Этикет древнего востока. Восточный этикет: древние традиции Китая и Японии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История этикета от древности до наших дней. Этикет древнего востока


древние традиции Китая и Японии

Восточный этикет: древние традиции Китая и Японии Знание и соблюдений традиций и правил этикета важно при посещении любого государства. Однако, пожалуй, самое большое количество условностей и ритуалов предусматривает восточный этикет, основные положения которого сформировались в глубокой древности и продолжают оставаться неизменными и актуальными до настоящего времени.

Китайские церемонии

Китайский этикет («ли») тесно связан с конфуцианством, которое большое внимание уделяло месту человека в обществе. Так, Конфуций утверждал, что задача нижестоящего на социальной лестнице (как и младшего члена семьи) - уважение к старшему, выполнение правил, почитание. В свою очередь, обязанность вышестоящего - забота, справедливость, ответственность. Причем эта разница в положении нашла отражение и во внешних атрибутах - оформлении жилища, одежде, пище, манере вести разговор. Незыблемость конфуцианской морали сохраняется в Китае на протяжении всей его истории. В настоящее время общество стало более демократичным, нормы поведения уже не зависят от общественной иерархии, однако многие вековые правила этикета по-прежнему актуальны.

Если в большинстве европейских стран приветствие означает пожелание здоровья или доброго дня, то в Китае оно звучит как «Ни чифань ла ма?», что в дословном переводе означает - «Вы уже поели риса?». Кроме того, здесь не приняты поцелуи при встрече или расставании - только рукопожатие, а в отношении старших - еще и поклон. Обращение «Вы» допустимо лишь по отношению к пожилым людям, в основном используется местоимение «ты», а в торжественной обстановке приветствуется обращение «товарищ».

В Китае существует определенный культ еды, поэтому прием пищи регламентирован многими правилами поведения. Перед началом застолья принято отказываться от еды и только после уговоров хозяина приступать к трапезе. В течение всего приема пищи гостям обычно подливается чай, при этом постоянно пить его вовсе не обязательно, просто считается, что посуда не должна быть пустой. А вот доедать лапшу или рис не принято - нужно оставить на тарелке немного, иначе хозяин может подумать, что не сумел накормить гостей досыта. Чтобы поблагодарить хозяина, не прерывая беседы, можно слегка постучать пальцами по краю стола - это знак уважения и почитания.

«Китайские церемонии» - не просто расхожее выражение, обозначающее что-то чопорное, щепетильное и не очень-то важное, это традиционный этикет, сопровождающий каждый прием пищи. Все участники трапезы обычно занимают строго определенные места за столом. При этом в центре располагается вращающийся круг, на который ставятся блюда - так что все угощения находятся в переделах досягаемости независимо от занимаемого места. Множество правил регламентируют все стороны жизни китайцев, и выполнению их здесь учат с раннего детства.

Правила Страны Восходящего Солнца

Японский этикет, несмотря на современные тенденции и западные веяния, практически не меняется тысячи лет. Так, традиционное приветствие здесь - это поклоны или же просто легкий кивок, в зависимости от социального статуса. Поклон также является способом принести извинения или выразить благодарность, в то время как рукопожатия и объятия не приняты. Как не приветствуется и стремление посмотреть в глаза собеседнику. Эта традиция берет начало в средневековье, когда попытка встретиться взглядом с человеком, занимающим более высокое общественное положение, наказывалась очень сурово, вплоть до смертной казни.

Обувь при входе в японский дом принято снимать в обязательном порядке. И даже при посещении туалета придется надеть специальные тапочки, которые обычно стоят у входа. Главное - не забыть их потом снять и поставить на прежнее место. Традиционные комнаты в домах часто застилаются татами - специальными коврами-матами, на которых можно сидеть. Оптимальная поза (сэйдза) - на коленях, поджав ноги под себя. Сидеть «по-турецки» разрешается только мужчинам и лишь в неформальной обстановке.

Застольный этикет японцев претерпел значительные изменения за последнее столетие, однако некоторые традиции продолжают соблюдаться. Так, например, на званых ужинах перед каждым гостем ставится поднос с пятью тарелками с закусками, супом или рисом, каждая из которых имеет строго определенное место. На торжественных обедах количество блюд увеличивается до семи-десяти. Первым трапезу всегда начинает хозяин (или тот, кто приглашает в ресторан). В отличие от китайских традиций, в Японии принято оставлять чаши чистыми - это сигнал, что можно переходить к следующим угощениям.

Разумеется, в настоящее время иностранец в странах Востока должен всего-навсего вести себя вежливо, поскольку к чужим привычкам и японцы, и китайцы относятся очень терпимо. Однако восточный этикет - это не только определенный свод правил, это особая, уникальная, самобытная культура, познание которой сделает понятней историю, философию и образ жизни Японии и Китая.

Дарья Цветкова

Статьи по теме

www.luxemag.ru

Восточный этикет

1. Если сравнивать разные народы или разные эпохи по особенностям этикета, то меркой здесь может служить энергия, которую люди затрачивают на взаимные приветствия. Были времена, когда людям приходилось совершать при встрече чуть ли не целый ритуальный танец. Потом от церемониального поклона остался лишь обычай обнажать голову, который, в свою очередь, свелся до условного прикосновения рукой к шляпе или до простого кивка головой.

