Двуречье древнее государство. Все темы / 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТА В МЕСОПОТАМИИ. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств. Двуречье древнее государство


Глава 5 Древнее Двуречье: возникновение первых государств

Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству, от эгалитаризма к иерархии. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.

Здесь стоит с самого начала сделать одну весьма существенную оговорку, значение которой будет становиться все очевиднее по мере более детального знакомства с материалом. Дело в том, что структурные формы, типологическое сходство которых берется за основу, суть лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик и тем более живой дух его зависят главным образом от его цивилизационных и религиозно‑культурных параметров. Что же касается этих последних, то о них следует сказать в первую очередь самое главное: при всем своем несходстве и даже порой весьма заметном принципиальном противостоянии друг другу все они в чем‑то опять‑таки близки между собой. Эта близость, равно как и кардинальное отличие их от европейской антично‑христианской традиции‑цивилизации, в том, что они появились на свет и были призваны обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами, системы идей и институтов во всех неевропейских традициях‑цивилизациях, от дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры, где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному развитию, как то имело место в Европе.

Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным на обслуживание командно‑административной структуры в той или иной ее модификации в рамках данной неевропейской традиции‑цивилизации. Можно добавить к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждой традиции‑цивилизации шел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития государств.

Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы (Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель‑Халаф и др.) свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лен, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т. п.), изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд (конец V тысячелетия до н. э.) представлена уже поселками до Юга, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами – явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства.

Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы‑шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.

studfiles.net

10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТА В МЕСОПОТАМИИ. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА

Возникновение государства в Месопотамии.Древнейшие города-государства.

Природные условия

От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией, что в переводе означает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек— Евфрата и Тигра). Сейчас это в основном территория Иракской Республики.

Евфрат и Тигр берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности — двумя раздельными устьями.

Реки, питаемые водой горных ручьев, прорезают в верхнем течении малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр (Евфрат) и район горного Курдистана (Тигр) и в среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине. На подступах к месту своего впадения в Персидский залив они разливаются по плоской территории, образуя обширное заболоченное пространство. Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое течение. Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив приходится на март — апрель. Однако его сроки в отличие от режима реки Нил не были точными, ибо Тигр и Евфрат пересекали на своем пути различные климатические зоны, таяние горных снегов не всегда наступало в одно и то же время.

Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии с древнейших времен рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воы в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям, недаром именно в Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе. Только на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение (дожди, таяние снегов), но и там устраивались колодцы, бассейны и проводились небольшие каналы, -то гарантировало снабжение полей водой.

Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

На территории Месопотамии в изобилии имелись глина и природный асфальт. В дверной части страны встречались месторождения металлов (свинца, олова, железа), гористые районы давали много камня.

Флора Месопотамии была довольно скудной. Лишь на севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев.

Фауна в древние времена была богатой. Реки изобиловали рыбой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц. Дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы, львы и другие жилетные обитали в окрестных степях и приречных зарослях.

Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль : международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее с запада на восток и с севера на юг. Торговля шла также по рекам (хотя судоходство по ним было сопряжено с большими трудностями) и по Персидскому заливу (из Передней Азии в Аравию и Индию).

 

Население Древней Месопотамии

 

Заселение Месопотамии началось с древнейших времен за счет переселения обитателей окрестных гор и предгорий в речную долину и заметно ускорилось в эпоху неолита. В первую очередь осваивалась более благоприятная с точки зрения природных и климатических условий Северная Месопотамия, где Тигр и Ефрат довольно далеко протекают друг от друга. Этническая принадлежность носителей древнейших (дописьменных) археологических культур (хассунской, халафской и др.) неизвестна.

Несколько позже появились первые поселенцы и на территории Южной Месопотамии. Наиболее яркая археологическая культура последней трети V — первой половины IV тысячелетия до н. э. представлена раскопками в Эль-Убейде. Некоторые исследователи считают, что она была создана шумерами, другие приписывают ее дошумерским (протошумерским) племенам.

