Рисунки древнего египта. Учимся поэтапно рисовать бога Древнего Египта (+ раскраска)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Древнего Египта. Рисунки древнего египта


Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?

Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах - похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются ...

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая - обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.Раскрашенные , или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

[источники\]

источникиhttp://www.kulturologia.ru/blogs/090117/32943/http://noemynord.blogspot.ru/2012/01/blog-post_12.htmlhttp://ich.tsu.ru/elibrary/Ancient_East/Egypt/03Art/index.htm

Давайте еще что нибудь интересное вспомним про Египет: вот вам Таинственные технологии Древнего Египта, а вот мало известные Пирамиды Нубии. Посмотрите на Поющие Колоссы Мемнона и Белая пустыня в Египте (White Desert)

masterok.livejournal.com

Как нарисовать Египет карандашом поэтапно

Судя по отзывам наших читателей, им очень хочется попасть в теплое солнечное место. Особенно сейчас, когда на улице зима. Меня просят показать как рисовать Египет – страну вечного солнца и верблюдов. А еще что? Пустыня, фараоны, пирамиды. Вот их и изобразим:Как рисовать Египет Египет — мечта всех руссо туристо облико морале. Этому есть ряд причин. Первая – дешево и сердито. Вторая – загрязнять лучше заграницу, а не родину. Третья – там все знают русский язык и можно чувствовать себя как дома.

Кроме всего вышесказанного, это место привлекает людей с айкю выше среднего, чтобы поглазеть на таинственные пирамиды. Всем интересно знать: кто, зачем, почему и когда их построил? Среди знающих людей можно услышать, что это сделали инопланетяне, или масоны, или это просто такой маркетинговый ход. Признаюсь честно, я не знаю ответа на эти вопросы. Да и не вижу смысла углубляться в подробности. Моя цель иная, я должен показать вам инструкцию:

Как нарисовать Египет карандашом поэтапно

Шаг первый. Проведем по центру линию горизонта, слева сделаем форму для сфинкса, а на заднем фоне будет пирамида.Как нарисовать Египет карандашом поэтапно 1 Шаг второй. Начнем прорисовку сфинкса, выровняем линии пирамид. Они не должны быть идеально ровными, это же не урок геометрии. На протяжении многих лет они подвергались разрушению, и стены, сделанные из песка, здесь могут иметь кривые изгибы.Как нарисовать Египет карандашом поэтапно 2

Шаг третий. Добавим лицо и лапы сфинксу. На заднем фоне изобразим лестницы и парней на верблюдах.Как нарисовать Египет карандашом поэтапно 3 Шаг четвертый. Заштрихуем все это, должно получится примерно так вот:Как нарисовать Египет карандашом поэтапно 4 Хотите изобразить другие достопримечательности? Попробуйте это:

  1. Пирамиды Хеопса;
  2. Колесо обозрения;
  3. Париж;
  4. Город из Будущего;
  5. Биг Бен;
  6. Статую Свободы;
  7. Дворец Нойшвайштайн;
  8. Тауэрский мост;

TrustNo1

Специально для DayFun.ru

dayfun.ru

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

В прошлой статье мы узнали, по какому принципу древние египтяне рисовали фигуры человека с применением своих канонов рисования. В этой мы узнаем пропорции фигуры человека в отношении других людей и предметов, а также о своеобразной перспективе, которая тоже подчинялась египетским канонам рисования.

Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

Пропорции

При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если, например, рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком, то он пользовался одним и тем же каноном, за исключением того, что ребёнка он изображал меньшего размера.

В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения, а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека, раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Знатный египтянин на охоте. Рисунок с древнеегипетской стопной росписи.

Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.

Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.

Ссыпка зерна в зернохранилище и Ученые обезьяны собирают плоды.

В задачу художника не входило изображать жизнь так, как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками, а больше дневником, книгой, рассказывающей о жизни фараона, его деятельности, окружении, событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков, они добавляли в эти росписи иероглифы, которые помогали понять суть.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Экспедиция царицы Хатшепсут.

Простота изображения

Задачей художника было сохранить единство образов и не допускать иллюзорности. Все рисунки имели линейный характер и раскрашивались как раскраска, без сложных замесов цвета.

Изображения художников были лишены трёхмерности, перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота, чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий. Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Незаконченный древнеегипетский рисунок фигуры человека.

Перспектива

Как и во всем, у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того, что если, например, дерево находится дальше по отношению к другому дереву, то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.

