ЖЕНЩИНЫ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. КНЯГИНЯ ОЛЬГА. Ольга древняя русь
Княгиня Ольга - биография
Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги, из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, и споры об этом идут до сих пор. Кто-то называет ее дочерью князя Олега Вещего, другие источники считают, что ее род идет из Болгарии от князя Бориса. Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа.
Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения.
По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.
Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.
Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.
В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.
Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с предложением выйти замуж за их князя Мала. По Ольгиному приказу их встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.
Затем княгиня Ольга отправила своих послов в древлянскую землю с требованием прислать за ней лучших мужей, чтобы прийти к ним с великой честью. Новым послам была затоплена баня, куда их заперли, а потом сожгли.
И вновь Ольга отправила послов и потребовала приготовить мед, чтобы справить тризну на могиле мужа. Княгиня прибыла с небольшой дружиной. Во время тризны древляне опьянели, и Ольгина дружина перерубила их мечами.
Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю. Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.
Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех голубей и трех воробьев с каждого двора. Осажденные жители города обрадовались столь малой платой и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам привязать к ногам птиц куски трута (трут – легковоспламеняющийся материал, такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из города люди были убиты или обращены в рабство, а на остальных наложена тяжелая дань.
Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.
Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя Игоря, поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги. Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав очень часто уходил в военные походы.
При княгине Ольге в Киеве стали строиться первые каменные сооружения, появились новые города, окруженные прочными каменными стенами.
Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.
Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы принять крещение от самого императора Константина VII (хотя в некоторых источниках говорится о его соправителе Романе II) и патриарха Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.
Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела отклонить предложение, не обидев императора.
Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в православие не увенчались успехом, видимо потому, что Святослав боялся потерять авторитет и уважение своей дружины, хотя он и не препятствовал обращению в христианство других.
Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело.
Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве. И лишь в 1547 г. она была признана святой.
historykratko.com
Княгиня Ольга | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia
Княгиня Ольга
Род занятий:
Управление Киевской Русью
Годы жизни:
890 - 969 гг.
Место действия:
Восточная Европа
“
Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.
”
Княгиня Ольга — княгиня, правившая Киевской Русью после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, русская святая.
ПроисхождениеПравить
Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века.
Согласно самой ранней древнерусской летописи "Повесть временных лет", Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, "от языка варяжска". По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой "Вольга". Известно и древнечешское имя Olha.
Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: "Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга". Олег же поженил Игоря и Ольгу.
Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:
“
Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил.
”
Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение "Нового Владимирского Летописца" и переводя летописное название Плесков не как Псков, а как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора "Нового Владимирского Летописца" перевести сообщение "Повести временных лет" об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.
На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища со скандинавскими и западнославянскими материалами.
Брак и начало правленияПравить
По "Повести временных лет" Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же "Повести", их сын Святослав родился только в 942 году.
Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же "разгореся желанием" и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь:
“
Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.
”
О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.
Ольга со своим сыном Святославом.
Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Месть древлянам
Править
Древляне
Ольга принимает послов древлян.
после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: в 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян.
Расправа Ольги над древлянами.
По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ (Повесть временных лет) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Правление ОльгиПравить
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему "погостов" — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д.Лихачев. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю.
По мнению Ю. Дыбы летописная фраза "и оустави по мьстѣ. погосты и дань. и по лузѣ погосты и дань и ѡброкы", помещенная в продолжении летописного описания мести Ольги древлянам ("по мьстѣ" — буквально "по отмщении"), отражает реалии маршрута похода княгини Ольги после древлянской мести дальше на запад, к правому притоку Западного Буга — р. Луге, и свидетельствует об инкорпорации Киевом Волыни. Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международных торговых путей. Один из них — сухопутный, названный "из немец в хазары", связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу с Регенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.
Кроме этого, владение древлянским и волынским отрезками этого пути, который проходил через Устилуг, расположенный при впадении Луги в Западный Буг, давало Киеву возможность контролировать водный маршрут по Бугу который открывал выгоды прямой торговли с Балтикой. Масштабы торговых операций по Западному Бугу и Висле отражены в массовых находках торговых пломб в Дрогичине. Из 15000 шт их общего известного количества 12000 (80 %) обнаружено в Дорогичине и его окрестностях. На Северную Русь приходится лишь 2500 (17 %) пломб, из которых до 1000 найдено в Новгороде и Городце на Волге. Остальные 3 % дали другие земли.
Выгодное расположение р. Луги на пересечении торговых маршрутов впоследствии привело к основанию на ней Владимира-Волынского.
Крещение Ольги в Царьграде.
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других.
В 945 Ольга установила размеры "полюдья" — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — "оброки" и "уставы". Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — "тиун".
Константин Багрянородный в сочинении "Об управлении империей" (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что "приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии". Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.
Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако "он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем". Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении "Церемонии". Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны "люди Святослава") упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959 - 963) упомянул в составе византийского войска русов.
Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964.
Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:
“
Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.
”
Таким образом, в 959 Ольга, в крещении Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого "города Кия".
Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:
“
962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.
”
Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами отца его Игоря.
Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:
“
Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: "Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь". Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.
”
Монах Иаков в сочинении XI века "Память и похвала князю рускому Володимеру" сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.
ru.warriors.wikia.com
Ольга Святая | Русская История Вики
Навигация по главным категориям в проекте
• • • • • • • • • •
Избранная статьяЭта статья была объявлена избранной. Она содержит немало интересной и подтверждаемой информации, которая, к тому же, и оформлена не хуже. Но если Вам есть, что в неё добавить — правьте смело. АрхивОльга I Святая (в крещении — Елена) — Великая княгиня Киевская (945—966), правила после гибели мужа, до совершеннолетия Святослава и его возвращения из походов в Болгарию. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
До совершеннолетия сына Святослава Ольга правила как регент с одобрения княжеской дружины. В 946 году овдовевшая княгиня отомстила Древлянскому княжеству за смерть мужа. Когда настало время Святославу стать самостоятельным правителем Руси, он отправился в завоевательные походы, оставив Ольгу саму управлять государством. Таким образом Ольга улучшила систему управления и сбора дани, пока не скончалась в 969 году.