С уверенностью можно констатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии после появления письменности на рубеже IV — III тысячелетий до н. э., но точное время появления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. Постепенно шумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на юге до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.

Шумеры вступили в контакт с местным населением, заимствовав у него ряд топонимических названий, достижений в сфере хозяйства, некоторые религиозные верования.

В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э., а возможно, и ранее, жили восточно-семитские скотоводческие племена. Язык их называется аккадским. Он имел несколько диалектов: в Южной Месопотамии был распространен вавилонский, а к северу, в средней части долины Тигра,— ассирийский диалект.

В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия- до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. К началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык был уже мертвым языком. Однако как язык религии и литературы он продолжал существовать до I в. до н. э. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них лишь с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.

В конце III тысячелетия до н. э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Аккадцы называли их амореями. По-аккадски Амурру означало «Сирия», а также и «запад» вообще. Среди этих кочевников было много племен, говоривших на различных, но близких друг к другу диалектах. В конце III — первой половине II тысячелетия амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.

 

Периодизация

 

На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.

В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII—XXIV вв. до н. э., носит название Ранне династического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV—ХХШ вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумер о-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э), средневавилонский, или касситский (XVI—XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII—VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII—VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальней шем подразделяется на периоды: староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV'—XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

 

Города -государства

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — хурриты. В разных районах страны из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода, который принято называть ранне династическим и который охватывал XXVIII—XXIV века до н. э.

Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. В земледельческом хозяйстве этого времени отмечается разведение злаковых культур (ячмень, эммер, просо) и садовых, среди которых особое место занимала финиковая пальма. Примитивную мотыгу заменяет соха с трубкой-сеялкой, серпы изготавливаются из глины, дерева с кремневыми вкладышами, но наряду с этим и из металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Для указанного периода характерен высокий уровень ремесел. На первом месте стоит металлургическое производство.

По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.

В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн»- избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Встречается он еще в эпоху главенства в государстве «эна», когда «энси» являлся одним из представителей храмовой администрации.

На протяжении всего раннединастического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка,   управление   общинным   имуществом.

С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Однако постепенно усиливается экономическая и военно-политическая власть правителя; в конце раннединастического периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами).

Но между городам и государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.

 

