Одежда древнего египта. История моды Древнего Египта. Египетский стиль одежды
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Интернет-журнал о моде, стиле и красоте. Одежда древнего египта


Одежда Древнего Египта | Железный век

Мужская и женская одежда Древнего Египта периода Древнего и Среднего царства

Древние Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды. Отсюда вытекает и главная особенность одежды древнего Египта.

Дело в том, что египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Хотя и здесь действовали точные законы.

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции “фартука” (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, “положенная” сильным мира сего — королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами.

В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен. В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье “сшито по мерке” из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий “футляр” (позднее эта одежда стала называться (каласирис — kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными).

Обычная, повседневная одежда жителей Древнего Египта.

Обычная, повседневная одежда жителей Древнего Египта. Разнообразие женских нарядов (вернее способов носки наряда), естественно, было значительно большим, чем мужских

Одежда разделилась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), натурализм сдержан и в первый момент ускользает от внимания.

Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь — такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь.

Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогиями кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершающем этапе предшествующего развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией не сохранившейся предшествующей “моды неолита”?

Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду.

Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы.

Образ знатной женщины Древнего Египта - наряд очень простой по крою, из тонкой, полупрозрачной ткани, облегающий фигуру

Образ знатной женщины Древнего Египта — наряд очень простой по крою, из тонкой, полупрозрачной ткани, облегающий фигуру

Мужская и женская одежда Древнего Египта периода Нового царства

В период Нового царства Египта мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве.

Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава.

В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.

Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

ageiron.ru

История моды Древнего Египта. Египетский стиль одежды

История египетской моды тесно связана с религией и культурными ценностями одной из древнейших цивилизаций мира — Древнего Египта! image

На протяжении тысячелетий египтяне следовали традиционному стилю — внешний вид одежды практически не изменялся, а наряды сохраняли точный крой и изящную декоративную отделку.imageИ сегодня современных модных критиков поражает совершенство и простота египетских нарядов.

Во всей одежде египтян прослеживаются прямые линии и геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник и трапеция.

Одежда древних египтян продумана до мелочей — в ней отсутствуют лишние детали, а наряды поражают своей красотой и практичностью!imageimageОсобое внимание египтяне уделяли материалам, украшениям и декоративной отделке одежды, которая символизировала к какому классу относится их владелец - по внешнему виду легко определялась принадлежность к элите или к низшим слоям населения.http://s017.radikal.ru/i411/1112/fd/50147de2d07f.jpgГоловные уборы, обувь и одежду желтого, голубого и коричневого цвета разрешалось носить только аристократам.

Лен — основной материал, который использовался для изготовления новой одежды.

Хорошие климатические условия позволяли выращивать лен в течение всего года и мастерство ткачей достигло абсолютного совершенства: роскошные полотна Древнего Египта стали известны во всем мире, а тонкий египетский лен стал главным конкурентом восточного шелка!

Мужское население Нила предпочитало носить треугольные набедренные повязки «схенти» со складками и цветные пояса.

Белоснежные схенти из ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом, украшались различными этническими узорами.

Идеалом женской красоты в Египте была высокая и худощавая египтянка с тонкой талией и широкими плечами.imageЯркие эталоны женственности - царицы долины Нила - Нефертити и Клеопатра, которые обладали смуглой кожей, правильными чертами лица и миндалевидным разрезом глаз.image

imageimageЖенские наряды «каласирис» Древнего Египта создавались из тонкого полотна и были точно сшиты по фигуре, облегая женское тело, как футляр.imageimageimage
Со временем древнеегипетские умельцы начали изготавливать каласирисы из тонкой овечьей шерсти.

Наряд египтянки из высшего сословия состоял из юбки и жилета, которые зрительно вытягивали фигуру.

Узкая юбка длиной до половины икры заставляла египтянок делать маленькие семенящие шажки и их походка на протяжении тысячелетий всегда оставалась удивительно женственной и грациозной.

В каласирисе знатных дам присутствовала вышивка и плиссировка, а жилет с бретельками, завязанный на плечах, демонстрировал окружающим их обнаженную грудь.

Простые египетские труженицы облачались в закрытые длинные рубашки на бретельках, которые начинались под линией груди.

Египетская мода тех лет основывалась на ярких контрастных украшениях и однотонной ткани - белоснежная одежда египтян дополнялась массивными украшениями синего или зеленого цвета!

Макияж египтян строго соответствовал древним традициям - вне зависимости от пола все жители подводили глаза, брови и губы.imageimage

imageЕгипетские аристократы одни из первых начали носить парики из растительных волокон и овечьей шерсти, а так же накладные бороды.

Длина париков зависела от социального сословия человека: чем длиннее парик владельца, тем выше его социальное происхождениеimageimageСпустя некоторое время, в период Нового царства, в Египте появляются новые элементы одежды и ювелирные украшения.

Каласирис начинают носить и мужчины, которые добавляют к этому женскому костюму-футляру легкий плащ, завязывающийся на груди, а так же тростниковые сандалии.image

image(сандали фараона)В моду входят различные головные уборы: нарядные платки и повязки поверх париков, а так же светлые шапочки из полотна.imageimageИз драгоценных камней египтяне начинают создавать первые ювелирные шедевры и украшают драгоценностями свои роскошные наряды.

Украшения египтян тех времен и в наше время продолжают восхищать даже самых привередливых современных ювелиров.

Браслеты на плечах, руках и ногах, диадемы, кольца - египтяне максимально украшают свои наряды, подчеркивая свои высокие социальные статусы.imageimageimageimageimageПод влиянием восточных торговцев, и с появлением струящихся прозрачных тканей, в Египте возникает новая модная тенденция и в быту египтян появляются первые многослойные наряды.

С помощью новой техники кроя и декоративной отделки, наряды жителей Нила видоизменяются: появляются фасоны со складками и драпировками, а египтяне начинают носить несколько слоев одежды.imageimageimageЕгиптяне становятся основоположниками стиля унисекс: исчезает разделение на мужские и женские наряды, и появляется «сусх» - новый вид одежды, универсальный для всех прародителей пирамид.

