Садово-парковые ландшафты Древнего мира. Ландшафт древней греции
Достопримечательности Древней Греции. История Древней Греции
Колыбелью современной европейской цивилизации справедливо считается Древняя Греция. Это государство оказало заметное влияние на развитие многих сфер человеческой жизни - науки, медицины, политики, искусства и философии. Некоторые памятники Древней Греции сохранились до наших дней. Именно о них, а также об истории некогда великой державы пойдет речь в данной статье.
Древняя Греция и её историческое значение
Под Древней Грецией историки понимают совокупность цивилизаций, которая просуществовала около 3000 лет: с третьего тысячелетия до нашей эры до I века нашей эры. Само же понятие "Древняя Греция" на территории современного государства не употребляется. В этой стране данное цивилизационное образование именуют Элладой, а его жителей - эллинами.
Описание Древней Греции следует начать с её значения и роли в историческом развитии всей западной цивилизации. Так, историки справедливо считают, что именно в Древней Греции был заложен фундамент европейской демократии, философии, архитектуры и искусства. Древнегреческое государство было завоевано Римом, однако вместе с этим Римская империя позаимствовала и основные черты древнегреческой культуры.
Настоящие подвиги Древней Греции - это не всемирно известные прекрасные мифы, а открытия в науке и культуре, философии и поэзии, медицине и архитектуре. Стоит отметить, что географически территория Древней Греции не совпадает с границами современного государства. Под данным термином историки часто подразумевают просторы других стран и регионов: Турции, Кипра, Крыма и даже Кавказа. Памятники Древней Греции сохранились на всех этих территориях. Кроме того, древнегреческие поселения (колонии) в свое время были разбросаны по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей.
География и карта Древней Греции
Эллада не была единым, монолитным государственным образованием. На её фундаменте сформировался не один десяток отдельных городов-государств (самые известные из них - Афины, Спарта, Пирей, Самос, Коринф). Все государства Древней Греции представляли собой так называемые "полисы" (иными словами, города), с прилегающими к ним угодьями. В каждом из них действовали свои законы.
Центральным ядром Древней Эллады является Балканский полуостров, вернее, его южная часть, западная оконечность Малой Азии, а также множество расположенных в этом регионе островов. Древняя Греция состояла из трех частей: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес. На севере государство граничило с Македонией и Иллирией.
Историческая карта Древней Греции представлена ниже.
Города в Древней Греции (полисы)
Как выглядели города в Древней Греции?
Нельзя говорить, что они имели шикарный и роскошный вид, как это часто любят иллюстрировать на картинках. На самом деле - это миф. Шикарно и помпезно в древнегреческих полисах выглядели лишь главные общественные постройки, а вот дома обычных граждан были весьма скромными.
Жилища людей были лишены какого-либо комфорта. Историки предполагают, что древние греки даже спали на улице, под портиками. Сеть городских улиц была небрежной и непродуманной: на большую часть из них и вовсе не попадали солнечные лучи.
Хуже всего дела обстояли в Афинах, о которых многие путешественники того времени отзывались с презрением. Тем не менее комфорт со временем проникал и в жилища простых греков. Так, настоящую революцию в градостроении и планировании улиц в то время произвел архитектор Гипподам Милетский. Именно он первым обратил внимание на расположение домов в городе и старался строить их в одну линию.
Архитектурные достопримечательности Древней Греции
Теперь стоит остановиться на еще одном важном вопросе: что оставила нам Древняя Эллада, если говорить о материальных памятниках?
Достопримечательности Древней Греции - храмы, амфитеатры, остатки общественных сооружений - сохранились во многих странах Европы. Но больше всего их, конечно же, именно на территории современного одноименного государства.
Важнейшими памятниками античной материальной культуры являются древнегреческие храмы. В Элладе они строились повсеместно, ведь считалось, что в них обитают сами боги. Эти всемирно известные достопримечательности Древней Греции заметно выделяются на фоне остальных архитектурных памятников Древней Эллады - остатков греческих акрополей и прочих древних руин.