Степенная Книга относит дату рождения Ольги к концу IX века. Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения. Одна летопись называет Ольгу дочерью Олега Вещего, который будучи регентом сына Рюрика — Игоря решает породнится с ним.
Житие святой Ольги повествует, что в Псковской области впервые состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку, увидел Ольгу в лодке, которая помогла ему переплыть берег. Игорь очень полюбил её, но позже расстался, храня в памяти ее прекрасный образ. О о случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Игорь и Ольга обвенчались в 903 году (дата сомнительна, ведь Святослав родился в 942 году).
В 942 году у супругов родился сын Святослав, но вскоре Игорь погиб от руки древлян, а наследнику престола было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.
Месть древлянам за смерть Игоря Редактировать
После убийства Игоря Ольга отвергала сватовство древлянского князя Мала и жестоко расправилась с мятежным племенем и его старейшинами. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
Сватов от князя Мала закопали живьем вместе с ладьёй, на которой они прибыли.
Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Княгиня прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги. Но после безуспешной осады столицы древлян Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
Ольга с языческой дружиной в Киеве
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
В 947 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун». В псковских и новгородских землях Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых происходил сбор податей, затем на этих местах стали строить храмы.
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами.
Крещение Ольги в Константинополе
Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). Окруженная верной дружиной, она внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель. На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию на месте её рождения она основала город Псков.
Следующим деянием Ольги является её крещение в 955 году в Константинополе. При крещении Великая княгиня приняла имя Елена. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Император Константин VII Багрянородный в своём описании посольства именует Ольгу правителем Руси, а имя Святослава упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как в последствии Ольга холодно относилась к византийским послам. С другой стороны, в составе армии Романа II Младшего появляются русские, которые отвоёвывают Крит у турок-сельджуков.
Княгиня Ольга со свои сыном Святославом
Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мать, опасаясь потерять уважение дружины.
Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси. В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, Святослав снял осаду и не пожелал оставаться не надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.
Когда Святослав собирался уйти в очередной поход Ольга остановила его:
«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?». Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь".
Через три дня Ольга умерла (11 июля 969 года), «и плакали по ней сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте». Ольга завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.
Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святую. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь.
rushist.wikia.com
Мудрая княгиня Ольга – жена Игоря Рюриковича
Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до конца узнать не удастся. Существует несколько версий, по одной из них, его пригласили править, чтобы предотвратить бесконечные междоусобицы на земле славян и финов. Славяне и варяги были язычниками, они верили в богов воды и земли, в домовых и леших, поклонялись Перуну (богу грома и молний), Сварогу (хозяину вселенной) и другим богам и богиням. Рюрик построил город Новгород и постепенно стал править единолично, расширяя свои земли. Когда он умер, остался его малолетний сын Игорь.
Игорю Рюриковичу было всего 4 года, и был нужен опекун и новый князь. Эту задачу Рюрик возложил на Олега, происхождение которого неясно, предполагают, что он был дальним родственником Рюрика. Известный нам как князь Вещий Олег, он правил Древней Русью с 879 по 912 год. За это время он захватил Киев и увеличил размеры Древнерусского государства. Поэтому иногда он считается его основателем. Князь Олег присоединил к Руси много племен и ходил воевать Константинополь.
После его внезапной смерти вся власть перешла в руки князя Игоря, сына Рюрика. В летописях его называют Игорь Старый. Это был юноша, воспитанный во дворце в Киеве. Он был жестоким воином, варягом по воспитанию. Почти непрерывно он возглавлял военные действия, совершал набеги на соседей, покорял различные племена и облагал их данью. Князь Олег, регент Игоря, подобрал для него невесту, в которую Игорь влюбился. По некоторым источникам ей было 10 или 13 лет, и звали ее красиво – Прекраса. Однако ее переименовали в Ольгу, предполагается потому, что она была родственницей или даже дочерью Вещего Олега. По другой версии она была из рода Гостомысла, что правил до Рюрика. Есть и другие версии ее происхождения.
В историю эта женщина вошла под именем княгини Ольги. Древние свадьбы были чрезвычайно красочными и оригинальными. Для свадебных нарядов использовали красный цвет. Свадьба совершалась по языческому обряду. У князя Игоря были и другие жены, ведь он был язычником, но Ольга всегда была любимой женой. В браке Ольги и Игоря родился сын Святослав, который позднее станет управлять государством. Ольга любила своего варяга.
Князь Игорь во всем полагался на силу, и постоянно боролся за власть. В 945 году он объезжал захваченные земли и собирал дань, получив дань с древлян, он уехал. В дороге он решил, что получил слишком мало, вернулся к древлянам и потребовал новую дань. Древляне были возмущены таким требованием, они взбунтовались, схватили князя Игоря привязали его к согнутым деревьям и отпустили их. Великая княгиня Ольга тяжело переживала смерть мужа. Но именно она стала править Древней Русью после его смерти. Ранее, когда он был в походах, она также управляла государством в его отсутствие. Судя по летописям, Ольга первая женщина – правитель государства Древняя Русь. Она начала военный поход на древлян, уничтожая их поселения, и осадила столицу древлян. Затем потребовала по голубю с каждого двора. А тогда их употребляли в пищу, и никто не заподозрил ничего плохого, посчитав это данью. К ножке каждого голубя привязали подожженную паклю и голуби полетели в свои дома, и столица древлян сгорела.
Князь Святослав
Крещение Ольги
Дважды княгиня Ольга путешествовала в Константинополь. В 957 году она крестилась и стала христианкой, ее крестным отцом был сам император Константин. Правила Ольга Древней Русью с 945 по 962 год. При крещении она приняла имя Елена. Она первая стала строить христианские храмы и распространять христианство на Руси. Ольга пыталась приобщить к христианской вере своего сына Святослава, но он остался язычником и после смерти матери притеснял христиан. Сын Ольги, внук великого Рюрика трагически погиб в засаде печенегов.
