Медицина в Древнем Риме (стр. 1 из 2). Медицина древнего рима
Военная медицина в Древнем Риме
Можно вполне уверенно сказать, что военная медицина как таковая появилась вместе с человеком разумным и первыми конфликтами с применением камней и дубин – к сегодняшнему дню известно достаточно скелетов неандертальцев со следами залеченных переломов. Эффективность работы доисторических костоправов была достаточно высока: успешное сращение костей зафиксировано более чем в 70% случаев, и уж наверняка далеко не все эти травмы были получены в результате несчастных случаев. Однако формально военная медицина была выделена как в отдельную науку, так и в специализированное ведомство при армии только в Древнем Риме имперского периода. Разумеется, помощь раненым на поле боя оказывалась и в других государствах античности, от Ассирии до Египта, но именно римляне первыми создали государственную структуру, отвечавшую строго за помощь солдатам во время и после сражения.
Прежде чем переходить к существу вопроса, сначала ознакомимся с краткими сведениями о достижениях античной медицины в целом.
Медицинская наука в Римской империи
Отметим, что римские успехи в данной области были унаследованы от всей Средиземноморской цивилизации и прежде всего – Эллады. В начале I тысячелетия нашей эры главным центром медицинского образования была Александрия, но вполне уважаемые школы медицины существовали также в Галлии и Испании, в Афинах, Антиохии, Косе, Эфесе, Смирне и Пергаме. Тем не менее, в поисках медицинского образования молодые люди из всех провинций Империи устремлялась в египетскую столицу. Даже в IV веке н.э., когда Египет переживал серьёзный упадок, Аммиан Марцеллин писал, что достаточной рекомендацией для врача являлось простое упоминание об учёбе в Александрии.
Римский врач. Античная фреска, Помпеи
Это прозвучит странно, но в те времена существенно прогрессировала врачебная специализация. «Никто не в силах быть универсальным врачом, – записывает Филострат Флавий Старший около 225 года н.э., – должны существовать специалисты по ранам, лихорадкам, глазным болезням, чахотке». В Александрии практиковалось анатомирование трупов, а хирургия, пожалуй, была развита здесь в I веке столь же хорошо, как и в лучших европейских клиниках до начала XIX века включительно. Нередко врачами были женщины, одна из них, Метродора, написала сохранившийся трактат о болезнях матки. История медицины той эпохи украшена великими именами: Руф Эфесский описал строение глаза, провёл различие между мoторными и сенсорными нервами и усовершенствовал методы остановки кровотечения в хирургии. Марин Александрийский прославился операциями на черепе, включая установку восстанавливающих пластин из металла, что было весьма актуально после ранений головы. Диоскорид из Киликии (40–90 гг. н.э.) написал труд Materia Medica, в котором содержались описания шестисот используемых в медицине растений, и эти описания оказались настолько хороши, что его книга оставалась наиболее авторитетным пособием по данной теме вплоть до эпохи Возрождения. Он же использовал для обезболивания настойку из мандрагоры.
Абсолютно феноменальных успехов достигает гинекология, и повторить их удалось только почти две тысячи лет спустя – именно античные врачи изобрели гинекологические зеркала и акушерские кресло. Гален, самый знаменитый врач этого периода, был сыном архитектора из Пергама. В семнадцать он обратился к медицине, учился в Киликии, Финикии, Палестине, на Кипре, в Греции и Александрии, работал хирургом в пергамской гладиаторской школе и некоторое время практиковал в Риме (164–168 гг. н.э.). Он оказался внимательным наблюдателем и экспериментировал больше, чем любой другой античный врач. Гален старательно описал строение черепа и спинной хребет, мускульную систему, молочные железы, сердечные клапаны. Он выявил отличие плеврита от пневмонии, описал аневризмы, рак и туберкулёз, раскрыв инфекционную природу последнего.
Рим, с его невероятно действенной и успешной системой государственного строительства, начал заботиться о поддержке медицинской науки во времена Веспасиана, когда открылись первые кафедры, а преподаватели получили твёрдое жалование – выпускники этих школ получали звание «государственного врача» (medicus a republica) и только они впоследствии могли практиковать в пределах Рима. Многие из государственных врачей направлялись на службу в армию.
