Культура древнего Китая — кратко! Культура древний китай
Культура Древнего Китая — Мегаобучалка
Культурная история Китая восходит к рубежу III - II тыс. до н.э. Благоприятные природные и географические условия, плодородная почва в долине рек Янцзы и Хуанхэ, ирригационная система земледелия стали причинами возникновения цивилизации Древнего Китая. Период расцвета его культуры охватывает V - II вв. до н.э., когда создается огромная империя.
Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до н.э., когда наметились значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в «осевое время» – время рождения личностного, рефлексивного сознания, создания системы рационального управления, обоснования социально-политических систем и индивидуального образа жизни.
Мифология
Космогонические мифы древних китайцев существовали в двух вариантах. Они верили, что все в мире постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил Света и Тьмы. В другом варианте действуют два космических начала Ян и Инь. Ян представлял собой мужское начало, которое ассоциировалось со светом, теплом и упорством. Инь – женское начало - связывалось с тьмой, холодом и податливостью.
Мироздание есть арена борьбы этих двух начал. Древним китайцам был свойственен культ природы и культ предков. Их мировоззрение было неотделимо от религиозного ритуала взаимоотношений между живыми и умершими. Вся жизнь древнего китайца проходила как непрерывный отчет перед предками.
В основе таких воззрений лежали представления о том, что душа человека после смерти продолжает жить и может вмешиваться в дела живых. Образы древних богов смутны. Верховное божество Шанди определялось как великое, вечное, жестокое и грозное сверхъестественное существо. Ван – сын неба, и в этом проявлялась его божественность. Несколько позднее появилось обожествление царской власти.
Философия и религия
В середине I тыс. до н.э. оформляются три китайские философско-религиозные системы. Даосизм основал мудрец Лао-Цзы, живший на рубеже VI - V вв. до н.э. Весь мир, согласно «Книги о дао и дэ», подчинен единому закону «Дао» – путь. Дао составляет основу и источник всего существующего, обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе. С точки зрения Лао-Цзы, реальный мир зависит от «Дао», а не от «божественной воли» или других сверхъестественных сил.
Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей. Удел человека пассивно созерцать естественный ход событий и стремиться постичь Дао. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило следующее утверждение: жизнь – иллюзия, смерть - возвращение к Дао, к истинному бытию бессмертной души. Религиозный даосизм проповедовал идеи недеяния и непротивления.
Конфуцианство возникает в конце VI - начале V вв. до н.э., основателем которого был Кун-Фу-Цзы (551 - 479 до н.э.), более известный как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей. Основными добродетелями человека, по его мнению, являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению.
Он считал, что если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности. По его учению вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – сыну Неба, поскольку он отец, а народ – его дети. Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов). Его учение сводится к своду правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.
На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, оставаясь всегда злом и страданием. Буддисты видели выход в пассивности, отказе от радостей жизни, в подавлении всех своих желаний. Как полагали буддисты, дух вечен, а материя же имеет начало и конец.
К IV в. н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой. В дальнейшем буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего. Всем им было присуще почитание старших и предков, идеи созерцательного отношения к действительности.
Литература
Уже в XV веке до н.э. в древнем Китае существовала развитая система письменности, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся самые ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга песен» и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, но на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс.
Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. – более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари.
При императорских дворах создаются обширные библиотеки. Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV - III вв. до н.э.). Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок».
Архитектура
В культурной жизни Китая важную роль играли буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Они отличались строгостью и удивительной гармонией, возводились из дерева, кирпича, железа.
Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени. Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества - помощники Будды.
В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221 - 207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены,которая частично сохранилась до нашего времени.
Искусство
Во II тыс. до н.э. китайцам было известно уже более двух десятков музыкальных инструментов – барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты и духовые из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки.
Во II тыс. до н.э. также получила развитие резьба по нефриту и кости. Развивались и другие прикладные виды искусства. Изготавливались бронзовые зеркала, украшенные тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, подготовившая почву для производства фарфора в IV в. н.э. Великолепными были также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.
В VII - VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V веке.
В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными. Первый китайский император Чжэн из династии Цинь прославился местом своего погребения около современного Сианя. Он повелел изваять 6000 своих воинов и коней в натуральную величину, которые после его смерти были захоронены вместе с ним.
Научные знания
Во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделив небесный свод на 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце.
Еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. В V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, а в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания за несколько веков. Китайские ученые первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.
Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения – магнитный прибор, (прародитель компаса), сейсмограф, водяная мельница, насос, поднимающий воду на поверхность земли.
Социальная культура
Говоря об образе жизни китайцев, следует отметить их устойчивый консерватизм, традиционализм, сложный формализм ритуалов. Государство и конфуцианская религия становятся единой политической, административной, идеологической системой, которая стремится закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти.
Рационализация системы административного управления сформировала замкнутую касту. Рационализм, как культура управления, в определенной степени связана ритуализацией общественного поведения – «китайская церемония». Внедренные нормы стали частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков. Ритуал обеспечивает полноту и самодостаточность бытия как самовоспроизводящегося порядка.
Задачей разума было не его изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути – Дао. Для этого необходимо распознание порядка вычитыванием его в книге человеческой жизни, в природе, в гармоническом единстве человека и Неба. Поиск равновесия вызвал к жизни нравственную рефлексию как первую форму человеческой мудрости, которая стала ответом на разрушение архаического мировоззрения. Главная находка мудрости заключалась в открытии малого микрокосма (человека).