Сусх представляет собой комбинацию из укороченного калазириса и схенти, который стали обертывать поверх верхней одежды. image

Египетские модники предпочитают одежду с яркой декоративной отделкой и фасоны с завышенной талией, а сливки египетского общества носят многослойные наряды: тонкий калазирис с плиссированным схенти из плотной ткани, сверху которого добавляется еще один слой прозрачного материала.

С изобретением новых способов окраски тканей, гардероб египтян становится более ярким и в египетской моде появляются шафрановый, голубой и красный цвета!

К ярким нарядам портные добавляют контрастные бретели и украшают одежду «чешуйчатым» принтом, имитирующим окраску рыб и рептилий!

В холодные сезоны придворные египтянки носят палантины из плотной или прозрачной ткани, которую драпируют на груди, а так же укутываются в просторные покрывала, которые драпируются на бедрах.image(палантин в наше время)

Костюмы женщин низких сословий продолжают оставаться практически неизменными: льняной или хлопковый калазирис с рукавами или на бретелях.imageimageМужская одежда египетских земледельцев состоит только из набедренной повязки и широкого пояса.

Эти скромные наряды египтяне дополняют самодельными украшениями из камня и бронзы.

Традиционная одежда современных египтян состоит из длинной рубашки простого кроя, которая дополняется широкими штанами и поясом-кушаком.

Поверх рубашки одевается жилетка или кафтан, а голову украшает платок, завязанный в виде чалмы.

Египтянки носят платья-рубашки с кафтанами прямоугольного кроя и объемные платки на голове.

После раскопок гробниц в двадцатых годах прошлого века, египетский стиль одежды вновь вернулся в мир современной моды!

Наряды с египетским принтом в виде иероглифов, пирамид и этнических узоров с каждым годом становятся все популярнее!imageimageСовременная одежда в египетском стиле - длинные туники с металлическими пластинами и нагрудниками, головные уборы фараонов и другие элементы одежды простого кроя, расшитые сложными вышивками.imageСамые роскошные образцы «высокой» моды, которые создают известные европейские дизайнеры и Дома Моды, украшаются золотом, яркими лазурными украшениями или декорируются кристаллами Swarowski.imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

boshsoz.com

Костюм древнего Египта

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

На протяжении веков люди проявляли большой интерес к культуре и искусству древнейшего государства мира — Египта. Историю Древнего Египта делят на четыре периода: Древнее царство (3000 — 2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400 — 17 10 гг. до н. э.), Новое царство (1580—1090 гг. до н. э.) и Поздний период (1090 — 332 гг. до н. э.).

Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и различные ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Классовое общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян, и рабов.

По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Религия и ее служители — жрецы освящали это право фараона, а вместе с ним — социальное неравенство, деспотизм, культ почитания. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи)и т. д., глубоко пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы всегда заключали символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

ЭСТЕТИЧЕСКИМ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Рельефы, фрески, скульптура Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и формах его одежды.

Сквозь схематизм и условность изображения статуи Ранэфера (Древнее царство) явственно проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Еще большее сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» известного ученого-египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато- бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

ТКАНИ, ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ

Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступает натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, отчетливо видно его тело.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной и богато украшенной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, вышивкой.

Орнаментация ткани носила в основном геометрический характер. Узоры располагались по всей плоскости ткани или в виде отделочной каймы.

Ткань окрашивали разнообразными растительными красителями в красный, голубой, зеленый цвета.

Позднее появляются желтый, коричневый и бирюзовый цвета различных оттенков. Кроме льна, для изготовления одежды применялись хлопок, кожа, мех (в одежде обрядового назначения).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера (рис. 1) украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян.

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями (рис. 2). Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.

Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.

Мужской костюм состоит из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой (рис. 3).

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.

При изготовлении одежды в этот период уже использовали манекен, о чем говорят раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского калазириса. Это накладная узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Сверху надевается одна или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало (рис. 4). Плиссировки придавали костюму четкие ритмичные формы.

Особенно часто и в мужском, и в женском костюме ткань драпируется на бедрах и ниспадает спереди тяжелыми плиссированными складками.

Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо. Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется.

УКРАШЕНИЯ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ. ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИКИ В КОСТЮМЕ

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями (рис. 5). Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск (рис. 6). В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани (рис. 7).

 Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника . На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой (рис. 8).

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

www.thingshistory.com

Одежда древнего Египта

Как и большинство культур, древние египтяне использовали платье, чтобы показать социальный класс владельца. В то время как большинство не-церемониальные одежды были просты, качество ткани и ювелирные изделия носили с ними, чтопродемонстрировать высокий социальный статус человека.

Древнеегипетская мужская одежда

Древняя египетская одежда была предназначена для ношения во влажном (согласно исторических справок) теплом климате Египта, поэтому она служила скорей всего не средством для согревания,

Раннее египетское искусство изображает мужчин, одетых в шкуры льва и леопарда, закрепленных на плечах. Она являлась своеобразным символом и служила для защиты. Древние египтяне верили, что свирепость животного должна передаться человеку. Позже только высшие слои египетского общества могли позволить себе такую одежду.

Остальная часть мужского населения носила короткие накидки на поясе, плечи и живот были открыты. Также они одевали туники, рубашки и корсеты с декоративными элементами на груди, служившими защитой при нападениях.

Древняя египетская одежда была часто из простых материалов белого цвета, хотя владельцы старались изо всех сил держать ее в чистоте.

Мужчины с низким статусом и рабы носили набедренные повязки или завернутые юбки, которые называли шентс или скентс. Пехотинцы носили короткие юбки, корсетные изделия. Эти юбки часто были плиссированные, такая ткань, по-видимому, изготавливалась на рифленой доске, чтобы создать складки, потом крахмалилась.

Длина и стиль юбки могли многое рассказать о их хозяине и о том периоде, когда жил человек. Во времена Раннего царства мужские юбки были длиной до колен или короче и плотно прилегали к бедрам. Удлиненныеюбки были характерны для периода Среднего царства. Двухслойные и плиссированные элементы одежды также встречаются в этот период. Большое количество юбок стало включать треугольное декоративное панно.