Таким образом, мы видим, что, в сравнении с позднейшими эпохами вплоть до XIX века, античная медицина стояла на весьма высоком уровне, а поскольку Рим воевал много и практически беспрерывно, перед государством встал насущный вопрос о лечении и последующем возвращении в строй раненых легионеров. Римляне подошли к этому вопросу с присущей им прагматичностью и обстоятельностью.
Медицина в армии
Римляне никогда не завоевали бы половину обитаемого мира, не обладая чётким пониманием необходимости строгой организации всех государственных ведомств – Империя являлась сложнейшим организмом, вполне сопоставимым с современными крупными странами. Поскольку римская армия была, если угодно, «государствообразующей» структурой и самым эффективным военным механизмом времён античности, внимание обеспечению, снабжению и строительству войска отдавалось самое пристальное.
В республиканский период армия имела вид народного ополчения, собиравшегося в случае военной угрозы из свободных граждан по имущественному цензу. Ситуация начала меняться при диктаторе Луции Корнелии Сулле в I веке до н.э., когда появилась «профессиональная» армия, а за время до окончания Гражданской войны и воцарения Октавиана Августа эволюция войска была окончательно завершена – легионы, как того требовал старинный закон, после окончания боевых действий не распускались, и служба отныне неслась на гарнизонной основе.
Римский врач с помощником-капсарием. Современная иллюстрация
Примерно в эпоху Августа получает развитие столь важное направление военной медицины, как санитария – римляне и так-то были чистюлями, ну а в военном лагере при большом скоплении людей на ограниченной территории санитарные правила должны были соблюдаться неукоснительно. Здоровье легионера, а следовательно, и его возможность незамедлительно выполнить приказ, стояли на первом месте. Офицеры проверяли качество поставляемых продуктов и воды, учитывались все мелочи – туалеты, удобство и чистота одежды, ветеринарная служба; всё это находилось в ведении префекта лагеря. Гигиенические требования к обустройству лагеря можно встретить у многих латинских авторов – Флавий Вегеций Ренат сообщает нам, что палатки необходимо ставить на сухом и возвышенном месте, в случае холодов требуется запас тёплой одежды для солдат, особое внимание во избежание проблем с кишечником следует обратить на чистоту воды. Раненые и больные обязаны отдыхать, а следовательно, лазареты надо устраивать как можно дальше от шумных легионных мастерских, где чинятся доспехи и оружие. До нас дошла и следующая рекомендация:
«…Для того чтобы всё войско не утомлялось шумом, возникающим из-за криков людей или звона щитов, следует разбивать лагерь легиона на одну или две мили от осаждённой крепости, откуда не будет слышен шум, производимый осаждающими».
В наши времена это называется «гигиена слуха» или «акустическая гигиена», но уже две тысячи лет назад римляне отлично понимали, что утомлённый после боя легионер должен как следует выспаться, и принимали соответствующие меры. Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» совершенно не упоминает о военных врачах, но нет сомнений, что медицинское обеспечение хотя бы на низовом уровне в его армии присутствовало – по крайней мере, каждый римский солдат обязан был носить с собой перевязочный материал для оказания первой помощи товарищу, но это отвлекало его от основной обязанности: сражаться. Какой отсюда следует вывод? Верно – должна быть создана специализированная служба с легионными врачами и санитарными командами!
Санитары-капсарии оказывают помощь раненым. Барельеф на колонне Траяна, Рим
Сказано – сделано: римляне очень быстро внедряли полезные новшества. Ко II веку н.э. военная медицина достигает своего античного апогея, превратившись в великолепно организованную структуру. В каждом легионе насчитывалось 24 хирурга, полевая медицина и служба первой помощи работали практически безупречно, а рядом с каждым крупным военным лагерем находился госпиталь. Назывался госпиталь валетудинарием, от латинского valetudo, valetudinis – «здоровье», то есть наиболее близкий перевод на русский язык должен звучать как «здравница». Валетудинарии, строившиеся в retentura, задней и наиболее удалённой от противника части лагеря, обслуживали крупные военные соединения, обычно два-три легиона – общая вместимость госпиталя составляла около 200 коек, то есть примерно одно место на полсотни легионеров. Рядом часто возводился алтарь, посвящённый Эскулапу, богу врачебного искусства, чей культ проник в Рим из Эллады в 293–291 годах до н.э., когда в Вечном Городе возникла эпидемия неведомой нам заразы – Сивиллины книги тогда дали совет ради избавления от мора привезти в Рим статую Асклепия Эпидаврского…
Если поначалу валетудинарии были деревянными, то ко II веку н.э. привыкшие к унификации и единообразию римляне начали строить типовые госпиталя из камня – сооружения весьма внушительные и оснащённые всеми доступными по тем временам удобствами. В стандартном виде это было прямоугольное одноэтажное здание 60×100 метров с внутренним двором-атриумом, обязательным отоплением, канализационным стоком, по возможности – водопроводом, палатами на 5–6 человек, отдельными операционными и складами для лекарственных трав, инструментов и перевязочного материала. Наиболее хорошо сохранившийся валетудинарий сейчас можно увидеть в городке Карлеон в Уэльсе – надолго обосновавшиеся в провинции Британия легионы возвели даже обширные термы при госпитале. Снабжался валетудинарий (как, впрочем, и вся армия) централизованно.
