не только древлянских и новгородских, как гласит летопись.

  Княгиня Ольга умерла в 969 году в глубокой старости. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

ОЛЬГА (Вольга, Прекраса, в крещении — Елена) (ок. 894 — 11.07.969), великая русская княгиня. Жена вел. русского кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие — Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В “Повести временных лет” под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место — после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

“Повесть временных лет” сообщает, что Ольга приняла христианство в 955 во время посещения Царьграда. Однако новейшие исследования ученых, опирающиеся на иностранные источники, показывают, что это событие произошло значительно раньше — в правление византийского имп. Романа I, который был свергнут сыновьями в декабре 944.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней. В 946 Ольга посетила Царьград, проводила переговоры с византийским имп. Константином VII Багрянородным и получила от него в дар золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями.

По возвращении на Русь Ольга в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы. В Киеве был создан деревянный Софийский собор. Тщетно пыталась Ольга склонить своего сына Святослава в лоно христианства. Он не поддался на уговоры, хотя многие язычники из его окружения приняли крещение.

В 959 Ольга обратилась с просьбой к имп. Священной Римской империи Оттону I Великому прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства. Латинские проповедники во главе с еп. Адальбертом, прибывшие на Русь в 962, были враждебно встречены местным населением: одни были убиты, другие бежали за пределы страны. После этих событий Ольга была отстранена язычниками от верховной власти.

Летописцы сообщают, что Ольге принадлежал замок Вышгород под Киевом, села Ольжичи и Будутино.

В 968, согласно “Повести временных лет”, Ольга руководила защитой Киева, который осадили печенеги. В следующем году она умерла и была похоронена по христианскому обряду собственным священником. В XI в. ее каменный гроб находился в киевской церкви Богородицы (Десятинной).

Православная Церковь канонизировала княгиню Ольгу, провозгласив ее святой равноапостольной.

Память равноапостольной Ольги отмечается 11/24 июля.

О.М. Рапов

Русское небо

Далее читайте:

"Повесть временных лет". Часть 1.

Сергей Соловьев. История России с древнейших времен. Том 1 глава 6.

Ломоносов М.В. Древняя российская история. Глава 4. О княжении Ольгине.

Литература:

Глухов А.Г. "Предвозвестница христианской земле". Княгиня Ольга // Библиография. 1991.N 3;

Сахаров А.Н. "Мы от рода русского...". Рождение русской дипломатии. Л., 1986. С. 226-250.

 

www.hrono.info

Олег и Ольга - Древняя Русь

«...Самое это имя, Олегъ, по всем видимостям заключает в себе тот же смысл освободителя, ибо его корень льгъ-кый, лег-кий, льг-чити, ольг-чити есть русский корень, означающий, льг-оту, во-лг-оту, в смысле свободы, об-лег-чения от тягостей жизни податной, покоренной; облегчение от даней, от налогов, от работы.

Теперь нам это имя кажется норманским, так мы далеко ушли от русскаго корня наших помыслов, но в древней Руси это имя повидимому носило в себе живой смысл, было имя очень понятное. Оно объясняется напр. такими отметками летописей: «приде (въ 1225 г.) князь Михаил в Новгород, сын Всеволожь, внук Олгов, и бысть льгъко по волости Новугороду (в другом списке: по волости и по городу)». Псковский летописец о временахъ царя Федора Ив. говорит между прочим: «и дарова ему Бог державу его мирно и тишину и благоденствие и умножение плодов земныхъ и бысть лгота всей Русской земле, и не обретеся ни разбойникъ, ни тать, ни грабитель, и бысть радость и веселие по всей Русской земле»...

От того же корня происходит лга-лзя, легкость, свобода, по-лга, по-льза, вольга-вольные люди, вольница, и быть может Волга в смысле вольной, свободной реки, по которой можно было плавать, не так как по Днепру, не опасаясь ни каких порожистых задержек и остановок.

В Новгородской области по писцовым книгам много мест носят такия названия: Лза, Лзя, Лзи, Лзена, Лзени, Волзе, Вольжа река, Олзова гора и пр., и в самом Новгороде был остров Нелезин. Смысл этих имен отчасти раскрывается в летописных выражениях: «ни сена лзе добыти, не бяше льзе коня напоити». Отсюда образовалось известное нам нельзя или по древнему не-лга напр. «не-лга (не-льзе) вылезти».

