Прически древнего египта. Парикмахерское искусство Древнего Египта и Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История прически. От Древнего Египта до наших дней. Прически древнего египта


Древний Египет. Прически, украшения, косметика

Мода Египта

Egip 003.jpg

Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.

Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин.Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму «трапеции».

Прическа

Парики носило всё свободное население Египта. По сути это был не только и не столько «декоративный» элемент, но и своеобразная «визитная карточка» владельца, указывающая на его социальное положение.Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно «модными» а те времена, особенно в период Нового царства.

Egip 001.jpg

Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.

Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна. В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.

Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название «геометрических».

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах. Верх парика при этом был плоским.Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».

Egip 004.jpg

С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.

Форма такого парика была необычной, «каплевидной». Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.

Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.

Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.

Головные уборы

Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей — египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них — пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем.Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.

Egip 002.jpg

Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.

Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа — шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.

В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.

Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отг онять злых духов и п редохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков.Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались!

Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец.Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства.Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица».

Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев.Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.

Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах.Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок и ворон.

Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

источник — история прически (?)

ageiron.ru

Прически Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Прически Древнего Египта, кратко говоря, отличались своеобразной красотой и сложностью. Парикмахерское искусство было очень развито в те времена. Прически делали либо из собственных волос, либо из париков. Собственные волосы преимущественно носили люди из бедных слоев населения, либо молодежь. Богатые и знатные персоны предпочитали носить парики, при этом свои натуральные волосы полностью сбривались. Парик носил не только декоративную функцию, но и выступал в роли головного убора, сберегающего голову от солнечных лучей. Парики были двойными, имели своеобразную воздушную подушку, чтобы избежать теплового удара. Их изготавливали либо из натуральных волос, либо из шерсти, веревок и других материалов. Изначально парики были темного цвета, но со временем стали популярны и другие цвета, даже такие, как голубой, или, например, желтый. По форме и размеру парика можно было судить о социальном статусе человека – чем он богаче и знатнее, тем пышнее и наряднее его головной убор.

Сама форма прически с течением времени мало трансформировалась, разве что женские становились более декоративными. У причесок Древнего Египта есть общая черта – трапециевидная форма. Позже прическа стала усложняться, на париках заплетали тугие косички, либо завивали их с помощью деревянных палочек, на которые наматывали мокрые волосы. Сначала египтяне носили челку, но позже заменили ее на проборы – либо один прямой, либо несколько поперечных. Самая популярная длина волос – до плеч, но женские бывали и длиннее.

Среди женских причесок были популярны две разновидности – волосы разделялись пробором на две части и укладывались. В одном случае прическа напоминала по форме шар, а в другом – верх парика делали плоским, а волосы на концах ровно подстригали. Потом прически модернизировались – волосы также разделялись пробором, перехватывались металлическими ленточками, а концы закручивались, напоминая улитку. Уши оставались открытыми.

Помимо париков среди знатных людей, а также землевладельцев, были популярны простые короткие стрижки, либо небольшие парики, изготовленные из собственных волос.Воины носили парики, напоминающие небольшую круглую шапочку.Что касается детской прически, то детям головы брили, оставляя лишь одну прядь около левого виска. Эту прядь либо завивали, либо заплетали из нее косичку. Могли прикреплять накладную косу, сделанную из шерсти животных, или различных лент.

Жрецы тоже сбривали волосы на голове и носили парики очень больших размеров, поверх которых надевались маски священных животных.Рабы носили прически тех стран, откуда их привезли, либо полностью сбривали волосы в целях гигиены.

antiquehistory.ru

Основные виды и формы причесок в древнем Египте. История прически и косметики Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Знания и техника в Древнем Египте

7. Косметика в Древнем Египте

С начала всех времен женщины желали выглядеть более привлекательно и обворожительно. Нынешним девушкам доступен довольно широкий арсенал самых различных косметических средств. Но ведь так было не всегда. Что делали женщины, допустим...

История костюма и прически

3.2 Основные формы и виды одежды второй половины XVIII века

Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.), связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм...

История прически и косметики Древнего Египта

Косметика в древнем Египте

прическа косметика древний египет Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились...

Костюм и прически Древней Индии и Арабского Востока

1.1 Основные виды и формы причесок

На прическу древнеиндийского населения влияли различные факторы: и климатические условия, и кастовая принадлежность. Прически мужчин не отличались разнообразием и сложностью форм. Это были зачесанные назад волосы, завитые волнами...