Икона святой равноапостольной княгини Ольги
Княгиня Ольга, крещеная Еленой, умерла 11 июля 969 года. Похоронена она по христианскому обычаю, и сын ее не запретил этого. Первая из русских государей она приняла христианство ещё до крещения Древней Руси, это — первая русская святая. Имя княгини Ольги связано с династией Рюриков, с появлением на Руси христианства, это великая женщина стояла у истоков государства и культуры Древней Руси. Народ почитал ее за мудрость и святость. Время правления княгини Ольги наполнено важными событиями: восстановление единства государства, налоговая реформа, административная реформа, каменное строительство городов, укрепление международного авторитета Руси, укрепление связей с Византией и Германией, укрепление княжеской власти. Похоронили эту незаурядную женщину в Киеве.
Ее внук, Великий князь Владимир приказал перенести ее мощи в Новую церковь. Скорее всего, именно во время княжения Владимира (970-988) княгиню Ольгу стали почитать как святую. В 1547 году княгиня Ольга (Елена) была причислена к лику святой равноапостольной. Таких женщин было всего шесть, за всю историю христианства. Кроме Ольги это — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Память Великой княгини Ольги отмечается праздником, как у католиков, так и у православных христиан.
aeslib.ru
ЖЕНЩИНЫ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Тысячу лет назад, на заре русской истории, когда поклонялись языческим идолам и видели судьбу во снах, когда легенды были неотличимы от истины, на свет появилась девочка, происхождение которой до сих пор остается загадкой. Имя этой женщины, как и ее происхождение, окружено тайнами и легендами. Ее месть не знала границ, и враги прозвали ее «кровавой волчицей». Чтобы вновь обрести погибшего мужа она отреклась от веры отцов, она принесла на Русь Христианство, но отдала княжескую власть сыну язычнику.
Княгиня Ольга вошла в историю, как женщина, стершая с лица земли целый народ и ставшая одной из первых святых древней Руси, вся ее жизнь от замужества до самой смерти была исполнена любви, ради нее неистовая княгиня была готова пойти на любые жертвы.
Древние летописи сообщают, что княгиня родилась на берегах Псковы в небольшой деревушке, отца девочки никто не знал, но округе поговаривали, что он человек благородных кровей, в последствии некоторый летописцы сообщают, что отцом Ольги был князь вещий Олег, правящий в ту пору Киевской Русью. Олег рано овдовел и долгие годы провел в дальних походах по чужеземным странам, встретив молодую хрестьянку, он поверил наконец, что обрел новую любовь, но счастье было недолгим, мать Ольги умерла при родах, девочку отдали на воспитание, в семью к тете. С ранних лет, Олег регулярно навещал свою тайную дочь, именно он дал девочке имя, похожее на его собственное – Ольга, в переводе с одного из северных языков, оно означает «колдунья», отец надеялся, что дочери передадутся магические способности и дар видеть грядущее.
Псков-один из древнейших русских городов. Впервые в летописи он упоминается под 903 годом в связи с женитьбой Киевского князя Игоря, на Псковской девушке Ольге.
Брак Ольги и Игоря был одним из тех, что заключаются на небесах. Когда они впервые встретились Ольге было всего 14 лет, но уже тогда Игорь понял – это его будущая жена. Той весной молодой князь охотился на низовьях рек, день был солнечный, князь охотник шел, высматривая добычу, прислушиваясь к каждому лесному шороху, услышав чьи-то легкие шаги, Игорь не сомневался, что зверь прячется именно там. Игорь опешил, увидев вместо зверя – красивую девушку. Так произошло знакомство будущих супругов.
Интересно, что во время встречи в лесу Игорь отдал Ольге древнее фамильное кольцо, доставшееся ему от отца, объяснив, что камень, оправленный в благородное серебро, обладает удивительным свойством – он меняет окраску, в зависимости от состояния души, носящего его и предупреждает владельца об опасности.
Шел 945 год от рождества Христова. Киевский князь Игорь проводил в походах большую часть жизни. Горожане привыкли к этой картине «Княгиня стоит у терема и смотрит в даль» Обычно ее лицо не покидала улыбка, но на этот раз Ольга была явно встревожена и мрачна, она чувствовала, что любимый муж не вернется живым.
Отец Ольги – Олег, умирает от укуса змеи, поселившейся в черепе его давно павшего коня. Умирая, князь успел отправить гонца с письмом Ольге и Игорю. В своем последнем послании, Вещий Олег завещал Ольге всегда доверять своему дару, умению читать вещие сны и видеть в них будущее.
На 4 ночь, после трагического известия, Ольга увидела во сне отца, она почему-то твердо знала, что все сказанное ей в этом сне сбудется. Слова Олега были полны тревоги, ее мужу – Игорю, грозит опасность, он может не вернуться с очередного похода за данью. Олег сказал: «Уж если едет, пусть не берет больше обычного».
Княгиня проснулась с тяжелым сердцем, она заметила, что подарок мужа, перстень с самоцветом, который она вот уже много лет не снимала с руки, неожиданно поменял цвет. Обычно светло-голубой камень, стал кроваво-красным. Но Ольге хотелось быть не прорицательницей, а просто любящей женой, которая до последнего момента не теряет надежду на то, что супруг вернется домой целым и невредимым.
Провожая Игоря в поход, Ольга взяла с мужа обещание, что он не будет требовать с древлян больше положенного.
Князь слово сдержал, нагрузив телеги, киевская дружина двинулась в обратную дорогу, однако на пол пути к дому, князь вдруг приказал, большей части дружины возвращаться в Киев, а сам с небольшим отрядом вернулся к древлянам и потребовал новой дани. Возмущенный князь древлян велел схватить Игоря. Он говорил: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его, так и этот, если не убьем его, то всех нас погубит». С этими словами царь древлян Мал, отдал приказ казнить князя киевского, тем самым обрекая на смерть себя самого и свой народ.
Двое ратников с двум носиками поднялись на крыльцо, сомнений не оставалось – это Игорь, ее муж. Последняя надежда рухнула, горе захлестнуло княгиню темной липкой волной. Исполняя древний обряд, один из ратников передал ей меч Игоря, с которым тот никогда не расставался в походах. С этой минуты, Ольга не могла думать ни о чем кроме мести.