Парфенон
Пожалуй, самым известным памятником древнегреческой архитектуры является храм Парфенон. Он был сооружен в 432 году до нашей эры в Афинах, и сегодня является самым узнаваемым туристическим символом современной Греции. Известно, что строительством этого величественного дорического храма руководили архитекторы Калликрат и Иктин, а сооружен он был в честь богини Афины - покровительницы Афинского акрополя.
До нашего времени довольно неплохо сохранилась центральная часть Парфенона с пятьюдесятью колоннами. В центре храма можно увидеть копию скульптуры Афины, выполненную в свое время из слоновой кости и золота Фидием - известнейшим древнегреческим художником и скульптором.
Фриз центрального фасада здания щедро украшен различными изображениями, а фронтоны храма - чудесными скульптурными композициями.
Храм Геры
Самым древним по возрасту храмом Древней Греции является храм богини Геры. Эксперты утверждают, что он был построен еще в шестом веке до нашей эры. К сожалению, сооружение сохранилось не столь хорошо, как Парфенон: в начале четвертого столетия оно сильно пострадало от землетрясения.
Храм Геры находится в Олимпии. Согласно легенде, его подарили олимпийцам жители Элиды. Фундамент, ступени, а также несколько сохранившихся колонн - это все, что осталось от грандиозного сооружения на сегодняшний день. Можно лишь представлять, как он выглядел в те древние времена.
В свое время храм Геры украшала статуя Гермеса. Сегодня скульптура хранится в археологическом музее Олимпии. Известно, что древние римляне использовали храм Геры в Олимпии в качестве святилища. Сегодня же это место славится в первую очередь тем, что здесь зажигают олимпийский огонь в канун очередной олимпиады.
Храм Посейдона
Храм Посейдона, вернее его остатки, расположены на мысе Сунион. Он был построен в 455 году до нашей эры. До наших дней сохранилось лишь 15 колонн, но и они красноречиво говорят о величественности этого сооружения. Ученые установили, что на месте этого храма, еще задолго до начала строительства, уже существовали другие культовые сооружения. Ориентировочно их датируют VII веком до нашей эры.
Всем хорошо известно, что бог Посейдон в древнегреческой мифологии - это повелитель морей и океанов. Поэтому совсем не случайно древними греками было выбрано место для сооружения этого храма: на отвесном берегу Эгейского моря. К слову, именно на этом месте царь Эгей бросился с обрывистой скалы, когда увидел вдалеке судно своего отпрыска Тесея с черным парусом.
В заключение...
Древняя Греция - это настоящий феномен в истории европейской цивилизации, оказавший огромное влияние на развитие европейской культуры, науки, искусства и архитектуры. Достопримечательности Древней Греции - это многочисленные величественные храмы, остатки акрополей и живописные развалины, которые в большом количестве сохранились до наших дней. Сегодня они привлекают к себе огромное количество туристов со всего мира.
4u-pro.ru
Рельефы Древней Греции.
Количество просмотров публикации Рельефы Древней Греции. - 1230
Рельеф — выпуклое изображение на плоскости. В искусстве рельефа представление объёма и пространства достигается в меньшей мере зрительными (оптическими) качествами, а в большей — двигательно-осязательными свойствами художественной формы
Рельеф как художественная форма давно был известен в странах Востока, но на эллинской почве он получил особое развитие и особое применение. Рельеф как изображение на плоскости сроден живописи, и это сходство в способах выражения сказалось в греческом искусстве в том, что в развитии художественных форм рельеф следовал за развитием живописи.
Греки понимали, что рельеф занимает среднее положение между живописью и скульптурой, что он, подобно живописи, обладая возможностями для передачи многофигурных сложных композиций, в то же время может придать последним и известную объёмность. Это делало его прекрасным средством для украшения зданий, так как давало возможность развить на архитектурных сооружениях видимые на большом расстоянии композиции с повествованиями о богах и героях.