Костюм эпохи средневековья и современность

6. Основные виды и формы одежды. Мужской костюм

...

Культура Древнего Египта

3. Развитие литературы в Древнем Египте

Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств...

Культура Древнего Египта

Религия в Древнем Египте.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс...

Культура Древнего Египта

3. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно...

Культура древних цивилизаций

3. Значение фараона в Древнем Египте

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами...

Культура древних цивилизаций

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

Глава 1. Представление о загробном мире в Древнем Египте

...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

Глава 2. Загробная жизнь в Древнем Египте

...

Особенности древнеегипетской культуры

3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность - одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию - от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда...

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

Глава 2. Основные формы и виды досуга древних римлян

...

Прическа в стиле "барокко"

Развитие парикмахерского искусства в Древнем Египте

Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением...

cult.bobrodobro.ru

Прически Древнего Египта и современные прически.

Прически Древнего Египта

Сведения, полученные о Древнем Египте относятся к концу четвертого тысячелетия до нашей эры.

Уцелевшие памятники искусства рассказывают о событиях, происходивших в одном из древнейших государств мира, о становлении и развитии его культуры, искусства, о религии и быте народа.

Прически походили на геометрическую фигуру - трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными.

Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники - маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой мокрой. Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.

Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода-знак владения землей. Бороду часто украшали золоченой змейкой - уреем, которая также считалась символом власти. Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики.

Самыми типичными прическами на париках были две: первая - все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны.

История африканских косичек насчитывает более 5 тысяч лет. Древние египтяне заплетали волосы в тугие косички, укладывали их в различные прически — не только защищая голову от палящего солнца, но создавая самобытный стиль. Прически древних египтян отражали уникальную философию африканского народа, их делали с особым смыслом, читая в процессе плетения особые позитивные заклинания

В истории африканских косичек заметную роль сыграла и европейская культура. Белые поселенцы Африки с их прямыми волосами во многом подтолкнули африканских парикмахеров создавать прически из кос определенной формы, имитируя европейский стиль.

Африканские прически прочно поселились в нынешнем парикмахерском мире. Эти прически символизируют единение совершенно разных культур, рождают совершенно новое направление — стиль «человека гармоничного», комфортно чувствующего себя на стыке цивилизаций. После африканской прически всегда к лучшему меняется жизнь человека, это проверено неоднократно. Трудно сказать, оказывает ли такое влияние афроприческа сама по себе, либо это сказывается гармония и внутренний свет человека, сделавшего афроприческу… Но это действительно так — афрочудо приносит счастье в жизнь и наполняет радостью сердце.

infourok.ru

История прически. От Древнего Египта до наших дней.

История прически берет свои истоки много-много веков назад. Почему? Длинные, густые, роскошные волосы – это настоящий подарок природы для женщины. Ведь красивая, блестящая прическа без сомнения привлекает взгляды и вызывает восхищение. А что же служит украшением для волос? Конечно красивая, хорошо выполненная прическа.

история прически

История прически.

На самом деле создать профессиональную прическу является настоящим искусством. Его история уходит корнями в далекое прошлое, в каждой стране, в каждой цивилизации имеет свои отличии и особенности. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Новое царство. Египет.

В этот период носили парики из: волос, бараньей шерсти, окрашенной ткани, как хлопчатобумажной, так и льняной. Особые модники того времени отдавали предпочтение двойным парикам.

Верховное лицо Египта – фараон в повседневности носил парик, сплетенный из множества косичек. Подобная прическа благоухала эфирными, ароматическими маслами. Для более важных, торжественных случаев, фараоны надевали специальные парики.

Принцы Египта пользовались той же привилегией, они носили такие же парики, с одним небольшим отличием: присутствовала плетеная, накладная или собранная в пучок коса. Прикреплялась она к шапочке или парику сбоку. Слуги, понятное дело, носили прически попроще.

Вместо человеческих волос, они использовали либо папирус, либо луб, либо обычную ткань в своей прическе.прически древнего Египта

Что касается модниц среди представительниц прекрасного пола, то тут были два варианта: плоский парик на темени и ровной волной падающие волосы, подстриженные по бокам головы. Очень напоминает современную прическу карэ. Вполне возможно, что современная мода на прически отдает дань древним красавицам египетских земель.

Второй вариант: полукруглый парик в форме шлема, куда вплетались тонкие косички. Цель такой прически было подчеркнуть красоту головы и спускаться на уши тремя слоистыми треугольными языками.

Древний Рим.