Ее мужа, Игоря постигла страшная участь, взбунтовавшиеся древляне захватили его в плен и подвергли изощренной, нечеловеческой казни, они привязали князя за ноги к пригнутым верхушкам двух деревьев, разорванное на двое тело Игоря, вождь приказал доставить его вдове.
Ольга не была жестокой, но боль от потери любимого, не оставила места другим чувствам.
Маленький Святослав рос серьезным и молчаливым, не похожий характером не на жизнерадостного отца, не на властную мать. Однако, он был бодр, умен, здоров и не слишком огорчал своих родителей.
Святославу было 3 года, когда пришло известие о смерти отца.
Согласно „Повести временных лет“, Ольга официально не всходила на княжеский престол - после смерти ее мужа Игоря Игорь - сын Рюрика. Был жестоко убит древлянами за свою жадность. княжить начал их сын Святослав. Однако то, что делала Ольга на протяжении по крайней мере десяти лет, могла позволить себе лишь правительница, обладавшая всей полнотой власти». [9, с. 227]
Ольга, потеряв мужа, нашла способ жестоко отмстить древлянам. В этом были не только ее личные мотивы, связанный с потерей, но и политические. Нужно было пресечь разгоравшийся мятеж племени на корню, чтобы усилить свою власть. Используя свою хитрость, смекалку и мудрость, княгиня смогла этого добиться, пусть даже и жестоким способом.
После убийства Игоря, древляне составили дерзкий замысел, слыша о красоте и мудрости его супруги Ольги, они хотели взять ее в жены своему князю, а ее наследника Святослава тайно умертвить. Таким образом древляне думали увеличить власть своего князя. Они немедленно отправили на ладьях к Ольге 20 мужей, чтобы именно они просили Ольгу, сделаться женой их князя, а в случае отказа с ее стороны, им было велено угрозами побуждать ее, пусть хоть и насильно, но станет женой господина. Скрыв всю свою печаль и скорбь по мужу, Ольга согласилась выйти замуж за князя. С радостью древляне, удалились в ладьи, ждав следующего дня. Ольга приказала той же ночью выкопать яму во дворе, в котором находилась прекрасная палата, приготовленная для пира. На утро княгиня позвала сватов на пир, посадив их по одному в маленькие лодочки, киевляне понесли их в ямы. Ольга приказала засыпать древлян заживо.
Сделав это, княгиня послала своего гонца к древлянам с требованием прислать посольство более многочисленное и более знатное, чем первое. Древляне с великой радостью и поспешностью послали к Ольге 50 знатнейших мужей. Когда они пришли в Киев, Ольга приказала приготовить для них баню, пусть после утомительного пути вымоются в бане, отдохнут, а потом уже придут. Когда древляне начали мыться, то слуги крепко заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли. Так вместе с баней сгорели древлянские старейшины, вместе со своими слугами.
Ольга снова отправила к древлянам гонца, сообщая о скором своем прибытие на бракосочетание с их князем, и приказывая приготовить меда, много питья и пищи, на место где был убит ее муж, чтобы совершить поминальный пир. Древляне на радости все приготовили в изобилии, княгиня же Ольга, по обещанию своему, отправилась к древлянам с войском, словно приготовилась к войне, а не бракосочетанию. Когда Ольга приблизилась к городу древлян, ей выступили на встречу в праздничных одеждах и приняли ее с ликованием и радостью. Ольга прежде всего пошла на могилу своего мужа. Совершив по языческим традициям поминальную тризму, она повелела древлянам есть, пить и веселиться, а своим людям приказала, чтобы они прислуживали им, но не упивались. Когда древляне напились княгиня велела своим людям мечами, ножами и копьями избивать их. Пало до 5 тысяч убитых. Так Ольга, смешав веселье древлян с кровью и отомстив за убийство мужа, возвратилась в Киев.
Сердце овдовевшей княгини не могло успокоится, пока был жив царь Мал, казнивший Игоря.
На другой год, собрав войско, княгиня пошла на древлян, которые вышли на встречу с немалой воинской силой, сойдясь вместе обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян. Но на сей раз, мне кажется, она не только хочет отмстить за убиенного Игоря и дерзкое предложение о женитьбе на Мале, но и показать, кто в доме хозяин. Маленький Святослав первый бросает копье во врага, а его дядька, варяг Асмуд кричит: «Князь уже начал! Последуем за князем, дружина!». [9, с. 33]Древляне затворились в городе, и Ольга целый год неотступно осаждала его. Видя же, что город трудно взять приступом, мудрая княгиня придумала очередную хитрость, она отправила к ним посла со словами: «Я уже не однократно мстила и теперь желаю не мести, но требую от вас дани и покорности, дайте мне хотя бы по 3 голубя и 3 воробья от каждого дома». Древлянам эта дань показалась настолько ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом. Ольга раздала птиц, своим войнам с приказанием: «Поздним вечером, каждому голубя и каждому воробью привязать лоскут сена, зажечь, и отпустить всех птиц». Войны исполнили это приказание и птицы полетели в город из которого были взяты. Каждый голубь влетал в свое гнездо и каждый воробей в свое место, тотчас город загорелся, а Ольга отдала своему войску приказ, окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятелям, так были взяты древляне. Многие погибли от меча, другие с женами и детьми сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом. В это же время погиб и древлянский царь. Из оставшихся в живых, многие были отведены в плен.
Камень на ее кольце, наконец-то посветлел, а это значит, что душа Игоря наконец успокоилась.
Произошли ли все эти карательные акты или нет, мы точно не узнаем никогда, но факт, что Ольга ответила злом на зло. Но почему женщина оказалась столь жестокой? Ответ прост: она - язычница, более того, Ольге необходимо было доказать свою мощь, так как ей нужно было самой удержаться на престоле, а главное, сохранить его для своего сына Святослава.
Так Ольга заняла княжеский престол, ее правление было твердым и последовательным. Ее слушались, любили и чтили. При княгине Ольге ослабла варяжское господство на русских землях и упрочилась их независимость.
Прослышав о красоте и мудрости правительницы Руси, к ней сватались многие князья, и даже иноземные монархи, но княгиня неизменно отвергала их предложения. Ольга твердо решила, что в ее жизни будет только один мужчина, ее погибший муж. Он покинул этот мир, но любовь Ольги не ослабла.