Мудрость скрепляла расколовшийся социальный порядок. Строгой была социальная регламентация быта древних китайцев. Торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом, что было правом аристократии. Но даже они не были полновластными хозяевами своих судеб, т. к. в любое время, по указанию императора, их могли лишить имущества, а то и жизни.
С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки бытовых и государственных поступков. От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови. Ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода.
Вопросы и задания для контроля:
1. Какие идеи выступают в роли архетипа древнекитайской культуры?
2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Древнего Китая.
3. Постройте теоретическую системную модель древнекитайской культуры.
Античная культура
В истории античной культуры выделяются следующие периоды. Крито-микенский период (3 - 2 тыс. до н.э) – время расцвета культуры на о. Крит. Гомеровский период (11 - 8 в.в. до н.э.) – время становление греческой культуры. Архаический период (7 - 6в.в. до н.э.) – время греческих городов-полисов. Классический период (5 - 4 в.в. до н.э.) – время великого расцвета Греческой культуры. Эллинистический период (4 - 1 в.в. до н.э.) – время культурного взаимодействия Греции и Востока. Период Римской империи (1 в. до н.э.- 476 г. н.э.) завершает историю античной культуры.
Мифология
Древние греки и римляне беспомощно чувствовали себя по отношению к таинственным силам Судьбы, имевшей безграничную власть над человеческой жизнью. Судьба воспринималась ими как абсолютная сила, как Рок, определяющий жизненный путь человека и его конец.
Формирование греческого пантеона богов восходит к крито-микенской эпохе. Боги воспринимались как одна семья: отец богов Зевс, его жена – богиня семьи и брака Гера. Братья и сестры Зевса – бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид, богиня плодородия Деметра, богиня домашнего очага Гестия. Дети Зевса и Геры – бог войны Арес, богиня мудрости Афина, покровитель искусств бог Аполлон, богиня охоты Артемида, покровитель торговли и путешественников бог Гермес, бог виноградарства и растительности Дионис, бог огня и кузнечного ремесла Гефест, его супруга – богиня любви и красоты Афродита.
Римский пантеон имел сложный состав «старых» и «пришлых» богов. Древнеримский «старый» пантеон состоял из бога богов – знающего прошлое и будущее бога Януса, верховного бога Юпитера, бога войны Марса, богини домашнего очага Весты, богини деторождения Юноны, бога моря Нептуна, бога огня Вулкана. «Пришлые» – боги древнеримского пантеона Диана, Венера, Фортуна, Геркулес, Аполлон, Церера, Меркурий также пользовались популярностью.
Космогонические мифы (о сотворении мира) составляли очень незначительную часть античной мифологии. Самое видное место занимают мифы о культурном герое. Среди них выразителен образ Прометея, одарившего человечество разумом и знаниями, помогавшего людям во многих промыслах и ремеслах. Самый ценный его подарок – огонь, принесший людям тепло и свет, за что Прометей подвергнут пыткам Зевсом.
Античная мифология, преимущественно состоящая из мифов греческого происхождения, восхищает высокой художественностью образов. Наличие таких черт объясняется тем, что мифы дошли до нас не в первоначальной трактовке, а обработанные греческими поэтами, трагиками, историками. Античный миф пытался приспособиться к новым историческим условиям, но его мировоззренческая значимость постепенно утрачивалась.
Философия
Античная философия была тесно связана с мифологией и никогда не расставалась с ней окончательно. Само формирование философии означало подрыв мифологической установки сознания. Главной задачей философского типа знания было не только построение картины мира, но и обоснование своего права на эту попытку. Философия претендовала на осмысление того, что в принципе не могло стать предметом опыта, поскольку она занималась теорией, а не практикой. Решающим для обоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную истину.
Древнейшие философы Гераклит из Эфеса, Диоген из Аполония вошли в историю под именем физиков, писавших о «природе». Античное понимание природы как предмета философского рассмотрения подразумевало два аспекта. Происхождение вещей из единого начала, выходящего за пределы непосредственного наблюдения, и сами наблюдаемые вещи. При этом выход за пределы наблюдения совершался в пространстве мифологии, которая требовала соотнесения природы с божественными атрибутами.
На протяжении V века до н.э. греческая культура приближалась к определенному равновесию между мифологической традицией и светским рационализмом. Отказываясь от космологических исследований, Сократ оставил для философствования сферу рассудка в той мере, в какой тот способен усматривать общее. В духовной атмосфере его эпохи происходит рождение рационального метода философствования, который стал доминирующим в европейской культуре.
Главным инструментом философского мышления становится понятие, как элемент индивидуального рассудка. Сократ открыл, что опорой в поисках истины является истинное бытие, причастность к которому возможна через категорию «благо» (добро). Этот род бытия стал предметом теоретической философии Платона. Основные идеи Платона были развиты его учеником Аристотелем, который создал философские основания целой системы наук. Аристотель внес значительный вклад в становление и развитие метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, поэтики, экономики и политики.
Религия
Античная мифология также была тесно связана с христианской религией и религиозными обрядами. Христианская религия провозглашала единобожие, равенство и братство всех людей перед богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа (Спасителя), ученики которого, прозванные апостолами, разошлись около середины I в. н.э. по миру, проповедуя новую веру. Христиане отрицали божественные почести, воздававшиеся императорам.