studfiles.net

Глава 5. Древнее Двуречье: возникновение первых государств

Страница 1 из 4

Глава 5. Древнее Двуречье: возникновение первых государств

Представленная в предыдущих главах социологическая модель не может, разумеется, считаться универсальной. Это скорее своего рода путеводитель, позволяющий разобраться в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству, от эгалитаризма к иерархии. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но что характерно: при всем ее неохватном многообразии – от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов – генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы, они и берутся за основу при изложении различных материалов из истории стран и народов Востока.Здесь стоит с самого начала сделать одну весьма существенную оговорку, значение которой будет становиться все очевиднее по мере более детального знакомства с материалом. Дело в том, что структурные формы, типологическое сходство которых берется за основу, суть лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик и тем более живой дух его зависят главным образом от его цивилизационных и религиозно-культурных параметров. Что же касается этих последних, то о них следует сказать в первую очередь самое главное: при всем своем несходстве и даже порой весьма заметном принципиальном противостоянии друг другу все они в чем-то опять-таки близки между собой. Эта близость, равно как и кардинальное отличие их от европейской антично-христианской традиции-цивилизации, в том, что они появились на свет и были призваны обрамлять отличные от европейской неевропейские структуры. Иными словами, системы идей и институтов во всех неевропейских традициях-цивилизациях, от дальневосточной до американской доколумбовой, различались весьма заметно, но притом разительно сходились в одном и основном: все они обслуживали структуры, где частнособственнические отношения не были главными и где поэтому не существовало всего того, что способствовало бы их быстрому и эффективному развитию, как то имело место в Европе.Это не значит, что ни в одной из них изначально не было элементов, которые при иных обстоятельствах вели бы к иным результатам. Напротив, такое бывало и даже сыграло свою роль (феномен Финикии) в формировании античной структуры. Но эти элементы со временем отмерли, уступив место иным, целиком сориентированным на обслуживание командно-административной структуры в той или иной ее модификации в рамках данной неевропейской традиции-цивилизации. Можно добавить к сказанному, что процесс сложения системы идей и институтов в рамках каждой традиции-цивилизации шел весьма медленно, особенно на раннем этапе развития государств.Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в VIII–VI тысячелетиях до н. э. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоившие достижения неолитической революции и с каждым поколением все увеличивавшиеся в числе, стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. Междуречье и берега этих рек, именуемые общим термином Двуречье, а также соседние районы (Загрос, Анатолия, Палестина) ныне хорошо изучены специалистами. Раскопанные археологами поселения (Джармо, Хассуна, Тель-Халаф и др.) свидетельствуют, что их обитатели жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу и лен, разводили коз, овец и коров, были знакомы с ранними формами ирригационного хозяйства (осушение болотистых земель с помощью каналов, возведение дамб и т. п.), изготовляли различные керамические сосуды (наиболее ранние из них не были знакомы с керамикой), изделия из камня, позже – даже из меди. По мере продвижения земледельцев к югу, где удобряемые разливами рек почвы были особенно плодородны, поселения становились богаче и крупнее. Культура Убайд (конец V тысячелетия до н. э.) представлена уже поселками до Юга, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами – явственный признак ранней урбанизации. Раскопки этих поселений свидетельствуют о многочисленном населении, развитом ремесле, включая знакомство с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства.Культуру Убайд принято считать протошумерской. Как известно, на рубеже V–IV тысячелетий до н. э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Загадка шумеров до сих пор не разгадана. Их собственные легенды указывают на юг (приморские районы Персидского залива) в качестве прародины; специалисты видят ее то на востоке, то на севере. Ясно одно: шумерский язык значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди большинства древних обитателей ближневосточной зоны. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично заимствовали все достижения их культуры и, возможно, сыграли важную роль внешнего толчка в ускорении поступательного ее развития – теперь уже на их, шумерской, этнической основе.

Протогосударства древнего ШумераРанние государства МесопотамииВавилонияЗаконы Хаммурапи

Протогосударства древнего Шумера

Примерно с середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на основе данных археологии, так и на базе древнейших памятников шумерской пиктографической письменности (начертанные на глиняных табличках документы хозяйственной отчетности).Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV–III тысячелетий до н. э. (Урук, Джемдет-Наср), свидетельствуют, что ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.Жрецы-администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников – все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения и совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Резко возрастали запасы получаемого с этих полей зерна, причем избыток его после удовлетворения текущих нужд оторванных от производства пищи работников все чаще использовался в качестве своего рода валюты: специальные служители храмов, тамкары, отправлялись на груженных зерном судах в далекие экспедиции, включая и морские, с целью выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Южного Двуречья металлы, камень, строительный лес и т. п. Эти дорогие предметы далекого импорта использовались как для нужд производства, так и в сфере постепенно увеличивавшегося престижного потребления верхов, включая строительство храмов и домов-дворцов, изготовление украшений, изысканной одежды.С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт с которой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н. э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Практически это значило, что избыточный труд и продукт общинников – даже при условии значительного роста храмовых земель и храмового хозяйства – уже не мог быть реализован с достаточной полнотой и эффективностью вне самих общинных полей и поселений, которые могли отстоять от храма на десятки километров. Поэтому происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог, тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т. п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау (Бабы) в Лагаше в XXV–XXIV вв. до н. э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов – к слову, храм Бау не был единственным и в самом Лагаше; главным там в то время был храм бога Нингирсу (Нин-Нгарсу, супруга Бау), верховный жрец которого выступал в качестве правителя-энси. Обычные общинники при обработке земли храма Бау практически не использовались. Вся земля храма была поделена на три части. Первая по-прежнему оставалась храмовой; ее обрабатывал персонал храма из числа бывших иноплеменников и иных стоявших вне общин лиц, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординальнх выдач. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников, – в качестве платы за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды с весьма умеренной арендной платой (1/6 – 1/8 урожая).Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Опираясь на такого рода хозяйства, энси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим и основным субъектом власти-собственности и централизованной редистрибуции. Вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н. э.Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н. э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя. На рубеже XXV–XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш.Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.