Фреска из египетской Книги Мертвых. На ней изображено, как жрец, одетый в шкуру леопарда, проводит обряды при похоронной процессии, в о время как жена, в узорной церемониальной одежде, скорбит рядом с мумией мужа.

Одежда в Египте периода Нового царства

С наступлением эпохи Нового царства, в обществе появилось несколько новых типов платьев, которые отличались от прошлых из-за тесного контакта с Ближним Востоком.

Каласирис, длинная туника с бахромой была описана Геродотом (Персидские войны, Книга II, глава 81). Мужчины сначала носили набедренные повязки по отвесные юбки, а также драпированные льняные одежды, тоже часто плиссированные.

Религиозные служащие, жрецы, тоже одевались в белое. Они брили головы и носили настоящую или искусственную кожу леопарда на плечах. Все культовые изображения были изображены в традиционной египетской одежде, но украшены головными уборами и символами.

Древняя египетская женская одежда

Египетские танцовщицыЕгипетские танцовщицы

Женщины музыканты и танцоры из древнего Египта. Носили бедную одежду, подчеркивающую их состояние.

Наиболее распространенным видом одежды для древних египетских женщин было трубчатое платье, плотно прилегающее к телу, которое держалось на одном из двух ремнях. Это платье появляется во все периоды древнеегипетской истории, и иногда покрывается узорчатыми украшениями. До сих пор ученым так и не удалось узнать, как добывалась краска для придания цвета одежде, как изготавливались кожаные аппликации, бусы.

Египетские женщины низшего класса и рабыни часто ходили обнаженные или носили короткие юбки и небольшую полоску ткани для закрытия наготы. Некоторые носили каласирис – тунику.

В древней египетской одежде, скромность не была серьезной проблемой для любого пола. Женская грудь иногда была открыта. Даже богатые женщины носили слишком открытую одежду по сегодняшним мерам. На многих картинах существования древней цивилизации были нарисованы женские тела, покрытые прозрачной тканью.

Египетские женщины прежде всего украшали себя ювелирными украшениями, косметикой и сложными головными уборами. Богатые женщины избавлялись от лишних волос на теле и использовали мед как эпилятор.

Ткани и фасоны одежды Древнего Египта

Женщины Древнего ЕгиптаЖенщины Древнего Египта

Эпизод из из гробницы Неференпет. Судя по их парикам и украшениям, эти женщины имели высокий статус.

Согласно труда Геродота, египтяне, согласно государственному закону, могли носить только льняные одежды и обувь «из растения папирус» (Персидские войны, Книга II, глава 37). Их религия запрещала им одевать шерстяные вещи в своих храмах или быть похороненым с ними (Персидские войны, книга II, глава 81). Эти одежды были, по большей части, представляли собой простое белое белье, хотя некоторые женские платья были украшены.

Сандалии и босые ноги были единственной обувью, которую носили в Древнем Египте. Сандалии были похожи на те, что еще называют ремни, где ремень идет поверх стопы, прикрепленной к веревке, которая идет между большим и вторым пальцами вниз в подошве. Увидеть сандалии фараона Тутанхамона можно в Египетской музее древностей в Каире.

Смешение строгости и украшений символизирует древнеегипетское искусство и дизайн в одежде. Древняя египетская цивилизация процветала, в частности, из-за его строгой иерархии и сильного религиозного кода. Они также адаптировали свои наряды под климат.

 Как выглядела одежда в Древнем Риме

Мужская одежда Древней Греции

drevniy-egipet.ru

История моды Древнего Египта египетский стиль одежды

История моды Древнего Египта. Египетский стиль одежды.*

История египетской моды тесно связана с религией и культурными ценностями одной из древнейших цивилизаций мира — Древнего Египта!

древний египет

На протяжении тысячелетий египтяне следовали традиционному стилю — внешний вид одежды практически не изменялся, а наряды сохраняли точный крой и изящную декоративную отделку.

мода египта

И сегодня современных модных критиков поражает совершенство и простота египетских нарядов.

Во всей одежде египтян прослеживаются прямые линии и геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник и трапеция.

Одежда древних египтян продумана до мелочей — в ней отсутствуют лишние детали, а наряды поражают своей красотой и практичностью!

египет 

Особое внимание египтяне уделяли материалам, украшениям и декоративной отделке одежды, которая символизировала к какому классу относится их владелец - по внешнему виду легко определялась принадлежность к элите или к низшим слоям населения.

египетский стиль одежды

 

Головные уборы, обувь и одежду желтого, голубого и коричневого цвета разрешалось носить только аристократам.

Лен — основной материал, который использовался для изготовления новой одежды.

Хорошие климатические условия позволяли выращивать лен в течение всего года и мастерство ткачей достигло абсолютного совершенства: роскошные полотна Древнего Египта стали известны во всем мире, а тонкий египетский лен стал главным конкурентом восточного шелка!

Мужское население Нила предпочитало носить треугольные набедренные повязки «схенти» со складками и цветные пояса.

Белоснежные схенти из ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом, украшались различными этническими узорами.

Идеалом женской красоты в Египте была высокая и худощавая египтянка с тонкой талией и широкими плечами.

египет

Яркие эталоны женственности - царицы долины Нила - Нефертити и Клеопатра, которые обладали смуглой кожей, правильными чертами лица и миндалевидным разрезом глаз.

египет

Женские наряды «каласирис» Древнего Египта создавались из тонкого полотна и были точно сшиты по фигуре, облегая женское тело, как футляр.

египет египет

Со временем древнеегипетские умельцы начали изготавливать каласирисы из тонкой овечьей шерсти.

Наряд египтянки из высшего сословия состоял из юбки и жилета, которые зрительно вытягивали фигуру.

Узкая юбка длиной до половины икры заставляла египтянок делать маленькие семенящие шажки и их походка на протяжении тысячелетий всегда оставалась удивительно женственной и грациозной.

В каласирисе знатных дам присутствовала вышивка и плиссировка, а жилет с бретельками, завязанный на плечах, демонстрировал окружающим их обнаженную грудь.