И в конструкции греческого храма имелись детали, прекрасно подходящие для такой декоровки: метопы, фризы и фронтоны, не выполнявшие прямых конструктивных функций, могли быть свободно использованы для фигурных украшений, без нарушения ясной тектоники храма. Здесь открывалось широкое поле для применения рельефа, но вместе с тем последний становился декоративным, т. е. был связан отводимым для него строго ограниченным пространством, к которому он должен был приспособляться; кроме того, художник обязан был считаться со всем архитектурным оформлением храма.
Декоративный рельеф должен был, следовательно, развиваться в сторону создания единых по своему сюжету крупных композиций, приноровленных к данной форме поля и в смысле внешнего впечатления согласованных с архитектурными формами храма. Эта трудная задача разрешена была не сразу. Архаическая эпоха добилась определенных результатов только для фронтона.
Требования, предъявляемые к декоративному рельефу, повлияли прежде всего на создание в Греции высокого рельефа (горельефа). Плоский рельеф (барельеф), едва отделяющийся от фона, не мог дать достаточно сильного зрительного впечатления в окружении мощных архитектурных частей дорийского храма и на той значительной высоте, на которой находились метопы и фронтоны. Отсюда развитие высокого рельефа, который затем перерос в фронтонах в круглую скульптуру.
Развитие фронтонных композиций протекало следующим образом. Фронтон представляет треугольник, ограниченный с двух сторон крышей, а с третьей стороны — гейсоном (карнизом) антаблемента. Художнику предстояло создать такую композицию, которая была бы единой, не нарушала пропорциональности отдельных фигур и в то же время занимала бы все поле фронтона, вплоть до его острых углов.
Древнейшая из известных нам фронтонных композиций, украшавшая храм начала VI в. до н. э. на о. Корфу (древней Керкире), еще очень далека от удовлетворительного решения этой задачи. Вместо единой многофигурной композиции мастер дал здесь ряд не связанных друг с другом сцен и фигур. Размещено на реф.рфВ центре помещается огромная, во всю высоту фронтона, фигура бегущей Медузы и рядом с ней ее дети — герой Хризаор и крылатый конь Пегас.
В углах фронтона помещены миниатюрные по размеру действующих лиц сцены борьбы: в правом — Зевс с гигантом, в левом — еще не истолкованная сходная композиция. Чтобы сгладить контраст между колоссальной Медузой и мелкофигурными группами в углах, художник поместил справа и слева от Медузы по большой, чисто орнаментально трактованной пантере.
Цельная по сюжету композиция встречается на маленьком рельефном фронтоне одной из сокровищниц афинского Акрополя первой половины VI в. до н. э. Художнику удалось представить здесь один из подвигов Геракла — борьбу с гидрой — и удачно заполнить углы фронтона туловищем змея-чудовища и огромным раком, приползающим по повелению Геры на место битвы.
При этом пропорции фигур этой композиции не выдержаны, и художнику пришлось заставить коней, запряженных в колесницу Геракла, опустить головы и обнюхивать рака для того, чтобы поместить их во фронтоне.
На афинском Акрополе найдено было еще несколько фронтонных композиций VI в. до н. э. На примере этих памятников можно видеть, что во второй половине VI в. до н. э. скульптурное убранство фронтонов состоит уже не из рельефных, а из частично или полностью отделившихся от фона фигур. Размещено на реф.рфБлагодаря этому фронтонные композиции стали несравненно более доступны для обозрения с земли.