На рисунке ниже все деревья одинаковой величины, сам же бассейн нарисован как вид сверху и приподнят над плоскостью земли. А на следующем рисунке все деревья лежат на земле. Это довольно занятно.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Бассейн с пальмами. Рисунок с древнеегипетской стенной росписи.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Водоем.

Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

По материалам Н. Н. Ростовцева.

blogproart.ru

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Методы обучения изобразительному искусству в разные времена и в разных странах представляют интерес для исследователей и художников разного времени, от современников Древнего Египта до нас.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

Каноны

Памятники египетской эпохи дают нам множество интересного материала для представления методов обучения рисованию в Древнем Египте. Это росписи дворцов, стен, храмов, рисунки на папирусах и других разных предметах.

В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Конечно, они не давали возможности художнику изображать мир таким, какой он был на самом деле, с натуры. Он должен был изображать мир, следуя установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.

Изображение человека

Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей. Это была система пропорционального членения фигуры, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Довольно разумно. Так египтяне разделили человеческое тело на 21 часть.В Египте исследователи нашли рисунок фигуры человека, поделенной ровно на 21 часть. Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Древнеегипетский канон пропорций

Размеры фигуры человека

По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части колена до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.

Но были и размеры более мелких частей, таких как рот, глаза, нос и т. д. У всех частей тела была точная величина. Исходя их этих правил, художники, как мастера, так и ученики, могли точно изобразить человеческую фигуру, начиная с любого места. Этот канон помогал изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую.

Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

По материалам Н. Н. Ростовцева. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.

blogproart.ru

Как нарисовать египетского бога Атума шаг за шагом

Атум – это один из древнейших египетских богов. Он возглавлял гелиопольскую эннеаду – девятку главных богов в Древнем Египте. Бог солнца и демиург. Согласно гелиопольскому мифу, Атум, “создавший сам себя”, возник из первобытного хаоса – Нуна вместе с первозданным холмом, с которым он отождествлялся. Он родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов, от которых произошли земля и небо. Так сказано в египетской мифологии. Также там вспоминается о нем, как о создателе Вселенной. Кроме того, что Атум – отец богов, от также отец фараонов. Имел священное животное – кобру.

У нас есть онлайн-альбом, в котором вы можете рисовать Атума сразу на сайте. Попробуйте!

1

Форма тела

Начните рисовать круг, воспользовавшись циркулем. Затем изобразите туловищу. Сначала только очертите контуры.

Вспомогательная фигура

Вспомогательная фигура

2

Голова

В египетской мифологии боги всегда изображались в профиль.

Голова

Голова

3

Руки

Руки рисуйте в таком положении, как на рисунке. Бог удерживает ими символов древних египтян.

Руки

Руки

4

Ноги

Ступни направьте также в правую сторону.

Ноги

Ноги

5

Лицо

Египтяне всегда рисовали себе выразительные глаза с драматическими черными контурами. Всегда древние египтяне и египтянки не жалели усилий, чтобы выглядеть как можно лучше.

глаза

глаза

6

Одежда

По данным Википедии, в эпоху Древнего царства единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бедер и закрепленную на талии поясом.

Пояс

Пояс

7

Символы

В одной руке держит символ вечной жизни – анх (в виде креста, увенчанного сверху кольцом), в другой – скипетр (символ власти).

Символы

Символы

8

Украшение

Поскольку костюм состоял из небольшого числа элементов,особое значение уделялось украшениям. Именно они служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.

9

Раскрашиваем

Раскрашивать вы можете любыми цветами. Не обязательно использовать предложенным нами вариант.

Если рисуете со старшим ребенком, можете немного усложнить рисунок, и рядом нарисовать египетские пирамиды.

 

Раскрашиваем

Раскрашиваем

Вы можете раскрасить бода Древнего Египта в онлайн режиме сразу на сайте. Это намного интереснее.

Выберите как хотите закрашивать.

10

Коллаж

Коллаж с этапами рисования египетского бога

Коллаж с этапами рисования египетского бога

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

evrikak.ru

Искусство Древнего Египта | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Перспектива. Общие положения | Главная | Цвет как средство выражения художественного образа »

Автор: admin | 19 Фев 2014

Памятники древнеегипетского искусства имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Искусство Древнего Египта принято делить на основные этапы: додинастический период, ранее царство, среднее царство, новое царство, поздний период.

Додинастический период (4 тыс. до н.э.). Вера в загробную жизнь привела к развитию заупокойной архитектуры. Ранние могилы имеют овальную форму и представляют собой ямы, перекрытые ветками и циновками. Позже появляются могилы прямоугольной формы, стены и ложный свод которых выложены кирпичом-сырцом. Сложение тотемистических представлений обусловило появление статуэток животных из глины, слоновой кости, камня, отличающихся обобщенной передачей характерных черт.