На подобном фоне сейчас учтивость японцев выглядит как экзотика. Собеседники то и дело кивают друг другу, даже когда разговаривают по телефону. Встретив знакомого посреди оживленной улицы, японец способен замереть, согнувшись пополам. Но особенно поражает приезжего поклон, которым его встречают в японской семье. Хозяйка опускается на колени, кладет руки на пол перед собой и прижимается к ним лицом. Причем нередко в подобном положении для иностранца остается неразрешимой загадкой — кто эта женщина: хозяйка дома или всего лишь служанка?

2. После приветствия гость снимает обувь и садится на татами, а хозяин садится напротив и начинает вести беседу. Хозяйка же молчаливо выполняет роль служанки, а все остальные члены семьи в знак почтения вообще не показываются на глаза. Правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы можно было их быстро усвоить. Для начала главное — ни на что не наступать, ни через что не перешагивать и садиться, где укажут. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника — верхом неприличия. По этой причине провести несколько часов в японской комнате, сидя на пятках, для иностранца с непривычки бывает нелегко.

3. Быть учтивым для японца — значит не только скрывать свое душевное состояние, но порой даже выражать совершенно противоположные чувства. Если фразу «у меня серьезно заболела жена» японец произносит с улыбкой, то дело тут не в каких-то загадках восточной души: он просто хочет подчеркнуть, что его личные горести не должны беспокоить окружающих. Обуздывать, подавлять свои эмоции ради учтивости считают логичным. Нередко можно слышать, как иностранные бизнесмены сетуют на недостаток искренности друг у друга, однако, каждый по-своему. Если у европейца или американца под словом «искренность» понимается прямота, отсутствие притворства или обмана, то для японца быть искренним — значит всей душой стремиться к тому, чтобы никто из партнеров не «потерял своего лица», то есть не был чем-то обижен или оскорблен. Это, таким образом, не столько искренность, сколько тактичность.

4. Сохранение традиционных манер поведения особенно характерно для народов Малайзии, где веками, передаются нормы взаимоотношения родителей и детей, уважительного отношения молодых людей к пожилым, чинопочитание в зависимости от занимаемого общественного и имущественного положения. Неприлично показывать на кого-то указательным пальцем. Надо, сжав правую руку в кулак, показать на человека

большим пальцем. Брать и передавать можно только правой рукой, а еще лучше обеими руками, слегка наклонившись вперед.

Проходя мимо сидящих за разговором людей, надо слегка наклониться вперед, руки опустить вдоль туловища, причем правая рука должна быть чуть ниже левой. Перед старшим по возрасту нельзя пройти мимо, не согнувшись слегка и не опустив руки. Принцип послушания и подчинения особенно сильно сказывается в отношениях между детьми и родителями. С родителями нельзя спорить, говорить повышенным тоном, тем более грубить им. Прежде чем подойти к родителям, сын должен надеть головной убор, выбросить сигарету. В присутствии родителей нельзя сидеть на стуле «нога на ногу» или широко расставив ноги.

5. Спокойная учтивая манера разговора, стремление не обидеть, не унизить собеседника, даже делая ему выговор, является выражением такой характерной черты малайского стереотипа, как «желание быть приятным». При знакомстве мужчинам предписывается делать «приятное выражение лица», а женщинам - слегка опустить голову и также сделать приятное выражение лица, изображая радость по поводу знакомства. Улыбаться следует как можно чаще - при встрече, при знакомстве, за столом, но особенно при обращении с просьбой. С соседями обязательно поддерживаются добрые отношения. Если у соседа кто-то заболел, случилось несчастье, то глава семьи обязан тотчас же навестить его и помочь, чем можно.

Не принято, чтобы мужчина знакомился с женщиной на официальном приеме, заседаниях. Их должны представлять друг другу муж или отец, в гостях - сам хозяин. В крайних случаях можно представиться самому. Более молодой представляется старшему по возрасту, а человек более низкого происхождения или социального положения - человеку более высокого. Обычно незамужняя женщина представляется замужней женщине.

  1. Наиболее сложна форма приветствий на официальных приемах. В начале и в конце торжества все участники приветствуют друг друга. Обычный приветственный жест таков: вытягивают вперед правую руку с плотно сжатыми четырьмя пальцами и немного приподнятым вверх большим пальцем и быстро касаются ею ладони партнера. Затем приветствующий

  2. быстро прикладывает правую руку к груди и опускает ее вниз. Гость, занимающий более низкое положение, совершает целую серию жестов, демонстрирующих свое почтение и уважение: он пожимает обеими руками ладонь высокого гостя и, наклонившись немного вперед, прикладывает нос к тыльной стороне его ладони, шумно вдыхая воздух (своеобразный поцелуй).

В гости положено приходить вовремя или на несколько минут раньше. На торжественные приемы как мужчины, так и женщины должны являться в парадной национальной одежде. В отличие от европейского стола, угощения у малайцев подаются все сразу. В их основе - рис с приправами. Малайцы едят руками, вилок и ножей к столу не подают. Ложка имеется лишь для того, чтобы смешивать рис с приправами. После риса подают десерт или чай со сладостями.

PART 7. France

EXERCISE 1.

A. Check your understanding

Read and translate the text carefully, looking up any new words in a list below or in a dictionary. Then retell it.