Уже одно это ставило их в непримиримую оппозицию к государственной системе Римской империи. Первые христиане навлекли на себя обвинения, репрессии, подозрения, насмешки. Христиан обвиняли в убийствах детей, в таинственных и опасных для жизни сограждан магических действиях и ритуалах, совершаемых в мрачных катакомбах. Но сломить поборников христианства не удалось. Они создавали все более густую сеть общин на территории империи и усиливали пропаганду своей веры.
Административные, военные и экономические реформы, проведенные в конце III - начале IV в. н.э., смогли продлить существование гигантской империи незначительное время. В административном отношении империя была разделена на западную и восточную части. В 313 г. император Константин Великий провозгласил свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями, допускавшимися в империи. Христианское духовенство приняло участие в торжествах по случаю закладки на месте древней Византии новой столицы Константинополя.
Литература
В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам – гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония», «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии обращенной к человеку, его внутреннему миру. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем легендарного Эзопа (VI в. до н. э.).
Под греческим влиянием возникла римская литература. Историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э. жил римский литератор, оратор, писатель, знаток греческой философии Цицерон (106-43 до н. э.), произведения которого относят к лучшим образцам римской прозы. Творчество Цицерона открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни».
Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Римскому поэту Лукрецию (96 - 55 до н. э.) принадлежит поэма «О природе вещей», дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65 - 8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошли философские рассуждения и житейские наставления, написанные в духе эпикуреизма и стоицизма.
Архитектура
Архитектура дает наиболее точную характеристику эпохи, отражает художественный вкус и устремление к определенным тенденциям в искусстве. Первые греческие храмы относятся к гомеровской эпохе. Основным типом храма этой эпохи был периптер – прямоугольное, окруженное со всех сторон колоннами здание. Вся система соотношений частей храма, сложившаяся в греческой архитектуре, получила название ордера (от лат. порядок, строй).
Если греческая архитектура оставила в наследство колонный ордер, то говоря о вкладе римлян в мировое архитектурное искусство, следует отметить, что они ввели в архитектуру арку и свод. Оба эти элемента были известны до римлян, но столь широкое распространение в архитектурных сооружениях они получили только в Древнем Риме. Арка и свод позволяли перекрывать большие пролеты, которые выдерживали большую нагрузку даже при своей сравнительно небольшой толщине.
Арочная конструкция позволяла экономить строительный материал и при сооружении римлянами водопроводов – «акведуков». К Риму подходило несколько акведуков, снабжая город водой с Альбенских гор. Один из крупнейших – акведук Клавдия, построенный в I в. и названный в честь правящего в то время императора. Этот акведук был самым сложным в техническом плане, поскольку он включал в себя мосты и тоннели.
Примером использования арочно-сводчатой конструкции при строительстве зданий является знаменитый амфитеатр Флавиев, построенный в 70-х г.г. первого века и получивший название Колизей (от лат. колоссальный).
Жизнь античного города была сконцентрирована на центральной площади – Форум, где строили особо почитаемые храмы, размещались основные общественные здания, такие как суд, сенат, архив.
В первой половине II в. был возведен замечательный памятник античной культовой архитектуры Пантеон (храм всех богов), при строительстве которого широко применялся бетон. Это еще одно из достижений римлян в области строительства и архитектуры. Хотя внешняя архитектура храма достаточно скромна, но главное в Пантеоне – внутреннее пространство, украшенное пилястрами из цветного мрамора.
Искусство
В истории искусства главенствует тот из видов, который в большей степени соответствует основным тенденциям эпохи. Для античности таким видом искусства является скульптура. Именно в скульптуре наиболее полно проявляется характерная для всей античной культуры телесность, сосредоточенность на человеческом образе. Истинных высот достигает греческая скульптура в классический период.
Самая ранняя из известных нам скульптур - «Дискобол» Мирона. Поликлет в статуе «Копьеносец» решает проблему передачи постоянного и непрерывного движения. Вершиной греческого скульптурного искусства классической периода является творение гениального Фидия статуя Зевса в Олимпии. Тело статуи было набрано из пластинок слоновой кости, а волосы, борода, накинутый на плечи плащ, сандалии на ногах были из золота.
Из многочисленных скульптур и рельефов Парфенона, созданных Фидием и его учениками, до нашего времени дошла лишь малая часть. В создании мраморных скульптур проявляет себя талант Праксителя, первого скульптора, воспевшего красоту обнаженного женского тела. Лирический образ прекрасной Афродиты, стоящей на берегу и словно готовящейся войти в воду, вызывал всеобщее восхищение древних греков.
Античная классическая культура создала жанры трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и реальные исторические события. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (от греч. «очищение»).
Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». Человек, раздираемый страстями, впервые появляется в трагедии Эврипида «Медея», которого называли «философом на сцене». Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии.
Так в Греции возник новый вид искусства - драматический театр, в котором ставились комедии и трагедии. Драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. Первым античным драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н. э. представил публике ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.
Наука
Анализируя накопленный фактический материал, делая предположения, основанные на строгой логике, греческий гений создал научную теорию. Весьма широк был разброс научных проблем, занимавших умы греческих ученых. Это объяснение причины солнечного затмения, определение из какой материи состоит мир, критика мифологии, исследование раковины моллюсков, вопросы физики и морали, математики и биологии.