Палетка Утка. Додинастический период

Палетка Утка. Додинастический период

Для расписанных сосудов и настенных росписей характерны условные изображения людей и животных – белых на красном фоне и красно-коричневых – на желтом. Таблички для растирания красок – палетки – применялись в культовых обрядах и имели форму овала, ромба, прямоугольника, животных.

Раннее царство (4 тыс.-27 в. до н.э.). Над могилами устраивались наземные сооружения в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичной или каменной кладкой с наклонным профилем стен – мастаба. В мастаба устраивалось культовое помещение с жертвенником перед «ложной дверью».

Мастаба эль Фараун в Саккаре. Раннее царство

Мастаба эль Фараун в Саккаре. Раннее царство

Самый важный памятник того времени «Плита фараона Нармера» характеризуется построчностью и упорядоченностью композиции.  В скульптуре и живописи устанавливаются каноны изображения животных и человека. Значительность фараона подчеркивается  его размерами. Объемное тело передается на плоскости с разных точек зрения: глаза, плечи – в фас, голова, ноги – в профиль, туловище – в три четверти.

Плита фараона Нармера. Раннее царство

Плита фараона Нармера. Раннее царство

Древнее царство (27-23 вв. до н.э.).  Обожествление фараона и вера в душу «ка» обусловили усложнение религиозного культа и расцвет искусства. Важным шагом в развитии гробниц по вертикали стало появление ступенчатой пирамиды. Пирамида Джосера состояла из семи уменьшающихся кверху мастаб. В ее архитектурном комплексе впервые появляются папирусообразные, лотосообразные и протодорические колонны.

Пирамида Джосера в Саккаре. Древнее царство

Пирамида Джосера в Саккаре. Древнее царство

Наиболее полное воплощение идея всеподавляющей мощи нашла в пирамидах Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, поражающих грандиозными размерами, лаконичными формами и пропорциями. Саркофаг с мумией помещался в камере, отделанной гранитом, куда от входа вели узкие коридоры. Поверхность пирамид облицовывалась известняковыми плитами. В ансамбль пирамид в Гизе входили заупокойные храмы, стоящие на берегу Нила и соединенные крытыми коридорами. Гигантская статуя сфинкса, сочетающая лик фараона с туловищем льва, дополняет ансамбль.

Большой сфинкс и пирамиды в Гизе. Древнее царство

Большой сфинкс и пирамиды в Гизе. Древнее царство

Заупокойный культ определил появление портретной скульптуры. Он же ограничивал ее развитие рамками канонов. Цари и вельможи изображались в однообразных спокойных позах – это либо фигура с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая с плотно прижатыми к торсу руками. В статуе, прислоненной спиной к каменному блоку и рассчитанной на рассмотрение спереди, чувствуются грани прямоугольного блока, из которого она высечена.

Триада царя Менкауры. Древнее царство

Триада царя Менкауры. Древнее царство

Изображения фараонов идеализированы: телам присуща физическая мощь, лицам – беспристрастность, но одновременно – жизненность. Яркая условная раскраска и инкрустация глаз ещё более оживляет их. Лица слуг не индивидуализированы. Развивается тип сидящего за работой писца (Каи).

Писец Каи. Древнее царство

Писец Каи. Древнее царство

В архитектурных сооружениях применялся барельеф и врезанный рельеф. Роспись минеральными красками сочеталась с заполнявшими углубления пастами золотого, красного, синего, бирюзового цветов. Сложились сюжеты, правила расположения их на стене (построчность, повествовательность), композиции сцен, ставшие впоследствии традиционными. Фигура прославленного царя или вельможи изображалась соответственно сложившемуся канону. В изображениях слуг наблюдается большая свобода в передаче движений.

Статуэтка женщины, изготавливающей пиво, из гробницы Саккара. Древнее царство

Статуэтка женщины, изготавливающей пиво, из гробницы Саккара. Древнее царство

Среднее царство (21-18 вв. до н.э.). С распадом государства возрастает роль средних слоев. Меняется идеология общества – подвергается сомнению вера в загробную жизнь. Возникает новый тип заупокойной архитектуры – скальный храм. Расположенная среди гор усыпальница – храм Ментухотепа І с двумя террасами и широким пандусом – состояла из гипостильного зала, увенчанного пирамидой, открытого двора и святилища, вырубленного в скале.