Простые египетские труженицы облачались в закрытые длинные рубашки на бретельках, которые начинались под линией груди.

Египетская мода тех лет основывалась на ярких контрастных украшениях и однотонной ткани - белоснежная одежда египтян дополнялась массивными украшениями синего или зеленого цвета!

Макияж египтян строго соответствовал древним традициям - вне зависимости от пола все жители подводили глаза, брови и губы.

египет

Египетские аристократы одни из первых начали носить парики из растительных волокон и овечьей шерсти, а так же накладные бороды.

Длина париков зависела от социального сословия человека: чем длиннее парик владельца, тем выше его социальное происхождение.

египетская мода

Спустя некоторое время, в период Нового царства, в Египте появляются новые элементы одежды и ювелирные украшения.

Каласирис начинают носить и мужчины, которые добавляют к этому женскому костюму-футляру легкий плащ, завязывающийся на груди, а так же тростниковые сандалии.

В моду входят различные головные уборы: нарядные платки и повязки поверх париков, а так же светлые шапочки из полотна.

Из драгоценных камней египтяне начинают создавать первые ювелирные шедевры и украшают драгоценностями свои роскошные наряды.

Украшения египтян тех времен и в наше время продолжают восхищать даже самых привередливых современных ювелиров.

Браслеты на плечах, руках и ногах, диадемы, кольца - египтяне максимально украшают свои наряды, подчеркивая свои высокие социальные статусы.

Под влиянием восточных торговцев, и с появлением струящихся прозрачных тканей, в Египте возникает новая модная тенденция и в быту египтян появляются первые многослойные наряды.

С помощью новой техники кроя и декоративной отделки, наряды жителей Нила видоизменяются: появляются фасоны со складками и драпировками, а египтяне начинают носить несколько слоев одежды.

древний египет

Египтяне становятся основоположниками стиля унисекс: исчезает разделение на мужские и женские наряды, и появляется «сусх» - новый вид одежды, универсальный для всех прародителей пирамид.

Сусх представляет собой комбинацию из укороченного калазириса и схенти, который стали обертывать поверх верхней одежды.

Египетские модники предпочитают одежду с яркой декоративной отделкой и фасоны с завышенной талией, а сливки египетского общества носят многослойные наряды: тонкий калазирис с плиссированным схенти из плотной ткани, сверху которого добавляется еще один слой прозрачного материала.

С изобретением новых способов окраски тканей, гардероб египтян становится более ярким и в египетской моде появляются шафрановый, голубой и красный цвета!

К ярким нарядам портные добавляют контрастные бретели и украшают одежду «чешуйчатым» принтом, имитирующим окраску рыб и рептилий!

В холодные сезоны придворные египтянки носят палантины из плотной или прозрачной ткани, которую драпируют на груди, а так же укутываются в просторные покрывала, которые драпируются на бедрах.

Костюмы женщин низких сословий продолжают оставаться практически неизменными: льняной или хлопковый калазирис с рукавами или на бретелях.

мода египтамода египта

Мужская одежда египетских земледельцев состоит только из набедренной повязки и широкого пояса.

Эти скромные наряды египтяне дополняют самодельными украшениями из камня и бронзы.

Традиционная одежда современных египтян состоит из длинной рубашки простого кроя, которая дополняется широкими штанами и поясом-кушаком.

Поверх рубашки одевается жилетка или кафтан, а голову украшает платок, завязанный в виде чалмы.

Египтянки носят платья-рубашки с кафтанами прямоугольного кроя и объемные платки на голове.

После раскопок гробниц в двадцатых годах прошлого века, египетский стиль одежды вновь вернулся в мир современной моды!

Наряды с египетским принтом в виде иероглифов, пирамид и этнических узоров с каждым годом становятся все популярнее!

египетский стильегипетский стиль

Современная одежда в египетском стиле - длинные туники с металлическими пластинами и нагрудниками, головные уборы фараонов и другие элементы одежды простого кроя, расшитые сложными вышивками.

египетский стиль

Самые роскошные образцы «высокой» моды, которые создают известные европейские дизайнеры и Дома Моды, украшаются золотом, яркими лазурными украшениями или декорируются кристаллами Swarowski.

египетский стиль

 

Алиса Лисичкина

© www.m-oda.ru, 2011.

Владелец сайта приветствует размещение этого материала на Вашем ресурсе или в средствах массовой информации при указании автора статьи и активной ссылки на интернет-журнал http://www.m-oda.ru/.

 

www.m-oda.ru

Мужская одежда Древнего Египта - Мужской костюм: время и вещи

Мужская одежда египтянОсновные черты мужской одежды  Древнего Египта в принципе  прослеживаются на протяжении всех трех периодов истории Древнего царства (3000-2400 гг. до н. э.), Среднего царства (2400-1710 гг. до н. э.), Нового царства (1580-1090 гг. до н. э.).  О типах одеяний разных слоев населения можно судить по фресковым живописям храмов и гробниц, по фигуркам из камня и терракоты. Прежде всего стоит сказать несколько слов о культуре развитого ткачества, которое  определило типы одеяний жителей страны на Ниле.

 