Древний Рим внес в искусство создания причесок должное новшество – щипцы для завивания волос. Хотя, конечно, они были далеко не совершенны. Тем не менее, это было определенное ноу-хау, которое с годами совершенствовалось и проходило этапы развития.

Благодаря римлянам, появился так званый, холодный способ укладки. В этом деле использовали пальцы или же современные на то время бигуди. Осветляли римляне волосы с помощью щелочного мыла. На голове модников создавались целые шедевры – сложные прически, которые держались с помощью специальных каркасов.

прически древнего Рима

Средневековье.

В средние века правила прически для женщин стали более суровыми. Волосы прятались под накидками. Поэтому сложные прически уже не были актуальными. И лишь с 13 века красота волос снова стала развиваться. В то время мужчины даже могли вплетать в прическу цветы, а девушки и женщины носить дорогие диадемы и золотые венки на своих прическах.

Шестнадцатый век в истории пропагандировал моду на блондинок, и итальянские женщины дружно принялись осветлять волосы, стараясь не отстать от моды. В виде украшений шли драгоценности и специальные накидки. Женщины не останавливались перед тем, что бы специально выщипать брови и подбрить волосы у лба, с целью, что бы тот казался выше.

прически средневековья

Век 18-ый 19-ый.

В 18-том веке вернее во второй его половине случился настоящий «большой взрыв». В моду вошли невероятно громоздкие, пышные и высокие прически. У этих произведений парикмахерского искусства было больше общего с архитектурным возведением, нежели чем с простой прической, так как для их сооружения собственных волос явно не хватало, и в ход шло абсолютно все: конский волос, ленты, дерево, фрукты, драгоценности.

На создание такой прически могло уйти до 10-ти часов, а ее возведением слуги занимались стоя на лестнице.

прически 18 век

Начало 20-го века – наши дни.

Начало 20-века еще диктовало условие на пышные, длинные волосы. Однако, уже в 20-е годы, человечество повергает в шок новое веяние моды. Женщины с мальчишечьими стрижками. Мода больше не является привилегией королевских дворов, отныне она доступна простому народу. Диктуют условия звезды кино, сцены, эстрады.

Помимо причесок играет роль модный макияж, цвет глаз, разрез рта, умение держаться прямо и с достоинством.

прически в наши дни

Несмотря на то, что в наше время с помощью стилиста можно кардинально и по своему желанию изменить внешность в любую стороны, длинные, здоровые волосы, всегда будут на высоте и считаться неоспоримым доказательством женственности и вкуса.

volosy-volosy.ru

Парикмахерское искусство Древнего Египта и Древнего Востока

История моды

Истоки парикмахерского дела уходят в очень далекие времена. Рассмотрим парикмахерское искусство в Древнем мире: Египте, Риме, Греции... Египтяне в древности носили парики: тщательно заплетенные в косички пряди волос были подстрижены на одном уровне, ниже ушей (первое «Каре»), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки. Парики из дорогостоящих материалов были достоянием жрецов, а впоследствии и представителей господствующих классов. Модный цвет — темно-коричневый или черный. Краситель применяли растительный — хну.

История моды

Мысленно перенесемся к до сих пор сохранившимся лучшим образцам портретной скульптуры Древнего Египта. Статуэтка Нофрет (Древний Египет, около 2700—2500 лет до н. э., Каир, Музей), выполненная из мягкого известняка, раскрашена в установленный в те времена для женских скульптур коричневато-желтый цвет, глаза серо-голубого цвета, сделанные из серовато-голубого халцедона (сапфирина), пряди волос аккуратно заплетены в косички и подстрижены на уровне плеч, голову украшает диадема с символическими изображениями. В те времена, относящиеся к V династии фараона (середина III тысячелетия до н. э.), к портретной скульптуре предъявлялись требования абсолютной схожести с действительно существующим лицом, так как, с точки зрения египетской религии, жизненная сила («ка»), а также душа человека («ба») после смерти человека могли найти вновь свою земную оболочку. Так рождался реалистический скульптурный портрет, по которому мы можем судить и о прическе.

История моды

Конец XV—начало XIV веков до нашей эры. Эпоха Нефертити, что означает по-древнеегипетски «красавица грядет»... И сегодня нас завораживает скульптурный лик древнеегипетской царицы с ее изумительной прической. Это была эпоха расцвета искусства создавать различные составы для умащения кожи. Толк в мазях и благовониях, как никто на земле, древние египтяне знали.