Современная реконструкция римского госпиталя с внутренним двором
Медицинский персонал госпиталей носил статус immunes, иммунов, то есть освобождался от обязательных для каждого солдата хозяйственных и строительных работ: известно, что в мирное время легионеры в самом буквальном смысле этого слова строили империю – дороги, оборонительные валы, города. Профессиональные «государственные врачи», о которых мы говорили выше, назывались medicus ordinarius, помогали им санитары-капсарии, чьё название произошло от сумки с полевой аптечкой – capsa. Инструментарии отвечали за материальное обеспечение: лекарства, инструменты, вино, являвшееся основой многих лекарств. Общий уход за ранеными и больными осуществляли чаще всего рабы. Возглавлял госпиталь главный врач – medicus castrorum, находившийся в прямом подчинении префекта лагеря или легионного трибуна.
Не надо думать, что при всей кажущейся архаичности римской медицины по состоянию на I–II века н.э. врачебное искусство было примитивным или шарлатанским – как гражданские, так и военные медики отлично знали своё дело. Им было известно медикаментозное обезболивание – препараты на основе дурманящих трав. Археологами обнаружено множество сложных хирургических инструментов, использующихся и в наши времена: зонды для исследования ран, скальпели, катетеры, зажимы для остановки кровотечений из повреждённых сосудов, шовные принадлежности. Цельс описывает более сотни различных инструментов, среди которых были и специализированные – к примеру, тюфлагкистрон, найденный неподалёку от места базирования V Македонского легиона в Мезии: это устройство предназначалось для извлечения из ран наконечников стрел с минимальным травматизмом для раненого. Наконец, римляне имели представление об антисептике – врачи мыли руки и инструменты горячим красным вином, найдены и печи для стерилизации.
Хирургические инструменты, найденные при раскопках в Помпеях
Действия медицинского персонала на поле боя были стандартным. Капсарии, конные санитары, возглавлявшие небольшой отряд носильщиков, или оказывали первую помощь непосредственно во время сражения в ближнем тылу, куда перетаскивали раненых, или немедленно эвакуировали их в госпиталь, где пострадавшие оказывались в руках хирургов. То есть, уже тогда были сформированы понятия о медицинской эвакуации. Раненому в госпитале оказывалась вся возможная помощь и уход, было распространено частичное протезирование – те же металлические пластины при травмах черепа. В случае успешного лечения легионер возвращался в строй, а при получении инвалидности его статус менялся на missio causaria – медицинская демобилизация, дававшая ровно те же гражданские права, что и missio honesta, демобилизация почётная, по выслуге лет. То есть, римлянин, выбывший из армии по медицинским показаниям, освобождался от налогов и гражданских обязанностей.
Тем не менее, при всей организованности и серьёзнейшем подходе к военной медицине, шансы выжить были далеко не у всех. Аммиан Марцеллин в XIX книге «Римской истории» описывает битву римлян с армией персидского царя Шапура у города Амида:
«…Наконец ночь прекратила убийства, и пресыщение ужасами боя дало обеим сторонам более продолжительный отдых. Но и когда нам дана была возможность отдохнуть, непрерывный труд и бессонница истощили остаток наших сил, а кроме того, нас терзали своим видом кровь и бледные лица умиравших товарищей. Теснота не позволяла даже отдать им последний долг погребения; в стены сравнительно небольшого города были втиснуты семь легионов, толпа горожан и пришельцев и некоторое число других ещё солдат, всего около 20 тысяч человек. Каждый по возможности лечил свои раны сам или при помощи лекарей; некоторые, получившие тяжкие увечья, боролись со смертью и испускали дух от потери крови, другие, пронзённые насквозь, лежали ничком на земле, и когда они испускали дух, их отбрасывали в сторону; некоторые были так страшно изранены, что сведущие во врачебном искусстве не позволяли касаться их, чтобы не усиливать ещё более их страдания без всякой пользы; у иных извлекались из тела стрелы, и при этой рискованной процедуре они терпели страдания более тяжкие, чем сама смерть».