Египетские ткани из льна и хлопкаЕгипетское земледелие дало возможность жителям страны -- житницы античного мира -- получать легкие и прочные ткани из льна и хлопка. Выращивать эти культуры египтяне научились за много тысяч лет до  расцвета культур Греции и Рима.  Мастерство египетских ткачей за столетия упорного труда достигло недосягаемой высоты.  В гробницах  Долины царей археологи находят фрагменты древних тканей, очень прочных, служивших эталоном качества в античном мире. На квадратный сантиметр такого полотна  египетские ткачи прокладывали не менее 84 основных и 60 уточных нитей. Лучшие сорта тканей  были полупрозрачными, настолько легкими, что накидки и рубахи  можно было пропускать  через кольцо. Впечатляет цифра -- сверток в 300 метров ткани весил чуть более одного грамма. Пять слоев одеяния из тончайшего египетского льна  не скрывали тела человека. Фактура тканей поражала воображение. ткали на льне узоры, расшивали полотно нитями, в том числе золотыми и серебряными, нанизывая на нити бисер и бусинки из кораллов. Из-за жаркой погоды почитался белый цвет одежд, отталкивавший солнечные лучи. Ткачи Мемфиса, Фив и других городов получали также  ткани кремовые, желтоватые, серые, синеватые, голубые. На цветных фонах использовали узоры коричневых, желто-охренных и зеленоватых оттенков, краски были растительного происхождения. Черный цвет ткани был достаточно редок. Это не был цвет траурного одеяния. Из орнаментов тканей самыми популярными оказывались полосы, треугольники, зигзаги. Популярный орнаментальный мотив -- листья нильского лотоса, а также растений, которые можно было отыскать на берегах великой реки. На одеждах жрецов и знатных придворных чинов размещались символы святости и принадлежности к господствующему сословию -- жуки-скарабеи, змеи, бичи и жезлы, птицы с раскрытыми крыльями. Кожа и мех носились египтянами в самые древние столетия. Позднее эти материалы для одеяний   в основном  применяла каста жрецов, которые  изготавливали из буйволовой кожи передники и накидки для ритуальных одежд.

 Одежда мужчин в Египте

Орнаменты тканей в Древнем Египте

 

Повязки

Виды набедренных повязок в Египте времен фараонов

 

Набедренные повязки и передники, рубахиПервоначально, в самую древнюю пору, египтяне не знали тканых материалов. Простейшей одеждой для земледельцев и скотоводов служила повязка из стеблей нильского тростника. Пластинки собирали в пучок и подвешивали к поясу на бедрах.  Такую примитивную одежду носили и местные  племенные вожди, которые впоследствии превратились в царей -- фараонов.Возможно, отсюда  берет начало традиционный силуэт египетской одежды, украшенный драпировками. Набедренные повязки меняли свою форму на протяжении столетий, виды повязок исчисляются если не десятками, то сотнями. В каждой местности по-своему драпировали ткани,  собирая  материю в ниспадающие складки спереди. Набедренную повязку в Египте называли схенти. Тонкий ремешок украшался узелками и накладками даже у простых  мужчин,  не говоря уже про знать. Пояс спереди завязывали на узел в самом центре талии.  К схенти полагался особенно на праздниках  передник треугольной формы, а  иногда и овальной. Повязки были характерны для ношения в эпоху Древнего Царства. Во времена Среднего Царства в быт входят накидки и рубахи. Знатные мужчины могли носить несколько рубах, набрасывая на плечи плащ из тонкой льняной ткани. Одеяния расширяли свой объем книзу,  силуэт получался пирамидальный,  складки обильные и мелкие, популярны плиссировки.  Носили сразу три и четыре схенти, наматывая ткань слоями на бедра.Надевали схенти так -- сначала полосу ткани прикладывали к животу, пропускали ткань между ногами, сворачивали по талии, стягивали все пояском. Для молодых воинов или рабочих характерны короткие схенти. Старые египтяне предпочитали длинные повязки.  В столетия Нового Царства экономические связи Египта с  другими областями античного мира разрастаются и укрепляются. Египетские торговцы проникают в Сирию, Вавилон, торгуют с Африкой. Из покоренной армией фараона Сирии приходит  мода на покрывала и накидки, на ношение длинного прямоугольного полотнища (нарамника), которое складывалось вдвое, а затем сшивалась по бокам. Для головы прорезалось в середине отверстие. Нарамник обвязывался через плечо  синдоном --  шарфом, который потом обертывали вокруг бедер и связывали  узлом спереди. Знать -- жрецы, чиновники, командиры войск -- носили такие полотнища с расшивкой золотом, драгоценными  бисерными нитями. Атрибутом  власти и силы  в мужском костюме влиятельных людей были шкуры тигра, леопарда, льва, которые носили на перевязи, прикрывая плечо. Обязательный элемент знатного одеяния -- нагрудник, собранный из полосок золоченой кожи или нитей бисера. Египетский калазирис  представлял собой рубаху почти до пят, плиссированную юбку и тонкое покрывало.   В эллинистический период одежда египтян, жителей Александрии и прибрежных селений, мало чем отличается от  костюмов греков, македонцев, римлян. мужчины носят туники из местного льна и хлопка, плащи из шерсти для путешествий, накидки для защиты от палящего солнца. 

Египтяне

Одежда египетских мужчин

 

 Ювелирные мужские украшения ЕгиптаОбереги, амулеты и ладанки, связанные с культами богов, для мужчин Древнего Царства были не данью моде, а символом верности божественным силам. Египтяне верили в магию украшений. И магические подвески, как казалось жителям селений на берегах Нила, даровали  покой и счастье. Впоследствии вера в богов стала не столь трепетной. но страсть к украшениям у египтян осталась. Простые строители пирамид, пахари, скотоводы изготавливали бусы и ожерелья из обожженной на солнце глины, из морской гальки. Для знати предназначалось золото -- металл Солнца, великого Божества, культ которого пытался ввести в стране фараон Эхнатон. Солнечный диск в ювелирном искусстве Египта символизировало нашейное украшение, которое дополнялось массивными браслетами из золота на руках и ногах. В ходу были драгоценные сверкающие диадемы, пояса с накладками из кораллов и лазурита, бирюзы. Считалось, что бирюза обладает защитными свойствами, охраняя человека от темных сил. Египтяне любили чистые камни с ярким и насыщенным цветом. Фавориты среди ювелиров Египта:

  • --сердолик
  • --лазурит,
  • -- сардоникс,
  • -- малахит,
  • -- бирюза

Египетское искусство и культура не имела представления о ценности спфиров, алмазов, изумрудов и рубинов. Самые популярные и могущественные амулеты ( по мнению египтян):

  • -- Символ Солнца -- "глаз Гора"
  • -- Крест с петлей: знак возрождения  и вечной жизни -- "анх"
  • -- Символ загробного мира и воскрешения из мертвых -- жук-скарабей.