Подобный имена встречаются и в других местах. Припомним Льгов, город Курской губ., Льжу, речку Псковской губ., впадающую в реку Великую возле города Острова. Льгово, Ольгово и Льговка - Рязанския селения; Льгина, Льгова, Льговка - Калужския селения и мн. др. На юге Волынской губ. река Льза, текущая между Горынью и Припетью в 25 верстах к Ю.-З. от древнего Турова, в одномъ месте изворачивает свой поток очень круто, именно около селения Олгомли, что явно показывает, откуда, или по какому случаю и самое селение получило свое имя. Его окружает с трех сторон река Льза, оттого оно и прозывается О-лг-омля.

Приставка О к корню льг, Олег, дает этому имени тот же смысл, как и приставка в слове о-свободитель, о-хранитель и в безчисленном множестве других подобных слов. Тоже должно сказать и об имени О-лга, Ольга, которое образовалось от корня лга также самостоятельно, как и имя Олег от своего корня. Для первобытнаго общества уже один порядок в данях, порядок в сношениях с соседями, уряд между Греческою землею и Русскою, составляли великое приобретение народной свободы и потому герой таких дел необходимо получал соответственное своим подвигам имя».

И. Забелин, История русской жизни с древнейших времен, ч.2, Издание 1879 года, стр. 124-125.

oldrus.livejournal.com

Деятельность первых князей Древней Руси (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Камская государственная инженерно-экономическая академия

Кафедра «История»

Контрольная работа

по дисциплине «Отечественная история»

на тему: «Деятельность первых князей Древней Руси

(Олег, Игорь, Ольга, Святослав)»

Набережные Челны

2009

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась, для поддержания своего господства, в государственных структурах.

Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен. Одним из таких объединений был союз племен во главе с князем Кием (VI век). В 859 году северные славянские племена, платившие дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей, «который бы владел нами и судил по нраву». В 862 году князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии – династии Рюриковичей. Но оказав значительное влияние на оформление княжеской власти и развитие культуры, он не принес на Русь государственности, складывающейся и развивающейся в древнерусском обществе. После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к его родственнику Олегу.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на         Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства.

Итак, данный реферат позволит нам получить основные представления о деятельности, походах князей Древней Руси.

Главным содержанием деятельности князей является:

1) объединение всех восточнославянских племен под властью великого киевского Князя;

2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

Соединив под своей властью огромную территорию, населенную славянскими и финскими племенами, великие князья киевские удерживали их в своем подчинении военной силой, подавляя попытки сопротивления подданных, и стремились организовать управление покоренными землями. С этой целью князья посылали по областям своих наместников («посадников»), обыкновенно «старших мужей» своей дружины; в некоторых местах они оставляли местных князей под рукою своей.

В этом реферате будет подробно описываться деятельность великих князей Древней Руси, которые наряду с подчинением власти киевского князя славянских племен древлян, славян, радимичей при Олеге; уличей и тиверце при Игоре; вятичей при Святославе предприняли завоевательные походы против соседей, а также укрепили границы государства. События описываются в строгой последовательности. Поэтому реферат разделен на три главы:

Первые лица государства. Олег и Игорь.

Первая женщина-правительница Древней Руси

Полководец, военачальник

Реферат базируется на учебниках Горейнова, Гумилев, Левченко, Плетнева, Фортунатова, Пушкаревой, Соловьева более глубокого знакомства c некоторыми вопросами представлены фрагменты из исторических источников, которые позволяют сделать самостоятельные выводы и суждения по некоторым спорным проблемам. Фрагменты цитируются по следующему изданию: Хрестоматие по истории СССР с древнейших времен до1861 года.

Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы. С его именем и происхождение связано много легенд, преданий. Он, являясь воеводой или родственником Рюрика, начал править как регент при его малолетнем сыне Игоре. Три года Олег оставался в Новгороде. Затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там «своего мужа», потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также «посадил мужа». Затем Олегу подчинились дулебы, тиверцы и хорваты на левобережье Днепра. В Киеве княжили Аскольд и Дир. По преданию, Олег хитростью выманил их из города и убил. Он не только распространил свою власть на Киеве, но и сделал его официальной столицей складывающегося Древнерусского государства.