«И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая порядок даней и налогов». [9, с. 229]
Ольга понимает, что покойный Игорь слишком много пользовался положением, за что и поплатился, поэтому, чтобы такой инцидент не случился впредь, княжескому грабежу княгиня придает форму закона. Куда бы ни пришла Ольга со своею дружиною, она начинает устанавливать размеры («уроки») и места («погосты») сбора дани, причем мудрая княгиня назначает размер дани согласно возможностям древлян. Проходит немного времени, и места сбора дани превращаются в города. С того времени во главе древлян всегда были наместники: родственники киевских князей.
Таким образом, Ольга проводит первую на Руси финансовую и налоговую реформы.
Когда и кто склонил язычницу Ольгу к христианству? Это так же до сих пор остается для нас загадкой. Но произошло это после рождения ребенка, однако двигала ею не только вера, но и мудрость.
Княгиня верила, что их встреча в будущей жизни возможна. Воссоединиться с мужем она могла, только приняв новую веру, ту, в которой влюбленные расставшись на земле, вновь обретали друг друга на небесах. Ольга больше не желала быть «княгиней волчицей», насладившись сполна местью, она решила отречься от кровавого языческого прошлого.
Так же, было ясно, что чтобы по-настоящему войти в семью европейских держав, можно только в ранге хрестьянской державы. Теперь Ольга должна стать той, кто понесет новую веру русским людям. Она должна стать апостолом Христа, но как ей это удалось? Как убедить язычников отказаться от привычного образа жизни, от веры в Волхов и деревянных идолов?
Иностранцы, они по-прежнему видят в ней правительницу варварской страны, и Ольга решает, она демонстративно примет Крещение в Византии, ведь Византия в то время – самая могущественное и богатое государство. Символ силы и веры.
Никаких достойных. политических, культурных контактах между Русью и Византией не было. Да, были торговые контакты, были военные столкновения, однако именно вровень Русь с Византией не общалась. Поэтому крещение Ольги – важный внешнеполитический шаг.
Осенью 955 года в морскую гавань Константинополя вошла русская ладья, с киевской княгиней на борту. Но Ольга почему-то не сходит на берег, она отправляет к императору Константину посольство, с просьбой личной аудиенции. Ольга хочет, чтобы он сам стал ее крестным отцом. Император отказывает. Ведь что для него правительница варварской страны?
В храме Святой Софии княгиня приняла крещение. Ольга уже не сомневалась, что ее ждет новая жизнь. «Княгиня волчица» стала смиренной и кроткой христианкой. Отныне ее глаза были обращены к небу, туда, где ее ждал любимый муж.
По легенде император Константин, предложил княгине выйти за него замуж, разбитые князем Игорем византийцы, платили дань русским князьям, и установление родственных связей было бы удачным политическим ходом для Константинополя. Но приняв святое крещение, княгиня Ольга сказала императору: «Вы теперь, вроде как, мой крестный отец, как же я, за отца то замуж выйду? Не хорошо». Константин оценил мудрость Ольги, он лестно отзывается о ней в своем произведении «О церемониях Византийского двора» - ценном литературном памятнике.
Она стала первой российской правительницей христианкой. Это подняло Русь на новый этап международных отношений.
Вернувшись в Киев, она привезла на Русь первые иконы и служебные книги. По ее указу в городах уничтожаются языческие идолы и возводятся первые каменные храмы, но она не притесняла язычников, и не насаждала свою веру насильно, она уповала на волю Божью и не торопила принятие христианства на Руси.
Принятие христианства, приблизило Ольгу к погибшему мужу, но любимый сын наотрез отказывался присоединиться к матери. Княгиня не смогла вырастить из сына христьянина, Святослав был убежденным язычником. Он не собирался оставлять языческие обычаи, почитать идолов, приносить им кровавые жертвы, иметь нескольких жен. Ольга готова была терпеть от сына любые страдания, став христианкой, она принимала их со смирением.
Взяв за основу уклад Византийского государства, Ольга произвела, небывалые по тем временам, государственные реформы. Установила четкие размеры податей, периодичность их уплаты. Таким образом она ушла от политики внезапных набегов, которые практиковал князь Игорь. Ольга ездила с дипломатическими миссиями в Византию, избегая боевых действий. На пересечении торговых путей, Ольга создала центры торговли и обмена, назвав их погостами. Это был период расцвета Киевской Руси. Только Византия могла соперничать с ней по уровню развития.
Тем временем, разногласия между матерью и сыном, сеяли смуту. Святослав сжигал храмы, преследовал и убивал христиан, с киевской земли изгонялись миссионеры, приехавшие на Русь по приглашению Ольги. Однако княгиня, несмотря ни на что продолжала молиться за сына и надеяться на лучшее.
Так долго продолжаться не могло, по приказу Святослава, был убит племянник Ольги, князь Глеб, то что в слепой ненависти ко всему христианству, ее собственный сын, не пожалел даже двоюродного брата, стало для нее страшным потрясением.
Бремя власти уже тяготило немолодую княгиню, и Ольга передала власть сыну Святославу.
Он был храбрым воином и умелым полководцем. Всеми силами пытался сделать свою родину сильной и могущественной. Ольге оставалось лишь благословить сына и помогать ему молитвой.
Часто оставляя Киев, Святослав занимался набегами и расширением своих набегов. Ольга просила его не уезжать, не оставлять ее и Киев. Она говорила: «Видишь, я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь.» Но Святослав был своевольным, как и отец – князь Игорь. Стареющей княгине, пришлось руководить защитой Киева от страшного набега печенегов в 968 году, в отсутствии князя Святослава.
Ольга просила сына лишь об одном, похоронить ее по-христиански. Услышав, что мать готовится к смерти, Святослав не смог сдержать слез, он упал на колени и был согласен на любую просьбу. Лишь новую веру он принять так и не смог. Святослав так и не взял крест, из слабеющих рук матери. Зато князя очень заинтересовало красивое кольцо с самоцветом, он помнил, что мать с ним никогда не расставалась. Теперь перстень стал принадлежать ему. Но от чего же камень полыхает красным?