Римскую структуру организации военной медицины впоследствии унаследовала Византия, расширившая отряды капсариев – это уже были отдельные санитарные подразделения deputatus/депутатов, примерно по 10 человек на одну когорту, занимавшиеся исключительно оказанием помощи на поле боя и эвакуацией. Увы, но после падения Рима и с наступлением Тёмных веков европейская медицина в созданных варварами на обломках Империи государствах откатилась к совершенно первобытному состоянию и начала хоть как-то возрождаться только к периоду Высокого Средневековья, а античных высот достигла и вовсе в Новое время.
Однако великий Рим создал достаточную теоретическую базу, которой потомки пользовались на протяжении практически полутора тысяч лет – сохранились труды Галена, Цельса, Диоскорида, Сорана Киликийского и многих других авторов, направлявших врачей в позднейшие эпохи. Выдающаяся же военная медицина Империи умерла вместе с Римом, и её возрождения пришлось ждать долгие столетия…
warspot.ru
Медицина Древнего Рима
Древний Рим славился не только своими строителями и деятелями искусств, но и профессиональными врачами. Если учесть то обстоятельство, что ни особых лекарственных препаратов, ни сложных медицинских инструментов и приборов тогда ещё не было, можно сказать, что римские лекари были настоящими кудесниками.
Врачевание пришло в Риме из Греции, Малой Азии и Египта, которые славились своим искусными лекарями. Больниц и поликлиник в те времена не было, поэтому богатые и знатные граждане Рима предпочитали иметь своего личного (точнее семейного) врача, который обычно был рабом. Иногда патриций отпускал свого раба на заработки, но семью своего господина и его друзей он должен был лечить бесплатно.
Рим был славен своей армией и завоеваниями, но в бою даже хорошие воины часто получали ранения, поэтому в состав римских легионов стали включать и врачей. На каждую когорту войска (1000 человек), выделяли 4 врачей. Им помогали специальные санитарные команды, следовавшие в арьергарде и подбиравшие раненых. Работа санитаров и врачей щедро оплачивалась: за каждого спасённого от смерти воина они получали круглую сумму золотом. В дальнейшем были даже созданы специальные лагеря для раненых, которые можно считать первыми госпиталями.
В дальнейшем медицина в Древнем Риме и его провинциях настолько развилась, что врачей стали обучать в специальных школах. Будущим медикам преподавали анатомию, рассказывали о лекарственных травах и других методах лечения, а практические навыки они получали у постели больного или при вскрытии животных. Римских лекарей экзаменовала специальная комиссия, которая определяла, достоин ли он носить звание врача или нет.
В дальнейшем в римской медицине даже распространилось деление по узкой специализации: одни врачи лечили только зубы, другие глаза, третьи – внутренние заболевания и т.д. Должность врача со временем стало очень почётной: они получали различные привилегии и льготы, например, освобождались от воинской обязанности.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Медицина в Древнем Риме | Социальная сеть работников образования
ДРЕВНИЙ РИМ
Древний Рим это исторический период от 8 века до нашей эры до 476 года нашей эры.
МЕДИЦИНА 8-3 век д.н.э
Траволечение
Магия.
Лечение капустой.
Врачи профессионалы.
Греческий врач Архагат-
практиковал хирургические методы.
Хирургическая помощь воинам.
Хирургические инструменты
Асклепиада.
Активный образ жизни Диета, Соблюдение чисто-ты кожи, водолечение, массаж.
массаж
Клавдий Гален родился около 130 г. н. э
Научная медицина
Изучение человека:
-анатомия
-физиология
Лечебные методы:
-терапея
-хирургия
-лекарства
-врачебная практика
Вправление вывиха на аппарате Галена.