В работах мастеров Древней Греции преобладали темы лирического характера. Рукой безвестного скульптора были исполнены рельефы с изображением рождения Афродиты из морской пены. Две хариты поднимают богиню из воды, осторожно поддерживая ее под руки. Будто пробудившаяся от долгого сна, повернув голову, она смотрит на мир. Размещено на реф.рфВ резком повороте ее головы выражены удивление, радость, восторг перед открывающимся миром. Тонкий, почти прозрачный хитон влажен. Его прилипшая к телу ткань повторяет формы прекрасной богини. В случае если в таких архаических статуях, как Артемида Делосская или Гера Самосская, одежда была скрывавшей тело преградой, то здесь она воспринимается как отзвук рельефа фигуры, "эхо человеческого тела" В характере рельефа много очарования и нежности. В Афродите нет ни любовной неги, ни величия, свойственных позднейшим изваяниям. В ее облике, скорее, подчеркнуты решительность, уверенность, властность. Время и стиль делают таким даже образ Афродиты, придавая ей особую прелесть. Метафорическую ткань поэтического образа начинают сопровождать реальные элементы пейзажа: чтобы убедить зрителей в действительности происходящего, мастер показывает под ногами харит морскую прибрежную гальку.
Иные чувства пронизывают женские надгробия этой поры, хотя и в них нашли воплощение нежность и грация. В стеле Юстинианы из собрания Берлинского музея показана девушка с коробочкой-пиксидой в левой руке. Правой она посыпает душистыми травами огонь жертвенника. Ниспадающие складки одежд, подчеркивающие ее стройность, находят отзвук в вертикали мраморной плиты. Плавное движение руки вносит ноту печали в ритмику пластических форм.
Скульптуры Парфенона — мифы в камне. Все 92 метопы храма были украшены мраморными горельефами. На метопах западного фасада была изображена битва греков с амазонками, на главном, восточном фасаде – битва богов с гигантами, на северной стороне храма – падение Трои, на южной, лучше сохранившейся, – борьба лапифов с кентаврами. Темы эти имели глубокий смысл для древних эллинов. Битва богов и гигантов утверждала, в образе борьбы космических сил, идею победы человеческого начала над первозданными стихийными силами природы, олицетворенными чудовищными гигантами, порождением земли и неба. Близка по значению первой теме и тема борьбы греков-лапифов с кентаврами. Троянские сюжеты имели более непосредственное историческое значение. Исторический миф о борьбе греков с троянцами, олицетворяющими малоазийский Восток, ассоциировался в представлении эллинов с недавно одержанной победой над персами.
Большая многофигурная группа, помещенная в тимпане восточного фронтона, была посвящена мифу о чудесном рождении богини мудрости Афины из головы Зевса. Западная же группа изображала спор Афины и Посейдона за обладание Аттической землей. Согласно мифу, спор решался сравнением чудес, которые должны были произвести Посейдон и Афина. Посейдон, ударив трезубцем о скалу, исторг из нее соленую целебную воду. Афина же создала оливковое дерево – эту основу сельскохозяйственного благополучия Аттики. Боги признали чудесный дар Афины более полезным людям, и владычество над Аттикой было передано Афине. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, западный фронтон, который первым встречал направляющуюся к Парфенону торжественную праздничную процессию, напоминал афинянам о том, почему именно Афина стала покровительницей страны, а главный, восточный фронтон, у которого заканчивалась процессия, был посвящен теме чудесного рождения богини–покровительницы Афин и торжественному изображению Олимпа.
Вдоль стены наоса за колоннами, как уже упоминалось, шел зофор, изображающий праздничное шествие афинского народа в дни Великих Панафиней, что непосредственно самой своей темой связывало ясно продуманный ансамбль скульптур Парфенона с реальной жизнью.
Скульптуры Парфенона дают ясное представление о том огромном пути, который был пройден греческим искусством за какие-нибудь 40-50 лет, отделяющие время создания акропольского комплекса от скульптур Эгинского храма.
