Древней греции ландшафт. Полезные ископаемые Греции. Рельеф и природа Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн. Древней греции ландшафт


Ландшафтная архитектура древней Греции

Древняя Греция первой попыталась органически сочетать антропогенные элементы с природным ландшафтом. Театры и акрополи, являющиеся центрами городских композиций, и сами города производили впечатление выросших из ландшафта. Так, воздвигнутый на скале Афинский акрополь стал культурным её завершением.

 

Внутренняя структура городского комплекса представляет собой хорошо продуманное живописное и очень интересное сочетание монументальных строений, крупных улиц и агор - больших общественных площадей. Классическим примером планировки греческого города является центр Эфеса, города с вписанными в местность меж двух холмов и моря мастерскими. Кстати, в наши дни фонтаны для парков и домашнего сада стали часто делать из бетона, что тоже прекрасно вписывается в ландшафт как больших, так и малых современных городов.

Греками умело использовалась вертикальная планировка агор, пространство которых расчленяли протяженные лестницы, а также не очень высокие подпорные стенки. Скульптура принимала активнейшее участие в оформлении открытых пространств греческих городов. К примеру, на главной улице Эфеса статуи знатных людей города были выставлены на всем её протяжении. Произведениями ландшафтной архитектуры считаются Колос Радости и статуя Афины Промахос Афинского акрополя.

Античные греки разработали систему пропорций - это принципы равновесия, ритма и симметрии, соотношения частей целого, а также принципы золотого сечения и модуля. Эти положения учитываются как в различных сооружениях, так и в планировке всего ансамбля в целом. Пространственная композиция дала начало свободному размещению храмов с различными размерами, а также других архитектурных форм, яркий пример - Афинский акрополь. Подобное расположение содержит определенную очередность в восприятии пластики и ракурсов архитектурных объектов, ориентированную на достижение обозрения главного представителя комплекса. Угловая точка восприятия в ансамбле преобладающая, благодаря этому комплекс в целом подлежит постепенному восприятию, с раскрытием каждой отдельной картины, включающей лишь одно сооружение, являющееся в этом случае господствующим. Подчинение всех осей основных сооружений линии морского побережья или рельефу согласует весь ансамбль с окружающим ландшафтом.

Так называемое совмещенное ландшафтное искусство учитывает важность использования всех этих принципов. Садово-парковое искусство Греции берет свое начало в 10 - 13 веках до нашей эры; примером являются священные рощи Нимфей и Герон, затем Философские сады, которые можно смело назвать настоящими парками, имеющими тополиные, платановые и маслиновые аллеи. Это всё - предки пейзажных парков. Рядовые посадки деревьев вдоль дорог и различных сооружений дали начало зеленому оформлению агор. В третьем веке до нашей эры стала применяться регулярная  двухрядная посадка деревьев, окружающая храмы с трех сторон. Первый ряд составляли небольшие гранатовые или айвовые деревья, а второй ряд представлялся лавром или самшитом, кстати, тоже не очень высокими. Вдоль крытых галерей и главных городских улиц располагались платановые рядовые посадки. Третий - первый века до нашей эры привнесли во внутренние дворики-перистили новые украшения - яркие цветы, различные фонтаны и скульптурные произведения.

bunstone.ru

Греция ландшафт

Греческий ландшафт — это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселенных долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части Греции, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии.

Греческий ландшафт можно назвать типично средиземноморским. Для русского человека его лучше назвать типично крымским. C геологической точки зрения эти территории имеют одинаковую историю и практически одинаковый минеральный состав. Четвертую часть территории Греции занимают горные массивы. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200—1800 м). Наивысшая точка Греции - гора Олимп высотой 2917 метров. Выше 2000 м поднимаются горы Пинд, Парнас, горная цепь на севере Пелопоннеса и Тайгетос. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннесса, где равнины преобладают на западном побережье. Под лесом и кустарником около 44% территории.

Национальные паpки Греции: Викос-Аоос, Микра-Преспа, Эта и дp. Совершая прогулки в горах, необходимо помнить, что в Греции много пресмыкающихся (черепахи, ящерицы и змеи, в их числе — рогатая гадюка). Что касается морского дна, то греческие моря обладают довольно плавным рельефом. Средняя глубина моря не превышает 300 метров. Но встречаются и небольшие по площади впадины глубиной до 2.5 километров. А полуостров Пелопоннес с юго-запада ограничен подводными каньонами, глубина которых превышает 5 километров.