 

ПерваяПредыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

uristinfo.net

Древние государства Двуречья

Стр 1 из 22Следующая ⇒

1. Великие реки, протекающие на юго-востоке Азии

Евфрат и Тигр

2. Жители Двуречья занимались

Охотой и рыбной ловлей

3.Для строения жилищ использовали

Тростник и глину

4.Первых жителей юга Двуречья называли

Шумерами и аккадцами

5. Общины возглавляли

Старейшины

6. Небольшие государства с центром в городе назывались

Патеси

7.Самыми известными и крупными были города государства

Ур, Урук, Лагаш и др.

8.Наиболее хорошо исследован город

Ур

9.Конец междоусобицам и начало объединения всех городов Двуречья положил

Царь Аккада Шаруккин (Саргон)

10. Народ Двуречья создал армию, которая совершила поход

На запад до Серебряных гор на территории Сирии

11.Наивысшего расцвета Шумеро-Аккадское царство достигло при правлении

Внука Шаруккина, Нарамсина

12. В 2200 году до н.э. на Аккадское государство напали

Горные кочевники - гутеи

13.Правители регионов стали

Правители городов – государств патеси

14. В конце ХХI века до н.э. на Двуречье напали

С запада- кочевые племена, с востока- эламиты

15.После падения III династии Ура больше всех своим благополучием выделился

Город Вавилон

16.Правление было в руках царя

Хаммурапи

16 Царь Хаммурапи правил в

Гг. до н.э.

17. Хаммурапи составил свод законов и изобразил их на

Стеле из черного камня

18. Этот камень был найден

В 1902 году

 

19.Важной отраслью хозяйства в Вавилоне было

Земледелие

20.В 604-562 годах до н.э. Вавилоном стал править

Навуходоносор

21.Самая древняя система письма сложилась в

Двуречье

22. Систему древнего письма придумали

Шумеры

23.Покровителем города Вавилона жители считали

Бога Мардука

Древний Египет

24.В древности Египет называли

«Черной землей»

25.Объеденение двух египетских государств произошло

Около 3000 года до н.э.

25. Царей объединенного Египта стали называть

Фараонами

26.Первая столица Египта

Город Мемфис

27.Ениптяне называли пленных

«Живыми убитыми»

28.Самыми знатными людьми после фараона были

Администраторами

29. Приказы фараона записывали

Писцы

30 Дома вельмож и их скот охраняли

Стражники и посыльные

31. Завоевательные походы особенно процветали во время правления

Фараона Тутмоса III (1525-1473 гг. до н.э.)

32. За 50 лет в Египте было взято в плен

Тысяч рабов

33.Труд человека преобразил берега

Нила

34.В древнем Египте для письма в основном использовали

Папирус

35. В связи с разнообразной трудовой деятельностью жителей Египта появилась наука

Арифметика

36. Одной из самых развитых наук в Египте была

Геометрия

37.Первые религиозные верования в Египте начинались с поклонения

Богу Солнца Ра(Амон-Ра) и Богу Камня Бен-бену.

 

 

38.Египтяне поклонялись множеству богов и богинь:

Нут (Небо), Гебу(Земля), Амону-Ра(Солнце), Осирису (бог подземного царства)

39.Величественные храмы Древнего Египта были построены в городах

Фивах, Гелиополе , Мемфисе,

40 В главном храме в Фивах работали до

Тысяч рабов

41.Самая высокая пирамида Хеопса была построена примерно

Году до н.э.