Сохранившиеся метопы, посвященные преимущественно борьбе лапифов с кентаврами, представляют из себядвухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем перипитии этой борьбы. Поражает разнообразие движений и неистощимое богатство мотивов борьбы в каждой новой паре сражающихся. То кентавр, занеся над головой тяжелую чашу, нападает на упавшего и закрывающегося щитом лапифа, то сплелись в жестокой схватке, вцепившись друг другу в горло, лапиф и кентавр, то, широко раскинув руки, гарцует над безжизненным телом павшего грека кентавр-победитель, то стройный юноша, схватив левой рукой за волосы кентавра, останавливает его стремительный бег, а правой заносит меч для смертельного удара.
Метопы эти были явно выполнены разными мастерами. В некоторых из них еще есть та резкая угловатость движения и подчеркнутая передача отдельных деталей, которая была, к примеру, в западном фронтоне храма Зевса в Олимпии, посвященном тому же сюжету. В других, притом самых лучших, можно видеть все мастерство высокой классики в естественном и свободном воспроизведении любого реального действия и то глубокое чувство меры, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ неизменно сохраняет гармоническую красоту образа совершенного человека. Движения лапифов и кентавров в этих метопах непринужденно свободны, они обусловлены только характером той борьбы, которую они ведут, – в них не остается никаких отзвуков чересчур очевидного и строгого подчинения архитектурной форме, какое было еще в метопах храма Зевса в Олимпии. Так, в превосходном рельефе Парфенона, где полуобернувшийся назад лапиф, властной рукой ухватив за волосы кентавра, останавливает его стремительный бег и сгибает его тело, подобно тому, как сгибают тугой лук, композиция подчинена логике движения фигур и сцены в целом и, вместе с тем, естественно соответствует пределам отведенного архитектурой пространства.
Этот принцип как бы непроизвольной, свободно возникающей гармонии архитектуры со скульптурой, полностью осуществляющей свои образные задачи и не разрушающей при этом архитектурного целого, – одна из важнейших особенностей монументальной скульптуры высокой классики.
На этом же принципе построены и композиции обоих фронтонов. При рассмотрении любой из фигур фронтонов в отдельности трудно предположить, что они включены в композицию, строго определенную архитектурной конструкцией. Так, поза полулежащего юноши Кефала с восточного фронтона вполне обусловлена самим мотивом движения фигуры, и, вместе с тем, она легко и ясно ʼʼвписываетсяʼʼ в острый угол фронтона, в котором находилась эта статуя. Даже на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии движения фигур при всей их реалистической правдивости, в общем, были строго развернуты по плоскости фронтона. В таких статуях Парфенона, как Кефал (по другому толкованию – Тезей), достигнута полная свобода и естественность движения.
О композиции восточного фронтона и, прежде всего, о ее несохранившейся центральной части можно судить по рельефу на так называемом Мадридском путеале, где, впрочем, нарушен принцип треугольного расположения фигур. Размещено на реф.рфФидий отказался от выделения оси симметрии композиции вертикально стоящей центральной фигурой. Прямая связь, которую получала при таком решении композиции фронтона с ритмом колоннады, была заменена гораздо более сложным соотношением. Свободные в своих движениях, полные жизни фигуры создавали группу, естественно размещенную в пределах треугольника фронтона и образующую ясно законченное и замкнутое в себе художественное целое. В центре фронтона были изображены сидящий на троне полуобнаженный Зевс и справа от него – полуобернувшаяся к нему и быстро двигающаяся к правому краю фронтона Афина в длинном хитоне и вооружении. Между ними в вершине треугольника находилась парящая в воздухе Ника (Победа), венчающая Афину. За Зевсом, налево, был изображен Прометей (или Гефест), отшатнувшийся назад с топором в руке; справа от Афины – сидящая фигура Деметры, присутствовавшей здесь, вероятно, в своей роли родовспомогательницы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, равновесие композиции было достигнуто здесь сложным перекрестным соответствием спокойно сидящих и стремительно движущихся фигур. Размещено на реф.рфДалее, по обе стороны центральной группы, располагались другие боги Олимпа. Из всех этих фигур сохранилась лишь сильно поврежденная крайняя левая – Ирида, вестница богов. Она полна бурного движения: складки ее длинной одежды развеваются от ветра, игра света и тени еще более усиливает динамику этой статуи. Слева, в самом углу фронтона, был помещен Гелиос – бог солнца, поднимающийся из вод Океана на квадриге; справа – опускающаяся книзу, также как и Гелиос, срезанная нижней чертой фронтона, богиня ночи Никс (или Селена) со своим конем. Эти фигуры, обозначавшие смену дня и ночи, тем самым показывали, что рождение Афины имеет значение для всей вселенной от востока до крайнего запада.