 В государственной системе египетских царств украшения выполняли еще и роль наград. Тяжелые, весом в килограмм и более, украшения из золота свидетельствовали о высоком ранге вельможи, о его крупных заслугах перед царем.  

 

Вельможа

 

Египетский вельможа

 

Головные уборы и обувь египтян Долгое время находиться на открытом воздухе без головного убора в Египте было чревато перегревом , солнечным ударом. Потому так популярны и в простом народе, и  у знати были накладки на голову. Египетские мужчины  имели моду брить головы наголо. Парики изготавливались из шерсти овец, из пучков льна, сухой  плетеной травы,  расщепленного тростника. Среди чиновников и придворных  нередки были парики  с трубчатыми локонами, с многочисленными косичками, длинные, шерстяные.Платки (клафт) являлись предметом для разных слоев населения. Носили платки, завязывая сзади и оставляя уши открытыми. Для рабочей поры предназначались круглые маленькие шапочки на затылок и косынки из льна. Для царей существовала разновидность клафта - платок немес, полосатый, ткань расшивалась лазурью и золотом. Этот платок, как и  накладная борода, знаменовал принадлежность к царскому дому. Ноги, если требовалось, обертывали лыком или листами растений, пучками травы. Простолюдины обычно вообще обходились без обуви. Но знать пользовалась сандалиями, внешний вид которых сохранился на папирусах и наскальных фресках, рельефах. Обувь знати была очень простой -- кожаная подошва с парой ремешков, никаких задников.  Дорогая обувь могла украшаться тиснением по коже -- сцены охоты или войны. Вообще, египтяне обувь, если она у них имелась, очень берегли. Даже придворные или состоятельные купцы старались нести в руках свои дорогие сандалии, надевая их только во время торжеств.

Источники: Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. Т.1. М.,1993.Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.А.Блейз. История в костюмах. М.. 2002 г.

muzkostum.ru

Об истории, тканях, моде и ... Древнем Египте

Нефертити (конец XV – начало XIV в. до н. э.) - неофициальная правительница Египта, жена фараона Эхнатона – происходила из знатного рода и являлась близкой родственницей царя, однако не его сестрой, что почиталось в Египте за идеал супружества. Была прекрасна внешне и столь же умна.1

Итак, Древний Египет. С конца IV тысячелетия до н. э. он уже был централизованным рабовладельческим государством, во главе которого стоял фараон, обладавший неограниченной властью. Природные условия долины Нила влияли на обособленность древнеегипетской культуры, развитие которой шло медленными темпами. Это сказалось на формировании всех сторон жизни, в том числе и на устойчивости одежды египтян: в четвертом тысячелетии она остается такой же, как и во втором. Общий вид и каждая деталь одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. Фигура человека, как и одежда, в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована.Благодаря специализации ремесел текстильное производство Египта добилось больших успехов. Вырабатываемые ткани из шерсти, хлопка и льна были разнообразны по цвету и по текстильным рисункам. Одежда становится сословным признаком.

ОДЕЖДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА«... Одеяние на тебе да будет из виссона, умащайся дивными, истинными мазями богов. » «Книга Мертвых», эпоха Среднего царства

Период Древнего (3000-2400 гг. до н. э.) и Среднего (2400-1710 гг. до н. э.) царства

Самой главной чертой одежды того времени была простота. Основная масса мужчин городского и деревенского населения знала только одну одежду – простую набедренную повязку из неширокой полосы ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом, туловище было свободно от одежды. Этого было достаточно для жаркого климата.Еще более простым и близким к одежде первобытных народов был костюм рабов: он состоял из небольшой набедренной повязки из кожи или грубого полотна.Такой же простой была в эпоху Древнего царства и женская одежда, очень похожая на наш сарафан. Это была рубашка, сшитая из двух прямоугольных полотнищ, с двумя (закрывающая всю грудь – для скромных) или одной (закрывающая половину груди – для любителей «легкой эротики») широкими лямками. Она представляла собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться «калазирис»).9 Ее носили и члены семьи фараонов, и рабыни. Различие социального положения сказывалось не в покрое, а в качестве ткани: знать носила одежду из тонкого полотна, а крестьянки и рабыни – из грубого. Украшать одежду имели право лишь сильные мира сего – короли, боги и их свита. Набедренное прикрытие у них было мягко собрано в складки, украшено цветными поясами, а его передняя часть расширялась книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. Однако, на некоторых произведениях искусства эпохи Древнего царства встречаются изображения фараонов в простом гладком переднике (это были, наверное, фараоны-демократы или фараоны, не следящие за модой. – Прим. автора).4 Одежда жрецов была украшена богатым поясом, но особую роль в ней играла шкура леопарда, которую жрец надевал во время богослужения. Прически и головные уборы особенно подчеркивали сословные ранги. Так, например, искусственная борода у мужчин указывала на их принадлежность к знатному сословию. Самую длинную (к тому же, золотую) бороду носил фараон.

Многие из фараонов умирали, не достигнув 20-летнего возраста, поэтому искусственная борода была им просто необходима.3

Головные уборы могли носить только члены царской семьи. Высокие царские короны и чепцы в полном смысле слова указывали на «высочайшее» положение египетских государей. В то же время все свободное население Древнего Египта носило парики из растительного волокна, они заменяли египтянам головные уборы и предохраняли голову от солнечных лучей. Форма и размеры париков указывали на социальное положение человека. Однако, все меняется. В конце Древнего царства начинают видоизменяться и формы одежды, возникшие на заре египетской культуры. Разнообразие нравится всем, поэтому египтяне стремятся украсить свою одежду первыми, пока еще робкими драпировками и плиссировками. Появляются новые, более сложные формы: на многих памятниках искусства Среднего царства поверх схенти изображены длинные передники из тонкой ткани. Их делали из прямого куска материи и слегка драпировали. Подобным образом изменился и женский костюм. Хотя следует отметить, что драпировки в эту эпоху еще не отличались многообразием и вычурностью.

Новое царство (1580—1090 гг. до н. э.)