Храм Ментухотепа I. Реконструкция. Среднее царство

Храм Ментухотепа I. Реконструкция. Среднее царство

Позже появляются новые конструктивные решения: колоннады, опоясывающие террасы и двор, пилоны у входа в храм, обелиск перед входом. Колонны имеют четырехгранную, протодорическую или растительную форму.

В монументальной пластике наряду с идеализирующим (Ментухотеп ІІІ) развивается реалистическое направление, проявляющее внимание к индивидуальным чертам и внутреннему миру портретируемого (Сенусерт ІІІ).

Сенусерт ІІІ. Среднее царство

Сенусерт ІІІ. Среднее царство

Ярко реалистическая струя проявилась в рельефах и росписях. Их темы очень разнообразны, композиции свободных живописных росписей исполняются темперой по подготовленному грунту. Характерными являются изображения животных (гробница Мнумхотепа ІІ). Большой реалистичностью отличаются статуэтки слуг, иногда сгруппированные в целые сцены.

Новое царство (16-11 вв. до н.э .). Эта эпоха состоит из трех периодов:  первой половины Нового царства, Амарнского периода и второй половины Нового царства.

Первая половина Нового царства (16-15 вв. до н.э .). Разбогатевшая в результате войн верхушка стремится к роскоши. Искусству характерны пышность и декоративность. Храмовое строительство посвящается богу Амону-Ра.

Гипостильный зал храма в Луксоре. Новое царство. Первая половина

Гипостильный зал храма в Луксоре. Новое царство. Первая половина

Храм разделен на три части, расположенные на одной оси: перистиль – открытый двор, окруженный колоннами, гипостиль – колонный зал с высоким средним нефом – и святилище. Колонны имеют растительный характер. Перед пилонами стоит обелиск и огромные статуи фараона – колоссы. Дорогу от храма к Нилу украшали сфинксы или овны (Карнакский, Луксорский храмы).

Храм в Луксоре. Новое царство. Первая половина

Храм в Луксоре. Новое царство. Первая половина

Заупокойная архитектура приобрела новый характер. Гробница, отделившись от храма, располагалась в скалах, а храм, основное место в котором принадлежало колоннаде, у подножья гор. Храм царицы Хатшепсут превосходит храм Ментухотепа І по размерам и декору.

Храм царицы Хатшепсут. Новое царство. Первая половина

Храм царицы Хатшепсут. Новое царство. Первая половина

Портретам присуща индивидуализация образа, статуям – декоративность одежды. Рельефы и росписи насыщены динамикой, мягкой силуэтностью, живописным колоритом. Появляются первые образы графики на папирусах – иллюстрации к «Книге мертвых».

Иллюстрация из Книги Мертвых. Новое царство. Первая половина

Иллюстрация из Книги Мертвых. Новое царство. Первая половина

Амарнский период (нач. 14 в. до н.э.). С целью ослабить власть жречества фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) заменил культы многочисленных богов поклонением богу солнечного диска Атону, что обусловило своеобразие искусства эпохи Эхнатона.

Нифертити. Новое царство. Амарнский период

Нифертити. Новое царство. Амарнский период

Основное новшество в архитектуре – отсутствие в храмах колонных залов и наличие открытых дворов с жертвенниками. Этот период – вершина египетского реалистического искусства. Лучшие произведения Амарны – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике, – отличаются человечностью. Новые идеалы вскоре превращаются в каноны – хрупкая одухотворенность индивидуализированных лиц членов семьи Эхнатона переносится в другие портреты.

Рельеф Эхнатон в кругу семьи. Новое царство. Амарнский период

Рельеф Эхнатон в кругу семьи. Новое царство. Амарнский период

Вторая половина Нового царства (14-11 вв. до н.э.). Восстанавливаются прежние верования. Роскошь погребения Тутанхамона вызвана стремлением показать их истинность. Но инкрустированный саркофаг поражает близостью художественным традициям Амарны.

Саркофаг Тутанхомона. Новое царство. Вторая половина

Саркофаг Тутанхомона. Новое царство. Вторая половина

Храмы близки по типу храмам первой половины, но отличаются гигантскими размерами пилонов, колонн, статуй, перенасыщенностью рельефами, росписями, изображающими походы, охоту, пейзажи, и текстами (новый гипостильный зал в Карнаке).

Роспись из Карнака. Позднее время

Роспись из Карнака. Позднее время

Продолжает развиваться тип скального храма. Храм Рамсеса ІІ в Абу-Симбеле подавляет колоссальными размерами. Перед фасадом – огромным пилоном – возвышаются четыре 20-тиметровых колосса (колоссы Мемнона).