Другие статьи Греция
Халкидики-Мини Классика и отдыхАнтичность-Византия-СовременностьАквапарки в ГрецииДжип-сафари (из региона Крит)Ретимно и пещера Сфендони (из региона Крит, целый день)Сития – Топлу – Вай (из региона Крит, целый день)Неизведанный Крит (из региона Крит, целый день)Курталиотское ущелье – монастырь Превели (из региона Крит, целый день)Путешествие по Южному Криту (из региона Крит, целый день)Острова Элафониси (из региона Крит, целый день)Фестос – Гортина – Матала - Спили(из региона Крит, целый день)Ущелье Самарья (из региона Крит, целый день)Плоскогорье Лассити и пещера Зевса (из региона Крит, целый день)Круиз на Спиналонгу с остановкой в Агиос-Николаос (из региона Крит, целый день)Кносский дворец (из региона Крит, целый день)Круиз на остров Санторини (из региона Крит, 15 часов)Круиз на остров Грамвуса (из региона Крит, целый день)Круиз на остров Дия из региона КритСаронические островаКиклады

www.cash-tour.ru

Ландшафтная архитектура Древней Греции — Мегаобучалка

 

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

 

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI—VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

 

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и

новую тенденцию — более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

 

 

 

 

 

megaobuchalka.ru

Полезные ископаемые Греции. Рельеф и природа Греции

Что нам известно о природе Греции, помимо грецких орехов и знаменитых оливковых рощиц? Цель данной статьи – максимально подробно рассказать о рельефе, географическом положении, ландшафтах и полезных ископаемых Греции. Что добывают сегодня из недр южноевропейской республики?

Где расположена Греция?

Греция – это государство, занимающее южную оконечность Балканского полуострова с изрядно изрезанной береговой линией. Полный перечень всех греческих островов включает в себя свыше 1400 названий. И лишь седьмая часть из них заселена людьми. Республика омывается водами трех морей: Средиземного, Эгейского и Ионического.

природа Греции

Грецию считают колыбелью европейской культуры, родиной демократии и западной философской мысли. На ее исторических землях родились великие мыслители древности – Платон и Аристотель, Сократ и Гераклит. Именно из греческого алфавита вышли кириллица и латиница.

Современная Греция – одна из популярнейших туристических стран в мире. Ежегодно ее посещают миллионы путешественников из различных уголков Земли. Иностранных туристов привлекают не только историко-культурные памятники, но и красивейшая природа Греции, ласковое море и обилие первоклассных курортов. Ну и, конечно же, идеальный субтропический климат. На протяжении 300 дней в году в Греции светит солнце!

Ландшафтное разнообразие и рельеф Греции

Греческие ландшафты чрезвычайно многообразны. Они представляют собой сочетание чередование скалистых гор, практически безлесных холмов и густозаселенных долин. Высокая сейсмичность и густая расчлененность земной поверхности – вот что характерно для этой южной страны.

рельеф Греции

В почвенно-растительном покрове Греции четко выражена высотная зональность. Равнины и предгорья покрыты вечнозеленой субтропической растительностью – рощицами кипарисов, сосен и платанов. Выше произрастают листопадные деревья, которые ближе к отметке в 1000 метров сменяются хвойными. В высокогорных районах (1800-2200 метров) преобладают сосновые леса и дубово-буковые рощи.

Рельеф Греции преимущественно горный. Горы и нагорья занимают около 80 % ее территории. Эта особенность легко объясняется тем, что Греция целиком расположена в зоне молодой альпийской складчатости.

В западной части страны преобладают молодые горы, сложенные известняками и мергелями, в восточной – более древние кристаллические массивы. Они, как правило, невысокие (до 1800 метров). Горы Греции не имеют остроконечных вершин, однако отличаются довольно крутыми склонами.

В формировании рельефа страны большую роль сыграли процессы вулканизма. Греция – одна из самых сейсмически активных областей в Европе. Все вулканы здесь расположены вдоль южной оконечности цепи Кикладских островов. Еще одна характерная особенность греческого рельефа: горные массивы в пределах страны глубоко изрезаны хорошо развитыми речными долинами.

полезные ископаемые Греции

Основная часть полезных ископаемых Греции сосредоточена именно в горных районах. О минеральных богатствах страны пойдет речь далее.