1. cherish – лелеять (надежду), хранить нежно (в памяти)

2. cherished –желанная, взлелеянная

3. inhibit - запрещать

4. ascribe – приписывать

5. excessive – чрезмерный

6. statute law – писанный закон

7. stubborn – упорный, упрямый, неподатливый

8. grandiose – грандиозный, напыщенный, помпезный

9. virtue – достоинство, сила, хорошее качество, добродетель, целомудрие

10. conviction that – убеждение

11. to come to accommodation– прийти к примирению, урегулировать спор

studfiles.net

История этикета от древности до наших дней

История возникновения этикета уходит корнями в глубокую древность. С тех пор как люди стали жить многочисленными группами, у них появилась необходимость регулировать своё существование некими нормами, позволяющими им с наибольшим комфортом уживаться между собой. Подобный же принцип сохранился и до наших дней.

История этикет

Нормы поведения минувших веков

В современном мире этикет – это не что иное, как свод правил, призванных сделать нашу жизнь приятной и безопасной в общении друг с другом, а также оградить себя и окружающих от нечаянных претензий и обид. Многие из требований, как, например, не хлопать по плечу незнакомого человека, являются вполне очевидными и диктуются самой жизнью, но есть и такие, которые передаются в виде поучений и наставлений.

История происхождения этикета в его наиболее ранней форме известна главным образом благодаря нормам поведения, изложенным в египетских и римских рукописях, а также в «Одиссее» Гомера. Уже в этих древнейших документах формулировались принципы взаимоотношения полов, начальников и подчинённых, а также устанавливались правила общения с иноземцами. Известно, что нарушение этих установок влекло за собой самые строгие наказания. В целом же нормы общения между людьми усложнялись параллельно тому, как развивалась сама история.

Рыцарский кодекс чести

Этикет в странах Западной Европы обрёл для себя особо благодатную почву в X-XI веке, с распространением среди привилегированных слоёв общества системы рыцарства. Вследствие этого появился Кодекс чести – свод правил, оговаривавший до мелочей не только нормы поведения, но и предписывающий рыцарю цвет и фасон его одежды, а также родовую геральдическую символику.

В этот период появилось множество новых весьма своеобразных ритуалов и обычаев, таких, например, как непременное участие в рыцарских турнирах и совершение подвигов во имя дамы сердца, причём даже в тех случаях, когда избранница не отвечала взаимностью. Чтобы в полной мере соответствовать своему статусу, рыцарь должен был быть храбрым, благородным и великодушным. Впрочем, последние два качества необходимо было проявлять лишь в отношении людей своего круга. С простонародьем рыцарь был волен обходиться, как ему вздумается, но это уже совсем другая история.

Этикет, а точнее, неукоснительное следование его правилам, был способен порой сыграть злую шутку с теми, кто ему слепо подчинялся. Известен, например, случай, когда во время битвы при Креси, ставшей важнейшим сражением Столетней войны, французские рыцари, прискакав к своему королю Филиппу VI со срочным донесением, не посмели нарушить придворный этикет и первыми к нему обратиться. Когда же монарх, наконец, позволил им говорить, они ещё долго раскланивались, уступая друг другу это почётное право. В результате правила хорошего тона были соблюдены, но время упущено, и промедление губительно отразилось на ходе сражения.

История этикета презентация

Этикет получил дальнейшее развитие в XVII- XVIII веке при дворе французского короля Людовика XIV. Собственно, и само это слово шагнуло в мир из его дворца, где во время одного из приёмов каждый присутствующий получил карточку (по-французски – etiquete) с подробным перечнем правил поведения, которыми он обязан был впредь руководствоваться.

История развития этикета в России

В допетровской Руси также существовали определённые нормы этикета, но пришли они не из Европы, а из Византии, с которой испокон века имелись тесные связи. Однако бок о бок с ними уживались дикие обычаи языческой старины, приводившие порой в замешательство иностранных послов. История этикета в России, не раз становившаяся предметом самого пристального изучения, показывает, сколь важное значение в нём уделялось социальному статусу того или иного человека.

Было принято, например, приезжая в гости к равному себе, въезжать во двор и останавливаться у самого крыльца. Если же хозяин дома был выше рангом, то полагалось останавливаться ещё на улице, и пешком идти через двор. Важного гостя хозяин был обязан встречать стоя на крыльце, равного – в сенях, а того, чей статус ниже – в горнице.

Входить в комнату полагалось без шапки, но не оставлять её в сенях, как трость или посох, а непременно держать в руках. Войдя, гость троекратно крестился на иконы, а затем, если хозяин был выше его рангом, отдавал ему земной поклон. Если же они были равны, то обменивались рукопожатием. Родственники при этом обнимались.

История русского этикета времён царствования Петра I во многом напоминает тот путь, который проделали страны Западной Европы, погрязшие некогда, как и Россия, в варварстве и бескультурье. Пётр, как и многие зарубежные монархи, силой заставлял подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввёл в моду одежду европейского покроя, разрешив ношение кафтанов и армяков лишь представителям низших сословий. Он же заставил бояр под страхом внушительного штрафа брить бороды.

История происхождения этикета

Кроме того, благодаря царю коренным образом изменилось положение российских женщин. Если раньше жёны и дочери даже высших сановников обязаны были сидеть по домам, то теперь они стали постоянными участницами всех праздников и торжеств. Появились и вошли в обиход правила галантного обхождения с ними. Это во многом способствовало достижению отечественным дворянством европейского уровня.