Медицина начального периода становления римского государства 8-6 век до н.э представлена деятельностью жрецов, совмещавших траволечение с магическими методами. Жрецы - Гаруспики (так их называли) пользовались уважением в обществе, лечили правителей, давали советы.
До III века до н. э. не было профессиональных медиков, поэтому терапия ограничивалась молитвами и снадобьями, приготовленными из природных компонентов. Излюбленным средством знахарей являлась капуста. Многие считали ее первой из всех овощей. Ели ее вареной и сырой, она чудо как помогает пищеварению. Римские легионеры регулярно употребляли в пищу капусту, так как считалось, что она делает людей более крепкими и выносливыми. Отправляясь в поход, римский воин брал с собой специальный сосуд с лекарством, приготовленным из капусты. Снадобье хорошо залечивало раны и останавливало кровотечение .устанавливает желудок. Государ-ственные деятели рекомендовали рецепты к применению целебного овоща: «прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. Она очистит язвы, безболезненно излечит их. Если есть гнойник, она заставит его прорваться. Здоровее нет еды – она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз».
В развалинах древней столицы были обнаружены зубные протезы, выполненные в виде золотого моста с искусственными зубами из кости теленка.
До II в. до н. э. обходились без врачевателей-профессионалов. Итальянцы не хотели принимать Греческую медицину. Считалась выражением изнеженности и роскоши.
Первыми профессиональными врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта). Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской медицины был, весьма ощутимым. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом. В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Греческая медицина получила признание в столице Римской республики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.), который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам-—выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.
Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается Архагат. Он использовал методы прижи-гания и хирургические операции.
Другой представитель греческой медицины Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении (сегодня, в «век гиподинамии» эти рекомендации звучат особенно актуально). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Парализованных он советовал носить на коврах и .раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы; успеху лечения способствовала также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко.
В начале нашей эры выдающимся врачом древнего мира стал Гален из Пергама (малая Азия), грек по происхождению С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, Александрии.
Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппадокию, Аквилею. Вернувшись в Пергам, работал в должности врача в школе гладиаторов. После восстания гладиаторов Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной врачебной практикой. Гален — придворный врача римских императоров.
Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине. Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела» , «Об анатомии...», «Терапевтические методы» ,О больных частях тела», «О составе лекарств...» и др. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени;
Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом.Гален разработал ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья.
Учение Галена имели огромное значение для развития медицинской науки. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом— врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.
nsportal.ru
Медицина и общественное здоровье в Древнем Риме
Древние римляне, как и Древние греки, и египтяне, внесли огромный вклад в медицину и здравоохранение. Римляне в основном ориентировались на общественное здравоохранение. Во времена становления Древнего Рима медицина не представляла собой чисто профессиональную отрасль, так как из-за плохой гигиены люди являлись постоянным источником заболеваний, поэтому любое улучшение здоровья населения оказывало положительное влияние на общество.
Римляне многое узнали от Древних греков. Взаимоотношения римлян и греков начались с 500 года до н. э. В 146 году до н. э. часть Греции стала провинцией Римской империи, и в 27 году до н. э. римляне стали контролировать не только Грецию, но и греко-говорящие народы земель, окружающих Средиземное море. Римляне использовали идеи греков, не просто копируя их. Греческие идеи, которые не несли в себе никакой практической пользы, игнорировались римлянами, и, казалось, что Римская империя была более заинтересована в вещах, которые могли бы привести к улучшению качества жизни людей во всей огромной империи.
«Города Греции славятся своей красотой. Римляне преуспели в тех вещах, которые мало интересовали греков, таких как строительство дорог, водопроводов и канализации». (Страбон, греческий географ)
И действительно, кажется, что римляне были более практичными, особенно похоже, что они больше греков интересовались математикой и решением практических задач.
В первые годы становления Римской империи не было людей, имеющих медицинскую профессию. Считалось, что каждый глава семьи имел достаточные знания о лекарственных травах и медицине, для лечения заболеваний в домашних условиях. Римский писатель Плиний писал: «Необработанная шерсть, применяемая с медом, излечивает старые болячки. Раны лечат, смачивая их вином или уксусом… Желтки яиц используются для лечения дизентерии, применяются с размельченной скорлупой, соком мака и вином. Рекомендуется промывать глаза отваром печени и костного мозга тем, у кого болят глаза или опухают».