Мраморно-серебряная Греция

Греция – это не только море, оливки и руины античных городов. Мало кто знает, что эта страна считается старейшим в Европе центром горной добычи.

Древняя Греция славилась своими медными рудниками. Один из ее городов так и называется – «медный город» (речь идет о Халкиде, что на острове Эвбея). Кузницей древнейшего государства Европы была Лаконика. Но главным богатством этой страны было, конечно же, серебро. Его добывали как на материке, так и на прилегающих к Греции островах. Известно, что серебро в Греции начали добывать почти 3500 тысячи лет назад.

Еще одно богатство Древней Эллады – это мрамор. Его добывали на острове Парос и экспортировали в разные уголки Европы. Греческий мрамор отличался высоким качеством и широким разнообразием цветовых гамм – от молочно-белого до синеватого и лилового оттенков.

месторождения бокситов

Что же добывают в Греции сегодня? И где расположены крупнейшие месторождения минеральных ресурсов в этой стране?

Полезные ископаемые Греции: список и основные месторождения

Минерально-ресурсный потенциал современной Греции достаточно велик и разнообразен. Месторождения полезных ископаемых, хоть и не очень богаты, но многочисленны.

Из топливных ресурсов в стране активно добывают бурый уголь, а также нефть и газ (в незначительных количествах). Близ Афин и на некоторых островах из недр земли извлекают железную руду, на севере страны – марганцевые, никелевые и хромовые руды. Но более всего Греция славится нерудными ископаемыми. Так, здесь в больших объемах добывают магнезит, пемзу, известняк, песчаник, а также мрамор очень высокого качества. На острове Наксос разрабатывается крупнейшее в мире месторождение наждачного камня.

В целом десятка основных полезных ископаемых Греции выглядит следующим образом:

  1. Бокситы
  2. Бариты
  3. Железная руда
  4. Золото
  5. Кобальт
  6. Марганцевая руда
  7. Никель
  8. Медь
  9. Нефть
  10. Мрамор.

Еще одно минеральное богатство Греции, о котором нельзя не упомянуть – это бокситы. По запасам этого ценного для алюминиевой промышленности сырья страна занимает одно из первых мест в Европе. Месторождения бокситов расположены в центральной Греции, а также на севере страны (близ города Флорина).

Ларимна – «никелевая столица» Западной Европы

Вот уже 90 лет в Греции продолжается активная добыча никеля. В небольшом курортном городке под названием Ларимна находится крупный комбинат полного производственного цикла, принадлежащий корпорации Larco.

Из рудников, расположенных в окрестностях города, добывается никелевая руда. Определенная ее часть сразу же отгружается в порт и экспортируется, а остальная – идет на комбинат, где из нее производят ферроникель (сплав никеля с железом).

месторождения ферроникеля

На сегодняшний день комбинат в Ларимне является крупнейшим в Западной Европе производителем ферроникеля. Его основал в 1963 году известный греческий магнат и промышленник Атансиадис Бодоссакис.

В заключение…

Греция – горная страна с живописными ландшафтами и древней историей. Горы занимают три четверти ее территории. И именно с ними связаны крупнейшие месторождения главных полезных ископаемых этой страны.

С древнейших времен в Греции добывали медь, серебро и мрамор. В одном из самых старых рудников мира, на греческом полуострове Аттика, и в наши дни ведется добыча серебряных и свинцовых руд. На сегодняшний день Греция входит в число крупнейших производителей бокситов и ферроникеля. Месторождения здесь хоть и не особо богаты, но весьма многочисленны.

fb.ru

Ландшафтная архитектура древней Греции.

Ландшафтная архитектура древней Греции

Именно в Древней Греции была предпринята первая попытка органического сочетания природного ландшафта с антропогенными элементами. Акрополи и театры греческих полисов, составляющие центры городских композиций, а также сами города, как бы вырастают из ландшафта. Таков ансамбль Афинского акрополя, выглядящей как культурное завершение той скалы, на которой он воздвигнут.

Интересной представляется внутренняя структура городских комплексов, представляющая живописное и хорошо продуманное сочетание крупных улиц, монументальных сооружений и общественных площадей – агор. Классический пример греческой городской планировки – центр города Эфеса, мастерские вписанные в пространство между двумя холмами и морем.

Греки умело использовали вертикальную планировку площадей – агор, расчленяя их пространство с помощью протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. В формировании открытых пространств греческого города активно участвовала скульптура. Так, вдоль главной улицы Эфеса ставят статуи выдающихся людей города. К числу произведений ландшафтной архитектуры относится статуя Афины Промахос Афинского акрополя и Колос Радости.