Образованность, вошедшая в моду

В конце XVIII столетия, и особенно в пору правления Александра I, среди аристократии вошла в моду образованность, а также осведомлённость в вопросах литературы и искусства. Владение несколькими языками сделалось нормой. Скрупулёзное подражание западноевропейским образцам, в одежде и манере поведения приобрело характер устойчивого стиля, именовавшегося комильфо (от французского comme il faut – в буквальном переводе «как надо»).

Ярким примером тому может служить образ, хорошо знакомого нам со школьной скамьи, Евгения Онегина. Достаточно вспомнить, какое большое значение этот повеса придавал своему гардеробу, но в то же время был способен блеснуть в обществе прекрасным владением французского языка и знакомством с античной поэзией.

По свидетельству Пушкина, он умел не только танцевать мазурку, но также разобрать латинский эпиграф, потолковать о поэзии Ювенала и тут же посвятить даме блестящую эпиграмму. Этикет того времени представлял собой целую науку, от постижения которой во много зависела карьера и дальнейшее продвижение в обществе.

История развития этикета в России

Интеллигенция и новые требования этикета

Дальнейшая история развития этикета в нашей стране отмечает его подъём на новый качественный уровень в середине XIX века. Это было обусловлено реформами Александра II, открывшими путь к образованию, людям самых различных сословий. В стране появилась новая и неизвестная ранее социальная прослойка, именуемая интеллигенцией.

К ней принадлежали люди, не обладавшие высоким положением в обществе, но прекрасно образованные и, в силу воспитания, усвоившие хорошие манеры. Однако в их среде излишняя вежливость и чрезвычайно скрупулёзное следование правилам этикета, принятым в период прежних царствований, стали выглядеть несколько архаично.

Этикет XIX века предусматривал, среди всего прочего, неукоснительное соблюдение моды на украшения, в которых бриллианты и золото уступили место античным камеям, выполненным из слоновой кости или соответствующих пород камня. В дамском обществе стало хорошим тоном носить короткие причёски в память о героинях европейских революций, закончивших жизнь на эшафоте, которым перед казнью коротко подрезали волосы. Также вошли в моду, а следовательно, стали одним из требований этикета, кудри или стянутый несколькими лентами небольшой пучок свободно спадавших волос.

Этикет в стране победившего пролетариата

Имела ли история развития этикета своё продолжение в советский период? Да, разумеется, но на ней во всей полноте отразились бурные и полные драматизма события XX века. Годы Гражданской войны отодвинули в прошлое само существование светского общества, устанавливавшего когда-то правила хорошего тона. Вместе с этим, полностью вышли из обихода и приличные манеры. Подчёркнутая грубость стала признаком принадлежности к пролетариату – классу-гегемону. Нормами поведения руководствовались лишь дипломаты и отдельные представители высшего руководства, впрочем, тоже далеко не всегда.

Когда войны, наконец, отгремели, и во второй половине XX века в стране установилась хоть небогатая, но политически стабильная жизнь, большая часть населения устремилась в вузы, что в то время было вполне доступно. Следствием такой тяги к знаниям стал общий подъём культуры населения, а вместе с ним и возросшая потребность в соблюдении норм общения.

История правил этикета

Само слово "этикет" редко употреблялось, но каждый, кто желал составить о себе благоприятное впечатление у окружающих, обязан был следовать правилам приличия. В обиход прочно вошёл целый ряд устойчивых выражений, предназначенных на определённые случаи жизни. Фразы типа – «не затруднит ли вас», «будьте добры» или «не откажите в любезности» стали визитной карточкой каждого культурного человека.

В те годы предпочтительным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а женской – строгое платье, блузка и юбка ниже колен. Никакая сексуальность в одежде не допускалась. Слово «товарищ» с прибавлением фамилии в равной степени использовалось в обращении как к мужчине, так и к женщине. Эти правила «советского этикета» не преподавались в школе, но более или менее строго соблюдались большинством граждан.

Особенности восточного этикета

Всё, о чём шла речь выше – это европейская история этикета от древности до наших дней. Но рассказ был бы неполным без упоминания о том, как эта область человеческой культуры развивалась в странах Востока. Известно, что в большинстве из них правилам поведения и взаимоотношения с другими членами общества придавалось огромное значение. Об этом в равной степени свидетельствуют сегодняшние обычаи, бытующие внутри этих стран и их многовековая история.

Этикет Китая является одной из древнейших сторон его культуры. Каждая из сменявших друг друга правящих династий вносила свои изменения в кодекс поведения, и устанавливала требования, за выполнением которых осуществлялся строгий контроль. Однако, несмотря на отличия, все они имели общие черты.

Например, во все века одежда китайца должна была соответствовать его статусу и положению в чиновничьей иерархии. Наряды строго подразделялись на те, что имел право носить император, правители вассальных княжеств, министры, аристократы и так далее. Тем более простой крестьянин не имел права одеть то, что вздумается, а обязан был подчиняться установленным нормам.

История возникновения этикета

Каждой ступени иерархической лестницы соответствовал и определённый головной убор, который не снимался даже в помещении. Волосы китайцы не стригли, а укладывали в сложные причёски также являвшиеся показателем социального статуса.

Правила поведения, принятые в Корее, и их история

Этикет этой страны во многом схож с китайским, поскольку оба государства на протяжении веков были связаны тесными узами. Особенно заметной общность культур стала после того, как вследствие, разразившегося в XX веке политического кризиса, многие китайцы иммигрировали в Корею, принеся с собой значительную часть национальной культуры.