Одной из первых наук, получивших развитие, была историография. Первым из античных историков считается Геродот (484 - 422 г.г. до н.э.), который в качестве причин тех или иных событий часто ссылался на волю богов. Его ближайшие последователи Фукидид (455 - 400 г.г. до н.э.) и Ксенофонт (435 - 355 г.г. до н.э.) в исторических повествованиях уже основываются на строгих фактах, не упоминая о сверхъестественных силах.
К школе рациональной медицины принадлежит Гиппократ (460 - 375 г.г. до н.э.) со своими учениками. Достойна восхищения математическая наука и инженерия античности, где бесспорно первенство великого Архимеда (287-212 г.г. до н.э.). Он был не только блестящим математиком, предвидевшим метод интегрального исчисления, но и гениальным механиком, открывшим закон гидростатики и создавшим теорию простых механизмов.
Экономика
Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику, основанную на честном и добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства, свободном развитии личности. Если политический ракурс античной цивилизации начинается с полиса, то экономический – с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).
Греки строили такую экономическую цивилизацию, в которой планомерно соединялись государственная и частная собственность. Опора частного сектора – малое семейное хозяйство, использовавшее личный труд каждого члена семьи (ойкос). Именно от древних греков пришло к нам понятие «экономика», которым они означали рачительное ведение домашнего хозяйства – «ойкономика».
В городской экономике превалировали мелкие ремесленные мастерские, а в сельской – мелкие семейные фермы. Древний грек и римлянин в любой отрасли производства, будь то земледелие, торговля, строительство, ремесла, превращался в прикладного математика. Они были всегда внимательны к любому новшеству, способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Выражаясь современным языком, античная культура – цивилизация, построенная на расчете и выгоде.
Социальная культура
Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, была разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Вся организация жизни города-полиса демонстрировала важность общественной жизни.
На этой основе у греков и римлян сложились устойчивые представления о том, что человек – прежде всего гражданин. Для античности характерно преобладание общественных интересов над личным. Свобода гражданина была неразрывно связана с соблюдением им общественных интересов.
Принцип телесности (вещизма) заложен в основу мировоззрения и организации общественной деятельности. Ярчайшей чертой античности является состязательность (агональность), соревнование стало излюбленной формой деятельности. Популярны были также конкурсы трагедий, лирической поэзии, певцов, плясунов и даже конкурсы красоты.
Античному обществу были присущи крайне негативные явления, первым из которых было рабство. Из гражданской жизни древнегреческого общества были изгнаны и женщины, находившиеся в почти столь же бесправном положении, как и рабы. Назначение женщины в греческом и римском обществах - быть орудием воспроизводства потомства.
Вопросы и задания для контроля:
1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) античной культуры?
2. Выделите понятия, отражающие сущность античной культуры.
3. Постройте теоретическую системную модель античной культуры.
megaobuchalka.ru
Культура Древнего Китая - Культурология
1. Культура Древнего Китая2. Развитие науки 3. Китайская мифология4. Литература
Культура Древнего Китая
Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.В Древнем Китае имелись большие лесные массивы. Довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пестрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами.Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, Что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др.Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.е. для обозначение царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество. Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.Даосизм Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор «книги о Дао и Дэ», жил на рубеже VI-V вв. до н.э. Он учил, что в мире всем управляет таинственная и мощная сила – Дао. Она не только действует на космическом и природном уровнях, но и определяет правила поведения каждого человека. Следование этому предписанному свыше порядку (жить в согласии с другими, умерить желания, довольствоваться малым, не унижать слабого, отбросить своекорыстие и т.д.) дает возможность сохранить счастье и здоровье. Во II в. н. э. был обожествлен. С тех пор входит в число главных даосских божеств. В раннем Даосизме отчетливо прослеживает вера в единство мира, отсутствие каких-либо непреодолимых границ во Вселенной, возможность единения человека с Дао. Первые даосы ставили перед собой задачи: продление жизни, преображение человеческой природы, достижение бессмертия. в Впоследствии в Даосизме появились новые идеи и все атрибуты, присущие религии: возникли новые описания мира, небесное пространство засели боги и духи, сформировался пантеон богов, появились храмы и т.д. Философский Даосизм утверждал, что человек не силах изменить естественный порядок вещей. Сторонники Даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип Даосизма. Слово недеяние вызывает у европейцев вполне определенные, но обманчивые ассоциации, ибо даосское недеяние отнюдь не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий»(«Дао дэ цзин»).Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Тот, кто познал это, неуязвим для любой опасности, ибо она, прежде всего, поражает изнутри, ломая психику человека. Но тот, «кто умеет овладеть жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тиру негде наложить на него свои лапы, а солдатом некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти» («Да дэ цзин»).Во II – III веках н.э. Даосизм расщепляется на так называемый неодаосизм (это современный европейский термин) и религиозный даосизм со специфической мистикой и культурой.В отличие от первоначального учения, неодаосизм был адаптирован к условиям социально-государственной жизни и не требовал отказа от участия в государственных делах. Однако в новой форме сохранился дух даосизма и именно здесь родился знаменитый художественный стиль «ветра и потока» (фэнлю).В религиозном Даосизме, появились новые идеи и все атрибуты, присущие религии: возникли новые описания мира, небесное пространство засели боги и духи, сформировался пантеон богов, появились храмы и т.д. Его основу составило понятие абсолютного Дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к Дао – истинному бытию церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм уступит место конфуцианству.Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, куль послушания, идеи «недеяния». Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».