В теле Ольги медленно догорала душа, княгиня впала в предсмертное забытье.
Предположительно в 969 году, Ольги не стало, она умирала беспокойно, в страхе за сына, ведь ему предстояло погибнуть нераскаявшимся язычником. Во время смерти при ней находился христианский священник, хоронили ее по христианскому обряду.
Список литературы:
http://flibusta.net/b/293038 Русские святые (дата обращения: 20.12.17)
http://www.liveinternet.ru/users/oksgurbanova/rubric/4531566/. Русь. Записи в рубрике Русь. (дата обращения: 20.12.17)
http//:istoria-rossii.ocherki/olga.htmt. Исторический портал (дата обращения: 19.12.17)
http//:ngo.pskov.ru/iswc/docs/ov.doc. История и культура Псковского края (дата обращения: 19.12.17)
Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Юрайт, 2012. - 712 c.
Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просвещение, 2013. - 543 c.
Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014. - 661 c.
Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. СПб., 1999. С.227.
sibac.info
Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси. Великие люди, изменившие мир
Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси
Легендами овеян образ княгини киевской Ольги, но ее деятельность действительно оставила заметный след в восточнославянской истории X века. Древние летописцы, несомненно, симпатизировали княгине – жене Игоря и регенту в пору несовершеннолетия их сына Святослава. Они часто описывали ее как красивую, энергичную, хитрую и прежде всего – мудрую правительницу, подчеркивали ее «мужской ум». Хвалы, которые щедро возносили Ольге монахи-летописцы, отчасти можно объяснить тем, что это именно она проложила путь христианству на земли Киевской Руси. Но даже без этого аспекта своей деятельности Ольга осталась бы в мировой истории выдающейся правительницей.
Летописи не указывают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века, то есть приблизительно к 890 году.
Согласно «Повести временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается ее именем, имеющим соответствие с древнескандинавским – Хельга. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика, Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости ее более других чтил».
Знатного рода была Ольга или простого, но первая встреча ее с Игорем состоялась рядом с селом Выбуты, вверх по реке Великой. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Времена были простые, и князь, возжелав приглянувшуюся девушку, не ожидал отказа, а может, ждал, что его даже поблагодарят за оказанную честь. Но Ольга была не такова. Уразумев помыслы Игоря, начавшего приставать к ней, она дала достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных. Сейчас бы сказали – «заговорила зубы». Игорь усовестился, но не затаил обиды, напротив, – разумная и полная достоинства девушка крепко запала ему в душу. Он расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда же пришло время выбирать невесту и в Киев собрали самых красивых девушек княжества, ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
Князь Игорь часто ходил в походы: покорил древлян, уличей, другие восточнославянские племена, отделившиеся от Киева в начале его княжения, заключил мирное соглашение с печенегами, которые появились тогда в южнорусских степях. А в крепких ручках молодой жены оказалось все княжеское хозяйство. Палаты княгини на берегу Днепра прозвали Ольгиным городком, и потихоньку сюда из киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни Древней Руси. Муж большую часть времени проводил в походах, а Ольга досконально разбиралась в политических интригах, принимала послов, крепко держала в кулаке всех недовольных и даже военных мужей. Игорь был совсем не против. Так они и жили счастливо, разделив «сферы ответственности»: война – дело мужнино, а внутренней жизнью княжества ведала Ольга.
В 943 году Игорь собрал новое войско из варягов, руси, славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупрежденный заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман передал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворенный данью, повернул назад. В следующем году Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава.
Вскоре после того, как был заключен мир с Византией, осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, участвовавшего в византийских походах. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счет. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, а на пути домой принял неожиданное решение: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»». Восставшие древляне убили Игоря и двинулись на Киев. Боясь мести за убийство киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом.
Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в ее пользу. Летописец подробно описывает месть Ольги за смерть мужа.
1-я месть
Сватов, 20 древлян, что прибыли на ладье, киевляне отнесли вместе с судном и бросили в глубокую яму во дворе близ терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьей. «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их…»
2-я месть
Ольга попросила прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
Сватовство князя Мала к Ольге, по мнению исследователей, отражало пережитки матриархата, архаизм во взглядах древлян. Действия Ольги – захоронение сватов в лодке, приказ вытопить баню для послов – приметы погребального обряда глубокой древности и связаны с кровной местью за убитого мужа.
3-я месть
Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Напоив допьяна во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.
4-я месть
В следующем году княгиня собрала войско, взяла с собой малолетнего сына Святослава, воеводу Свенельда и двинулась в древлянскую землю, чтобы окончательно «примучить», то есть покорить древлян и обложить их тяжелой данью. Битва была выиграна, но враги бежали и заперлись в городе. Осада длилась целый год, пока Ольга не предложила древлянам откупиться малой данью – от двора по три голубя и по три воробья. Каждой из птиц Ольга велела привязать трут с огнем и почти в сумерках отпустить на волю. Птицы полетели в свои гнезда, и Искоростень вспыхнул со всех сторон одновременно. Люди пытались выбраться из города, но воины Ольги ловили их… Так Ольга взяла город хитростью, старейшин его сожгла, а остальных жителей заставила платить тяжелую дань. Две трети ее получил Киев, а треть – Вышгород, который был Ольгиным городом.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава (хотя и после этого она оставалась фактическим правителем, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах). Показав сразу, что сила на ее стороне, вместе с тем Ольга понимала, что необходимо изменить произвольный и беспорядочный способ сбора дани, который привел к смерти Игоря.
Она ввела первые в Киевской Руси «реформы», четко разделив земли на «тиуны», с которых через определенные промежутки времени должно было собираться некоторое количество дани. Княгиня одновременно следила за тем, чтобы подчиненные не лишались средств к существованию и, следовательно, могли платить дань. Закрепив за княжеской казной исключительные права на богатые пушным зверем земли, она таким образом обеспечила себя постоянным доходом. Чтобы лучше знать свои необозримые владения, Ольга часто путешествовала. Она установила систему «погостов» – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей.