Из уцелевших статуй сильно разрушенного западного фронтона наиболее совершенны Кефис, плавные, текучие линии тела которого, действительно, словно олицетворяют реку Аттики, группа Кекропа, легендарного основателя Афинского государства, с его молодой дочерью Пандросой, и фигура Ириды.
Красота и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты отбором тех тонко прочувствованных естественных движений, которые своей свободной целесообразностью с наибольшей полнотой передают пластическую красоту и этическое совершенство человека.
Фриз (зофор) Парфенона дает ясное представление об особенностях построения классического рельефа. Все планы, на которые расчленяется рельеф, идут параллельно друг другу, образуя как бы ряд слоев, замкнутых между двумя плоскостями. Сохранению плоскости стены содействует единое, направленное строго параллельно плоскости стены движение многочисленных фигур. Размещено на реф.рфЯсная смена планов и ясный ритмический строй фриза рождают впечатление необычайной целостности изображения.
Фриз начинается со сцен подготовки юношей-всадников к шествию. Спокойные движения юношей, завязывающих ремни на сандалиях или чистящих коней, оттеняются время от времени вторгающимся сюда резким движением вставшего на дыбы коня или каким-либо стремительным жестом юноши. Далее мотив движения развивается все более быстро. Сборы закончены, начинается само шествие. Движение то убыстряется, то замедляется, фигуры то сближаются, почти сливаясь друг с другом, то пространство между ними расширяется. Волнообразный ритм движения пронизывает весь фриз. Особенно замечательна вереница скачущих всадников, в которой мощное в своем единстве движение складывается из бесконечного многообразия схожих, но не повторяющихся движений отдельных фигур, различных и по своему облику. Не менее прекрасно строгое шествие афинских девушек, длинные одежды которых образуют мерные складки, напоминающие каннелюры колонн Парфенона. Ритм движения девушек особенно оттеняется повернутыми навстречу мужскими фигурами (распорядителей празднества). Над входом, на восточном фасаде – боги, смотрящие на процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности делал возможным для афинян горделивое утверждение эстетического равенства образа человека образам божеств Олимпа. Художники этого времени в своих произведениях обнаруживают склонность к успокоению на достигнутом и стремление к утонченности и внешней эффектности. Но эта задержка была кратковременной. За ней последовал новый бурный порыв, который подвел греческое искусство архаического периода к самой грани перехода в новое качество.
Этот скачок, имевший всемирно-историческое значение, должен рассматриваться как надстроечное явление, возникшее в результате становления афинской демократической республики и подобно последней бывшее результатом длительного исторического развития.
referatwork.ru
Садово-парковые ландшафты Древнего мира
Египет.
В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).
Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада — пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны — были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.
Месопотамия.
При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль — висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, — был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.
Персия и Индия.
Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» — четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.
Древняя Греция.
В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.
Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI—VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.
Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию — более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».
Древний Рим.
В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.
Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 — 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.
mirznanii.com
Рельефы, горельефы и барельефы в искусстве Древней Греции
/Статьи по скульптуре/
«Ваяние — это правда, живопись — сновидения,одно создаёт изображение, другая — волшебство рассказа»Гердер, «Пластика»
Великое художественное наследие Древней Греции известно в основном по шедеврам мраморной скульптуры и римским копиям, хранящимся в лучших музеях мира.
Но монументальные горельефы и барельефы не менее прекрасны.