Развитие науки
Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), Восточную Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв.до н.э.). В эпоху Чжаньго насчитывалось семь сильнейших борющихся между собой государственных образований. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Кита, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шелковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.Любопытно, что именно ирригационная система, а точнее, необходимость согласованных действий при ее обслуживании и эксплуатации, послужила толчком к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могло привести (и иногда действительно приводило ) к прорыву плотин и дамб и к затоплению больших участков, т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали и потребности расширяющейся торговли. Объединенные усилия были нужны и доя противостояния кочевникам. В результате действия этих факторов интегративные процессы начинают усиливаться.Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся вплоть до берегов великой реки Янцзы. В IV в до н.э. сановник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и ее опоры – патриархальной семьи. В результате в III в. государство Цинь побеждает всех своих соперников, и ему удается низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху царствования Ин Чжена (246 -210 гг.до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие не территории Китая, в 221 г. До н.э. он принял титул императора (по-китайски – хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племен была построена Великая Китайская стена, ставшая, как пирамида для Египта, символом китайской культуры.Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и по степям, и по пустыням. В определенных местах в ней имелись хорошо охранявшиеся ворота, использовавшиеся для торговли с кочевниками. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племен. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.Цинь Шихуанди заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его сесть сооружались храмы и дворцы.Как и во всех «речных» цивилизациях, значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, а месяц – на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В VII в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В период Чжаньго календарная система была усовершенствована. Была очень точно для того времени вычислена продолжительность года – 365,25 суток. В период Хань была составлена карта звездного неба.Древние китайцы придавали очень большое значение наблюдениям за Солнцем, луной, юпитером и Сатурном. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце. Такое внимание восходит еще к кочевым племенам, объединившимся затем на территории Древнего Китая. Дело в том, что каждая семья кочевников жила в своей юрте, купол которой в теплое время года оставляли открытым, а жерди купола использовались в качестве ориентиров при наблюдении за звездами и планетами. Сама юрта при этом была и прообразом астрономической обсерватории, и своеобразными солнечными часами, и моделью мироздания в миниатюре (отсюда и преобладание круглой формы жилища у большинства кочевых племен). Многие исследователи считают, что идея создания календаря, основанного на движении Юпитера, с небесной символикой 12-летнего цикла древними китайцами была воспринята из культуры кочевых племен. Астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.Именно кочевники впервые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет. Путь Юпитера был разделен на 12 равных частей, и каждая часть получила имя определенного животного (в чем нетрудно усмотреть связь с тотемными культами). Этот календарный цикл выглядит следующим образом :1. мышь (крыса)2. корова (бык, вол)3. тигр 4. заяц (кролик)5. дракон (крокодил)6. змея7. лошадь8. овца (баран)9. обезьяна10. курица (петух)11. собака12. свинья (кабан)Кроме того, древние китайцы придавали большое значение символике чисел и поиску циклических процессов в движении небесных тел. Символика чисел увязывалась также с общемировоззренческими принципами древнекитайской культуры. Считалось, чти мир состоит из пяти элементов, или стихий, – дерева, земли, воды, огня, металла, которым, в свою очередь, соответствуют определенные цвета – синий (зеленый), черный, белый, красный, желтый. Стихии находятся в тесной взаимосвязи и циклическом соподчинении: дерево растет в земле, земля родит воду, вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево (цикл может быть начат с любой стихии).В основе цикла древнекитайского календаря лежит время двух обращений Сатурна, равное 60 годам и, соответственно, пяти обращениям Юпитера. Ведь 60 – это результат умножения двух важнейших для древнекитайской культуры чисел – 5 и 12. Тогда каждое животное в течение 60 лет будет встречаться 5 раз, поэтому их различают по цветам: желтый тигр, синяя обезьяна и т.д.Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае астрономические представления были неотделимы от астрологических. Так, считалось, что каждая стихия двойственна, совмещая в себе Инь и Ян, т.е. отрицательное и положительное начало.Например, вода питает все живое, но может все уничтожить и т.д. Определенные промежутки времени считались благоприятными, а другие – нет, что укладывалось в общую модель обожествления Неба в культуре «территориальных царств».Наблюдения звездного неба требовали основательных математических знаний, и древние китайцы достигли в этой области больших успехов. В частности, уже в V в. до г.э. они узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними.Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.Несмотря на то, что древние китайцы не строили пирамид, как египтяне, они были искусными строителями. Своеобразной чертой китайской архитектуры являлось многоярусное здание, для постройки которого были необходимы определенные математические знания. Древние китайцы, как и все жители «территориальных царств», одушевлены пафосом строительства, особое внимание уделяя сооружению храмов – неотъемлемому элементу этого типа культуры. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал. А также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии.Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией, самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) . очарованные устремленным ввысь силуэтом пагоды поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в ее честь стихи:Словно могучий источник, рвущийсяВвысь из-под почвы,Башня стоит одиноко, к горнымЧертогам вздымаясь,Если подняться на башню, к самому Вверху подняться,Кажется, точно земного тыОтрешишься навеки…Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых изделий, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.В VII – VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др.Во времена династии Чжоу (772-480 до н.э.) был популярен полый деревянный брус, вырезанный в форме тигра с зазубренный спинкой. «Тигровая коробка» издавала звук при легком прикосновении к ней специальной палкой, расщепленной на конце на 12 лепестков.В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею, таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.