Мужчины в Древнем Египте брили бороду каменными или бронзовыми приспособлениями, но на приемах фараон надевал парик и накладную бороду, простолюдины же носили просто свободные волосы.

В книгах Ветхого Завета говорится о значении наличия длинных волос для мужской красоты и силы. Секрет могущества Самсона заключался в его волосах, и, лишившись их, Самсон лишился силы.

Прекрасные волнистые женские волосы восхищали и наполняли сердца трепетной нежностью — вспомним вдохновенную «Песнь песней»...

Облик царевича Авессалома — это юноша с пышными густыми волнистыми волосами. Мужчины носили длинные, зачесанные назад волосы. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи — в кольца.

(Продолжение следует.)

beauty.wild-mistress.ru

Прически Древнего Египта — Строительно-технический техникум

Основные виды и формы причесок. Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.

Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в пе- риод Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, ‘завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами. Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода—знак владения землей .

"" Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти. Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических»

""

Нефертити и богиня Исида. Стенная роспись гробницы Нефертити. Новое царство. На головах двух женщин надеты длинные черные парики, состоящие из трех частей, и громоздкие головные уборы. Парики плотно облегают голову, спускаясь до бровей, сбоку волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь и спину. Так как древнеегипетская скульптура требовала профильного изображения, то можно предположить, что с другой стороны также должна была спускаться широкая прядь. Концы парика заканчивались горизонтальными цветными полосками. На росписи не видно следов завивки или косичек на парике, поэтому можно предположить, что он был сделан из одноцветного черного материала. Дополнением и украшением к парику служат головные уборы: один в виде солнечного диска, расположенного между двумя высокими полукруглыми рогами, поднимающимися посредине головы. Другой головной убор более нарядный. Он изображает чучело птицы, распростершей свои крылья над головой. Крылья, хвост птицы нереданы очень натурально, детально проработано каждое перо. Надо лбом и около мочки уха укреплены украшения: небольшие головки змей — символа власти. Обе женщины одеты в костюм из тонкой ткани.

Статуя царского сына Рахопета и его жены Нофрет. V династия. Роспись гробницы в Медуме. Середина III тысячелетия до нашей эры. Древнее царство. Изображены мужчина и женщина в париках. Парик мужчины короткий, темный. Волосы обрамляют лицо с трех сторон, при этом оставляя уши открытыми. Возможно, парик сделан из искусственных материалов. Прическа проста; это гладкие, прямые, плотно уложенные пряди. Можно предположить, что такая прическа делалась и из естественных волос.

Скульптурная группа правителя Уджанхджеса с женой. На голове мужчины короткий парик, он закрывает уши, волосы не достигают плеч. Пряди волос расходятся по обе стороны от пробора, на лбу из-под края парика видны пряди собственных волос. Волосы, брови, глаза черные.

Верхняя часть статуи Сенусерта III (Среднее царство). На голо- ве мужчины полосатый платок-немее, обычный головной убор египетских фараонов. Надо лбом урей. Небольшая бородка прикреплена при помощи завязок, которые проходят по щекам.

Голова царицы (эпоха Среднего царства). Время фараонов Сенусерта III — Аменемхета III. Голову царицы украшает так называемый гаторический парик, который получил распространение в эпоху Среднего царства. Парик такой формы изображен на голове богини Гатор (Хатор) в капителях колонн. В эпоху Среднего царства на скульптурных изображениях можно видеть два варианта этого парика. В своем первоначальном изображении парик украшает голову царицы Нофрет, жены Сенусерта П. Парик массивен, спадает спереди на грудь двумя симметричными спиралеобразно закрученными концами. В середине свисающий конец парика как бы вздувается, утолщаясь. Внутренняя прядь идет от уха до уха, падает не прямо, а косо. Волосяные пряди перехвачены горизонтально лежащими лентами,— возможно, это обручи из тонкого металла. Головные уборы, украшения, косметика. Одежды древних египтян были очень просты; изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Кроме льняных население носило одежды из кожи, хлопка. Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головные уборы. Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону краснобелого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы. Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем. Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову; уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер .

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных. Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде рас- простершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов. Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом. В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.

Украшения. В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Египтяне любили бирюзовые тона. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле. Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоцен- ными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались. Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица». Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний ра- стительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса. Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.

Царица Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав, кореньев. Некоторые рецепты сохранились до наших дней. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготов- лению косметических средств. Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок, ворон. Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.

stt.epk.proffi95.ru


Смотрите также