42.Недалеко от пирамид есть огромное скульптурное изображение с головой человека и телом льва

Большой сфинкс

Древние государства Юго-западной Азии

43.Крупное государство, созданное на севере Вавилона, называлось

Ассирией

45.На севере Ассирии, где сейчас расположена Армения, находилась древнее государство

Урарту

46.В XI веке до н.э. урартские племена объединились и создали

Государство Урарту

47. столицей государства Урарту стал город

Тушпа

48. На территории современной Турции раньше существовало

Хеттское государство

49. Столицей Хеттского государства стал город

Хаттуас

50. Хетты в 1595 году разгромили

Вавилон

51. Издал указ, по которому после смерти царя его место должен занимать его старший сын или второй сын

Царь по имени Телепин

52.В конце ХVI века до н.э. возобновились сражения между странами

Египта и Хеттов

53.Мирное соглашение между странами Египта и Хетт было подписано

В 1296 г.

54. Согласно мирному договору земли Сирии были поделены на две части

Северная часть отходила Хетту, Южная часть - Египту

55.В малой Азии небольшие равнины вдоль речек использовались для

Земледелия

56. Хеттское царство стало продавать железо за границу в

В середине II тысячелетия до н.э.

57.В конце III тысячелетия до н.э. на земле хеттов появились

Постоянные торговые центры

 

58.Больше всего ассирийских торговцев было в городе

Ганиш

59.Бог молнии и облаков у хеттов назывался

Тешуб

60.Одной из особенностей хеттского строительного искусства было

Укрепление города двойным рвом

61. Земли Финикии и Палестины находились

На востоке у побережья средиземного моря

62.На северном побережье Средиземного моря находится

Финикия

63. На южном побережье Средиземного моря находится

Палестина

64.Главное отличие истории Финикии

Здесь не было крупных государств

65.Наиболее развитыми были города государства

На севере Угарит, На юге- Библ

66.В конце II тысячелетия до н.э. усилился город государство

Тир

67. На юге тира жил народ называемый

Филистимилянами

68.Одних из древних жителей Палестины называли

Хананеями

69.В синайской пустыне жили

Израильско-иудейские племена древних евреев

70.Окончательно сформировалось Израильско - иудейское государство во время правления

Царя Давида

71.Евреи сделали своей столицей город

Иерусалим

72.Земли государства Финикии разделили не по племенам, а по- новому на

Административных районов

73.Каждый регион возглавлял

Правитель, ответственный за сбор налогов

74.Иранское плоскогорье лежит на

Востоке Двуречья

75.На юге Иранского плоскогорья, на юго-востоке Вавилона жили

Персидские племена

76.Для борьбы с врагами создали союз персидских племен , который возглавили

Правители – вожди из племени ахемен

77.На северо – востоке Вавилона образовалось государство

Мидия

 

78.После того как Мидия и Вавилон разгромили Ассирию, Мидийцы направили свои войска в

Малую Азию и Хеттское государство

79.Царь Мидии был

Астиарг

80.Против Мидии поднял восстание

Царь персов Кир

81.После смерти царя Кира его место занял

Его сын Камбиз

82.Камбиз в 525 году до н.э.

Завоевал Египет

83.Камбиз на пути из Египта погибает и его место занимает

Дарий Первый в 522 году до н.э.

84.Дарий I разделил государство на

Сатрапий (провинций)

85.Каждую сатрапию возглавлял

Сатрап (Наместник царя), назначенный царем

86.Из крупных новшеств, введенных Дарием I ,был

Выпуск денег из самого чистого золота

87. Деньги из чистого золота называли

Дариками

88.Торговый путь, начинаясь от города, Сарды проходил через

Малую Азию, по течению Тигра на юг и доходил до городов Вавилон и Сузы

89.По пути через каждые 20 километров были построены

Посты и караван- сараи

90.Дарий I совершил поход против саков в

Году до н.э.

91.Самым высокохудожественным произведением на языке фарси, дошедшими до нас, является

«Авеста»

92.Религиозное учение, которое пропагандируется в произведении «Авеста» называется

Учением Заратуштры

93.Главный Бог Ахурамазда-

Творец света и доброты, покровитель домашних животных и растений

94.Покровитель диких зверей и хищников-

Анхра Манью

95. Александр Македонский в 330 году до н.э. перешел Амударью и захватил

Столицу страны Согд - Самарканд

96. Восстание греко - македонских завоевателей возглавил

Спитамен

 

97.А Спитамен предпринял попытку освободить столицу согдийцев в

В 328 году до н.э.