Ритуализм, обрядность, церемонии буквально давили все проявления свободного духа. Отсюда – земной, практичный, «посюсторонний» характер древнекитайской культуры. Даже вопросы, которые древние китайцы задавали своим богам, имели приземленный и вполне практический смысл. Многие исследователи считают, что именно поэтому в Древнем Китае начала развиваться техника. Действительно, магнитный прибор, прародитель компаса (III в. до н.э.), водяная мельница, машина – насос, поднимающий воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф, порох, бумага, книгопечатание, выплавка чугуна были известны китайцам задолго до того, как эти изобретения появились на Западе. Два великих изобретения древних китайцев – бумага и книгопечатание – имеют особенно большое значение для развития цивилизации в целом.В Древнем Китае возникла своеобразная письменность. Пиктографическое письмо было известно там уже с начала третьего тысячелетия до н.э., и это тоже общая черта «территориальных царств». Особенность формирования китайской системы письма заключается в ее самостоятельности и оригинальности. Как и в Древнем Египте, первоначально происходит переход от пиктографии к логографии, но отдельные слова изображались отдельными пиктограммами. Затем пиктограммы упрощаются и схематизируются. Они начинают изображать уже не весь предмет, а только какую-то его характерную часть или черту, тем самым, становясь все менее наглядными. Шел процесс создания логограмм и для обозначения абстрактных понятий. Как и в Древнем Египте, был сделан шаг и к фонетизации: одна и та же логограмма начинает использоваться для обозначения сходно звучащих слов. Однако переход у фонетическому письму так и не произошел. Вполне понятно, почему древние китайцы не перешли к фонетическому письму. Переход к оседлости в «территориальном царстве» объединил в единое целое множество родов, говоривших на своих языках (или диалектах). Поэтому понимание устной речи в границах единой территории было весьма затруднительно или даже совсем невозможно. В результате логографическое письмо, не связанное с устной речью, оказывается объединяющим элементом культуры: одно и то же понятие могло в устной речи звучать по-разному, но на письме обозначаться одним значком.В результате происходит резкое увеличение числа иероглифов, что затрудняло их запоминание. Так, уже в эпоху Шан (Инь) их насчитывают около двух тысяч, а в наше время существует около 10 тыс. знаков иероглифического письма. Квадратная форма иероглифов принята с давних пор, причем все четырехугольники должны быть равны между собой. Направление письма – колонки, идущие сверху вниз, а сами колонки располагаются справа налево. Горизонтальное направление строки с расположением иероглифов справа налево встречается значительно реже. Древними материалами для письма служили камень, металл, кость, и бамбук, а сами знаки выцарапывались металлической палочкой. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. Особенностью китайского книгопечатания было то, что текст в зеркальном отражении вырезался на деревянной доске целиком, т.е. он не составлялся из отдельных знаков. Это замедляло процесс изготовления печатных текстов. Только в 1040-1048 гг. кузнец Би Шен объединил наборный и печатный принципы. Но иероглифическая письменность препятствовала развитию наборного принципа. Тем не менее, у китайцев постепенно появляются множество бумажных книг, и начинается формирование библиотек. Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-цзин»). В него входили «книга перемен» («И-цзин»), «книга песен» («Ши-цзин»), «Книга истории» («Шу-цзин»)»Книга обрядов» («Ли цзи») и летопись «Весны и осени» («Чунь-цю»). Сюда же присоединился и «Сицы чжуань» - комментарий к «И-цзин». В «Пятикнижии» была сведена в систему, записана, «кодифицирована» вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывна и древнекитайская философия.Наиболее известными поэтами Древнего Китая были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (VI – III до н.э.).Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятая и близкая простому народу:В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль………………………………………………….…я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать, Чтоб родные мои собрались под единой крышей,Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мной,Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае. Знаменитыми поэтами Китая первых веков н.э. были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан, Жуань Цзи.
Китайская мифология
Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным. Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императоров, а второстепенные – в сановников и вельмож. Это в сущности, – первопредки, ставшие культурными героями. Первоначально мифологические сюжеты были разрозненными, но по мере объединения самостоятельных царств начинается их унификация. Одновременно формируются и общие представления о природе. Особенно древние китайцы преуспели в разработке различных систем классификации. В этих системах преобладала пятеричная система, основанная на предположении, что в мироздании господствуют пять стихий. Модель мира была пятичленной (четыре стороны света и центр в качестве середины). Разумеется, верховный правитель считался находящимся именно в центре, истолковывался как божество центра. Тем не менее, культ предков сохраняет свое значение. В эпоху Чжоу окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.Мифология давала и определение объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал Хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян – темное и светлое начала соответственно. Предположительно, первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей видимости, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.Традиционализм древнекитайской культуры был тесно связан с проявлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались. Напротив, действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Естественно, что такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. На авансцену выходят организация и организованность в качестве условий верности традиции и стабильности. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок. Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае на смену духам приходят боги, понимание которых также очень близко древнеегипетскому. Богами древние китайцы называли все, что изменялось на глазах и могло вызвать удивление – горы, реки, птиц, зверей, деревья и даже людей. Такие боги располагали человека к доверию ко всему, что его окружает, поскольку вещи, как природные, так и рукотворные, становились вместилищем богов. Древние китайцы считали, что боги не могут существовать сами по себе, они буквально слиты с вещами. Тем самым вещи приобретали божественный смысл. Китайский пантеон также был в значительной степени зооморфным.Тем не менее, культ предков оставался очень сильным и влиятельным. Сын при жизни родителей должен был им беспрекословно подчиняться, а после смерти – пребывать в трауре в течение трех лет и не заниматься все это время никакой общественной деятельностью. Естественно, культ предков у китайцев, как и у других народов, был продуктом предыдущей стадии культуры, соответствующей первобытной родовой общине. Специфика древнекитайской культуры и состоит в том, что эти культы, которые в других культурах последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, в данном случае мирно сосуществуют почти в неизменной виде с ценностями и структурами принципиально иного типа. Резкие контрасты в Древнем Китае отсутствуют.