Первым делом Олега в Киеве было построение городов, острожков, сколько для утверждения своей власти в новых областях, столько же и для защиты со стороны степей. Потом нужно было определить отношения к старым областям, к племенам, жившим на северном конце водного пути, что было необходимо вследствие нового поселения на юге; главная форма, в которой выражались отношения этих племен к князю, была дань, и вот Олег уставил дани славянам (ильменским), кривичам и мери; новгородцы были особо обязаны платить ежегодно 300 гривен для содержания наемной дружины из варягов, которые должны были защищать северные владения.

Построив города и установив дани у племен северных, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие племена славянские, жившие к востоку и западу от Днепра. Прежде всего Олег идет на древлян, у которых давно шла вражда с полянами; древляне не поддались добровольно русскому князю, их нужно было примучить, чтобы заставить платить дань, которая состояла в черной кунице с жилья. В следующем году (884) Олег пошел на северян, победил их и наложил дань легкую; эта легкость должна объясняться малым сопротивлением северян, которые платили дань хазарам и, следовательно, могли легко согласиться платить ее русскому князю; с своей стороны Олег должен был наложить на них только легкую дань, чтобы показать им выгоду русской зависимости перед хазарской Радимичи, платившие также дань хазарам, в следующем году не оказали никакого сопротивления.

В 907 году Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Во главе громадного объединенного войска почти всех славянских племен: ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, а также варягов – Олег совершил удачный поход на Царьград (Константинополь). При приближение русских к Константинополю греки замкнули гавань и заперли город. Олег, войско которого двигалось на кораблях, вышел на суша и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивить и бросать в море жителей. Олег и на греков наложил дань. Свою мудрость он проявил и тогда, когда греки, решив отравить Олега, прислали ему кушанья и напитки. Он не принял их, и замысел коварных ромеев не удался.

Начались переговоры. Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Руслава и Стемира. Переговоры были трудными, но результат был очень важным: Олег добился первого равноправного международного договора молодого Русского государства с мощной и влиятельной Византийской империей. В Киев Олег возвратился с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всякими другими подарками.

В 911 году Олег послал «своих мужей» в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Договор установил, что при разборе дел о преступлении нужно основываться на точных показаниях; если кто поставит под сомнение достоверность показаний, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагалась казнь. Мудрый Олег пропустил через свои земли племена угров (венров), которые под давлением печегенов из юго-восточных степей на территории Восточно-Европейской равнины переселились на территорию Молдавии, Бессабарии, Валахии.

Говорят, что природа «отдыхает на детях». Смысл данного утверждения в том, что у выдающихся, талантливых и даже гениальных людей чаще всего вырастают заурядные, средние по способностям и иногда даже никчемные дети.

Можно только предположить, что легендарный основатель Древнерусского государства Рюрик стал отцом в последние годы своей жизни. Опекуном при малолетнем Игоре стал Олег. Сын Рюрика Игорь не менее чем тридцать лет имел возможность набираться государственного опыта у своего старшего товарища.

Существует версия, что Игорь был не сыном, а внуком или даже правнуком Рюрика и реально правил непродолжительное время в первой половине 40-х годов Х века. После «вещего» Олега, по мнению ряда авторов, правил «неучтенный» и не очень удачливый Олег II, сын Олега I. Приближение Игоря к Рюрику осуществлено для того, чтобы обеспечить единство правления и четкое наследование от отца к сыну в династии Рюриковичей.

Трудностей и на его княжеский век (912–945 годы) хватило избытком. Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие племена восстали, но Игорь заставил их смириться. Его воевода Свинельд покорил угличей, взял их город Пересечень, за что и получил их землю в управление. В 914–915 годы началась борьба с печенегами. Игорь встретил печенегов с многочисленным войском. Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с Игорем перемирие на пять лет.

Игорь – первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Зонара, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). В 941 и 944 годы состоялись не очень удачные походы на Византию. В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сотен ладей Игорь пристал к берегам Вифинии, опустошил по тогдашнему обыкновению значительные территории и подступил к Константинополю. Большая часть греческого флота была в то время в походе против сарацин (арабов). Но остававшиеся суда использовали против флотилии Игоря «греческий огонь» и подожгли множество русских ладей. Игорь смог уйти только с 10 судами.

В 944 году Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил нападение на Грецию, но греческие послы перехватили его до перехода через Дунай. Они предложили выкуп. Был восстановлен мир с греками, а в 945 году       обе стороны заключили мирный договор «на все лета». Договор этот но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли и обязывает великого князя Киевского оказывать греческому правительству военную помощь, когда она ему потребуется.