Этот период характеризуется новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Аристократический костюм отличает использование тончайших тканей разнообразных расцветок, обилие золотых и эмалевых украшений и появление большого количества плиссировок. Теперь для аристократической верхушки и жрецов изготовляется преимущественно одежда из прозрачных льняных и хлопчатобумажных тканей, не уступавших нашему современному шелковому газу. Ткани не только окрашивают в самые разнообразные цвета, но их вышивают сидонские рабыни. Стремление к узким, облегающим тело одеждам сказывается даже в драпировках, которые обычно скрепляют в нескольких местах: Нижняя часть одежды плотно облегает икры, не позволяя делать большие шаги.11

Идеалом египтянки считалась высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами.

Впервые в истории человечества для такого рода одежд создается манекен; об этом мы можем судить по раскопкам гробницы фараона Тутанхамона.

Мумии египетских фараонов в саркофагах заворачивали и накрывали льняными покровами. Когда была найдена гробница Тутанхамона, началась длительная процедура снятия пелен и бинтов с мумии. Между слоями покрова было обнаружено много амулетов, а на самой мумии были надеты различные предметы царского одеяния. Костюм фараона состоял из 143 предметов!2

Если вы думаете, что одежду стиля «унисекс» изобрели в наше время, то вы глубоко заблуждаетесь. Древний Египет – вот ее родина.

Уже в те далекие времена происходит процесс сближения форм женской и мужской одежд. Калазирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ. Собственно, это как бы шаль, мягко собранная в складки и перекрещенная на груди, отчего образуются рукава. Изящная египетская одежда по своей форме напоминала стилизованный цветок лотоса.На форму одежды, на ее декоративную сторону древние египтяне обращали большое внимание, но обувь их была очень простой – это примитивные сандалии из кожи или тростника, которые следовало снимать в присутствии высочайших особ. Часто египетское искусство изображало людей босыми, по-видимому, обувь надевали только при выходе из дома.

Интересно: почему «вьетнамки» назвали вьетнамками, а не «египетками», например?

В условиях жаркого египетского климата косметика и уход за телом играли такую же значительную роль, как и одежда. Тело смазывали, а лицо румянили. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. Многие секреты Клеопатры в области ухода за лицом и телом дошли и до наших времен.Египетский костюм дополняли разнообразные украшения.12 Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, браслеты, ожерелья, серьги, диадемы из золота и эмалей). Беднейшие слои населения носили украшения из стеклянной пасты и глазурованной глины. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.Египетская мода почти во все времена была привлекательна своей таинственностью и стариной, а в наше время она пережила свое возрождение. Общая линия египетской моды привлекла сторонников хиппи – своим единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела.13

Модные тенденции тканей Древнего Египта (3000-1090 гг. до н. э.)

Первоначально одежду изготовляли из одноцветного льняного или хлопчатобумажного полотна. На протяжении столетий расцветки тканей становились все разнообразнее. В эпоху Древнего царства египтянам были уже известны красный, голубой и зеленый цвета. С развитием ремесла появляются желтый в различных оттенках, коричневый и яркий бирюзовый.Модными считались ткани с рисунками в горизонтальную и вертикальную полоски. Позднее знатные египтяне стали носить костюм из белого плиссированного полотна, через которое просвечивалось тело.Многие художественные элементы, зародившиеся в древнеегипетской одежде, в дальнейшем получили свое развитие и в других культурах, вошли в европейский костюм и отчасти продолжают существовать в нем и в наше время.

Модные тенденции коптских тканей (IV-XIIвв.)

Копты - так называлось население христианского Египта.

Коптское искусство охватывает IV-XIIвека. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений. Самая известная область этого искусства – ткачество.

Раскопки археологов поселка в Фиванском некрополе времен правления Эхнатона (XIVв. до н. э.) показывают, что ткали там не только женщины, но и мужчины – остававшиеся дома старики и мальчики, а в свободные дни и взрослые мужчины.

Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще – лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные – утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения.15

Коптские мастера применяли все известные в то время техники ткачества: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ (предполагает наличие цветной уточной нити для получения несложных геометрических орнаментов), набивные рисунки.