Основу правил поведения составляют требования, заключённые в двух религиях, исповедуемых в стране – конфуцианстве и буддизме. Они преподаются в учебных заведениях всех уровней, за их соблюдением осуществляется неусыпный контроль.

Характерной чертой местного этикета является уклонение от использования местоимений второго лица. Воспитанный кореец даже за глаза никогда не скажет о ком-то «он» или «она», а учтиво произнесёт фамилию с прибавлением к ней «господин», «госпожа» или «учитель».

Особенности поведения жителей Страны восходящего солнца

История правил этикета в Японии во многом связана с установившимся в ней в XII-XIII веке кодексом Бусидо ("Путь воина"). Он определял нормы поведения и морали военного сословия, являвшегося господствующим в государстве. На его основе уже в XX веке был составлен школьный учебник, в котором подробно рассматриваются все правила поведения воспитанного человека в обществе и дома.

История этикета от древности до наших дней

Особое внимание этикет уделяет искусству вести диалог, причём стиль общения полностью зависит от социального статуса собеседника. Отрицательную реакцию может вызвать как недостаточно учтивый тон, так и излишняя вежливость, скрывающая желание уклониться от разговора. По-настоящему воспитанный японец всегда умеет найти золотую середину.

Также считается недопустимым молча выслушивать собеседника, его слова необходимо хоть изредка разбавлять собственными репликами. В противном случае может сложиться впечатление, что разговор лишён всякого интереса. Вообще, история речевого этикета Японии – это особый раздел культурологии, требующий самого пристального изучения.

Возрождающийся интерес к этикету

В постсоветский период в России, наряду с возрождением прежних духовных ценностей, обрели новую жизнь традиции поведения в обществе и межличностного общения. О том интересе, который проявляется к этим вопросам, свидетельствует всё большее количество публикуемых в СМИ статей, общую направленность которых можно охарактеризовать как «История этикета». Презентация наиболее удачных из них зачастую бывает достаточно ярким событием в культурной жизни страны.

fb.ru

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА — МегаЛекции

Зарождение этики началось в глубокой древности и было связано со становлением классового общества, разделением труда, отделением духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Первые этические представления проявлялись еще на ранних стадиях развития общества и выражались в мифах, легендах, сказках и других продуктах коллективного творчества.

Возникновение авторских размышлений на этические проблемы связано со странами Древнего Востока, прежде всего с Китаем и Индией, и датируется тысячелетиями до н. э. Они были выражены в таких произведениях, как «Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба». Этот этап можно назвать подготовительным для возникновения этических учений и школ в странах Древнего Востока.

Появление первых этических учений Древнего Востока датируется I тысячелетием до н. э. Наиболее влиятельными среди них стали брахманизм и буддизм в Индии, а также конфуцианство в Китае.

Этическая мысль Древнего Востока отличалась значительным разнообразием, однако при этом в ней можно выделить общие характерные черты:

1) процесс накопления знания носил не интенсивный, а экстенсивный характер, т. е. знания накапливались, но не развивались;

2) школы и течения развивались параллельно, а не последовательно, что затрудняло процесс преемственности;

3) отсутствовала ярко выраженная авторская позиция, что придавало этической мысли определенную «безликость»;

4) направленность не на внешнюю реальность и объективную действительность, а на самосовершенствование.

Эти особенности обусловливались особенностями социально-экономической и политической действительности стран Древнего Востока, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная зависимость от государства, формирование закрытого сословного общества с высоким уровнем социального неравенства.

Достижения этической мысли Древнего Востока можно разделить на религиозные и социальные. К первым относится создание таких добродетелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность. Среди общественно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходимо отметить следующие: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

Можно сказать, что этические учения Древнего Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы (прежде всего социально-

ЭТИКА АНТИЧНОСТИ

Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический и политический характер. В Древней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили значительно быстрее, появилась частная собственность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристократии и демоса, в результате которых победу одержал последний. Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики.

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других.

Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скептиков. Здесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции. В Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно. Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью. Ведь очевидно, что каждый философ, знакомясь с трудами своих предшественников и полемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал какие-то новые, оригинальные идеи этического характера.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Согласно такому пониманию посредствующим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Необходимо отметить и значительный прогресс античной этики: переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям. В основе натуралистической концепции лежит ориентация на человека как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир.

ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Необходимо отметить, что развитие этики в этот период времени также не было лишено социального и политического окраса: высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравенства, подавить возможные протестные движения, укрепить свои позиции. Понятно, что и сама христианская церковь становилась очень привилегированным институтом.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Центральным понятием этики этого периода является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным. Поэтому гуманистические идеи, направленные на преобразование и совершенствование отдельной просвещенной личности до разумного, свободного и достойного состояния, не могли найти отклик и оказать действенное влияние на массовое сознание. Официальная же церковь оказалась не способной ответить на вызов времени и приспособиться к изменившимся условиям. Результатом такой ригидности (негибкости) церкви стало возникновение в религиозно-этической мысли такого явления, как протестантизм и протестантская этика. Появление этих продуктов общественной мысли Возрождения знаменовало начало нового этапа развития религиозной и духовной жизни – Реформации.