В античной Греции была разработана система пропорций – принципы золотого сечения и модуля, соотношение частей целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении – планировочном решении ансамбля. Различные размеры храмов и других архитектурных форм (например на Афинском акрополе), их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурсов и пластики, ориентированная на линию движения к главному объекту комплекса. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь комплекс воспринимается постепенно, по мере раскрытия картины, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей основных сооружений рельефу или линии морского побережья.

Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в совмещенном ландшафтном искусстве. Зачатки садово-паркового искусства Греции относятся к X–VIII в.в. до н.э. – это священные рощи нимфей и героон. Затем появились ФИЛОСОВСКИЕ САДЫ – настоящие парки с аллеями, обсаженными тополями, платанами и маслинами. Они явились предками ПЕЙЗАЖНЫХ ПАРКОВ. Зеленое оформление агор складывалось из рядовых посадок деревьев вдоль дорог и сооружений. Начиная с III-го в. до н.э. храмы стали с 3-х сторон обсаживаться регулярной посадкой деревьев в 2 ряда. В первом ряду – небольшие деревья (гранатовые или айва) – во втором ряду – лавр или самшит (тоже невысокие). Примечательны рядовые посадки платана вдоль главных улиц и крытых галерей. Начиная с III-I-го веков до н.э. внутренние дворики – перистили стали украшаться цветами, фонтанами и скульптурой.

[Павлов С.Я., "Словарь терминов ландшафтной архитектуры", Санкт-Петербург, 2002.]

porom.ru

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн

Часть V. Сады Антиохии

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн. Продолжение,  начало здесь.

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн

Приена. Жилой дом патриция

Еще более Александрии своими садами славилась Антиохия — столица государства Селевкидов. В садах Антиохии, простиравшихся до подножия гор и к реке Оронт, было устроено множество садовых домиков, купален, портиков, фонтанов. Из Антиохии по извилистой дорожке, бегущей через пьянящие своими запахами виноградники, розовые клумбы, можно было попасть в дивный сад удовольствий Дафны со многими прохладными источниками, украшенный гротами, фонтанами, скульптурой, крытыми аллеями — перголами, увитыми плющом, виноградом.

  1. первоначальный план
  2. реконструкция общего вида

а) входб) дворв) гостиная хозяина

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн

Святилище Аполлона в Дельфах

Important!

Уважаемые садоводы, цветоводы и строители. Присылайте Ваши истории по выращиванию овощей, цветов и других растений. Мы ждем от Вас фотографии вместе с вами, семьей на фоне посадок. Фотографии будут размещены на сайте в рубрике галерея или в тематической статье.

Памятники архитектуры Древней Греции являются одновременно памятниками ландшафтного искусства, благодаря исключительно органичному включению в природное окружение. Ошеломляющее впечатление производило святилище Аполлона в Дельфах. Горы вокруг храма создавали многократное эхо — удивительное наслоение повторяющихся, усиливающихся звуков. Г. Флобер описал свое впечатление следующим образом: «…узкая долина между двух почти отвесных гор, дно покрыто черными оливковыми деревьями, красные, зеленые горы, всюду пропасти, в глубине — море, а на горизонте — снежные вершины… Вот местность, подходящая для религиозных ужасов…». Попадающий сюда человек, даже по прошествии многих веков после возведения святилища, чувствует соприкосновение с божественным величием. Замечательными рукотворно-природными творениями являются вырастающий из скалы ансамбль Афинского акрополя, сотворенный из мрамора, неба, воздуха; знаменитые афинские театры Диониса, Герода Аттика, театр в Эпидавре, как бы втягивающие зрителя в огромные воронки амфитеатров — кратеры «вулканических» трагедий, комедий.

Олива и лавр

Античные сады Греции, Рима: история ландшафтного дизайна

Священная олива у Эрехтейона

Important!

Уважаемые садоводы, цветоводы и строители. Присылайте Ваши истории по выращиванию овощей, цветов и других растений. Мы ждем от Вас фотографии вместе с вами, семьей на фоне посадок. Фотографии будут размещены на сайте в рубрике галерея или в тематической статье.