Также княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси – первыми каменными зданиями Киева стали городской дворец и загородный терем Ольги. Со вниманием относилась она и к благоустройству подвластных Киеву земель – новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и прочих.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима – как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обижающий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость».
Княгиня определила не только внутренние, областные, но и внешние границы государства. При ее правлении были организованы воспетые в былинах богатырские заставы. Чужеземцы называли Русь «Гардарики», то есть «страной городов», скандинавы и германцы охотно шли служить в русское войско. Именно при Ольге Русь стала настоящей державой.
Сосредоточенная на правлении Ольга вела воздержанную и целомудренную жизнь, во второй раз замуж не вышла. Делиться властью она не хотела, а сердца ее никто так и не затронул. Она пребывала во вдовстве, берегла княжескую власть до взросления своего сына. Когда же последний возмужал, она передала ему дела, а сама, отдалившись от светских хлопот, сосредоточилась на духовном. Языческие боги не могли дать Ольгиной душе нужного, зато заповеди Христовы очищали сердце, давали успокоение. Эта женщина столько лет была жесткой и даже жестокой, что нуждалась в милосердии и прощении.
Однако и в вопросах веры Ольга в первую очередь была княгиней. И веру свою считала делом не только личным, но и, так сказать, внешнеполитическим. Поэтому, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», потому что оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», – повествует Житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает окончательное решение стать христианкой.
Таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был император Константин Багрянородный. Говорят, русская княгиня восхитила императора своим умом и красотой, и тот предложил ей «руку и сердце». Согласно летописи, Ольга укоряла императора: как, мол, можно думать о браке до крещения, а вот после крещения – посмотрим. И просила императора быть ее восприемником – крестным отцом. Когда же после крещения император возвратился к своему брачному предложению, Ольга напомнила ему, что брака между «кумовьями» быть не может. И восхищенный ее умом и находчивостью император отступился.
В описании этого эпизода есть историческая основа, но наверняка есть и вымысел. На троне Византийской империи тогда действительно находился Константин Порфирогенет («Багрянородный»). Это был человек более чем незаурядного ума, прожженный политик и удачливый государь. Вряд ли бы он настолько эмоционально решал матримониальные вопросы, от которых зависела расстановка сил в международной политике. И это еще не учитывая того обстоятельства, что княгине на тот момент было никак не меньше 50 лет. Но «брачное предложение», скорее всего, действительно было. И цель его, вероятно, была в духе знаменитого византийского коварства, а не простодушного восхищения «варваркой» – княгиней далекой и дикой Руси в восприятии утонченного византийца.
Это был способ проверить намерения княгини: если бы она отказалась, то нанесла бы оскорбление императору, а если бы согласилась, то ее скорее всего обвинили бы в корыстолюбии и высмеяли: мол, не по чину императору Византийскому с варяжской княгиней венчаться.
Но Ольга была не только мудра, но и находчива. Благодаря своему ответу она сразу получила искомое – крещение в православную веру. Ее ответ – это ответ и политика, и христианки: «За честь породниться с великим Македонским (так называлась правившая тогда династия. – ред.) императорским домом благодарю. Давай, император, породнимся. Но родство наше будет не по плоти, а духовное. Будь моим восприемником, крестным отцом!»
Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска животворящего древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами – так началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого киевского князя-христианина, а многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В киевских и псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала она кресты, уничтожая языческих идолов.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, которое было ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова – славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые были недовольны действиями Ольги. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Да, обратить в веру посторонних людей оказалось куда легче, чем повлиять на собственного сына. Внешне он был почтителен, выслушивал рассказы о великолепии Царьграда, о мудрости и праведности патриарха, но подобные «бабские» вещи его мало интересовали.
Святослав был в первую очередь воином, достойным последователем Перуна. Собственная дружина его не поняла бы, решись он проповедовать врагам учение Христа вместо доброй сечи. Поэтому уклонялся Святослав и от брака с византийской царевной, не хотел с христианами связываться.
В «Повести временных лет» так говорится об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, не издевался над ним… Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!»
Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Среди торжества язычества ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать вспышки антихристианских настроений. Мать и сын любили друг друга – она по-прежнему была опорой Святослава в делах государственных.
Князь же расширял границы Руси и усиливал ее влияние в мире: разгромил Хазарский каганат, сокрушил Волжскую Болгарию, взял 80 городов по Дунаю. В своих мечтах он видел великую державу – от Дуная до Волги. Ольга переживала за сына: ну как ему объяснить, что считаться с великой империей ромеев необходимо, что будущее за единой верой, за христианством!
В последние годы жизни Ольга нашла утешение и радость в воспитании внуков, особенно любимого Владимира, которого обратила в христианство. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня с внуками, среди которых был и Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины.
11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди». Святослав оставался у постели умирающей и похоронил ее по христианскому обычаю, как она и просила.
Дело великой княгини не пропало даром – любимый внук завершил его, крестив Русь. Он же перенес ее мощи в Десятинную церковь в Киеве. Рассказывают, что над гробницей святой Ольги было окно. Те, кто приходил с верой в сердце, видели в оконце ее мощи, а некоторым даже виделось сияние над ними, ну а маловерующие могли разглядеть только закрытый гроб.
Канонизировали Ольгу в 1547 году на соборе, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Христианское имя святой Ольги – Елена (в переводе с древнегреческого – «факел»), оно хорошо отражает жар ее духа. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Хельги, что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, оно все же предполагает в человеке особый духовный настрой, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ назвал Олега Вещим, а Ольгу – Мудрой.