Литература:
1. Учебник «Культурология» А.И. Пигалев2. «Культурология» под редак. А.Н.Маркова3. «Культурология» под редак. А.А. Радугина4. «Культурология» А.И. Кравченко5. Уникальный иллюстрированный энциклопедический словарь (том 23) под редак. Елены Хлебалиной
Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ
referatzone.com
Культура Древнего Китая | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Бронзовые дорожные вверительные знаки
Своеобразная китайская письменность передает не звуки и слова, а содержание, смысл. По форме она иероглифическая. Изображение знаков подчинено суровому правилу — каждый иероглиф должен вписываться в квадрат. Китайская каллиграфия, подобно живописи, была настоящим искусством. Писали кисточками красной и чёрной тушью на дощечках из бамбука. В конце I тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать бумагу из перетёртой коры деревьев, бамбука и ветоши.
Каллиграфия — с греч. «красивое писание» — искусство красивого написания текстов. Достигло высочайшего мастерства в Китае.
Существуют разные виды китайских иероглифов. Сначала знаки имели закругление, скобки, потом их заменили чёрточками и прямыми линиями. Название таких иероглифов — «лишу». Современные китайцы пользуются стилем «кайшу», который сформировался в конце правления Ханьской династии.
Пишут иероглифы специальной кисточкой и тушью. С давних времён кисточки делали из бамбука или дерева, а стержень к ней — из шерсти животных. Чтобы хорошо писать, человеку нужно соответствующее расположение духа и многолетние упражнения. Учебный предмет каллиграфия был обязательным в школах. Первым талантливым мастером-каллиграфом был Ван Сиджи (307-365 гг.). Его называли «богом каллиграфии».
Научные знания китайцев известны нам благодаря древним книгам и трактатам, которые сохранились на протяжении четырёх тысяч лет. Из этих книг мы узнаём, что китайские астрономы составили очень точный календарь, вычислив, что в году 365,25 суток.
Иероглифы
Первые книги в Китае — это сшитые бамбуковые дощечки, на которые наносили иероглифы
Вселенную они представляли в виде яйца, внутри которого расположена Земля, подобно желтку в скорлупе.
Звёзды расположены на внутренних стенках яйца, как на твёрдом небосклоне. Китайцы владели также глубокими познаниями в области медицины, досконально изучили свойства человеческого организма. Они нашли на теле человека биологически активные точки, которые определяют здоровье организма. Особыми иглами врачи умели усиливать функции этих центров. И в наше время врачи используют этот метод лечения, который называется акупунктурой (иглоукалыванием).
Местных общинных богов называли фанди. Они покровительствовали плодородию, а также защищали коренное население от всяческих бед. Были в Китае и свои колдуны, которые с помощью масок с четырьмя глазами, рогами (символ власти) изгоняли нечистую силу.
Немалых успехов достигли древние китайцы в изучении астрономии. Для наблюдения за небесными светилами императоры приказывали строить наблюдательные пункты. Данные наблюдений объединили в «Звёздный каталог Гань Ши». В документах описано 985 затмений. Китайские астрономы уже в древности начали описывать тёмные пятна на Солнце, полеты комет и даже явление метеоритных дождей.
Значительный объём знаний пи географии был накоплен китайскими путешественниками и торговцами, которые достигли на западе Средиземноморья. Они пользовались компасом, изобретённым в Китае.
Нефритовое изделие религиозного предназначения
Развивалась в Китае и история. Выдающийся историк Сима Цянь (II-I в. до н. э.) собрал много сведений о прошлом. Его роль в создании китайской исторической науки так же велика, как роль Геродота для греческой. Китайский народ накопил также значительные знания о сельском хозяйстве, в частности о земледелии. Сохранились книги, которые содержат сведения о разведении шелковичных червей и выращивании чая.
Китайское искусство самобытно. На шёлковых тканях художники создавали живописные картины, которые сохранили яркий цвет на протяжении тысячелетий. Изысканная резьба поражает нас мастерством древних ремесленников, которые работали с таким твёрдым материалом, как нефрит. Материал с сайта http://worldofschool.ru
На картине «Небесные тела» изображены Солнце, Луна, 28 созвездий
К сожалению, в древности торговые и культурные связи со странами Европы развивались очень медленно, в противном случае Европа гораздо раньше познакомилась бы с культурным достоянием Китая. Китайская цивилизация внесла огромный вклад в мировую сокровищницу культурных достояний, обогатила человечество научными и художественными произведениями.