98.В 604-562 годах до н.э. Вавилоном правил

Навуходоносор

99.Государство Бактрия находилось на территории

Таджикистана и Афганистана

100. При Дарии I Бактрия входила двенадцатой в число областей и платила дань

З60 талантов серебра

101.Главным занятием Бактрийцев в 1 тысячелетии до н.э. было

Земледелие

102.Города Бактрии ограждались

Кирпичными стенами

103. В IV-III веках до н.э. в Бактрии было много поселений и городов,

поэтому царя Бактрии называли

«Повелителем тысячи городов»

104.Дворцы и дома в Бактрии строились из

Камня и кирпича

105. Столица Бактрии был город

Бактра

106.Царем Бактрии стал

Диодот

107.После правления Доидота Бактрией стал править

Евтидем

108.В начале нашей эры кочевники завоевали земли Бактрии и поделили на 5

регионов, одну из этих частей называли

Кушаном

109. Самым известным Кушанским царем был

Канышке

110.Канышке правил страной более

Лет

111. В III веке на Иранской земле появилось Государство

Сасанидов

112.Основой хозяйственной жизни у кочевников является

Скотоводство

113.Из скота особенно ценились

Кушанские лошади

114. Были хорошо организованны торговые связи с

Сарматами и саками

115. Большинство кочевников Кушанского царства верило в учение

Читайте также:

lektsia.com

Древнейшие города-государства Месопотамии

История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем раз­витости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весь­ма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегу­лярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали — задолго до греков и римлян — города-государства, такие, как Киш (на севе­ре), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовал­ся Энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военны­ми также строительные и иные полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания (в Лагаше в период прав­ления Уруинимгина в XXIV В. было 1600 граждан).

Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н. э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хамму-рапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным исто­риков, здесь уже в XXIV в. до н. э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства преобладали законы. Это было вызвано отчасти значитель­ным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления. Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями со­держались призывы Поступать надлежащим образом. Так, в поучени­ях мудреца Шуруппака, датируемых XXV В. до н. э., можно встретить такие слова: «Не кради — себя не губи / В дом не врывайся, на сито чужое не зарься / Вор-то — лев, а схватили — раб» (пер. В. К. Афа­насьевой).

Во 2-м тысячелетии до н.

э. происходит возвышение Вавилон­ской империи и ее политической и духовной культуры. Вавилоня­не — народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, — стали, таким образом, народом двуязычным. Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилон­ской династии по имени Хаммурапи (1792—1750). Вавилонская материальная (техническая, измерительная, астрономическая, языковая и др.) и духовная культура имела непосредственное влияние на реги­он Передней Азии (хетты, греки, впоследствии турки), Кавказа и, возможно, влияние или взаимовлияние с народами хараппской культуры Индии, народами бассейна Каспийского моря, рек Урала и Средней Волги (древнее название последней — Ра, затем Атал) («мо­гущественная родина отцов» — Чуваш, яз.).

Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 месяцев. Вавилоняне ввели еще 7-дневную неделю, которая была затем заим­ствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд.

Исследователи культуры рассматривают шумеро-вавилонское и египетское наследие в качестве источника множества мифов и поли­тических идей, которые впоследствии проникли в другие древние культуры и оказали влияние на иные цивилизации. Например, рас­сказ Библии об исходе евреев из Египта под началом Моисея, кото­рый при содействии божества «разделил» воды Красного моря и по суше, т. е. по дну моря, провел свой народ к другому берегу, напо­минает сюжет одного папируса, в котором египетский жрец подоб­ным же образом «разделяет» воды пруда. Сюжет сражения вавилон­ского верховного божества Мардука со злой богиней Маат, по оцен­кам некоторых историков, впоследствии был преобразован и перекочевал в древнерусскую былину, повествующую о сражении Ильи Муромца с Соловьем-Разбойником.