Святая Ольга – женщина, сочетавшая мудрость и огонь, который не угас во всей тысячелетней истории христианской Руси. Ее помнят до сих пор и будут славить еще века.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Ольга | Моя история России
Ольга (?-969), княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 г. приняла христианство. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
Ольга (христианское имя - Елена) (ок. 920-969) - великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945-969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей. По преданию, происходила из древнего славянского рода, родилась недалеко от Пскова в селе Выбуты (Выбуцы) в верховьях реки Великой. После убийства древлянами мужа в 945 г. уничтожила два свадебных посольства к ней древлянского князя Мала ("повелела Ольга отрокам своим засыпать живыми вместе с ладьей, и отроки исполнили повеление княгини"). В 946 г. по тому же языческому обычаю еще раз жестоко отомстила древлянам: сожгла их город Коростень (Искоростень), предала смерти более 5 тысяч его жителей, уничтожила почти поголовно древлянскую знать; при разгроме города погиб и сам князь Мал. В ходе своего неограниченного правления (сын Святослав был в постоянных походах) регулярно совершала объезды подвластных Киеву земель, - новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других. В 945 г. осуществила первую в русской истории финансово-административную реформу: если ее муж Игорь собирал дань с подвластых земель, когда ему вздумается и сколько вздумается («всхыщая и грабяху»), то она установила точный размер взимаемой в пользу Киева размеры дани («полюдья») - «уроки» (или «оброки»), периодичность сбора («уставы») и места, куда следовало привозить «полюдье» («погосты»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории. Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией. В 954 г. с целью их укрепления совершила первую поездку в Царьград (Константинополь). В 955 г. - вторую - когда торжественно явилась в столицу Византии с большой свитой. Цели поездки русской княгини были не совсем ясны, а потому обросли легендой. Согласно одним данным, сам византийский император Константин Багрянородный был заинтересован в союзе с Русью и просил у нее «воев» (воинов) «в помощь». Согласно иным данным, княгиня Ольга желала женить своего сына Святослава на одной из дочерей императора. В летописи попала легенда о том, что сам Константин Багрянородный сватался к этой немолодой уже русской вдове. Однако Ольга отвергла его, сославшись вначале на то, что она язычница. Когда же император вызвался сам крестить ее и быть ее восприемником от купели (что и изображено в поздних летописных миниатюрах), Ольга якобы проявила завидное знание христианского канона, воспрещавшего жениться на восприемницах. Возможно, легенда сохранила в искаженной форме историю неудачного сватовства сына Ольги Святослава к одной из дочерей императора. Так или иначе, но Ольга в это свою вторую поездку в Византию стала первой русской княгиней-христианкой. Император Константин Багрянородный, давший ей христианское имя Елена в честь своей матери, выразил тем самым особое почтение к восприемнице. Возвратившись в Киев, Ольга воздвигла несколько деревянных храмов с целью распространения христианства в киевских и псковских землях. Но попытка заставить принять христианство сына Святослава окончилась его отказом. Сын к этому времени стал уже взрослым и, как сообщает летописец, полюбил ратное дело. В то время как Святослав много времени проводил в походах, Ольга по сути дела продолжала заниматься всеми делами внутреннего управления страной. Обменивалась посольствами с германским императором Оттоном I, однако христианского миссионера-католика выслала из Русских земель, поскольку, как она считала, он «был умом прост и просторек». В 968 г. вызвала из военного похода сына Святослава, находившегося в тот момент у днепровских порогов, для зашиты от осадивших Киев печенегов. Умерла не ранее июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, повелела сыну перед смертью не совершать над ее могилой языческой тризны. Внук Ольги Владимир Святославич распорядился перенести ее мощи перенесены в Десятинный храм Успения в Киеве. В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнюю историю существования языческой Древней Руси, оформившейся в последнюю треть X в. в государство Русь. Литература: Повесть временных лет. Т. 1-2. М.-Л., 1950; Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949; Пушкарева Н. Л. Женщина Древней Руси. М., 1989; Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982; Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси: IX - первая половина X в. М., 1980. Наталья Пушкарева Энциклопедия «Кругосвет» Ольга святая (в крещении Елена) - русская княгиня, жена Игоря. Впервые упоминается в летописи под 903 г., как жена, которую он привел из "Плескова". По смерти мужа Ольга берет в свои руки бразды правления и проявляет энергичную деятельность по усмирению "примученных" племен. Прежде всего она жестоко мстит древлянам за смерть своего мужа, потом объезжает все киевские владения, восстановляя повсюду порядок - "уставляя уставы и уроки". "И устави по Мсте погосты и дань, и ловища ея суть по всей земли, и знамение и места по всей земли, и погосты, а санки ее стоят во Пскове и до сего дни; по Днепру перевесища и села, и по Десне есть село ее и доселе" - говорит о деятельности Ольги летописец. Утвердив свою власть и добившись внутреннего спокойствия, Ольга переходит к вопросам внешней политики. Приобщение к европейской культуре, путем принятия христианства, грозило потерею самостоятельности, вовлечением путем церковного подчинения Византии в политическую зависимость от нее. Ольга делает попытку договориться с греками без ущерба для своего отечества; она едет в Константинополь в 955 г. (об этой поездке, кроме наших летописей, говорит и византийский историк Кедрин), получает желаемые обещания и крестится. Обещания не были выполнены; Ольга во второй раз посещает византийскую столицу (подробные сведения об этом посещении сообщает Константин Порфирородный), но терпит полную неудачу. Наша летопись делает намек на эти переговоры, излагая совершенно неправдоподобную легенду об уловке, с помощью которой Ольге удалось избежать сватовства императора, и маскируя тем самым попытку Ольги, путем брака своего сына с византийской княжной, закрепить равноправие договаривающихся сторон. Не успев здесь, Ольга обращается на запад. Западные летописцы упоминают под 959 г. о прибытии послов к императору Оттону от "Елены королевы Ругов", и о посылке к "Ругам" епископа. Самостоятельной иерархии и здесь не удалось получить. Под влиянием всех этих неудач Ольга устраняется от правления, и представитель языческой партии, сын ее Святослав , становится у власти. Тепло отзывается летописец о последних годах жизни Ольги: она кротка, богобоязненна и тихо умирает, завещая похоронить ее по христианскому обряду, без обычной тризны. Многие черты летописной Ольги сближают ее с Олегом; легенды, окружающие оба эти имени, имеют общий источник в народном эпосе. Христианская Русь помнила о трудах киевской княгини по насаждению христианства на Руси, легенда увенчала ее ореолом святости, а церковь, несмотря на противодействие Византии, причислила ее к лику святых. Память ее празднуется 11 июля. http://rulex.ru/01150113.htm