Древняя литература Китая чрезвычайно разнообразна. Каждой эпохе был свойственен определённый жанр: «Таньская поэзия», «Суньские строки», «Юаньские мелодии цю».
Первым сборником поэзии была книга «Ши-цзин» — «Книга песен». Она известна с XI-VI вв. до н. э «Шицзин» насчитывает 305 песен. Это песни разных царств о невесте, о реке Хань, добром правителе, свадьбе царевны, звёздах, радуге и т. п. Все они описывали жизненные ситуации, страх человека перед силами природы. Особое место занимали народные песни — «Чуци».
Религия и культура жителей Китая отображала представления, взгляды и верования людей разных поколений. Китайская культура достигла высочайших высот в каллиграфии, архитектуре, литературе, мифологии, медицине.
На этой странице материал по темам:
Сообщение на тему китай
Доклад о древнем китае 4 класс
Культура древнего китая и 15 вопросов в виде теста реферат
Написать краткий доклад о старинных книгах 4 класс
Культура китая реферат краткое содержание
Вопросы по этому материалу:
Назовите области науки и культуры, в которых древние китайцы достигли выдающихся успехов.
Какие изобретения китайцев вам известны?
Охарактеризуйте китайскую письменность.
Какие жанры литературных произведений Древнего Китая вам известны?
worldofschool.ru
Культура древнего Китая - кратко!
История древнего Китая.
В данной статье я постараюсь кратко разобрать культуру древнего Китая и дам ссылки на подразделы в мифологии и памятниках культуры этой страны (для общих знаний это будет крайне полезно). Различия между Востоком и Западом существовали всегда и будут существовать ещё очень долгое время. Конечно, развитие информационных технологий на сегодняшний день позволили культурам довольно сильно приблизиться друг к другу, однако и на сегодняшний день между ними лежит гигантская пропасть.
Если же устремить взор в достаточно далекое прошлое и взглянуть на древний Китай, станет понятно, что в те времена пропасть была просто невероятной. Да и сейчас Восток окутан загадочным и непонятным для среднестатистического жителя «Запада». Ярким примером этого является Китай.
Представительство неба на земле
Несмотря на то, что мы привыкли называть «Поднебесной» территорию Китая, этот термин использовался в самом народе хань для обозначения всей земной тверди. Это очень важно для правильного понятия культуры древнего Китая. Если большинство древних западных культур довольно быстро перешли от фетишизма и тотемизма к антропоморфным представлениям природных явления — отличным примером являются боги Древнего Египта и Греции, которые стали своеобразным воплощением всего окружающего мира, — Китай пошёл совершенно другим путём.
Вместо того, чтобы удариться в очень сильный мистицизм, Китай выбрал практичный и крайне рациональный стиль в религии. Они не стали искать мифологического объяснения засухам, восходу и закату солнца, природным явлениям. На первое время особо важные явления были объяснены различными духами, и про них забыли.
Началось стремительное развитие науки, которая позволила бы объяснить всё то, что оставалось необъясненным. Для того, чтобы не забыть какую-то информацию, была изобретена письменность, которая невероятно быстро прошла путь от дощечки и застроенной палочки к бумаге и чернилам. Как только появлялась какая-то определенная практическая задача, китайские ученные тут же находили способ её решить.
Культура древнего Китая особенности
Нужно было считать налоги и контролировать количество людей в селениях? Ускорилось развитие математики. Стало нужно следить за временем? Толчок получила астрология, позволяющий наблюдать за месячным и годовым циклом. Территория, охватываемая государством, стала слишком большой? Тут же началось изучение географии, для подбора наилучших мест для жизни, а также контролем за данью.
При этом религия, как таковая, никуда не исчезла. Однако она не обладала таким большим значением, как в Западной культуре. Определенный мистический пласт оставался, затрагивая культ земли, очень сильно развитый в Китае свое время. Но на первый план вышли мифы и легенды о реально существовавших людях, которым приписывались действительно значимые победы и подвиги. Религия древнего Китая сделала упор не на необъяснимых существ — которые, в какой-то определенной мере всё равно присутствовали, — а на реальных людей.
Для китайцев милее сердцу были легенды не о злых, раздражительных, коварных и порой невыносимых богах, а о мудрых и смелых правителях и мудрецах, которые смогли преодолеть различные трудности.
Именно благодаря этой нацеленности мифологии на человека, религия Китая стала тем, чем она является. Первым ее витком развития стало конфуцианство, которая основывалась на определенных древних традициях, гуманизме и принятии собственного жизненного долга. После этого появилось Дао, которое очень сильно отличалось от конфуцианства своими основными идеями, однако точно также предлагало человеку самому пройти свой путь. В более позднее время буддизм хорошо прижился в Китае, так как другие две религии подготовили для него благодатную почву.
Если же говорить о всём остальном, присущем китайской культуре, то можно заметить, что прагматичное и порой откровенно равнодушное отношение к мифологии является отражением отношения к собственной жизни. Каждый день жизни древнего китайца был чем-то занят — неважно, был ли это простой крестьянин, или ученый, или вельможа, — и думать о воле богов ему было не досуг. Однако же задуматься над своим отношением к жизни, над тем, как ее облегчить он был способен в любое время. Именно поэтому культура древнего Китая, несмотря на довольно сильное влияние геомантии — различных верований, связанных с землей — настолько сильно была сосредоточена на самом человеке.