Имеются разительные совпадения структуры, стиля и содержания некоторых притч царя Соломона с египетскими поучениями. «Книга Екклесиаста», вобравшая значительный объем характерной для древ­невосточного общества житейской мудрости, имеет ряд почти до­словных совпадений с месопотамским «Эпосом о Гильгамеше» и не­которыми египетскими поучениями. Например, в поучении «Не то­ропись языком твоим, и сердце твое не спешит произнести слово пред Богом» (Екк. 5:1) легко узнается мотив одной из заповедей «Книги мертвых» (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 643. Пер. И. М. Дьяконова).

Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н. э. (в 3000 г. — в Египте, в 2000 г. — в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хожде­ние имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр со­ставили юридические записи и сборники законов (надписи на камне — самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последую­щим обжигом в печах).

Рубежную эпоху составило включение в законы и обычаи прин­ципа древней справедливости, который в законах одного из правите­лей, по имени Урунимгина (2318—2312), был выражен следующим образом: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот» (ср. соответст­вующие положения в древнеегипетской «Книге мертвых» и в Зако­нах Хаммурапи).

Периодизации истории. История месопотамской цивилизации ук­ладывается в следующие хронологические рамки: 6000—300 гг. до н. э. (последняя империя в этом районе — Персидская, а разру­шителями ее стали войска Александра Македонского). Месопотам-ская цивилизация относится английским историком А. Тойнби и его последователями к разряду самостоятельных (самобытных). В этом же районе получила развитие зависимая цивилизация, названная ас­сиро-вавилонской (2100—300 гг. до н. э.), вобравшая вавилонскую и ассирийскую культуры и частично древнешумерское культурное на­следие.

Первые города-государства возникают в этом регионе на рубеже 3—2-го тысячелетия до н. э. Они управлялись верховными правите­лями двух видов — военными вождями (энси) И жрецами (лугалями), Которые вначале избирались собранием горожан или советом ста­рейшин. Подобным же образом — путем собраний и выборов — ре­шали свои дела и боги, которые исчислялись десятками, но группи­ровались при одном верховном. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и город­ском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна.

Чиновники в городах-государствах древнего Шумера и затем древнего Аккада (на севере Двуречья) создали надежную систему учета и контроля за налоговыми и иными Поступлениями. Все дело­вые документы сохранялись в архивах, и часть из них дошла до нас. Как и в древнеегипетском государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии писцов. Они были озабочены не только ведени­ем деловой переписки и составлением документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного письма — один знак имел по 8—10 смыслов и значений — на писцов нередко возлагалась роль чтецов и истолкователей текстов, переводчиков на дипломати­ческих переговорах и т. д.

О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные све­дения. Правитель дворца (нубада) Выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих и ирригационных (осушитель­ных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством ца­ря, считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзи­рал за выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в орга­низации и проведении военных походов.

Управление на местах осуществляли наместники (исакку), Обла­стные правители (Шакканаку) И вожди родоплеменных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом помилования. В случае не­разыскания виновного в преступлении в обязанности общины вхо­дило возмещение ущерба от грабежа. Земля была объектом купли-продажи, но с рядом ограничений. В виде исключения она продава­лась купцами только тем, кто уже имел служебный надел (илку) От царя. Возможна была и покупка земли, находящейся в собственно­сти общины. Имеются также свидетельства, что в Месопотамии за­долго до римского императора Диоклетиана были попытки регули­ровать рыночные цены. Первые царские указы относятся к XXIV в. до н. э. Законы Хаммурапи появились за 13 веков до первой рим­ской кодификации права.

Социальная структура общества была типично древневосточ­ной — жрецы, воины, земледельцы — с небольшими вариациями. Самым привилегированным был класс Авилумов (авилум — сын сво­бодного человека), которые во многом сходны по статусу с эвпатри-дами греков (эвпатрид — сын благородных родителей) и патрициями в Риме (потомки знатных родов). Следующий класс, сильно прини­женный по статусу, именовался Мушкенумы (мушкенумов прозвали также «падающие ниц») — в основном это царские слуги, возможно, из числа покоренных племен и народов. Рабы (вардумы) Находились преимущественно в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В последних имелись разветвлен­ные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.

< Попередня   Наступна >

radnuk.info


Смотрите также