После вхождения Греции в Римскую империю, многие греческие врачи примкнули к Риму. Некоторые из них были военнопленными, и, возможно, были куплены богатыми римлянами, для работы в домашнем хозяйстве. Многие из этих врачей становились членами состоятельных римских семей. Известно, что многие из таких врачей зарабатывали себе свободу и создавали собственные практики в самом Риме. После 200 года до н. э. все больше греческих лекарей стало приезжать в Рим, но их успех за счет римлян вызывал некоторое недоверие.
Однако, многие греческие врачи имели поддержку императоров, а наиболее известные, были очень популярны у римской общественности. Плиний писал, что когда Фессала практиковал общественное лечение на публике, он привлекал больше толпы, чем любой из известных актеров и всадников колесниц, обосновавшихся в Риме.
Древние римляне и общественное здоровье
Римляне глубоко верили, что в здоровом теле здоровый дух. Существовало поверье, что если человек поддерживал себя в форме, то он мог более успешно бороться с болезнью. Вместо того, чтобы тратить деньги на лекаря, многие римляне предпочитали тратить их на поддержание своей фигуры.
«Человек должен выделить некоторую часть дня для ухода за своим телом. Он должен быть убежден, что его тело получает достаточную физическую нагрузку, особенно перед едой». (Цельс)
Римляне верили, что болезни имели естественную причину, и что плохое самочувствие может быть вызвано плохой водой. Отсюда и их стремление к улучшению системы здравоохранения в Древнем Риме, так, чтобы она была доступна всему населению, а не только богачам. Тем, кто работал на римлян, также как и солдатам, было необходимо иметь хорошее здоровье. В этом смысле римляне были первыми в цивилизации, кто развивал систему общественного здравоохранения для всех, независимо от их материального достатка.
Римские города, виллы и фермы строились в местах, которые признавались экологически чистыми. Римляне знали, где можно строить дома, а где строить не нужно.
«При строительстве дома или фермы особая внимательность проявлялась, чтобы разместить его у подножья лесистого холма, где он будет находиться под воздействием целебных ветров. Следует быть осторожными при строительстве там, где есть болото, так как на них размножается множество крошечных, не видимых глазу насекомых. Они вдыхаются с воздухом и попадают в организм через нос и рот, вызывая серьезные заболевания». (Марк Варрон)
«Вблизи зданий не должны располагаться болота, которые выделяют ядовитые пары в летний период времени. В это время размножаются многие насекомые и распространяют болезни через укусы». (Колумелла)
Римляне практиковали осушение болот, чтобы избавить области от комаров, зараженных малярией. Юлий Цезарь осушил болото Codetan, а на его месте посадил лес.
Римляне уделяли повышенное внимание здоровью своих солдат, так как без них Римская империя могла рухнуть. Особое внимание уделялось, чтобы у солдат был доступ к чистой питьевой воде, для поддержания себя в форме. Командиры приказывали офицерам не разбивать лагерь близко к болотам и запрещали пить болотную воду. Солдаты часто перемещались, поскольку считалось, что если они будут слишком долго оставаться на одном месте, то начнут страдать от болезней, которые могут существовать в этой области.
Чистая вода была очень важна для римлян.
«Мы должны проявлять большую осторожность в поиске источников, и при выборе их иметь ввиду здоровье людей». (Витрувий, римский архитектор)
Города, поселки и форты строились вблизи источников. Однако, с ростом городов и поселков в Древнем Риме, возникла необходимость доставлять воду из дальнего зарубежья. По мере прироста населения, потребность в чистой воде возрастала. Попытки пустить воду под землей по трубам были невозможны, так как свинцовые трубы были слишком хрупкими, а бронзовые – слишком дорогими. Римляне не могли сделать чугунные трубы, так как методы производства чугуна в то время еще не были известны. Раз римляне не могли пустить воду под землей, то они решили провести водопровод на поверхности. Когда вода по трубопроводу поступала в город, она подавалась через бронзовые или керамические трубы. Чтобы вода бежала с небольшим напором, трубопроводы строились на склонах. Долины соединялись с помощью акведуков. Одним из самых известных является акведук Пон-дю-Гар в Ниме на юге Франции. Там, где это было возможно, римляне прокладывали водопровод по тоннелям.