Храм Рамсеса ІІ в Абу-Симбеле. Позднее время

Храм Рамсеса ІІ в Абу-Симбеле. Позднее время

Позднее время (11-4 вв. до н.э.). Войны, приведшие к распаду государства, тяжело сказались на египетском искусстве. Сократилось строительство, соответственно и возможность применения рельефов и росписей.

Среди памятников этого времени интересны скульптурные портреты вельмож, тяготеющие к воспроизведению индивидуальных психологических черт.

Голова статуи Монтуэмхета. Позднее время

Голова статуи Монтуэмхета. Позднее время

Памятники древнеегипетского искусства имели в большинстве своем культовое назначение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил канонизацию художественных образов и средств. Несмотря на это, искусство Древнего Египта видоизменялось. Ведущей в египетском искусстве всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Иными словами, искусство Древнего Египта всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

Читать далее Искусство Передней Азии

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 3

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Последняя часть статей про методы обучения рисунку в Древнем Египте. Первые две части можно посмотреть по ссылкам ниже.

Обучение рисунку в Древнем Египте. 1 часть
Обучение рисунку в Древнем Египте. 2 часть

Рисование мебели.

Рисование мебели в Древнем Египте сводилось к изображению в профиль. Вместо четырех ножек изображали только две. Строения, такие как храмы, дома и пирамиды нарисованы только с одной стороны.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

За игральной доской

Многоплановость.

А если художнику нужно было нарисовать многоплановый рисунок, то он помещал одни фигуры выше других. Фигуры, которые были в самом низу являлись первым планом. Иногда эти ряды разделялись прямыми линиями.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Подданные Эхнатона славят бога солнечного диска

Если фигуры, такие как лучники, стояли рядом, то художники изображали первого лучника полностью, а около него пририсовывали контур следующего лучника, а потом следующего и т. д. Так изображались всякие военные парады и многолюдные сцены. Контур у всех фигур был черный, кроме случаев, когда нужно было отделить белую область от белой или желтой, тогда контур был красный.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Стрелки. Рисунок с древнеегипетского рельефа

Материалы для рисования.

В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики.

Методика рисования на глиняной доске.

На небольшую ровную поверхность не до конца высохшей глины юный художник палочкой наносил линейный рисунок. Если рисунок не получался, то поверхность снова выравнивалась и снова можно было рисовать. Если нужно было просто внести изменения, то нужный участок разглаживался пальцами (это ведь глина). Удобный метод рисования и не очень дорогой. Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок.

При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. В законченном рисунке ученик пальцами стирал эти клетки.

Методика рисования на стене.

Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.

Правила обучения учеников.

Метод и система обучения учеников была едина во всех заведениях и у всех преподавателей. Каноны предписывали строгое соблюдение правил обучения. Большое внимание уделялось технике рисования. Преподавателю нужно было научить учеников технике свободного движения руки. Ученик должен был легко рисовать плавные линии на поверхности доски. Так же ученик должен иметь твердую руку, чтобы хорошо выцарапывать контуры рисунков на стене и камне.

Система обучения была очень жестокой: за любое отступление от канонов ученик был строго наказан, даже избиением палками. Историки нашли папирусы, где сказано, что некоторые ученики ходили в колодках по 3 месяца или были связаны в темнице храма.Выбор профессии художника.

Ну, тут никакого выбора не было. В Древнем Египте профессии передавались от отца к сыну, от сына своему сыну. Свободы мало, но в этом были и свои плюсы. Отец мог дома обучать своего ребёнка.

Родитель брал своего сына на строительство какого-нибудь храма или дворца. При таком строительстве были школы, в которых и осваивали профессию юные художники. Учебными пособиями в таких школах служили методические таблицы (или образцовые рисунки), которые учитель рисовал сам или просил старших учеников. На рисунке ниже показаны такие таблицы. Они разбиты на квадратики, в которых вертикальные и горизонтальные линии членят рисунок по определённым местам. О существовании учебных таблиц свидетельствуют сохранившиеся скульптурные барельефы.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Пропорции сидящей фигуры

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Пропорции стоящей фигуры

Убедительным примером служит также доска, хранящаяся в московском Музее изобразительных искусств имени A. С. Пушкина.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Неоконченный древнеегипетский рельеф

Подведём итоги. В Древнем Египте укрепилась школа обучения со своими канонами и соблюдением правил. Обучение у всех художников было одинаковое. Обучение строилось не на изучении натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов рисования. В этом случае художник не мог изображать мир таким, каким его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.

Обучение рисунку в Древнем Египте. 1 часть
Обучение рисунку в Древнем Египте. 2 часть

По материалам Н. Н. Ростовцева.

blogproart.ru


Смотрите также