Над ними работали такие великие античные ваятели как Лисип, Фидий, Пракситель, Леохар и Поликлет.
Для греческих скульпторов характерно желание так обработать мрамор, чтобы даже невысокий рельеф мог бы дать зрителю возможность увидеть фигуру,
наделённую своей характерной пластикой.
К великим горельефам хочется прикасаться кончиками пальцев, почувствовать тончайшую моделировку скульптурных форм.
Афинский Акрополь является образцом архитектуры Древней Греции.
Множество талантливых резчиков по камню, ваятелей и архитекторов работали над его постройкой.
На фризе Парфенона изображены свободные граждане Афин, идущие к своей богине, гордо подняв головы.
Метопы, высеченные из мрамора Фидием и его учениками, изображают на южной стене сражение лапифов с могучими кентаврами,
на северной стене вырублены сцены из Троянской войны,
на западной — война греков и амазонок, а на восточной — борьба богов с легендарными титанами.
Барельеф каждой из метоп оригинален по замыслу и никогда не повторяется.
Тела кентавров и лапифов очень выразительны по пластике, а густая тень, отбрасываемая высоким барельефом, великолепно передаёт драматизм сюжета.
Моим друзьям больше нравятся более тонкие мраморные рельефы фриза Парфенона.
В них античные ваятели виртуозно придумали интересные ракурсы всадников и изящные ритмы ног скачущих лошадей.
В трактовках лиц воинов столько спокойной уверенности в себе, что мы видим: победа греков неизбежна.
Между 180 и 160 годом до нашей эры в городе Пергаме был сооружён огромный Алтарь Зевса.
Скульптурное убранство его просто потрясает! Достаточно посмотреть на превосходно высеченный в камне фрагмент фигуры Зевса с восточного фриза.
Такой могучий обнажённый торс с прекрасно проработанной мускулатурой может принадлежать только повелителю богов.
Верховенство его подчёркнуто и тем, что он один занимает всю плоскость горельефа.
Выразительны и другие фигуры богов. На западном фризе вырезан в мраморе Дионис в коротком хитоне со струящимися складками.
На северном фризе расположились фигуры прекрасных мойр, волосы которых высечены в камне единой массой.
Выразительные по динамике мраморные могучие кони производят огромное впечатление на зрителей.
Фигурам античных богов противостоят могучие титаны. Лица большинства из них полны страдания.
В отличии от лиц титанов, выражения лиц богов и богинь спокойны.
Очень чувствуется бесстрашие одних и обречённая усталость других.
Каждая фигура мраморного горельефа отличается яркой светотеневой моделировкой формы, такой резкой, что кажется фантастичной.
Любой фрагмент скульптурной композиции на плоскости стены храма смотрится законченным произведением.
В круглой скульптуре к Пергамскому стилю ближе всего находится статуя «Лаокоона с сыновьями» работы ваятеля Агесандра и Полидора.
Она была одной из первых греческих статуй, открытых в новое время.
В Санкт-Петербурге красивые античные горельефы, барельефы и рельефы Вы можете увидеть в коллекции Эрмитажа и в
собрании слепков Научно-Исследовательского музея Российской Академии художеств.
В музее Академии художеств эпоха расцвета художественного убранства греческих дворцов и храмов представлена масштабной моделями храма Зевса и Афинского Акрополя,
с его оригинальными фризами, богато украшенными метопами, горельефами, барельефами и пристенной скульптурой.
Гипсовые отливки с шедеврами пластики Древней Греции выставлены в многочисленных залах Отдела слепков.
Если Вы желаете украсить свой дом копией античного барельефа, рельефа или скульптуры,
то приезжайте в Творческую мастерскую Союза Художников России под руководством Селиверстова.
Наши скульпторы работали в Русском музее и Академии художеств, создавая на заказ барельефы и горельефы в камне, гипсе и бронзе.
Приобретая произведение искусства скульптуры у нас, Вы будете им гордиться им долгие годы.