Из тканей делали одежду (туники, плащи), покрывала, занавесы и предметы разнообразного назначения. Открыли коптские узорчатые ткани более ста лет назад. В музейных и частных собраниях мира хранится до 150 тысяч фрагментов коптских тканей. Фонд Эрмитажа (Санкт—Петербург) насчитывает более трех тысяч образцов. Большинство дошедших до нас коптских тканей является одеждами или частями одежд (туник и плащей), некоторые же ткани представляют собою большие завесы, которые часто употреблялись как саваны для завертывания трупов, чем и объясняются их находки в погребениях.Туники были распространены во всем Средиземноморье. Женские были длиннее и шире мужских: у мужчин они обычно доходили до колен, а у женщин спускались до земли. Туника делалась с длинными рукавами или совсем без рукавов. Верхняя одежда представляла собой нечто вроде плаща или шали прямоугольной формы. Узкие стороны плащей украшались полосами и заканчивались бахромой. Считается, что эта та верхняя одежда, которая называлась у римлян «паллиум» и могла служить и плащом, и покрывалом для ложа. Некоторые из подобных тканей могли быть завесами, употребленными в качестве погребальных пелен. Наиболее распространенным сырьем как для одежды, так и для тканей другого назначения был лен. Для ткачества узора употреблялась цветная шерсть. Туники, сотканные целиком из шерсти, в большинстве случаев относятся к более позднему времени (VI-VII вв.), хотя шерстяные ткани были в употреблении в Египте много раньше и были найдены еще в погребениях римского времени. Шелк встречается гараздо реже, главным образом в виде нашивных украшений на туниках VI-VII вв. По технике ткачества в большинстве случаев коптские ткани представляют собой полотна с вотканными или нашитыми узорчатыми украшениями. Для воспроизведения на тканях текстильных узоров чаще всего применялась гобеленовая техника, т. е. такой способ ткачества, при котором нить цветного утка, образующего узор, ходит вперед и назад лишь по тому участку, где данный цвет требуется по рисунку.16На одеждах IV-V вв. эти орнаментальные вставки ткались одновременно с основной полотняной тканью. Тканье полотна доводилось до края предназначенного под узор участка, на котором подготовлялась основа для узорчатого тканья: нити группировались по две или по три, часть нитей основы совсем выпускалась. Затем начиналось тканье узора цветной шерстью и одновременно продолжалось тканье полотна, причем уток, дойдя до края узора, либо поворачивался обратно, либо перебрасывался через него с оборотной стороны. Крайняя нить основы поочередно захватывалась утком узора и полотна во избежание прорехи между этими двумя частями. Шерстяной уток прибивался настолько плотно, что совершенно скрывал под собой нити основы. Значительная часть тканей украшена одноцветными пурпурными изображениями, причем детали узора даны тонким линейным рисунком. Он наносился в процессе тканья при помощи особой иглы, которая перебрасывала льняную нить в нужном направлении поверх уже затканных частей узора и закрепляла ее, захватывая незатканные нити основы. В VI-VIIвв. узорчатые части ткались отдельно и затем нашивались на одежды. Для этой цели, по-видимому, существовали специальные небольшие рамки, на которые натягивалась основа из толстых нитей.Особую группу составляют махровые ткани, поверхность которых покрыта длинными неразрезанными петлями. При выделке подобных тканей также применялось полотняное переплетение, но здесь через определенное количество рядов утка пропускался дополнительный уток, который через каждые 4-5 нитей основы выводился на лицевую поверхность и обвивался вокруг специального стержня, образуя петлю. Петли эти, свисая, совершенно покрывают собою ткань. Длина петель различна: ткань, покрытая мелким ворсом, употреблялась для туник, длинные же петли встречаются чаще на плащах и завесах. Для узора и здесь применялась цветная шерсть.Благодаря техническим особенностям данного способа ткачества эти узоры имеют внешнее сходство с мозаикой. Они образуются комбинированием цветных петель. Эта техника применяется главным образом для крупных узоров и для изображения целых сцен на декоративных тканях. На коптских тканях встречается также прием, который лежит в основе техники «брошэ», а именно цветной уток, проходящий через весь участок узора, появляется на поверхности лишь в тех местах, где это требуется орнаментом; не переплетаясь с основой, он перебрасывается через несколько нитей и уходит опять на оборотную сторону. В этой технике встречаются довольно простые, главным образом геометрические узоры, чаще же всего так ткались полосы со светлым узором на темном фоне, которые в VI в. Обшивались края ворота и рукавов туники.На всех перечисленных видах тканей встречается полотняное переплетение. Шерстяные же и шелковые ткани с повторяющимся узором отличаются от них как переплетением, так и количеством одновременно работающих утков.Двуцветные шерстяные ткани ткались двумя утками на двух основах, одна из которых служила связывающей основой, другая – основой для узора. Тот или иной уток появлялся на поверхности ткани по мере надобности, а затем уводился на оборотную сторону: таким образом, на одной стороне получался светлый узор на темном фоне, ана другой – наоборот. На шелковых тканях применялись в большинстве случаев также две основы и несколько утков. Обычно это были ткани саржевого переплетения, при котором уток покрывает две нити основы и проходит под третьей; в следующем ряду делается сдвиг на одну нить; первая из двух покрытых нитей остается наверху, две следующие покрываются утком. При таком переплетении получалась ткань с диагональным рисунком на поверхности. В зависимьсти от требований цветного узора тот или другой уток выводился на поверхность. При двух утках узор получался, как и на шерстяных тканях, темный на одной стороне ткани и светлый – на другой; при нескольких утках на оборотной стороне узор неотчетлив.

Вышивка встречается на поздних тканях (VI-VII вв.) и в описываемый период, но по-видимому, большого распространения не имеет.

Интересную группу представляют ткани, на которых узор получен с помощью техники резервирования (древний прототип современной резервной печати). Это шерстяные или льняные ткани полотняного переплетения со светлым узором на фоне красного, синего или зеленого цвета. Способ окраски, предположительно, заключался в следующем: весь узор покрывался с обеих сторон ткани каким-либо составом, предохранявшим от краски (возможно, что это мог быть воск или глина). После нанесения этого состава ткань погружалась в жидкий красящий раствор, и таким образом фон окрашивался в желаемый цвет. После просушки состав, наложенный для предохранения узора, снимался.

Древним египтянам было известно многое из того, что открыто современной наукой только за последние десятки лет. Спустя четыре тысячелетия текстильные краски Древнего Египта сохраняют первоначальную яркость. Французскими специалистами с помощью лазерного спектрометра была исследована синяя краска из саркофага, хранящегося в одном из музеев Гренобля. Ученые установили, что для изготовления синей краски древние египтяне использовали белый песок, известь и малахит. При этом они отлично знали, в каких пропорциях смешивать отдельные компоненты и при каких температурах идет процесс окисления.

В то время наиболее распространенным был так называемый пурпурный цвет, оттенки которого варьируются от синего и темно-фиолетового до коричневого и красного.

Настоящий пурпур добывали из одного вида улиток, которые обитали на Средиземноморском побережье в Финикии.

Так как настоящий пурпур был дорог и не всем доступен, то в Египте его стремились заменить более дешевой и доступной, по местным условиям, растительной краской. В рецептах древних папирусов, один из которых хранится в Стокгольме, другой – в Лейдене, приводится ряд красителей растительного и животного происхождения. Указываются способы приготовления краски для получения желаемого оттенка и приемы предварительной обработки материала, подлежащего окраске. В большинстве случаев рекомендуется применение протравы.Коптские ткани создавались на протяжении почти тысячи лет. Через образы античной и христианской мифологии, воплощенные в этих замечательных памятниках, мы имеем возможность познакомиться с художественными вкусами древнейшего народа, жившего в далекую эпоху.14

P.S. Еще недавно жители Борну в Судане, дабы «не упасть лицом в грязь» и отличиться перед гостями, напяливали на себя все запасы своих одежд. Надев на себя все, хозяин превращался в гигантский тюк материи. Но вот заканчивался прием, гости расходились, хозяин снимал с себя абсолютно все и ходил голым. Ничего не поделаешь, традиции!

podium-lex.com


Смотрите также