Серьезной проблемой оставалось сохранение контроля над племенами, которые были подчинены Олегом. В племенных союзах сохранялись достаточно прочные внутренние связи, и местные вожди стремились сохранить максимум самостоятельности в распоряжении местными ресурсами. А местные ресурсы уже были «на заметке» у главного князя, сидевшего в Киеве.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией в начале X в. стало «полюдье» – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать.

В 913–914 годах Игорь подавил бунт древлян и увеличил дань, взимаемую с их земель. Кроме племен, обитавших по обе стороны Верхнего и Среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись на юго-восток до Кавказа и Таврических гор. По договору 945 года, Игорь должен был не допускать нападений черных болгар на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На северном направлении владения Игоря достигали берегов Волхова.

Неудачная борьба с Византией побудила князя обратить свои взор на древлян. Дважды дружина Игоря наведывалась с полюдьем в Искоростень. Но и этого показалось мало. Игорь в третий раз отправился в древлянскую землю, чтобы найти здесь свою погибель. Когда те узнали, что Игорь возвращается за повторной данью, собрали вече и вместе со своим князем Малом решили наказать жадного Игоря.

Дружину перебили, самого Игоря привязали к двум наколенным деревьям и разорвали надвое.

Власть получила хороший урок. Так проявила себя назревшая необходимость реформ, которые провела вдова Игоря правительница Ольга.

В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга (945–964) приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.

Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными.

Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размеры дани и «погосты» – места сбора дани. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ – на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги. Началось строительство храмов – храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.

С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию.

Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены.

Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей – созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.

Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду.

В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 964 году, но почти все время находился в военных походах. Поэтому самое место ему не среди «Первых лиц», а в главе «Полководец».

Возмужав, Святослав обнаружил типичные черты князя – дружинника. Обычные мирные дела его мало интересовали, а тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.

Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце.

Из славянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хазарам. Из-за вятичей Святослав вступил в борьбу с хазарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье, где столкнулся с ясами и касогами.

С 964 года Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северо-кавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался. У Керченского пролива Святослав основал Тмутаракань. Тмутаранское княжество вошло в состав Древней Руси, а Понт Эвксинский (Черное море) стали называть Русским морем.

Тяжелый характер носила война Святослава с Византией.

В 967–968 годах в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Все началось с того, что Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава, чтобы оградить Византию от опасных соседей – болгар. По предложению Византии Святослав напал на Болгарию. Успех похода Святослава был огромным. Он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро поняли, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда Никифор направил печегонов. Летом 968 года печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некому юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

В 969 году Святослав вернулся в Киев. Он разделил свои владения между своими сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу – землю Древлянскую, Владимиру – Новгород, а сам вновь отправился в Болгарию, намереваясь перенести столицу Руси в болгарский город Предславец, куда, кок он считал, будут «сходиться блага из разных тран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.

Возвратясь в Болгарию (970 год), Святослав нашел там не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало. После этого сражения, встретившись на берегу Дуная, Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.

В следующем 971 году византийский император, нарушив перемирие, осадил город Переяславец. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Ионном Цимисхием мирный договор и повел свое поредевшее войско к Киеву.

Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 года, у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою.

Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.

Олег представлялся нам не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем – нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.

Политика Игоря отличалась от Олега. Игорь недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною – здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.

При Ольге Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Ольга установила нормы повинностей – дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство. Ольга была рачительная, дальновидная, мудрая устроительница Русской земли.

Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 года по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Болгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Святослав – витязь, спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегавший жизненным удобствам ради быстроты движения войска и военных побед.

Так росло Древнерусское государство, укрепление которого привело к активизации внешней политики.

1. Горяйнов С.Г., А.А. Егоров История России IX–XVIII века: Ростов-на-Дону, 1996, с 18–19, 28–32.

2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь… с. 204–205.

3. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. – М., 1956, с. 100.

4. Плетнева С.А. Хазары. – М., 1986, с. 59.

5. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси: М, с 3–5.

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: М, 1962, с 135 – 145, 145 – 150,153 – 157, 160 – 168.

7. Фортунатов В.В. Российская история в лицах: М, 2009, с 15–20, 35–37.

8. Хрестоматие по истории СССР с древнейших времен до1861 года: М, 2003, с 65, 20, 51.

Теги: Деятельность первых князей Древней Руси (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)  Реферат  История

dodiplom.ru


Смотрите также