Пониманием красоты природы проникнуты поэтичные, изысканно красивые древнегреческие легенды о происхождении цветов, растений, игравших в жизни древних греков значительную роль. Особое отношение вызывали у них олива, лавр. Много веков афиняне следят за тем, чтобы у стен Эрехтейона всегда росла олива. Она и сейчас там, где по мифу об основании города выросла олива, посаженная богиней Афиной, покровительницей города. Оливковыми, лавровыми венками увенчивались головы победителей игр. Ветка лавра олицетворяла «лавроносного» Аполлона, бессмертие, триумф, победу.

История садово-паркового искусства

В дни праздников, посвященных Аполлону, после осеннего сбора урожая, молодежь шла с песнями по улицам Афин, неся в руках «иресионы» — ветки оливы или лавра, перевитые шерстяными лентами. Эти ветки, прикрепленные к дверям дома, обещали изобилие еды и питья и сохранялись до следующего года. Во время праздников в честь бога Адониса, рожденного из дерева, гречанки поднимались на крыши, чтобы выставить там «миниатюрные сады», орошая их слезами в надежде, что Адонис возродится. Далее…

Если Вам понравилась статья, то поддержите нас материально. Пройдя по ссылке и следуя инструкции, вы переведете всего лишь 5 рублей! Благодарим Вас за Вашу поддержку! Если найдете ошибку, то пишите в комментариях к статье, и мы вам переведем 5 рублей.

Important!

Подписавшись на новости, вы будете в курсе появления интересующей вас информации, а также проводимых акциях.

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

 

Античная Греция и Рим: ландшафтный дизайн

Поделиться ссылкой:

Похожее

www.best-gardens.ru

Рельефы Древней Греции. | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Читайте также:
  1. II. Древнейший государственный строй
  2. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 1 страница
  3. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 10 страница
  4. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 11 страница
  5. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 12 страница
  6. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 13 страница
  7. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 2 страница
  8. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 3 страница
  9. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 4 страница
  10. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 5 страница
  11. А. Н. Чанышев — … Курс лекций по древней философии 6 страница
  12. А. Н. Чанышев — Курс лекций по древней философии 7 страница

Рельеф — выпуклое изображение на плоскости. В искусстве рельефа представление объема и пространства достигается в меньшей мере зрительными (оптическими) качествами, а в большей — двигательно-осязательными свойствами художественной формы

Рельеф как художественная форма давно был известен в странах Востока, но на эллинской почве он получил особое развитие и особое применение. Рельеф как изображение на плоскости сроден живописи, и это сходство в способах выражения сказалось в греческом искусстве в том, что в развитии художественных форм рельеф следовал за развитием живописи.

Греки понимали, что рельеф занимает среднее положение между живописью и скульптурой, что он, подобно живописи, обладая возможностями для передачи многофигурных сложных композиций, в то же время может придать последним и известную объемность. Это делало его прекрасным средством для украшения зданий, так как давало возможность развить на архитектурных сооружениях видимые на большом расстоянии композиции с повествованиями о богах и героях.

И в конструкции греческого храма имелись детали, прекрасно подходящие для такой декоровки: метопы, фризы и фронтоны, не выполнявшие прямых конструктивных функций, могли быть свободно использованы для фигурных украшений, без нарушения ясной тектоники храма. Здесь открывалось широкое поле для применения рельефа, но вместе с тем последний становился декоративным, т. е. был связан отводимым для него строго ограниченным пространством, к которому он должен был приспособляться; кроме того, художник обязан был считаться со всем архитектурным оформлением храма.

Декоративный рельеф должен был, следовательно, развиваться в сторону создания единых по своему сюжету крупных композиций, приноровленных к данной форме поля и в смысле внешнего впечатления согласованных с архитектурными формами храма. Эта трудная задача разрешена была не сразу. Архаическая эпоха добилась определенных результатов только для фронтона.

Требования, предъявляемые к декоративному рельефу, повлияли прежде всего на создание в Греции высокого рельефа (горельефа). Плоский рельеф (барельеф), едва отделяющийся от фона, не мог дать достаточно сильного зрительного впечатления в окружении мощных архитектурных частей дорийского храма и на той значительной высоте, на которой находились метопы и фронтоны. Отсюда развитие высокого рельефа, который затем перерос в фронтонах в круглую скульптуру.

Развитие фронтонных композиций протекало следующим образом. Фронтон представляет треугольник, ограниченный с двух сторон крышей, а с третьей стороны — гейсоном (карнизом) антаблемента. Художнику предстояло создать такую композицию, которая была бы единой, не нарушала пропорциональности отдельных фигур и в то же время занимала бы все поле фронтона, вплоть до его острых углов.

Древнейшая из известных нам фронтонных композиций, украшавшая храм начала VI в. до н. э. на о. Корфу (древней Керкире), еще очень далека от удовлетворительного решения этой задачи. Вместо единой многофигурной композиции мастер дал здесь ряд не связанных друг с другом сцен и фигур. В центре помещается огромная, во всю высоту фронтона, фигура бегущей Медузы и рядом с ней ее дети — герой Хризаор и крылатый конь Пегас.

В углах фронтона помещены миниатюрные по размеру действующих лиц сцены борьбы: в правом — Зевс с гигантом, в левом — еще не истолкованная сходная композиция. Чтобы сгладить контраст между колоссальной Медузой и мелкофигурными группами в углах, художник поместил справа и слева от Медузы по большой, чисто орнаментально трактованной пантере.

Цельная по сюжету композиция встречается на маленьком рельефном фронтоне одной из сокровищниц афинского Акрополя первой половины VI в. до н. э. Художнику удалось представить здесь один из подвигов Геракла — борьбу с гидрой — и удачно заполнить углы фронтона туловищем змея-чудовища и огромным раком, приползающим по повелению Геры на место битвы.

Однако пропорции фигур этой композиции не выдержаны, и художнику пришлось заставить коней, запряженных в колесницу Геракла, опустить головы и обнюхивать рака для того, чтобы поместить их во фронтоне.

На афинском Акрополе найдено было еще несколько фронтонных композиций VI в. до н. э. На примере этих памятников можно видеть, что во второй половине VI в. до н. э. скульптурное убранство фронтонов состоит уже не из рельефных, а из частично или полностью отделившихся от фона фигур. Благодаря этому фронтонные композиции стали несравненно более доступны для обозрения с земли.

В работах мастеров Древней Греции преобладали темы лирического характера. Рукой безвестного скульптора были исполнены рельефы с изображением рождения Афродиты из морской пены. Две хариты поднимают богиню из воды, осторожно поддерживая ее под руки. Будто пробудившаяся от долгого сна, повернув голову, она смотрит на мир. В резком повороте ее головы выражены удивление, радость, восторг перед открывающимся миром. Тонкий, почти прозрачный хитон влажен. Его прилипшая к телу ткань повторяет формы прекрасной богини. Если в таких архаических статуях, как Артемида Делосская или Гера Самосская, одежда была скрывавшей тело преградой, то здесь она воспринимается как отзвук рельефа фигуры, "эхо человеческого тела" В характере рельефа много очарования и нежности. В Афродите нет ни любовной неги, ни величия, свойственных позднейшим изваяниям. В ее облике, скорее, подчеркнуты решительность, уверенность, властность. Время и стиль делают таким даже образ Афродиты, придавая ей особую прелесть. Метафорическую ткань поэтического образа начинают сопровождать реальные элементы пейзажа: чтобы убедить зрителей в действительности происходящего, мастер показывает под ногами харит морскую прибрежную гальку.

Иные чувства пронизывают женские надгробия этой поры, хотя и в них нашли воплощение нежность и грация. В стеле Юстинианы из собрания Берлинского музея показана девушка с коробочкой-пиксидой в левой руке. Правой она посыпает душистыми травами огонь жертвенника. Ниспадающие складки одежд, подчеркивающие ее стройность, находят отзвук в вертикали мраморной плиты. Плавное движение руки вносит ноту печали в ритмику пластических форм.

Скульптуры Парфенона — мифы в камне. Все 92 метопы храма были украшены мраморными горельефами. На метопах западного фасада была изображена битва греков с амазонками, на главном, восточном фасаде – битва богов с гигантами, на северной стороне храма – падение Трои, на южной, лучше сохранившейся, – борьба лапифов с кентаврами. Темы эти имели глубокий смысл для древних эллинов. Битва богов и гигантов утверждала, в образе борьбы космических сил, идею победы человеческого начала над первозданными стихийными силами природы, олицетворенными чудовищными гигантами, порождением земли и неба. Близка по значению первой теме и тема борьбы греков-лапифов с кентаврами. Троянские сюжеты имели более непосредственное историческое значение. Исторический миф о борьбе греков с троянцами, олицетворяющими малоазийский Восток, ассоциировался в представлении эллинов с недавно одержанной победой над персами.

Большая многофигурная группа, помещенная в тимпане восточного фронтона, была посвящена мифу о чудесном рождении богини мудрости Афины из головы Зевса. Западная же группа изображала спор Афины и Посейдона за обладание Аттической землей. Согласно мифу, спор решался сравнением чудес, которые должны были произвести Посейдон и Афина. Посейдон, ударив трезубцем о скалу, исторг из нее соленую целебную воду. Афина же создала оливковое дерево – эту основу сельскохозяйственного благополучия Аттики. Боги признали чудесный дар Афины более полезным людям, и владычество над Аттикой было передано Афине. Таким образом, западный фронтон, который первым встречал направляющуюся к Парфенону торжественную праздничную процессию, напоминал афинянам о том, почему именно Афина стала покровительницей страны, а главный, восточный фронтон, у которого заканчивалась процессия, был посвящен теме чудесного рождения богини–покровительницы Афин и торжественному изображению Олимпа.

Вдоль стены наоса за колоннами, как уже упоминалось, шел зофор, изображающий праздничное шествие афинского народа в дни Великих Панафиней, что непосредственно самой своей темой связывало ясно продуманный ансамбль скульптур Парфенона с реальной жизнью.

Скульптуры Парфенона дают ясное представление о том огромном пути, который был пройден греческим искусством за какие-нибудь 40-50 лет, отделяющие время создания акропольского комплекса от скульптур Эгинского храма.

Сохранившиеся метопы, посвященные преимущественно борьбе лапифов с кентаврами, представляют собой двухфигурные композиции, последовательно развертывающие перед зрителем перипитии этой борьбы. Поражает разнообразие движений и неистощимое богатство мотивов борьбы в каждой новой паре сражающихся. То кентавр, занеся над головой тяжелую чашу, нападает на упавшего и закрывающегося щитом лапифа, то сплелись в жестокой схватке, вцепившись друг другу в горло, лапиф и кентавр, то, широко раскинув руки, гарцует над безжизненным телом павшего грека кентавр-победитель, то стройный юноша, схватив левой рукой за волосы кентавра, останавливает его стремительный бег, а правой заносит меч для смертельного удара.

Метопы эти были явно выполнены разными мастерами. В некоторых из них еще есть та резкая угловатость движения и подчеркнутая передача отдельных деталей, которая была, например, в западном фронтоне храма Зевса в Олимпии, посвященном тому же сюжету. В других, притом самых лучших, можно видеть все мастерство высокой классики в естественном и свободном воспроизведении любого реального действия и то глубокое чувство меры, которое неизменно сохраняет гармоническую красоту образа совершенного человека. Движения лапифов и кентавров в этих метопах непринужденно свободны, они обусловлены только характером той борьбы, которую они ведут, – в них не остается никаких отзвуков слишком очевидного и строгого подчинения архитектурной форме, какое было еще в метопах храма Зевса в Олимпии. Так, в превосходном рельефе Парфенона, где полуобернувшийся назад лапиф, властной рукой ухватив за волосы кентавра, останавливает его стремительный бег и сгибает его тело, подобно тому, как сгибают тугой лук, композиция подчинена логике движения фигур и сцены в целом и, вместе с тем, естественно соответствует пределам отведенного архитектурой пространства.

Этот принцип как бы непроизвольной, свободно возникающей гармонии архитектуры со скульптурой, полностью осуществляющей свои образные задачи и не разрушающей при этом архитектурного целого, – одна из важнейших особенностей монументальной скульптуры высокой классики.

На этом же принципе построены и композиции обоих фронтонов. При рассмотрении любой из фигур фронтонов в отдельности трудно предположить, что они включены в композицию, строго определенную архитектурной конструкцией. Так, поза полулежащего юноши Кефала с восточного фронтона вполне обусловлена самим мотивом движения фигуры, и, вместе с тем, она легко и ясно «вписывается» в острый угол фронтона, в котором находилась эта статуя. Даже на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии движения фигур при всей их реалистической правдивости, в общем, были строго развернуты по плоскости фронтона. В таких статуях Парфенона, как Кефал (по другому толкованию – Тезей), достигнута полная свобода и естественность движения.

О композиции восточного фронтона и, прежде всего, о ее несохранившейся центральной части можно судить по рельефу на так называемом Мадридском путеале, где, впрочем, нарушен принцип треугольного расположения фигур. Фидий отказался от выделения оси симметрии композиции вертикально стоящей центральной фигурой. Прямая связь, которую получала при таком решении композиции фронтона с ритмом колоннады, была заменена гораздо более сложным соотношением. Свободные в своих движениях, полные жизни фигуры создавали группу, естественно размещенную в пределах треугольника фронтона и образующую ясно законченное и замкнутое в себе художественное целое. В центре фронтона были изображены сидящий на троне полуобнаженный Зевс и справа от него – полуобернувшаяся к нему и быстро двигающаяся к правому краю фронтона Афина в длинном хитоне и вооружении. Между ними в вершине треугольника находилась парящая в воздухе Ника (Победа), венчающая Афину. За Зевсом, налево, был изображен Прометей (или Гефест), отшатнувшийся назад с топором в руке; справа от Афины – сидящая фигура Деметры, присутствовавшей здесь, вероятно, в своей роли родовспомогательницы. Таким образом, равновесие композиции было достигнуто здесь сложным перекрестным соответствием спокойно сидящих и стремительно движущихся фигур. Далее, по обе стороны центральной группы, располагались другие боги Олимпа. Из всех этих фигур сохранилась лишь сильно поврежденная крайняя левая – Ирида, вестница богов. Она полна бурного движения: складки ее длинной одежды развеваются от ветра, игра света и тени еще более усиливает динамику этой статуи. Слева, в самом углу фронтона, был помещен Гелиос – бог солнца, поднимающийся из вод Океана на квадриге; справа – опускающаяся книзу, также как и Гелиос, срезанная нижней чертой фронтона, богиня ночи Никс (или Селена) со своим конем. Эти фигуры, обозначавшие смену дня и ночи, тем самым показывали, что рождение Афины имеет значение для всей вселенной от востока до крайнего запада.

Из уцелевших статуй сильно разрушенного западного фронтона наиболее совершенны Кефис, плавные, текучие линии тела которого, действительно, словно олицетворяют реку Аттики, группа Кекропа, легендарного основателя Афинского государства, с его молодой дочерью Пандросой, и фигура Ириды.

Красота и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты отбором тех тонко прочувствованных естественных движений, которые своей свободной целесообразностью с наибольшей полнотой передают пластическую красоту и этическое совершенство человека.

Фриз (зофор) Парфенона дает ясное представление об особенностях построения классического рельефа. Все планы, на которые расчленяется рельеф, идут параллельно друг другу, образуя как бы ряд слоев, замкнутых между двумя плоскостями. Сохранению плоскости стены содействует единое, направленное строго параллельно плоскости стены движение многочисленных фигур. Ясная смена планов и ясный ритмический строй фриза рождают впечатление необычайной целостности изображения.

Фриз начинается со сцен подготовки юношей-всадников к шествию. Спокойные движения юношей, завязывающих ремни на сандалиях или чистящих коней, оттеняются время от времени вторгающимся сюда резким движением вставшего на дыбы коня или каким-либо стремительным жестом юноши. Далее мотив движения развивается все более быстро. Сборы закончены, начинается само шествие. Движение то убыстряется, то замедляется, фигуры то сближаются, почти сливаясь друг с другом, то пространство между ними расширяется. Волнообразный ритм движения пронизывает весь фриз. Особенно замечательна вереница скачущих всадников, в которой мощное в своем единстве движение складывается из бесконечного многообразия схожих, но не повторяющихся движений отдельных фигур, различных и по своему облику. Не менее прекрасно строгое шествие афинских девушек, длинные одежды которых образуют мерные складки, напоминающие каннелюры колонн Парфенона. Ритм движения девушек особенно оттеняется повернутыми навстречу мужскими фигурами (распорядителей празднества). Над входом, на восточном фасаде – боги, смотрящие на процессию. Люди и боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности делал возможным для афинян горделивое утверждение эстетического равенства образа человека образам божеств Олимпа. Художники этого времени в своих произведениях обнаруживают склонность к успокоению на достигнутом и стремление к утонченности и внешней эффектности. Но эта задержка была кратковременной. За ней последовал новый бурный порыв, который подвел греческое искусство архаического периода к самой грани перехода в новое качество.

Этот скачок, имевший всемирно-историческое значение, должен рассматриваться как надстроечное явление, возникшее в результате становления афинской демократической республики и подобно последней бывшее результатом длительного исторического развития.

refac.ru


Смотрите также