Духовный отец Реформации Мартин Лютер противостоял позициям официальной церкви, обвиняя ее в монополизации возможности общения с Богом и спасения простых людей. Ведь согласно позициям официальной церкви только священнослужители могли общаться с Богом и соответственно просить его о прощении. Все остальные должны были лишь заботиться о церкви и проявлять к ней уважение, подкрепляя ее всевозможными податями. Мартин Лютер утверждал, что каждый человек может сам общаться с Богом, не нуждаясь в посредничестве церкви. Таким образом, единственной задачей человека становится задача жить по-божески, что и является высшей добродетелью.

Протестантская этика проповедовала постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства, прилежание, скромность и ограничение своих потребностей, доходящее до скопидомства, отказ от земных удовольствий и праздности. Ведь именно это является признаком того, что человек избран Богом для спасения. Главными же пороками, неизбежно приводящими любого человека кпо-гибели, становились праздность, леность, склонность к легкой жизни.

Подводя итог, необходимо сказать, что одним из главных достижений Возрождения стало возвращение к идеям античности о могуществе человека. Протестантизм же установил возможность непосредственной личной связи человека с Богом. Таким образом, нравственность была спущена с небес на землю, что явилось неоспоримым прогрессом в развитии этической мысли.

 

Вопрос 9: Понятие и содержание основных категорий этики

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

 

megalektsii.ru

Этикет в государствах древнего мира

Дошедшие до наших дней памятники культуры древнего мира – шумер, Египта, Китая и др., однозначно свидетельствуют о наличии там многих разнообразных правил, процедур и церемоний, которые можно отнести к этикетным. Причем можно говорить о протоформах не только дворцового и дипломатического этикета, но и общегражданского, светсткого. Поскольку нашим предметом является этикет в сфере деловых отношений, мы ограничимся лишь кратким экскурсом в историю этикета некоторых великих стран древнего мира.

Этикет в Древнем Египте

Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы.

Довольно важное место в повседневной жизни египтян занимал уход за телом и поддержание его красоты. Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами несколько раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с водой — размещали под столом, за которым трапезничали, чтобы обедающие могли умыться и вымыть руки до и после еды.

После утреннего туалета мужчин-египтян всегда посещал цирюльник, место которого затем занимали слуги, делающие маникюр и педикюр своему хозяину. А к женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Другие высокопоставленные особы Древнего Египта - визири, чиновники и судьи так же превращали утренний туалет в действо. Все манипуляции парикмахеры и слуги производили не только в присутствии многочисленных родственников, но также и писцов, которые были готовы запечатлеть приказы государственной важности на бумаге. Место парикмахера, гладко выбривавшего голову, не оставляя не единого волоска, цирюльника, и мастера маникюра и педикюра занимал специалист по ароматам и красоте. В моде у древних египтян были глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза могли как женщины, так и мужчины. Считалось, что краска для глаз служит не только способом получить выразительные глаза, но также помогает уберечь их от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Поэтому можно сказать, что красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды, но и сохранять здоровье. Надо заметить, что древние египтяне очень внимательно и трепетно относились к красоте и сохранению молодости, словно пытаясь таким образом открыть секрет долголетия. Так, например, мужчины и женщины в Древнем Египте не хотели иметь на голове седые волосы. Да и мелкие волоски и пушок на теле считались дурным тоном. Именно поэтому седые волосы и пушок на теле беспощадно удаляли. А уж способов сохранения и укрепления волос древние египтяне знали в избытке.

Египтяне весьма внимательно относились к подбору одежды, хотя большим ассортиментом они не располагали. Закончив утренний туалет, мужчина-египтянин завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог не только осматривать свое владение, но также принимать посетителей, вести переговоры и посещать какие-либо учреждения. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры («миди», как сказали бы современные модницы), юбку и обували сандалии.

К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался. Материалом для плетения сандалий в Древнем Египте были папирус, кожа и даже золотые пластины. Судя по сохранившимся свидетельствам, сандалии на золотой подошве часто вызывали развитие различных болезней ног, отчего их надевали крайне редко.

Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения.

Не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Ему подавали кушанья (как правило, это был хлеб, мясо, пирог и пиво) сразу после завершения утреннего туалета. Его супруга могла завтракать либо во время туалета, либо после его окончания. Обеденное меню включало мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги и пиво. Спустя три-четыре часа древние египтяне вновь трапезничали. На этот раз подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в конце дня, за один-два часа до сна. Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить в лавке необходимые продукты, убрать в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Наиболее зажиточные хозяева забивали быка, мясо которого затем шло на приготовление жаркого и соусов. Гусей целиком обжаривали на вертелах. К столу подавали также кувшины с вином, ликерами и пивом. Фрукты выкладывали пирамидой на специальных подставках и в корзины. Посуда для подачи таких изысканных кушаний также была особенной, отличавшейся от той, которой пользовались хозяин и домочадцы в обычные дни: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра. Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно было поставить повозку.

Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождений своих рабов, женщин и мужчин. В зале приема хозяйского дома их также ожидали многочисленные рабы и слуги. Слугам-мужчинам негласными правилами этикета предписывалось носить белые сильно накрахмаленные юбки, а слугам-девушкам разрешалось облачаться лишь в маленькие набедренные повязки и украшать себя: ожерельями, а также ручными и ножными .браслетами. В знак уважения и благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда.

Приглашенные на пир гости также должны были быть одетыми соответствующим образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем Египте, обязывали надевать платья и туники, сшитые из гофрированного льна. А голову нужно было покрывать длинными черными париками, закрывающими часть шеи, уши и лоб.

При входе в дом приглашенные к праздничному застолью египтяне приветствовали хозяина и прибывших ранее, расточаясь в жарких комплиментах и льстивых словесах. В ответ хозяин также произносил приветственную речь.

После завершения церемонии приветствия и обмена любезностями гости и хозяева переходили из зала приема в комнату, где и происходило собственно пиршество. Тот зал щедро украшали. Главное место отводили для кресел, из которых золотые с отделкой из бирюзы, сердолика или лазурита и высокими, с резным орнаментом спинками предназначались для особо знатных гостей. Для гостей менее знатных устанавливали низкие табуреты с искривленными и перекрещивающимися ножками и раскладывали на полу циновки и подушки. В Древнем Египте существовала традиция рассаживать гостей, мужчин и женщин, по разным сторонам стола: обычно женщины должны • были садиться по одну его сторону, а мужчины - по другую. Однако мужчина, прибывший в дом хозяина со своей супругой, мог изъявить желание сесть за стол рядом с женой.

После того как гости рассядутся по отведенным им местам, прислуживающие им рабыни должны были надеть на .каждого красивую разноцветную гирлянду и подать ароматное масло или жир, кусочки которого клали на голову поверх парика. И только тогда к обеденному столу подавали кушанья. Нужно признать, что праздничные блюда древних египтян .радовали глаз своим разнообразим. Там были яства, которые могли удовлетворить вкус самого взыскательного и привередливого гостя. Жареная говядина и мясо птицы, куры, утки, голуби и гуси, обжаренные на вертелах, овощи, фрукты, хлеб — все это подавали хозяева в красивой посуде, чтобы удивить своих знакомых и родственников своим гостеприимством, радушием, щедростью и достатком. На металлических подносах разносили кувшины с вином, каждый из которых содержал записку с указанием времени изготовления напитка. Кушанья в Древнем Египте было принято есть руками. Только лишь для разрезания больших кусков мяса использовали нож. После завершения трапезы гости могли омыть руки в чаше, передаваемой по кругу. Древних египтян можно по праву назвать страстными почитателями музыкального искусства. Ни одно пиршество не обходилось без игры на музыкальных инструментах (гобой, арфа и флейта), пения и танцев. Музыканты, одетые в белые юбки, с нагрудными украшениями и браслетами на руках, усаживались в самом центре обеденного зала. Большинство песен древние египтяне посвящали богам, которых благодарили за счастливую и безмятежную жизнь на земле. Известны также песни, которые повествуют о кратковременности существования человека в этом мире, 6 том, что рано или поздно смерть все равно настигнет человека. Некоторые из дошедших до наших дней древнеегипетских песен рассказывают о любви. Одним из номеров музыкальной программы праздничного застолья обычно являлось выступление танцоров или танцовщиц, которые предлагали на суд зрителей танцевальный номер, сопровождающийся игрой девушек-музыкантов. Известно, что в конце I тысячелетия до н. э.— начале I тысячелетия н. э. в Древнем Египте появилась традиция демонстрировать собравшимся гостям гроб с раскрашенной мумией. Слуги подносили гроб к каждому из гостей, а сам хозяин произносил следующие слова: «Посмотрите на мумию и после этого пейте, ешьте и наслаждайтесь вволю, ибо после своей кончины будете подобны этой мумии». Некоторые из гостей, видимо, буквально понимали речь хозяина и тут же набрасывались на кушанья и старались выпить как можно больше вина и пива.

В Древнем Китае к 1-му тысячелетию до н. э. были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах — «Чжоу-ли» («Чжоус-кие церемонии»), «И-ли» («Обрядник») и «Ли-цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил поведения, проведения различных обрядов. Они, в соответствии с иерархической системой Древнего Китая, регламентировали вплоть до мелочей всю общественную жизнь государства. К примеру, император имел право на семь алтарей в своем храме предков, князья (чжухоу) — на пять, сановники (дафу) — на три, а обычные чиновники (ши) — только на один. Мужчины должны были ходить по правой стороне улицы, а женщины — по левой и т.д. Правила, записанные в книге «Чжоу-ли» (скорее всего, составленные во второй половине I в. до н. э. Лю-сяном и Лю-синем), воспринимались не как человеческие установки, но как отражение небесного порядка.

Текст «Ли-цзы» учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией были особенно важны для образованных верхов и являлись залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги «Чжоу-ли», правила взаимоотношений должны соблюдаться всеми, так как именно этим человек отличается от животных.

studfiles.net

Этические учения Древнего Востока.

     Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах "великих peк". Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. На Востоке мудрость идет "от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:

- культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций; - настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций; - подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;  - преобладание идеалов· коллективизма, обусловленное страхом "потерять себя", не вписаться в социальную общность; - нивелировка личности, подчинение ее интересам социума; - усложненная система ритуалов и церемоний.

     Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.

Этико-философские системы Древней Индии

     Окончательно они оформились в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы. Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм (Брахма. - верховное божество Древней Индии, имя которого означает "благочестивая жизнь", "благоговение" представляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":      1) жизнь в телесной оболочке есть страдание;      2) источник страдания - желания;      3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;      4) средство избавления от желаний - прохождение "восмиричного пути спасении". Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правильныe усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.      Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой положен принцип "ахимсы" - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности.      Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии в середине 1 тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время.

studfiles.net

Этикет по-восточному | Искусство жить

Опубликовано: 09 Июль 2012. Автор: reader

 

При заграничном отдыхе очень важно соблюдать правила этикета и традиции  посещаемой страны. Пожалуй, самое большое количество условностей и ритуалов предусматривает восточный этикет, основные правила которого сформировались в глубокой древности и продолжают оставаться неизменными и актуальными до наших времен.

Самая непривычная для нас культура – КИТАЙСКАЯ. Многое здесь противоречит нашим правилам. В знак уважения шляпу не снимают, а надевают. В качестве комплимента говорят: «Вы выглядите старше». Кроме того, здесь не приняты поцелуи при встрече или расставании – только рукопожатие, а в отношении старших – еще и поклон. На «вы» обращаются лишь к пожилым людям, в основном же используется местоимение «ты», а в торжественной обстановке приветствуется обращение «товарищ».

В Китае не принято спрашивать о здоровье семьи. Более того, здесь запрещено спасать утопающего человека, иначе вы вмешаетесь в его судьбу.

В Китае существует определенный культ еды, поэтому прием пищи регламентирован многими правилами поведения. Перед началом застолья принято отказываться от еды и только после уговоров хозяина приступать к трапезе. В течение всего приема пищи гостям обычно подливается чай, при этом постоянно пить его вовсе не обязательно, просто считается, что посуда не должна быть пустой. А вот доедать лапшу или рис не принято – нужно оставить на тарелке немного, иначе хозяин может подумать, что не сумел накормить гостей досыта. Чтобы поблагодарить хозяина, не прерывая беседы, можно слегка постучать пальцами по краю стола – это знак уважения и почитания.

ЯПОНСКИЙ этикет практически не изменился за тысячи лет. Традиционное приветствие здесь –  это поклоны или же просто легкий кивок, в зависимости от социального статуса. Поклон также является способом принести извинения или выразить благодарность, в то время как рукопожатия и объятия не приняты.

Японцы очень пунктуальны, не смотрят в глаза собеседнику, не отказывают и постоянно извиняются. Никогда не используют четыре предмета, т. к. эта цифра означает смерть. Здесь не дарят цветы и не открывают подарок при дарителе.

Обувь при входе в японский дом принято снимать в обязательном порядке. И даже при посещении туалета придется надеть специальные тапочки, которые обычно стоят у входа. Главное – не забыть их потом снять и поставить на прежнее место.

Первым трапезу всегда начинает хозяин (или тот, кто приглашает в ресторан). В отличие от китайских традиций, в Японии принято оставлять чаши чистыми – это сигнал, что можно переходить к следующим угощениям.

ТУРЦИЯ – это мусульманская страна множества обычаев и традиций. При встрече друзей и родственников принято целовать друг друга в щеки один или два раза, малознакомым людям – просто пожимают руку. Заходя в помещение, принято приветствовать в первую очередь самого старшего из присутствующих.

В мусульманских странах не следует сидеть, забросив ногу за ногу. Вы оскорбите чувства окружающих, если продемонстрируете им подошву своей обуви или голую ступню.

В Турции в знак уважения принято приглашать в баню. Турки любят дарить подарки и принимать их. Однако стоит быть внимательным при дарении алкоголя, так как Турция – это мусульманская страна, в которой запрещается питье алкогольных напитков. В качестве подарков приветствуются сувениры с Родины, либо какие-нибудь сладости.

В этой стране кофе вам будут наливать всюду и бесконечно. Турецкое кофе – это национальный напиток и вас могут не понять, если вы его, хотя бы, не попробуете. Для того чтобы отказаться, вам надо покачать чашечку из стороны в сторону или вовсе перевернуть ее вверх дном.

ИНДИЯ также с каждым годом привлекает все новых поклонников своей экзотики. Туристам надо знать, что в этой стране не принято прикасаться к другим людям. В качестве приветствия используется не рукопожатие, а две ладошки, сложенные вместе, и легкий поклон.

В Индии едят руками, а чтобы показать хозяину, что вы наелись, лучше оставить на тарелке немного еды. Здесь принято разуваться в храмах и музеях, а обувь оставлять на входе. Поэтому стоит приобрести дешевые сандалии, чтобы потом не расстраиваться из-за исчезнувших дорогих и любимых.

Индийским мужчинам очень нравится приезжать по выходным дням на пляж и смотреть на раздетых женщин. Если вам это неприятно, лучше не спорить и не ругаться, а просто прикрыться одеждой.

В ТАИЛАНДЕ считается неприличным говорить о жаре. Здесь не принято наступать на порог. Тамошние жители верят, что в нем живут добрые духи. В этой стране нельзя загорать топлес и увлекаться нудизмом. За брошенную на тротуар жевательную резинку вы можете схлопотать штраф в размере 600 долларов. А если таких денег не окажется, то вас могут посадить в тюрьму.

Шорты (и для мужчин, и для женщин) допустимы только на пляже и в отеле. При входе в любой дом, а тем более в храм, необходимо снимать обувь. При этом на территорию (не внутрь, а именно на территорию) некоторых храмов можно попасть только в обуви, у которой закрыта пятка). При посещении общественных мест и тем более храмов, длина брюк или юбки должна быть достаточной, чтобы закрывать лодыжки.

Самые главные люди в этой стране – это Король и его семья. Любое проявление какого бы то ни было неуважения в их сторону карается по закону.

 

skarvit.ru


Смотрите также