Древний Рим, являясь столицей империи, должен был иметь хорошее водоснабжение. Поставка воды была разработана Юлием Фронтинусом, который в 97 году н. э. был назначен комиссаром по водоснабжению Рима. Акведуки, которые обеспечивали Рим водой, пропускали около одного миллиарда литров воды в день.
Личная гигиена также имела важное значение в каждодневной жизни жителей Древнего Рима. Важную роль в этом играли римские бани. Бани использовали все, бедные и богатые. Во многих римских поселениях были общественные бани.
Даже те люди, которые были больны, должны были посещать баню, для того, чтобы восстановить свое здоровье.
В римских домах и на улицах были туалеты. Другие также использовали их и по сути своей несли в себе признак богатства. К 315 году н. э. в Древнем Риме насчитывалось 144 общественных туалетов, которые снабжались чистой водопроводной водой. Все форты имели туалеты. Также туалеты снабжались эффективной дренажной системой.
vse-lekcii.ru
Медицина в Древнем Риме
Московский Государственный Технический Университет им. Н. Э.Баумана
РЕФЕРАТ
по культурологии на тему:
“Медицина в Древнем Риме”
Студент группы
Преподаватель:
ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI вв. до нашей эры. )
Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан Рима к мероприятиям санитарного характера были “Законы XII таблиц”(“Lages XIITabularium,451-450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они являлись характерным образцом свода законов раннеклассового общества (защита патриариархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т. д.).Так, например:
Таблица VII .
2.Если причинит членовредительство и не помирится(с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.
3.Если рукой или палкой переломит кость, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу-150 ассов (а ss - первоначально 1 фунт бронзы). Согласно “Законам XII Таблиц”, “младенец, отличившийся исключительным уродством”, должен быть лишен жизни (таблица IV.!). Подобная жестокость в тот период истории Рима, по всей видимости, определялась суровыми условиями перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в конкретной социально-экономической обстановке.
Ряд параграфов “Законов XII Таблиц” непосредственно касается охраны санитарного состояния города(Рима): Таблица X . 1.Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.
5. ...Пусть костей мертвеца не сбирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.
6. ...отменяется бальзамирование...и питье из круговой чаши.
7. ...Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.
Значительное влияние на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории (и вплоть до конца Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов в Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение многих столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: “...Капуста изо всех овощей - первая, - писал он в своем труде “Земледелие”. - Ешь ее вареной и сырой. О очисти все язвы, безболезненно излечит их.”
Тем не менее в отдельных областях врачевание этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста. Однако греческая медицина в царский период истории Италии еще не нашла своего места на римской почве.
МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.- 31г. до нашей эры.)
Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до нашей эры - год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (respublica -народное дело).
10. В области медицины этот период характеризуют развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического давности место захоронения, а таксисе и место сожжения трупа.”
Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов-эдилов(aedies; от aedes-храм), которые не были врачами. Эдилы надзирали над строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законов. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.) о муниципиях (municipium -город с правом на самоуправление), посвящает этому ряд параграфов.
В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков (aquaeductus; aqua-вода, duco-веду), так как подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республики г. Риме протяженностью 16.5 км был построен в 312 г. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Его так и называли- Аппиевым (Аqua Арр1а). Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио. Акведуки не являются изобретением римлян - они заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походах. Во времена римского господства акведуки древнего Рима охранялись законом. Они стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков, хотя в дома вода не подавалась (ее или покупали, или брали у фонтанов).
Первые термы (1егтае- горячие бани) в Риме были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование горожанам. Для их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).
Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу
действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.
Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они являлись прекрасным императоров даром населению.
НАЧАЛО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА.
В древней Италии вплоть до II в. до нашей эры обходились без врачевателей- профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).
Слой рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры весьма ощутим, - целый ряд “интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servusmedicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое время относилось к ним с некоторым презрением.
В конце III- начале II в. до нашей эры в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первыми свободным врачом в Риме считается пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он приехал в столицу в 219 г. до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность, но вскоре прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили отношение римлян к нему: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.
Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до нашей эры предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам - выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, обучившимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императора Константина(337 г.), устанавливалось:” Ремесленники , живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...(и еще 33 профессии).” Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.
Философские основы медицины древнего Рима
Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма - философа и поэта Тита Лукреция Кара. В поэме “ О природе вещей” Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы.